Научная статья на тему 'Перенесение мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Иерусалим'

Перенесение мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Иерусалим Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перенесение мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Иерусалим»

перенесение мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Барвары из Алапаебска в Иерусалим

Иерей Роман Гультяев

В земле ее мученическим останкам суждено почивать у самого места Страданий и Воскресения Спасителя... Сама почившая мученица не могла бы выбрать лучшего места для своего упокоения. Здесь все отвечает ее духу: золотые главы храма, играющие на солнце среди зеленых маслин и кипарисов, его художественное внутреннее убранство, запечатленное вдохновением Верещагина, и самый характер св. изображений, как бы насквозь проникнутых Воскресением Христовым.

Митрополит Анастасий (Грибановский) Иерусалим, Гефсимания, 1936 г.

риняв мученическую кончину на Урале, в Алапаевске, великая княгиня Елисавета Фео-доровна и ее келейница Варвара Яковлева пребывают мощами в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Изучая историю жизни и мученической кончины этих удивительных русских святых, мало кто задумывается о том, почему их мощи оказались именно на Святой Земле. Тщательное исследование этого вопроса показало, что в перенесении мощей из Алапаевска в Иерусалим явным образом проявился Промысел Божий.

В 2021 году исполняется 100 лет со дня перенесения в Иерусалим мощей преподобномучениц Алапаевских. Учитывая эту юбилейную

дату Священный Синод Русской Православной Церкви за границей указом от 11/24 июля 2020 г. постановил праздновать день перенесения мощей 17/30 января со внесением этой даты в церковно-богослужебный календарь Русской Православной Церкви за рубежом.

7 мая 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна была арестована в Марфо-Мариинской обители в Москве и выслана в Пермь, откуда позже ее перевезли в Екатеринбург, куда были доставлены царь, царица с детьми и другие члены царской семьи. Уральские большевики поняли, что в городе собирается слишком большая «концентрация» Романовых и решили часть из них «рассредоточить» по другим местам -так 20 мая все князья и их окружение были перемещены в Алапаевск в 140 км от Екатеринбурга.

21 июня, после инсценированного большевиками «побега» великий князь Михаил Александрович был расстрелян в лесу под Пермью. В ночь с 17 на 18 июля в подвале ипатьевского дома были расстреляны Николай II и члены его семьи, на следующий день - великая княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара Яковлева, великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Игорь и Константин Константиновичи, князь Владимир Палей и управляющий делами Сергея Михайловича Ф. С. Ремез. Их тела были сброшены в шахту у Верхне-Синячихинского завода.

Расследование тройного убийства Романовых в Пермской губернии началось сразу после того, как части Белой армии взяли Екатеринбург (24 июля) и Алапаевск (28 сентября). Были начаты поиски в окрестностях Синячихинской шахты и рудника. 19 октября была найдена фуражка одного из великих князей, а затем и сами тела, которые затем в течение четырех дней извлекали из шахты. 21 октября - Федора Ремеза; 22 октября - инокини Варвары и князя Владимира Палея; 23 октября - князей Константина Константиновича и Игоря Константиновича и великого князя Сергея Михайловича; 24 октября - великой княгини Елизаветы Федоровны и князя Иоанна Константиновича.1

После извлечения тел из шахты было проведено их медицинское освидетельствование и судебно-медицинское вскрытие. Помощник Верховного уполномоченного Российского правительства на Дальнем Востоке В. А. Глухарев сообщал: «Тело великой княгини Елизаветы Федоровны, несмотря на то, что все тела находились в шахте в течение нескольких месяцев, было найдено совершенно нетленным; на лице великой княгини сохранилось выражение улыбки, правая рука была сложена

1 Фомин С. Алапаевские мученики: Убиты и забыты // http://rusk.ru/ st.php?idar=321306.

