Научная статья на тему 'Перекрестная торговля ЛС НА ФАРМРЫНКАХ РОССИИ И УКРАИНЫ'

Перекрестная торговля ЛС НА ФАРМРЫНКАХ РОССИИ И УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ТОРГОВЛЯ ЛС / ФАРМРЫНКИ СНГ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия, Шибаева Анна

Невзирая на историческую, культурную и ментальную общность соседей Украины и России, взаимный товарооборот фармрынков этих стран характеризуется более чем скромными цифрами. Представленные в данной публикации рейтинги максимально отражают фармрынки Украины и России, т.к. их участники аккумулируют львиную долю объема продаж. Каковы успехи российских и украинских ЛС в перекрестной торговле на фармрынках этих стран?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перекрестная торговля ЛС НА ФАРМРЫНКАХ РОССИИ И УКРАИНЫ»

(рирмрынпи сиг • : I

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ТОРГОВЛЯ ЛС НА ФАРМРЫНКАХ РОССИИ И УКРАИНЫ

Ad impossibilia nemo obligatur.

К невозможному никого не обязывают.

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум», Россия, Анна ШИБАЕВА, «Морион», Украина

Перекрестная торговля ЛС

НА ФАРМРЫНКАХ РОССИИ И УКРАИНЫ

Невзирая на историческую, культурную и ментальную общность соседей — Украины и России, взаимный товарооборот фармрынков этих стран характеризуется более чем скромными цифрами. Представленные в данной публикации рейтинги максимально отражают фармрынки Украины и России, т.к. их участники аккумулируют львиную долю объема продаж. Каковы успехи российских и украинских ЛС в перекрестной торговле на фар-мрынках этих стран?

УКРАИНА В РОССИИ

Данные относительно российского фармрынка включают розничный, госпитальный сегменты и присутствующий на рынке России перечень обязательных и необходимых ЛС (ОНЛС), которые обеспечиваются за счет государства. В качестве источника информации о реализации и импорте ЛС в Россию были использованы данные исследовательской компании IMS Health, а также данные о регистрации «Клифар-Госреестр». Данные в денежном выражении представлены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период в данной публикации — 2009 г., базис для сравнения — 2007—2008 гг.

о d о

...НА ФАРМРЫНКЕ РФ

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно Конституции Российской Федерации. Это право реализуется через Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи. При оказании медицинской помощи в условиях больничных учреждений, а также скорой и неотложной медицин-

ской помощи гражданам бесплатно предоставляются жизненно необходимые ЛС и изделия медицинского назначения в соответствии с установленными территориальными программами. При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях отдельные категории граждан обеспечиваются необходимыми ЛС и изделиями медицинского

назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50%-ной скидкой со свободных цен (перечень категорий граждан определяется субъектом РФ).

За время реализации программа ОНЛС неоднократно претерпевала изменения. Самая значительная модернизация произошла в 2008 г., когда в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии. Так, лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан с 2008 г. делится на 2 части — централизованные закупки (Программа 7 нозологий) и региональные закупки (Программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС)).

Обращение ЛС в РФ регулируется Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», который претерпел некоторые изменения с 1 апреля 2010 г.

Цены на жизненно необходимые и важнейшие ЛС (ЖНВЛС) теперь будут определяться исходя из зарегистрированных производителями цен в Росздравнадзоре (оптовая и розничная наценка определяется в каждом регионе на основе

56 В ФАРМРЫНКИ СНГ

РЕМОДШМ 2010 август

рисунок 1

Объем российского

рынка ЛС и объем продаж препа-

ратов украинского производства

на российском рынке в денежном

выражении в 2007—2009 гг.

с указанием темпов прироста/

убыли по сравнению

с предыдущим годом

Российский рынок ЛС в целом (млрд. долл.

16,4

12,2

ш

15,2

2007 2008 2009

Украинские ЛС (млн. долл.) 35 г 32,8 31,7

24,9

ш

2007 2008 2009

рисунок 2

Объем российского

рынка ЛС и объем продаж препа-

ратов украинского производства

на российском рынке в натураль-

ном выражении в 2007—2009 гг.

