Научная статья на тему 'Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым'

Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым»

Севастьянова С.К.

ПЕРЕПИСКА ПАТРИАРХА НИКОНА С САВВОЙ ДМИТРИЕВЫМ*

Статья посвящена исследованию ранее не привлекавших внимание ученых-филологов посланий патриарха Никона к греку Савве Дмитриеву, написанных в 1660-х гг. Определены литературные источники четырех посланий, жанр. Выявленные особенности повествования и проявления авторского »я» патриарха Никона дополняют наши представления о нем как писателе. Статья сопровождается публикацией текстов четырех посланий патриарха Никона.

В декабре 1665 г. в послании к константинопольскому патриарху Дионисию (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 7, л. 282а-310; ч. 9, л. 114-149

06.; д. 140б, л. 2) [1, с. 285; 2, 8. 694; 4, с. 854-859;

7, с. 128-129; 8, с. 510-530; 9, с. 75] патриарх Никон среди людей, пострадавших за него, назвал некоего Савастьяна, «которой принесе грамоты от иерусалимского блаженнейшаго патриарха Нектария к царскому величеству, и того в верху в полатах заключи» [8, с. 525]. Грамото-носец иерусалимского патриарха Нектария грек Савва (Савелий, Савастьян) Дмитриев 2 января 1665 г. привез в Москву два письма Нектария (от 20 марта 1664 г.): одно - для царя Алексея Михайловича, другое - для патриарха Никона. Грамота Нектария к царю была переведена 20 января. Нектарий склонял русского царя к миру с патриархом Никоном, советовал призвать Никона на патриаршество, указывал на пример константинопольского патриарха Кирилла и митрополита Дорофея (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, л. 27а) [4, с. 155, 776-778; 14, №37]. Савва свидетельствовал, что патриарх Нектарий говорил, будто, кроме Никона, на патриаршем престоле никому быть нельзя, и сообщал, что иерусалимский патриарх отказался ехать в Москву, так как «никоими мерами от воинских людей проитить ему не мочно» (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 7, л. 18-19) [4, с. 151, 771-773]. Переданное Саввой на словах от патриарха Нектария и содержание письма иерусалимского патриарха к царю Алексею Михайловичу противоречило прежним убеждениям Нектария о Никоне. В ответной грамоте иерусалимскому патриарху Алексей Михайлович, описывая внезапное появление Никона в Успенском соборе в декабре 1664 г., упрекал святителя Нектария в том, что он прислал грамоту в защиту Никона, подписал прежде своею рукою соборный свиток четырех патриархов и отлучил Никона от престола. Приглашая Нектария

в Москву на собор по «делу Никона», царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» [12, с. 144]. Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз призывали для допросов. Грамотоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на собор по делу патриарха Никона, которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотво-рити» [3, с. 1617].

Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своем письме без даты Савва жаловался: «И зде пришед, и сижу толи-кое время заперт». Несмотря на содержание его в заключении «вверху в палатах» царя, Савва находил возможность вести переписку с Никоном. В этот период грек Савва написал Никону 5 писем: дату имеют второе письмо - 1 июня 1665 г., третье - 14 июня 1665 г., четвертое - 1 января 1666 г., пятое - 2 января 1666 г. Никон ответил на второе, третье, пятое письма, отдельно составил небольшое послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 г. Лишь третье письмо патриарха Никона имеет дату 11 августа 1665 г. Таким образом, Савва Дмитриев и патриарх Никон переписывались в период с мая 1665 г. по январь 1666 г. Письма Никона и Саввы Дмитриева не сохранились в автографах. Они бытовали в списках XVIII в. Мне известны три из них - ГИМ, собр. Е.В. Барсова (ф. 17), №897 [6, №395], №898 [6, №133, 135]; РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), №415 [10, №23, 24, 25, 80; 11, №79, 288, 784, 785; 13, №415]. Послания патриарха Никона Савве Дмитриеву опубликованы в XIX в. по единственному известному изда-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №02-04-00251а.

телю списку и до настоящего времени не привлекали внимания исследователей [3, с. 16301633, 1634-1635, 1639-1640].