Тела Иоанна Константиновича и Елизаветы Федоровны

Тела мучеников, поднятые из шахты, на кладбище возле Екатерининской церкви. Алапаевск, октябрь 1918 года

крестом, как бы благословляющая».2 На груди Елизаветы Федоровны покоился завернутый в бумагу образок, обрамленный драгоценными камнями, с надписью на нем: «13 апреля 1891 года» - дата принятия великой княгиней православия.3 После вскрытия тела омыли, одели в чистые белые одежды и поместили в деревянных гробах, внутри которых были футляры из кровельного железа. Гробы были поставлены в кладбищенской церкви Алапаевска, и у них совершались панихиды и читалась Неусыпаемая Псалтырь. Затем тела поместили в склеп, устроенный в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора, где они оставались восемь месяцев, до июля 1919 года.4

Из Алапаевска в Читу

К этому времени окончательно выяснилось, что пермский прорыв Белой армии осенью 1918 года был лишь временным успехом. К лету 1919 года Красная армия перешла в наступление по всему фронту от Самары до Вятки. 7 июля 1919 года следователь Н. А. Соколов, руководитель Комиссии по расследованию екатеринбургского, ала-паевского и пермского убийств, получил от главнокомандующего колчаковскими войсками генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса предписание «вывезти из города Алапаевска на станцию Ишим Омской железной дороги останки алапаевских мучеников». Ему было предоставлено право «требовать от всех военных и гражданских чинов полного содействия к выполнению сего приказания».5 Н. А. Соколов поручает по согласованию с М. К. Дитерихсом сопровождение алапаевских гробов игумену Серафиму (Кузнецову), настоятелю Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского монастыря. В книге игумена Серафима «Мученики христианского долга» подробно описан весь путь, который ему было суждено совершить, сопровождая гробницы мучеников из Алапаевска в Иерусалим. Как пишет П. В. Стегний, «складывается впечатление, что он подключился к следствию на очень раннем этапе, возможно, присутствовал при подъеме тел».6 Сложность задачи, стоявшей перед игуменом Серафимом, усугублялась тем, что действовать надо было быстро. Погрузив гробы

2 Стегний П. В. Скитоначальник: Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова). М., 2017 С. 134.

3 Фомин С. Алапаевские мученики.

4 Расследование цареубийства / Сост. В. И. Прищеп, А. Н. Александров. М., 1993. С. 272.

5 Стегний П. В. Скитоначальник. С. 137.

6 Стегний П. В. Скитоначальник. С. 136.

в товарный вагон, о. Серафим выехал из Алапаевска 14 июля. А на следующий день, 15 июля, город был взят частями Красной армии.

О трудностях, которые поджидали игумена Серафима в пути, мы можем судить по его докладу, направленному из Пекина М. К. Дитерихсу и атаману Г. М. Семенову. Он был частично опубликован помощником Н. А. Соколова Павлом Булыгиным в берлинском эмигрантском журнале «Двуглавый орел» в 1921 году.

От Алапаевска до Тюмени ехал один с гробами десять дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу восемь гробов. Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, а предъявлять уполномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линии железной дороги. Когда я прибыл в Ишим, где была ставка главнокомандующего, то он не поверил нам, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился, глядя в вагоне на гробы. Он прославил Бога, и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять их на поругание нечестивых. Здесь он дал мне на вагон открытый лист как на груз военного назначения, с которым мне уже было легче ехать и сохранять свое инкогнито. Предстояла еще опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Бог и здесь пронес

нас, ибо наш вагон, вопреки правил, прошел без осмотра. Много было и других разных опасностей в пути, но всюду за молитвы великой княгини Бог хранил и помог благополучно добраться до Читы, куда прибыл 16/29 августа 1919 года. Здесь тоже злоумышленниками было устроено крушение, но наш вагон спасся по милости Божией. В Чите при содействии атамана Семенова и японских военных властей гробы в глубокой тайне были перевезены в Покровский женский монастырь, где почивали шесть месяцев в келии, под полом, где я в это время жил. От Алапаевска до Читы ехал 47 дней. Несмотря на то, что гробы были деревянные и протекали, особого трупного запаха не было, и никто, ни один человек не узнал за это время, что везу я в вагоне, в котором ехал я еще с двумя своими послушниками, которых взял в Тюмени.

