Научная статья на тему '«Переносимость номера»: за и против'

«Переносимость номера»: за и против Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Правительства и регулирующие организации пытаются способствовать усилению конкуренции на телекоммуникационных рынках своих стран за счет услуги, получившей несколько неуклюжее название -«переносимость номера» (термин этот действительно звучит несколько странно, тем не менее в данной статье мы… ). В результате внедрения этой услуги пользователи получат возможность сменить провайдера в течение нескольких часов. Ассоциация GSM считает, что наличие на сети центральной базы данных абонентских номеров также может способствовать коммерческим успехам операторских компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Переносимость номера»: за и против»

ВН

Ш 1

■Р г |а

Л щ

* <♦>

«Переносимость

НОМЕРА»; ЗА и ПРОТИВ

Правительства и регулирующие организации пытаются способствовать усилению конкуренции на телекоммуникационных рынках своих стран за счет услуги, получившей несколько неуклюжее название - «переносимость номера» (термин этот действительно звучит несколько странно, тем не менее мы используем его в данной статье).

В результате внедрения этой услуги пользователи получат возможность сменить провайдера в течение нескольких часов. Ассоциация GSM считает, что наличие на сети центральной базы данных абонентских номеров также может способствовать коммерческим успехам операторских компаний

О

да

сновнои принцип «переносимости номера» заключается в том, что пользователи могут менять провайдера или сеть без изменения своего номера телефона. Причем в течение того времени, пока пользователи соблюдают контрактные обязательства с опера-тором-поставщиком услуг, проблем с переключением номера на сеть нового провайдера не существует.

Однако в ряде стран «переносимость номера» (особенно мобильных номеров) вызывает сильное противодействие у операторов. Например, на индийском телекоммуникационном рынке, который еще далек от насыщения, внедрение «переносимости мобильного номера» (МЫР), вероятнее всего, вызовет решительное сопротивление операторских компаний. Во-первых, высокая стоимость услуги на этапе внедрения означает, что регулирующая организация может не разрешить фирмам «трансфер» пользователей. Во-вторых, на телекоммуникационном рынке Индии широко распространена предоплата, поэтому пользователю гораздо проще получить подключение с предоплатой, чем ждать

Век Качества N° 5

завершения процесса переноса номера. Но несмотря на то что услуга MNP является проблемной с точки зрения внедрения, затрат и получения реальных преимуществ пользователями и операторами, она, тем не менее, актуальна и для индийского рынка из-за широкого и быстрого развития телекоммуникационных услуг и постоянно растущей конкуренции среди операторов. Согласно мнению руководства компании Telcordia, являющейся одной из немногих технологических компаний в мире, поставляющих системы для обеспечения «переносимости мобильного номера», стимулом к внедрению MNP является экономический фактор. Правительства хотят продать как можно больше лицензий на право эксплуатации беспроводных сетей и создать условия для появления новых игроков на рынке, а этому будет способствовать возможность «переносимости номера».

Сотрудничество

MNP вносит существенные изменения во взаимоотношения между операторами и пользователями. «Переносимость номера» дает возможность пользователям стать

владельцем собственного постоянного номера. Telcordia - конкурент компании NeuStar по предоставлению услуг переносимости номеров проводит обучение регулирующих организаций всего мира.

Компания NeuStar считает, что при развертывании так называемых «центров адресной маршрутизации», операторы получат возможность развертывания новых услуг и приобретения новых пользователей как на региональном, так и на мировом телекоммуникационных рынках.

В октябре 2006 г. японская регулирующая организация дала указание операторам мобильных сетей обеспечить услугу «переносимости номера», и большая часть компаний уже успела ее реализовать. Причем японским операторам удалось сделать процесс перехода пользователей от одной компании в другую (с тем же номером) беспрепятственным и мягким. В результате оператор, получающий нового мобильного пользователя со старым номером, платит прежнему оператору 17 долларов (2000 йен).

Продажа телефонных аппаратов

Усиление позиций услуги MNP на японском рынке мобильной связи положительно сказывается на деятельности местных фирм-производите-лей радиотелефонов, которые ранее были практически привязаны к той или иной операторской компании. Рост churn-эффекта рассматривается как хорошая перспектива для этих фирм, поскольку они предполагают, что в данном случае объем продаж радиотелефонов должен увеличиться.

Среди японских операторских компаний явным лидером является компания KDDI, которой в течение октября-ноября 2006 гг. удалось увеличить свою абонентскую базу на 524 тыс. человек. Что касается компании DoCoMo, то она впервые со времени своего существования сообщила о потере подписчиков.

Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией

Mobile Marketing Data в октябре 2007 г., 40% пользователей было вполне удовлетворено снижением цен на мобильные услуги, произошедшие в результате внедрения систем, обеспечивающих «переносимость номеров». При опросе они заявили, что решили поменять операторскую компанию, поскольку рассчитывали на более низкую стоимость услуг.

Однако существует немало компаний, которые поздно подключились к процессу внедрения MNP. В Пакистане после нескольких неудачных стартов в марте 2007 г. услуга MNP все-таки была внедрена. Это было очень масштабное и дорогостоящее мероприятие, поскольку оно требовало значительных изменений в системах связи.

j j J

Более низкая стоимость вызовов

В Пакистане при внедрении МЫР обнаружились некоторые объективные препятствия. Так, каждый мобильный оператор в стране имеет свой собственный префикс, например, у компании Шопе - 0333. Это помогает пользователю идентифицировать телефонную компанию при совершении вызова. Стоимость исходящих телефонных вызовов внутри одной сети дешевле стоимости вызовов на номер, принадлежащий другой компании. Внедрение МЫР затрудняет сохранение данной модели. Аналогично до внедрения МЫР в Великобритании ранее можно было узнать, к какой сети относится радиотелефон того или иного абонента путем простого считывания ее префикса в плане распределения нумерации регулирующей организацией Оіхот, размещенном в сети Интернет. Однако после внедрения МЫР эта прямая зависимость исчезла. Британское консультационное агентство ІМеІіеотз назвало следующие цифры: 10-20% мобильных радиотелефонов в настоящее время приписаны к другим сетям, которые не соответствуют ранее принадлежащим им префиксам.

Услуга «переносимость номера» не всегда дает те преимущества, которые ожидались от ее внедрения на новых телекоммуникационных рынках. Со-

гласно отчету южно-африканской исследовательской компании World Wide Worx, некоторое количество абонентов, желающих пользоваться ею, хотели бы сохранить существующий порядок в период с 2QQ6 по 2QQ7 гг. Только 1Q% респондентов ответило, что они положительно относятся к тому, чтобы их номер имел возможность переноса в следующем году

Несмотря на то что оба оператора Южной Африки - MTN и Vodacom официально подтвердили свою заинтересованность в MNP, это не оказало желаемого эффекта. Руководство Vodacom отрицает тот факт, что компания потеряла значительную часть своей пользовательской базы после внедрения MNP Оно также утверждает, что доля пользователей, отказавшихся от ее услуг, на самом деле чрезвычайно мала, особенно по сравнению с количеством вновь приобретенных абонентов.

Влияние MNP на внедрение систем 3G

В целом задержки с официальным разрешением на использование услуг MNP в ряде стран существенным образом повлияли на процесс выдачи лицензий на право эксплуатации сетей третьего поколения. Например, два из трех турецких мобильных операторов -Vodafone и Avea - бойкотировали тендер на выдачу лицензий 3G в знак протеста в связи с задержками по принятию регуля-

тором разрешений на использование «переносимости мобильного номера». Таким образом, остался только один участник тендера - лидирующий в стране оператор сетей мобильной связи компания Turkcell. Регулирующая организация Турции не согласилась с таким положением вещей, считая, что лицензии должны выдаваться в ходе тендера, проводимого на конкурентной основе. Однако регулятор, принимая такое решение, сообщил, что новый тендер вряд ли будет организован, пока операторы будут столь активно выступать в защиту MNP

Специалисты аналитических компаний пришли к выводу, что медленный процесс внедрения MNP приводит к снижению конкуренции на рынке мобильной связи Турции и дает возможность компании Turkcell по-прежнему оставаться доминирующим оператором. Поскольку, как предполагалось ранее, степень проникновения услуг мобильной связи в стране к 2008 году должна достичь 80%, то данная ситуация оказалась очень благоприятной для дальнейшей либерализации турецкого телекоммуникационного рынка, что в свою очередь позволяло ужесточить конкуренцию между компаниями.

Регулирующая организация Великобритании намерена ускорить процесс внедрения «переносимости абонентского номера». В соответствии с новыми правилами пользова-

Сентябрь 2008

с с с

а

д9

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

тели начиная с сентября 2009 г. смогут получать вызов, используя свои старые номера через два часа после перехода в новую сеть. В настоящее время данный процесс занимает пять дней. Первая стадия процесса закончилась в апреле 2008 г., когда время обеспечения услуги уменьшилось с пяти до двух дней.

«Переносимость номеров» в местных сетях

Данная услуга не ограничивается номерами мобильных радиотелефонов. Федеральная комиссия по связи (ФКС) в США ввела также правила переноса номеров в местных сетях (ЬЫР). Это означает, что пользователь, находясь как угодно долго внутри одной географической зоны, имеет право подключаться к разным провайдерам услуг стационарных сетей и сохранять при этом свой телефонный номер. ФКС еще более расширила свои правила «переносимости номера» в местных сетях, обеспечив пользователю возможность подключения со своим номером и к провайдерам 1Р-услуг. Отчасти это действие было совершено в ответ на недовольство пользователей по поводу невозможности переноса номеров «к» или «от» Уо1Р-провайдеров.

