Научная статья на тему 'Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе'

Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
св. онуфрий великий / галич / галицкая русь / западная украина
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе»

Александр МАйороВ

перенесение мощей и культ св. онуфрия великого в галицко-волынской руси и западной европе

Галицко-волынские князья, как и византийские императоры, а также правители славянских государств на Балканах, заботились о приобретении мощей высокочтимых христианских святых. Далеко за пределами Галицкой земли было известно о пребывании в Самборе мощей св. Онуфрия Великого - знаменитого египетского отшельника

IV в., почитаемого в лике преподобных православной, католической, а также древневосточными церквами.

О самборских мощах упоминается в Списке русских городов дальних и ближних - своеобразном историко-географическом памятнике, созданном на протяжение ХШ-ХГУ вв. и сохранившемся в нескольких редакциях в составе дополнительных статей Новгородской Первой летописи младшего извода и некоторых других новгородских и псковских летописей, а также Воскресенской и Уваровской летописей и ряда нелетописных сборников ХV-ХVII вв.1

В Списке редакции Новгородской Первой летописи читаем: Самъ-боръ, ту лежить святыи А н у ф -реи..}

В этом

Монастырь Св. Онуфрия в с. Лавров Старосамборского рай- с о о б щ с -она. Современный вид (Львовская область, Украина). нии, °че-

видно, имеется в виду Свято-Онуфриевский монастырь в Лаврове под Самбором (ныне с. Лаврово Старосамборского района Львовской области), существовавший здесь, по-видимому, с середины XIII в. до 1939 г. и возобновленный в 1994 г. Монастырь пользовался особым покровительством галицко-волынского князя Льва Даниловича, крестильное имя которого было Онуфрий. По преданию, перед смертью князь Лев принял постриг и был похоронен в этом монастыре3.

Ошибочным следует признать мнение И.Б. Грекова, будто составитель Списка русских городов сообщал о захоронении в Самбо-ре останков черниговского епископа Онуфрия, жившего в середине

XII в. и бывшего сторонником поставления киевским митрополитом Клима Смолятича4. Нет сведений о том, чтобы этот епископ как-то был связан с Галицкой землей, и, самое главное, - чтобы он когда-либо был причислен к лику святых5. В честь черниговского епископа не мог быть возведен Свято-Онуфриевский монастырь под Самбо-ром, а также построены многие другие посвященные св. Онуфрию монастыри и храмы, известные на западноукраинских землях6.

До начала XIII в. мощи Онуфрия Великого пребывали в Константинополе. Здесь в 1200 г. в церкви Св. Акиндина голову преподобного видел новгородский паломник Добрыня Ядрейкович:

У церкви святаго Акиндина глава Ануфри1.

Вместе с тем, в эпоху крестовых походов свято-онуфриевский культ широко распространился в Западной Европе, следы его известны в Германии и Немецкой Швейцарии, Италии, Франции, Англии, Испании8.

Наибольший размах почитание Онуфрия приобрело в италии в связи с развитием в ХШ-ХГУ вв. монашеского аскетизма и появлением многочисленных орденов и конгрегаций монахов-отшельников. С

XIII в. на горе Морроне вблизи г. Сульмоны (область Абруццо, провинция Аквила) существует скит св. Онуфрия, который одновременно является местом почитания монаха-отшельника Петра Морронского (Пьетро Анджелари дель Морроне), прославившегося своим аскетизмом и причисленного к лику святых. Петр Морронский был также основателем Ордена отшельников св. Дамиана (Орден морронитов) и уже при жизни пользовался значительным духовным влиянием в Италии. В 1294 г. он стал Римским папой под именем Целестина V, но через несколько месяцев добровольно отказался от власти и вернулся в свой скит. В память о подвижнике монахи основанного им ордена стали именовать себя целестинцами9.

Центрами почитания Онуфрия Великого являются также Рим и Неаполь. С середины XV в. в Риме существует церковь Св. Онуфрия на Яникуле. Строительство храма связано с деятельностью монахов-

отшельников конгрегации св. Иеронима, основавших на склонах Яникульского холма свой скит, вскоре ставший монастырем. Значительное содействие развитию обители оказывал кардинал Габриэле Кондульмер, впоследствии папа Евгений IV (1431-1447), бывший членом конгрегации отшельников св. Августина (Орден августинцев-эремитов)10.

