Научная статья на тему 'Переселение казаков из европейской России на Дальний Восток морским путем'

Переселение казаков из европейской России на Дальний Восток морским путем Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1132
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переселение казаков из европейской России на Дальний Восток морским путем»

Вот почему игнорирование следователем особенностей пределов доказывания по делам несовершеннолетних может явиться самостоятельным основанием для направления дела на доследование (ст. 221 УПК РФ)27.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, доказывание имеет свою специфику, обусловленную субъектом преступления. Закон предусматривает по делам несовершеннолетних специальный предмет доказывания.

О.И. Сергеев к.э.н., и.о. проф. кафедры государственного и муниципального управления

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КАЗАКОВ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК МОРСКИМ ПУТЕМ

Переселение казаков из европейской части страны на Дальний Восток началось в 1895 г. О целях и задачах его говорилось в письме начальника Главного управления казачьих войск Военного министерства от 6 мая 1894 г.: «Приамурский генерал-губернатор и Войсковой наказной атаман Приамурских казачьих войск, признавая необходимость увеличить численность казачьего населения, как основы местной военной силы, могущей служить для охраны проектированной к сооружению железной дороги по рр. Амуру и

Уссури, возбудил вопрос о привлечении к переселению в Приамурский край казаков из

28

других казачьих войск .... I

Далее в письме сообщалось, что начальник Главного управления казачьих войск обратился в Комитет Сибирской железной дороги с просьбой ассигновать средства из сумм, имеющихся в распоряжении Комитета, на переселение и устройство казачьих семей на Дальний Восток, так как переселение будет проводиться с целью удовлетворения «...не только государственных потребностей вообще, но и нужд Сибирской железной дороги, в частности»29.

Августейший Председатель Комитета Сибирской железной дороги и он же Атаман всех казачьих войск одобрил мнение, что «при переселении казаков в Приамурский край следует стремиться не столько к устройству там земледельческих поселений, сколько к укреплению на Дальнем Востоке нашей военной силы; вследствие сего предполагаемое новое переселение должно быть организовано таким образом, чтобы казаки, тотчас же по прибытии на новые места были готовы защищать оные от всякого вторжения и неожиданного нападения. Для достижения намеченной цели следует безотлагательно выдавать переселившимся казакам потребную на их домоустройство сумму, исчисляемую в 600 руб. на семью, с тем, чтобы часть оной, в размере около 50 руб., была обращаема на приобретение лошади и считалась безвозвратным пособием, а остальные 550 руб. подлежали погашению в течение 33-х летнего срока, в виде беспроцентной ссуды»30.

В ходе обсуждения данного вопроса в Комитете Сибирской железной дороги 10 ноября 1893 г. Управляющий Министерством государственных имуществ Генерал-

27 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. - М.: Элит, 2003. С. 273.

28 Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 10, 15, 15 об.

29 Там же, л. 10.

30 Там же. 1

адъютант Обручев отметил, что «заселение Приамурского края казаками, хотя и имеет главную целью усиление боевых сил этой местности, но вместе с тем, несомненно, будет способствовать и поднятию в ней сельского хозяйства, так как и ныне казаки представляют на этой дальней окраине, но количеству обрабатываемой ими земли и по размерам их скотоводства ... крупную колонизаторскую силу». Выслушав приведенные объяснения и заключение Министра финансов, Комитет Сибирской железной дороги определил, что «из 14 ООО ООО [руб.] фонда, имеющего специальное назначение служить источником для покрытия расходов по вспомогательным предприятиям, с Сибирской железной дорогой связанным, всякие затраты должны быть производимы с соблюдением строгой осторожности. Но в данном случае нельзя не признать, что заселение района Сибирской дороги казаками, помимо общегосударственной важности, имеет существенной значение также в деле постройки и эксплуатации Сибирской дороги. Поэтому, с предстоящим проведением через Приамурский край рельсового пути, было бы вполне целесообразно положить делу казачьего переселения из Европейской России в названную далекую окраину прочное основание, разрешив из фонда вспомогательных предприятий испрашиваемый Военным министром кредит.. ,»31.

