КНИГА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
УДК 070:93/94 (571.1) DOI: 10.17223/23062061/14/4
Н.В. Жилякова, М.В. Нисова
ПЕРЕИЗДАНИЕ КУЛЬТОВОГО ТОМСКОГО РОМАНА «ТОМСКИЕ ТРУЩОБЫ» НЕ-КРЕСТОВСКОГО: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕЧАТНОЙ И ЦИФРОВОЙ ВЕРСИЙ1
Аннотация. Рассматривается история создания одного из популярных романов томского писателя начала XX в. В.В. Курицына (псевдоним Не-Крестовский) «Томские трущобы». Этот роман, востребованный у современного массового читателя, был впервые опубликован на страницах периодического издания (газета «Сибирские отголоски»), затем издан отдельной книгой, переиздан в 1990-х гг., в настоящее время представлен на сайтах крупных издательских центров. Авторы статьи рассматривают возможности нового переиздания, в котором могут быть использованы современные информационные технологии, интерактивные формы взаимодействия с читателем, дополнительные виды визуализации романного материала.
Ключевые слова: сибирский роман, В.В. Курицын (Не-Крестовский), «Томские трущобы».
Предметом исследования в настоящей статье является роман Не-Крестовского (В.В. Курицына) «Томские трущобы», изданный в Томске в начале XX в., который был одним из элементов томского городского фольклора советских времен. Об этой книге многие знали, передавали из рук в руки, хранили в семьях как один из атрибутов утраченного дореволюционного быта, о чем рассказывают не только томские старожилы, но и представители средних и молодых поколений томичей. При этом читатели «Томских трущоб» никогда не переоценивали художественную значимость книги: по содержанию это классический «авантюрный роман», «бульварное
1 Статья написана при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Томской области в рамках научного проекта № 17-14-70006 «Словесная культура Сибири в общероссийском и европейском контекстах».
чтиво» о похождениях группы мошенников в дореволюционном Томске и других сибирских городах (Барнауле, Новониколаевске). Такого рода литература была широко распространена в России начала XX в., преимущественно в европейской части.
Уникальность «Томских трущоб» не была связана с художественными и эстетическими достоинствами книги, а состояла в её существовании на пересечении нескольких направлений, связанных с процессами формирования городского сообщества, психологией советского человека, «перекличкой» «Томских трущоб» со знаменитыми «Петербургскими трущобами» В. Крестовского. Именно эта внехудожественная ценность романа обеспечила ему «культовость» и непреходящую востребованность у сменяющихся поколений читателей - жителей Томска.
Немного об истории романа. Его автор - Валентин Владимирович Курицын (1879-1911), уроженец Барнаула, выпускник Барнаульского горного училища. После трёхлетней работы на золотых приисках он приехал в Томск и с 1901 г. начал работать в управлении Сибирской железной дороги. Одновременно Курицын начал сотрудничать с томскими изданиями В. А. Долгорукова (подробнее о нем см: [1]): публиковал очерки и рассказы в журнале «Сибирский наблюдатель», попробовал себя в сатирических жанрах в приложении к «Сибирским отголоскам» под названием «Бубенцы», а в 1907 г. в газете «Сибирские отголоски» начал печатать уголовный роман-хронику «Томские трущобы» (под псевдонимом «Не-Крестовский»). Роман был закончен в 1908 г., он принёс своему автору известность и популярность -правда, несколько скандального характера.
«Томские трущобы» сразу же оказались востребованы у публики. Роман после публикации в газете уже в 1908 г. был издан отдельной книгой тиражом 1 500 экземпляров, затем переиздан в 1909 г. Успех первого романа подвиг В.В. Курицына к дальнейшей разработке темы. На протяжении 1908-1910 гг. в тех же «Сибирских отголосках» публиковался роман «Человек в маске». Он был заявлен как продолжение романа «Томские трущобы», однако это произведение представляет собой целостный законченный текст с собственным развернутым и полностью завер-
шённым сюжетом. В 1910 г. в газете начали печатать продолжение «Томских трущоб» и «Человека в маске» - роман «В погоне за миллионами», однако это произведение осталось незавершённым: в связи с переходом газеты к новым издателям публикация романа была прервана (опубликовано 10 глав первой части «Под гипнозом страсти»).
После установления советской власти роман на 80 лет выпал из сферы официального книгоиздания и литературоведения. Но он продолжал свое существование на уровне фольклора и самиздата. В Томске не сохранилось ни одного экземпляра дореволюционных изданий «Томских трущоб», однако у местных краеведов были ксерокопии книги; есть упоминания и о машинописных копиях, распространявшихся среди читателей. Неудивительно поэтому, что, как только в 1990-е гг. подул «ветер перемен», журналисты воспользовались возможностью «легализовать» «Томские трущобы». В 1990 г. томское издательство «Красное знамя» переиздало роман, установив при этом тираж в 50 тыс. экземпляров. И, несмотря на значительные недостатки этого переиздания, книга стала важной вехой общественного подъема 1990-х гг., символом свободы, перемен и новых возможностей.
