О. В.Сорокин1
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.
Москва, Россия.
1
1
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В культурном пространстве молодежи переосмысление отношения к сфере образования сопровождается складыванием гибридных образцов, совмещающих в себе противоположные смыслы. С точки зрения нормативного подхода данные образцы следует рассматривать как противостоящие ценностно-нормативным образцам, эталонам социальных взаимодействий в сфере образования. В статье природа отклоняющегося поведения молодежи рассматривается в контексте отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание морально-нравственных образцов в рамках доминирующей культуры. Выбор молодыми людьми в пользу отклоняющихся смыслов представляется как следствие усиления процессов инстру-ментализации и рационализации молодежи в образовательной сфере. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2020 году. Анализируются взаимосвязи между уровнем образования, местом учебы, ценностью образования и отклоняющимися смыслами в культурном пространстве молодежи, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиантного поведения молодежи в образовательной сфере. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют в пользу того, что нарастающая инструментализация отношения к знанию и культурным практикам в сфере образования усиливает процессы переосмысления сущностного предназначения социальных норм в социальной реальности молодежи. Переосмысление проявляется в двух полюсах рационализации: от либерализации данных норм до практически полного нивелирования прежних эталонов взаимодействий.
Ключевые слова: молодежь, сфера образования, отклоняющиеся смыслы, изменяющаяся социальная реальность, саморегуляция девиантного поведения молодежи.
Для цитирования: Сорокин О.В. Переосмысление отношения к сфере образования в культурном пространстве молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 111-121. DO110.19181/ nko.2022.28.38. EDN OBLYCT
Введение. Образование, как сфера жизнедеятельности, выполняет особую роль в регуляции девиантного поведения молодежи . С одной стороны, образование создает условия для социального продвижения молодого индивида, выполняя функцию социального лифта С другой стороны, благодаря погружению в образовательное пространство, расширяется социальная реальность молодежи, благодаря чему молодой человек усваивает сущность социальных норм, их функциональное предназначение . Посредством реализации образовательных программ в учебных заведениях в социальной реальности молодежи эталонные образцы поведения, принятые в господствующей культуре, наполняются смыслами, закрепленными в нормативных документах. Таким образом, благодаря образованию происходит не только познание общепринятых сущностных предназначений норм, но и их закрепление в процессе включения молодого человека в конкретные жизненные ситуации, которые моделируются в рамках образовательного пространства
В процессе взаимодействий, которые складываются между учителями, преподавателями и учениками, базовые смыслы норм наполняются конкретным содержанием, которое поддерживается социальными институтами. При этом складывающиеся в учебных коллективах взаимодействия между учащимися дополняют базовые смыслы норм новыми смыслами. Во многом новые смыслы связаны с включением молодого человека в жизненные ситуации, когда обкатываются модели поведения, усвоенные в сфере образования . Ситуации выбора жизненного пути в подростковом и юношеском возрастах могут переориентировать молодого человека на пересмотр своего отношения к вопросу о следовании социальным нормам . И взаимоотношения в учебных коллективах могут способствовать усилению данной тенденции