В силу указанных причин Комитет Сибирской железной дороги согласился финансировать казачье переселение, выделив на эти цели 336 тыс. руб. Переселять решено было в основном жителей Донского и Оренбургского казачьих войск, наиболее сильных по строевому комплекту. Предполагалось, что на эти деньги можно переселить в Приамурский край, в район железной дороги, не менее 300 казачьих семей. На каждую семью планировалось израсходовать 1119 руб., из которых 600 руб. ассигновывались на устройство хозяйства, 15 руб. - на переезд семьи с места жительства до Одессы, 360 руб. - на доставку морем из Одессы до Владивостока семьи среднего состава (5 чел., в т. ч. 3 взрослых и 2 подростка), полагая на каждого взрослого 90 руб. и подростка - 45 руб., и 144 руб. - на приобретение для семьи провианта на новом месте жительства на один год: по 24 пуда 3-ем взрослым и по 12 пудов подросткам, всего 96 пудов по 1,5 руб. за пуд. Фактические расходы, судя по первому году переселения, были больше: для семьи донских казаков, например, они составляли в 1895 г. 1461 руб. В ходе дальнейших переселений казачьих семей часть

32

расходов брало на себя Военное ведомство .

Транспортировать казаков на крайний восток России было решено морским путем, при этом до Одессы их доставляли железнодорожным транспортом. Позже железная дорога использовалась для непосредственной доставки переселенцев в Приамурье и Приморье.

В 1894 г. военный министр одобрил порядок движения казаков-переселенцев до Одессы, которых намечено было отправлять поездами «...отдельными партиями, формируя их в окружных станицах и поручая наблюдение за ними в пути надежному лицу, избранному из числа переселенцев с званием атамана партии и, сверх сего, командировать в Одессу

33

особого офицера для приема там переселенцев и передаче их Добровольному флоту» .

Семействам казаков-переселенцев, а также направлявшимся на Дальний Восток ходокам с целью выбора мест для будущих переселений обеспечивали проезд и суточное довольствие. Так, в 1898 г. Военное министерство отпустило в распоряжение Наказного атамана Войска Донского необходимую сумму на следующие расходы: по перевозке из мест

31 ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 10, 10 об.

32 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 99, оп. 1, д. 44, л. 4; ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 12.

33 ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 586 об.

проживания до Одессы железной дорогой 24 переселенческих семей и их груза - 502 руб. 64 коп.; на довольствие этих семей - 64 руб. 30 коп.; на перевозку ходоков по данному маршруту и их довольствие - 45 руб. 97 коп.; на командировку с переселенцами во Владивосток офицера и в Одессу фельдшера и других нижних чинов - 728 руб. 86 коп.; на другие мелкие расходы - 60 руб. 45 коп. Общая сумма этих расходов в 1898 г. составляла 1402 руб. 22 коп.34

В пути до Одессы казаки-переселенцы довольствовались горячей пищей в специальных, указанных в маршруте продовольственных пунктах. Эшелонный начальник обязан был уведомлять заведующих данными пунктами за сутки до прибытия поезда с переселенцами, а затем после получения горячей пищи сразу же за нее расплачиваться. Обеденная порция с двумя фунтами хлеба стоила 11 коп., при этом порция малолетних членов семей равнялась половине порции взрослого35.

