Научная статья на тему 'Переселенческие структуры в государственном аппарате СССР (в контексте послевоенного заселения Крыма)'

Переселенческие структуры в государственном аппарате СССР (в контексте послевоенного заселения Крыма) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / RESETTLEMENT / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / RESETTLERS / RESETTLEMENT FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сеитова Эльвина Изетовна

В результате Великой Отечественной войны Крым понес значительные людские потери. Для восстановления демографического потенциала, инфраструктуры и народного хозяйства Государственный комитет обороны признал необходимым переселить в Крым из различных областей РСФСР и УССР трудоспособных колхозников. Однако их хозяйственно-бытовое обустройство было крайне плачевным, поэтому большинство организованно переселенного населения в 1944 году не смогло закрепиться на новых местах. Так, в конце 40-х годов началась новая волна заселения Крыма. Более внимательное отношение к нуждам переселенцев и реализация комплекса хозяйственно-бытовых мероприятий значительно повысили процент закрепления новоселов, что привело к резкому увеличению численности населения Крыма. Организация трудовой миграции в СССР имела государственное значение. В связи с этим были организованы структуры, которые проводили в жизнь переселенческую политику власти. Полномочия и обязанности их расширялись по мере нарастания важности и актуальности переселенческого процесса для Советского Союза. В статье показан генезис формирования и деления государственных органов, которые несли ответственность за организацию и осуществление переселения. Причем как на общегосударственном уровне, так и непосредственно в послевоенном Крыму. В частности, раскрыта деятельность Переселенческого управления при Совете министров РСФСР, а также Главного переселенческого управления. Важно также, что прослеживается изменение ведомственной принадлежности переселенческих структур. В статье отражена динамика преобразования крымских переселенческих органов. Таких как областной переселенческий отдел при исполнительном комитете Крымского областного совета депутатов трудящихся, переселенческий отдел при исполнительном комитете Крымского областного совета депутатов трудящихся, отдел организованного набора рабочих исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, отдел организованного набора рабочих и переселения исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, Крымский отдел по использованию трудовых ресурсов исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, отдел по труду исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resettlement structures in the state machine of the USSR (in the context of post-war settling to the Crimea)

As a result of the Great Patriotic War Crimea had major human losses. To restore the demographic potential, infrastructure and national farming, the Governmental Committee of Defense recognized the need to resettle able-bodied collective farm workers to the Crimea from different regions of Russia and Ukraine. But their economical condition was very difficult. Because of this fact the majority of resettled people in 1944 were not able to stay here, so they went back. That was the reason for the new wave of populating the Crimea. The organization of resettlement in the USSR had govermental significance. In connection with this, during various years different structures existed, which directed and implemented the resettlement policy of the regime. Authorities and duties of these organizations were broadened according to the increase of importance and urgency of the resettlement processes for the Soviet Union. The article shows the genesis of the formation and division of state structures, which were responsible for the organization and implementation of resettlement. And both at the national level, and directly in the post-war Crimea. In particular, the activities of the Resettlement Department under the Council of Ministers of the RSFSR, as well as the Main Resettlement Department, are disclosed. It is also important that the change in the departmental belonging of the resettlement structures can be traced. The article reflects the dynamics of transformation of the Crimean resettlement bodies. Such as the Regional Migration Department under the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People’s Deputies, the Resettlement Department under the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People’s Deputies, the Organized Recruitment Department of the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People’s Deputies, the Organized Recruitment and Resettlement Division of the Crimean Regional Council of Working People’s Deputies, The Crimean Department for Human Resources Management of the Executive Committee, The Crimean Regional Council of Working People’s Deputies, the Department for Labor of the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People’s Deputies, etc.

Текст научной работы на тему «Переселенческие структуры в государственном аппарате СССР (в контексте послевоенного заселения Крыма)»

УДК 325.54+314(477.75)"19"

Переселенческие структуры в государственном аппарате СССР (в контексте послевоенного заселения Крыма)

Эльвина Сеитова

(Крымский инженерно-педагогический университет; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)

Аннотация. В результате Великой Отечественной войны Крым понес значительные людские потери. Для восстановления демографического потенциала, инфраструктуры и народного хозяйства Государственный комитет обороны признал необходимым переселить в Крым из различных областей РСФСР и УССР трудоспособных колхозников. Однако их хозяйственно-бытовое обустройство было крайне плачевным, поэтому большинство организованно переселенного населения в 1944 году не смогло закрепиться на новых местах. Так, в конце 40-х годов началась новая волна заселения Крыма. Более внимательное отношение к нуждам переселенцев и реализация комплекса хозяйственно-бытовых мероприятий значительно повысили процент закрепления новоселов, что привело к резкому увеличению численности населения Крыма.