с указанием темпов прирос-

та/убыли по сравнению

с предыдущим годом

Российский рынок ЛС в целом (млрд. упак.] 4,5 4,7 4,5

2007 2008 2009

Украинские ЛС (млн. упак.) 39,1

г г39^ 35,0

31,2

I

2007 2008 2009

рисунок 3

Долевое распределение продаж препаратов украинского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении по источнику реализации в 2007—2009 гг.

Натуральное выражение 0,0 0,1 0,2

Гш]

2007

2008

2009

Денежное выражение 0,0 0,2 0,1 16,4

2007

2008

2009

и — Розничный

сегмент

□ — Больничный

сегмент

□ — ОНЛС

рисунок 4

Долевое распределение продаж препаратов украинского производства в общем объеме их продаж на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в 2007—2009 гг.

Натуральное выражение

Денежное выражение

- 39,4 37,0 34,1 100 во

- 60,6 63,0 65,9 60 40

- 20

2007 2008 2009

54,4

46,0

40,7

45,6 54,0

■ — Безрецеп-

турные ЛС

□ — Рецептур-

ные ЛС

2007 2008 2009

рисунок 5

Структура продаж препаратов украинского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в 2007—2009 гг.

Натуральное выражение

0,0 0,0 0,1

0,0 0,0 0,0

0,8 0,5 0,3

5,2 4,7 5,4 100

I--1

80

60

94,0 94,7 94,2

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I , 20 _1 л

2007

Денежное выражение

2008

2009

2007

2008

2009

■ — <2$

□ — 2—5$

□ — 5—10$

■ — 10—20$

□ — >20$

методики Федеральной службы по тарифам). Кроме того, в настоящее время в РФ активно обсуждается проект нового закона об обязательном медицинском страховании (ОМС), основой которого станет централизация системы ОМС и переход к одноканальной

системе финансирования. Разворачивание системы в соответствии с проектом произойдет в течение 2011 г. С 1 сентября 2010 г. в России начинается перевод всех производителей лекарств на мировые стандарты качества. Эта революционная процедура должна

ФАРМРЫНКИ СНГ В 57

2010 август РШШ1ШМ

таблица 1| Объем российского фармрынка и продаж ЛС украинского производства в денежном

и натуральном выражении, а также долевое участие препаратов украинского производства в общем

объеме российского фармрынка и объема импорта ЛС в Россию в 2007—2009 гг.

Денежное выражение, млн. дол. Натуральное выражение, млн. упаковок

2007 2008 2009 2007 2008 2009

Общий объем продаж российского фармрынка 12179 16429 15233 4466 4733 4542

Объем продаж ЛС украинских производителей на российском фармрынке 24,9 32,8 31,7 31,2 39,1 35,0

Доля продаж ЛС украинских производителей на российском фармрынке, % 0,2 0,2 0,2 0,7 0,8 0,8

Доля ЛС украинского производства в общем объеме импорта ЛС в Россию, % — — — 2,3 2,8 2,4

завершиться к 1 января 2014 г. Примерно 10% российских фармпроизво-дителей уже перешли на стандарты GMP, еще около 40% имеют отдельные цеха, работающие по системе GMP, однако остальные 50% не предпринимают необходимых шагов для перевода производств на мировые стандарты. В России продвижение препаратов регулируется законодательными органами с помощью Закона «О рекламе», согласно которому запрещается использование медицинских и фармацевтических работников, за исключением рекламы медицинских услуг, средств личной гигиены. Также было введено новое требование о том, что «сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в т.ч. о способах применения и использования ЛС, допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению...». Важным положением является также запрет на скрытую рекламу. Реклама рецептурных препаратов разрешается только для специалистов здравоохранения. Как и в западно-европейском законодательстве, публичная реклама ЛС теперь должна сопровождаться предупреждением о наличии побочных эффектов, указанием на необходимость посоветоваться со специалистами и внимательно читать инструкцию.

