Научная статья на тему 'ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ В ТАРИФАХ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СИСТЕМЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ В ТАРИФАХ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СИСТЕМЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОТЕЛЬНАЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СИСТЕМЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / CROSS-SUBSIDIZATION / TARIFF REGULATION IN HEAT SUPPLY / ALTERNATIVE BOILER HOUSE / TECHNOLOGICAL CONNECTION TO THE HEAT SUPPLY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванишин П.З., Хамидуллин Марат Талгатович

Авторы рассматривают регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения. Основное внимание уделяют анализу состава платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения. Отмечают, что одна из основных проблем в теплоэнергетической отрасли - перекрестное субсидирование в плате за подключение, приводящее к необоснованной оплате услуг за присоединение к тепловым сетям одними потребителями за счет других. Предлагают направления совершенствования законодательства для ликвидации перекрестного субсидирования в тарифах на подключение к системе теплоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-SUBSIDIZATION IN TARIFFS FOR TECHNOLOGICAL CONNECTION TO THE HEAT SUPPLY SYSTEM: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The authors consider regulated prices (tariffs) in the field of heat supply. The main attention is paid to the analysis of the composition of the payment for connection (technological connection) to the heat supply system. They note that one of the main problems in the heat and power industry is cross-subsidization in connection fees, which leads to unjustified payments for services for connection to heat networks by some consumers at the expense of others. They offer directions for improving legislation to eliminate cross-subsidizing in tariffs for connecting to the heat supply system.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ В ТАРИФАХ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СИСТЕМЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Перекрестное субсидирование в тарифах на технологическое присоединение к системе теплоснабжения: проблемы и пути решения

П.З. Иванишин

доцент кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского федерального университета, кандидат юридических наук (г. Казань) М.Т. Хамидуллин

начальник юридического отдела филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети, аспирант кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского федерального университета (г. Казань)

Марат Талгатович Хамидуллин, marat.oren@mail.ru

Одной из актуальных тем, находящихся на стыке интересов экономической науки и права, является ценообразование.

В силу монопольного характера рынка и необходимости обеспечения публичных интересов в отдельных отраслях экономики применяются цены, устанавливаемые и регулируемые уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления (тарифы). К одной из таких отраслей относится теплоэнергетика.

Теплоснабжение, в особенности централизованное, играет огромную роль в социально-экономической жизни общества. Как известно, основная часть территории Россия находится в умеренном климатическом поясе. Средняя температура в осенне-зимний период составляет около минус 5,5°С 1. В большинстве регионов России длительность отопительного периода достигает 8 месяцев. В современной России с использованием систем централизованного теплоснабжения обеспечивается теплоснабжение около 75 процентов от всех

потребителей тепла в стране 2, из них 34 процента тепловой энергии вырабатывается в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (коге-нерации) 3. Россия является крупнейшим производителем тепловой энергии с использованием централизованных систем теплоснабжения с объемом выработки более 40 процентов от общемирового 4.

Однако сегодня система централизованного теплоснабжения переживает глубокий кризис. Возрастающие издержки производства теплоэнергии, рост тарифов, появление и развитие иных способов теплоснабжения приводят к переходу потребителей из систем централизованного теплоснабжения на собственные автономные источники энергии. Принимаемые государством меры по удержанию потребителей в рамках существующих систем централизованного теплоснабжения (например концепция «Альтернативная котельная») не способны привести к положительному эффекту для отрасли 5, так как не учитывают необходи-

1 Теплоэнергетика и централизованное теплоснабжение России 2015-2016 годы. Информационно-аналитический доклад.

2 Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу.

3 Российское теплоснабжение в цифрах. С. 3.

4 Подробнее см. Семенов В.Г. Стратегия развития теплоснабжения в Российской Федерации на период до 2025 года (проект 2019).

5 Стенников В.А. «Альтернативная котельная» - путь в никуда для теплоснабжения.