Можно назвать как минимум две причины популярности «Томских трущоб» у местного читателя - как дореволюционного, так и современного. Во-первых, действие в романе разворачивается не в столице, не в каком-то российском городе или символическом месте, в котором читатель узнавал бы приметы Томска (как, например, город Жиганск в романе К.М. Станюковича «Места не столь отдалённые»). Герои романа живут непосредственно в Томске, встречаются в реально существующем томском районе «Болото» и на железнодорожной станции Межениновка, заходят в известную дореволюционную гостиницу «Европа», участвуют в скачках на томском ипподроме, прогуливаются по Лагерному саду и т.д. При желании можно было не просто представить себе маршруты героев, а пройти по ним в настоящем Томске.
Вторая составляющая успеха романа заключалась в его реализме, что было особенно важно для дореволюционного читателя.
В.В. Курицын в «Томских трущобах» описал положение дел в Томске, весьма близкое к действительности. Город в конце XIX -начале XX в. был опасным местом, где постоянно грабили и убивали людей, подкидывали младенцев, устраивали поджоги и погромы: страницы томской дореволюционной периодики предоставляют любому желающему возможность самостоятельно убедиться в том, что томские будни были наполнены насилием и уголовщиной. Благодаря Не-Крестовскому читатели получали возможность заглянуть в этот закрытый «параллельный мир» криминала, с которым обыватели были постоянно вынуждены существовать бок о бок, практически не имея возможности от него защититься.
Поскольку биографические сведения о В. В. Курицыне крайне малочисленны, а сам он не является крупной фигурой даже в томской дореволюционной литературе, широко распространены и воспроизводятся по крайней мере две ошибки, связанные с датами его жизни и смерти, а также с романом «Человек в маске», который является частью цикла «Томские трущобы». Об этом пишет, например, исследователь И.А. Матвеенко в докторской диссертации «Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900 гг.» (Томск, 2014): «Сведения об авторе романа "Томские трущобы" весьма скудны и неточны. Даже в "Сибирской советской энциклопедии" была допущена ошибка в его дате рождения. Родился он в 1879 г., а не в 1878 г., как следует из энциклопедии. Не сохранилась и рукопись романа. Так что до сих пор остается открытым вопрос, был ли он дописан до конца, или скоропостижная смерть писателя не дала ему сделать этого» [2].
Не подлежит сомнению, что автор высказывания в данном случае ориентировался на переиздание 1991 г. романа «Человек в маске» уже упомянутого издательства «Красное знамя», которое завершалось следующим эпилогом:
Продолжения не последует?
Районная общественно-политическая газета «Томское предместье», публиковавшая роман «Человек в маске», 19 октября 1991 г. сообщила:
Должны разочаровать читателей, ожидающих продолжения романа В. Курицына (Не-Крестовского) «Человек в маске». Сотрудники редакции встретились с теми томичами, которые коллекционируют редкие издания или имеют их в так называемых «списках» (перепечатанными на машинке). Второй части романа ни у кого не оказалось.
Оставалась последняя надежда на Научную библиотеку Томского университета. Там мы просмотрели подшивки газеты «Сибирская жизнь» начала нынешнего века, где сотрудничал В. Курицын. Тщетно. В научно-библиографическом отделе библиотеки нам выдали справку: в отделе редких книг имеются романы Не-Крестовского «Томские трущобы» (наша газета перепечатала его в 1990 г. по «спискам») и «Человек в маске» - только первая часть.
Мы бы рады были ошибиться, но выходит, что «Человек в маске» оказался неоконченным романом. Несмотря на это, редакция продолжит поиски...»
Добавим к этому сообщению еще одно предположение: «Человек в маске» мог быть составной книгой общего романа «Томские трущобы». И, судя по всему, автор просто не успел написать вторую часть этой книги. Последовала скоротечная кончина....
Тем не менее издательство печатает «Человека в маске» как отдельную книгу [3].
Таким образом, в 1991 г. был внезапно «потерян» целый роман и «скоротечно похоронен» В. В. Курицын. Очевидно, что публикаторы ориентировались на первую часть «Человека в маске», выпущенного в Томске в 1908 г.; часть назвалась «Герой томского полусвета», однако при переиздании 1991 г. было утрачено название части, а у читателей создалось впечатление, что весь роман «Человек в маске» и состоит из этой небольшой первой части. Добавим, что В. В. Курицын умер в 1911 г., а не в 1908, как это следовало бы считать, исходя из предположений публикаторов 1991 г.
