НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Бурмистрова Е. С. Переполненный «плавильный котел»: штрихи к портрету американской идентичности на рубеже XX-XXI веков // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C.156-160.
Burmistrova E. S. The heaped "melting-pot": strokes to the portrait of the American identity between the 20th and 21st centuries. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 156-160. (In Russ.)
УДК 323(73)
Е. С. Бурмистрова
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Россия
ПЕРЕПОЛНЕННЫЙ «ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ»: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ1
Бурмистрова Екатерина Сергеевна — ассистент кафедры «История и археология».
E-mail: burmi-k@yandex. ru
В статье представлен ценностный портрет американца на рубеже XX-XXI веков. Автор, опираясь на исследования С. Хантингтона и Г. Мюрдаля, обращает особое внимание на религиозный компонент идентичности американца и понятие «американское кредо». В работе рассматривается тенденция, согласно которой к концу XX века американская идентичность характеризовалась верховенством идей демократии и республиканизма, свободы и равенства. Анализируется проблема, как разнится понятие американской идентичности в дискурсе демократов и республиканцев. В центре статьи также находится кризис американской идентичности, связанный с иммиграционными проблемами. Выводы исследования: долгие дискуссии на тему, какова же она — идентичность американца, могли бы так и не завершиться, если бы миграционный кризис не напомнил жителям США о том, что демократия, равенство и христианство являются их отличительными чертами. «Американские ценности» стали опорной точкой для борьбы с мигрантами, чей приток вызывает всё большую критику в Америке, что находит отражение и в народных настроениях.
Ключевые слова: традиционные ценности, идентичность, глобализация, США.
E. S. Burmistrova
Perm State University, Perm, Russia
THE HEAPED "MELTING-POT": STROKES TO THE PORTRAIT OF THE AMERICAN IDENTITY BETWEEN THE 20TH AND 21ST CENTURIES
Burmistrova Ekaterina S. — Assistant at Department of History and Archeology.
E-mail: burmi-k@yandex. ru
1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 18-411-590010 «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».
The article describes the portrait of an American on the cusp of the 20th and 21st centuries. The author refers to the works of S. Huntington and G. Myrdal and pays special attention to the religious component of American identity and the concept of "American creed". The author draws attention to the tendency according to which, by the end of the 20th century, American identity was characterized by the supremacy of the ideas of democracy and republicanism, freedom and equality. The author also draws attention to how the concept of "American identity" differs in the discourse of Democrats and Republicans. The focus is also on the immigration crisis of American identity. The study allows to conclude that long discussions about what is the American identity, might not have finished if the migration crisis did not remind the people of the United States that democracy, equality and Christianity are their distinguishing features. "American values" have become a reference point for the fight against migrants, whose influx is receiving more and more criticism in America, which is reflected in popular sentiment.
Keywords: traditional values, identity, globalization, USA.
Миграционный кризис оказал значительное влияние на возрождение интереса к собственной идентичности внутри европейских и североамериканских стран. Вызовы, брошенные мигрантами, исповедующими ислам и разделяющими совершенно иные ценности, показались европейцам невероятной угрозой и вынудили их сплотиться в поисках способов защиты от «исламского вторжения». Причем к своим европейским корням обратились не только жители Старого Света, но и американцы, вспомнившие о том, что за их исключительностью спрятаны европейские корни.
Проблема американской национальной идентичности в отношении вопроса о столкновении традиционных ценностей и вызовов глобализирующегося мира представляет особый интерес. Парадоксально, но американцы, которых часто называют «нацией иммигрантов», в современной политической жизни активно дискутируют по поводу ограничения притока мигрантов в страну. В связи с этим закономерным образом возникает вопрос, какие именно ценности должен разделять человек, чтобы полноправно причислять себя к числу американцев; какие именно черты объединяют их в единую общность, позволяющую обосновывать широко распространенные дебаты по поводу миграционного кризиса.
«Американское кредо» как ядро идентичности
В своем фундаментальном труде «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» Сэмюэль Хантингтон отмечал, что для американцев характерно отсутствие идентификации «себя с географическими и физическими характеристиками определенной местности, на которой они проживают», а основными определяющими факторами идентификации себя как американцев для них стали культура и прежде всего религия [1, c. 91]. В качестве стержневой культуры у американцев выступает англо-протестантская культура, благодаря которой они переняли английский язык, а также идеологию и ценности протестантов [1, c. 106]. По мнению С. Хантингтона, этнический элемент идентичности американцев постепенно сходит на нет: к британскому элементу в конце XIX века добавились немцы, ирландцы и скандинавы, а уже в середине XX столетия этничность и вовсе потеряла свое значение. Однако религиозный компонент идентичности будет сохранять свою важность на протяжении всей американской истории.
