Научная статья на тему 'Переселенческие карты Сибири: от капитализма к социализму (историко-методический аспект)'

Переселенческие карты Сибири: от капитализма к социализму (историко-методический аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SETTLEMENT MAPS OF SIBERIA / CARTOGRAPHIC MODELING / SETTLEMENT NETWORK / METHODOLOGICAL TECHNIQUES FOR WORKING WITH VISUAL SOURCES / MODERN SCHOOL HISTORICAL EDUCATION / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ КАРТЫ / КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СЕТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО РАБОТЕ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК / СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катионов Олег Николаевич, Сидорчук Оксана Николаевна, Хорохордин Георгий Сергеевич

В статье характеризуются переселенческие карты как источник визуальной информации, объект библиографического исследования, обосновывается необходимость их систематизации, использования в качестве источника информации при моделировании поселенческой сети в регионе в период переселенческой политики дореволюционного времени и в колонизационный период советской истории. Обращено внимание на то, что картографические материалы, связанные с организацией переселенческого дела в Сибири, формировались еще до начала массовых переселений в Сибирь. Обосновываются методы работы с картографическим материалом в учебной деятельности на занятиях в школе и вузе. Объясняется необходимость использования картографических материалов не только при характеристике переселенческой политики, но и при изучении более широкого круга вопросов истории Сибири в разные эпохи. В статье дается характеристика картографическим материалам, используемым при изучении школьниками и студентами региональной истории (курс «История Сибири», «История Новосибирской области»), предложены варианты проведения уроков и внеурочных занятий по региональной истории с использованием рукописных и печатных карт Сибири. Система вопросов и заданий по анализу визуальной информации ориентирована на формирование у школьников и студентов способностей анализировать содержащуюся в визуальном источнике (карте) информацию о событиях и явлениях прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Катионов Олег Николаевич, Сидорчук Оксана Николаевна, Хорохордин Георгий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Settlement maps of Siberia: from Capitalism to Socialism (historical and methodical aspect)

The article characterizes settlement maps of Siberia as sources of visual information and object of bibliographical study. They are used as a source of information for settlement net modeling in the region during the pre-revolution and colonization periods of Russian history. The authors note that these materials had been formed before mass resettlement to Siberia. Also, methods of work with mapping in school lessons and university tutorials are given in the article. The authors also explain the need for using these maps not only for educational purpose at school but with purposes of studying the Siberian history during different periods of history. The mapping materials, used in the courses "The History of Siberia", "The History of Novosibirsk Oblast (Region)", are characterized. The samples of lesson plans and out-of-school activities are offered. The system of questions and tasks on visual information analysis focuses on the development of students' abilities to analyze the map in order to retrieve useful information.

Текст научной работы на тему «Переселенческие карты Сибири: от капитализма к социализму (историко-методический аспект)»

О.Н. Катионов О.Н. Сидорчук Г.С. Хорохордин*

Переселенческие карты Сибири: от капитализма к социализму

/ V **

(историко-методическии аспект)

DOI: 10.31518/2618-9100-2019-6-14

УДК 94(571)+528.9+372.016:94(47)+908

Выходные данные для цитирования:

Катионов О.Н., Хорохордин Г.С., Сидорчук О.Н. Переселенческие карты Сибири: от капитализма к социализму (историко-методический аспект) // Исторический курьер. 2019. № 6 (8). С. 171-188. URL: http://istkurier.ru/data/2019/ ISTKURIER-2019-6-14.pdf

O.N. Kationov O.N. Sidorchuk G.S. Khorokhordin*

Settlement maps of Siberia: from Capitalism to Socialism (historical and methodical aspect)

DOI: 10.31518/2618-9100-2019-6-14

How to cite:

Kationov O.N., Sidorchuk O.N., Khorokhordin G.S. Settlement maps of Siberia: from Capitalism to Socialism (historical and methodical aspect) // Historical Courier, 2019, No 6 (8). P. 171188. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2019/ ISTKURIER-2019-6-14.pdf

Abstract. The article characterizes settlement maps of Siberia as sources of visual information and object of bibliographical study. They are used as a source of information for settlement net modeling in the region during the pre-revolution and colonization periods of Russian history. The authors note that these materials had been formed before mass resettlement to Siberia. Also, methods of work with mapping in school lessons and university tutorials are given in the article. The authors also explain the need for using these maps not only for educational purpose at school but with purposes of studying the Siberian history during different periods of history. The mapping materials, used in the courses "The History of Siberia", "The History of Novosibirsk Oblast (Region)", are characterized. The samples of lesson plans and out-of-school activities are offered. The system of questions and tasks on visual information analysis focuses on the development of students' abilities to analyze the map in order to retrieve useful information.