Кроме Закона «О рекламе» существуют другие нормативные документы. Так, в России действует кодекс маркетинговой практики А1РМ, который был введен в 1998 г. Целью принятия кодекса было содействие в развитии и приме-

таблица 2

Топ-10 украинских производителей по объему продаж ЛС на российском фармрынке в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2007—2008 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

№ п/п, год Прирост объема

Производитель продаж 2009/2007, %

2009 2008 2007 денежное выражение натуральное выражение

«Фармак» 1 2 4 123,8 -3

«Здоровье» 2 1 2 62,2 75,9

«Галичфарм» 3 3 1 -13,1 -47

«Фарма Старт» 4 7 13 793,8 658,4

Луганский ХФЗ 5 5 7 44,5 23,9

«Дарница» 6 4 3 -50,1 -41,7

«Львовдиалик» ГП 7 6 5 -18 -9,4

«Опытный Завод» ГНЦЛС 8 8 9 24,8 11,8

«Биостимулятор» Одесское ПХФО 9 11 11 70,4 74,4

«Лекхим-Харьков» 10 9 8 -52,6 -43,8

таблица 3

Топ-10 украинских производителей по объему продаж ЛС на российском фармрынке в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2007—2008 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

Брэнд

№ п/п, год

2009 2008 2007 денежное выражение натуральное выражение

Диазолин 1 3 7 330,5 21,9

Корвалол 2 4 12 381,4 91,2

Кальция глюконат 3 7 4 94,9 24,6

Уролесан 4 2 1 20,7 -5,7

Аспаркам 5 1 2 35 40,4

Никотиновая кислота 6 5 6 14,3 21,8

Сенадексин 7 8 22 226,2 156,7

Пиридоксина гидрохлорид (витамин В6) 8 10 13 19,3 14,9

Хлорофиллипт 9 14 8 -21,5 -27,2

Дитилин 10 9 9 -23,4 -33,4

Прирост объема продаж 2009/2007, %

58

ФАРМРЫНКИ СНГ

PEMEÜULJM

2010 август

таблица 4

Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня украинского производства по объему продаж на российском фармрынке в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге в 2007—2008 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

№ п/п, год

АТС-группа 2009 2008 2007 Денежное выражение Натуральное выражение

A12 «Минеральные добавки» 1 1 2 58,3 37

R06 «Антигистаминные препараты системного действия» 2 4 7 321,1 20,8

N05 «Психотропные препараты» 3 5 12 345,6 100,2

G04 «Препараты для лечения урологических заболеваний» 4 2 1 -8,2 -16,1

C04 «Периферические вазодилататоры» 5 7 6 10,2 17,2

C01 «Препараты для лечения заболеваний сердца» 6 3 4 -28,1 -20,6

A11 «Витамины» 7 6 5 -18,4 -25,3

A06 «Слабительные» 8 9 18 226,2 156,7

N01 «Анестетики» 9 8 3 -57,4 -57,1

A05 «Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей» 10 16 15 61 13

Прирост объема продаж 2009/2007, %

нении норм честной и ответственной маркетинговой практики, принимающей во внимание интересы общественного здравоохранения.

ф УКРАИНСКИЕ ЛС В РОССИИ

В 2009 г. на российском фармацевтическом рынке насчитывалось 29 украинских игроков, которыми было зарегистрировано 174 торговых наименования (из них 159 уникальных), из которых 59 входят в российский список ЖНВЛС, а общее количество зарегистрированных в РФ лекарственных форм украинского производства с учетом формы выпуска, дозировки и номера в упаковке составило 407. Общий объем реализации украинских производителей составил 31,7 млн. долл. за 35 млн. упаковок, уменьшившись по сравнению с 2008 г. на 3,4% в денежном и 10,5% в натуральном выражении (табл. 1; рис. 1, 2). Данная тенденция была связана не с сокращением потребления ЛС украинских производителей, а с уменьшением импорта со стороны Украины в Россию (объем ввозимых препаратов снизился на 9,3% в упаковках). В отличие от препаратов, импортируемых из других стран, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС украинского производства не превышала 0,7 долл., что более чем в 3 раза ниже средней стоимости упаковки в Рос-

сии в целом. В общей структуре потребления ЛС в РФ доля украинских препаратов довольно мала и составляет 0,2% в денежном и 0,8% в натуральном выражении. Основной объем реализации ЛС украинского производства приходится на аптечный сегмент (более 80%). Остальная часть реализуется через лечебно-профилактические учреждения (рис. 3). Важно отметить, что ряд препаратов обеспечивается за счет ОНЛС (около 20 ЛС).