Два послушника, о которых упоминает игумен Серафим, - это Максим Григорьевич Канунников и Серафим Димитриевич Гневашев, иноки Серафимо-Алексеевского скита, ожидавшие его в Тюмени. Они сопровождали игумена до Иерусалима и там некоторое время, до конца 1923 года, жили с ним в церкви св. Марии Магдалины, где упокоились мощи Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары.

29 августа тела царственных мучеников прибыли в Читу. Верховную власть здесь осуществлял атаман Г. М. Семенов, главный начальник Приамурского края, с февраля 1920 года главнокомандующий войсками и походный атаман всех казачьих войск Российской восточной окраины. Восемь гробов при содействии атамана Г. М. Семенова перевезли в Богородицкий (Покровский) женский монастырь, где поместили под полом барака, в котором поселился игумен Серафим с послушниками.

Впоследствии сестра великой княгини Елизаветы Федоровны принцесса Виктория Баттенбергская в письме брату Эрнсту из Порт-Саида приводила следующий рассказ игумена Серафима: «Когда гробы надо было скрыть на несколько месяцев, прежде, чем они могли покинуть Сибирь, они были спрятаны в женском монастыре, так как это было необходимо; тело нашей Эллы не было подвергнуто тлению, только высохло. Монахини обмыли его и переменили погребальные одежды на монашеское одеяние. И таким образом она теперь одета так, как она хотела быть, так, как она всегда собиралась, как она говорила раньше - совершенно уйти из мира и закончить свои дни как монахиня, после того, как ее дом (Марфо-Мариинская обитель. - П. Стегний) был бы окончательно устроен».7

7 Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. С. 220. Цит. по: Стегний П. В. Скитоначальник. С. 139.

Чита - ТсЫЬй Жансн!й монастыръ - Мопаэ(&гв ¿о (еттее.

Богородицкий (Покровский) женский монастырь. Чита, 1920 г.

О секретности, которой было окружено пребывание тел алапа-евских мучеников в Богородицком монастыре в Чите, свидетельствует и следующий эпизод. «Митрополит Нестор (в то время епископ Камчатский Нестор (Анисимов). - П. С.) приехал в Читу, город на границе с Китаем, чтобы оттуда эмигрировать. Он служил на родине последнюю литургию в соборе, где тайно, под спудом, были погребены тела алапаевских мучеников. Но об этом никто, кроме настоятеля, не знал. Во время совершения малого входа все священнослужители выходили из алтаря на середину храма с Евангелием, дикирием, трикирием и рипидами. Митрополит Нестор стоит посреди храма в приготовленном для него амвоне. В это время владыка видит, как из левого придела выходит, как живая, Елизавета Федоровна. Молится перед алтарем и последней подходит к нему. Он ее благословляет. Все переглядываются, кого он благословляет? Пустое место? Никто ничего не видит. "Владыко, малый вход!" Но владыка Нестор никого не слышит. Радостный, сияющий он входит в алтарь. В конце обедни он говорит настоятелю: "Что же ты скрываешь, Елизавета Федоровна жива! Все неправда!". Тогда настоятель заплакал: "Какой там, жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов". Но владыка не верит: "Я видел ее живой!"».8

8 Стегний П. В. Скитоначальник. С. 140

Из Читы в Пекин

Между тем к весне 1920 года обстановка серьезно обострилась. Белые отступали из Сибири и Забайкалья. М. К. Дитерихс, оказавшись в Чите, распорядился вывезти тела алапаевских мучеников в безопасное место, в Китай. Материальную помощь в перевозке оказала бывшая жена атамана Семенова Мария Михайловна.9

Путь по Китайско-Восточной железной дороге, находившейся тогда под фактическим тройным контролем белогвардейских, китайских и японских войск, был не менее рискован, чем по охваченной гражданской войной Сибири.

