Научная статья на тему 'Переосмысление педагогики XXI века: педагогика нового времени'

Переосмысление педагогики XXI века: педагогика нового времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CHILD-FRIENDLY / CREATIVE PROCESS / CRITICAL FACULTY / EDUCATION / PEDAGOGY / TEAMWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Лариса Викторовна

Даная статья посвящена проблемам современной педагогики, необходимости трансформации диалога между учителем и учеником, новым методам обучения. Особое внимание было уделено вопросам развития критического мышления у детей, индивидуальному подходу в обучении, формированию социального опыта у школьников. В публикации затронуты такие актуальные вопросы как привлечение внимания детской аудитории, использование аудиовизуального материала во время уроков, плюсы и минусы работы в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problems of modern pedagogy, necessity to transformations of the dialogue between teacher and student, new teaching methods. Special focus was on the development of critical faculty, the child-friendly, the formation of social experience. The publication touched on the issues: attention arresting of schoolchildren, using audio-visual aids, benefits and implications of teamwork.

Текст научной работы на тему «Переосмысление педагогики XXI века: педагогика нового времени»

Зайцева Лариса Викторовна

учитель начальных классов первой категории Ясиноватская общеобразовательная санаторная школа-интернат 1-2 ступеней №14 МОНДНР

(г. Ясиноватая, ДНР)

УДК 373.31

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ XXI ВЕКА: ПЕДАГОГИКА

НОВОГО ВРЕМЕНИ

RETHINKING THE PEDAGOGY OF THE XXI CENTURY: THE PEDAGOGY OF MODERN ERA

Даная статья посвящена проблемам современной педагогики, необходимости трансформации диалога между учителем и учеником, новым методам обучения. Особое внимание было уделено вопросам развития критического мышления у детей, индивидуальному подходу в обучении, формированию социального опыта у школьников.

В публикации затронуты такие актуальные вопросы как привлечение внимания детской аудитории, использование аудиовизуального материала во время уроков, плюсы и минусы работы в команде.

Ключевые слова: индивидуальное обучение, командная работа, критическое мышление, обучение, педагогика, творческий процесс.

This article is devoted to the problems of modern pedagogy, necessity to transformations of the dialogue between teacher and student, new teaching methods. Special focus was on the development of critical faculty, the child-friendly, the formation of social experience.

The publication touched on the issues: attention arresting of schoolchildren, using audiovisual aids, benefits and implications of teamwork.

Key words: child-friendly, creative process, critical faculty, education, pedagogy, teamwork.

Мы живем в век изменений и трансформаций, которые затронули все сферы жизни общества. И, конечно, педагогика не могла остаться в стороне. Традиционные подходы, ориентированные на запоминание и применение простых процедур, уже давно морально устарели. Они не развивают у учащихся навыки критического мышления, автономию мнений, не помогают перенять опыт реального мира.

Современная педагогика уже давно требует новых подходов, методик, а главное - практик.

Лекция - самая популярная и привычная модель учебного процесса. Она доминирует в школах и университетах большинства государств мира. Вот только такой подход, который был оправдан еще 50 и даже 20 лет назад, у современной молодежи вызывает исключительно апатию и скуку.

Пример «лекции» лучше всего иллюстрирует одну из наиболее актуальных проблем педагогики - она так и не адаптировалась к миру XXI века. Вместо того, чтобы прививать навыки эффективного общения, взаимодействия в группе, применять новые технологии, учить решать проблемы и вопросы путем переговоров, использовать полученные знания на практике, педагоги продолжают «начитывать» материал из учебников, которые были написаны еще до рождения учеников [2, с. 210].

Безусловно, теоретическая база важна для дальнейшего обучения, но она неэффективна без возможности использовать новые знания, применить их на практике, адаптировать к собственному опыту и стремлениям.

Современная педагогика не должна строиться исключительно на учебном процессе, ведь школа отвечает не только за умение читать, писать, умножать, отличать пестики от тычинок. Школа выступает фактором развития личности, дарит ощущение безопасности, рисует первые социальные роли и помогает взаимодействовать в коллективе.

Но как привлечь внимание учащихся? Как заинтересовать детей новой информацией? Как сделать урок более привлекательным и интерактивным? Как наладить обратную связь с учениками?

