Научная статья на тему 'Переработка и выбор моторных масел на примере немецкого предприятия'

Переработка и выбор моторных масел на примере немецкого предприятия Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

1024
284
Поделиться
Ключевые слова
МОТОРНОЕ МАСЛО / ВАКУУМНОЕ МАСЛО / ПЕРЕРАБОТКА МОТОРНОГО МАСЛА / ДОПУСК МАСЕЛ / БАЗОВОЕ МАСЛО / ПРИСАДКИ / ВЫБОР МОТОРНОГО МАСЛА / БИОДИЗЕЛЬ / MOTOR OIL / VACUUM OIL / MOTOR OIL RECYCLING / OIL TOLERANCE / BASE OIL / ADDITIVES / CHOICE OF MOTOR OIL / BIODIESEL

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Булаев С. А.

Рассмотрены вопросы переработки моторных масел в Европе и на немецком предприятии Mineralol Raffinerie Dollbergen GmbH, обзорно даны этапы производства и свойства моторных масел. Представлен подход к правильному выбору моторного масла.The problems of motor oil recycling in Europe and the German company Mineralol Raffinerie Dollbergen GmbH are considered. The survey of stages of production and properties of motor oils is given. An approach to choosing of motor oil is presented

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Булаев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Переработка и выбор моторных масел на примере немецкого предприятия»

С. А. Булаев

ПЕРЕРАБОТКА И ВЫБОР МОТОРНЫХ МАСЕЛ НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: моторное масло, вакуумное масло, переработка моторного масла, допуск масел, базовое масло, присадки,

выбор моторного масла, биодизель.

Рассмотрены вопросы переработки моторных масел в Европе и на немецком предприятии Mineralol Raffinerie Dollbergen GmbH, обзорно даны этапы производства и свойства моторных масел. Представлен подход к правильному выбору моторного масла.

Keywords: motor oil, vacuum oil, motor oil recycling, oil tolerance, base oil, additives, choice of motor oil, biodiesel.

The problems of motor oil recycling in Europe and the German company Mineralol Raffinerie Dollbergen GmbH are considered. The survey of stages ofproduction and properties of motor oils is given. An approach to choosing of motor oil is presented.

Введение

Постоянно развивающаяся промышленная индустрия требует все новые сорта индустриальных масел. Несомненно, растет и добыча нефти -основного сырья для их производства.

В силу известных причин моторные и индустриальные масла со временем требуют замены. Возникает простой вопрос: что делать с ними дальше. Масла являются опасными отходами и являются источником загрязнения окружающей среды. Кроме того, масла могут содержать тяжелые металлы, токсичные соединения различных веществ. Не редкими являются и случаи слива отработанного масла на почву, в реки, канализацию. Следует помнить и о том, что всего один литр масла может превратить несколько сотен кубометров чистой воды в загрязненную (техническую). По данным разных авторов, в России собирается до двух миллионов тонн отработанных масел в год, а перерабатывается шестая часть. В Европе аналогичные показатели весьма значительные. Первое место по очистке и переработке отработанных масел принадлежит Германии. Известно, что немецкое законодательство обязывает добавлять в производимые масла от 10% переработанного (восстановленного) масла. В некоторых странах Евросоюза при сдаче отработанного масла предоставляется некоторая скидка на покупку нового, т. е. подключен механизм экономического стимулирования. Немаловажным является и факт, что из ста тонн нефти получается десять тонн масла (в зависимости от технологии производства), а после переработки ста тонн отработанного масла можно получить около восьмидесяти тонн готового продукта [1].

Германия является одним из лидеров по производству и потреблению биодизеля, а также в области научных исследований по данному направлению. Большой интерес к биотопливу проявляется и в России, прежде всего в научном отношении [2, 3].

Европейским лидером в переработке отработанных индустриальных масел является предприятие Mineralol Raffinerie Dollbergen GmbH расположенное в городе Доллберген в Германии, которое занимает до 7% доли рынка страны. Доля

экспорта приближается к 25%. Производство подтверждено международным сертификатом ISO 9001. Качество продукции регулярно проверяется Организацией по защите окружающей среды DEKRA, Союзом технического надзора Германии TUV. Предприятие имеет членство в Комитете по нормированию минеральных масел и топлива (FAM) при Германском промышленном стандарте (DIN). Ведущие мировые автоконцерны используют масла MRD. Технологическая схема производства представлена на рис. 1 [4].

LEICHT- ICHUIERDEL R US

SIEDER / (HEIZOEL NACH

UjnSSER DIN 51ЄОЗ-Ч)

EXTRftKT

PRODUKT

Рис. 1 - Технологическая схема производства

Приход на рынок России мировых автопроизводителей привел к бурному росту ассортимента моторных масел. Имея такое изобилие потребителю надо сделать правильный выбор. Определенно следует отметить, что присадки у каждого производителя масла свои и соответственно все автомасла разные, и предназначены они для разных типов и моделей двигателей, строго определенных условий эксплуатации.

