ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОЗЕ МАРИНЫ ПАЛЕЙ И МЮРИЭЛ СПАРК
Ализаде Афер Азер
преподаватель Азербайджанской академии художеств, диссертант кафедры Мировой литературы Бакинского славянского университета, Республика
Азербайджан, г. Баку E-mail: [email protected]
THE INTERTWINNING OF MORAL AND SOCIAL PROBLEMS IN PROSE BY MURIEL SPARK AND MARINA PALEY
Afer Alizadeh
teacher of Azerbaijan Academy of Arts, candidate for degree of Baku Slavic University, World literature department, Republic of Azerbaijan, Baku
АННОТАЦИЯ
Мастера прозы, представленные в статье, давно и хорошо известны в современной литературе. Марина Палей и Мюриэл Спарк в своём творчестве поднимают такие масштабные проблемы, которые, переходя за границы национального, приобретают общечеловеческое значение. Русских и английских писательниц, совершенно противоположных по складу мышления и по характеру изложения повествования, объединяет интуитивно-эмоциональная передача перипетий жизни. Художниц слова сближают схожие темы, нравственно-этическая, философская проблематика, лейтмотивом пронизывающие содержание созданных ими произведений.
ABSTRACT
The masters of prose, presented in this article are well-known in modern literature for a long time already. Both Marina Paley and Muriel Spark raise universal problems, actual for all humanity. These problems cross the national borders and get universal importance. Russian and English writer are quite different by their cost of mind and narration manner. In spite of this difference, they are close to each others by intuitive-emotional manner of twists and turns of life. Both writers are close by similarity of themes, moral-ethic and philosophical problems, set in works, leitmotifs, passing through the content of works.
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
Ключевые слова: ретроспективный взгляд; женские персонажи; морально-этические ценности; религиозные воззрения; тема денег и наживы.
Key words: retrospective look; feminine personages; moral-ethic values; religious outlook; theme of money and profits.
Проза Марины Палей и Мюриэл Спарк характеризуется умением выразить истории свойственной женщине мироощущениями, а именно: надеждами, сомнениями, опасениями, восхищениями. Она демонстрирует сложное сплетение судеб героев с глубоким внутренним миром. Основная мысль, лежащая в основе прозы писательниц, заключается в следующих постулатах: нужно с пониманием и любовью относиться друг к другу, уметь показывать чуткость и неравнодушие к людям, доверять, прощать и признавать ошибки.
Проза Палей и Спарк, при известной разнице в подходе к описанию национальных реалий, имеет точки соприкосновения в некоторых приемах и методах критического анализа действительности: сходятся узловые проблемы (нравственная проблематика, отношение к религии), объединяющие мировоззренческие принципы двух авторов. Также ряд произведений писательниц имеет единый композиционный стержень. Обращение к притче, символика, врываясь в повествование, раскрывают основные авторские замыслы (цикл рассказов Палей «Отделение пропащих», роман «Хор», роман Спарк «Пир»). Многогранность показа сложных движений человеческой души, составляя основу повествования, соседствует с размышлениями и лирическими отступлениями.
Автобиографизм, ретроспектива — от настоящего в прошлое содержат характеристику литературного почерка Палей и Спарк. Ретроспективный взгляд позволяет героям пересмотреть свои мнения и представления о жизни. Часто в роли рассказчиц выступают сами писательницы: повествование ведется от первого лица (роман Спарк «Умышленная задержка», роман Палей «Дань саламандре», повести «Поминовение», «Хутор»). Отсутствуют диалоги и динамика в повествовании, движение воссоздается в памяти героев.
