Научная статья на тему 'Пересказ на уроке чтения как средство коррекции и развития познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта'

Пересказ на уроке чтения как средство коррекции и развития познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4979
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСКАЗ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / RETELLING / INFORMATIVE ACTIVITY / SPEECH ACTIVITY / INTELLIGENCE INFRINGEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебыкина Татьяна Александровна

В статье раскрываются особенности овладения пересказом учащимися с нарушением интеллекта, даются методические рекомендации по обучению данных детей доступным для них видам пересказов в условиях коррекционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETELLING IN CLASS READING AS A MEANS OF CORRECTION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE AND SPEECH ACTIVITY OF INTELLECTUALLY DISABLED STUDENTS

The article shows the peculiarities of mastering the retelling by the students with intellectual disabilities. The author gives recommendations on applying feasible types of retelling for these students in the conditions of special education.

Текст научной работы на тему «Пересказ на уроке чтения как средство коррекции и развития познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта»

Т. А. Чебыкина,

Екатеринбург, Россия

ПЕРЕСКАЗ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: В статье раскрываются особенности овладения пересказом учащимися с нарушением интеллекта, даются методические рекомендации по обучению данных детей доступным для них видам пересказов в условиях коррекционного обучения.

Ключевые слова: пересказ, познавательная деятельность, речевая деятельность, нарушения интеллекта.

Сведения об авторе: Чебыкина Татьяна Александровна, к.п.н., доцент; кафедры методик преподавания школьных дисциплин.

Место работы Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017, 116 ауд., тел.:(343) 2357631_________

Одним из важнейших видов работы над текстом изучаемого произведения на уроке чтения является пересказ. Пересказ - это недословное воспроизведение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста. Цель пересказа на уроке чтения - выявление правильности и глубины понимания содержания произведения. Воспроизводя прочитанный текст, ученик воссоз-

T. A. Chebykina

Yekaterinburg, Russia

RETELLING IN CLASS READING

AS A MEANS OF CORRECTION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE AND SPEECH ACTIVITY OF INTELLECTUALLY DISABLED STUDENTS

Abstract. The article shows the peculiarities of mastering the retelling by the students with intellectual disabilities. The author gives recommendations on applying feasible types of retelling for these students in the conditions of special education.

Keywords: retelling, informative activity, speech activity, intelligence infringements.

Information about the author: Tatiana A. Chebykina, Ph.D., Assistant Professor, Chair of Methodology of Teaching School Subjects in Special (Correctional) Schools.

Place of work: the Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26,

дает его фактическое содержание, глубже осознает внутриконтекстные смысловые связи между эпизодами, персонажами, событиями произведения. Это способствует более глубокому усвоению содержания, лучшему его запоминанию, а также усиливает эмоциональное и эстетическое воздействие произведения на детей. Именно качество пересказа является показателем правильности

и глубины понимания смысла произведения школьниками.

Пересказ как один из видов работы над текстом имеет многоаспектное коррекционно-развивающее значение. Он способствует интеллектуальному развитию учащихся и, в первую очередь, развитию их логического мышления. Подготовка к пересказу и сам пересказ заставляют учащихся вдумываться в содержание прочитанного, размышлять над ним, делать сопоставления, выводы. Все это способствует развитию высших познавательных функций учащихся.

Пересказ активизирует не только логическое, но и образное мышление, поскольку является творческим процессом, происходящим в сознании ученика. Он ставит ученика в ситуацию, когда ему нужно отчетливо и ярко представить себе каждый художественный образ, всю ситуацию, созданную автором в произведении. Это способствует развитию воссоздающего воображения, образного мышления, которые позволяют на основе слов текста представить картину жизни, созданную писателем в произведении.

Кроме этого, пересказ способствует закреплению процессов памяти, развитию и увеличению объема оперативной памяти, которая активно функционирует в процессе работы над текстом произведения. Пересказ предполагает воспроизведение ранее воспринятого текста, поэтому в значительной мере основывается на запоминании содержания. Сам процесс пересказа прочи-

танного способствует лучшему запоминанию школьниками содержания произведения, его сюжета, образов. Многое из прочитанного? именно благодаря пересказу? надолго сохраняется в памяти ученика.

Пересказ имеет большое значение для развития эмоциональной сферы учащихся. Воспроизводя содержание, ученик переживает эмоциональное состояние героев, напряженность ситуации, в которой они оказались. Это вызывает в нем самом эмоциональный отклик на прочитанное, сопереживание героям. Ученик выражает свои читательские впечатления при помощи различных средств интонации, мимики, жестов, телодвижений, активно проявляет свое отношение к прочитанному, что благоприятно влияет на развитие его эмоциональной сферы.