Keywords: settlement maps of Siberia; cartographic modeling; settlement network; methodological techniques for working with visual sources; modern school historical education.

The article has been received by the editor on 02.10.2019.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

* Катионов Олег Николаевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: korolek1953@gmail.com

Сидорчук Оксана Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: sonya97@mail.ru

Хорохордин Георгий Сергеевич, магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет; учитель истории и обществознания, Частное общеобразовательное учреждение школа «Аврора» (Новосибирск, Россия), e-mail: gkhor@yandex.ru

Kationov Oleg N., Doctor of Historical Sciences, professor, director of Institute of History, Humanities and Social education, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), e-mail: korolek1953@gmail.com Sidorchuk Oksana N., Candidate of Historical Sciences, associate professor, Russian and World history chair, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), e-mail: sonya97@mail.ru

Khorokhordin Georgy S., undergraduate, Novosibirsk State Pedagogical University; history and social science teacher, Private school "Aurora" (Novosibirsk, Russia), e-mail: gkhor@yandex.ru

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новосибирской области в рамках проекта № 19-49-540002 р а «Электронный архив рукописных и печатных карт Сибири и Дальнего Востока с конца XVII в. по 1941 г.» (2019-2020 гг.).

Аннотация. В статье характеризуются переселенческие карты как источник визуальной информации, объект библиографического исследования, обосновывается необходимость их систематизации, использования в качестве источника информации при моделировании поселенческой сети в регионе в период переселенческой политики дореволюционного времени и в колонизационный период советской истории. Обращено внимание на то, что картографические материалы, связанные с организацией переселенческого дела в Сибири, формировались еще до начала массовых переселений в Сибирь. Обосновываются методы работы с картографическим материалом в учебной деятельности на занятиях в школе и вузе. Объясняется необходимость использования картографических материалов не только при характеристике переселенческой политики, но и при изучении более широкого круга вопросов истории Сибири в разные эпохи. В статье дается характеристика картографическим материалам, используемым при изучении школьниками и студентами региональной истории (курс «История Сибири», «История Новосибирской области»), предложены варианты проведения уроков и внеурочных занятий по региональной истории с использованием рукописных и печатных карт Сибири. Система вопросов и заданий по анализу визуальной информации ориентирована на формирование у школьников и студентов способностей анализировать содержащуюся в визуальном источнике (карте) информацию о событиях и явлениях прошлого.

Ключевые слова: переселенческие карты; картографическое моделирование; поселенческая сеть; методические приемы по работе с визуальными источниками; визуальный источник; современное школьное историческое образование.

Переселенческая политика в Сибири обычно связывается со Столыпинской аграрной реформой. Карты Сибири этого периода носят практико-ориентированный характер, связанный с деятельностью переселенческих организаций - управления при Комитете Сибирской железной дороги, переселенческих отрядов и партий.

Накопленный исследователями в целом картографический материал еще не полон, особенно в части межевых планов, планов переселенческих участков. Тем не менее обзорные отчетные карты позволяют представить общую картину картографического обеспечения государственных усилий по созданию условий для переселения на восток страны, прежде всего - в Сибирь и на Дальний Восток.

Однако следует отойти от мысли об изолированном изучении переселенческих карт только царского времени. Переселение в Сибирь продолжалось и в советское время. Нам известны карты переселенческих организаций второй половины 20-х годов XX в. В 1925 г. государство вновь открыло Сибирь для массовых переселений наряду с севером Европейской России, Кавказом и Средней Азией. Как видно, возможности государства по организации переселений не были исчерпаны. Не исключено, что возвращение к поощрению переселений было вызвано перекосами в аграрных мероприятиях периода военного коммунизма и его последствиями в первые годы нэпа. Открывая «клапан» на восток, государство могло стремиться ослабить напряжение в европейской части страны, а заодно повысить заселенность восточных регионов. С момента начала коллективизации добровольные переселения начинают сворачиваться. Их замещают переселения принудительные.

Каким образом переселенческие карты могут помочь историку, изучающему переселения? Во-первых, они помогают определить основные территориальные направления в размещении переселенцев. Во-вторых, при написании истории отдельных населенных пунктов подобные карты позволяют уточнить датировку их возникновения. В-третьих, такие карты незаменимы при моделировании динамики поселенческой сети региона. Наконец, картографический материал полезен при организации познавательной деятельности школьников и студентов.

