Научная статья на тему 'Переписка А. Ф. Котса и В. А. Варсанофьевой'

Переписка А. Ф. Котса и В. А. Варсанофьевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИИ / А.Ф. КОТС / В.А. ВАРСАНОФЬЕВА / ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ / HISTORY OF GEOGRAPHY / A.F. KOTS / V.A. VARSANOF'YEVА / DARWIN MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Силин В.И.

В статье приведены письма основателя Дарвинского музея А.Ф. Котса к своей ученице и другу по научной работе В.А. Варсанофьевой. Ученых связывала многолетняя дружба, основанная на общности научных и жизненных интересов, что доказывает их переписка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRESPONDENCE OF A.F. KOTS AND V.A. VARSANOF’YEVA

To the article the letters of founder of the Darwin museum А.F. Kоts to the student and friend on the advanced study of V.A. Varsanof’yeva. Scientists were linked by the long-term friendship based it is proved on community of scientific and vital interests and letter.

Текст научной работы на тему «Переписка А. Ф. Котса и В. А. Варсанофьевой»

К ИСТОРИИ НАУКИ TO THE HISTORY OF SCIENCE

УДК 016:908

ПЕРЕПИСКА А.Ф. КОТСА И В.А. ВАРСАНОФЬЕВОЙ

В.И. Силин1

В статье приведены письма основателя Дарвинского музея А.Ф. Котса к своей ученице и другу по научной работе В.А. Варсанофьевой. Ученых связывала многолетняя дружба, основанная на общности научных и жизненных интересов, что доказывает их переписка.

Ключевые слова: история географии, А.Ф. Котс, В.А. Варсанофьева, Дарвиновский

музей.

Когда географ едет в столицу, ему обязательно советуют побывать в великолепном музейном комплексе - Дарвиновском музее, можно сказать, что этот музей представляет собой одну из визитных карточек Москвы. При осмотре залов, коллекций, показывающих эволюционный путь живого на нашей планете, невозможно поверить, что все это информационное поле обязано своим созданием в первую очередь семейной паре Александру Федоровичу Котсу (07(19).04.1880 - 07.10.1964) и Надежде Николаевне Ладыгиной-Котс (06(18).05 - 03.09.1963).

В начале прошлого века этих двух молодых людей объединило провидение в одном пространстве - на Московских высших женских курсах (МВЖК), куда в 1907 г для практических занятий по анатомии животных, а потом и для чтения лекций по дарвинизму был приглашен Александр Федорович, туда же переехал и тогда еще маленький музей). В 1908 г. на физико-математическое отделение курсов поступила юная девятнадцатилетняя Надежда Николаевна Ладыгина. В 1911 г. молодые люди соединили свои судьбы и посвятили жизнь своему общему делу - служению биологии и созданию музея.

Надо отметить, что на Московских высших женских курсах в начале ХХ в. работали ярчайшие представители естественных наук: В.И. Вернадский, М.А. Мензбир, Н.К. Кольцов, Н.Д. Зелинский, А. А. Чернов и многие другие. Здесь собиралась активная молодежь, в будущем составившая цвет нашей науки. В 1907 г. поступила на физико-

математическое отделение Вера Александровна Варсанофьева и стала специализироваться по геологии. В 1911 г. она совершила свое первое путешествие на Урал под руководством молодого профессора Александра Александровича Чернова. В 1915 г. Варсанофьева сдала государственные экзамены в первой Государственной испытательной комиссии при Московских высших женских курсах и была оставлена на кафедре геологии для подготовки к профессорскому званию.

В эти же годы под руководством А. А. Чернова на МВЖК стала формироваться знаменитая на весь мир, а может быть единственная в мире «женская» Черновская научная школа, куда вошли Елизавета Дмитриевна Сошкина, Татьяна Алексеевна Добролюбова, Мария Ивановна Шульга-Нестеренко и Дагмара Максимилиановна Рау-зер-Черноусова. Все девушки стали известными учеными-геологами, но наиболее известной и яркой представительницей школы Чернова и его последовательницей стала Вера Александровна Варсанофьева (1890-1976) - первая из женщин, получившая ученую степень доктора геолого-минералогических наук, почетный член МОИП, орденоносец. Учась на курсах, Вера Александровна подружилась с Надеждой Николаевной Ладыгиной и ее мужем А.Ф. Котсом.

С 1954 г. В.А. Варсанофьева, последовав за своим учителем А.А. Черновым, проживала в Сыктывкаре, работая в Институте геологии Коми филиала АН ССР. В Научном архиве

1 Силин Владимир Иванович - глав. науч. сотр. сектора историко-демографических и историко-гео-графических исследований Российского Севера, докт. географ. наук (silinv@rambler.ru).