Из четырех посланий Никона Савве Дмитриеву наибольший интерес представляют первое (ответ на второе письмо Саввы), второе (ответ на третье письмо) и четвертое (ответ на пятое письмо). Третье послание Никона - небольшая по объему и простая по содержанию, совершенно лишенная риторики «малая грамота» с сообщением Никона о состоянии его здоровья и с вопросом о здоровье Саввы [3, с. 1635].

Никон ответил не сразу на послания к нему Саввы: грек отправил Никону два письма, прежде чем получил ответ от русского патриарха. После получения первого письма от Саввы Никон, как свидетельствует грек, прислал ему какую-то книгу: «Книгу твою приял и писанное в ней Божиим изволением добре разу-мех» [3, с. 1628]. Письма Саввы нарочито витиеваты, наполнены цитатами из Священного Писания, отличаются многословием, перегружены длинными, сложными и с однородными членами предложениями. Содержание и стиль посланий греческого грамотоносца выдают в нем человека образованного, книжного, владеющего законами эпистолографии и дидактики. Послания Саввы произвели огромное впечатление на патриарха Никона, который, прочитав первые два письма Саввы к нему, написал: «Вторую грамоту твою принял и вы-разумел добре, и почудихся сладости словес твоих: словеса твои суть яко Сираха сладког-лаголиваго» [3, с. 1630].

В первых посланиях Никону Савва рассказывал патриарху о своей судьбе, о суде над ним и допросах, о своих душевных метаниях и просил Никона молиться о нем. В соответствии с содержанием посланий Саввы Никон и строит свой первый ответ; в его поучительном послании греку четко выделяются две темы: о жизни человека по заповедям Господним и о пользе милостыни. Особенность этого послания Никона Савве состоит в том, что автор в качестве подкрепления своей точки зрения и убеждения адресата многократно цитирует Священное Писание. Цитаты подобраны Никоном таким образом, что они определяют внутреннее содержание и структуру послания патриарха. Первая часть послания, где Никон призывает Савву укрепить душу, уповать на Бога в страданиях, начинается с упоминания о ветхозаветном Иове, образ которого служит автору примером

стойкости духа в испытаниях и верности Богу. Положиться на волю Бога призывает Никон Савву. Следующий затем цитатный монтаж развивает эту тему. Цитаты подобраны таким образом, что каждая цитата вносит какой-то новый мотив в заданную тему, и к концу повествования происходит нарастание темы, которая в самом общем виде выражается автором в последней цитате - Лк. 10, 16. Примечательно, что Никон подбирает высказывания, основанные на противопоставлении и антитезе, что усиливает дидактизм повествования. Вот так, на мой взгляд, можно представить развитие главной темы первой части послания Никона:

Цитаты Ключевые слова Развитие темы

I. Иов. 1, 21 1 Тим. 6, 7 Господь дал - Господь взял Ничего не принесли - ничего не можем вынести Воля Бога.

II. Лк. 12, 20 Гал. 6, 9 Лк. 9, 25 Душу отнимут - кому собранное достанется? Благо творить - не унывать Приобрести мир - себя погубить Тщетность человеческого существования без Бога.

III. Сирах 2, 1 Мф. 16, 24 Лк. 10, 16 Душа - искушения Отвергнуть себя - идти за Господом Слушать и не отвергать Господа Подчиниться воле Бога.

Тематически вторая часть послания Никона (она посвящена пользе и значению милостыни), совсем не связанная с судьбой Саввы и его душевными переживаниями в заточении, составлена Никоном таким образом, что она тесно переплетается с первой частью его повествования: «И слышах, яко вельми печалуеши, почудихся твоему малодушию, яко чрез заповедь творя, больше смертно (согрешаем)» [3, с. 1632[. «Малодушие» Саввы проявляется не только в тяжелых переживаниях и страданиях о своей судьбе, но и в его поступках. Патриарх Никон, как следует из письма, послал Савве подарки, но тот «зело оскорбился еси о да-рех», не желал принимать поднесенное ему послом от Никона. Эта часть письма Никона имеет свою подборку цитат о пользе и значении милостыни из Евангелий от Матфея и Луки. Евангельские цитаты подобраны таким образом, что цитатный ряд тематически распадается на три блока:

Цитаты Ключевые слова Развитие темы

I. Мф. 5, 42 Мф. 6, 3 Мф. 25, 35-36 Лк. 14, 12-14 Лк. 6, 34 Просящему дай. Твори милостыню. Подавай как самому Христу. Воздание от Бога за милостыню. Благодать от Бога за милостыню. Твори милостыню, и будешь вознагражден от Бога.