Для более четкой организации переселения казаков из Одессы на Дальний Восток было признано необходимым назначить особого уполномоченного, в обязанности которого входило: осмотр прибывавших в Одессу переселенцев, учет их по семейным спискам и забота о расселении в городе; расчет с Одесским градоначальством и заведующим продовольственным пунктом за помещение и питание казаков; забота о багаже вплоть до его погрузки на пароходы; наблюдение за посадкой и передача пассажиров капитану судна; помещение во врачебные заведения тех, кто из-за болезни оставался в Одессе и размещение в городе их семей, если по необходимости они оставались здесь; и, наконец, расчет сумм флоту за перевозку переселенцев до Владивостока, «... если не представляется возможным уплатить причитающуюся сумму Комитету Добровольного флота в С-Петербурге». Уполномоченный, занимавшийся всеми этими делами, был назначен в 1895 г. в столице и командирован из Петербурга в Одессу . ;

Для временного проживания в Одессе до посадки на пароход переселенцев распоряжением градоначальника были наняты соответствующие помещения. Питание переселявшихся казаков в городе предполагалось в том же продовольственном пункте, в котором питались в Одессе новобранцы армии, отправлявшиеся на пароходах Добровольного флота в Приамурский край.

Добровольный флот стал основным перевозчиком казаков-переселенцев. К1895 г., когда из Одессы ушла на Дальний Восток первая партия казачьих семей, этот флот уже имел некоторый опыт перевозки. Еще в феврале 1883 г. Министерство внутренних дел заключило с Главным управлением Добровольного флота соглашение на перевозку из Одессы во Владивосток переселенцев-крестьян с семьями и имуществом. Флот установил за эту перевозку низкую ставку. Плата была определена в половину стоимости ранее существовавшего билета - по 60 руб. за взрослого (с трехразовым питанием и отпуском мыла и табака). За провоз детей от 4 до 10 лет взималось 40 руб., от 3 до 4 лет - 30руб. и менее 2 лет - 10 руб. Врачебная помощь и снабжение медикаментами осуществлялись Добровольным флотом за свой счет. Переселенцы должны были размещаться в светлых помещениях на нарах, специально для них устроенных37.

34 Там же, д. 162, л. 11, 11 об.

35 Там же, д. 156, л. 481, 481 об.

36 Там же, д. 132, л. 590 об., 591, 592.

37БянкинВ.П. В дальневосточных морях: очерки. Владивосток, 1981. С. 186, 187.

Условия доставки переселенцев в начале были довольно сложными. Это объяснялось тем, что первые рейсы совершались на временно приспособленных судах.

Однако уже в конце 80-х - начале 90-х годов были построены суда, на которых проектом были предусмотрены условия для перевозки переселенцев. Среди вновь построенных и приобретенных судов были «Москва» (заменившая в 1884 г. погибшую «Москву »-первую), «Саратов» (1890 г.), Тамбов (1893 г.), «Петербург» (1894 г.), «Воронеж», «Екатеринослав», «Херсон» (1896 г.) и др.. Именно на этих судах отправлялись казаки-переселенцы из Одессы в 1895 - 1899 гг. Условия соглашения 1883 г. между МВД и Добровольным флотом легли в основу и всех последующих контрактов на перевозку переселенцев. Это касалось, в частности, начавшейся с 1895 г. перевозки казаков на Дальний Восток, которых отправляли из Одессы исключительно весенними рейсами, это объяснялось необходимостью раннего прибытия во Владивосток, чтобы до начала зимы казаки могли выбрать себе места поселения и обзавестись хотя бы минимальным хозяйством. К тому же некоторый опыт показал, что наибольшая смертность при доставке пассажиров из Одессы до Владивостока отмечалась во время

38

летних и осенних рейсов .

Для перевозки казачьих семейств из Одессы во Владивосток на судах Добровольного флота были выработаны специальные правила, которые подробно регламентировали все аспекты процесса транспортировки. Так, до посадки на пароход всех переселенцев, и особенно детей, осматривала комиссия, назначенная одесским градоначальником, в которой обязательно принимал участие врач того парохода, на котором пойдут переселенцы. Всех больных и слабых, которые могли не перенести предстоящего плавания, оставляли на берегу. Особое внимание обращалось на заразные болезни, Страдающие ими ни в каком случае не допускались на пароход. Тем, кому отказывали из-за болезни в приеме на пароход, разрешалось следовать на другом судне, если после нового врачебного осмотра их признавали выздоровевшими. Например, в 1898 г. в Одессе была подготовлена к отправке 1 тюля партия казаков-переселенцев Донского и Оренбургского войск. Однако один донской казак заболел натуральной оспой и, в результате вся донская группа (24 семьи) была задержана в городе. Оренбуржцы отбыли из Одессы, как и предполагалось, 1 июля на пароходе «Херсон», а казаки-донцы, после карантина, были отправлены на пароходе «Петербург» 1 августа того же года .