В современном обществе регуляция социальных взаимодействий в молодежной среде все больше смещается от целенаправленного регулирования в сторону саморегуляции [1]. Во многом это обусловлено свободой в выборе способов самореализации, которые доступны для молодежи в современном обществе. Индивидуальные способы осмысления данных стратегий становятся более интенсивными в переходных условиях. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров в этой связи отмечают, что «предпосылкой к саморегуляции молодежи является состояние самого общества, степень допустимой свободы самоопределения и мышления. Такую способность индивидуальная активность приобретает в переходные эпохи, когда осуществляется бифуркационный перелом» [2, с. 29]. В такие периоды в социальной реальности молодежи активно переосмысливаются принятые в обществе нормативные эталоны морального, нравственного, правового отношения к объектам социальной реальности [3]. Сама молодежь превращается в активного конструирующего агента [4]. В социальной реальности молодежи в такие периоды начинают преобладать инновационные формы осмысления объектов социальной реальности Зачастую данные процессы могут сопровождаться радикальным пересмотром существующих норм и ценностей [5]. Это означает, что в процессе конструирования образа социального объекта определяющим становится противоречие между традиционным и современным в организации социальной жизни молодежи При этом, если традиционный тип организации основывается на образцах ценностно-рациональной мотивации, то современный тип организации общественной жизни строится на основе целерациональной мотивации
Поэтому новые способы осмысления в культурном пространстве молодежи с точки зрения феноменологической социологии рассматриваются как смысловые девиации В условиях переходного общества исходные смыслы свойств социальных объектов переосмысливаются в социальной реальности, подвергаются разрушению, если перестает в тезаурусе блокироваться «чуждое» . Появление инновационных, гибридных форм саморегуляции девиантного поведения в молодежной среде свидетельствует о серьезных ценностно-нормативных сдвигах, которые происходят в культурном пространстве молодежи
Методы. Отклоняющиеся смыслы в социальной реальности молодежи отражают совокупность новых способов осмысления молодежью сущности и предназначения образовательного процесса, педагогов, учителей, одноклассников, одногруппников, как объектов социальной реальности, результатом новых способов осмысления выступает укоренение в данной реальности смысловых девиаций, которых не было раньше в культурном пространстве молодежи В свою
очередь проблематика осмысления культурного пространства молодежи через призму ее изменяющейся социальной реальности изучается в исследованиях, проводимых Центром социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН [6; 7; 8; 9] Суть отклоняющихся смыслов заключается в отклонении от первоначальных смыслов, связанных с сущностным предназначением ценностей и норм, задаваемых доминирующей культурой . В этой связи Вал. А. Луков обращает внимание на то, что запрос на инновационные алгоритмы деятельности в молодежной среде возрастает в эпоху социальных перемен и становления информационного общества [10; с. 66]. Так, в интернет-сетях стремительно распространяются знания, которые мгновенно становятся достоянием молодежных сообществ В форме тезаурусов, как ориентационных комплексов, данные знания, получив статус общезначимых, включаются в жизненные миры молодых людей, а значит начинают оказывать влияние на восприятие социальных объектов