Одна из труднейших задач при изучении картографических материалов, связанных с переселениями в Сибирь - выявление мест их хранения. Карты разбросаны по архивам практически всех городов Сибири и Дальнего Востока, хранятся также в Российском государствен-

ном историческом архиве (С.-Петербург), в библиотеках и краеведческих музеях Москвы, С.-Петербурга, городов Сибири и Дальнего Востока. Иногда информация приходит и из районов, где в местных архивах или музеях есть карты и планы волостей и переселенческих участков. Можно сказать, что это случайные объекты, к счастью для историков сохраненные местными жителями или организациями. Часто на материалах либо административных, либо переселенческих карт выстраивалась структура волостей, на их базе в советское время -структура территорий колхозов, либо совхозов. Не всегда они точно совпадали с земельными планами, ранее составленными землемерами и утвержденными сельскими сходами или уполномоченными, но в значительной степени фактор предыдущего размежевания учитывался, с тем чтобы не перекраивать имеющиеся карты и планы. В частности, такие материалы были нами обнаружены в краеведческом музее г. Куйбышева (Каинска) Новосибирской области, где на картах волостей, составленных еще в царское время, указаны территории колхозов в границах этих волостей либо деревень. Так работа, проведенная землеустроителями в 1910-е годы, нашла свое применение на практике еще в 1920-е и 1930-е годы.

Часть карт была опубликована еще по ходу переселения. Уже в 1911 г. карты были помещены в книге «Переселение и землеустройство за Уралом», являвшей по сути отчет переселенческих чиновников о проделанной работе. Самое впечатляющее издание такого рода -Атлас Азиатской России, изданный в 1914 г. Переселенческим управлением. В атласе свыше 170 иллюстраций: карт и картограмм, подводящих определенный итог переселенческой политики правительства.

Долгое время все это богатство материалов было доступно лишь избранным, и то - в разрозненном виде. Теперь изучать сканированные копии переселенческих карт могут все желающие благодаря Интернету, в частности - проекту «Это место» (etomesto.ru).

Илл. 1. Карта заселяемой части Сибири. Томская губерния. 1905 г. Томский областной краеведческий музей. № 10739/40 Значительная часть выставленных здесь карт описана в недавно изданном каталоге 1. В качестве характеристики информационных возможностей этого издания процитируем описание карты заселяемой части Томской губернии 1905 г.

1 Сводный каталог печатных карт Сибири и ДВ с XVIII века по 1917 год : электр. изд. Новосибирск, 2016.

«Карта заселяемой части Сибири. Томская губерния» / «издание Переселенческого управления». - 30 верст в 1 англ. дюйме. - [Россия], [1905]. - 1 л.: цв.; 118^75 см.

Место издания: Автолитография Г. де Кельша.

Масштаб: градусная сетка через 1°. Ориентация на север. Долгота от Пулкова.

Показаны: реки, речки, озера, города села, дороги, железная дорога; переселенческие участки, запасные участки, места, предназначенные для переселения, оброчные статьи, земли крестьян-старожилов, земли частного владения, инородческие земли, места для вольного поселения, резиденции крест. начальников, казенные сельскохозяйственные склады, врачебные пункты по линии железной дороги, лесные склады, переселенческие бараки, дороги, построенные переселенческим управлением; дороги, запроектированные переселенческим управлением.

Сохранность: удовлетворительная.

Как видно по дате (1905), карта составлялась Переселенческим управлением еще до начала Столыпинской переселенческой политики (1906): это яркая иллюстрация того факта, что политика организации переселений выстраивалась еще до массовых переселений в Сибирь. Земли, принадлежавшие Кабинету его императорского величества, не показаны - это связано с тем, что переселения на земли Кабинета осуществлялись по особым правилам.

Карта как исторический источник для изучения переселений

Основная информация карты уже дает историку нечто важное для понимания хода переселения. На карте разными цветами отмечены земли: занятые крестьянами-старожилами, частновладельческие, «инородческие», переселенческие и запасные участки. Карта, таким образом, ясно показывает, куда должны были направляться переселенческие партии. На карте хорошо видно два больших района, подготавливаемых для заселения на казенных землях Томской губернии - это лесостепные и степные районы юго-запада (Барнаульский уезд) и восточные районы, по большей части таежные (Томский уезд). На данной карте нумерация переселенческих участков не увязана с легендой, однако на некоторых картах переселенческих организаций указывалось и название каждого участка.