«До станции Хайлар, - пишет о. Серафим в своем докладе, направленном из Пекина М. К. Дитерихсу, - я доехал без всякой охраны, инкогнито, благополучно. Здесь же на несколько дней власть переходила во власть большевиков, которые мой вагон захватили, вскрыли гроб Иоанна Константиновича и хотели над всеми совершить надругание. Но мне удалось быстро попросить китайского командующего войсками, который немедленно послал свои войска, которые отобрали вагон в тот самый момент, когда они вскрывали первый гроб. С этого момента я с гробами находился под охраной китайских и японских военных властей, которые отнеслись весьма сочувственно, охраняли меня на месте и во время пути».

В Харбине, постепенно превращавшемся в центр русской эмиграции в Азии, останки алапаевских мучеников встретили выехавший из Читы раньше епископ Камчатский Нестор (Анисимов) и посланник Временного правительства в Китае князь Николай Александрович Кудашев. При нем в Харбине гробы были вскрыты для опознания и был составлен протокол.

8 апреля поезд выехал из Харбина в Пекин. Вот как описывает начальник Русской Духовной Миссии в Китае архиепископ Инокентий (Фигуровский) встречу мощей мучеников в Пекине:

16 апреля, в пасхальную пятницу, в 2 часа утра вагон с гробами прибыл на главный вокзал г. Пекина; а в 8 часов был передан на площадку Аньдинминских ворот. Здесь прибытие вагона с останками великих князей ждал крестный ход Духовной Миссии во главе со мной. Никто из представителей посольства на встречу не явился. Бросалось в глаза также отсутствие русских резидентов, проживающих в Пекине.

9 Мария Михайловна выехала из Читы вместе с игуменом Серафимом, посетила Пекин, а затем направилась в Святую Землю, где вышла замуж за младшего сына Хана Хусейна Нахичеванского.

Даже некоторые духовные лица, проживавшие в стенах Миссии, пытались уклониться от встречи, но под угрозой выселения из Миссии вынуждены были принять участие. Зато много было китайцев. День выдался тихий и солнечный. Тихо подошел поезд к площадке и остановился. Мы вошли в вагон и были поражены. Вагон с останками царственных мучеников оказался простым товарным вагоном, грязным, не убранным даже внутри. Гробы были простые деревянные и грязные. Не видно было никакого проявления уважения к останкам мучеников. В вагоне не было ни аналоя, ни икон. Все это производило удручающее впечатление. Всем стало стыдно за тех, кто допустил такую небрежность. Удрученные всем увиденным, мы постарались поскорее вынести гробы из вагона и в сопровождении Крестного хода внести их в церковь преп. Серафима Саровского на миссийском кладбище. Когда гробы с останками царственных мучеников были внесены в церковь и когда раздалось пение тропаря «Да воскреснет Бог», настроение наше резко изменилось, и на душе стало радостно. Верилось, что Господь не допустит окончательной гибели России, и Россия вновь восстанет в прежнем величии и мощи, славя Воскресшего из мертвых.10

16 апреля 1920 года мощи были перенесены в церковь Серафима Саровского на кладбище, располагавшемся к северу от территории Русской Духовной Миссии за Аньдинмыньскими воротами в 2 км от города. После совершения заупокойного богослужения восемь гробов опечатали печатями Русской Духовной Миссии и разместили в одном из склепов на территории кладбища. Вскоре на деньги атамана Г. М. Семенова под алтарем церкви был устроен склеп, в который и поместили тела алапаевских мучеников.

Из Пекина в Иерусалим

Несколько месяцев спустя английское посольство в Пекине получило распоряжение о перевозки тела великой княгини Елизаветы Федоровны в Иерусалим. Решение об этом было принято после того, как принцесса Виктория Баттенбергская окончательно убедилась в гибели родной сестры. Сведения об участи алапаевских узников, поступавшие в Европу, были на первых порах весьма противоречивы, в том числе в связи с кампанией дезинформации, которая велась советскими

10 Иннокентий (Фигуровский), митр. Как останки Царственных мучеников оказались в столице Китая // Царский вестник. 1931. № 128. С. 5. Цит. по: Стегний П. В. Скитоначальник. С. 142.