Средневековая церковь Св. Онуфрия Старого, перестроенная в начале XVII в., находится на одноименной площади в Неаполе; определение старый в своем названии храм и площадь получили от расположенной рядом богадельни для престарелых11. Церкви Св. Онуфрия есть также во Флоренции и на Сицилии. В Центральной Италии большой известностью пользуется церковь Св. Онуфрия XV в., расположенная в одноименной деревне близ г. Ланчано (область Абруц-цо провинции Кьети); храм был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1962 г.12

Помимо головы преподобного, хранившейся в константинопольской церкви Св. Акиндина, еще одна его голова со второй половины XII в. находилась в Мюнхене, куда она была привезена из крестового похода в Святую землю герцогом Саксонии и Баварии Генрихом Львом, избравшим св. Онуфрия своим покровителем. Генрих Лев считается основателем Мюнхена: стараниями герцога в 1175 г. он получил статус города и был обнесен стенами. Свою главную реликвию - череп

св. Онуфрия - Генрих пожертвовал Мюнхену. Для хранения святыни

здесь в 1324 г. построили церковь Св. Лаврентия, после разрушения которой в 1816 г. следы реликвии затерялись. Тем не менее, до настоящего времени св. Онуфрий остается одним из символов и покровителей Мюнхена13.

Скит Св. Онуфрия на Морроне (Егето di Sant'Onofrio а1 Моггопе) близ г. Сульмоны. Современный вид (Абруццо,

Италия).

Какая-то часть мощей св. Онуфрия оказалась в Брауншвейге. По свидетельству некоего брата Мартина из монастыря Шефтларн близ Мюнхена, когда в 1180 г. Генрих Лев, потерпевший поражение в борьбе с императором Фридрихом I Барбароссой и лишенный им Баварии и Саксонии, покидал Мюнхен, то одну из находившихся там реликвий взял с собой и перевез в Брауншвейг14.

Онуфриевский культ распространен также в Польше, где у с. Яблеч-на гмины Славатыче Бяльского повета Люблинского воеводства до сих пор существует основанный в конце XV в. православный монастырь Св. Онуфрия, известный тем, что за всю свою долгую историю никогда не оступался от православия15. Значительное число православных и греко-католических Свято-Онуфриевских монастырей и храмов существовало на территории Украины и Белоруссии, особенно многочисленными они были в Галицкой и Волынской землях16.

О почитании преподобного известно также в древнем Киеве, Владимире и Новгороде. На южной внешней галерее Киевской Софии сохранилась фреска XI в. с изображением Онуфрия Великого17. Это изображение покрыто множеством «граффити» древнерусского времени с обращениями к святому: «Старче божий, Онуфрий, рабов своим Ивана и Петра, грешников, помилоуй» или «Святой Онуфрий, помилуй и меня грешника Сумеона, раба своего»18. Андрею Рублеву или, более вероятно, одному из его учеников приписывается фреска начала XV в. в Успенском соборе Владимира, изображающая отшельника Онуфрия19. Сохранилась двухсторонняя икона-таблетка «Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский» конца XV - начала XVI в., происходящая из Софийского собора в Новгороде20.

Бурному развитию культа Онуфрия Великого на западе, несомненно, способствовало появление его нетленных мощей, привезенных из Святой земли и Константинополя. Константинопольские мощи святого, по всей видимости, оказались в Риме, будучи доставленными сюда участниками Четвертого Крестового похода после разграбления византийской столицы в 1204 г.; со временем они были помещены в церкви Св. Онуфрия на Яникуле21. Однако в Риме обнаружилась лишь часть мощей преподобного из тех, что видел и описал русский паломник Добрыня, посещавший Константинополь в 1200 г. В церкви Св. Онуфрия на Яникульском холме хранились только кисть и стопа преподобного22.

Совершенно очевидно, что широкому распространению культа Онуфрия Великого на западноукраинских землях также способствовало появление его мощей, подлинность и чудотворная способность которых не вызывали сомнений.