На российском фармрынке в денежном и натуральном выражении доминируют безрецептурные ЛС украинского производства (рис. 4). Низкая средняя стоимость украинских ЛС подтверждается ценовой структурой продаж. Так, основной объем продаж в натуральном выражении (>90%) приходится на низкостоимостные ЛС (<2 долл.; рис. 5). Однако необходимо отметить значительную долю продаж (около 50%) ЛС высокостоимостного сегмента (>20 долл.) в денежном выражении. Лидером среди украинских производителей является компания «Фар-мак», которая за 2 года переместилась с 4-й на 1-ю позицию за счет роста продаж в денежном выражении более чем в 2 раза. 2-я позиция принадлежит компании «Здоровье» (табл. 2). Благодаря высоким темпам роста продаж в Топ-10 произво-

дителей в 2009 г. вошли компании «Фарма Старт» и «Биостимулятор». Топ-10 компаний аккумулируют суммарно на российском фармрынке 90% в денежном и 93% в натуральном выражении.

Среди брэндов ЛС украинского производства на российском фармрынке по объему продаж в денежном выражении лидирует препарат Диазолин, который за 2 года поднялся с 7-й строчки рейтинга благодаря увеличению продаж более чем в 3 раза (табл. 3). Подобная ситуация наблюдалась с препаратами Корвалол, который переместился с 12-й на 2-ю позицию, и Сенадексин (с 22-й позиции — на 7-ю). Ведущая десятка брэндов в общем объеме продаж украинских ЛС на фармрынке РФ занимает 62% в денежном и 60% в натуральном выражении.

Рейтинг АТС-групп 2-го уровня ЛС украинских производителей возглавляют препараты группы Л12 «Минеральные добавки» (табл. 4). Значительные изменения претерпели ЛС групп R06 «Антигистаминные препараты системного действия» и N05 «Психотропные препараты» (переместившиеся с 7-й позиции на 2-ю и с 12-й на 3-ю, соответственно). Доля Топ-10 АТС-групп 2-го уровня составляет 74% объема продаж украинских ЛС в России в денежном и 75% в натуральном выражении.

ФАРМРЫНКИ СНГ

59

РОССИЯ В УКРАИНЕ

При анализе украинского фармрынка были учтены розничный и госпитальный сегменты. Сведения о реализации лекарственных средств (ЛС) на украинском фармрынке основываются на данных аналитической системы исследования рынка «Фармстан-дарт»/PharmXplorer компании Proxima Research. Сведения относительно импорта ЛС в Украину были предоставлены Государственным информационно-аналитическим центром мониторинга внешних товарных рынков «Госвнешинформ» и информационно-аналитическим агентством «Союзинформ». Данные в денежном выражении представлены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период в данной публикации — 2009 г., базис для сравнения — 2007—2008 гг.

о d о

...НА УКРАИНСКОМ ФАРМРЫНКЕ

В Украине обращение ЛС регулируется рядом законов и подзаконных актов. В соответствии с Законом Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» граждане обеспечиваются ЛС и иммунобиологическими препаратами через аптечные и лечебно-профилактические учреждения. Законодательство о ЛС представлено Законом Украины «О лекарственных средствах» и другими нормативными актами, принятыми согласно ему. ЛС допускаются к применению после их государственной регистрации, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. Специальным органом государственного контроля качества ЛС является Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины с непосредственно подчиненными ей территориальными инспекциями.

Производство ЛС осуществляется физическими или юридическими лицами на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством. Основанием для выдачи лицензии на производство ЛС является наличие соответствующей материально-технической базы, квалифицированного персонала, а также условий для осуществления контроля за качест-

вом производимых ЛС. С 2009 г. в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами внедрены требования надлежащей производственной практики (ОМР). На территорию Украины могут ввозиться ЛС, зарегистрированные в Украине, при наличии сертификата качества, который выдается производителем. Порядок ввоза ЛС в указанных случаях определяется Министерством здравоохранения Украины.

Оптовая, розничная торговля ЛС на территории Украины осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством. Сегодня в Украине отсутствует механизм возмещения стоимости ЛС для населения со стороны государства.