мость создания для потребителей привлекательных условий снабжения тепловой энергией еще на стадии технологического присоединения к системе теплоснабжения. Несмотря на предпринимаемые государством шаги по либерализации рынка тепловой энергии и переходу при продаже отдельных товаров (услуг) на свободные цены 6, тем не менее в настоящее время сфера теплоснабжения остается одной из зарегулированных отраслей энергетики.

В статье 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) указаны 9 видов деятельности на рынке тепловой энергии, которые подлежат государственному тарифному регулированию, среди них - технологическое присоединение посредством установления платы за подключение (далее - технологическое присоединение) к системе теплоснабжения. Плата за подключение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по тарифному регулированию.

Различают два вида платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения:

1) утвержденную по стандартизированным ставкам, одинаковую для всех потребителей;

2) установленную в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

Плата по стандартизированным ставкам представляет собой цену, которая рассчитывается посредством умножения тарифа за подключение в расчете на единицу мощности на подключаемую тепловую нагрузку объекта капитального строительства потребителя. Размер этой платы определяется в зависимости от подключаемой тепловой нагрузки объекта, диаметра тепловых сетей и типа их прокладки.

Так, согласно пункту 163 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания), плата за подключение утверждается по диапазонам подключаемой тепловой нагрузки: до 0,1 Гкал/ч 7, свыше 0,1 Гкал/ч и более 1,5 Гкал/ч. Далее плата за подключение дифференцируется по диапазонам диаметров трубопроводов тепловых сетей и по типу их прокладки: подземная (канальная и бесканальная) или надземная (наземная).

В соответствии с пунктами 170 и 171 Методических указаний состав платы за подключение по стандартизированным ставкам включает следующие затраты:

1) так называемую «бумажную плату» 8 -расходы теплоснабжающей организации на мероприятия по подключению без проведения работ, связанных непосредственно с капитальным строительством сетей до объектов заявителей (оплаты труда персонала, затраты на оплату сторонних услуг (связи, коммунальных, юридических, информационных и других услуг), прочие расходы);

2) расходы на создание (модернизацию) сетей и тепловых пунктов;

3) налог на прибыль.

При этом стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с Методическими указаниями и не может превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Плата по стандартизированным ставкам устанавливается при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения, то есть при наличии свободной мощности на источнике теплоснабжения и

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года № 2655-р «Об утверждении

плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии». Гкал/ч (Гигакалория в час) - единица измерения тепловой мощности.

Подробнее см. Гиличинская О.Л. Презентация «Установление платы за подключение (технологическое присоединение)».

6

7

пропускной способности трубопроводов теплосетей.

В определенных случаях плата за подключение может быть установлена для каждого заявителя по договору о подключении в индивидуальном порядке. Согласно пункту 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), плата за подключение в индивидуальном порядке устанавливается при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения. Согласно пункту 59 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года № 787, установление платы за подключение в индивидуальном порядке осуществляется органом регулирования на основании обращения теплоснабжающей организации, согласованного с заявителем. В соответствии с пунктом 172 Методических указаний размер индивидуальной платы за подключение соответствует фактическим расходам на подключение конкретного подключаемого объекта. В связи с этим этот вид платы за подключение отражает объективные (экономически обоснованные) затраты на подключение.

С государственным регулированием платы за технологическое присоединение в теплоснабжении по стандартизированным ставкам связана проблема перекрестного субсидирования. Хотя понятие «перекрестное субсидирование» довольно часто встречается в законодательстве, однако легальное его определение, при-

менимое ко всем отраслям энергетики, отсутствует.

По мнению И.Ю. Золотовой, с экономической точки зрения перекрестное субсидирование - это ценовая дискриминация, при которой для одних покупателей (потребителей) устанавливается цена выше предельных издержек, а для других - ниже предельных издержек, что позволяет в общем итоге иметь цены, равные средним издержкам 9. Более точно, с учетом цели установления, понятие рассматриваемого явления сформулировал И. Ряпин. Как пишет автор, перекрестное субсидирование потребителей в энергетике - это перераспределение нагрузки по оплате энергии между различными группами потребителей, когда одни группы потребителей фактически оплачивают часть стоимости потребленной другими потребителями энергии 10.