Едва ли можно согласиться с предположением И. З. Мыцко, будто мощи св. Онуфрия попали в Галицкую землю вероятнее всего из Германии в обмен на щедрые пожертвования Романа Мстиславича эрфуртскому монастырю Св. Петра или при внуке Романа Льве Даниловиче, поддерживавшем союзнические отношения с Альбертом Великим, герцогом Брауншвейгским и Люнебургским23. Монастырь Св. Петра в Эрфурте расположен не в Саксонии, как почему-то думает Мыцько, а в Тюрингии. В конце XII - начале XIII в. этот монастырь был главным оплотом Штауфенов в их борьбе с Вельфами: в ноябре 1181 г. в монастырской церкви Св. Петра побежденный и униженный Генрих Лев на коленях молил о прощении Фридриха Барбароссу, после чего был приговорен императором к ссылке на три года в Ан-глию24. Трудно допустить, чтобы потомки Генриха Льва стали бы поощрять галицко-волынского князя за связи с таким монастырем. Столь же призрачной, на наш взгляд, представляется возможность получения мощей св. Онуфрия Львом даниловичем от Альберта Великого.

В Списке русских городов помимо Самбора, где хранились мощи св. Онуфрия, среди многих десятков упомянутых населенных пунктов подобным образом выделяется еще один город - болгарский Тернов (Тырново), поскольку там хранились мощи св. Параскевы (Пятницы):

Терновъ, ту лежить святаа Пятница...25

Церковь Св. Онуфрия Великого на Яникуле. Район Трастевере (Chiesa di Sant’Omfrю а1 Gianicolo) 1439 - 1446 гг., перестроена в XVI в. Современный вид (Рим, Италия).

В приведенном сообщении речь идет, несомненно, о мощах св. Параскевы (Петки) Сербской (или Болгарской), высоко почитаемых на Балканах.

Жившая в XI в. в Византии, эта святая прославилась своим аскетизмом. Параскева многие годы прожила отшельницей в иорданской пустыне, перед самой смертью вернувшись на родину. Мощи святой были чудесным образом обретены на городском кладбище среди безымянных могил и помещены в храм, где прославились многочисленными новыми чудесами. В 1238 г. по приказу болгарского царя Ивана II Асеня эти мощи были перенесены в Тырново. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли в Валахию, а затем в столицу Сербии. Когда в 1521 г. Белград был захвачен войсками султана Сулеймана I, в числе прочих ценностей мощи преподобной вывезли в Стамбул. В 1641 г. молдавскому господарю Василию Лупу удалось добиться разрешения перевезти мощи в Яссы, где они находятся до сих пор26.

Xарактер сообщений о тырновских и самборских мощах в Списке русских городов одинаков: «ту лежить святаа Пятница», «ту лежить святыи Ануфреи». В обоих случаях подразумевались мощи святых вообще, а не какие-то их малозначительные фрагменты, разделенные между верующими и хранящиеся в разных местах. «Здесь лежит святая/ой Параскева/Онуфрий» можно было сказать, имея в виду если не все тело святого, то, по меньшей мере, его главную часть - голову.

Ввиду высокого значения культа св. Онуфрия и статуса его мощей в Римской церкви трудно допустить, чтобы наследники Генриха Льва в Брауншвейге могли передать фамильную реликвию галицкому князю, еще труднее предположить, что он мог захватить ее силой. Кроме того. привезенный Генрихом Львом из Святой земли череп преподобного Онуфрия, как мы видели, находился не в Брауншвейге, а в Мюнхене, где пребывание реликвии прослеживается вплоть до начала XIX в.

В итоге мы должны признать, что упомянутыми в Списке русских городов мощами св. Онуфрия, пребывающими в Самборе, скорее всего, следует считать ту голову святого, которую в 1200 г. видел в Константинополе новгородский паломник Добрыня. Эта реликвия не досталась крестоносцам и не была вывезена ими на Запад. Следовательно, покинуть византийскую столицу она должна была еще до 1204 г. Скорее всего, константинопольская голова св. Онуфрия могла быть привезена в Галич новой женой Романа Мстиславича, дочерью императора Исаака II, вместе с другими христианскими святынями, следы которых впоследствии обнаруживаются в Галицко-Волынской Руси27.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: ТихомировМ.Н. «Список русских городов дальних и ближних» // Исторические записки. М., 1952. Т. 40; Наумов Е.П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних» // Летописи и хроники. 1973. М., 1974; Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). М., 1975. С. 341-380.

2. ПСРЛ. М., 2000. Т. III. С. 476.