властями, сообщившими сразу же после убийства о «похищении» великих князей и Елизаветы Федоровны группой монархически настроенных офицеров. Но весной 1920 года в одном из иллюстрированных английских журналов была опубликована фотография, сделанная сразу же после извлечения ее тела из шахты. Сомнений больше не оставалось, и Виктория принимает решение о переносе останков сестры в спокойное безопасное место. В качестве такого места она выбирает храм св. Марии Магдалины в Гефсимании. Причины очевидны: Елизавета Федоровна присутствовала вместе с мужем на освящении этого храма в 1888 году. Она любила его еще и потому, что он был посвящен памяти еще одной Дармштадской принцессы, связавшей свою жизнь с Россией, - императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери ее мужа, великого князя Сергея Александровича. Кроме того, после убийства ее мужа в 1905 г. Елизавета Федоровна на протяжении многих лет занимала пост председательницы Императорского Православного Палестинского Общества. Перевоз останков Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары в Иерусалим, находившийся после Первой мировой войны под английским мандатом, не представлял особых политических и технических сложностей для ее сестры принцесы Виктории.

В своей книге «Мученики христианского долга» игумен Серафим так описывает эти события: «Когда принцесса Виктория Федоровна узнала о кончине своей августейшей сестры, великой княгини Елисаветы Феодоровны, то пожелала перевезти ее тело вместе с гробом послушницы Варвары в Иерусалим. Виктория Федоровна просила меня сопровождать гробы. Оставшиеся в Пекине 6 гробов при акте я сдал начальнику Миссии епископу Иннокентию под его непосредственное наблюдение и вручил ему ключи от склепа. Помимо сего лично просил китайского президента иметь попечение о них, который дал свое согласие».

В 1938 после оккупации Китая Японией начальник Русской Духовной Миссии в Пекине архиепископ Виктор (Святин) получил разрешение пекинских властей на перенос гробов Алапаевских мучеников в склеп храма во имя Всех Святых Мучеников на территории Русской Духовной Миссии. В 1947 г., в связи с угрозой прихода к власти коммунистического режима, с разрешения архиепископа Виктора наместник Успенского монастыря при Духовной Миссии архимандрит Гавриил под предлогом ремонта храма совершили захоронение останков Алапаевских мучеников под полом придела апостола Симона Зилота. В 1945 г. храм Святых Мучеников перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. Но в 1954 г. после перехода земель Духовной Миссии в распоряжение советского посольства, его закрыли. В 1957 г. по распоряжению посла СССР в КНР Ф. Н. Юдина храм снесли и на его месте разместили детскую площадку и постройки

посольства.11 В период с 22 по 25 февраля 2005 г. на территории посольства России в Пекине были проведены работы по поиску месторасположения фундамента храма Всех Святых Мучеников. Они установили возможное местонахождения подземного склепа, а также из свидетельств рабочих, участвовавших в сносе храма, выяснили, что останки не были тронуты, и при сносе здания их засыпали землей. В настоящий момент останки остаются утраченными. Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в письме епископа Пекинского Василия на имя святейшего Патриарха Алексия, при закрытии храмов на территории Миссии все мощи были перенесены в Серафимовский храм на православном кладбище г. Пекина. Позднее это кладбище было реконструировано в Парк Озера молодежи -возможно, останки алапаевских мучеников находятся там под площадкой для игры в гольф, где ранее стоял Серафимовский храм.12

Из Пекина игумен Серафим выехал 30 ноября 1920 года. В Тяньцзине гробы были перегружены на пароход и отправлены в Шанхай, а оттуда 15 декабря - морем в Порт-Саид, куда прибыли 26 января 1921 года. Все это время при мощах безотлучно находились игумен Серафим, послушники Максим Канунников и Серафим Гневашев, а также сопровождавший их из Читы член Следственной комиссии А. П. Куликов. «В Порт-Саиде, - пишет о. Серафим, - нас встретили их высочества принцесса Виктория Федоровна с супругом принцем Людвигом Александровичем и дочерью принцессой Луизой. Отсюда в одном поезде прибыли в Иерусалим 27 января 1921 года».