В литературе перекрестное субсидирование рассматривается как одна из основных проблем электроэнергетики, исторически возникшая в связи с социально-экономическим кризисом начала 1990-х годов 11. В условиях роста инфляции в целях социальной поддержки населения государством была установлена заниженная стоимость электроэнергии, которая покрывалась (субсидировалась) за счет ее увеличения для промышленных потребителей 12.

Однако в сфере теплоснабжения перекрестное субсидирование появилось намного раньше, чем в электроэнергетики, еще в 1980-х годах 13.

С принятием Закона о теплоснабжении перекрестное субсидирование в тарифах на тепловую энергию было запрещено. В соответствии с частью 13 статьи 10 Закона о теплоснабжении при установлении для отдельных категорий потребителей льготных

9 Золотова И.Ю. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: эмпирический анализ, оценка эффективности собственной генерации. С. 70.

10 Ряпин И. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы.

11 Подробнее см. Токарев В. Тарифы на электроэнергию: оспаривание в судах.

12 Подробнее см. Сниккарс П. Перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе необходимо ликвидировать.

13 См. Пресс-релиз по вопросу отмены перекрестного субсидирования тарифов на теплоснабжение.

тарифов на тепловую энергию (теплоноситель) повышение тарифов на тепловую энергию (теплоноситель) для других потребителей не допускается.

Между тем не во всех регионах России произошел отказ от перекрестного субсидирования в тарифах на теплоэнергию. Ситуация усугубляется тем, что в отличие от электроэнергетики в сфере теплоснабжении нет не только утвержденной программы по ликвидации перекрестного субсидирования 14, но и отсутствуют централизованный мониторинг и сбор информации о количестве городов и регионов, в которых в тарифах на тепловую энергию оно до сих пор сохраняется. Так, по словам начальника Управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации В. Гимади, «В сфере теплоснабжения применение перекрестного субсидирования законодательством не допускается, поэтому официальной статистики по данному направлению нет, каждый случай рассматривается и доказывается отдельно» 15.

Кроме того, запрет на перекрестное субсидирование в теплоснабжении касается только тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, однако ограничений для других видов деятельности в теплоэнергетике, в том числе для технологического присоединения, не установлено.

По классификации, предложенной А.В. Радько и Е.М. Андреевой, при установлении тарифов применяются явный и неявный (скрытый) виды перекрестного субсидирования 16.

Явное перекрестное субсидирование использовалось до 1 января 2020 года при установлении платы за подключение в сумме 550 рублей при подключении объектов заявителей с тепловой нагрузкой до 0,1 Гкал/ч.

Согласно пункту 174 Методических указаний фактические расходы исполнителя по подключению объектов заявителей за 550 рублей в виде выпадающих доходов включались в тариф на тепловую энергию либо тариф на ее передачу в зависимости от статуса исполнителя (теплоснабжающая или теплосетевая организация). Соответственно, потребители тепловой энергии через тариф на покупку теплоэнергии субсидировали подключение льготной категории заявителей, подключаемых всего лишь за 550 рублей с учетом НДС.

С 1 января 2020 года установлен запрет на перекрестное субсидирование при подключении потребителей с тепловой нагрузкой до 0,1 Гкал/ч. В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при установлении льготного размера платы за подключение повышение платы за подключение для других потребителей не допускается. Льготная плата за подключение может быть утверждена только при одновременном установлении органом регулирования порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации. При этом при подключении объекта, расположенного в пределах одного населенного пункта, льготной платой потребитель может воспользоваться лишь один раз. Однако в случае если порядок компенсации исполнителю выпадающих доходов не будет утвержден, то подключение объекта заявителя с тепловой нагрузкой до 0,1 Гкал/ч осуществляется в общем порядке с применением стандартизированных ставок платы за подключение.