Показательна в этом плане трактовка женских персонажей писательниц. В центре внимания обеих художниц слова волевые и цельные личности с твердой жизненной позицией. В большинстве своих повестей Палей рисует их людьми сильными и непреклонными («Хутор», «Поминовение», «Евгеша и Аннушка»). Персонажи Евгеша (Евгения Августовна) и Аннушка (Анна Ивановна) сочетают в себе сердечность, духовную чистоту и мужество, твердость во взглядах. Иную ступень духовности демонстрирует Рая — героиня повести «Рая и Аад». В силу специфических обстоятельств (связь с иностранным подданным), она не умела противостоять мужскому деспотизму и себялюбию. Аад заглушал её естественные желания и потребности своей неограниченной властью. В то же время она сопротивляется рабству в соответствии со своим социально-семейным положением. «О, Рая отлично понимала, куда, вцепившись ей в светло-русую гриву, влечет ее, Раю, женский рок событий — в какую душегубку заталкивает ее брачный гон, — она все понимала, но скажите, кто и когда мог противостоять этому гону (року)? — пишет Палей [1, с. 331]. Рае, щедро одаренной природой добротой и отзывчивостью, приверженностью интересам семьи, было присуще полное душевное согласие с тем, что происходило в мире и восприятие этого как должное. Это и есть фатальное отношение к жизни. Она не предъявляла к жизни высоких требований. Многосторонне одаренная Рая подавила в себе запас интеллектуальных возможностей, способности к языкам, артистический талант, изначально остановив выбор на другом варианте — быть удобной мужу, непритязательной и работящей. Она и не намеревалась ему соответствовать. Рая предпочла остаться неразвитой. Девушкой управляла семейственность — центр ее духовной жизни и запросов. Высшей наградой для нее был подарок судьбы в лице Аада и четырех детей.
Действия Раи можно толковать как скачкообразный шаг к освобождению личности. И потому, по убеждению Палей, кротость, сдержанность, смирение и долготерпение неизменно выдаются не за слабость, а подлинное богатство славянской души.
Упорством, прямотой и целеустремлённостью отмечен образ Моньки из повести «Кабирия с Обводного канала». В нравственном отношении она существенно отличается от трех предшествующих героинь (Монька не защищает женскую добродетель, а отстаивает свободу любви), однако парадоксализм Палей заключается в оправдании этого честного, жаждущего любви и свободы, твердого духом существа.
Многие из перечисленных качеств характера русских героинь присущи и Флер Тэлбот. Упомянутая героиня романа Спарк «Умышленная задержка» показана личностью самодостаточной, отважной и совестливой. Этот характер победоносен и выдерживает суровые испытания благодаря силе духа. Высокие устремления Флер противостоят низменным потребностям сэра Квентина Оливера и его свиты — искушению деньгами, соучастию в преступлениях, покорной готовности услужить богатым и влиятельным людям. Эти люди пропитаны напускной благородностью, аморальностью, трусостью. Спарк сознательно сталкивает совершенно противоположные углы зрения и жизненные установки, воплощенные в разных персонажах. На протяжении повествования обнажается внутренняя сущность — нравственная пустота БэрилТимс, Дотти, Мейзи Янг, леди Бернис Гилберт, отца Эгберта Дилени. Они бесчувственны и лицемерны, неспособны на понимание и сострадание, неестественны в равнодушии к чужому горю. Морально-этические ценности в лице человечности и искренности уступают стереотипам обывательского мышления. Их наглости и беспринципности нет предела.
Вызывает интерес проведение параллелей в исследовании религиозных воззрении Палей и Спарк. В повести Палей «Евгеша и Аннушка» устами рассказчицы даётся комментарий, чем являлась религия в жизни Аннушки. Глубокая вера в Бога проистекала, прежде всего, из-за сострадания к простым и бедным людям. Бедность же Аннушке пришлось самой пережить. В этом заключалась и основная причина ее бездомности — по христианским заповедям опасение понапрасну тревожить людей. И под конец жизни главными критериями праведности на земле становятся честность, доброта, сдержанность
и порядочность. Она росла в сознании, что Бог есть и этого казалось достаточным. Героиня держала у себя ладанку и иконку, пекла куличи на Пасху, но больше признавала советские праздники, предпочитая их религиозным. Ясно, что отношение русской героини к религии трепетное, а жизнь по божеским правилам требует большой ответственности за судьбы людей и максимальной самоотдачи. Вера и доброта есть показатели духовного начала в человеке.
По-иному рассуждают герои Спарк. Они очень далеки от религиозной веры, в целом относятся к ней с меньшим почтением. Догматы веры расходятся с их поступками. Действия характеров произведений писательницы «Умышленная задержка», «Пособники и подстрекатели», «Пир» несовместимы с благочестием. Отсутствует, в первую очередь, вера в бога, аскетические нормы поведения, следования божественной воле, нарушаются заповеди послушания. Спарк решает вопрос о месте религии в жизни человека в неразрывной связи с проблемами духовности и этики. Именно духовность в лице простоты, естественности, доброты, совестливости и несгибаемости духа определяет сущность человека и приводит его к прозрению.