К сожалению, смертность пассажиров, особенно детей, была высока на всех этапах следования и не только в море, но и на берегу. Так, 23 июля 1899 г. Главное управление казачьих войск констатировало, что к указанному числу во Владивосток отправлены все казаки-переселенцы данного года «за исключением 22 детей, умерших в г. Одессе от осложнений после кори»40.

В день, назначенный для посадки на пароход, переселенцев принимали по списку и размещали под руководством офицеров и капитана судна. С собой разрешалось брать только самый необходимый ручной багаж, состоявший из запасов белья, платья и мелких вещей; все же громоздкие предметы, в виде больших тюков, сундуков, кадок и т.п., отправляли в

38 Бянкин В.П. В дальневосточных морях:.. С. 11, 32, 187; Он же. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке. (1860 - 1925 гг.). Владивосток, 1979. С. 60 - 70; Дальневосточное морское пароходство. 1880 - 1980. Владивосток, 1980. С. 76; ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 7; д. 156, л. 477; Ермак Г.Г. Семейный и хозяйственный быт казаков юга Дальнего Востока России. Вторая половина XIX - начало XX века. Владивосток, 2004. С. 34.

39 ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 8; д. 149, л. 361, 453, 454.

40 Там же, д. 156, л. 625.

трюмах парохода. Необходимо отметить, что казаки везли с собой значительный груз. Например, казак Новониколаевской станицы Донского войска Василий Колитвенцев, переселенец 1898 г., заявлял в багаж «один плуг, 3 топора, 2 лопаты, 1 пилу, 4 буравля, 5 рубанков, одни железные дроги, кузнечный инструмент и 2 сундука с одеждой, бельем и обувью, - итого груза 60 пудов; ручного багажа - 5 пудов». В багаже казака Степана Дьяконова той же станицы заявлялся «один плуг, 1 веялка, плотничий инструмент, двое дрог на железном ходу, 5 тыс. крючьев и другие рыболовные принадлежности; и три сундука с одеждой, бельем и обувью, - итого груза 70 пудов; ручного багажа 5 пудов». Переселенцы сами заботились, чтобы все их вещи были правильно рассортированы, соответствующим образом упакованы41.

Министерство Внутренних Дел в переписке с губернаторами о сформировании переселенческих партий и отправке их в Одессу просило объяснять переселенцам, чтобы те избегали везти с собой громоздкие вещи, так как Добровольный флот берет за них не по весу, а по объему. Наиболее выгодно было брать в дальний путь следующие предметы: железную утварь, железные части полевых орудий (плугов, борон, кос, серпов, а также топоров, лопат, пил и молотков); инструменты, в том случае если в числе пассажиров оказывались ремесленники; колесные скаты, окованные железом; сети и все орудия для

42

рыбной ловли; огородные и другие семена; одежду, белье и обувь .