В годы столыпинской реформы составители обзорно-отчетных карт делают шаг вперед: отныне карты позволяют даже уяснить историю переселения. Если, например, карта опубликована в 1911 г., то информацию о работе, проделанной переселенческими отрядами в 1910 г., обозначали на карте одним цветом, а участки, образованные до 1910 г. - другим. Таким же образом указывалась информация о построенных переселенческих дорогах и вырытых для переселенцев колодцах. Землеустроитель заботился о переселенцах заранее. За счет этого по отчетным картам, сравнивая выпуски разных лет, можно наглядно проследить динамику организации переселений. Это позволяет увидеть общую тенденцию: землеустроители направляют переселение в Кулундинскую степь, в ближние районы Семипалатинской области, вдоль железной дороги (Транссиб), по берегам Оби до устья Чулыма, не затрагивая района Нарыма, который оставался севернее, и в восточные таежные районы. То есть, направления земледельческой колонизации Томской губернии, определенные еще до реформы, довольно точно соблюдались.

Источником важных сведений может стать и легенда карты, даже взятая отдельно. Легенда карты ежегодно совершенствовалась в соответствии с задачами, стоявшими перед управлением. Так, на отчетной карте за 1913 г. уже отмечены условными знаками и подписаны не только переселенческие участки, но и объекты социальной инфраструктуры -школы и больницы, построенные Переселенческим управлением до 1913 г. и в 1913 г. Указаны и переселенческие подрайоны.

Помимо крупномасштабных переселенческих карт, охватывающих губернии и уезды, нам известны и планы волостей и переселенческих участков, составленные чинами переселенческих отрядов. Планы свидетельствуют об изменениях или динамике в политике землеустройства в Сибири - от планирования переселенческих участков для отдельных групп переселенцев до выделения хуторов.

аз

И

каэановъ.

Переселенч. участки, образован, до 1913 г

Переселенч участки, образован, въ 1913 году: о общинные, г) куторсн. и отруби.

Участки н земли кр. старонвилоеъ. на ноторыхъ производи-иось внутрннед-Ьльное размежеван¡е въ 1913 г.

Районъ позегаельно-устроитешьнылъ работъ съ начала отчрьтя ют, въ района по 1 янв.19М г.

Рэнан-ь позем.-устроит. работъ въ 1913 г.

Участии скотоводчески.

ЖелЪано-дорожные поселки.

Торгово-промышленные участии.

Киргиза«« участии.

Запасные участки.

Бора и л^сныя дачи.

Казенно- оброчныя статьи.

Участии, на которыхъ построены въ 1913 году коподцы съ деревин, или камен. крЪплешемъ

И

ЕВ ^

СЭ ЕЗ

[э ¿"| а

А

Участки, на которьисъ произвел, гидротехническая изьаскан!я: 1) келкимъ бурен.,2) глубок, бурен.

Трубчатые колодцы.

водохранилища, построен, въ 1913 году.

Изыскан ¡я на водохранилища.

Дороги, построенные Пересел. Упр. ДО 1913 г.

Дороги, строившаяся Пересел. Упр. й*ь !913 г.

Изыскан^ дорогь вь 1913 году.

Церкви, построенный но средства Св. Сунода н Пересел. Упр,:1) до !9!3 г.,2) въ 1913 г

Школы, открытый: 1) до 1913 г. 2} еъ 1913 г.

Меднцннск1е пункты, открытые до 1913 г.: 1I врачебные, 2) фельдшеров е.

Меднциискй лтнкты, открытые ВЫ 913 голу: 1)врачебные, '2)фельдшерск1е.

Переселенческие пункты по лвнжен1ю-

Сельскохозяйствен. склады Пересел. Упр. ОтдЪлен:я складовъ. Лесные склады.

Местожительства лодрайонныхъ чиновниковъ. Строяцуяся жел. дор.

Илл. 2. Условные знаки на карте Томской губ. 1914 г. (см. приложение 4 на с. 187)

Видимо, по мере накопления информации о работе, проделанной Переселенческим управлением, идет детализация и иллюстрирование сведений. Так, в таблице условных знаков на карте 1914 г. мы видим целых пять изображений, связанных с гидротехническими работами - от изыскания и постройки колодцев до обозначения возведенных водохранилищ.

©

>л> С

УС. ЮНЫ ЫВ 3 и А КИ:

Нересг.^ч 'И'скт- учичнки Центр (Укрую * рапо/т Сг-мШе

порога. 1) станция, ролею Дороги ]) тутктмыг « V) красглочиые Границы; окружгньч: ра&оцфы?