II. Лк. 6, 35 Благо твори, «ничесоже чающее». Твори милостыню, ничего не ожидая в ответ.

III. Деян. 20, 34 Лк. 3, 14 Довольствуйся своим жалованием. Принимай милостыню от Бога.

Цитаты Ключевые слова

1 Кор. 10, 13 2 Тим. 3, 12-13 Лк. 21, 12 Иов 19, 7-19 Ис. 49, 15 Господь знает, как избавлять благочестивых. Все, живущие во Христе, будут гонимы. Все, живущие во Христе, будут гонимы. Иов - образец смирения и любви Бога. Господь всегда с тобой.

Таким образом, общую идею этого послания Никона к Савве можно выразить следующей фразой: подчинись воле Господа, принимая милость только от Бога.

Отчаявшийся и потерявший надежду на освобождение грек в последнем, пятом своем письме патриарху Никону задавал вопросы о смысле его, Саввы, страданий («Един Бог ведает, аще в первых нуждах и скорбех обретаемся, и не имею, где припасти ради освобождения моего, кроме благоутробия Божия и в милость многолетнаго царя. И что имам рещи?») [3, с. 1637], о том, почему Бог, которому он приносит молитвы, не показывает ему, как Константину Великому, путь к спасению («Такожде и аз, убогий, ныне, не имея куды припасти, нощь и день сотворяю крест на себе, глаголя: «Господи, свободи мя от сея скорби». И Бог святый сотворит милость свою надо мною...») [3, с. 1638], о том, почему отвернулись от Саввы бывшие друзья и теперь при каждом случае предают его («.понеже ныне други и недруги, вси меня ненавидят, и хотя и извещу которому другу какую мою тайну, и он смышляет недоброе извещение мое, и ненавидит мя боле.») [3, с. 1638] и почему он терпит унижения и поношения, если в грамотах, которые привез русскому царю, написана совершенная правда («.что грамоты, кои при-несл есмь, тамо есть вся правда написана, и как изволяют, так, де, и творят; аз есмь чист от всех и, на правде своей стоя, сию объявляю») [3, с. 1639]. В этом взволнованном и глубоко эмоциональном письме растерянный и душевно потрясенный происходящими событиями Савва сравнивает себя с кораблем в бурном море, который «займут великия волны от всех четырех стран, и не имать куды ворохнутися, и часу от часа ждет сокрушения своего» [3, с. 1638]. На это письмо Саввы Никон ответил небольшим по объему, но глубоким по смыслу посланием. Главную тему, которую Никон выделил из письма Саввы и которой посвятил свой ответ к нему, сам он сформулировал следующим образом: «Их время пришло, что мучити, а нам Христа ради и святых Его ради заповедей му-читися. Злопостражди, яко добр воин Христов» [3, с. 1640]. Рассуждения на эту тему Никон подкрепляет библейскими цитатами, порядок расположения которых в его послании обусловлен их смыслом. Вот как может быть представлено содержание цитатного ряда, построенного Никоном:

Совершенно очевидно, что порядок следования цитат подчинен авторскому замыслу: от рассуждений о неисповедимых путях Господних, когда стоит смириться со своим положением, в которое попадаешь по воле Бога, Никон вновь, как в первом своем послании к Савве, обращается к образу ветхозаветного Иова и заканчивает цитатный ряд утверждением о заботе Бога о каждом преданном Ему человеке. Такое светлое и оптимистическое завершение послания символизирует радость в отношениях человека и Бога.