Одним из краеугольных камней американской национальной идентичности является концепт американской мечты, согласно которой достижение всех целей станет возможным, если трудиться достаточно усердно. В основе такой идеологии подразумеваются такие понятия, как демократия, индивидуализм и равенство [5]. Еще в середине XX века Гуннар Мюрдаль в работе «Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» говорил о том, что «американцы всех национальностей, классов, мест проживания, вероисповеданий и цветов имеют нечто общее: социальный этос, политическое кредо. Нельзя спорить с тем, что "американское кредо" является цементом в структуре этой
158
Наука и образование
великой и разрозненной нации» [4, р. 3-4]. Это кредо, как считал Мюрдаль, выражается в неизменной уверенности в том, что каждый человек, независимо от обстоятельств, заслуживает справедливости и возможности реализовать неограниченный потенциал. Именно это кредо, по мнению Мюрдаля, обусловливает возможность поддержания американского «плавильного котла» и существования американцев в качестве единой нации.
Разрыв между американским кредо и реальностью жизни, в которой в зависимости от цвета кожи человек либо обладает привилегированным положением, либо нет, Мюрдаль называл «американской дилеммой». Действительно, важной проблемой в формировании портрета американской идентичности выступает расовый вопрос. В 2004 году Мелани Буш было проведено исследование, в рамках которого она попыталась связать дискурсы расы и нации [2]. Ею был проведен опрос, который показал, что респонденты глубоко убеждены в том, что сутью американских ценностей являются демократия, свобода и равенство, но при этом цветные респонденты в своих ответах выражали беспокойство по поводу отсутствия самых основных свобод, например свободы определять свою собственную идентичность. Несмотря на пропагандируемое равенство прав, различия сохраняются в жизни многих американцев, особенно этнических меньшинств, причем это касается практически всех сфер жизни: здравоохранения, занятости, образования и политики. При этом вполне можно предположить, что «избегание опасностей национального разлома» путем нахождения баланса между необходимостью одновременного существования этнического разнообразия и национального единства также стало для американцев одним из основополагающих элементов идентичности начиная с середины XX века [3, р. 8]. Однако справедливо отметить, что проблема «американской дилеммы» для части белого населения США решается с помощью теории социального доминирования (конечно, в ряде случаев на бессознательном уровне). Согласно этой теории в полиэтнических обществах существует доминирующая группа, которая обладает «преимущественным правом на нацию, ее ресурсы и символы» и таким образом влияет на национальную идентичность всей нации [9, р. 105]. В отношении США такой группой являются белые англо-саксонские протестанты, что особенно важно для праворадикальных американских движений, особенно их радикального крыла.
В целом же можно говорить о том, что к концу XX века общая картина американской идентичности будет связана с приматом идей свободы и равенства, религиозной свободой, демократией и республиканизмом, а также американской исключительностью — особым пониманием Америки как страны возможностей со своим особым путем развития. При этом в последней трети XX века национальная идентичность американцев находилась в глубоком кризисе. Причиной этому служил и массовый приток иммигрантов 1970-х годов, и тот факт, что «представители американских элит — интеллектуальной, политической и деловой — неуклонно отступали от приверженности нации и обращались к поддержке субнациональных и транснациональных лояльностей» [1, с. 176]. Хантингтон отмечал, что события 11 сентября 2001 года приостановили процесс «денационализации» американцев, и предполагал два пути, в русле которых может продолжаться развитие событий: либо этот процесс должен был возобновиться, либо перед угрозой терроризма американский народ должен был сплотиться вновь.
Политическое измерение идентичности
В XXI веке ценностную картину мира среднего американца определяют по большей части его политические воззрения. В 2012 году исследовательским центром Пью была завершена серия опросов американцев об их ценностях, начатая в 1987 году. Данные этих опросов показали, что наибольшее значение в отношении к ценностям имеет партийная ориентация. Иначе говоря, республиканцы тяготеют к консервативным взглядам на ценности, демократы более склонны к либеральным воззрениям, тогда как раса, уровень образо-
вания, дохода, религиозность и пол не оказывают столь значительного влияния на ценностную картину мира американцев [6].
Неудивительно, что демократы и республиканцы понимают под национальной идентичностью разные вещи. Справедливость и свобода, гарантированные Конституцией, способность осуществить американскую мечту, и правительство страны рассматриваются как ключевые элементы американской идентичности, независимо от партийной принадлежности. Однако демократы в большей мере, чем республиканцы, считают разнообразие нации и возможность для людей иммигрировать в Соединенные Штаты важными, в то время как республиканцы более склонны говорить о важности использования английского языка и общей культуры, предпочтительно основанной на христианских убеждениях и европейских обычаях [8].
Даже на повседневном уровне заметно, что активными защитниками американских ценностей выступают в первую очередь консерваторы. Для них чувство национального единения является базисом политического и социального здоровья страны, именно поэтому значительное внимание уделяется ими поддержанию американского патриотизма и национализма. Наглядным примером существования такого водораздела в отношении американских ценностей на бытовом уровне выступает празднование Дня независимости: наиболее широко этот праздник отмечается в консервативных штатах, в то время как в либеральных регионах, таких, как, например, Манхэттен или Беркли, в этот день даже не будут вывешены национальные флаги.