Палей также как и Спарк не обходит вниманием тему денег и наживы. Но она разрабатывает её как бы с обочины. У английской писательницы в центре внимания, как правило, процесс обогащения, и только в конце произведения представлены его печальные результаты. В работах Палей чаще исследуется следствие определённых действий, связанных с накопительством.
Это можно наблюдать на примере жизненного уклада анонимной героини романа «Дань саламандре». Юное создание — дочь обеспеченных людей. Какое же воспитание получила девочка, где деньги были фетишем? Деньги явились плацдармом для равнодушия. Попав в иную среду, где о ней заботились и проявляли безмерное добродушие, девочка первоначально предстала, как образец чистоты, робости и невинности. В скором времени выясняется, что это видимость: перед глазами читателей предстает совершенно заземленное существо, утратившее благоразумие и пренебрегающее приличиями.
Следовательно, при однозначной постановке и решительном осуждении темы скупости или наживы Палей и Спарк объективно исходят из разных критериев. Английская писательница, предпринимая попытку разрешить эту проблему, показывает социальные корни процесса обогащения и характеры, противостоящие ему. Палей, напротив, держит под прицелом нравственно-педагогический аспект. Её интересует картина будущего, когда отголоски жизни с большим размахом дают о себе знать по истечении нескольких лет, калеча юные души.
Антигуманность и алчность являются также сквозной темой романов Спарк. Перед нами острая сатира на общественно-социальные, морально-этические явления, доминирующие в социуме современности. Герои писательницы лишены морально-нравственных и сугубо профессиональных качеств. В романе Спарк «Пособники и подстрекатели» мошенница Хильдегарт Вольф выдает себя за доктора-психотерапевта. Она обладает опасным даром побуждать своих пациентов к беспрекословному откровению, превращая их в психологически зависимых покорных созданий. Ее имя, слава и дар вылечивания — следствие внушения. Кроткие натуры, пребывающие в состоянии религиозного экстаза, безропотно подчиняются ей, верят в эффективность длительных курсов терапии. Вольф и не помышляет сменить область деятельности. «Она доставляет мне громадное удовольствие!», — бесцеремонно заключает Вольф, имея в виду многочисленные аферы с исцелением [2, с. 235]. На ее банковские счета регулярно поступают денежные переводы из разных точек Ирландии; авантюристке платят высокие гонорары за лживые сеансы и консультации. Психологическая манипуляция над людьми, чудовищное управление их сознанием, притворство, мошеннические действия входят также в поле деятельности и лорда Лукана, сэра Квентина Оливера. Их не пугает страх разоблачения, возможность предстать перед судом. Они давно потеряли чувство стыда, причисляя себя к лику святых.
Положительные герои писательницы — умные, волевые, энергичные, амбициозные люди. Отрицательную же ветвь героев составляют люди, в
которых надламывается естественное человеческое начало. В них отсутствует духовный стержень, нет просвета для высокого. Они характеризуются самодовольным спокойствием, крайне высокомерным отношением ко всем, кто ниже их по уровню социальной лестницы. Деньги, власть, ночные кутежи, дорогие развлечения составляет их образ жизни.
Палей в основном пишет в жанре «малой прозы» (рассказы и повести). Они позволяют писательнице на ограниченном пространстве воссоздать характеры и рассказать истории из их жизни. Они особенно показательны тем, что в их основе лежит частный случай. Рассказы Палей — единичные, искрометные моменты в судьбах отдельных героинь. По композиционному замыслу, они включают в себя несколько этапов из жизни литературных образов. Однако эти этапы намеренно сжаты; дорога, длиною в жизнь умещается всего лишь на нескольких страницах.
Совершенно по другим жанровым правилам строит свои произведения Спарк. Она работает исключительно в романном жанре. Писательница описывает драматическую судьбу человека, однако масса частных случаев объемлет все последующие этапы жизни. Таким образом, композиционный стержень оказывается принципиально иным.
Прозаическое наследие русских и английских писательниц объединяет постановка нравственно-этических, философских проблем, глубокое осмысление духовного потенциала героев. Их произведения неизменно содержат одну мысль: нравственное начало невозможно вбить в человека без глубокой осознанности.
Список литературы:
1. Палей М. Хор: роман-притча. М.: Эксмо, 2011. — 352 с.
2. Спарк М. Передел. Пособники и подстрекатели. Романы. М.: Транзиткнига,
2004. — 336 с.