Помимо положительного воздействия на познавательную деятельность и эмоциональную сферу учащихся пересказ является активным средством развития всех уровней речи детей: лексического, грамматического, текстового. В первую очередь, происходит активизация словарного запаса учеников. В процессе пересказа ученик отбирает те слова и выражения, которые позволяют ему с наибольшей полнотой и точностью передавать содержание текста, его эмоциональную сторону, собственное отношение к произведению. Все это способствует активному усвоению лексического состава текста и его

дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения своих мыслей, чувств.

В пересказе закрепляются навыки синтаксического оформления речи, поскольку основной единицей связной речи является предложение. В процессе пересказа у учащихся формируются важные коммуникативные умения быстро и правильно оформлять свои мысли в словесной форме, выбирать наиболее удачную синтаксическую конструкцию для их выражения, строить различные виды предложений, следить за их смысловой законченностью и грамматическим оформлением. Все это способствует совершенствованию грамматического уровня речи детей.

Наконец, пересказ является основным средством развития связной устной речи учащихся. В процессе воспроизведения прочитанного произведения у детей формируются важнейшие качества связной речи, такие, как содержательность, полнота, точность, логичность, выразительность изложения текста. Умения излагать свои мысли последовательно, придерживаться темы, не отвлекаться от неё являются важнейшими умениями связной речи.

Учащиеся с нарушением интеллектуального развития испытывают большие трудности в овладении пересказом. Особенности пересказов данными учениками исследовали многие дефектологи: В. Я. Василевская, Г. М. Дульнев, Р. К. Луцкина, Л. А. Одинаева, В. А. Озолайте, В. Г. Петрова, Л. Г. Торшина и др.

Все исследователи отмечают нарушение полноты и точности передачи содержания, а также логиковременных связей повествования. Это выражается в пропуске важных для понимания общего смысла произведения эпизодов текста, существенных деталей, действующих лиц, отсутствие или ошибочное указание на место, время действия, искажение поступков, реплик персонажей. Это приводит к нарушению развернутости высказывания, упрощенной, приближенной передаче фактического содержания произведения. В более тяжелых случаях может иметь место частичное воспроизведение текста, например: начало и середина или начало и конец рассказа.

Нарушение последовательности изложения текста проявляется в беспорядочном, хаотичном воспроизведении содержания, без логической взаимосвязи и обусловленности между событиями, поступками героев или неправильном установлении внутриконтекстных связей. Имеют место структурные искажения в передаче содержания: персеверация эпизодов рассказа, возвращения к ранее сказанному, затруднения в определении продолжения рассказа, которые проявляются в том, что дети не могут вспомнить эпизод, который произошел за только что рассказанным эпизодом.

Распространенным нарушением пересказов детей является фрагментарность передачи содержания. Это выражается в том, что учащиеся вместо связного осознанного изложения

механически воспроизводят отдельные эпизоды текста, которые привлекли их внимание, запомнились вне связи с контекстом, общим смыслом произведения. Поэтому зачастую их пересказы представляют собой наборы отдельных текстовых звеньев, логически не связанных между собой.

Своеобразной особенностью пересказов учащихся с нарушением интеллекта являются неадекватные привнесения, которые проявляется в том, что при воспроизведении содержания дети необоснованно привносят в пересказ эпизоды, которые отсутствуют в исходном тексте. Это объясняется тем, что пересказывая текст, ученик забывает какой-либо момент в содержании и заменяет его новым, возникающим по аналогии с прочитанным. В других случаях, ситуация текста, какая-либо деталь или даже отдельное слово, по каким-либо причинам привлекшие внимание ученика, могут вызвать в его сознании побочные ассоциации на основе имеющихся знаний по теме рассказа или жизненного опыта, которые и становятся базой для привнесения, порой лишь в очень отдаленной степени связанные с содержанием пересказываемого.

Кроме этого, характерной тенденцией пересказов данных учащихся является стремление к дословной передаче содержания. Так, по данным Г. М. Дульнева, 14 % текста ученики передают дословно, точно воспроизводя отдельные фрагменты содержания, поскольку

запоминают текст благодаря более сохранной механической памяти.