Включенность в субкультурные пространства выступает одним из основных оснований укоренения в социальной реальности молодежи отклоняющихся смыслов [11]. Ориентация на отклоняющиеся смыслы базовых ценностей объясняется стремлением молодежи обрести свою социокультурную субъектность Включенность в субкультурные пространства выступает одним из механизмов достижения социальной субъектности, поскольку нахождение в молодежной субкультуре открывает перед молодым человеком возможности, связанные с самореализацией его потребностей В молодежных субкультурах молодежные потребности находят свое воплощение в форме неформальных социальных практик, которые инситуционализируются в моде, лидерстве, дружбе и т д В субкультурных пространствах молодежного движения транслируются смыслы норм и ценностей, которые отвечают интересам создателей данных движений В самоорганизующихся субкультурных молодежных сообществах конструируются общие представления о способах достижения общественных целей, отличных от официально провозглашаемых в обществе приемов . Молодежные движения выражают внешнюю сторону обретения социокультурной субъектности молодежью
Используются результаты исследования, проведенного Центром социологии молодёжи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2020 г. в десяти субъектах РФ, в 36 населенных пунктах. Выборка молодёжи в возрасте 15—29 лет составила 1155 человек . Опрос проводился методом личного интервью по месту жительства респондентов . Руководитель исследования - Ю. А. Зубок. Для обеспечения репрезентативности опроса была использована случайная маршрутная выборка для поиска домохозяйств (квартира, дом), в которых отбирался для последующего опроса конкретный респондент, согласно квотному заданию, частично был применен метод «снежный ком» для опроса требуемых респондентов Для отбора респондентов были рассчитаны половозрастные квоты, репрезентирующие российскую молодежь с учетом региональных особенностей . Регионы: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Красноярский край, Воронежская область, Калининградская область, Саратовская область, Курская область, Вологодская область, Республика Крым
Обращение к данным 2020 года связано с тем, что именно на этот год пришлось начало пандемии новой коронавирусной инфекции В тот год в молодежной среде усилились процессы переосмысления отношения к сфере образования. Широкое распространение в это время получили дистанционные
формы обучения, что сказалось на появлении новых смысловых девиаций в механизме регуляции девиантного поведения в сфере образования (например, оправдания практик буллинга и троллинга на онлайн-занятиях). В изменяющейся социальной реальности молодежи смысловые девиации отражают новые процессы рационализации и инструментализации отношения молодых людей к сфере образования
Результаты и обсуждение. В таблице 1 представлены данные, свидетельствующие о складывающихся связях между одобрением отклоняющихся смыслов норм в социальной реальности молодежи и уровнем образования, полученным молодым человеком
Таблица 1
Взаимосвязь отклоняющихся смыслов в культурном пространстве молодежи
с уровнем образования
Законченное образование
Связь с отклоняющимися смыслами, в %
ы
Е g ьт
I 0
¡5 S.
ят зар в з аи
О. I 1= о е к
гр СС 5 * мо,
5 i s *
=1 m
ае н н m s
в
сеа оас
тССЧ
о за
^ шВ
çp i ¡5 ч, о
лн
из ии
*
нв
Sx™
^ [Z
®uo X >0
н
з
о н н
е
t°
соты ас
I " § s
оь
аа
с
>1 2 I <D ° â X
н е н и
3 2
л е с е в о
i=
£ Ю
но ас
Q. О m 1=
» о
ь k н а
1=
а
X I
е о н в
а л
е с
я н
о е С
в а a. i=
е е н
с о
4
о
X
б о
о
а н н о к а З
я,
и
н
е
щ
б
о
а
м
р о н о м
и
о т
т с
о у
п
о
д
н ь
и т
л и
л л
о л
ро
1— р
т
Начальное общее образование
68,3
25,0
31,7
51,0
40,4
23,1
34,6
38,5
Среднее общее образование
73,5
27,1
42,6
43,2
44,8
29,7
38,2
36,6
Среднее профессиональное образование (СПУЗ, техникум, лицей)
77,8
26,4
35,8
41,2
46,6
31,0
42,3
32,7
Высшее образование первого уровня(бакалавриат)_
71,9
26,0
36,2
32,1
45,4
31,6
35,2
27,0
Высшее образование второго уровня (специалитет, магистратура)
74,0
23,2
19,9
31,5
42,5
26,0
29,3
17,7
Источник: данные Центра социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН .
Как следует из анализа таблицы 1, прослеживается более тесная связь между отклоняющимися смыслами и начальным и средним уровнями образования респондентов, нежели чем с более высокими уровнями образования. Так суждение о допустимости разных способов заработка поддерживается скорее теми молодыми людьми, которые включены в процесс получения среднего профессионального образования (77,8% выразивших полное или частичное согласие с суждением) Полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди, которые обучаются преимущественно по образовательным программам средних учебных заведений, допускают для себя разнообразные способы заработка, в том числе и неправовые практики Среди представителей данных групп прослеживается желание оправдать уклонение от уплаты налогов, использование серых схем получения прибыли Этим же и объясняется большая доля молодых людей со средним уровнем образования, поддерживающих суждение о том, что закон нужно уметь обходить (42,3% среди выразивших согласие с суждением)
Одобрение обсценной лексики в большей степени поддерживается в тех группах молодых людей, которые имеют диплом о среднем общем образовании (42,6% среди согласившихся с суждением о допустимости мата) Данное обстоятельство объясняется тем, что экспрессивность речи, желание более ярко выразить свою мысль у данных молодых людей не всегда подкрепляется базовыми смыслами коммуникации, выбор делается часто в пользу мата в силу того, что это позволяет им быстрее адаптироваться к социальной ситуации, обозначить свою позицию Прослеживается и взаимосвязь между одобрением отклоняющихся смыслов в сфере коммуникации и уровнем образования респондентов Так заметно выше одобрение практик розыгрышей в форме пранка среди представителей молодых людей с начальным школьным образованием (51,0% выразивших согласие с суждением). Практики троллинга и буллинга одобряют в большей степени молодые люди с начальным и средним образованием (38,5% и 14,4% соответственно) Выбор в пользу отклоняющихся смыслов норм коммуникации в молодежной среде и их взаимосвязь с начальным и средним уровнями образования отражает тенденцию дополнения социально одобряемых смыслов коммуникации новыми, которые по мнению молодых людей позволяют выстраивать общение между людьми на принципах самовыражения, экспрессии, доминирования и эпатажа Очень часто данные стремления подкрепляются отсутствием навыков и компетенций для самовыражения, связанных с получением других уровней образования
Значимые изменения отношения молодежи к отклоняющимся смыслам труда отмечаются и в связи с уровнем образования Среди молодых людей, имеющих среднее профессиональное образование значение данной связи составляет 77,8% при 68,3% среди молодых имеющих начальное общее и 74,1 - диплом магистра. Значение суждения о человеке-неудачнике, не заслуживающем сострадательного отношения, самое высокое среди молодых людей с средним общим образованием при 26,0% имеющих диплом бакалавра и 23. 2% - диплом магистра. Суждение о возможности обхода закона больше разделяют молодые люди со средним профессиональным образованием (42,4%), самое меньшее значение по данному показателю среди молодых людей с дипломом магистра Суждение о неудачнике, не заслуживающем милосердие, самое высокое среди молодых людей со средним общим образованием (27,2%) и средним профессиональным образованием (26,4), а самое низкое среди молодых людей, окончивших магистратуру (42,5)
Данные выводы находят свое подтверждение и при изучении взаимосвязи между отклоняющимися смыслами социально одобряемых норм и местом учебы молодых людей
Таблица 2
Взаимосвязь отклоняющихся смыслов с местом учебы в социальной реальности молодежи
Место учебы
-О
Е |
15 « £ 8 т ' со ^ й1 1= О
а« ^ ^
5 о~
5 5
® Я
I 2
СО СР х I
со ^
Связь с отклоняющимися смыслами, в %
О (Р СС
О СС о |
¥ I *
н
н
в
т °
®оо X > о
н
з
о н н
е
е а *
ео « £
ас
I *
$ ъ
оь
I ^
н £
« со
но е ьн нл ио
3 2
^ 3 8
§ ф ов 3 о ^ 1=
й ю но ас о. о а ¡=
х О
н
а
1=
а
X I
е о н в а л
е с
я н ч
о
е С
а .
1=
е е н ь л и с о
о
X
б о
у
о
ч а н н о к а
со
н
е щ
б о а
N
от
1 ё С. Ч нь ит ли лл ол .о I— а
В школе, в гимназии
70,
31,5
33,7
51,7
43,8
27,0
37,1
38,2
В лицее, в техникуме,
71,9
30,7
43,0
48,2
48,2
28,1
36,0
41,2
В университете, институте_
71,4
22,8
39,7
41,
52,9
29,6
35,4
38,1
Источник: данные Центра социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН .
Учащиеся школ, гимназий и лицеев, техникумов охотнее одобряют суждения, которые отражают отклоняющиеся смыслы базовых норм коммуникации, чем молодые люди, которые учатся в университетах и институтах Так доля опрошенных, которые одобряют практики буллинга, заметно превалирует среди школьников (19,1% среди школьников против 12,7% у студентов вузов) 51,7% школьников одобряют практики розыгрышей в форме пранка, в то время как среди студентов вузов, принявших участие в опросе, доля таких молодых людей составила 41,8% При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что мат как норму готовы принимать 43% опрошенных учащихся техникумов и колледжей и 39,7% студентов вузов при 33,7% школьников Столь широкое представительство студентов, одобряющих практики обсценной лексики, свидетельствуют о серьезных сдвигах в переосмыслении базовых норм коммуникации в социальной реальности российской молодежи
Среди учащихся школ и техникумов по сравнению со студентами вузов также выше доля тех, кто одобряют суждение о том, что неудачник не заслуживает сострадания (31,5% - среди школьников, 30,7% - среди учащихся техникумов и 22,8% - среди студентов вузов) Это свидетельствует об усиливающихся процессах дифференциации, которые оказывают влияние на школьные коллективы и коллективы учащихся техникумов Отсутствие сострадания к людям, которых заклеймили как неудачников, свидетельствует также о переосмыслении в социальной реальности значительной части подростковой и юношеской молодежи базовых норм отношения к ближнему, построенному на милосердии и сострадании Это чревато в будущем ростом
конфликтных ситуаций в подростковой среде и социальной напряженности К этому добавляется наметившийся рост одобрения практик группового морального и физического унижения (буллинга) сверстников в подростковой среде, который вместе с негативным отношением к неудачникам становится причиной формирования типа личности молодого человека, который жаждет исключительно мести для своих обидчиков
Во всех рассматриваемых группах молодежи по месту обучения отмечается примерно одинаковое в долевом соотношении одобрение суждения о правде как демонстрации силового превосходства (27% - для школьников, 28,1% -для учащихся колледжей и техникумов и 29% - для студентов вузов). Данные свидетельствуют о нарастании в молодежной среде конкуренции, которая выражается в противоборствах, в т ч и с применением физической силы Среди студентов вузов заметно выше доля тех молодых людей, которые одобряют суждение о том, что сегодня в сети главное хайпануть (52,9% опрошенных студентов вузов) Студенты, особенно очных форм обучения, рассматривают заработок в сети, в том числе связанный и с ростом популярности, как вполне нормальный способ улучшить свое материальное положение
Проанализируем в какой степени отклоняющиеся смыслы норм связаны со смыслами образования (см. табл. 3). Ценностное отношение к образованию анализировалось на основе распределения ответов на вопрос «В чем для Вас ценность образования?» . Терминальная ценность образования определялась на основе выбора респондентом следующих вариантов ответов: «развитие способностей» и «потребность в познании», а инструментальная ценность на основе выбора вариантов: «диплом» и «возможность сделать карьеру»
Данные таблицы 3 подтверждают вывод о взаимосвязи рассматриваемых отклоняющихся смыслов с инструментальной ценностью образования Так среди инструментально мотивированных респондентов в получении образования, когда образование рассматривается исключительно как источник получения диплома, выше доля тех, кто считают, что неудачник не заслуживает сострадания (33,3%), мат - это норма современной жизни (46,7%), пранк -это хороший способ повеселиться (52,0%), сегодня в сети главное хайпануть (53,3%), кто сильнее - тот и прав (36,0%), закон надо уметь обходить (40,0%), троллинг - это норма общения (44,0%) и буллинг допустим, если человек неприятен (21,3%). А среди респондентов, которые рассматривают образование как возможность сделать карьеру, выше значения доли ответивших, которые считают, что в нашем мире правят деньги и неважно как они заработаны (72,5%)
Превращение в результате российских реформ образования в сферу услуг усиливает нарастание в социальной реальности молодежи процессов, связанных с переосмыслением базовых норм общения, взаимоотношений, зарабатывания денег, отношения к ближнему и т д , наделения их новыми, зачастую противоположными смыслами В этом случае процесс обучения превращается в арену самопрезентации, на которой допускаются эпатажные формы самовыражения, часто девальвирующие ценность морали, а получение новых знаний связывается в большей степени с получением выгод в форме диплома об окончании учебного заведения и возможности сделать карьеру
В ходе анализа таблицы 3 прослеживается связь ценности образования и знания с отклоняющимися смыслами норм в социальной реальности молодежи В группах респондентов, разделяющих суждения об отклоняющихся смыслах, значения инструментальных ценностей образования («Диплом», «Возможность сделать карьеру») превышают соответствующие значения терминальных
Таблица 3
Связь ценности образования с отклоняющимися смыслами
Ценность образования
Связь с отклоняющимися смыслами, в %
ы
Е I
дера
к 8 в з
аи рн п о е к ра
мо
5 i
s Is
шв ае н н Ви
сеа оас 4 rn !