Почт они пи.мчриф. ь-п и т

И'ттовЫ! конторы

-ЖН. '¡<14

Приемам ь

МчтонаюзюФ^ш Заверив. чодтургк. Ргремлтчеекиг пункты денж&пш / Ъссмъенмды

/'о.ГЫЩцы А.шЪ/.тшпрпц

Фр. гы>т ер ясно, II унюп ы

1 ¡роиомн чебкиг пункты Нпиерц>/,!)>я. щнк/ны Рис* и г, иуп

Илл. 3. Условные знаки на карте Томской губ. 1928 г. (см. приложение 5 на с. 188)

Опыт, накопленный переселенческими партиями дореволюционного времени, пригодился в советские годы. На карте 1928 г. (см. приложение 5 на с. 188) мы обнаружим условные обозначения ранее уже встречавшиеся, новых практически нет. Только на самой карте пронумерованы и поименованы переселенческие участки. И указаны (номерами и границами) административные районы Томского, Новосибирского и Кузнецкого округов. Видимо, составители старались сделать информацию более доступной для переселенцев, и учитывали сложность нового административного деления Сибири после 1925 г.

Карта как источник данных для моделирования поселенческой сети

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переселенческие карты Сибири можно использовать в рамках картографического моделирования поселенческой сети, в качестве топографической основы. Сравнение карт двух различных периодов открывает возможность проследить динамику изменения поселенческих структур в течение определенного периода времени. Такие модели позволяют доказательно и наглядно ответить на вопросы об основных факторах заселения той или иной территории, закономерностях возникновения населенных пунктов в различные исторические эпохи, соотношениях и взаимной обусловленности географических, экономических, военных и прочих причин, обусловивших движение населения. Эти модели могу быть реализованы как на макроуровне (страны, континенты), так и на микроуровне, вплоть до совсем небольших регионов и территорий. И основным способом представления этих моделей, безусловно, является карта 2.

Сопоставляя карты в хронологической последовательности, можно выявить новообразованные населенные пункты и изменения границ волостного и уездного уровней.

1. Колывань

2. Б. Оёш

3. Скалинскос

4. Подгорная

5. М. Оёш

6. Киселева

7. Воробьева

8. Тырышинское

9. Черемшанка

10. Подволошное

11. Вахрушева

12. Соколова

13. Грячнуптенекая

14. Мельникова

15. Орская

16. Выопская

17. Черный Мыс

18. Амбинская

19.Тропина

20. Паутова

21. Малая Черемшанка

22. Кандыкова

23. Белоярское

24. Тропина заимка (Кандаурово)

25. Изовский

26. Базой

27. Вандакуровский

28. Щербиновский

29. НовоАлександровский

30. Сереженский

31. Изооский

32. Эвелиновекий

33. Тоя-Монастырская

34. Таранинский

35. Никольский

36. Орснбугрский

37. Семеновский

38. Сидорова

39. Михайловский

40. Южина

Илл. 4. Картографическая модель Чаусской волости 1893-1911 гг. (составитель Г.С. Хорохордин)

2 Владимиров В.Н. Применение геоинформационных систем в исторических исследованиях: автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09. М., 2006. С. 4-5.

Илл. 5. Картографическая модель Кривощековской волости 1893-1911 гг. (Составитель Г.С. Хорохордин)

Илл. 6. Картографическая модель Кайлинской волости 1893-1911 гг. (Составитель Г.С. Хорохордин)

Для выявления динамики сельской поселенческой сети, связанной с образованием переселенческих поселков, необходимо применять не только готовые топографические основы соответствующего периода, но и производить моделирование на контурной карте. На иллюстрациях 4, 5 и 6 представлены картографические модели (на основе контурной основы) трех волостей - Кайлинской, Чаусской, Кривощековской, с учетом административно-территориальных изменений в период 1893-1911 гг. Всего на картографические модели были нанесены 172 населенных пункта. Из них: старожильческих - 110, переселенческих - 62.

Как видно из названных картографических моделей, мы имеем дело не только с ростом числа населенных пунктов, но с появлением нового типа сельского поселения - переселенческого поселка.

Подобная работа требует качественного картографического первоисточника, где были бы отображены населенные пункты, переселенческие участки, а также земли крестьян-старожилов и территории, выделенные под землеустроительные работы.

На карте Томской губернии 1910 г. имеется возможность посмотреть структуру земельного фонда и выявить участки, разрешенные к заселению.