Лексическое оформление пересказов отличается однообразием, тавталогичностью, преобладанием в речи имен существительных и глаголов. Характерно необоснованно частое и беспорядочное использование местоимений, что приводит к затруднению понимания сказанного. Ряд слов неоднократно, назойливо повторяется (потом, он).

Значительно нарушается синтаксическое оформление пересказов. Учащиеся пользуются преимущественно простыми малораспространенными предложениями, далеко не всегда логически законченными. Отмечается упрощение структуры предложений в результате замены сложных предложений простыми, а также уменьшение их объема за счет пропуска второстепенных членов (определений, обстоятельств), что отрицательно отражается на раскрытии пространственных, временных, целевых отношений.

Широкое распространение имеет аграмматичность построения предложений: нарушение синтаксических норм связи слов (согласования, управления), неточное употребление или пропуск предлогов и т.д. Кроме этого, в пересказах детей практически отсутствуют средства межфразовой связи, поэтому пересказы зачастую представляют собой сумму отдельных предложений и отрывков фраз стилистически и логически плохо связанных между собой.

Пересказы отличаются интона-

ционной невыразительностью речи. В процессе пересказа речь детей теряет индивидуальные особенности, приобретает характер словесного стереотипа, становится напряженной, монотонной. Пересказы сопровождаются большим количеством ненужных пауз, вызванных неумением выразить начатую мысль до конца, трудностью подбора необходимых слов для передачи содержания, а также забыванием последующего содержания и другими причинами.

Таким образом, на основании перечисленных недостатков, пересказы прочитанного произведения учащихся с недоразвитием интеллекта характеризуются многочисленными нарушениями воспроизведения как смысловой стороны содержания, так и его синтаксического, стилистического, интонационного оформления в речи.

Учитывая большие коррекционно-развивающие возможности

пересказа для совершенствования высших познавательных процессов и всех уровней речи учащихся с нарушением интеллекта, в школе VIII вида работе над пересказом уделяется значительное внимание. Наиболее благоприятные условия для применения данного вида работы с текстом имеются на уроках чтения при воспроизведении содержания изученных произведений.

В коррекционной школе VIII вида в зависимости от класса обучения, жанра произведения, его объема используются различные

виды пересказов. В методике чтения выделяют следующие группы пересказов:

- по полноте передачи содержания: подробный, выборочный и краткий;

- по словесному оформлению: близкий к тексту и свободный;

- творческие пересказы: с изменением лица рассказчика, изменением времени повествования, от лица одного из персонажей, с продолжением сюжетной линии.

Подробный пересказ - это воспроизведение содержания в полном объеме и последовательности, соответствующей исходному тексту. При данном пересказе каких-либо языковых или структурных изменений с текстом не выполняется, содержание передается в соответствии с оригиналом текста так, как оно воспринимается при чтении.

Подробный пересказ является одновременно и близким к тексту по языковому оформлению, служит основой обучения пересказам других видов. Это наиболее простой и доступный вид пересказа для учащихся с нарушением интеллекта, он положительно влияет на красочность, полноту их речи, обогащает знания достоверными сведениями об окружающем мире.

Подробному, близкому к тексту пересказу предшествует тщательный анализ содержания, поскольку выполнение любой творческой работы с текстом требует, прежде всего, глубокого знания произведения, хорошей ориентации в нем. В процессе аналитического

чтения уточняется фактическое содержание: место, время события, герои произведения, в какой ситуации они находятся, какие поступки совершают. Одновременно проводится работа по выявлению внутри-контекстных смысловых связей между событиями, поступками героев, выяснением мотивов поступков, эмоционального состояния персонажей, определение присущих им черт характера и т.д. Особое значение придается лексической работе, уточняется значение слов, объясненных учащимся на подготовительном этапе, раскрывается смысл образных выражений, обращается внимание на их точность, выразительность.

После уяснения содержания учащиеся 1-2 классов подробно пересказывают текст по вопросам учителя, каждый из которых относится к содержанию одного - двух предложений. Кроме этого, подробной передаче содержания способствует серия сюжетных картинок или картинный план, которые помогают ученикам последовательно и достаточно подробно пересказать содержание. Картинки делают наглядной последовательность описанных в тексте событий, конкретизируют содержание, помогают избежать персевераций при передаче содержания, поскольку наглядно отграничивают то, что сказано от того, что еще предстоит сказать.