Таким образом, для патриарха Никона как писателя характерны следующие особенности: Никон хорошо владеет законами эпистологра-фии (каждое его послание имеет определенную форму, обрамляется введением и заключением, автор постоянно обращается к своему адресату, чем подчеркивает сказовый характер общения); в обращении с цитатами Никон ведет себя как типичный древнерусский книжник - практически не перерабатывая текст источника, он, как правило, дословно цитирует его; источники в повествовании Никона всегда четко отделяются от его собственного текста характерными для учительной литературы обозначениями «чужих» цитат; круг источников Никона не слишком широк - это в основном цитаты из Библии, тексты которой Никон, будучи чрезвычайно начитанным и образованным человеком и значительную часть времени проводя за богослужением, знал наизусть; библейские образы и выражения украшают повествование Никона, делают его убедительным и поучительным, слог - замысловатым и витиеватым, стиль - высоким. По типу повествования послания Никона близки учительной литературе, характерной особенностью которой является подбор источников на заданную тему: патриарх Никон использует этот прием, и построенный им цитатный ряд всегда подчинен авторскому замыслу. Сближает с учительной литературой послания Никона и тип автобиографизма: патриарх в своих ответах Савве Дмитриеву практически ничего не рассказывает о себе; редкие и краткие замечания о себе (например, о том, что в Воскресенс-

кой обители ежедневно кормятся до тысячи человек странников и нищих) служат поучительным целям: Никон собственным примером убеждает адресата следовать в жизни евангельским заповедям и уповать на Бога. Другие замечания о собственной жизни и положении необходимы Никону в качестве параллелей к евангельским событиям («И все, еже о нас сбы-стся, и несть лепо гневатися нам на царя и владыки, и бояр, яко тако писано есть, и тако подобает всем писанным скончатися. Их время пришло, что мучити, а нам Христа ради и святых Его ради заповедей мучитися») [3, с. 1640], что демонстрирует духовное превосходство автора и дает ему возможность одновременно убеждать адресата в своей правоте и обличать своих оппонентов и врагов в их неправде. Некоторые вставки личного характера - дань традиции. Приписка Никона в конце его четвертого послания к Савве о посылке греку рыбы разных сортов и видов находится в рам-

ках традиции документальных приложений, характерной для челобитных XVII в. [5, с. 220231] и используемой самим Никоном в письмах царю 1660-х годов [4, с. 971].

Ниже издаются четыре послания патриарха Никона Савве Дмитриеву по правилам ТОДРЛ. Тексты публикуются по трем спискам. В качестве основного выбран ГИМ, собр. Е.В. Барсова (ф. 17), №897 (А). Разночтения приводятся по спискам ГИМ, собр. Е.В. Барсова (ф. 17), №898 (Б) и РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), №415 (У). Дефектные места в основной рукописи (выделены курсивом), которые невозможно восстановить по другим спискам, восстанавливаются по изданию: А. Л-ъ. Переписка святейшего патриарха Никона с митрополитом иконийским Афанасием и грамотонос-цем иерусалимского патриарха Нектария Сева-стьяном или Саввою Дмитриевым. (1665 и 1666) // Русский архив. М., 1873. №9. С. 1630-1633, 1634-1635, 1639-1640.

Приложение

Тексты

I.

(л. 234) Никон, 1 милостию Божиею2 патриарх, чаду нашему Саве благодать3, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Вторую грамоту твою принял и выразумел добре, и почюдихся сладости словес твоих: словеса твоя суть, яко Сираха сладкоглаголиваго, и славлю Господа Бога, яко еси добре здрав-ствуеши. 4 И молимся Господу Богу со всею бра-тиею да здравствуеши всегда и на многа време-на.5 А о них же скорбиши Господне6, уповай на Бога и не премогай о наказании Господни. Неси Иова богатши был, яже внезапу лишен всех своих благ, и не до сего, но множае, и по сих без-покровие7, от жены и от другов поношение и укорение, и во всех сих не погреши Иов ни во / / (л. 234 об.) устну своею. Якоже пишет, но присно глагола: *«Господь даде, Господь и взя8. Наг изыдох от чрева матере своея, наг и отъи-ду»*. И инде: *«Ничтоже внесохом в мир сей; яко ни изнести что можем9 »*. 10 Помысли же11