Вместе с тем новое регулирование не решит существующих проблем в технологическом присоединении. Введение льготной стоимости подключения в 550 рублей было вызвано стремлением законодателя

14 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

15 В сфере теплоснабжения применение перекрестного субсидирования законодательством не допускается. URL: http://ac.gov.ru/commentary/011737.html (дата обращения: 12.04.2019).

16 Радько А.В., Андреева Е.М. Особенности правового регулирования перекрестного субсидирования в топливно-энергетическом комплексе РФ.

поддержать наиболее экономически уязвимую категорию потребителей - граждан, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство, субъектов малого и среднего бизнеса и т. п., для которых подключение в финансовом отношении является достаточно обременительным. В пункте 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения не раскрывается, каким образом орган регулирования должен определить порядок компенсации выпадающих доходов исполнителя, не повышая при этом тариф для других групп заявителей. Речь, по-видимому, идет о финансовой поддержке через бюджетную систему. Однако с учетом жесткой бюджетной политики государства и экономической ситуации в стране, дефицита местных бюджетов обеспечение льготного подключения за счет средств бюджета представляется маловероятным.

Проведенный мониторинг нормативных правовых актов органов тарифного регулирования субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что на 2020 год ни в одном из регионов России не был установлен порядок компенсации выпадающих доходов сетевой организации, что приводит к тому, что принятые нововведения имеют чисто декларативный характер.

Если от явного перекрестного субсидирования законодатель отказался, то в скрытом виде оно продолжает существовать при установлении платы за технологическое присоединение при подключаемой тепловой нагрузке объекта капитального строительства 0,1 Гкал/ч и выше. Его возникновение связано с особенностями расчета платы за подключение.

В соответствии с пунктом 167 Методических указаний установление тарифа за подключение для объектов с тепловой нагрузкой 0,1 Гкал/ч и выше проводится по представленным теплоснабжающей организацией в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнози-

руемым спросом на основе поданных заявок на подключение конкретными заявителями.

Однако плата за подключение, рассчитанная на основании представленных прогнозируемых затрат на подключение определенного заявителя при подключении объекта другого заявителя, имеющего иной объем расходов на подключение, не может полностью учесть экономически обоснованный уровень расходов исполнителя (теплоснабжающей организации) на осуществление мероприятий по технологическому присоединению заявителя. Расчет тарифов на технологическое присоединение на основании лишь прогнозных данных о планируемых расходах на подключение приведет к невозможности установления универсального экономически обоснованного размера платы за подключение, применимого при подключении любого заявителя. В зависимости от заложенных при расчете тарифов прогнозируемых затрат на подключение итоговый размер платы за подключение конкретного заявителя будет отличаться от прогнозных данных, использованных при установлении органом регулирования стандартизированной ставки платы за подключение, в большую или меньшую сторону. При таком порядке ценообразования, если за подключение объекта конкретного заявителя исполнитель получит плату за подключение в сумме большей, чем его фактические затраты, то за подключение переплатит заявитель. Если же сумма расходов теплоснабжающей организации окажется меньше прогнозных данных, заложенных при установлении тарифа, то это приведет к тому, что заявитель оплатит подключение в сумме меньшей, чем фактически понесенные исполнителем расходы на подключение.

Между тем в последнем случае у исполнителя будут отсутствовать источники финансирования расходов на технологическое присоединение, кроме как плата за подключение и средства на мероприятия, заложенные в инвестиционной программе,

которые не всегда утверждаются органом регулирования.

В целях избежания экономически необоснованных расходов на подключение заявителей теплоснабжающие организации заинтересованы в искусственном завышении прогнозируемых затрат на технологическое присоединение посредством отбора и представления в орган регулирования заявок на подключение, отвечающих интересам исполнителя. Ценовая политика теплоснабжающих (теплосетевых) организаций направлена на то, чтобы сформировать предложение на утверждение тарифа таким образом, чтобы заявители, переплачивающие за подключение, фактически покрывали убытки исполнителя за технологическое присоединение объектов заявителей, чья стоимость расходов на подключение оказалась ниже фактических затрат исполнителя. В этом заключается скрытое (неявное) перекрестное субсидирование в технологическом присоединении.