Организация трудовой миграции в СССР имела государственное значение. В связи с этим были организованы структуры, которые проводили в жизнь переселенческую политику власти. Полномочия и обязанности их расширялись по мере нарастания важности и актуальности переселенческого процесса для Советского Союза.

В статье показан генезис формирования и деления государственных органов, которые несли ответственность за организацию и осуществление переселения. Причем как на общегосударственном уровне, так и непосредственно в послевоенном Крыму. В частности, раскрыта деятельность Переселенческого управления при Совете министров РСФСР, а также Главного переселенческого управления. Важно также, что прослеживается изменение ведомственной принадлежности переселенческих структур.

В статье отражена динамика преобразования крымских переселенческих органов. Таких как областной переселенческий отдел при исполнительном комитете Крымского областного совета депутатов трудящихся, переселенческий отдел при исполнительном комитете Крымского област-

ного совета депутатов трудящихся, отдел организованного набора рабочих исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, отдел организованного набора рабочих и переселения исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, Крымский отдел по использованию трудовых ресурсов исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, отдел по труду исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся и пр.

Ключевые слова: переселение, переселенцы, переселенческие структуры.

Характер миграционных процессов, их динамика и направления определялись особенностями экономики Советского Союза и тоталитарными методами правления самого государства. Переселение в СССР жестко контролировалось правительством. Соответственно в структуре власти существовал орган, который должен был организовывать и курировать весь процесс. Названия и функции данного аппарата со временем изменялись, переформировывались, но подобная структура действовала начиная с 1921 года.

Рассмотрим деятельность организаций, занимавшихся вопросами перераспределения человеческих ресурсов, в рамках процесса заселения Крыма. Для руководства переселением колхозников из малоземельных в многоземельные районы СССР решением майского Пленума ЦК ВКП(б) 1939 года было образовано Переселенческое управление при СНК СССР с его органами в республиках, областях и краях. В связи с созданием данной структуры постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июля 1939 года № 1099 были ликвидированы Переселенческое бюро Наркомзема СССР и Переселенческий отдел НКВД СССР. Кадры, имущество и все ассигнования этих органов были переданы вновь созданной структуре. До 1939 года, когда было учреждено Переселенческое бюро Наркомзе-ма СССР, процессом руководили Переселенческий отдел НКВД СССР, оставленный, после создания Бюро, Наркомзему СССР; ОЗЕТ - организация, переселявшая евреев на Украину, в Закавказье, в Крымскую АССР и Биробиджан, АГРОДЖОЙНТ - аппарат американского еврейского общества, который занимался переселением и хозяйственным устройством трудящихся евреев, отдел Крайнего Севера Наркомзема РСФСР, руководивший переводом на оседлый образ жизни кочевников. ОЗЕТ и АГРОДЖОЙНТ курировали лишь перемещение евреев в специальные поселки; Переселенческий отдел НКВД в основном был занят вербовкой и

перевозкой населения на Дальний Восток. В то же время хозяйственное устройство заселяемых, контроль за соблюдением установленных законом льгот для сельскохозяйственных переселенцев, изучение эффективности, планирование всего процесса в целях решения общегосударственных задач - все это фактически никем не обеспечивалось.

Процесс перераспределения человеческих ресурсов в том числе возглавлялся отделом переселения Управления землеустройства и мелиорации Наркомзема РСФСР. Позже данная структура была преобразована в Переселенческое управление при ВЦИК. Функция руководства движением населения дважды передавалась под управление Наркомзема СССР с параллельным существованием указанных выше организаций (ОЗЕТ, АГРОДЖОЙН, Переселенческий отдел НКВД СССР). Итак, мы видим, что с 1921 года - времени фактического начала советского переселения -до 1938 года организационные формы искусственного управления миграционными процессами и их ведомственная принадлежность претерпевали значительные изменения. Основным же недостатком в управленческом отношении всех ранее существовавших организаций была их ведомственная ограниченность и функциональность [1].