А.Ф. Котс с женой Н.Н. Ладыгиной-Котс

Коми научного центра УрО РАН находится персональный фонд В.А. Варсанофьевой, в котором хранятся три письма к ней А.Ф. Котса и фотография с дарственной надписью (Ф.10. Оп.1. Д. 77). Понимая важность любой новой информации об этих великих ученых, мы публикуем эти письма, может быть, биографы и историки найдут в них новую информацию. Подчеркивания в тексте письма и выделение прописными буквами даны по первоисточнику.

Письмо 1

Глубокоуважаемая и дорогая Вера Александровна!

Прилагая при сем беглые, эскизные заметки, посвященные нашему Обществу (имеется в виду МОИП, почетными членом которого были А.А. Чернов и В.А.Варсанофьева, к тому же Вера Александровна была еще вице-президентом общества. - В. С.), я прошу Вас рассматривать их только как посильную и скромную попытку отклик-

нуться на циркулярное его обращение по поводу предстоящего осенью Юбилея (Московское общество испытателей природы учреждено в 1805 г. при Московском императорском университете -В.С.).

Никакой реальной ценности мои скудные воспоминания не имеют, и если все же я решился Вам направить их, то только потому, что здоровье мое все же далеко не прежнее чему удивляться не приходится не только во внимание к моему возрасту (20 апреля мне исполнится 75 лет!), но и ввиду сверхчеловеческих усилий и хлопот, мною затраченных за последние полтора года, связанных с проектированием здания для ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ (Только в 1995 г. открылись двери музея - В.С.).

Вопрос этот сейчас отчасти, правда, разрешен, хотя в объеме только половинном, по сравнению с минимально требуемым, и то лишь благодаря поддержке МОССОВЕТА и главного архитектора Москвы А.В. ВЛАСОВА.

В. Варсанофьева, курсистка, 1914 г.

Это намеченное к проектированию в текущем полугодии музейное здание осуществлением своим немало обязано энергичной и авторитетной поддержке нашего ОБЩЕСТВА, в свое время полученной за подписью незабвенного Николая Дмитриевича ЗЕЛИНСКОГО, дорогого В. А. ДЕЙ-НЕГИ и Вашей.

Разрешите в связи с этим выразить в Вашем лице глубочайшую благодарность нашему ОБЩЕСТВУ за его всегдашнее отзывчивое отношение ко мне как одному из старейших его членов (с 1913 года!) и мое сожаление, что полвека безраздельно посвятив все свои силы ДАРВИНОВСКОМУ МУЗЕЮ, я не смог уделять ОБЩЕСТВУ должного времени и участия в его работах.

Пользуюсь случаем обратиться к Вам с просьбой: не отказать в распоряжении Вашему секретариату о выдачи мне официальной справки (выписки из протокола?) о состоявшемся премировании ОБЩЕСТВОМ моей рабботы «О ПРОБЛЕМЕ ВИДА», поскольку при выдаче мне вашим бух-

галтером-кассиром присужденной мне денежной премии это премирование меня сопровождалось только рукопожатием кассира без каких-либо официальных документаций, подтверждающих оценку НАУЧНУЮ моего труда ОБЩЕСТВОМ, что со стороны идейной мне всего дороже!

С самым теплым чувством и светлыми пожеланиями Ваш неизменно сердечно преданно преданный ВАМ А. Котс.

25.03.55 г.»

Письмо 2

В. А. Варсанофьевой. Москва. Г-21. Зубовский бульвар, д. 16, кв. 121.

Искренне уважаемая и дорогая Вера Александровна!

Нелегко сказать, которое из трех Вами подписанных посланий меня более всего взволновало: Ваше ли милое письмо от 8.04., чудесный ли АДРЕС ОБЩЕСТВА ко дню моего рождения или Ваше личное письменное поздравление от 18 апреля.

Старческие слезы радости стоят в моих глазах, когда я перечитываю Ваши дружеские строки.

Говоря об АДРЕСЕ, должен сказать, что из всех когда-либо мне поднесенных от различных Учреждений, Вами посланный - есть лучший (ибо абсолютно неофициальный, неформальный!), и поэтому мне самый дорогой. Чудесный и по внешнему оформлению он бесконечно меня тронул тем проникновенным, теплым чувством, что водило составителей и всего прежде, несомненно, Вашей дружеской, отзывчивой рукой.

Хотя, как и обычно, в «адресах» такого рода и значения заслуги «юбиляра» неизбежно завышаются, я все же принимаю это «завышение», поскольку оно помогло мне примириться с тем, что этот скромный юбилейный день был так всецело обойден вниманием там, где моя шестидесятилетняя музейная и пятидесятилетняя просветработа могли быть всего прежде более учтены.