¥ 1 * mffi 3
со ce a)
^ о
1 S
со s
н
в
час
™Xm
деу упч
®oO X> о
рено « ^
ас
I °
- s
оь
I Ü kfe
с
ий го
ши ег
t *
og
я
ш) ься
8 ® ов
S о ^ 1=
£ Ю
но ас ро Пп
» о
ут
н а п й а х
I
е о н в
а л
е с
я
н д
о г е С
в
а р
п
е е н
с о
д
о х б о
у
о д
а н н о к а З
я,
и
н
е
щ
б
о
а
м
р о
о н м
и
о т
т с
W у
п
о
1 д
н ь
и т
л и
л л
о л
ро
1— р
т
Развитие способностей
70,4
26,1
33,9
41,7
45,2
27,8
34,8
33,0
Диплом
69,3
33,3
46,7
52,0
53,3
36,0
40,0
44,0
Потребность в познании
67,5
30,0
37,5
35,0
52,5
22,5
40,0
37,5
Возможность сделать карьеру
72,5
26,3
40,6
48,1
50,6
28,8
36,3
41,9
Источник: данные Центра социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН .
ценностей («Развитие способностей», «Потребность в познании»). Это подтверждает гипотезу о наличии связи инструментальной ценности образования и знания с отклоняющимися смыслами в механизме саморегуляции девиан-тного поведения молодежи
Выводы. Терминальное отношение к знанию является одной из главных особенностей российской ментальности Вместе с тем рационализация ценности знания в современном российском обществе является ответом на текущие вызовы, связанные с адаптацией и самореализаций молодых людей в условиях общества риска
Нарастающая инструментализация отношения к знанию и культурным практикам в сфере образования усиливает процессы переосмысления сущностного предназначения социальных норм в социальной реальности молодежи: от рационализации в форме либерализации данных норм до практически полного нивелирования, как, например в сфере коммуникаций, прежних эталонов взаимодействий Результаты исследования показали, что система образования как совокупность механизмов целеориентированного регулирования духовных процессов в молодежной среде, в текущих условиях не способна системно ответить на текущие вызовы, связанные с девальвацией норм, обеспечивающих успешную интеграцию молодых людей в российское общество
Инструментальная мотивация формирует запросы на знания и навыки, связанные с решением актуальных, ситуативных проблем молодежи . Именно поэтому снижается интерес к поддержанию некогда монолитных социальных норм, которые обеспечивали формирование базовых оснований личности, связанных с гуманизмом, милосердием, приоритетом духовного над материальным, чувствами долга, гражданственности и готовности помогать ближнему
Данные процессы отражают противоречие, которое возникает между культурными и социальными основаниями норм. В тех молодежных группах, в которых усиливается запрос на инструментальное отношение к знанию, в большей степени проявляется желание подстроить или перестроить действующие культурные нормы под свои сиюминутные интересы с целью адаптации к меняющимся условиям социальной реальности В тех же молодежных группах, где терминальная ценность остается превалирующей, растет запрос на поддержание действующих культурных норм
При этом идея допустимости платного образования в высшей и средней школе со стороны преимущественно высокостатусных молодежных групп усиливает их притязания на доказательство своего превосходства, демонстрации силы, поддержания буллинг-практик в отношении тех, для кого платное образование и связанные с ним услуги (кружки, секции и т. д. ) остаются практически недоступными
В текущих условиях система образования нуждается в выстраивании новых приоритетов, связанных с целенаправленным регулированием духовной сферы молодежи Для этого необходимо восстанавливать взаимосвязь учебных и воспитательных процессов в рамках учреждений, выполняющих образовательные функции
Библиографический список
1. Зубок, Ю. А., Яковук, Т. И. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе . Брест : Альтернатива, 2008 . 204 с . ISBN 978-985-521-004-8 . EDN XSNCSP.