12 февраля 1942 года был создан Отдел СНК РСФСР по хозяйственному устройству эвакуированного населения. Структура была образована на базе Управления по эвакуации населения, ликвидированного в соответствии с постановлением СНК СССР от 31 января 1942 года [2]. На организацию возлагались задачи руководства и контроля за деятельностью местных органов власти по расселению, хозяйственно-бытовому обслуживанию и устройству на работу граждан, эвакуированных из районов прифронтовой полосы в тыловые районы РСФСР. Также Отдел должен был наблюдать за продвижением по территории РСФСР эшелонов и руководить обслуживанием в пути населения, перевозимого в связи с эвакуацией или в порядке переселения [3]. В составе структуры были следующие секторы: перевозок, трудоустройства и бытового обслуживания, переселения колхозных хозяйств, учетно-статистический, канцелярия, хозчасть [4].

В соответствии с постановлением СНК РСФСР № 557 от 14 сентября 1945 года Отдел по хозяйственному устройству эвакуированного населения СНК РСФСР был реорганизован в самостоятельное Переселенческое управление при СНК РСФСР.

В этот период задача по хозяйственному устройству эвакуированного населения была выполнена и на первое место выдвигались задачи по переселению колхозников и крестьян из малоземельных областей, краев

и автономных республик в многоземельные, а также проведение внутриобластного перераспределения трудовых ресурсов и перемещение населения по особым постановлениям правительства. Эти задачи и были возложены на Переселенческое управление при Совете министров РСФСР.

Структура руководила организацией и проведением работ по реэвакуации населения, их приему и размещению. В составе Управления были образованы отделы: по организации отбора и отправки переселенцев; по организации их приема и хозяйственному устройству; по реэвакуации и репатриации советских граждан; планово-финансовый; транспортный; отдел кадров; снабжения; административно-хозяйственный сектор; секретная часть; бухгалтерия; секретариат.

Постепенно, с изменением задач Управления, изменяется и его структура. В 1950 году были упразднены отдел снабжения, реэвакуации и репатриации советских граждан. Были вновь созданы отдел по внутриобластному переселению и группа по репатриации советских граждан. В 1952 году структура Управления перестраивается в корне: вместо ранее перечисленных подразделений были образованы отделы переселения северных и восточных районов; переселения южных районов и Поволжья; переселения центральных районов, т. е. в основу был положен территориальный признак.

В соответствии с постановлением Совета министров РСФСР № 349 от 1 апреля 1953 года организация была передана в ведомственное управление Министерства сельского хозяйства и заготовок РСФСР. 4 мая 1953 года приказом данного министерства структура преобразовалась в Главное переселенческое управление.

Еще в 1942 году заместитель председателя СНК РСФСР К. Д. Памфилов в своем официальном письме заместителю председателя СНК СССР А. А. Косыгину выступил за реформирование переселенческого аппарата. Его доводы носили следующий характер. При организации Отдела СНК РСФСР по хозяйственному устройству эвакуированного населения в его штате был предусмотрен сектор переселения колхозных хозяйств в составе 11 человек (впоследствии штат был увеличен на 10 единиц). Устанавливая столь минимальное количество сотрудников, предполагалось, что, в связи с распоряжением СНК СССР от 25 июня 1941 под № 1963 о прекращении переселения в военное время, данная работа ограничится завершением хозяйственного устройства переселенцев, прибывших в места вселения в 1940 и 1941 году и наблюдением за применением льгот. Но практика показала, что процесс организованного перемещения населения не мог быть прекращен и, кроме того, обстоятельства военного времени

создали необходимость срочного передвижения значительных масс населения из одних областей в другие. Для выполнения этих задач существовавшей переселенческой организации, представлявшей как в центре, так на местах лишь сектора отделов по хозустройству эвакуированного населения, подчеркивал К. Памфилов, было далеко не достаточно как по количеству, так и по структуре аппарата. К тому же объединение переселения с работой по хозяйственному устройству населения оказалось неэффективным и искусственным. Сектор переселения колхозных хозяйств, созданный только для завершения устройства новоселов прошлых лет, не был приспособлен ни по своей структуре, ни по количеству работников для самостоятельного проведения всего комплекса работ, связанных с переселением и финансированием мероприятий, связанных с устройством людей на новом месте жительства. К. Д. Памфилов предположил, что при существовавших размерах переселенческих мероприятий было бы целесообразным разделение аппарата, ведавшего хозяйственным устройством эвакуированного населения, и делом организованного перемещения больших групп населения. При этом в центре предлагалось образовать Главное переселенческое управление, а в краях, областях и автономных республиках - отделы переселения [5].