Илл. 7. Фрагмент легенды карты 1910 г. (см. приложение 1 на с. 184)

Помимо прочего, одной из вариаций картографической модели является построение карты с учетом социально-экономических объектов сельской поселенческой инфраструктуры, в том числе и переселенческих поселков. Легенда переселенческой карты 1910 г. (иллюстрация 8) вполне позволяет нанести соответствующие обозначения на создаваемую модель.

| г/¿¿tiresn-o-nficd, ¿n&^teu&H'.

О <

■ *t о ■ a

¿Di ^¿v«.- nr'H^n^M^fi,-' ГШ- tfieipc-mSit yieftec&ss. 'ifayuj/Li.

Илл. 8. Фрагмент легенды карты 1910 г. с указанием социально-экономической инфраструктуры

Главная особенность исторической модели состоит в том, что отображение населенных пунктов должно происходить в динамике, чтобы обеспечить сравнение изучаемого объекта в разные периоды времени. Переселенческая карта Томской губернии 1913 г. открывает возможность для сопоставления разновременных топографических основ при создании моделей поселенческой сети.

Илл. 9. Фрагмент Переселенческой карты Томской губернии 1913 г. (см. приложение 3 на с. 186)

Наличие схожего с предыдущими картами набора условных обозначений в легенде карты позволяет провести сравнительный анализ состояния свободных земель, выявить участки, отведенные под землеустройство, и участки, на самом деле заселенные. На иллюстрации 10 показаны переселенческие участки, образованные на территории юго-запада Томского уезда и нанесенные на приводившуюся выше картографическую модель.

Илл. 10. Фрагмент Переселенческой карты Томской губернии 1913 г. (южная часть Томского уезда)

Таким образом, картографирование поселенческой сети с использованием в качестве основы переселенческих карт открывает возможность более структурированного и точного моделирования, что в свою очередь ведет к детализации картографической основы и нанесения не только переселенческих участков, но и отдельных населенных пунктов (переселенческих поселков).

Картографический материал и конструирование современного урока

(занятия) в школе и вузе

Проблема выбора технологий для организации занятий исследовательского типа в современном образовании является одной из ключевых. Перед учителем (преподавателем) стоят несколько важных задач:

1) задача отбора исторических источников, отбора информации в современном «перенасыщенном» («открытом», «информационном») обществе;

2) задача переориентации с письменных источников на источники визуальные (схемы, карты, открытки, рекламу, видеоматериалы и др.) в условиях «визуального поворота»;

3) задача выбора адекватных психологическим особенностям современного поколения школьников и студентов («клиповое мышление») технологий, методик, форм организации обучения;

4) задача «построения» учебного исследования как организованного учителем (преподавателем), а затем самостоятельного освоения обучающимися исследовательских «шагов».

Одним из путей решения вышеперечисленных задач является систематически организованная исследовательская деятельность обучающихся с разноплановыми и разножанровыми визуальными историческими источниками.

Богатый иллюстративный материал и методический аппарат учебников «История Сибири» и «История Новосибирской области» по темам, связанным с переселенческой политикой П.А. Столыпина3, позволяет современному учителю спроектировать занятие по региональной истории с использованием карт, представленных на страницах учебников. Кроме этого, можно предложить учителю (преподавателю) использовать в качестве дополнительного материала для организации урочных и внеурочных занятий по региональной истории карты, проанализированные в данной статье.

Первый вариант. Проведение урока-исследования по анализу «легенды карты» (визуального ряда переселенческих карт).

Обучающимся предлагается проанализировать некоторые визуальные элементы, извлеченные из переселенческих карт. Методику работы с визуальными источниками на уроках истории предложила О.М. Хлытина, выделившая стратегии ученического анализа изображений 4.

Фрагменты переселенческих карт для анализа на уроке (занятии)

Элементы визуальной информации

Вопросы и задания

УСЛОРПЫЕ ЗМАКИ:

Пересоленчесше участии, образованные до 1911 г. Земли и селен1я нрестьянъ старожиловъ.

а

ПвреселенчеснЕе уч., охваченные статист*ко-экономическимь нэслt-доеан!еиъ 1911—1912 г г.

Селешя нрестьянъ старожилов!,, охваченный статистнко-эиономиче-скинъ изсл^довамеиъ Т911—1912 г.г.

1. Определите основные элементы «легенды карты».

2. Предположите, какие основные социально-экономические процессы будут отражены в карте.

3. Датируйте карту.

4. Вспомните, какие события, происходившие в России, зафиксированы картой.