Эти вызовы современная педагогика решает через новые методы обучения:

1. Творческое обучение

Лучше всего стимулирует творческое обучение креативные инструменты. Урок в виде квеста поможет перехватить интерес учащихся, заставит их действовать в команде, включиться в учебный процесс [8, с. 202]. Даже в начальной школе в рамках проведения недели «Марафон знаний» с целью развития интереса к математике проводили квест-игру «Веселая математика». Учащиеся разгадывали задачи-шарады, искали новое задания по определенным координатам, собирали пазлы, считали, пели, шли к цели и получили в результате - умение работать в коллективе, расширение кругозора и хорошее настроение!

Не менее эффективны творческие задачи и креативные методики, которые направлены на развитие нестандартного мышления, нетрадиционное применение собственных знаний [7, с. 42].

Игровая форма обучения и создание в пределах класса творческой среды уже доказали свою эффективность во всем мире. Эта методика позитивно влияет на успеваемость учащихся, повышает уверенность учеников в собственных силах, способствует диалогу между учителем и классом, развивает социальные, эмоциональные и мыслительные навыки. В своей практике

постоянно использую имитационные, деловые, ролевые игры, а также игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

2. Изучение «реального мира»

Чтобы заслужить внимание и доверие детской аудитории, очень важно связать теоретические знания и их применение в «реальном» мире.

К тому же, реальный опыт оживит занятие, поможет детям чувствовать себя более комфортно вне школьных стен. Мало научить таблице умножения, важно показать, как умение быстро умножать числа в уме поможет в магазине, в транспорте или в быту. А примеры химических реакций на обычной кухне запомнятся гораздо лучше длинных формул.

При изучении темы по математике «Величины» (4 класс) обучающиеся составляют задачи практической направленности: сколько необходимо обоев для ремонта детской комнаты или за сколько часов они доедут в гости к бабушке на автобусе, велосипеде.

3. Развитие критического мышления

Развивать критическое мышление в начальной школе можно разными способами.

а) Мозговой штурм - это отличная возможность для детей сменить деятельность, заставить их мыслить творчески, не бояться ошибок и даже самых невероятных предположений. Мозговой штурм - это идеальная платформа для комфортного высказывания собственных мыслей без деления на «правильно» и «неправильно». В своей практике я часто использую кластер, как «наглядный мозговой штурм», на уроках развития речи по русскому языку, работая над сочинением-описанием картины.

б) Диаманта - это хороший способ сопоставлять несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира (горы-равнины), русского языка (антонимы), уроках гражданственности Донбасса (щедрость-жадность). Вот пример диаманты, составленной на уроке литературного чтения в 4 классе на основе произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»:

Роза:

- нежная, душистая

- мечтала, дружила, плакала

- цветник, печаль, роса, красота

- обижала, охотилась, спала

- ленивая, злая

Жаба:

в) Круги на воде - это небольшое исследование ключевого понятия темы. Его можно использовать на разных стадиях ТРКМ. Рассматривая тему «Кого называют патриотом», дети выполнили задание так:

1 группа П-помощь А-армия Т-товарищ Р-Родина И-интересы О-отвага Т-твердость

2 группа: П-подвиг А-активист Т-традиции Р-радость И-истина О-Отчизна Т-трудолюбие

4. Занятия вне класса

Самые любимые и долгожданные занятия для обучающихся проходят вне класса. Намного продуктивнее и нагляднее изучить вопросы экологии в лесу или на школьном дворе. Картины смотрятся более величественно и впечатляюще именно в музеях. Ни одна запись не способна так поразить, как настоящий балет на сцене [7, с. 49].

5. Ролевые игры

Это отличная возможность заставить детей выйти из собственной зоны комфорта и начать тренировку межличностных навыков общения. Ролевая игра поможет ученику понять, как соотносятся школьные знания и повседневная жизнь. Это незаменимый инструмент для закрепления знаний, которые в дальнейшем могут спасти жизнь. Например, ситуации на дороге или оказание первой помощи. В жизни пригодится чтение географических карт, поэтому на уроке окружающего мира используем элементы игры «Путешественник».

6. Работа в команде

Сложно переоценить значение работы в команде для будущего развития детей. Командный результат всегда ярче и интереснее. Работа в команде помогает сплотить коллектив, выделить лидера, учит взаимодействовать,

определять слабые и сильные стороны своего окружения, доверять партнерам, уступать и делиться победой. Ярче всего прочувствовать все моменты командной деятельности можно при разработке, выполнении, презентации различных проектов [9, с. 92].

