Научная статья на тему 'Переселение крымских греков в исторический аспект и актуальность'

Переселение крымских греков в исторический аспект и актуальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
871
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьминков Л. Н.

Статья посвящена одному из самых актуальных событий в истории юго-восточной Украины. В историческом аспекте рассматриваются переселение крымских греков в Северное Приазовье, образование греческих поселений. Рассматриваются проблемы возрождения греческой культуры в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переселение крымских греков в исторический аспект и актуальность»

УДК 93/99

Кузьминков Л.Н.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЫМСКИХ ГРЕКОВ В СЕВЕРНОЕ ПРИАЗОВЬЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И АКТУАЛЬНОСТЬ

Статья посвящена одному из самых актуальных событий в истории юго-восточной Украины. В историческом аспекте рассматриваются переселение крымских греков в Северное Приазовье, образование греческих поселений.

Рассматриваются проблемы возрождения греческой культуры в современных условиях._

Вот уже более двухсот лет переселение христианских народов Крыма-греков, армян, грузин и волохов- в Северное Приазовье привлекает внимание историков, экономистов, демографов, филологов, публицистов и краеведов.

Сбывшийся прогноз Румянцева определяет политико-экономический аспект уникальной акции. Архиепископ Гавриил подразумевает всю систему взаимно переплетающихся причин, определяющих преимущественный интерес исследователей к крымским грекам, составлявшим главную движущую силу и основу переселения (58,6% всех христиан).

Интерес этот сосредоточен прежде всего на греках и митрополите Игнатии, как в силу их лидерства в переселении, так и по целому ряду причин религиозного, историко-культурного и политического характера.

Интерес к грекам вообще и ромеям Византии и Крыма, в частности, обусловлен общеевропейским значением античной и греческой культуры, конкретным интересом к ее крымскому варианту и исторической судьбе его носителей и особой ролью Византии в истории Киевской Руси.

Приняв из рук Византии христианство греческого закона (православие), Киевская Русь вошла в семью европейских народов, установила религиозно-культурные, династические и политические связи с греческим миром, ставшие традиционными.

С ослаблением Византии в 13 и 14 веках и падением Константинополя в 1453 году роли поменялись. Русь- теперь уже Московская, объявившая себя приемницей Византии, "третьим Римом", и Русь-Украина- становятся оплотом христианства в его православном варианте. Положение греков, как единоверцев-первоучителей, теперь на Руси особое. Они всегда находят здесь покровительство и защиту, продолжая свою высокую культурно-просветительскую миссию, отстаивая чистоту православия и его нравственные идеалы, способствуя развитию ремесел и торговли.

Так, в Украине начиная с 16-17 веков греческие иерархи православной церкви Ближнего Востока активно участвовали и в политических событиях, отстаивая независимость украинской православной церкви как от католической Польши, так и от самодержавной Москвы [1].

Вслед за священниками здесь появляются греческие купцы, образовавшие одну из крупнейших греческих колоний в Украине- греческое братство в Нежине. Со времен Богдана Хмельницкого (универсал от 9 мая 1657г.) украинские гетманы гарантировали греческим купцам ряд привилегий, поощряя их торговлю иностранными товарами. Главным юридическим документом, определяющим права нежинских греков, стал универсал Ивана Мазепы (1701г.), правами и привилегиями которого нежинские греки пользовались фактически не протяжении всего 18 века.

Как видим, известная "Грамота Екатерины Второй" имела прецедент в универсалах украинских гетманов.

"ЬПжснськс Грецьке братство та диоча при ньому школа на довгий час стають центром грецько! освгги в Укра1ш". В этой школе преподавал (около 1689г.) архимандрит Дионисий из греческого города Яннины, который "залишаеться одним з найяскравшшх... д1яч1в тзньогрецько1 культури" [2].

Назовем и двух выдающихся ромеев более раннего периода- художника-монументалиста Феофана Грека и просветителя, писателя и переводчика Максима Грека, творческое наследие которых равно принадлежит славянской и греческой культурам.

Вместе с тем в драматической судьбе Максима Грека как бы сфокусировалось прошлое и будущее, отразилась вся сложность и неоднозначность славяно-греческих отношений как периода становления Киевского государства, так и положения греков в бывшем Союзе ССР.

Характерно, что мотив "защиты и покровительства", призванный камуфлировать скрытые цели, преследуемые переселением христиан, является главным и в известной грамоте Екатерины от 21 мая 1779 года, гарантирующей права и привилегии крымских греков в новом отечестве.

Таковы, в общих чертах, исторические корни традиционного интереса к переселению греков.

С образованием независимой Украины традиционные украинско-греческие отношения выходят на новый уровень.

Это подтверждается посещением Украины в конце 1994г. представительной правительственной делегацией Греческой Республики во главе с заместителем министра иностранных дел Георгисом Ниотисом. И особым интересом этой делегации к диаспоре греков Приазовья, как к самой крупной в СНГ, и к ее историческому центру Мариуполю [3].