Перекрестное субсидирование является негативным фактором, препятствующим развитию энергетики и экономики в целом. Если введение перекрестного субсидирования в 1990-е годы еще можно было оправдать социально-экономическим кризисом в стране, то применение его в XXI веке для технологического присоединения к системе теплоснабжения не имеет ни экономических, ни социальных предпосылок.

В литературе решение проблемы некоторые авторы видят во включении в расчеты платы за подключение в качестве ее составной части протяженности тепловых сетей. Так, Е.А. Холостов предлагает установить стандартизированные тарифные ставки, единые в рамках одного субъекта Российской Федерации, в виде тарифного меню, состоящего из ставок, расчет которых предлагается вести из средних данных, представленных теплоснабжающей организацией (о количестве и стоимости подключений, протяженности, диаметрах,

типах прокладки сетей) за три предыдущих года 17.

Между тем это не приведет к полному решению проблемы, поскольку не устраняется основной недостаток такого способа тарифообразования, заключающийся в расчете платы за технологическое присоединение на основании прогнозных данных о планируемых подключениях с учетом представленных потребителями заявок на подключение и их отбора теплоснабжающей организацией.

Установление экономически обоснованной стоимости подключения конкретного заявителя возможно только в случае учета в составе платы за подключение расходов, отражающих реальные затраты исполнителя на технологическое присоединение конкретного заявителя, что может быть реализовано при применении ко всем без исключения заявителям индивидуальной платы за подключение. В связи с этим в существующее законодательство могут быть внесены изменения, расширяющие сферу применения платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке. Плата за подключение по стандартизированным ставкам должна устанавливаться как общее регулирование, применяемое между сторонами договора о подключении по умолчанию, однако в случае если одна из сторон договора выразит возражения относительно обоснованности стоимости подключения, то ей должно быть предоставлено право на обращение в орган регулирования с заявлением об установлении индивидуальной платы независимо от наличия технической возможности подключения.

Проблема доступности подключения к системе теплоснабжения для наименее платежеспособной части заявителей и сохранения для них льгот при подключении может быть решена при переходе к адресной модели поддержки заявителей независимо от величины подключаемой тепловой

17 Холостов Е.А. Технологическое присоединение в тепло-, водоснабжении и водоотведении должно стать прозрачным. С. 11.

нагрузки. В законе необходимо определить перечень заявителей, для которых устанавливаются льготы в тарифах, к числу которых отнести, в частности, граждан, использующих тепловую энергию для бытового потребления, субъектов малого предпринимательства, отдельных видов некоммерческих организаций (образовательные, религиозные, благотворительные и т. д.). В качестве льготы для таких потребителей следует предусмотреть право заключать договоры технологического присоединения с рассрочкой платежа равными долями в течение пяти лет. При этом за предоставленную рассрочку заявители должны уплатить проценты в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день их начисления. Такой правовой подход соответствует рыночной модели отношений сторон и обеспечит реализацию принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, провозглашенного в статье 3 Закона о теплоснабжении.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что ликвидация перекрестного субсидирования является одной из перспективных задач в теплоэнергетической отрасли, которая, несомненно, будет способствовать развитию централизованного теплоснабжения, формированию понятных для всех участников отношений на рынке тепловой энергии правил игры и создаст благоприятные условия для подключения новых потребителей к системе теплоснабжения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Теплоэнергетика и централизованное теплоснабжение России 2015-2016 годы. URL: https://minenergo.gov.ru/node/10850 (дата обращения: 25.08.2019).

2. Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу. URL: https://www.rosteplo.ru/Npb_files/ npb_shablon.php?id=27 (дата обращения: 25.08.2019).

3. Российское теплоснабжение в цифрах // Новости теплоснабжения. 2015. № 9 (181). С. 3-8.