Тем не менее представляется, что наибольшие практические проблемы связаны с внедрением МЫР Несколько

стран со «зрелыми телекоммуникационными рынками», например Австралия и Сингапур, представляют собой примеры успешного внедрения MNP Однако и они в ходе данного процесса столкнулись с рядом трудностей, связанных с техническими сложностями и проблемами регуляторного характера.

В Великобритании компания Vodafone апеллировала к национальной антимонопольной организации (Competition Appeal Tribunal) по поводу новых временных сроков для реализации услуги «переносимости номера». Причиной обращения компании стали те сложности для оператора, которые создает существующая практика, когда пользователи переходят от одной сети к другой спонтанно и без соответствующего предварительного согласования (slamming). Однако регулирующая организация Ирландской Республики - Comreg не считает очевидным, что внедрение MNP провоцирует указанный процесс. В Ирландии перенос номера, как правило, занимает не более двадцати минут.

В будущем Ассоциация GSM намерена играть значительную роль в области регулирования вопросов нумерации. На Всемирном конгрессе по вопросам мобильной связи, проходившем в Барселоне, было заявлено, что компания NeuStar намерена реализовать пилотный проект, который должен упростить процесс передачи мгновенных сообщений, видео и других услуг при использовании «перенесенного номера».

IP-связь

Компания NeuStar будет предоставлять услугу распознавания номеров, автоматически переводящую телефонный номер на IP-адрес. Это позволит абонентам инициировать запросы на широкий спектр услуг связи, базирующихся на IP-протоколе, посредством их существующих телефонных номеров и справочников.

Несмотря на то что это еще не в полной мере услуга «переносимости номера», дело идет к тому, чтобы снять ответственность с операторских компаний за управление номерами. К выполнению пилотного проекта компании NeuStar присоединились и Bharti Airtel, Mobilkom Austria, Telekom Austria, Telenor.

Специалисты Ассоциации GSM пояснили: «Наша NRS-служба, занимающаяся исследованиями в области нумерации, даст возможность операторам увеличить имеющийся у них запас абонентских номеров, а также упростить использование телефонных номеров для очень широкого ранга услуг, базирующихся на IP-протоколе (таких, например, как передача мгновенных сообщений и запрос биржевых курсов акций)».

Аналитики полагают, что в случае успеха пилотного проекта, операторы станут охотнее приветствовать любые шаги в направлении повсеместного внедрения «переносимости абонентского номера». J По материалам журнала Global Telecom Business

Наш юбиляр

■ ІШІІІІІ

Редакционный совет журнала «ВЕК КАЧЕСТВА» сердечно поздравляет генерального директора ЗАО «ВИСАТ-ТЕЛ» Эйдуса Александра Гиршевича со знаменательным юбилеем -60-летием!

Вся трудовая деятельность А.Г. Эйдуса связана с отраслью телекоммуникаций. Закончив в 1971 году Московский электротехнический институт связи, он более 20 лет

проработал в Московском научноисследовательском радиотехническом институте, а с 1995 по 1998 годы - главным специалистом отдела банковских телекоммуникаций и средств связи МАКБ «Возрождение». Вот уже почти 10 последних лет Александр Гиршевич является генеральным директором компании «ВИСАТ-ТЕЛ» - одного из ведущих на российском рынке системных интеграторов сетей спутниковой связи, реализуемых на основе современных УБДТ-технологий. Он - кандидат технических наук, академик «Международной академии Наук Информационных процессов и Технологий».

Многолетняя и плодотворная деятельность нашего юбиляра во главе компании во многом стала результатом того, что эксплуатационно-технические характеристики созданных УБДТ-сетей неоднократно отмечались на международных и отечественных выставках и форумах, в периодических и специализированных изданиях. Созданное оборудование и развернутые ЗАО «ВИСАТ-ТЕЛ» в России УБДТ-сети получили положительную оценку Государственной комиссии по электросвязи, признаны конкурентоспособными и не уступающими по своим технико-экономическим параметрам зарубежным образцам и аналогам.

Коллектив компании «ВИСАТ-ТЕЛ» присоединяется к поздравлениям своего генерального директора и желает Александру Гиршевичу крепкого здоровья, благополучия и успехов в реализации всех намеченных планов, в том числе и по дальнейшему динамичному развитию компании!

Начало «научной деятельности» академиков (Овощебаза <13, 1973 г.)

50 Век Качества N° 5

h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.