После посадки на пароход и распределения переселенцев согласно указаниям капитана, они должны были избрать из своего состава старост и их помощников, которым предстояло следить за порядком в отделениях, заботиться о содержании их в безукоризненной чистоте. Для приборки внутренних помещений старосты ежедневно назначали женщин, а для верхней палубы в помощь судовой команде - казаков. Приборка в кухне производилась теми же лицами, которых назначали старосты в помощь пароходному коку для приготовления пищи. Далее в правилах говорилось, что помимо «...сохранения помещений в чистоте, для чего потребуется периодическое их мытье, обметание и обтирание, старосты передают переселенцам все распоряжения пароходной администрации и оказывают ей всякое содействие в случае необходимости произвести, при появлении заразной болезни, дезинфекции помещений, а также одежды и вещей переселенцев... С началом плавания в жарком климате, когда разрешит врач, все здоровые мужчины, женщины и дети должны окачиваться соленою водой под душами, в назначенное для того время. Все дети моложе трех лет должны быть обливаемы пресною водой ежедневно в назначенные для того часы, для чего пароходом отпускается по четверти ведра воды на ребенка; в это же

время должно стираться и детское белье. В назначенные часы и дни недели стирается белье

43

взрослых, для чего отпускается по полведра пресной воды на человека» .

Для переселенцев на судне устанавливался четкий режим дня, предусматривавший подъем одновременно с командою в 5 часов утра; полтора часа давалось на умывание и «окачивание». Далее с 6 часов 30 минут - молитва и чай; с 8 часов уборка палубы внутренних помещений, а также «окачивание» водой верхней палубы. BIO часов 30 минут следовал обед, затем уборка палубы. В 14 часов - чай, после чего подметали палубу. В 16 часов 30 минут пассажиры «окачивались» водой (душ). В 18 часов — ужин и уборка палубы. В 20 часов молитва44.

41 Там же, д. 132, л. 8; д. 149, л. 73.

42ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 11 об.

43 Там же, л. 8 - 8 об.

44 Там же, л. 8 об.

На пути из Одессы во Владивосток Добровольный флот предоставлял переселенцам питание в счет стоимости проезда. Пища отпускалась согласно существующей раскладке продуктов, причем в посты готовилась, по возможности, постная пища, для чего в портах захода приобретали рыбу. Чай и сахар выдавали на руки, кипяток пассажиры брали в определенные часы в неограниченном количестве. Выборные старосты обязаны были принимать ежедневную провизию, опять же согласно раскладке, вывешенной в отделениях парохода, и затем сдавать ее казакам, находившимся при кухне. На одного переселенца в день выделялись следующие продукты: мясо или солонина - полфунта (исключая постные дни); хлеб черный или белый - 2,5 фунта (ф.); сухари или галеты - 1 ф. 48 з. (золотников); крупы разные для каш (гречневая, пшенная, рисовая, ячневая, овсяная) - 48 з. (в постные дни - 76 з.); масло коровье - 5 з.; сало свиное - 15 з.; масло постное - 18 з.; соль - 5 ф. на 100 чел.; уксус - 0,25 чарки; зелень, в том числе прессованная, капуста, картофель, бураки, помидорный морс - 48 з. (в суповые дни овощи заменялись макаронами или вермишелью); сахар - 6 з.; чай - 0,5 з.; перец - 0,5 з.; грибы - 3 з.; вермишель, макароны - 15 з.; манная крупа и сгущенное молоко для маленьких детей выдавались по действительной надобности. Завтрак, обед и ужин выглядели следующим образом: утром (ежедневно) подавали чай с хлебом или сухарями; в обед (понедельник, суббота) - суп с макаронами или вермишелью; (вторник, четверг, воскресенье) - щи с мясом; (среда) - горох; (пятница) - щи постные с грибами и конопляным маслом; ужин: гречневая (понедельник, среда, суббота), пшенная (вторник, пятница, воскресенье) и ячневая (четверг) каши. Чтобы получить обед, ужин, кипяток и воду для мытья, переселенцев разделяли на семьи, причем на каждую из них выдавался билет с обозначением количества порций, положенных семье. При выдаче довольствия на предъявляемом билете делалась пометка. Требования о выдаче довольствия позже назначенного времени не удовлетворялись45.