С третьего класса учащиеся подробно передают содержание прочитанного по словесно-логическому

плану, который либо коллективно составляется в процессе аналитического чтения, либо имеется в готовом виде в методическом аппарате учебника. Основная функция плана на уроке чтения - помочь учащимся полно и последовательно пересказать содержание прочитанного. Пункты плана должны состоять из распространенных повествовательных или вопросительных предложений, которые содержат больше информации о смысловой части, поэтому являются хорошей опорой для ученика при пересказе, помогают вспомнить содержание.

При подробном, близком к тексту пересказе возможно заучивание небольших отрывков, важных для понимания идеи произведения. Так, при изучении рассказа Пантелеева «Честное слово» целесообразно заучить заключительные строчки произведения: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет... можно ручаться, что это будет настоящий человек».

Выборочный пересказ предполагает извлечение из исходного текста небольшой части его содержания. Данный пересказ в соответствии с программой по чтению используется в коррекционной школе только с 4 класса, поскольку представляет собой достаточно сложный вид работы с текстом, предъявляет серьезные требования к мыслитель-

ной деятельности учащихся. Выборочный пересказ основан на сложной аналитико-синтетической работе с текстом, предполагает нахождение необходимых частей в содержании, логическое объединение их между собой и абстрагирование от содержания, которое не связано с целью задания.

Само название выборочного пересказа указывает на то, что основным его признаком является выбор, отбор из всего содержания определенных смысловых частей, которые необходимо воспроизвести в соответствии с целью задания. Выборочный пересказ имеет следующие варианты: воспроизведение

эпизода, воспроизведение одной сюжетной линии произведения, воспроизведение материала, связанного с характеристикой героя.

Наиболее простым вариантом выборочного пересказа является воспроизведение какого-либо эпизода произведения, события, картины природы, внешнего вида или поступка персонажа, условий его жизни, сцену встречи или разлуки героев и т.п. Содержание для данного пересказа сконцентрировано в пределах одной смысловой части текста. Для его передачи ученику необходимо владеть двумя умениями:

- найти в тексте место, в котором содержится основной материал для пересказа;

- при пересказе эпизода суметь отвлечься от всего остального содержания, которое не относится к цели задания.

Несколько сложнее даются ученикам пересказы описаний природы, которые труднее выделить из текста, чем поступок или деятельность героя.

Разновидностью данного пересказа является пересказ по текстовой иллюстрации, который предполагает воспроизведение части содержания по рисунку к тексту.

Более сложным видом пересказа является воспроизведение одной сюжетной линии. Как правило, в произведении имеется несколько сюжетных линий, выбирается одна из них и предлагается воспроизвести ее, отвлекаясь от всего остального содержания, которое ей сопутствует. Для воспроизведения одной сюжетной линии необходимо выбрать из всего содержания ряд эпизодов, связанных с тем или иным персонажем и сосредоточить на них внимание. Таким образом, ученик должен осуществить сложный анализ всего содержания произведения.

Затем необходимо выполнить трудную синтетическую работу по логическому объединению эпизодов так, чтобы получился связный рассказ. Для этого выбранные для пересказа эпизоды нужно скомпоновать в сложное синтаксическое целое, найти средства межфразовой связи, продумать вступление и концовку рассказа. Кроме этого, ученик должен позаботиться о том, чтобы в рассказ не вошло то содержание, которое он знает, но с целью пересказа оно не связано, т.е. необходимо абстрагироваться от определенной части текста.

Например: при изучении сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» для выборочного пересказа по воспроизведению одной сюжетной линии можно дать задание рассказать о том, как Лиса преследовала Серую Шейку. Эта сюжетная линия включает 4 эпизода:

- первый раз Лиса появляется на берегу, когда река только стала замерзать;

- затем, когда река покрылась тонким льдом и Лиса еще не могла добраться до полыньи;

- когда река покрылась крепким льдом и Лиса садилась на край полыньи и зло подсмеивалась над уточкой;

- и, наконец, когда охотник Акинтич чуть не убил её у полыньи.

Эти эпизоды описаны в разных местах текста, между ними есть описание наступающей зимы, описание трудностей, которые испытывала Серая Шейка с приходом зимы, её разговоры с Зайцем и др. Учителю необходимо помочь учащимся провести анализ текста и выбрать из содержания эпизоды, связанные с персонажем, затем осуществить синтез выбранных частей текста, объединить их в сложное синтаксическое целое, найти средства меж-фразовой связи, чтобы получился связный рассказ

Самым трудным видом выборочного пересказа является воспроизведение материала произведения, связанного с характеристикой героя. Характеристика героя является самым сложным читательским уме-

нием, которое формируется у учащихся с нарушением интеллекта на этапе литературного чтения в 7 - 9 классах.