Иммиграционная проблема и кризис американской идентичности
Кризис американской идентичности на современном этапе прежде всего связывается с иммиграционными проблемами. Проблемы миграции в XXI веке находятся в центре политической активности и дебатов американцев. Это связано с тем, что по вопросу отношения к мигрантам американское общество остается максимально расколотым. На протяжении первых десятилетий века стабильно сохраняется ситуация, когда почти две трети опрошенных американцев считают, что миграционное законодательство следует ужесточить (75 % — в 2007 году, 73 % — в 2009 году, 69 % — в 2012 году). Половина опрошенных американцев полагает, что мигранты по своей сути представляют угрозу национальным американским обычаям и ценностям (48 % — в 2007 году, 51 % — в 2009 году, 46 % — в 2012 году) [7]. Когда речь идет о защите национальных и традиционных ценностей от угроз извне, внимание прежде всего привлекают высказывания консерваторов об угрозе со стороны мигрантов: республиканцы, как правило, выступают за более жесткие ограничения на иммиграцию. В настоящее время 56 % республиканцев заявляют, что они полностью согласны с необходимостью ограничить миграцию в большей степени, нежели это делается сейчас. Для сравнения: в 2009 году доля таковых составляла 50 %; в 1992 году 41 % республиканцев решительно поддержали более жесткие ограничения на иммиграцию [7].
При этом следует сделать поправку также на тот факт, что американцы более спокойно относятся к белым образованным мигрантам, легально прибывшим в страну. По данным опроса Центра изучения общественного мнения Университета Чикаго за 2016 год, всего 15 % американцев считают, что легальные иммигранты угрожают американскому образу жизни, в то время как для нелегальных мигрантов эта доля достигает 47 % [9]. При этом 57 % опрошенных полагают, что американская культура должна оставаться основной культурой страны и мигранты должны подстраиваться под нее, 42 % опрошенных же считают, что национальная культура должна изменяться под влиянием иммиграционных потоков.
Именно благодаря такому расколу во мнениях в США процветают организации с правой направленностью: они умело используют настроения и страхи почти половины населения страны, связанные с мигрантами, в своей повестке и завоевывают всё большую
160
Наука и образование
популярность. Проблемы, связанные с национальной идентичностью и миграционным кризисом, наиболее активно используются, конечно же, республиканцами, которые благодаря изменениям в общественных настроениях вынуждают демократов играть на консервативной территории, связанной со столпами американской культуры и неприятием тех мигрантов, которые в эту культуру не вписываются. Тот факт, что половина населения отрицательно относится к мигрантам и видит в них угрозу, позволяет республиканцам считать себя защитниками Америки и ее традиционных ценностей.
Выводы
Используя метафору Соединенных Штатов Америки как «плавильного котла», можно говорить о том, что американцы оказались наиболее подготовленными к вызовам глобализации. На протяжении всей истории существования страны «плавильный котел» успешно «сваривал» множество культур в единую идентичность. Задавшись вопросом об истоках собственной идентичности, американцы к концу XX века закрепили ощущение самих себя как носителей демократических ценностей, ценностей равенства и веры в безграничные возможности человека. «Плавильный котел» Соединенных Штатов долгое время позволял игнорировать национальный компонент своих составляющих и формировал единую общность, основанную на общих ценностях, разделяемых всеми американцами.
Однако на современном этапе перед американцами стоит вопрос: не стоит ли отказаться от новых ингредиентов? Вполне возможно, что котел уже полон, американская идентичность уже сложилась окончательно, вобрав в себя все нужные качества, и потому не стоит портить уже готовый продукт.
Именно эти вопросы предстоит решить американскому обществу в ближайшее время. И именно с этим связано всё возрастающее значение дебатов об американской идентичности в политическом измерении, находящее свое отражение в программах политических партий, деятельности общественно-политических и религиозных организаций.
Библиографический список
1. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. 635 с.
2. Bush M. Breaking the Code of Good Intentions: Everyday Forms of Whiteness. Maryland: Rowman and Littlefield Publishers, 2004. 302 p.
3. Mauk D., Oakland J. American Civilization: An Introduction. New York: Routledge, 2005. 192 p.
4. Myrdal G. An American Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy. New York: Harper, 1962. Vol. 1. 812 p.
5. Racial Attitudes in America: Trends and Interpretations / H. Schuman, C. Steeh, L. Bobo, M. Krysan. Cambridge: Harvard University Press, 1997. 274 p.
6. Section 6: Religion and Social Values: 2012 American Values Survey / Pew Research Center. URL: https://www.people-press.org/2012/06/04/section-6-religion-and-social-values/ (дата обращения: 14.05.2020).
7. Section 8: Values About Immigration and Race: 2012 American Values Survey / Pew Research Center. URL: https://www.people-press.org/2012/06/04/section-8-values-about-immigration-and-race/ (дата обращения: 14.05.2020).
8. The American Identity: Points of Pride, Conflicting Views, and a Distinct Culture. URL: http://apnorc.org/projects/Pages/HTML%20Reports/points-of-pride-conflicting-views-and-a-distinct-culture.aspx (дата обращения: 14.05.2020)
9. The interface between ethnic and national attachment: Ethnic pluralism or ethnic dominance? / J. Sidanius, S. Feshback, S Levin., F. Pratto // Public Opinion Quarterly. 1997. Vol. 61. No. 1 (Special Issue on Race). P. 103-133.