Погребение в Иерусалиме

Разрешение на упокоение останков великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары принцесса Виктория Баттенбергская получила от английских колониальных властей и Патриарха Иерусалимского Дамиана. Разрешение Патриарха было испрошено через бывшего царского посланника в Египте А. А. Смирнова и Совет царских послов, действовавший в Париже. Патриарх Дамиан, на чьей канонической территории находилась Русская Палестина, включая храм св. Марии Магдалины, дал свое благословение без колебаний.13

11 Фомин С. Алапаевские мученики.

12 Напара Д. Алапаевские мученики в Пекине // http://www.orthodox.cn/ news/041119martyrs_ru.htm

13 Архив Русской Духовной Мисии. Письмо Патриарха Иерусалимского Дамиана маркизе Виктории Милфорд-Хэвен, принцессе Баттенбергской, от 20 ноября 1920 г., из Иерусалима. Цит. по: Стегний П. В. Скитоначальник. С. 149.

Практическую работу по подготовке места упокоения взяло на себя Православное Палестинское Общество (ППО), председателем которого до 1917 года оставалась Елизавета Федоровна. Действующий председатель ППО князь А. А. Ширинский-Шихматов дал следующее указание управляющему подворьями ИППО в Иерусалиме Н. Р. Селезневу: «Итак, Господь приводит нашу августейшую председательницу к мирному покою в Гефсиманию! Неисповедимы судьбы Господни! Мне представляется, что Палестинскому Обществу в лице Вашем и управлению должно принять на себя всю заботу о благоговейном и достойном в Бозе почившей погребении ея. Если не встретится затруднений и опасений и необходимость не заставит предпринять чрезвычайные меры предосторожности, надлежит особенно тщательно обставить церковную службу. Выбор места погребения в храме также надо весьма обдумать, имея в виду присущую почившей глубокую скромность и всегдашнее ее стремление никогда ничего и никого не стеснять, а особенно в храме Божием».14

Поезд с останками великой княгини и ее келейницы прибыл на иерусалимский вокзал ровно в час дня 28 января 1921 года. На перроне его встречали британский губернатор Иерусалима Сторс, представитель Верховного комиссара лорд Хей, греческое духовенство, исполняющий обязанности начальника РДМ в Иерусалиме иеромонах Мелетий и русское духовенство, несколько бывших служащих Палестинского Общества и испанский консул, назначенный англичанами представлять русские интересы в Святой Земле, бывшая фрейлина Елизаветы Федоровны Е. Н. Струкова15 с супругом. Встречавшие были представлены принцесе Виктории, ее супругу маркизу Милфорд-Хэвен и их дочери Луизе. Затем все прошли к траурному вагону, где находились два деревянных гроба, обитые по швам медью. У гроба великой княгини, на крышке которого была ее фотография в белом одеянии и апостольнике, стояли игумен Серафим, два его послушника и А. Б. Куликов, бывший делопроизводитель при следователе Соколове.16

14 Письмо А. А. Ширинского-Шихматова Н. Р. Селезневу от 23 января / 5 февраля 1921 г. (Архив при фонде А. К. Глазунова в Мюнхене; далее - Архив Глазунова). Цит. по: Воронцов Н. Великая княгиня Елисавета Феодоровна. С. 38.