Сложность данного пересказа состоит в том, что вначале необходимо провести анализ всего произведения, чтобы собрать материал, связанный с характеристикой героя. Образ героя в произведении, как правило, дается автором в динамике. В связи с тем, что характер героя раскрывается постепенно по мере развития сюжетной линии, поэтому сведения о нем разбросаны по всему тексту произведения.

Основными компонентами характеристики героя являются: социальное положение (положение в жизни), возраст, внешний вид, поступки, отношение к окружающим, речь, привычки, склонности, мечты и т.д. Таким образом, это достаточно разнообразные сведения, которые выделяются учащимися в процессе анализа произведения под руководством учителя. Работу лучше проводить с карандашом в руке, чтобы отмечать характерологические места текста соответствующими пометками на полях.

Однако самым сложным является определение нравственных черт героя на основе его поступков, речи, отношения к окружающим, природе и т.д. Для этого необходимо иметь достаточный запас представлений о морально-этических понятиях, общественных нормах поведения людей, чтобы понимать какие черты характера проявляются в тех

или иных поступках, речи героя. Для этого необходим определенный запас эмоционально-оценочной лексики, чтобы адекватно определять черты характера героя. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют очень ограниченный запас слов, называющих внутренние качества человека, поэтому очень нуждаются в помощи со стороны учителя.

Затем необходимо провести синтетическую работу по составлению характеристики героя, которая основывается на объединении всех выделенных о нем сведений в связный рассказ. Эта сложная работа выполняется под руководством учителя на основе заранее составленного плана характеристики героя.

Краткий пересказ - это воспроизведение основных, логически связанных с главной мыслью эпизодов рассказа. Является трудным видом пересказа, который требует не только интенсивной аналитикосинтетической работы по отбору материала, но и логической его переработки, а также соответствующего языкового оформления. Поэтому данные пересказы вводятся в программу по чтению только с 7 класса школы VIII вида.

Краткая передача содержания развивает логическое мышление учащихся, способствует лаконичному оформлению мысли, приучает к содержательной, точной речи. Умение кратко сформулировать свои мысли, кратко воспроизвести содержание прочитанного, кратко рассказать об увиденном или услы-

шанном является ценным качеством связной речи, которое формируется в процессе данного вида пересказа.

Сущность краткого пересказа состоит в том, что в нем отражается основная мысль произведения и связанные с ней элементы сюжета. Для этого вначале необходимо провести анализ всего содержания, сопоставить эпизоды по степени смысловой важности, выделить главное, существенное в каждой смысловой части текста, отбросить второстепенные детали, т.к. второстепенное не должно входить в пересказ. Это сделать достаточно сложно, поскольку второстепенное идет рядом с главным, дополняет, уточняет его.

При этом следует иметь в виду, что главное нельзя выделить путем простого пропуска одних частей текста и воспроизведения других. Основная мысль произведения в большей или меньшей степени присутствует во всех смысловых частях текста, она пронизывает содержание всего произведения. Поэтому краткость не может быть достигнута простым механическим отсечением второстепенного материала.

Затем необходимо провести синтез главных моментов каждой смысловой части, объединить их между собой логическими связями. Кроме этого, нужно провести речевое оформление отобранного материала, поскольку выделение главного почти всегда связано с переформулировкой текста, оформлением обобщений, заменой прямой речи косвенной.

Основные затруднения, которые учащиеся испытывают в процессе краткого пересказа, связаны, прежде всего, с определением главного в смысловой части, а также с его речевым оформлением. Школьники, чаще всего, сокращают текст за счет отбрасывания целых частей, от чего пересказ становится не только кратким, но и непонятным, фрагментарным.

Существует несколько вариантов работы по сокращению текста.

Наиболее доступным приемом обучения краткому пересказу учащихся с нарушением интеллекта является передача содержания по вопросам. К каждой смысловой части текста ставится вопрос, направленный на выделение главного в её содержании. Каждый вопрос предполагает ответ 1-2 предложениями. Вопросы заранее записываются на доске. Ответив на каждый вопрос, ученик кратко излагает содержание. Предварительно учителю необходимо давать образец краткого пересказа.

Логическая переработка содержания рассказа, состоит в том, что в процессе анализа смысловых частей текста отбирается только самое существенное, на основе чего и составляется краткий пересказ.