3 История Новосибирской области: История России через историю регионов. М. -Новосибирск: Интеграция: Образование и Наука, 2017. С. 190-213; История Сибири: История России через историю регионов. М.: Интеграция: Образование и Наука, 2015. С. 137-151.

4 Хлытина О.М. Почтовые открытки советской эпохи в исследовательской и проектной деятельности школьников // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 41-55.

©

У*;.7<*И 1ГI,! 1-: .///.< 1С И:

Пере*-*-. чсскнг учег>-т к и Центр <

• ['П ¡10па

(_ V. гсные

'Л/ .и'ял дорога. 1) стачичя. ралел»

Дориги 1> триктоеы' н нросглочные ( рпнниы^ окру ясные - районные

* .сесн. Оич

Но и то «о- . ко п />/

Ночтовыг конторы Пристань

М< <-тома.г гкясУегше ^автын. нодноргн. Переселенческие пункты I Ъесе.вьсклады

/>г*.ГЫ/и '( Лмбулч при н Фельдшерские пункты Агрономические пункты /ер и п. !)> н кн■ ы

J'eкu и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Познакомьтесь с условными обозначениями, представленными в «легенде карты».

2. Какие выводы об инфраструктуре Сибири вы можете сделать:

- о путях сообщения;

- о средствах связи;

- об организации медицинской помощи;

- об организации сельскохозяйственной инфраструктуры.

3. Какой элемент «легенды» вас больше всего заинтересовал? Найдите в дополнительных источниках информации ответ на заинтересовавший вас вопрос. (Например, чем отличается по своему статусу (оборудованию, медицинскому сопровождению) больница от амбулатории в начале ХХ в. в Сибири»._

опт

! I

СЗ

пеэ

[и а I

г ^

условные знаки:

Земли нрепья нъ-сгарошиювь и «нородиввъ.

„ казакодъ-Переселенч. участки, образован, до 1913 г.

Переселенч участим, образован. въ 1913 году: о общинные. 2) хутор см- и отруби.

Участки и земли нр. старожиловъ. на котОрыхЪ производилось внутрннадЪльное размежеван¡е въ 1913 г.

Районъ позеиепьно-устроийшьнызсь рабогъ сч» начала открыт1я ихъ въ райоьгй по 1 «нв. 191-4 г.

Район*, позем .-устроит, работ*. нъ 1913-г. Участки снотоводческге. Железно-дорожные поселки. Торгово-промышленные участники ргизск!е участки. Запасные участия. Бора и лЪсныз дачи. Казенно-оброчныя статьи.

Участки, на которыхъ построены въ 1913 году колодцы съ деревян. или камен. кр-Ьплешемъ.

Участки, на которыхъ произвед. гидротехническая изыскан!я:1) мелкинъ буреи..2)глубок, бурен.

Трубчатые колодцы.

Водохранилища, построен, въ 1913 году.

Изыскан^ на иодохрачилмща.

Дороги, построенный Пересел. Упр. до 1913 г.

Дороги, строившкяся Пересел. Упр. въ 1913 г.

Изыскан!*? дорогь въ 1913 году.

Церкви, построенный но средства Св. Сунода и Пересел. Упр.-Л) до 1913 г.,2^ аъ 1913 г

Школы, открытый: I) до 1913 г. 2) въ 1913 г.

Медицинск1е пункты» открытые до 1913 г,: 1) врачебные, 2) фельдшерскТе-

Медицинск1е пункты, открытые въ 1913 году: 1)врачебные, "2)фельдшерск1е.

1. Проанализируйте изображения, представленные в «легенде карты».

2. Определите тематику карты. Чему она посвящена?

3. Какие социально-экономические изменения происходили в Сибири в это время?

4. Предположите, как выглядела Сибирь в это время. Найдите в дополнительных источниках информации подтверждение вашим предположениям.

Переселенческие пункты по движен1ю-

Сельско-хозяйствен. склады Пересел. Упр. Отделен ¡я складовъ.

Л-Ьсные склады.

Местожительства подрайон ныхъ чиноаниковъ. Строящаяся жел. дор.

Анализ каждого из представленных элементов может стать основой самостоятельного учебного исследования. На наш взгляд, исходной ситуацией для организации самостоятельного поиска может стать «исследовательский вопрос», или «исследовательское задание», которое становится «точкой удивления» и определяет дальнейший поиск.

Выполнение исследования возможно по следующему алгоритму:

Шаг 1. Формулировка «вопроса-удивления».

Шаг 2. Высказывание гипотез / предположений.

Шаг 3. Информационный поиск.

Шаг 4. Проведение исследования.