Обнадеживающей приметой нового является официальное признание в 1995 году Мариуполя как организационно-административного и руководящего центра Федерации греческих обществ Украины и само создание этой Федерации, что также стимулирует интерес к истории греков Приазовья [4].

Проблемы, стоящие перед греками Украины и стран СНГ, нашли свое отражение в публикациях последних лет.

Главная их цель - возрождение греческой культуры, утверждение национального самосознания, чувства национального достоинства, возвращение "гражданам второго сорта" всей полноты гражданских и политических прав, вытекающее из активного участия греков в историческом процессе как в дореволюционной Украине и России, так и в республиках СССР.

В 1991 году опубликован сборник материалов научно-практической конференции, изданный Республиканским обществом греков Украины (отв. ред. И. А .Яли). Этот сборник, "посвященный проблемам национальной культуры греков Украины, поражает удивительным многообразием тем", что отметил академик Г. X .Мацука [5].

Сборник продемонстрировал живейший интерес общественности Киева и Москвы, Одессы и Тбилиси, Донецка, Мариуполя и Крыма к истории и культуре греков Украины и СНГ во всем их социально-политическом, лингвистическом и историко-культурном многообразии.

В 1993 году вышла в свет книга очерков истории мариупольских греков И. Г. Джухи [6], существенно дополняющая первый коллективный труд по истории города Мариуполя, изданный более века назад, в 1892 году , и давно ставший библиографической редкостью, как и многие труды минувшего столетия о переселении крымских греков в Северное Приазовье.

Наконец, в 1994 году появилась задержавшаяся с выходом энциклопедия Ф. X. Кессиди, посвященная грекам СССР [7]. Необычная по форме, отличающаяся, по замечанию самого автора, "демократическим разрезом", книга рассчитана на ряд выпусков, в которых будут восполнены пробелы, имеющиеся в освещении истории греков различных регионов СНГ.

Энциклопедия поднимает сложные вопросы сохранения генофонда греческого этноса, со всей остротой ставит проблему восполнения утрат, понесенных греками бывшего СССР в нравственном, политическом и историко-культурном плане в результате тотального историко-культурного геноцида 1937-38 годов, а также геноцида в собственном смысле слова и дискриминаций иного рода.

Особый интерес придают энциклопедии такие статьи Кессиди, как "Крах тоталитарной системы", "Распад СССР и положение эллинопонтийцев" и др.[8].

Это относится и к анкетированию, затрагивающему актуальные вопросы общефилософского плана, социально-политические, нравственно-

правовые и др., что дает возможность получить интереснейший срез мнений крупнейших ученых, общественных деятелей, людей творческого труда различных поколений и профессий.

Тем не менее нельзя не коснуться оценки переселения христианских народов Крыма, содержащейся в книге Джухи, и предложенного им тезиса "Греция позади, Греция впереди" как способа решения проблем, стоящих перед греками Украины [9].

Эмиграция в Грецию, возможно, есть неизбежный или даже единственный выход для греков Кавказа и Закавказья в условиях вооруженых межнациональных конфликтов.

Но для греков Украины, которая избежала этих кровавых столкновений, такое решение представляется неприемлемым. Да и сама Греческая Республика дает понять, что не ждет украинских греков на Балканах.

Что касается крайне односторонней оценки автором интереснейшей книги переселения христиан как сугубо насильственного и даже вызывающего у Джухи ассоциации с депортацией крымских татар в 1944 году, то эта оценка опровергается им же привлеченным материалом.

Есть и еще существенные причины, делающие тему переселения христианских народов Крыма весьма актуальной.

В наши дни- уже в современном контексте- крымская проблема встает вновь во всей своей правовой, этнической и политической остроте, возвращая нас к анализу событий более чем двухсотлетней давности, снова показывая всю утопичность идеи "независимого" Крыма.

Наконец, актуальность темы диктуется и состоянием краеведческих изданий, посвященных Мариуполю.

Перечень ссылок

1. Костенко Г, Морозов О. Грецыа храми в ЬПжиш.//Кивська crap овин а.-№2. -

1993.

2. Врун Ф. Перевод и комментарий отрывка из сочинения турецкого путешественника и хрониста 17 века Элвия-Эффенди (Эвлия-Челеби).ЗООИД. -Т. 8. -Одесса. -1872.

3. Балджи А. Эллины Приазовья вчера, сегодня, завтра. Греческое национальное движение в Украине- глазами мариупольского журналиста,-Мариуполь.-1995.-С.215-216.

4. Там же.-С.223-226.

5. Греки Украины: ситория и современность .//Материалы научно-практической конференции "Греки Украины: поиск и формирование национальной культуры" 9-10 февр. 1991г.-Донецк.-1991.

6. Джуха И. Одиссея мариупольских греков, очерки истории.-" ЛиС".-Вологда.-1993.

7. Энциклопедия советских греков. Вып. 1. Сост. и общ. ред. Ф.Х.Кессиди,-М.,1994.

8. 'Там же.-С. 110-113,278-287.

9. Джуха И. Одиссея мариупольских греков, очерки исгории.-"ЛиС".-Вологда.-1993.-С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.