Составление краткого пересказа на основе расширения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт предварительно составленного плана поясняется двумя - тремя предложениями. Учащиеся осознают необходимость

плана, возможность наглядно им пользоваться. Однако в плане должно быть не более восьми пунктов.

Обучение краткому пересказу проводится на текстах сюжетного характера, достаточно объемных. Не следует для краткого пересказа использовать короткие тексты, поскольку они быстро запоминаются детьми и им трудно видоизменить форму его изложения. Не рекомендуется кратко воспроизводить описания пейзажа, поскольку в художественном описании важна каждая деталь, совокупность которых создает образную картину. Также не подходят для краткого пересказа тексты, включающие психологическую характеристику персонажа, изменение его состояния.

Пересказ близкий к тексту является одновременно и подробным пересказом по полноте передачи содержания. С точки зрения словесного оформления пересказы с разной степенью приближаются к языку произведения.

Близкий к тексту пересказ предполагает воспроизведение прочитанного с максимальным использованием лексических средств и синтаксических конструкций исходного текста. Это пересказ близкий к словам автора, имитирующий его манеру и стиль изложения. Высокохудожественная речь писателя является для учеников образцом для подражания при пересказе. Слова автора помогают ученикам точно передать содержание произведения и, одновременно, расширить и акти-

визировать запас собственных языковых средств для выражения своих мыслей.

В младших классах, когда учащиеся имеют небольшой объем словарного запаса, близкий к тексту пересказ является не только средством проверки правильности понимания изученного произведения, но и средством расширения и активизации словарного запаса, разнообразия синтаксических конструкций в речи учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обучения близкому к тексту пересказу выбираются небольшие произведения объемом от полстраницы до полутора страниц. Учитель заранее намечает лексику, которая должна быть использована в пересказе: яркие, меткие слова, образные выражения, фразеологические обороты речи и т.д. В процессе анализа содержания, учитель привлекает внимание детей к намеченным словам, показывая их точность и выразительность в контексте. Необходимо включать в структуру вопросов намеченную лексику, поскольку при ответе ученики ориентируются на слова вопроса, активно используют их при построении ответного высказывания. Использование в ответах слов и выражений произведения является хорошей подготовкой учащихся к близкому к тексту пересказу, сознательному употреблению богатой, яркой лексики писателя в собственной речи.

Близкий к тексту пересказ используется при изучении сказок,

художественных описаний, научнопопулярных статей. Следует добиваться, чтобы учащиеся при пересказе сохраняли стилистические особенности произведения. Так, при пересказе сказок необходимо сохранять традиционные зачины (В некотором царстве, некотором государстве...), а также дидактические и шуточные концовки (Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил).

Свободный пересказ предполагает изложение содержания своими, синонимичными тексту словами. При данном пересказе ученик не ограничен в выборе слов и синтаксических конструкций, поэтому такой пересказ является показателем богатства, разнообразия, подвижности словарного запаса ученика и уровня сформированности его грамматического строя речи. При свободном пересказе звучит индивидуальная самостоятельная речь ученика.

Свободный пересказ в коррекционной школе VIII вида возможен с 4 класса, когда у учащихся с нарушением интеллекта накопиться достаточный словарный запас и они будут в состоянии выполнить необходимые синонимичные замены слов, предусмотренные данным видом пересказа.

Свободный пересказ предполагает сформированность двух умений: умение определить основную мысль пересказываемой смысловой части и умение передать ее словами, синонимичными словам текста.

При раскрытии сущности данного пересказа, ученикам поясняется, что нужно представить себе и сказать своими словами, каким может быть в жизни то, о чем говорится в рассказе. При этом в пересказе можно использовать слова из текста, изменять их и обязательно добавлять новые, свои слова, которых нет в рассказе. Пересказывая содержание своими словами, ученик может делать свои добавления, например: давать мотивировку поступкам героя или элементарную нравственную оценку его поведению, высказывать собственное мнение о нем.

Обучение свободному переска-

Основная мысль части текста (изобретательность мальчиков при изготовлении елочных украшений) передана в разной языковой форме. Такой наглядный показ помогает ученикам понять сущность свободного пересказа.

При обучении свободному пересказу следует учитывать тенденцию учащихся с нарушением интеллекта к дословному воспроизведению содержания, а также бед-

зу проводится на небольших по объему художественных произведениях сюжетного характера или специально отобранных эпизодах. После обязательного анализа содержания и выделения основной мысли смысловой части проводится обучающая работа. Для этого на одной половине доски записывается отрывок из изученного произведения, а на второй - вариант передачи содержания этого отрывка своими словами. Например, при изучении рассказа А. П. Г айдара «Елка в тайге» работу можно провести следующим образом.