2 . Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю . А . Зубок, О . Н . Безрукова, Ю . Р. Вишневский [и др .]. Белгород : Эпицентр, 2021. 500 с. ISBN 978-5-6045221-7-2 . EDN SUHSWJ .
3. Юревич, А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного общества // Наука. Культура. Общество . 2017 . Т. 23, № 2 . С . 46-55. EDN YTJSZT.
4 . Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е . Руткевич . Москва : Медиум, 1995 . 323 с. ISBN 5-85691-036-2 .
5. «Нормальная аномия» в России и современном мире / Н . Н . Зарубина, И . Г Каргина, Д . Н . Карпова [и др.]. Москва : МГИМО-университет, 2017. 281 с. ISBN 978-5-9228-1750-9. EDN ZNCCOD .
6. Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. Москва : Норма, 2020. 304 с . ISBN 978-5-00156-082-1. EDN WLJWBA.
7 Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник 2017 . Вып. 15 . С . 12-48 . EDN ZFBDYV.
8 Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии . 2019 . Т 10 . № 4 . C. 164-186. DOI 10 .19181/vis . 2019.31.4 .614 . EDN SBTVHF.
9 . Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Романович, Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства Москва : Норма, 2014. 352 с. ISBN 978-5-91768-444-4. EDN XRTSUR.
10 . Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. Информационное общество и молодежь . Москва : Московский гуманитарный университет, 2014. 159 с. ISBN 978-5-98079-979-3. EDN SNELCV.
11. Шендрик, А. И. Социология культуры: учеб . пособие . Москва : Юнити-Дана, 2012 . 495 с. ISBN 5-238-00896-1. EDN RYRQDH .
Дата поступления в редакцию: 24.07.2022 .
Принята к печати: 19.08.2022 .
Сведения об авторе:
Олег Владимирович Сорокин, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН .
Москва, Россия e-mail: sorokinov@my.msu .ru Author ID РИНЦ: 719446 ORCID: 0000-0003-2597-9465 Researcher ID (WoS): N-1103-2013 Scopus ID: 57419291000
O. V. Sorokin1
1 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia.
RETHINKING ATTITUDES TOWARDS EDUCATION IN THE CULTURAL SPACE OF YOUNG PEOPLE
Abstract. In the cultural space of young people, the rethinking of attitudes towards education is accompanied by the emergence of hybrid patterns that combine opposite meanings. From the perspective of normative approach these patterns should be considered as opposing value-normative patterns, standards of social interactions in the field of education. The paper considers the nature of youth deviant behaviour in the context of deviation from the underlying meanings that have been incorporated into the understanding of moral and ethical standards within the dominant culture. Young people's choice in favour of deviant meanings is presented as a consequence of intensified instrumentalisation and rationalisation of youth in the educational sphere. The results of the All-Russian study conducted by the Centre of Sociology of Youth ISPI FNISC RAS in 2020 are presented. The relationships between the level of education, place of study, value of education and deviant meanings in the cultural space of youth are analyzed, which allows to investigate the semantic orientation of self-regulation of deviant behavior of youth in the educational sphere. The findings of the study suggest that the increasing instrumentalization of knowledge and cultural practices in education reinforces the processes of rethinking the essence of social norms in the social reality of youth. This rethinking manifests itself at two poles of rationalization: from the liberalization of these norms to the almost complete leveling out of former standards of interaction.