и во евангелских притчах о богатом и убозем Лазаре, кто12 венчан бысть, и кто осудися, 13 и о желавшем14 разорити житници своя меншия и болшая15 создати, да соберет ту жита16 своя и благая своя, и что бысть ему божественный ответ: *«Безумне, в сию нощь душу твою отъи-мут от тебе; а яже уготова, кому будет?»* *«Бла-гое же творя, не стужай»*. *«Что бо ползует человек17, приобрете мир весь, себе же погубив или отщетив»* и прочее. Писано есть: *«Чадо, аще приступаеши работати Господеви, угото-ви душу свою во искушение»*. Господь18 глаголет: *«Аще кто хощет по Мне ити, да отвер-жет // (л. 235) себе и возьмет крест свой и по Мне грядет»*.

Пишеши, праведниче, яко призывали еди-нова и дважды на суд и ныне в третие, и надобно не отрещися, но пойти с великою радостию, зане тако от патриарха имею заповедь. И тако видим, яко заповеди их подобает творити. Ей, подобает, самого Бога заповеди повелевает: *«Слушаяй бо вас, - рече, - Мене слушает, и

1-2 Божиею милостию У. 3 Далее в У и. 4-5 В У нет.

6 господине У.

7 беспокровне У.

8 Испр. по У, в А и Б взят.

9 Испр. по Б и У, в А может.

10-11 Помыслите У. 12 что У.

13-14 но пожелавшем У.

15 болша У.

16 милостыня У.

17 человека У.

18 И Господь Б, У.

отметаяйся вас, Мене отметается»*. И паки пишет, яко аще19 поучают тя, и другое, за тайности други20 и сказывают тебе, что всегда да будет неразумие в людех и безсоветие, и тако во многих оболгающеся21 словом припадают недруги во многом труде, и есть лукавство. Благодатное чувство, разум имееши, елико добро и елико зло да разсуждаеши; зане не имать всяко дело и слово подвигнутися от человека, прежде // (л. 235 об.) даже не выразуме, ибо22 безсловесие скотове смертоносных былий не вкушают, 23зане положено бе им чювство обоняния прежде вкуса и еже ко здравию былия вкушают,24 злая же оставляют, аще и гладни суть. А яже на нас писаныя вины ложныя, аще имаши, пришли.

Слышах от посла своего, яко зело оскорбился еси о дарех; елико прислал ми еси25, и елико писано в26 грамоте твоей, приял есмь, 27любя тя28, аще и не хотя; 29не писал30 же есмь, яко в грамотах наших не подобно31 есть писати, но наказал с послом своим. И слышах, яко велми печалуеши, почудихся твоему малодушию, яко чрез заповедь творя, болиши32 смертно. Заповеди повелевающе: *«Просящему у тебе дай»*. И паки: *«Егда твориши33 милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя»*. И паки: *«Алъ // (л. 236) чен - накормисте Мя34, жажден35 - напоисте Мя, странен, и36 введосте Мя, наг - одеясте Мя»*. И паки: *«Егда сотво-риши обед или вечерю, не зови сродник своих и богатых, егда и тии такожде воззовут тя, и37 не38 будет ти воздаяние. 39Но зови40 нищих и маломощных и блажен будеши, воздано же ти будет во Царствии Небеснем»*. И паки: *«Аще и взаим даете, от них же чаете восприяти, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы грешником взаим давают, дарования41 восприимут»*. Ты

19 еще Б.

20 Испр. по Б и У, в А друга.

21 оболгающихся У.

22 и во У.

23-24 Нет У.

25 Нет У.

26 во Б.

27-28 Испр. по Б, в А любяся, в У любятся.

29-30 Испр. по Б и У, в А написал.

31 удобно У.

32 больши У.

33 сотвориши У.

34 Доб. по Б и У, в А нет.

35 жаден Б.

36 Нет Б.

37 Нет У.

38 Доб. по У, в А и Б нет.