ность, ограниченность их словарного запаса. Поэтому при подготовке детей к данному пересказу следует коллективно составлять синонимичные ряды слов, чтобы облегчить им подбор лексики для пересказа, предупредить характерную для них тавтологию.

В первую очередь синонимы подбираются к имени героя, в связи с этим учащимся дается задание подумать, как при пересказе можно

Было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего-чего только не выдумывали Чук и Гек с матерью мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков и кукол. Вытащили у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

К Новому году решили нарядить ёлку. Но елочных игрушек в тайге не было. Тогда Чук и Гек вместе с матерью стали делать украшения сами. Из чего только не мастерили они игрушки для ёлки!

Из цветной бумаги, фольги, конфетных оберток клеили бусы, фонарики, гирлянды, вырезали снежинки, цветы, звездочки. Шили мягкие игрушки из разноцветных кусочков ткани и ваты. Ёлка получилась на славу!

называть героя произведения, например: Саша, мальчик, он, сын, друг, ученик, брат и т.д. в зависимости от содержания. Кроме этого, синонимичные ряды составляются также к названиям действий, которые он совершает, например: бежал, мчался, несся, летел; сказал, ответил, откликнулся, отозвался; спросил, поинтересовался, уточнил и т.д.

Ученикам дается установка при пересказе поочередно использовать все слова, записанные на доске, чтобы не допускать повторения одних и тех же слов. Коллективное составление синонимичных рядов стимулирует учеников к поиску наиболее удачных и точных слов для пересказа, способствует совершенствованию их лексического уровня речи.

Эффективным приемом обучения свободному пересказу является словесное рисование, которое представляет собой пересказ содержания по воображаемым картинкам к прочитанному тексту.

Чтение произведения сопровождается активной работой воссоздающего воображения, благодаря которому на основе слов текста в сознании читателя возникают образы людей, предметов, явлений, картины жизненных ситуаций, обстановки, природы и т.д., созданные автором в произведении.

После прочтения смысловой части рассказа, ученикам предлагается сказать, какую картинку можно представить и нарисовать словами к прочитанному отрывку.

Рисуя словесную картинку к тексту, ученик мысленно воспроизводит в своем сознании описанную автором ситуацию, тем самым уточняет, детализирует её и глубже проникает в содержание.

При формировании у детей умения воссоздавать прочитанное важно обращать их внимание на то, что представляя картину надо опираться не только на слова текста, но и попытаться увидеть то, чего непосредственно в содержании нет, но что из него следует, что может быть в реальной жизни.

Внутреннее видение, представление в деталях ситуации рассказа позволяет ему более самостоятельно и свободно пересказать содержание. Ценность приема словесного рисования состоит в том, что позволяет проверить адекватность представлений детей содержанию произведения, способствует развитию воссоздающего воображения. Целесообразно использовать иллюстрации к тексту, серии сюжетных картинок, которые способствуют свободной передаче содержания своими словами.

При обучении свободному пересказу не следует использовать тексты с большими диалогами, поскольку дети не умеют передавать их содержание. Для передачи небольшого диалога необходимо давать речевой образец перевода прямой речи в косвенную.

Творческие пересказы предполагают трансформацию текста произведения с целью его переосмысления. Данные пересказы прово-

дятся на уроках чтения с 7 класса.

Различают творческие пересказы, основанные на изменении языкового оформления текста и пересказы с переработкой содержания. Пересказы с изменением языкового оформления предполагают стилистическую переработку текста путем замены одних грамматических форм другими.

Наиболее распространенными являются пересказы с изменением времени повествования. Так, если в тексте изложение событий дается в настоящем времени, то в пересказе необходимо изложить их в прошедшем или будущем времени. Использование этого вида пересказа является целесообразным для закрепления темы «Время глагола» после изучения её на уроках русского языка. В данном случае пересказ будет способствовать не только проверке усвоения содержания, но и закреплению в речи учащихся временных форм глагола.

Другим вариантом творческого пересказа является пересказ с изменением лица рассказчика, когда в тексте содержание изложено от первого лица, а в пересказе его нужно изложить от третьего лица или наоборот. Пересказы от второго лица не проводятся. Следует иметь в виду, что пересказ от третьего лица учащимся более доступен. Учителю необходимо помогать ученикам, давать образец пересказа или самому начать пересказ, затем предложить продолжить его кому-либо из учеников.