Не менее тронуло меня Ваше последнее письмо с воспоминаниями о моих первых выступлениях как лектора-преподавателя былых МОСКОВСКИХ ВЫСШИХ ЖЕНСКИХ КУРСОВ.

В трех отношениях они были глубоко решающими в моей жизни: дав впервые «стены» моему Музею, внешние возможности его развития и роста, чуткую женскую молодую аудиторию, помогшую мне овладеть идейно и формально опытом лектора, ученого и музеолога.

В Ваших глубоко тронувших меня воспоминаниях о первых выступлениях моих на ЖЕНСКИХ КУРСАХ мне особо дорого упоминание о моих лекциях по дарвинизму.

Разрешите же и мне напомнить Вам два Ваших обращения ко мне с той давней, но незабываемой поры, когда читал я еще в помещении Зоологической Лаборатории КУРСОВ перед длинными составленными в ряд столами, сплошь уставленными первыми объектами будущего ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ.

Помнится, как при показывании Вами фотографии с собачкой (Фокс-Терьера, влезшего на дерево за яблоками) оба мы, Вы, юная студентка, я -юный лектор, не подозревали, что обоим нам придется в жизни видеть еще более парадоксальные и неоправданные посягательства в мире «ученых» и в людском быту.

Припоминаю и другой момент. Ваш обращенный ко мне в той же аудитории вопрос: «Как объяснить так называемые «Пророческие» типы в Палеонтологии?».

Не помню мой ответ. С тем большим правом можем мы сказать, что подлинно «пророческим»

для нас обоих оказался наш тогдашний юный энтузиазм! ...

Еще раз сердечно Вас благодаря за Ваш «тройной» привет, за Ваше чуткое и дружеское отношение ко мне и моему Музею, столько раз так актуально проявлявшееся в дни тревоги и сомнений, горячо-приветно жму Вашу отзывчивую руку.

С искренним, сердечным приветом от моей Надежды Николаевны, Ваш горячо Вам преданный и любящий Вас А. Котс.

27.04.1955 г.

Письмо 3

Большая просьба: Одолжить недели на ТРИ лучшие имеющиеся фотопортреты нашего общего незабвенного учителя Алексея Петровича Павлова для использования его нашим художником для портрета маслом в дополнение к крупнейшим ученым-дарвинистам нашей Родины. Написаны уже портреты РУЛЬЕ, старшего Се-верцева Н.А. (разумеется, не его сына!!), Усова, Мензбира, Сушкина, Кольцова, обоих КОВАЛЕВСКИХ, МЕЧНИКОВА, остается Алексея Петровича.

Все портреты предназначены для одного из трех залов, посвященных Истории Дарвинизма в нашей стране.

Будьте добры распорядиться, чтобы мне позвонили по телефону (Г-6-64-70), КОГДА и КУДА прислать за портретами, желательно тех годов, когда мы учились у Алексея Петровича, т. е. разгара его творчества. Хотелось бы в «труа-каре» и на глянцевой бумаге, возможно с меньшей ретушью. Сохранность - гарантирую. Как Ваше здоровье и самочувствие? Сам я немного прихварываю и редко выезжаю из Музея. Проектирование здания двигается, но несозвучно моему темпераменту.

На этом вынужден кончать. Крепко-крепко с любовью жму Вам руку и приветствую от всей души, от всего сердца. Неизменно глубоко Вам преданный и благодарный А. Котс. От жены сердечный привет.

03.04.57 г.

Приведенные выше три письма А.Ф. Котса к В. А. Варсанофьевой говорят о нежной человеческой дружбе и взаимоподдержке двух великих ученых ХХ в. Их биографии и их труды, в том числе описания жизни своих учителей Мензбира, Павлова, Зелинского, Чернова и др. говорят о том, как важна среда, в которой формируется ученый еще в юности и в начале научной деятельности.

Поступила в редакцию / Received 04.04.2018 Принята к публикации / Accepted 30.07.2018

CORRESPONDENCE OF A.F. KOTS AND V.A. VARSANOF'YEVA

V.I. Silin

To the article the letters of founder of the Darwin museum А.F. K^ts to the student and friend on the advanced study of V.A. Varsanof'yeva. Scientists were linked by the long-term friendship based it is proved on community of scientific and vital interests and letter.

Key words: history of geography, A.F. Kots, V.A. Varsanof'yevа, Darwin museum.

1 Silin Vladimir Ivanovich, Institute of language, literatures and histories of Komi of the Scientific center of the Ural separation of Russian Academy of sciences (silinv@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.