Переселенцам воспрещалось иметь при себе и покупать спиртные напитки, а также держать какие-либо опасные предметы (кислоты, спички) или употреблять огниво. Курение не допускалось во внутренних помещениях, но разрешалось на верхней палубе в специально назначенном месте. Для лечения и ухода за больными на каждом пароходе были врач, фельдшер и сестры милосердия, а для госпитализации больных устроены были лазареты. Осмотр больных и амбулаторную помощь оказывали каждый день в определенные часы, но в особых случаях заболевшие могли обращаться к врачу в любое время, тем более не скрывать заразных болезней, в особенности у детей, например, оспы, дифтерита и кори. Виновные в скрытии таких болезней, как нарушившие правила и угрожавшие здоровью и даже жизни всем пассажирам, передавались по прибытии во Владивосток в распоряжение местного начальства, где получали соответствующие взыскания.

Кроме ежедневной краткой молитвы утром и вечером, по субботам совершались вечерни, а по праздникам и воскресным дням - обедни. Во время богослужений должны были присутствовать, по возможности, все пассажиры. Во время поста (с учетом погодных условий) желавшим позволялось говеть, И вообще переселенцы обязаны были «держать» себя благопристойно, соблюдая правила нравственности. Не допускались никакие ссоры, брань, крики или буйства. С виновных в нарушении настоящих правил и не исполнявших их после сделанных замечаний, взыскивались штрафы от 50 коп. до 3 руб. (по усмотрению капитана). Записи о штрафах и проступках в особом журнале с объяснением, а затем выписка из этого журнала за подписью капитана, по прибытии во Владивосток, сдавались

45 ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д. 132, л. 9-9 об.

через агента Добровольного флота местному начальству для удержания штрафов из денег, причитавшихся переселенцам. Штрафные суммы шли на устройство церквей и школ в местах поселения». Обо всех недоразумениях, нуждах и обидах переселенцы могли заявлять капитану, но только через своих старост; всякие объяснения другим способом не допускались. Как правило, переселенцы прибывали во Владивосток спустя 45-50 дней. Здесь они размещали в специально выстроенных бараках и затем направлялись в места расселения.

Для сопровождения переселенцев правления казачьих войск назначали офицера -старшего партии или «эшелонного начальника». По возвращении в войско сопровождающий представлял отчет о командировке. Так, 10 ноября 1898 г. есаул Иван Данилов представил рапорт (отчет) войсковому наказному атаману Войска Донского, в котором отмечалось: «16 прошлого июля экстренно выехал из Новочеркасска в г. Одессу для принятия партии переселенцев казаков ... в Уссурийский край ... Приняв под свое командование переселенцев, я прожил в Одессе до 1 августа, следя за их довольствием и поведением. Квартиры они занимали в доме Трудолюбия, помещение ... светлое, просторное и чистое, довольствие было хорошее... Желающие быть на работах передавали мне список... Вели они себя все время хорошо.

1 августа ... я вместе с переселенцами отправился на пристань к пароходу Добровольного флота «Петербург», ... все были размещены очень свободно и кубического воздуха было достаточно; в У/г часа по полудня был общий молебен, на молебне был генерал-губернатор... В половине седьмого пароход медленно стал отходить, при этом на пристани ... играли марш, публика кричала многократное Ура ...

В течение все дороги переселенцы вели себя хорошо, исполняя все приказания и распоряжения ... начальства; ... за всю дорогу не было ни одного ареста и ни одного выговора... Доктор посещал помещения переселенцев каждый день... я сам посещал их по несколько раз в сутки... Болезней заразных за все время плавания не было никаких и смертности тоже ...

15 сентября мы в 9 часов утра прибыли во Владивосток, я явился в Управление атамана, где была назначена комиссия для принятия переселенцев. Комиссия явилась на пароход в 4-е часа по полудни, осмотрела людей, которые затем, в 6 часов были высажены на берег и помещены в строениях, назначенных для переселенцев...

Переселенцы ... 17 сентября были отправлены в 5 часов вечера к месту их назначения по железной дороге»46.