Так, содержание повестей М. Горького дано от первого лица, пересказ можно организовать от третьего лица, от лица Алеши Пешкова. Повесть Р. Фрайермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» написана от третьего лица (Тани Сабанеевой), в пересказе содержание можно изложить от первого лица, особенно такой пересказ будет приемлем для девочек, поможет глубже понять душевное состояние главной героини.

Разновидностью пересказа с изменением лица рассказчика является пересказ от лица одного из действующих лиц произведения, но более интересным, развивающим творческое воображение ученика. Такому пересказу содержания текста предшествует тщательный анализ поступков персонажа, от лица которого намечен пересказ, выяснение его позиции по отношению к главному герою. Ученику необходимо войти в роль персонажа, взглянуть на события, главного героя его глазами.

Учитель должен помочь ученикам вжиться в образ, определить манеру, тон пересказа. Например: пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» от лица Дины или Костылина, повести А. С. Пушкина «Дубровский» от лица Маши Троекуровой. Следует иметь в виду, что учащимся не нравится входить в роль отрицательного персонажа, например: пересказывать текст от лица Лили Тарасовой - героини повести А. Алексина «Звоните и приезжайте».

Пересказы с переработкой содержания основаны на продолжении сюжетной линии, предполагают творческие дополнения к содержанию произведения: добавления новых фактов в судьбе героя, предшествующих или последующих событий к сюжету произведения или изменение конца текста. Зачастую после изучения произведения учащимся не хочется расставаться с полюбившимися героями, хочется снова встретиться с ними, продлить общение. На этом психологическом аспекте восприятия художественного текста и основан творческий пересказ с дополнением содержания, который позволяет выявить, насколько правильно понята учениками главная мысль произведения, характер героя.

Данный пересказ способствует развитию творческого воображения учащихся, поскольку помимо воспроизведения исходного текста предполагает импровизацию содержания, создание эпизодов, которых нет в содержании произведения. Однако импровизация содержания должна быть разумной, адекватной основному тексту, домысливание сюжета не должно быть произвольным фантазированием.

При организации пересказа с продолжением сюжетной линии необходимо учитывать историческое время, социальное положение персонажей, обусловленность мотивов их поступков условиями жизни в то время. Ученикам нужно пояснить, что необходимо соблю-

дать историческую дистанцию между героем и собой, соблюдать логику развития характера героя, сюжета произведения.

Наиболее подходящими для пересказа с продолжением сюжетной линии являются произведения на исторические темы, произведения о подростках.

Например: как сложилась

судьба музыканта Петра из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант», крестьянина Герасима - героя рассказа И. С. Тургенева «Му-му», офицера Владимира Дубровского из повести А. С. Пушкина и других. Интересным вариантом работы являются задания на предположение, как произошла встреча героев через определенный промежуток времени, например: герои повести В. Г.Короленко «Дети подземелья» Вася и Валек встретились через 10 лет, когда стали взрослыми людьми, кем они стали, как произошла их встреча?

Существенное значение для интересного пересказа с творческим дополнением имеет жизненный и читательский опыт учащихся. Учитывая ограниченность интеллекта, незначительный объем знаний, жизненного опыта учащихся с нарушением интеллекта, учителю необходимо активизировать их творческие возможности, воссоздающее воображение.

Таким образом, пересказ как вид работы с текстом произведения имеет большое образовательное и коррекционно-развивающее значе-

ние на уроках чтения в школе VIII вида. Он способствует усвоению учащимися с нарушением интеллекта содержания изучаемых произведений, совершенствует их познавательную, речевую деятельность, эмоциональную сферу, повышает общую речевую культуру.

Литература

1. Ильина, С. Ю. Речевое развитие

умственно отсталых школьников 5-9 классов: теоретико-

экспериментальное исследование / С. Ю. Ильина. - СПб.: КАРО, 2005.

2. Гаврилова, И. А. Как я учу детей краткому пересказу текста / И. А.

Гаврилова // Начальная школа.-1995. - № 10.

3. Ни, Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни // Начальная школа.- 1997. - № 5.

4. Одинаева, Л. А. Работа над пересказом художественных произведений в младших классах вспомогательной школы / Л. А. Одинае-ва // Дефектология. - 1990.-№ 5.

5. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. - М.: Педагогика, 1977.

© Т. А. Чебыкина, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.