Совет народных комиссаров в этом же году подготовил постановление, в котором признал необходимым создать, в соответствии со статьей 45 Конституции РСФСР, Главное переселенческое управление при СНК РСФСР. Целью структуры должно было быть осуществление сельскохозяйственного переселения колхозов, колхозников и единоличников из малоземельных районов в многоземельные. А также переселение с земель, используемых для строительства промышленных предприятий, железнодорожных магистралей, гидротехнических и других сооружений [6].

Главное переселенческое управление имело в своем составе следующие отделы: от районов выхода переселенцев; от районов вселения переселенцев; отдел планово-финансовый; транспортный сектор; сектор снабжения; админхозсектор; главная бухгалтерия; секретариат.

При исполкомах краевых и областных Советов депутатов трудящихся, СНК автономных республик были созданы переселенческие отделы. Они подчинялись Главному переселенческому управлению и возглавлялись начальниками. В районах компактного вселения (свыше 150 хозяйств) в составе аппарата райисполкома вводилась должность районного инспектора по хозяйственному устройству вновь прибывшего населения. Главное переселенческое управление, переселенческие отделы при исполкомах краевых и областных Советов депутатов трудящихся и СНК авто-

номных республик и районная инспектура содержались за счет средств республиканского бюджета, проводимых по генеральной смете Главного переселенческого управления [8].

С ликвидацией в декабре 1953 года Министерства сельского хозяйства и заготовок РСФСР Главное переселенческое управление было передано в ведение Министерства сельского хозяйства РСФСР. А в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР № 1776 от 18 декабря 1954 года данная структура вновь перешла под непосредственное подчинение Совета министров РСФСР [9]. Организация заключала в себе следующие отделы: по организации отбора и перевозки населения; по организации приема и хозяйственному устройству заселяемых; переселения в районы крупного гидротехнического строительства; планово-финансовый; хозяйственный; бухгалтерия.

Главное переселенческое управление прекратило свою деятельность на основании постановления Совета министров РСФСР от 3 августа 1956 года, передав функции вновь созданному Главному управлению переселения и организованного набора рабочих при Совете министров РСФСР.

В фондах Государственного архива Российской Федерации и Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины нами выявлены документы, указывающие на существование Главного переселенческого управления при Совете министров СССР и Главного переселенческого управления при Совете министров УССР. Однако каких-либо источников, свидетельствующих об их функциональной деятельности, найдено не было. Повторимся, что в советской России работало Главное переселенческое управление при Совете министров РСФСР, а в УССР сразу же после Великой Отечественной войны было создано Главное управление по организованному набору работников и переселению семей при Совете министров УССР, ставшее предшественником учрежденного позже Министерства труда Украины [10]. В конце 60-х годов переселение на территории республики было подчинено Государственному комитету Совета министров УССР по использованию трудовых ресурсов.

Наименование организации, которая руководила заселением Крыма, менялось в соответствии с общей тенденцией реформирования верховных органов государства. Так, с 1944 года процессом руководил Республиканский переселенческий отдел при Совете народных комиссаров Крымской АССР [23]. С 1945 года данная структура именовалась как областной переселенческий отдел при исполнительном комитете Крымского областного совета депутатов трудящихся [24]. С 18 июня 1953 года начал свою

деятельность отдел организованного набора рабочих исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся. В это время отдел занимался набором рабочих для строек Казахстана, Донбасса и предприятий лесной промышленности. 24 августа 1955 года данная организация и переселенческий отдел исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся слились в одну структуру. Новая организация стала называться: отдел (областной) организованного набора рабочих и переселения (оргнабор) исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся [25]. Функциями отдела были руководство, прием и контроль за хозяйственным устройством семей новоселов и строительством для них домов, а также трудоустройство и хозяйственное устройство репатриантов и реэмигрантов. В соответствии с приказом Главного управления организованного набора рабочих и переселения при Совете министров УССР от 25 мая 1960 года и постановлением ЦК КПУ и Совета министров от 19 августа 1961 года на отдел была возложена функция контроля над трудоустройством выпускников общеобразовательных школ.