Реклама ЛС регулируется Законом Украины «О рекламе». Согласно этому документу реклама рецептурных ЛС запрещена. Кроме того, предусмотрен ряд требований к рекламе ЛС, среди которых упоминание о необходимости консультации с врачом перед использованием ЛС, рекомендация об обязательном ознакомлении с инструкцией по примене-

2010 август РШШ1ШМ

на фармрынках СНГ

В КАЗАХСТАНЕ МОДЕРНИЗИРУЮТ ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство РК одобрило «Отраслевую программу развития фармацевтической промышленности РК на 2010—2014 гг.». Соответствующий документ 13 июля на заседании Кабинета министров представил первый вице-министр индустрии и новых технологий РК Альберт Рау. По словам вице-министра, программа нацелена на то, чтобы к 2014 г. внутренний рынокЛС и изделий медназначения Казахстана составлял 50% в натуральном выражении за счет отечественного производства. По словам вице-министра, для достижения этой цели, согласно программе, планируется провести модернизацию действующих и строительство новых фармпредприятий, обеспечить внедрение стандартов качества производства ^МР), обеспечить саму отрасль квалифицированными кадровыми ресурсами. Как отметил А.Рау, основным инструментом для реализации программы является заключение долгосрочного договора сроком до 7 лет на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения у отечественных производителей через ТОО «СК-Фармация», «но при условии модернизации производства в соответствии с международными стандартами GMP». Программа предполагает также поддержку экспортных направлений.

КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18 июля в рамках казахстанско-герман-ского бизнес-форума в ходе официального визита канцлера ФРГ Ангелы Мер-кель состоялось подписание Программы действий в рамках партнерства между Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Федеральным министерством здравоохранения Федеративной Республики Германия в области здравоохранения. Документ скрепили подписями от казахстанской стороны министр здравоохранения РК Доскалиев Жаксылык Акмурзаевич и от германской стороны Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в РК Шлагетер Райнер Ойген. Подписание данной Программы действий позволит придать новый импульс казах-станско-германскому партнерству в области здравоохранения. Двустороннее сотрудничество в области здравоохранения с ФРГ осуществляется в рамках Совместного заявления о сотрудничестве в области здравоохранения между Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Федеральным министерством здравоохранения Федеральной Республики Германия, подписанного в 2007 г. в Берлине (ФРГ).

60 В ФАРМРЫНКИ СНГ

ршшиим 2010 август

рисунок 6

Объем украинского

рынка ЛС и объем продаж препа-

ратов российского производства

на украинском рынке в денежном

выражении в 2007—2009 гг.

с указанием темпов прироста/

убыли по сравнению

с предыдущим годом

Украинский рынок ЛС в целом (млрд. долл.]

3,1

2,5

я

0,

1 +

2007 2008 2009

Российские ЛС (млн. долл.) 95,3

84,6

73,7--

I*

2007 2008 2009

рисунок 7

Объем украинского

рынка ЛС и объем продаж препа-

ратов российского производства

на украинском рынке в натураль-

ном выражении в 2007—2009 гг.

с указанием темпов прироста/

убыли по сравнению

с предыдущим годом

Украинский рынок ЛС в целом (млн. упак.) 1478,4 1379 3

1379,3 1302,4

2007 2008 2009 Российские ЛС (млн. упак.) 29,6 29,0 26,8

2007 2008 2009

рисунок 8

Долевое распределение продаж препаратов российского производства на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении по источнику реализации в 2007—2009 гг.

Натуральное выражение 91,2 93,6 92,9

2007

6,4 2008

7,1 2009

Денежное выражение 90,3 90,8 92,3

9,7 2007

9,2 2008

7,7 2009

■ — Госпитальный

сегмент

□ — Розничный

сегмент

рисунок 9

Долевое распределение продаж препаратов российского производства в объеме их реализации на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в 2007—2009 гг.

Натуральное выражение 37,0 32,8 30,5

Денежное выражение 46,2 47,2 44,5

- □ -1 100 80 -

60

67,2 69,5 40 53,8 52,8 55,5

20

-1 0

■ — Безрецеп-

турные ЛС

□ — Рецептур-

ные ЛС

2007 2008 2009

2007 2008 2009

рисунок 10

Структура продаж препаратов российского производства на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в 2007—2009 гг.

Натуральное выражение

2007

2008

Денежное выражение

2009

2007

2008

2009

■ — <2$

□ — 2—5$

□ — 5—10$

■ — 10—20$

□ — >20$

нию, объективность информации, представленной в рекламе, и др.