15 Екатерина Николаевна Струкова, урожденная Козлянинова, находилась при Елизавете Федоровне 10 лет. В окружении великой княгини ее звали Китти. Она была в свите великокняжеской четы, посетившей Иерусалим в 1888 году в связи с освящением храма Марии Магдалины. В 1905 году она вместе с Гадоном присутствовала на свидании Елизаветы Федоровны с Иваном Каляевым. Ее супруг, Николай Владимирович, также много лет бывший секретарем великой княгини, принимал деятельное участие в работе ИППО. К Виктории Федоровне Струковы присоединились в Италии, где жили в эмиграции.

16 Воронцов Н. Великая княгиня Елисавета Феодоровна. С. 39.

Железнодорожный вокзал в Иерусалиме. Начало XX века

Под пение «Святый Боже» гробы были вынесены на платформу, где была отслужена панихида. Траурный кортеж в сопровождении полицейских машин направился в сторону храма св. Марии Магдалины. Гробы мучениц везли в двух автомобилях, предоставленных палестинским правительством. За ними в отдельных автомобилях - губернатор, греческое и русское духовенство. Автомобили остановились в виду Львиных ворот. Здесь кортеж встретили сестры Елеонской обители с крестами и хоругвями, множество русских людей, православных арабов. Отслужили литию и двинулись по крутому спуску к церкви Марии Магдалины. Перейдя ложбину, остановились у храма Успения Божией Матери, вновь отслужили литию, сняли гробы с автомобилей и на руках понесли их в гору к церкви. «Были напряженные моменты, когда некоторые женщины, несшие эти гробы, от изнеможения падали, и тяжелейшие домовины начинали качаться на плечах несущих. Тогда падавших моментально заменяли идущие следом. В церкви Марии Магдалины вновь отслужили панихиду», - вспоминали очевидцы.17

17 Воронцов Н. Великая княгиня Елисавета Феодоровна. С. 39.

Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года

Погребение было назначено на воскресенье, 30 января. За остававшиеся полтора дня предстояло определить и обустроить место погребения. Дело осложнялось тем, что храм св. Марии Магдалины построен на горном склоне и имеет уклон с востока на запад (в результате этого в нем нет крипты). С северной стороны храма, на уровне паперти, имелось пять жилых комнат, в которых размещались насельницы Елеонской обители, несшие послушание по его охране и уборке. Вход в них находился там, где сейчас располагается трапезная Гефсиманского монастыря. Попробовали было пробиться в подхрамовые помещения с этой стороны, прошли каменную стену на глубину в один метр, но дальше двигаться не рискнули, опасаясь повредить своды, на которых держался пол храма. Вызвали арабских рабочих, принимавших участие в постройке церкви, они подтвердили существование под престолом помещений и вход в них указали у престола. Однако возобновившиеся утром 29 января работы показали, что в этих помещениях не было бокового входа.

Созвали совет с участием бывшего генерального консула в Иерусалиме А. Ф. Круглова, Н. Р. Селезнева и исполнявшего обязанности начальника Русской Духовной Миссии иеромонаха Мелетия (Розова). Круглов настаивал на устройстве усыпальницы в подалтарных помещениях. Селезнев и Мелетий считали, что ее надо устроить в жилой комнате с двумя окнами, в которую имелся боковой вход.

Для разрешения возникших разногласий понадобилось вмешательство принцессы Виктории, которая «предложила поставить гробы не в темное замурованное пространство под алтарем, а в комнату, куда она сможет свободно войти в любое время». Немедленно приступили к побелке этой комнаты и устройству временных дверей. К вечеру все было готово.

В воскресенье, 30 января, заупокойную литургию служил Патриарх Дамиан при пении елеонских сестер. После панихиды и разрешительной молитвы гробы подняли на руки и перенесли в приготовленную усыпальницу. На них возложили венки и цветы, в том числе от Русской Духовной Миссии, бывших воспитанниц Бейт-Джальской учительской семинарии ИППО, от школ Палестинского Общества, от православных арабских общин. От Совета ИППО - крест из белых живых цветов.