О допуске масел

Данное разделение не ново и возникло вследствие конкуренции на рынке новых автомобилей. Не секрет, автомобилей пытаются покупателей, а затем и Существует определенное продукции. Рекламные слоганы автопроизводителей и производителей масел помнит каждый автолюбитель. Все это мировоззрение переносится на производство в т. ч. двигателей. На первый взгляд может показаться, что эволюционируют все одинаково, однако технологические приемы у всех

что производители привлечь новых удержать прежних. позиционирование

разные. В связи с этим используются разные металлы и сплавы, технологии обработки. Далее под эти особенности разрабатываются и подбираются

присадки, которые впоследствии добавляются в масла. Присадки - это вещества, которые добавляются в моторное масло для стабилизации, ослабления или усиления имеющихся свойств и характеристик масла, а также для приобретения новых свойств, требуемых для стабильной работы двигателя. Обычно фирмы производители не разглашают состав своих присадок.

Следует заявить о следующем: даже при большом разнообразии масел, присутствующих на просторах России, наличие сертификата допуска масла производителем автомобиля является весомым аргументом в пользу его использования. А отсутствие сертификата допуска лишний повод отказаться от применения масла.

Базовые масла

С каждым годом становится все больше автолюбителей обладающих элементарными представлениями о различиях в вязкости и качестве автомобильных масел.

Моторные масла, как и все другие современные промышленные материалы, состоят из базовых масел и активных добавок - присадок, улучшающих его эксплуатационные свойства.

В идеале, когда для каждой марки автомобиля и типа двигателя производится масло с оптимальными эксплуатационными свойствами. В свою очередь это подразумевает наличие чрезвычайно большого ассортимента масел. Производство большого количества разновидностей масел технически не возможно создать ни одному, даже самому большому предприятию в мире. Поэтому промышленность выпускает требуемое количество базовых масел, которые в свою очередь смешиваются между собой с добавлением присадок на маслосмесительных заводах для получения товарных масел с необходимыми (требуемыми) эксплуатационными свойствами и способные удовлетворить потребности многих автопроизводителей одновременно.

Производство товарных масел состоит из двух стадий: производство базовых масел и смешения компонентов (компаундирования).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовые минеральные масла производятся на нефтеперерабатывающих заводах, чаще всего принадлежащие крупным компаниям. Ведь для управления производством и его постоянного совершенствования требуются серьезные научные разработки и инвестиции.

Базовые масла различаются между собой по вязкости, химическому составу и другим свойствам. Базовое масло является основой товарного масла и подготовлено к смешению, но без необходимых присадок. Сырьем для смазочных масел могут являться любые минеральные и (или) синтетические базовые масла. Химический состав минеральных масел во многом зависит от места добычи конкретного вида нефти, из которой произведено масло, а химический состав синтетических масел зависит от исходного сырья (мономеров) и собственно метода синтеза.

Современные нефтекомпании могут не иметь вовсе или иметь десятки нефтеперерабатывающих заводов по всему миру. Все это связано с целью обеспечения наилучшей логистики, оперативности и доминирования в конкретном регионе. Для каждой товарной марки продукции на все маслосмесительные заводы (собственные и

сторонние, выполняющие контракт по

производству) они поставляют базовое масло и присадки строго определенного состава и свойства. Именно поэтому в документах на продукцию практически никогда не удается узнать

непосредственный завод-изготовитель, а только название компании и адрес регионального офиса ее представительства.

Качество товарного масла в первую очередь зависит от типа исходной нефти, способа получения базового масла, глубины химического превращения и очистки. В описаниях продукта часто указываются особенности производства и состава для убеждения потребителя о высоком качестве исходного базового масла.

Компаундирование масел является относительно несложным и малотрудоемким технологическим процессом, осуществляется и на небольших маслосмесительных заводах. Эту задачу способны выполнить и небольшие самостоятельные фирмы. Они покупают базовые масла и присадки, смешивают их, расфасовывают и поставляют масло на рынок под своим фирменным брендом или своих дилеров.

Присадки

При разработке присадок важно создать так называемый «пакет» т.е. совокупность нескольких компонентов, обеспечивающих все необходимые функциональные свойства масла (моющие, антиокислительные, противоизносные, противо-пенные и другие) для его применения в

соответствующих типах двигателей и механизмах. Разработка и производство присадок -

высокотехнологичный процесс, в результате

которого, производятся большое множество пакетов присадок для производства масел с конкретными свойствами и соответствующего уровня качества. Такие пакеты классифицируются и формируются по группам, а в процессе производства масел вводятся в состав базовых масел путем смешивания.

Присадки и их наборы (пакеты) поставляются на рынок компаниями и заводами химической промышленности в широком ассортименте. В основном это сбалансированные пакеты - т. е. полностью готовые для получения масла определенного класса. Маслосмесительные заводы могут и оказывают конкуренцию крупным нефтекомпаниям своим быстрым реагированием на изменения конъюнктуры рынка. Естественно крупные нефтяные и ведущие химические компании разрабатывают в т.ч оригинальные присадки и применяют их для компаундирования своих собственных продуктов и тем самым имеют больше

возможностей в оперативном изменении свойств товара, чем мелкие фирмы.

