Научная статья на тему 'Переподготовка персонала как повышение конкурентоспособности организации'

Переподготовка персонала как повышение конкурентоспособности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тавбулатова Зулай Кариевна, Джентамиров Магомед Хизраевич

В данной статье изучены методы обучения персонала как фактора повышения конкурентоспособности организации. Рассмотрены институты дополнительного образования и внутрифирменный процесс обучения работников с использованием различным методов на примере компании ЗАО «Макс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переподготовка персонала как повышение конкурентоспособности организации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Переподготовка персонала как повышение конкурентоспособности

организации Тавбулатова З. К.1, Джентамиров М. Х.2

1Тавбулатова Зулай Кариевна / Tavbulatova Zulay Karievna - доктор экономических наук,

доцент, профессор, кафедра финансов и кредита;

2Джентамиров Магомед Хизраевич /Dzhentamirov Magomed Hizraevich - студент, профиль подготовки: бухгалтерский учет, анализ и аудит, Институт экономики и финансов Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в данной статье изучены методы обучения персонала как фактора повышения конкурентоспособности организации. Рассмотрены институты дополнительного образования и внутрифирменный процесс обучения работников с использованием различным методов на примере компании ЗАО «Макс». Ключевые слова: персонал, конкурентоспособность, организация.

В настоящее время большинство организаций сталкиваются с тем, что для эффективной деятельности организации и конкурентоспособности на рынке бывает недостаточно привлечения инвестиций, найма экспертов в той или иной области, выбора выигрышной позиции на рынке и разработки маркетинговой политики. Результативность предприятия в большей мере зависит от отношения руководства к своему персоналу и четкой структуры взаимодействия с подчиненными. В постоянно меняющихся условиях, организации всех правовых форм собственности рассматривают «трудовой или человеческий капитал» как преимущественный задаток предприятия, в связи с которым акцентируется больше внимания на развитии и обучении персонала предприятия.

Под развитием собственного персонала подразумевается процесс приобретения знаний и навыков в качестве конкурентных факторов под руководством компетентных, опытных специалистов [1]. Нынче выделяют различные методы повышения квалификации работников:

> семинары и лекции, инструктаж и конференции;

> самостоятельная подготовка и деловые игры;

> наставничество и ротации;

> проектные групповые задания, вебинары и метод делегирования.

В 2014 году прошли квалификационные курсы 13,8% от численности общесписочного состава работников по РФ. В качестве руководства - 19%, в качестве специалистов - 16,5%, в качестве других служащих - 5% (данные Федеральной службы государственной статистики РФ). По возрастной категории работников списочного состава в возрасте от 25-29% прошли обучение 16,5%.

Руководители организаций стараются выбирать для повышения уровня конкурентоспособности своего персонала на внутрифирменных рынках труда различные методы [2]. Также для повышения квалификации сотрудников существуют учебно-научные подразделения. Перечислим некоторые из них:

Институт дополнительного профессионального образования - подразделение Чеченского государственного университета, реализующее подготовку по программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, по окончанию которых специалисты получают государственного образца диплом, удостоверяющее право ведения проф. деятельности в конкретной сфере.

В задачи института входят:

> профессиональная переподготовка;

> повышение квалификации научно-педагогических кадров;

> обучение служащих министерств и ведомств ЧР.

Институт дополнительного образования при Саратовском государственном университете - оказывает услуги в сфере повышения квалификации в области той деятельности, в которой работает сотрудник. Основным ключом обучение здесь является метод - конференции. Курсанты участвуют в конференциях разных уровней и могут выступать в качестве докладчиков или слушателей.

В соответствии с данными государственной статистики в 2014 г., в сфере образования прошли переподготовку 15,6% от общесписочного состава РФ. Руководство - 25%, специалисты - 23,4%, другие служащие - 5,2%, рабочие -1,3%. Лица в возрасте 40-49 лет составили наибольшее количество переподготовленных специалистов.

Множество крупных компаний располагают собственными обучающими программами. Так, например, страховая компания ЗАО «Макс» эффективно реализует программы повышения компетентности своих сотрудников, применяя следующие методы и формы переподготовки: очная форма переподготовки менеджеров, создание презентаций, круглых столов, тренингов и игр исключительно среди своего персонала. Более 70% работников от среднесписочного состава работников компании прошли обучение. ЗАО «Макс» систематически создает новые программы в виде тестирования, обучающих роликов и показа их в оборудованных залах с большим охватом территории.