2 февраля принцесса Виктория высказала пожелание не заделывать его наглухо, а поставить прочную, обитую железом дверь и замуровать верхнее окно. Против нижнего окна, выходившего под одну из трех арок, на которых лежит паперть церкви, было решено устроить часовню. В субботу, 5 февраля, обустройство усыпальницы было завершено. Рядом с местом упокоения в комнате, которая до этого занималась елеонскими монахинями, поселился игумен Серафим. В смежной, третьей комнате разместились Максим Канунников и Серафим Гневашев. Принцесса Виктория приняла на себя все расходы по обустройству усыпальницы и часовни.

9 февраля, чета Милфорд-Хэвен отбыла из Иерусалима в Рим. Оставляя Палестину, принцесса подтвердила управляющему подворьями, что «заботу об охране доставленных ею в Иерусалим останков великой княгини Елизаветы Федоровны она принимает на себя до времени, когда Палестинское Общество сможет принять эту охрану на свое попечение».

Охрана гробов и надзор за усыпальницей принцесса Баттенбергская поручила игумену Серафиму который был принят в состав Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. У английского Верховного комиссара прицесса Виктория оставила распоряжение, что «гробы с останками великой княгини и инокини Варвары составляют ее собственность и без ее распоряжения никто не может их никуда перевозить».18

18 Стегний П. В. Скитоначальник. С. 180.

Вынос гробов с останками великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары из усыпальницы храма св. Марии Магдалины. Иерусалим, 1 мая 1982 г.

Митрополит Германос, Иерусалимская Патриархия

Перенесение мощей новомучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары из крипты в храм св. Марии Магдалин. Иерусалим, 1 мая 1982 г.

25 ноября 1923 года по распоряжению принцессы Виктории РДМ в Иерусалиме приняла на себя охрану и общий надзор за усыпальницей. Охрану усыпальницы Елизаветы Федоровны стал нести один из иеромонахов Миссии, поселившийся в церкви Марии Магдалины. С начала 1930-х годов это послушание нес о. Серафим (Седов), в прошлом белый офицер, участвовавший в попытке освобождения царской семьи в Тобольске. После того, как в 1937 году в Гефсимании была основана монашеская община Воскресения Христова, ей был поручен уход за храмом св. Марии Магдалины, наблюдение за могилами и оказание необходимых почестей упокоенным в храме будущим Новомученицам Российским.

23 февраля 1981 года Архиерейский Синод образовал предсобор-ную комиссию и решил совершить торжественное прославление святых мучеников в воскресенье, 1 ноября 1981 года, в Знаменском соборе при синодальной резиденции первоиерарха РПЦЗ в Нью-Йорке. Начальнику РДМ в Иерусалиме архимандриту Антонию (Граббе) вместе с небольшой группой миссийской братии было поручено провести освидетельствование останков Алапаевских мучениц, почивавших в крипте под «Царским» храмом русской женской обители в Гефсимании. Они открыли мощи и - первым делом заметили благоухание, которое исходило от останков преподобномучениц, источавших благовонное миро. Архимандрит Антоний и братия совершили освидетельствование мощей обеих мучениц, сохранившихся в частично нетленном состоянии, и их омовение, а затем отделили правую руку преподобному-ченицы Елизаветы Федоровны и косточку от мощей инокини Варвары. Интересно, что после освидетельствования мощей начальник Миссии связался с Патриархом Иерусалимским Диодором, который, как только узнал, что в Гефсимании совершилось такое историческое событие, немедленно направился туда. Блаженнейший Патриарх приложился к мощам, осмотрел их и сказал, что Алапаевские мученики - это великие святые не только Русской, но и всей Православной Церкви. Он выразил надежду, что по ходатайствам этих святых совершится возрождение России и всей Русской Православной Церкви.19

19 Ган С. Прославление новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви 1981 года - как это было. Выступление протоиерея Серафима Гана во Владимирском храме-памятнике в Джексоне в воскресенье, 10 февраля 2019 г. // https://www.synod.com/synod/documents/art_protserafimgannewmartyrs.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.