Keywords: youth, education, deviant meanings, changing social reality, self-regulation deviant behavior of the youth.
For citation: Sorokin O.V. (2022) Rethinking attitudes towards education in the cultural space of young people. Science. Culture. Society. Vol. 28. No. 3. Pp. 111-121. DOI 10.19181/nko.2022.28.3.8
References
1 . Zubok, Y. A., Yakovuk, T I . (2008) The cultural life of youth in a transforming society. Brest, Altemativa Publ . 204 p . ISBN 978-985-521-004-8 (in Russ . ) .
2 . Zubok, Yu . A., Bezrukova, O . N., Vishnevskiy, Yu . R . [et al] (2021) Samoregulyatsiya zhiznedeyatel'nosti molodezhi: metodologiya i sotsial'nye praktiki [Self-regulation of youth life: methodology and social practices], Belgorod, Epicentr Publ. 500 p. ISBN 978-5-6045221-7-2 (in Russ .) .
3. Yurevich, A. V. (2017) Empirical estimates of the moral state of modern Russian society. Science. Culture. Society. Vol . 23 . No . 2 . Pp . 46-55 (in Russ . ) .
4 . Berger, P., Luckmann, T. (1995) The social construction of reality: a treatise in the sociology of knowledge. Moscow, Medium . 323 p . ISBN 5-85691-036-2 (in Russ . ) .
5 . Zarubina, N. N., Kargina, I . G ., Karpova, D . N. [et al] (2017) "Normalnaia anomiia" v Rossii i sovremennom mire ["Normal anomie" in Russia and the modern world]. Moscow, MGIMO-University. 281 p. ISBN 978-5-9228-1750-9 (in Russ.) .
6. Zubok, Y. A., Chuprov, V. I . (2020) Molodezh' v kul'turnom prostranstve: samoreguly-atsiya zhiznedeyatel'nosti [Youth in the cultural space: self-regulation of life activity]. Moscow, Norma Publ. 304 p. ISBN 978-5-00156-082-1 (in Russ.) .
7. Zubok, Y. A., Chuprov, V. I . (2017) Modern sociology of youth: changing reality and new theoretical approaches . Reforming Russia: Yearbook. Issue 15 . Pp . 12-48 (in Russ . ) .
8 . Zubok, Y. A ., Chuprov, V. I . (2019) Self-regulation of life purpose values in youth cultural space . Vestnik instituta sotziologii [Bulletin of the Institute of Sociology], Vol . 10 . No. 4 . Pp. 164-186. DOI 10 ,19181/vis .2019 .31.4 .614 (in Russ .) .
9 . Chuprov, V. I .Zubok, Y. A ., Romanovich, N . A . (2014) Otnoshenie k sotsial'noi real'nosti v rossiiskom obshchestve: sotsiokul'turnyi mekhanizm formirovaniya i vosproizvodstva [Attitudes to the social reality in the Russian society: socio-cultural development and reproduction mechanism], Moscow, Norma Publ . 352 p. ISBN 978-5-91768-444-4 (in Russ .) .
10 . Lukov, Val . A ., Pogorskii, E . K . (2014) Informatsionnoe obshchestvo i molodezh' [Information society and youth]. Moscow, Humanitarian University. 159 p . ISBN 978-5-98079979-3 (in Russ )
11. Shendrik, A . I . (2012) Sociology of culture: textbook for students. Moscow, Unity-Dana Publ. 495 p. ISBN 5-238-00896-1 (in Russ.) .
The article was submitted on July 24, 2022 .
Accepted on August 16, 2022
Information about the author:
Oleg V. Sorokin, Candidate of Sociology, Senior Researcher, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS .
Moscow, Russia e-mail: sorokinov@my.msu .ru ORCID: 0000-0003-2597-9465 Researcher ID (WoS): N-1103-2013 Scopus ID: 57419291000