39-40 Испр. по У; в А и Б Назови.

же, рабе Божий, на что ко мне дарове посылае-ши, грубому и нечестивому, и, любочестия взыс-куя, себе сокрушаеши? Божия заповедь повелевает: *«Благотворите и взаим дайте42, ничесо же чающе, и будет мзда ваша многа, и будете сы-нове Вышняго»*. Или воздаяние43 от мене, сми-реннаго, ищеши, а не от // (л. 236 об.) Бога? То никако восхотел прияти, и тебе оскорбити, ибо Павлов44 есмь ученик и подражатель: *«Руце мои послужиста мне и сущим со мною»*. И45 инде есть писано: *«Своими уроки доволити-ся46»*, ибо благодать Божия47 питает во святей обители нашей не мнее тысящи человек, развее странных и нищих братий; питает и есмы во всяком доволстве без нужды, и ни от кого просим или приемлем48, разве дающаго пищу алчущим, от единаго Бога.

II.

(л. 238) Никон, 49Божиею милостию50 патриарх, рабу Божию и нашему во Святем Дусе чаду Саве благодать, милость51, мир52 от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. И мо-люся Господу Богу, да сохранит тя Господь Бог вышши53 всех от всякия нужды и скорби, во славу и похвалу святыя Троицы, и во упование в пользу многим злостраждущим правды ради.

Пишет твое преблаженство: «Да даст Бог54 снитися и купно глаголати». Желаю и преже-лаю, и молю Бога, дабы честнии нозе твои // (л. 238 об.) злострадавшии55 целовал. Прости ми, вселюбезный наше56 чадо, яко много тя опеча-лих, первее сего писанием. Ей, много и сего мучения твоего, но не57 вем, что сотворити, дабы ползовал тя, развее смиренных своих молитв. Дары же твоя, посланные к нам, да при-имет Господь Бог, якоже прият *Авелевы дары, Ноево58 всеплодие59, Моисеова мирная*, и воз-

41 дарованая Б, дарованная У.

42 Испр. по Б, в А и У дай.

43 воздаяния Б.

44 Павлом У.

45 Нет Б.

46 доволится У.

47 Божиия У.

48 принимаем У.

49-50 милостию Божиею Б, У.

51 Нет У.

52 и мир У.

53 Испр. по Б и У, в А вышшии.

54 Доб. по Б и У, в А нет.

55 злострадавши У.

56 наш У.

57 Нет У.

58 Испр., в А, Б, У Наево.

59 всеплоды У.

даст ти богатыми своими небесными дары: вместо временных - вечная60, вместо тленных - нетленная.

Здрав буди и о наказании Господни не из-немогий. Писано есть: *«Не попустит Господь паче61, еже подобает искуситися, дает бо, -рече, - Господь со искушением и62 изводство немощи нашей63»*.

Писано64 в Воскресенском монастыре 1665 году августа в 11 день.

III.

(л. 239) Никон, милостию Божиею патриарх, во Святом Дусе чаду нашему Саве благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

Аще восхощешь65 ведати о нас, и се живы есмы, едино болезнуем.

Яко много время прешло, еже не слышали66 есми о твоем здравии. И се ныне послали есмь нарочно с малою сею 67нашею грамотою68, да вемы, како пребываеши, что деется над тобою, и о прочих местех.

IV.

(л. 242 об.) Никон, милостию Божиею патриарх, рабу Божию Севаст69 благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. А о нас изволит пребла-женство твое ведати: и мы есмы живы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грамоту твою приях и добре вы // (л. 243) разумех, и знатно ми есть о твоем злострада-нии. Обретох же и се написано в твоей грамоте, яко не имееши, где припасти ради свобож-дения70 своего, кроме благоутробия Божия и милости80 многолетнаго царя. Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти и прочая. Апостолу божественному свидетелствующу: *«Ибо вси, хотящия благоверно жити о Христе

60 Нет У.

61 В А далее же зачеркнуто.

62 Нет У.

63 наша У.

64 Писана У.

65 Испр. по Б, в А восхощет, в У восхощеши.

66 слышал У.