4. Семенов В. Г. Стратегия развития теплоснабжения в Российской Федерации на период до 2025 года (проект 2019). URL: https://www.rosteplo.ru/Tech_stat/ stat_shablon.php?id=3140 (дата обращения: 30.08.2019).

5. Стенников В. А. «Альтернативная котельная» - путь в никуда для теплоснабжения // Новости теплоснабжения. 2014. № 7 (167). С. 10-16.

6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года № 2655-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7521.

7. О теплоснабжении : Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159.

8. Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения : приказ Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 33.

9. Гиличинская О. Л. Презентация «Установление платы за подключение (технологическое присоединение)». URL: http:// protariff.ru/uploads/NDffBt5bYH9oM_MB.pdf (дата обращения: 04.08.2019).

10. О ценообразовании в сфере теплоснабжения : постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 44, ст. 6022.

11. О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федера-

ции : постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года № 787 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 29, ст. 4432.

12. Золотова И. Ю. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: эмпирический анализ, оценка эффективности собственной генерации // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 3 (102). С. 70-77. URL: http://www.fa.ru/org/dep/men/ coik/SiteAssets/Pages/publications/Пере крестное%20субсидирование%20в%20 электроэнергетике%20эмпирический%20 анализ%2С%20оценка%20эффективно сти%20собственной%20генерации.%20 Золотова%20И.Ю..pdf (дата обращения: 11.04.2019).

13. Ряпин И. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы. URL: https://holding-energy.ru/ docs/subscribes/perekresnoe_subsidirovanie. pdf (дата обращения: 11.04.2019).

14. Токарев В. Тарифы на электроэнергию: оспаривание в судах // Жилищное право. 2017. № 7. С. 57-68.

15. Сниккарс П. Перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе необходимо ликвидировать // Энергетика и промышленность России. 2017. № 21 (329).

URL: https://www.eprussia.ru/epr/329/437159. htm (дата обращения: 11.04.2019).

16. Пресс-релиз по вопросу отмены перекрестного субсидирования тарифов на теплоснабжение. URL: https://pandia. ru/text/81/085/94450.php (дата обращения: 11.04.2019).

17. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст. 5489.

18. В сфере теплоснабжения применение перекрестного субсидирования законодательством не допускается. URL: http:// ac.gov.ru/commentary/011737.html (дата обращения: 12.04.2019).

19. Радько А. В., Андреева Е. М. Особенности правового регулирования перекрестного субсидирования в топливно-энергетическом комплексе РФ // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2. С. 87-95.

20. Холостов Е. А. Технологическое присоединение в тепло-, водоснабжении и во-доотведении должно стать прозрачным // Новости теплоснабжения. 2017. № 08 (204). С. 10-14.

* * *

О

BEST

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почти 40% покупателей для приобретения новостройки продают вторичную квартиру

NOVOSTROY ® октября в ходе Международного жилищного конгресса (Санкт-Петербург) состоялось выступление Виктории Григорьевой, генерального директора и партнера компании «БЕСТ-Новострой». На конференции ««Трейд-ин на первичном рынке: риски и схемы партнерства» эксперт поделилась актуальными данными и прогнозами и дальнейшем развитии направления трейд-ин на рынке жилья.

В Московском регионе трейд-ин имеет свои особенности - в частности, речь не идет о прямом выкупе вторичной квартиры застройщиком или агентством недвижимости. Но так или иначе, около 40% покупателей недвижимости в новостройках используют как основной капитал средства, полученные от продажи своей вторичной недвижимости.

Эта доля будет увеличиваться, так как платежеспособный спрос ограничен, людей со «свободными деньгами» или сбережениями становится все меньше, а квартирный вопрос по-прежнему один из самых актуальных. Стоит отметить, что в сегменте комфорт класса, доля сделок по программе трейд-ин значительно выросла за последние 2 года. Значительна и динамика по стоимости квартир в новостройках в данном сегменте. Так, по данным аналитической системы bnMAP. pro, за период 2019 -2020 гг. стоимость квадратного метра жилья комфорт-класса увеличилась

Окончание на с. 106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.