Так, обучающимся была предложена тема: «Что значит быть счастливым». Это практико-значимый долгосрочный проект, цель которого -развитие познавательных интересов, формирование социально-значимых черт личности, воспитание любви к Родине. Формы реализации и создание продукта совместной деятельности позволили детям сделать вывод, что быть счастливым - это значит быть добрым, здоровым, любознательным, честным, милосердным, верным и т.д. Важно научиться любить и беречь природу, любить Родину, близких людей, а также жить в мире с собой и другими.

Так почему педагоги до сих пор с опаской относятся к командным заданиям? Во-первых, это связано с поддержанием дисциплины на уроке -командная работа вынуждает обучающихся общаться между собой, а это создает дополнительный шум. Во-вторых, существует опасность, что всю работу выполнят один-два человека, а вот оценка будет уже общей. В-третьих, учителя «старой школы» уверены, что, работая в команде, дети приучатся рассчитывать на соседа и будут менее успешны при индивидуальной проверке знаний и умений [5, с. 87].

Мировая практика уже давно доказала беспочвенность подобных сомнений. Исключительно индивидуальная работа и обучение даже по мнению ЮНЕСКО лишает детей конкурентного преимущества в будущем, ограничивает их профессиональные перспективы, мешает полноценной социализации.

7. Аудиовизуализация

Дополните свои занятия аудиовизуальным материалом. Видео, фильмы, мультфильмы, фотографии, аудиозаписи помогут задействовать сразу несколько зон мозга и благоприятно скажутся на усвоении новой информации. Благодаря ярким картинкам, схемам, звуковым эффектам, привычным и любимым героям повышается уровень восприятия материала [10, с. 78].

8. Экологическое образование

«Дети асфальта»... Как часто мы слышим эту фразу в отношении современной молодежи. И насколько она оправдана?

Большинство детей XXI века на удивление мало знают о нашем мире, окружающей среде, дикой природе. Они не отличат яблоню от вишни, пока не увидят плоды, они не знают, как ухаживать за подрастающими помидорами, а настоящих белок и зайцев видят лишь на картинках или в зоопарках.

В сложившихся условиях очень важно научить подрастающее поколение взаимодействовать с природой, создать в классе и вне стен школы комфортный климат для первых контактов с живой материей и планетой.

Живые растения в классе, совместная высадка цветов во дворе, уход за деревьями на школьной территории, конструирование птичьих кормушек, прогулки в лесу - не менее важная часть обучения, чем уроки математики или иностранного языка.

Для современной педагогики важно понять, что нынешние ученики перестали играть роль пассивных зрителей. Они - активные участники процесса.

Суммируя все вышеперечисленное, можно выделить краеугольный камень для педагогики XXI века: субъективность, продуктивность, участие.

Именно такая структура позволяет учиться через аутентичные реалистичные контексты, готовит решать проблемы по мере их поступления, позволяет вести проекты и задачи от начала до конца [8, с. 114].

При этом не стоит забывать, что продуктивность невозможна без формирования рабочих отношений с учителем и сверстниками, сотрудничества с другими участниками учебного процесса.

Многочисленные исследования показали, что ученики более успешны в приобретении новых компетенций, когда осваивают сильные метакогнитивные навыки, объективно отражают полученные знания и интегрируют новую информацию в систему существующих знаний и умений.

Именно процесс адаптации новых знаний для их личного использования и включение их в существующие концептуальные рамки способствует дальнейшему обучению. Когда новая информация соотносится с уже существующими «способами познания», устанавливает новые познавательные привычки, тогда развивается творческий процесс, улучшаются навыки критического мышления.

Педагогика XXI века нуждается в переосмыслении и трансформации, разработке новой методологии и программы обучения, признания на государственном уровне нововведений в сфере образования, применения достижений научно-технического процесса.

Только тогда возможно воспитание поколения, которое способно решать экономические, политические и экологические проблемы XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С. 4-10.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 2010 - 346 с.

3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. - 176 с.

4. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

5. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И В. Муштавинская. - СПб., 2003. - 192 с.

6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. - 222 с.

7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В.С. Зайцев. - В двух книгах. - Книга 2. - Челябинск, ЧГПУ, 2012 - 496 с.

8. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

9. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011.- № 7. - С. 91-96.

10. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. / И.М. Михайлова. - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.