67-68 грамотою нашею У.

69 Севастос У.

70 освобождения У. 80 молитвы У.

9910 ис У.

91 Испр. по Б, в А и У темниц.

Иисусе, гоними будут. Лукавыя же человецы и чародее преуспеют на горьшая»* и прочая. И паки самому Господу глаголющу: *«Прежде же сих всех возложат на вы руки своя и изженут, предающе на сонмищи и90 темницы91, ведоми ко царем и владыкам имени Моего ради»*. При-лучит92 же ся вам во свидетелство, и все, еже о нас, збысться, и несть лепо гневатися нам на царя и владыки, и боляр, яко тако писано есть, и тако подобает всем писанным скончатися. Их // (л. 243 об.) время пришло93, что мучити, а нам Христа ради и святых ради Его заповедей му-читися. Злопостражи, яко добр воин Христов.

И еже посих пишешь, что други и недруги вси тебе ненавидят, и хотя известишь которому другу какую тайну, и он смышляет недо-брое94 извещение твое, и ненавидят тя боле так, что ни слышали от95 тебе. Поминай, чадо, Иов-лево речение, еже глагола: *«И возопих, и ниг-деже суд. Въкупе приидоша искушения на мя. Знаемии96 мои отступиша от мене, познаша чюжа, неже мене; друзи97 мои не милостивии быша, не прияша мя ближнии мои, и ведущии имя мое забыша мя; соседы дому и рабы моя, яко иноплеменник был пред ними; раба своего воззвах и не послушая98, егда востану99, на мя100 глаголют: мерзок был; ведущии мя, ихъже лю-бих, восташа на // (л. 244) мя»*. Аз, аще бы мог, всяко бы помог. Но инако не умею101, разве смиренными своими молитвами ко Господу Богу. Но ты, доброе творя, не стужай. Богу свидетел-ствующу: *«Аще жена забудет исчадия102 рождения своего, но Аз не забуду»*, - глаголет Господь.

Здрав буди.

Да послал103 я к тебе рыбы: семгу свежую, да семгу просолную, да две щуки, да два леща свежих.

Примечания:

92 Прилучится У.

93 Испр. по Б и У, в А прошло.

94 нодоброе У.

9965 о Б.

96 Испр. по Б, в А Знаеми, в У Знаемия.

97 друзии У.

98 Испр. по У, в А и Б покушая.

99 востанут У.

100 мя и У.

101 Испр. по Б, в А и У имею.

102 Испр. по У, в А и Б исчадие.

103 В А пслал испр. на послал.

Л. 234 об. Господь даде, Господь и взя... наг и отъиду - Иов 1, 21. Цитата передана неточно: фразы в стихе переставлены местами.

Ничтоже внесохом в мир сей; яко ни изнести что можем - 1 Тим. 6, 7.

Безумне, в сию нощь душу твою отъимут от тебе; а яже уго-това, кому будет - Лк. 12, 20.

Благое же творя, не стужай - Гал. 6, 9.

Что бо ползует человек... или отщетив - Лк. 9, 25.

Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу свою во искушение - Сирах 2, 1.

Л. 234 об. - 235 Аще кто хощет по Мне ити... и по Мне грядет -

Л. 235 Слушаяй бо вас... Мене отметается - Лк. 10, 16.

Л. 235 об. Просящему у тебе дай - Мф. 5, 42.

Егда твориши милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя - Мф. 6, 3.

Л. 235 об.-236 Алъ//чен - накормисте Мя. наг - одеясте Мя -Мф. 25, 35-36.

Л. 236 Егда сотвориши обед или вечерю... воздано же ти будет во Царствии Небеснем - Лк. 14, 12-14. Цитата воспроизведена неточно, возможно, по памяти.

Аще и взаим даете, от них же чаете восприяти. дарования восприимут - Лк. 6, 34.

Благотворите и взаим дайте... и будете сытове Выгшняго -Лк. 6, 35.

Л. 236 об. Руце мои послужиста мне и сущим со мною - Деян. 20, 34.

Своими уроки доволитися - Лк. 3, 14.