ф РОССИЙСКИЕ ЛС В УКРАИНЕ

На украинском фармрынке по состоянию на 01.05.2010 общее коли-

чество российских производителей составило 81, а общее количество зарегистрированных торговых наименований ЛС российского производства — 270, общее количество зарегистрированных лекарственных форм российского производства с

ФАРМРЫНКИ СНГ В 61

2010 август РЕМЕОииМ

таблица б| Объем украинского фармрынка и продаж ЛС российского производства в денежном и натуральном

выражении, а также долевое участие препаратов российского производства в общем объеме украинского

фармрынка и объема импорта ЛС в Украину в 2007—2009 гг.

Денежное выражение, млн. долл. Натуральное выражение, млн. упаковок

2007 2008 2009 2007 2008 2009

Общий объем продаж украинского фармрынка 2536 3057,6 2612,3 1478,4 1379,3 1302,4

Объем продаж российских производителей на украинском фармрынке 73,7 95,3 84,6 29,6 29 26,8

Доля продаж российских производителей на украинском фармрынке, % 2,9 3,1 3,2 2,0 2,1 2,1

Доля ЛС российского производства в общем объеме импорта ЛС в Украину, % 3,2 3,3 4,0 3,4 3,0 3,5

учетом формы выпуска, дозировки и номера в упаковке составило 528. По итогам 2009 г. общий объем украинского рынка ЛС (розничный + госпитальный сегменты) составил 2,6 млрд. долл. за 1,3 млрд. упаковок, уменьшившись на 14,6% в долларовом эквиваленте и 5,6% в натуральном выражении (табл. 5; рис. 6, 7). В этом объеме ЛС российского производства аккумулируют удельный вес в размере 3,2% в денежном и 2,1% натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС российского производства на украинском фармрынке в 2007— 2009 гг. увеличилась на 26,7% — с 2,5 до 3,2 долл. Отметим, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на украинском фармрынке в целом в 2009 г. составила 2 долл. Примечательно, что если на розничном рынке ЛС доля российских препаратов относительно стабильна, то в общем объеме украинского импорта в 2007—2009 гг. их удельный вес увеличился с 3,2 до 4,0% в денежном и с 3,4 до 3,5% в весовом выражении.

Если провести параллель развития сегмента ЛС российского производства на фоне украинского рынка ЛС в целом, то темпы развития объема продаж российских препаратов в денежном выражении опережают таковые среднерыночных, а в натуральном, напротив, в этом сегменте отмечают более глубокую убыль (рис. 6, 7). Так, в 2009 г. объем продаж ЛС российского производства составил 84,6 млн. долл. за 26,8 млн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таблица 6

Топ-10 российских производителей по объему продаж ЛС на украинском фармрынке в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2007—2008 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

№ п/п, год Прирост объема

Производитель продаж 2009/2007, %

2009 2008 2007 денежное выражение натуральное выражение

«Нижфарм» 1 2 2 33,4 -0,7

«Материа Медика» 2 1 1 -0,5 13,9

«Дальхимфарм» 3 3 4 43,6 50,1

«Полисан» 4 4 3 11,7 -8,0

«Эллара» 5 5 5 -23,4 -26,5

«Ферон» 6 7 7 25,0 17,8

«Татхимфармпрепараты» 7 8 6 11,2 -22,2

«Щелковский витаминный завод» 8 6 9 62,1 54,9

«Герофарм» 9 10 20 253,7 273,9

«Микроген» 10 9 8 -36,4 -56,0

таблица 7

Топ-10 брэндов ЛС российского производства по объему продаж на украинском фармрынке в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге в 2007—2008 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

Брэнд

№ п/п, год

2009 2008 2007 денежное выражение натуральное выражение

Анаферон 1 2 2 67,2 64,3

Арбидол 2 1 1 45,1 51,7

Циклоферон 3 4 4 -10,7 -24,5

Мексидол 4 3 3 -24,1 -27,0

Виферон 5 6 8 25,0 17,8

Реамберин 6 8 9 16,7 5,8

Хондроксид 7 5 7 -11,8 -17,2

Витапрост 8 10 10 11,8 3,2

Кортексин 9 11 26 235,3 266,9

Гексикон 10 12 12 42,5 18,6

Прирост объема продаж 2009/2007, %

62

ФАРМРЫНКИ СНГ

РШШ1ШМ 2010 август

таблица г| Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня российского производства по объему продаж