3. Мицько І. 1) Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Львів, 1999. Ч. 6; 2) Де ж могила князя Лева? // Старосамбірщина. Aльманах. Старий Самбір, 2002. Т. 2.

4. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды... С. 369-372, 377.

5. Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.

6. К примеру, существующий ныне комплекс монастыря Св. Онуфрия во Львове, созданный на месте одноименной церкви древнерусского времени (Крип'якевич І. Історичні проходи по Львові. Львів, 1991. С. 93; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев, 1985. Т. III. С. 86), а также несколько Свято-Онуфриевских монастырей XIV-XV вв., известных в Перемышльской и Галицкой землях (Крип'якевичІ. Середньовічні монастирі в Г аличині: Спроба катальогу // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Львів, 1999. Ч. 1).

7. Савваитов П. Путешествие новгородского архиепископа Aнтония в Царьград в конце XII столетия. СПб., 1872. Стб. 167.

8. См.: Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen: Sebastian Brant und Onuphrius Eremita. Wiesbaden, 2001.

9. Piccirilli P. L'eremo di Pietro Celestino sul Monte Morrone. Lanciano, 1901.

10. Caterbi G. La chiesa di s. Onofrio e le sue tradizioni religiose, storiche, artistiche e letterarie. Roma, 1858; ArmelliniM.S. Onofrio. Roma, 1891 (Le chiese di Roma dal secolo IV al XIX).

11. Regina V. Le chiese di Napoli. Viaggio indimenticabile attraverso la storia artistica, architettonica, letteraria, civile e spirituale della Napoli sacra. Napoli, 2004.

12. Lanciano e il suo territorio fra preistoria e Alto medioevo: guida al museo archeologico di Lanciano. Lanciano, 1999; Sargiacomo F. Lanciano e le sue chiese, Lanciano, 2000.

13. Schinzel-Penth G. Sagen und Legenden von Munchen Frieding, 2000. S. 2628; Glotzner J. Onuphrius - Patron der Stadt Munchen und der Hermaphroditen. Munchen, 2008.

14. Stadler J.E., Heim FrJ.Vollstandiges Heiligen-Lexikon: oder,

Lebensgeschichten aller Heiligen, Seligen etc. aller Orte ... Liturgische und Symbolische, in alphabetischer Ordnung. Augsburg, 1875. Bd. IV S. 623.

15. Mironowicz A. The Orthodox heritage: a few academic works about the history of the Othodox Church in Poland. Suprasl, 2007. S. 29.

16. См.: МицькоІ. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.

17. Никитенко Н. Собор Святой Софии в Киеве: история, архитектура, живопись, некрополь. М., 2008. С. 228 (илл.).

18. См.: Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской (по материалам граффити XI-XVII вв.). Киев, 1976. С. 69-73. № 157-164.

19. Лазарев В.Н. Aндрей Рублев и его школа. М., 1966. С. 126; Сергеев В.Н. Рублев. М., 1990. С. 179; Брюсова В.Г. Aндрей Рублев. М., 1995. С. 81; Щенникова Л.А. Творения преподобного Aндрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 82.

20. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 301-320. № 63 (20б), 518 (илл.); Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000. С. 65-67, 244-245. № 59.

21. Butler A., Burns P. Butler’s Lives of the Saints. Collegeville, 2000. P. 96.

22. Stadler J. ., Heim FrJ. Vollstandiges Heiligen-Lexikon... Bd. IV S. 623.

23. Мицько І. Про початки Святоонуфріївського монастиря у Лаврові.

24. Wolf G. Friedrich Barbarossa. Darmstadt, 1975. S. 192; Hiller H. Friedrich Barbarossa und seine Zeit. Munchen, 1977. S. 344-346, 401; Opll F. Friedrich Barbarossa. Darmstadt, 1990. S. 133.

25. ПСРЛ. Т. III. С. 475.

26. Харбова М. Св. Петка-Параскева Търновска, всебългарска и всепра-вославна закрилница // Църковен вестник. София, 2004. № 18.

27. О браке Романа Мстиславича с византийской царевной Евфросинией см.: Майоров А.В. Из истории русско-византийских династических связей: дочь императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси // Русин. Международный исторический журнал. [Кишинев]. 2009. № 2 (16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.