Областной отдел организованного набора рабочих и переселения (ор-гнабор) с 1 января 1963 года стал подчиняться исполнительному комитету Крымского областного (сельского) совета депутатов трудящихся и в этом подчинении пробыл до 31 декабря 1964 года, так как постановлением Совета министров СССР были организованы два исполнительных комитета Крымского областного (сельского) и (промышленного) советов депутатов трудящихся. С 1 января 1965 года орган стал подчиняться исполнительному комитету Крымского областного совета депутатов трудящихся [26]. С 5 июля 1967 года название было изменено, отныне существовал Крымский (областной) отдел по использованию трудовых ресурсов исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся [27]. Это же название было утверждено на второй сессии облисполкома от 14 июля 1967 года.

1 января 1977 года отдел по использованию трудовых ресурсов был переименован в отдел по труду исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся. В этот промежуток времени перед организацией стояли следующие задачи: изучение трудовых ресурсов города, района с целью выявления контингента для трудоустройства на местные предприятия и в другие экономические районы; получение от местных предприятий, строек, организаций и совхозов заявок на необходимое количество рабочих и специалистов; разработка и внесение на рассмотрение и утверждение горрайисполкомов планов организованного

набора рабочих и переселения по городу и в срезе сельских, поселковых советов депутатов трудящихся колхозов, совхозов.

С 7 октября 1977 года, в связи с принятием новой Конституции СССР, советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов и, следовательно, отныне орган назывался - областной отдел по труду исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов. По положению, утвержденному решением Крымоблисполко-ма № 250 от 19 мая 1978 года, отдел в своей деятельности подчинялся областному совету народных депутатов, его исполнительному комитету и Государственному комитету Совета министров УССР по труду. Главными задачами структуры были выявление и контроль за использованием резервов роста производительности труда на основе улучшения его организации и условий; разработка и проведение мероприятий по эффективному использованию трудовых ресурсов, обеспечение рациональной занятости населения; регулирование распределения и перераспределения рабочей силы в соответствии с потребностями производства, проведение организованного набора рабочих и переселения населения.

25 октября 1988 года структура претерпела очередную реорганизацию, и в последние годы советской власти существовала под названием управление по труду и социальным вопросам исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов.

Таким образом, деятельность переселенческих структур является отдельной темой в истории миграционных процессов в СССР. Названия и функции таких организаций со временем менялись и расширялись. Заселение Крыма колхозниками-переселенцами началось в 1944 году и шло под руководством Переселенческого управления при Совете министров РСФСР. Непосредственно на полуострове процесс курировал Переселенческий отдел при Совете народных комиссаров Крымской АССР (Переселенческий отдел при исполнительном комитете Крымского областного совета депутатов трудящихся). С переходом Крыма в состав Украины заселением полуострова стало заниматься Главное управление организованного набора работников и переселения при Совете министров УССР. Областные же структуры вплоть до 80-х годов ХХ века претерпевали частые реорганизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Российской Федерации (далее -ГАРФ), ф. А-327, оп. 2, д. 6, л. 46

2. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 8. Л. 17.

3. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 7. Л. 1.

4. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 8. Л. 17.

5. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 6. Л. 34.

6. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Л. 37.

7. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Л. 38-39.

8. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Л. 39.

9. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 7. Л. 1.

10. Прибыткова И. Хроники миграционных событий в Украине до и после распада СССР // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. С. 43.

11. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 68.

12. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 69.

13. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 31.

14. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 71-72.

15. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 31.

16. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 73.

17. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 462. Л. 74.

18. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (далее - ЦДАВО). Ф. Р-2. Оп. 8. Д. 10017. Л. 238-239.

19. ЦДАВО. Ф. Р-2. Оп. 8. Д. 10017. Л. 241.

20. ЦДАВО. Ф. Р-2. Оп. 9. Д. 119. Л. 30-32.

21. ЦДАВО. Ф. Р-2. Оп. 9. Д. 119. Л. 33.

22. ЦДАВО. Ф. Р-2. Оп. 9. Д. 119. Л. 35.

23. Государственный архив Республики Крым (далее - ГАРК). Ф. Р-2887. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

24. ГАРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

25. ГАРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 70. Л. 35.

26. ГАРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 172. Л. 1.

27. ГАРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 212. Л. 2.

Сведения об авторе: Сеитова Эльвина Изетовна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ (295015, Учебный пер., 8, Симферополь, Крым, Российская Федерация); сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Мар-джани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); [email protected]

Resettlement structures in the state machine of the USSR (in the context of post-war settling to the Crimea)

Elvina Seitova

(Crimean engineering and pedagogical university;

Sh. Mardjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences)

Abstract. As a result of the Great Patriotic War Crimea had major human losses. To restore the demographic potential, infrastructure and national farming, the Governmental Committee of Defense recognized the need to resettle able-bodied collective farm workers to the Crimea from different regions of Russia and Ukraine. But their economical condition was very difficult. Because of this fact the majority of resettled people in 1944 were not able to stay here, so they went back. That was the reason for the new wave of populating the Crimea.

The organization of resettlement in the USSR had govermental significance. In connection with this, during various years different structures existed, which directed and implemented the resettlement policy of the regime. Authorities and duties of these organizations were broadened according to the increase of importance and urgency of the resettlement processes for the Soviet Union.

The article shows the genesis of the formation and division of state structures, which were responsible for the organization and implementation of resettlement. And both at the national level, and directly in the post-war Crimea. In particular, the activities of the Resettlement Department under the Council of Ministers of the RSFSR, as well as the Main Resettlement Department, are disclosed. It is also important that the change in the departmental belonging of the resettlement structures can be traced.

The article reflects the dynamics of transformation of the Crimean resettlement bodies. Such as the Regional Migration Department under the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People's Deputies, the Resettlement Department under the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People's Deputies, the Organized Recruitment Department of the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People's Deputies, the Organized Recruitment and Resettlement Division of the Crimean Regional Council of Working People's

Deputies, The Crimean Department for Human Resources Management of the Executive Committee, The Crimean Regional Council of Working People's Deputies, the Department for Labor of the Executive Committee of the Crimean Regional Council of Working People's Deputies, etc.

Keywords: resettlement, resettlers, resettlement framework.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (dalee — GARF). F. A-327. Op. 2. D. 6. L. 46.[State Archive of RF]

2. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 8. L. 17.

3. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 7. L. 1.

4. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 8. L. 17.

5. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 6. L. 34.

6. GARF. F. A-327. Op. 2. L. 37.

7. GARF. F. A-327. Op. 2. L. 38-39.

8. GARF. F. A-327. Op. 2. L. 39.

9. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 7. L. 1.

10. Pribytkova I. Khroniki migratsionnykh sobytii v Ukraine do i posle raspada SSSR [Chronicles of migration events in Ukraine before and after the collapse of the USSR]. Sotsiologiya: teoriya, metody, marketing, 2009, no. 1, S. 43.

11. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 68.

12. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 69.

13. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 31.

14. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 71-72.

15. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 31.

16. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 73.

17. GARF. F. A-327. Op. 2. D. 462. L. 74.

18. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv vysshikh organov vlasti i upravleniya Ukrainy (dalee — TsDAVO). F. R-2. Op. 8. D. 10017. L. 238-239.[Central State archive of higher management bodies of Ukraine]

19. TsDAVO. F. R-2. Op. 8. D. 10017. L. 241.

20. TsDAVO. F. R-2. Op. 9. D. 119. L. 30-32.

21. TsDAVO. F. R-2. Op. 9. D. 119. L. 33.

22. TsDAVO. F. R-2. Op. 9. D. 119. L. 35.

23. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Krym (dalee — GARK). F. R-2887. Op. 1. D. 1. L. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. GARK. F. R-2888. Op. 1. D. 1. L. 1.

25. GARK. F. R-3508. Op. 1. D. 70. L. 35.

26. GARK. F. R-3508. Op. 1. D. 172. L. 1.

27. GARK. F. R-3508. Op. 1. D. 212. L. 2.

About the author: Elvina Izetovna Seitova - Cand. Sci. (history), lecturer at the Crimean Engineering and Pedagogical University (SBEEHE RC) (295015, Uchebniy lane, 8, Simferopol, Crimea, Russian Federation);

Associate of the Crimean Scientific Center of Sh. Mardjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (420111, 7, Baturin St., Kazan, Russian Federation) [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.