Есаул Данилов, выполнив свою задачу, уже 26 сентября 1898 г. отправился в обратный путь и 9 ноября прибыл в Одессу. Общие расходы на его командировку исчислялись суммой 664 руб. 70 коп.47

Всего за 5 лет, с 1895 по 1899 г., на Дальний Восток (только в Уссурийское казачье

48

войско) прибыли 5419 чел. из Донского, Оренбургского и Забайкальского казачьих войск . В 1900 г. переселения не было из-за отсутствия средств. В 1901 - 1902 гг. оно возобновилось, и в нем участвовали также казаки Кубанского, Терского и Уральского войск. Часть из них

46 ГАРО. Ф. 301, оп. 5, д.149, л. 452-454 (все с об.).

47 Там же, л. 469, 469 об.

л о

Военная энциклопедия. Пг., 1912. Т. 10. С. 4157; Столетие военного министерства (1802 - 1902). СПб., 1902. Т. 11. Ч. 1. С. 558; Казачья колонизация Приамурского края, СПб., 1902. С. 31-33, 50; РГИА ДВ (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока). Ф. 98, оп. 1, д. 133, л. 7; РГВЙА. Ф. 1290, оп. 4, д. 755, л. 295. . ;

была зачислена в состав амурского казачества. Общая численность казаков-переселенцев в 1901 г. составила 1295 чел., в 1902 г. сократилась до 354 чел. ' ■

Перевозка казаков морем производилась до пуска сквозного железнодорожного пути через Сибирь, с открытием которого переселение стало осуществляться по железной дороге. С 1906 г. массовая перевозка пассажиров на линии Одесса — Владивосток - Одесса совершенно прекратилась49. Прибывшие из Европейской России казаки усилили боевую мощь местного казачества, обеспечили охрану Уссурийского участка Сибирской железной дороги. Казаками в эти годы были основаны станица Донская, поселки Гленовский, Медведицкий, Муравьево-Амурский, Ново-Качалинский, Ново-Николаевский, Сальский, Хоперский, Хорский и др.50

В России был накоплен значительный опыт организации морских перевозок переселенцев из европейской ее части на восточные окраины. Переселение казаков на Тихоокеанское побережье страны стало весьма заметной составляющей этого опыта.

И.И. Иванова

к.и.н., доцент, и.о. профессора кафедры международных отношений ТИПП

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Проблема безопасности - одна из центральных в теории и практике международных отношений, поэтому она всегда остается в поле зрения ученых-международников.

Немаловажную роль для понимания феномена безопасности сыграли теоретические исследования по определению содержания самого понятия безопасности. Понятие «безопасность» тесно связано с категорией «национальный интерес» и «национальная безопасность». Национальная безопасность призвана, прежде всего, обеспечить гарантии неуязвимости основных жизненно важных интересов - национального суверенитета, территориальной целостности государства-нации, защиты его населения, - т.е. таких интересов, ради достижения которых оно скорее согласится воевать, чем пойдет на компромисс. Иначе говоря, национальная безопасность - это стратегия, направленная на обеспечение жизненно важных интересов государства-нации.

Причем главное действующее лицо национальной безопасности - государство. Именно оно является основным звеном и источником угроз и надеждой в ликвидации угроз -безопасности.

Одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран, является Азиатско-Тихоокеанский регион. Причем со временем значение АТР будет еще больше возрастать, но данному процессу в значительной мере мешают некоторые вызовы и угрозы безопасности региона. Это опасности военно-

49 Дальневосточное морское пароходство. 1880 - 1980... С. 92; БянкинВ.П. В дальневосточных морях:.. С. 187,188.

50 Уссурийское казачье войско: история и современность (к 110-й годовщине образования УКВ) / Сост.: В.Д. Иванов, О.И. Сергеев. Владивосток, 1999. С. 16.

51 Цыганков А.П. Ганс Моргентау: взгляд на внешнюю политику // Власть и демократия: зарубежные ученые о политической науке. - М..: Наука, 1992. - С.129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.