на украинском фармрынке в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге

за 2007—2008 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

АТС-группа № п/п,год Прирост объема продаж 2009/2007, %

2009 2008 2007 денежное выражение натуральное выражение

L03 «Иммуностимуляторы» 1 1 1 41,3 42,1

J05 «Противовирусные средства для системного применения» 2 3 3 46,4 51,9

N07 «Прочие средства, действующие на нервную систему» 3 2 2 -25,0 -27,3

N06 «Психоаналептики» 4 5 5 53,8 11,4

G04 «Средства, применяемые в урологии» 5 4 4 -26,3 -25,4

G01 «Противомикробные и антисептические средства, применяемые в гинекологии» 6 6 6 29,2 2,8

B05 «Кровезаменители и перфузионные растворы» 7 8 8 11,2 -2,3

M01 «Противовоспалительные и противоревматические средства» 8 7 7 -11,8 -17,2

S01 «Средства, применяемые в офтальмологии» 9 11 12 59,6 12,7

D07 «Кортикостероиды для применения в дерматологии» 10 10 10 5,8 -8,8

упаковок, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом на 11,3% в денежном и 7,7% в натуральном выражении.

В структуре продаж ЛС российского производства по источнику реализации львиную долю, как и на рынке ЛС в целом, аккумулирует розничный сегмент в денежном и натуральном выражении — 92,3 и 92,9%, на госпитальный сегмент приходится, соответственно, 7,7 и 7,1% (рис. 8).

В структуре продаж ЛС российского производства в 2007—2009 гг. удельный вес безрецептурных ЛС в объеме украинского рынка ЛС в денежном выражении изменился незначительно — с 54 до 55%, в то время как в натуральных величинах был отмечен более существенный рост по этому показателю — с 63 до 70% (рис. 9).

В структуре продаж ЛС российского производства на украинском фарм-рынке в натуральном выражении превалируют низкостоимостные препараты (менее 2 долл.), на их долю приходится 60% (рис. 10). В денежном выражении ЛС указанных ценовых ниш представлены приблизительно в одинаковых пропорциях. Рейтинг российских производителей ЛС по объему продаж на укра-

инском фармрынке в денежном выражении по итогам 2009 г. возглавила компания «Нижфарм», переместившись со 2-й позиции по сравнению с предыдущими 2 годами благодаря опережающим темпам прироста в денежном выражении (табл. 6). На 2-м и 3-м местах, соответственно, расположились «Мате-риа Медика» и «Дальхимфарм». Состав Топ-10 в 2007—2009 гг. был относительно стабильным, за исключением прорыва компании «Геро-фарм», которая переместилась с 20-й позиции в 2007 г. на 9-ю в 2009 г. Суммарно Топ-10 российских производителей по объему продаж ЛС на украинском фармрынке в 2009 г. аккумулировала долю в размере 82% в денежном и 86% в натуральном выражении.

В Топ-лист брэндов ЛС российского производства на украинском фарм-рынке по объему продаж в денежном выражении лидирует Анаферон (табл. 7). 2-ю и 3-ю позиции заняли препараты Арбидол и Циклофе-рон. Ранее упомянутый прорыв компании «Герофарм» был обусловлен значительным приростом (+253% в денежном и +267% в натуральном выражении) продаж на украинском фармрынке препарата Кортексин. В 2007—2009 гг. суммарная доля этих

Топ-10 брэндов ЛС увеличилась с 50 до 54% в денежном и с 19 до 27% в натуральном выражении. В разрезе фармакотерапевтической структуры продаж ЛС российского производства на украинском фарм-рынке в течение последних 3-х лет бессменными лидерами выступают препараты группы L03 «Иммуностимуляторы» (табл. 8). За ними следуют ЛС групп J05 «Противовирусные средства для системного применения» и N07 «Прочие средства, действующие на нервную систему». Состав первой десятки данного рейтинга на протяжении 2007—2009 гг. оставался практически неизменным, за исключением пополнения препаратами группы Б01 «Средства, применяемые в офтальмологии», которая потеснила с 9-й на 14-ю позицию ЛС, отнесенные к группе J01 «Антибактериальные средства для системного применения». Удельный вес Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня в 2007—2009 гг. в денежном выражении увеличился незначительно (с 77 до 79%), в то время как в натуральных величинах этот показатель возрос с 45 до 54%, что свидетельствует о снижении средневзвешенной стоимости препаратов этих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.