Л. 238 об. Авелевыг дарыг, Ноево всеплодие, Моисеова мирная -Патриарх Никон сравнивает подарки, присланные ему Саввой Дмитриевым, с дарами Богу ветхозаветных героев и их заслугами перед Господом. Авель, второй сын Адама

и Евы, был убит своим братом Каином за то, что Господь принял дары Авеля, а жертву Каина отверг (Быт. 4, 2-8). Величие и превосходство жертвы Авеля перед жертвою Каина приписывается апостолом Павлом его вере. Апостол Павел причисляет Авеля к сонму ветхозаветных праведников, свидетельствованных в вере (Евр. 11, 4). В Евангелии от Матфея об Авеле говорится как о первомученике, и он назван «праведным» (Мф. 23, 35). Ной, десятый и последний из патриархов, живших до всемирного потопа, имел трех сыновей - Сима, Хама и Иафета, которые впоследствии стали родоначальниками трех главных представителей человеческого рода (Быт. 10, 32). В Ветхом Завете Ной прославлен как человек высокой святости (Быт. 6, 8, 9; Иезек. 14, 14-20). В Новом Завете апостол Петр называет Ноя проповедником правды (2 Петр 2, 5), для апостола Павла Ной - образец веры и праведности по вере (Евр. 11, 7). Патриарх Никон упоминает и о мире для священного помазания, которое было изготовлено пророком Моисеем по требованию Бога. Священным елеем была освящена скиния, выстроенная Моисеем через полгода после явления ему Господа в Славе (Исх. 30, 17-38).

Не попустит Господь паче. Господь со искушением и извод-ство немощи нашей - 1 Кор. 10, 13.

Л. 243 Ибо вси хотящия благоверно жити... и чародее преуспеют на горыиая - 2 Тим. 3, 12-13.

Прежде же сих всех возложат на выгруки своя... имени Моего ради - Лк. 21, 12.

Л. 243 об.-244 И возопих и нигдеже суд... ихъже любих, вос-таша на //мя - Иов 19, 7, 12, 13, 15-19. Свободный пересказ нескольских стихов из 19-й главы книги Иова.

Л. 244 Аще жена забудет исчадия рождения своего, но Аз не забуду - Ис. 49, 15.

Список использованной литературы:

1. Matthes-Hohlfeld Elke. Der Brief des Moskauer Patriarchen Nikon an Dionysios, Patriarch von Konstantinopel (1665). Text-ausgabe und sprachliche Beschreibung von zwei bisher nicht veroffentlichten Handschriften. Amsterdam, 1970.

2. Palmer W. The Patriarch and the Tsar. History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Council of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A.D. 1666-1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. London, 1871-1876. Vol. 5.

3. А. Л-ъ. Переписка святейшего патриарха Никона с митрополитом иконийским Афанасием и грамотоносцем иерусалимского патриарха Нектария Севастьяном или Саввою Дмитриевым. (1665 и 1666) // Русский архив. М., 1873. №9.

4. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. 2.

5. Демин А.С. Челобитные Аввакума и одна из неисследованных традиций деловой письменности XVII в. // ТОДРЛ. М., Л., 1970. Т. 25.С. 220-231.

6. Дианова Т.В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998.

7. Ермолаев С.С., Юхименко Е.М. Грамота патриарха Никона к Константинопольскому патриарху Дионисию с изложением обстоятельств своего ухода с патриаршего престола // Патриарх Никон. Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: из собраний Государственного Исторического музея, музея-заповедника «Московский Кремль», музея «Новый Иерусалим», Кирилло-Белозерского музея-заповедника, музея-заповедника «Коломенское», Российского государственного архива древних актов. М., 2002. С. 128-129.

8. Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 510-530.

9. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. В 3 частях. М., 1995. Ч. 3.

10. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX веков. М., 1959.

11. Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII - начала XX века. М., 1978.

12. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. М., 1996. Кн. 7.

13. Славяно-русские рукописи В.М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания, с № 1-го по 579-й. М., 1870.

14. Собрание государственных грамот и договоров Российской Империи. СПб., 1828. Т. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.