Безусловно каждая компания создает процессы производства и модификации базовых масел, подбор компонентов товарных масел, которые были бы не только оригинальными, но и наиболее эффективными в экономическом плане и обеспечивали бы наилучшие показатели качества. Оттого каждое изменение, которое улучшает качество продукта, обязательно указывается в описании масла, как ценное преимущество данного продукта. Для адекватного восприятия некоторых предписаний производителей, нужны определенные знания по технологии производства, модификациям масел и терминологии. Следует учесть, что в мировой практике приняты отдельные выражения, характеризующие свойства и качество масел, которые могут быть неоднозначно истолкованы потребителями, например «масло, поддерживающее чистоту двигателя» («keep clean effect oil»), «энергосберегающее масло» («energy conserving oil», «EC oil»), «масло со стабильными свойствами» («stay-in-grade oil»), «масло удлиненного интервала замены» («long distance oil» «LDO»).

Передовые компании мирового уровня разрабатывают новые технологии, и инновационные составы т. е. выполняют все этапы по производству масел - от непосредственно добычи и переработки нефти до расфасовки и организации сбыта конечного продукта. Они должны постоянно улучшать технологию производства и поддерживать качество своей продукции на самом высоком уровне, чтобы быть впереди своих конкурентов.

На сегодняшний день существует огромное множество фирм производящих автомобильные масла под собственными торговыми марками. Есть компании производящие продукты под несколькими торговыми марками (Например, компания «EXXON-MOBIL» производит известную потребителям продукцию под торговыми марками «ESSO» и «Mobil»). Существуют и настоящие гиганты объединившие огромное множество известных брендов (в группу «BP» (British Petroleum или ВР public limited company (plc)) входят компании: «Amoco», «Aral», «Burmah-Castrol»,

«Shevron Texcaco», «ТНК», а производители масел «Total», «Fina» и «ЕН>>объединились в единую компанию с соответствующим названием).

При производстве собственных продуктов компании закупают присадки у сторонних производителей, имеющих специализацию в данной сфере. Поэтому, разрабатывать и производить присадки только для своих нужд не является экономически выгодным делом. «Lubrizol», «Ethyl», «Shell Additives», «Oronite», «Paramin» являются мировыми лидерами в области поставок присадок.

Компании «Lubrizol» и «Ethyl» специализируются только на производстве присадок и до последнего времени не входили в состав крупнейших нефтяных компаний. Они обеспечивают своими продуктами большое количество

производителей автомобильных и технических масел всего мира. Этот фактор благоприятен для работы небольших производителей автомобильных масел. Благодаря смешиванию необходимых базовых масел с комплексом присадок известных производителей, они, получают качественный продукт. Кроме того, полученные масла ничем не уступают продукции признанных мировых лидеров, но зачастую располагаются в бюджетном ценовом диапазоне [1].

Выводы

1. Мировые компании, занимающиеся производством автомобильных масел, активно реализуют слияния и взаимные поглощения. В результате этого многие известные торговые марки становятся собственностью одного концерна, что позволяет эффективно использовать инновации и передовые технические решения одних в производстве продукции другими, вводить единые стандарты производства.

2. На данный момент существуют четыре

основных мировых лидера по производству присадок к моторным маслам продукцию которых используют абсолютное большинство

производителей моторных масел по всему миру -«Lubrizol», «Ethil», «Infinium», «Oronite».

3. Почти все присадки выпускаются «пакетами». Маслосмесительному предприятию фактически остается лишь «размешать» пакет присадок с базовым компонентом для получения масла с необходимыми параметрами вязкости и требуемыми свойствами.

4. Мировые гиганты безусловно опережают в

инновационных разработках небольшие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприятия занимающиеся компаундированием масел. Последние получают возможность использовать передовые технологии с временными задержками;

5. Небольшие компании более мобильны, имеют хорошее ценовое позиционирование своих продуктов, широкий ассортимент продукции и завидную мобильность. Они способны максимально оперативно реагировать на внезапно возникающие потребности рынка.

Литература

1. MOTOR GOLD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://motorgoldoil.ru/ свободный

2. Шамсетдинов, Ф.Н. Теплоемкость смеси сверхкритического этанола и рапсового масла / Ф.Н. Шамсетдинов, З.И. Зарипов // Вестник Казан. технол. ун-та. 2011. - Т. 14, №1. - С.57-62.

3. Шамсетдинов, Ф.Н. Изобарный коэффициент теплового расширения растительных масел / Ф.Н. Шамсетдинов, С.А. Булаев, З.И. Зарипов // Вестник Казан. госуд. Технич. ун-та им. А.Н. Туполева. Казань. -2011. - №2. - С. 11-16

4. Mineralöl-Raffinerie Dollbergen GmbH [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.mineraloel-

raffinerie.de/ свободный

© С. А. Булаев - канд. тех. наук, доц. каф. вакуумной техники электрофизических установок КНИТУ, s_s26@rambler.ru.