Шаг 5. Представление и обсуждение результатов исследования.

Сроки выполнения исследования зависят от выбора формы представления результата работы. Возможны несколько вариантов работы: 1) непосредственно на занятии (все этапы исследования осуществляются в ограниченный отрезок времени); 2) на занятии учащиеся формулируют гипотезу исследования, определяют направления поиска информации, а результаты исследования представляют на следующем занятии или на научной конференции.

Результаты исследования предлагаются к обсуждению и при необходимости корректируются.

Второй вариант. Сравнение переселенческих карт Сибири. Этот вариант проведения занятия позволяет выделить основные направления переселений, районы водворения переселенцев, создание инфраструктуры, развитие сети школ, медицинских учреждений, пунктов ветеринарной помощи. Результаты сравнения могут стать темой учебного исследования.

Итак, переселенческие карты Сибири дают возможность визуализировать процесс организации переселений в Сибирь с использованием крупномасштабных и мелкомасштабных карт. Они могут быть как вспомогательными материалами для иллюстрации процесса переселений, так и самостоятельными объектами изучения в процессе моделирования переселенческой сети, могут стать основой конструирования учебных занятий исследовательского типа.

Литература

Владимиров В.Н. Применение геоинформационных систем в исторических исследованиях: автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09. М., 2006. 58 с.

История Новосибирской области: История России через историю регионов. М.-Новоси-бирск: Интеграция: Образование и Наука, 2017. С. 190-213.

История Сибири: История России через историю регионов. М.: Интеграция: Образование и Наука, 2015. С. 137-151.

Сводный каталог печатных карт Сибири и ДВ с XVIII века по 1917 год : электр. изд. / сост. О.Н. Катионов, Т.В. Мжельская, О.Н. Сидорчук и др.; / ред. О.Н. Катионов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2016.

Хлытина О.М. Почтовые открытки советской эпохи в исследовательской и проектной деятельности школьников // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. унта, 2014. С. 41-55.

References

Istoriya Sibiri: Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov [History of Siberia: History of Russia through the history of regions]. (2015). Moscow: Integraciya: Obrazovanie i Nauka,. 218 p.

Istoriya Novosibirskoy oblasti: Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov [History of the Novosibirsk Region: History of Russia through the history of regions]. (2017). Moscow; Novosibirsk: Integraciya: Obrazovanie i Nauka. Pp. 190-213.

Kationov, O.N. (Ed.). Kationov, O.N., Mzhelskaya, T.V., Sidorchuk, O.N. (Comp.). (2016). Svodnyj katalog pechatnyh kart Sibiri i DV s XVIII veka po 1917 god : elektronnoe izd. Novosibirsk: Izdatelstvo Novosibirskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta.

Khlytina, O.M. (2014). Pochtovye otkrytki sovetskoi epokhi v issledovatelskoi i proektnoi deyatelnosti shkolnikov [Postcards of the Soviet era in research and design activities of schoolchildren]. In Visual images of the past: new use strategies in educational and research practice. Novosibirsk: Izdatelstvo Novosibirskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. Pp. 41-55.

Vladimirov, V. N. (2006). Primenenie geoinformatsionnykh sistem v istoricheskikh issledovaniyakh [The use of geographic information systems in historical research]: doct. sc.

(history) dissertation abstract. Moscow. 58 p.

Приложение 1. Карта Томской губернии 1910 г.

Место хранения: Российская государственная библиотека. Отд. картограф. изд. ^ 102/Ш-27

Приложение 2. Карта Томской губернии 1911 г.

М.: 40 в. в дюйме. СПб.: карт. зав. Майкова, 1911. Источник: Переселение и землеустройство за Уралом в 1906-1910. СПб., 1911. http://etomesto.com/map-tomsk_tomskaya-guberniya-1911/

Приложение 3. Переселенческая карта Томской губернии 1913 г.

Приложение 4. Карта Томской губернии 1914 г.

Размер: 69х90 см. М.: 40 в. в дюйме Источник: Карты заселяемых районов за Уралом, отчет о работах Переселенческого управления в 1913 г. Петроград: изд. Переселенч. управл., 1914. http://etomesto.com/map-tomsk_1914-guberniya/

Приложение 5. Карта части района деятельности Томской колонизационной переселенческой партии с показанием переселенческих участков, открытых для ходачества в 1928 г.

Источник: http://www.etomesto.ru/map-tomsk_kolonizaciya-1928/

Статья поступила в редакцию 02.10.2019 г. http://istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-6-14.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.