В соответствии с данными Росстата в 2014 г. в финансовой сфере прошли переподготовку 12,5%, из них: руководители - 13,9%, специалисты - 13%, служащие - 8,5%. Доминирует возрастная категория лиц до 25% и составляет 15,7%.

Из проведенного исследования видно, что все организации имеют возможность осуществления профессиональной переподготовки своего персонала при помощи специализированных институтов повышения квалификации или же самостоятельно выбирая методы обучения, что в свою очередь влечет за собой подъем уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.

Каждый отобранный метод может иметь как положительные стороны, так и отрицательные. Так, внутриорганизационное обучение работников обойдется гораздо дешевле, чем обучение в дополнительных институтов повышения квалификации или наем экспертов-преподавателей. Это позволяет сохранять и передавать организационную культуру, оказывать точный контроль при отклонениях в деятельности и переобучать персонал по мере необходимости путем введения новых методов обучения.

В процессе освоения знаний работником на очной форме обучения вне организации, служащий набирается не только теоретической базой, но также и опытом работы в результате взаимодействия с другими обучающимися. Еще одним плюсом является то, что живая связь с преподавателем дает возможность выяснения возникших вопросов. Также к положительной стороне можно отнести и то, что работа в группе несомненно повышает мотивацию к получению знаний.

К отрицательным сторонам очных курсов обучения в первую очередь стоит отнести финансовые затраты на оплату труда экспертов и длительность курсов [2]. Также руководители могут столкнуться с проблемой несоответствия требованиям получаемых знаний, уход с работы сотрудников после курсов квалификации и т.д.

Дистанционная форма обучения персонала позволяет массовое обучение работников, минимальные затраты на обучение и времени. К отрицательным моментам можно отнести недостаточное техническое оснащение кабинетов и процесс внедрения на начальном этапе.

В качестве предостережения ухода сотрудников после курсов повышения квалификации следует правильно расставить приоритеты, например, после переподготовки направить сотрудника в другие отделения в качестве руководителя. А

14

в качестве страховки в трудовом договоре указать обязанность рабочего отработать некоторое время после переподготовки или же обязать возместить издержки на обучение в случае преждевременного ухода.

Для повышения эффективности от денежных вложений на переподготовку персонала, как методы повышения конкурентоспособности персонала и предприятия в целом, следует постоянно совершенствовать подходы к переподготовке, с учетом исправления прошлых недоработок и использованием современных особенностей. Вышеперечисленные методы в четко заданном русле будут способствовать динамичному развитию работников.

Литература

1. Организационная среда предприятия. Акулев Р. А. СПб., 2014 г.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru официальный сайт ФСГС РФ/ (дата обращения: 13.11.2016).

Современные информационные системы в бухгалтерском учете

1 2 Федосова Г. А. , Костина О. В.

1Федосова Галина Андреевна /¥в(1о$о\а ОаНпа ЛЫгевУпа - студент;

2Костина Ольга Владимировна / КозИпа 01'%а ¥1аЖт1гоупа - кандидат экономических наук,

доцент, научный руководитель, кафедра финансов и банковского дела, экономический факультет, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье анализируются информационные системы бухгалтерского учета, это системы, в которых информационный процесс бухгалтерского учета автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс коммуникативных, вычислительных и других технических средств.

Ключевые слова: информационные системы, бухгалтерский учет, расчеты, критерии программ, актуальность, предприятие.

На современном этапе, когда развиваются различные информационные технологии, огромную роль играют информационные системы, используемые в бухгалтерском учете. Чтобы быстро и точно выполнять работу, для бухгалтеров на рынке предлагают различные методические информационные системы.

Рассмотрим критерии, которым должна отвечать методическая информационная система (МИС), принимая во внимание современные потребности бухгалтера:

- Достоверность. Критерий должен содержать ссылки на письма министерств и ведомств, законодательство, арбитражную практику;

- Предметная направленность и целостность. Содержание большого количества различных статей по бухгалтерскому учету и налогообложению;

- Универсальность. МИС должна быть нацелена на большое количество пользователей;

- Доступность изложения материала. Использованные материалы пишутся доступным и понятным языком не содержат лишней информации, пишутся кратко, содержательно, не должны требовать много времени для чтения и исследования;

- Высокий профессиональный уровень. Использованные материалы информационной системы ориентируются на профессионального бухгалтера, который использует их в своей практической деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.