В действительности роман «Человек в маске» является самым крупным из всех романов В.В. Курицына. Он состоит из пролога «Обреченный на пытку» и пяти частей, в каждой из которых было не менее 40 глав:
1-я часть «Герой томского полусвета» (45 глав) - 1908 г.
2-я часть «В омуте шантажа» (42 главы) - 1908 г.
3-я часть «Король преступников» (41 глава) - 1908-1909 гг.
4-я часть «Тайна золотого ключа» (51 глава) - 1909 г.
5-я часть «Ценою крови» (53 главы) - 1909-1910 гг.
Второй роман В.В. Курицына в полной мере раскрыл романные способности автора. Так, «Томские трущобы», несмотря на всю их известность, достаточно схематичны и наибольший интерес представляют из-за своей «привязки к местности». Однако «Человек в маске», кроме этого, содержит и характеры, динамично развивающиеся на протяжении повествования, и необычные сюжетные ходы, которые могут быть соотнесены с европейскими традициями авантюрных романов, и развернутые пейзажные зарисовки и т.д. Несмотря на то что у обоих произведений В.В. Курицына довольно много общих персонажей, которые «перекочевали» из «Томских трущоб» в следующий роман (это и собственно «Человек в маске» - Сергей Загорский, местный «криминальный авторитет» Сенька Козырь, сыщик Залетный, местная «этуаль» Екатерина Михайловна и др.), в «Человеке в маске» герои взаимодействуют и развиваются более глубоко, а подчас и весьма неожиданно.
Томские журналисты и писатели демократического направления восприняли авантюрные романы «в штыки». Вс. Крутовский, публицист и автор раздела «Периодическая печать в Томске» в книге «Город Томск» 1912 г., писал об изданиях, где публиковался В.В. Курицын: «...обычно В. А. Долгоруков как редактор-издатель умел избегать всего того, что могло быть истолковано как некрасивый поступок в той сфере деятельности, где, особенно за последние годы, нередко бывали падения. Исключением явилось печатание им серии типично бульварных романов-фельетонов. До В. А. Долгорукова сибирская пресса была чужда подобной пошлости» [4]. Томский писатель Г. Гребенщиков в некрологе акцентировал внимание на том, что Курицын был вынужден писать бульварные романы вследствие крайней нужды: «Умер Валентин Владимирович Курицын, известный томской публике больше под псевдонимом "Не-Крестовский", автор местных полубульварных
романов "Томские трущобы", "В зареве пожара" и других. <...> Если публика в большинстве своем так падка на паясничества клоунов, на цирковые полузвериные увеселения, если ей больше по сердцу Пинкертоны, то можно ли всю вину "желтой проповеди" взваливать на одного, когда творцом ее является само общество?! Был спрос и - к стыду Томска - большой на "романы" НеКрестовского, и он давал их. Этот спрос на лубочный товар служит лучшим примером того, что как поэт В. В. Курицын не нужен был томичам, что как поэта его не хотели знать и не знали...» [5]. Однако в итоге, как уже было сказано, именно эти романы Не-Крестовского прошли испытание временем.
На протяжении XX в. были изданы отдельными книгами следующие романы Не-Крестовского:
Не-Крестовский. Томские трущобы. Томск : Паровая типография Н И. Орловой, 1908. 325 с.
Не-Крестовский. Томские трущобы. Томск : Издание В.М. По-сокина, 1909. 317 с.
Не-Крестовский (В. Курицын). Томские трущобы. Томск : Красное знамя, 1991. 211 с.
Не-Крестовский. Человек в маске. Ч. 1: (продолжение романа «Томские трущобы»). Томск : Паровая типография Н.И. Орловой, 1908. 215 с.
Не-Крестовский (В. Курицын). Человек в маске: (первая часть). Томск : Красное знамя, 1991. 141 с.
Современный читатель может познакомиться с текстом романа на сайте крупнейшей русской электронной библиотеки Lib.ru (URL: http://az.lib.ru/k7kuricyn_w_w/text_0020.shtml). Кроме этого, в 2011 г. «Томские трущобы» были размещены в базах данных электронных книжных магазинов «Буквоед», «Бук.ру» и издательства «Директ-Медиа». Описание этого издания заставляет предположить, что речь идет о воспроизведении все той же книги 1991 г.: Автор Курицын
Тематика Детективы, боевики, триллеры Год 2011
Страниц 164
Формат 21 см х 14,8 см х 0,9 см Код 1277461 / pod 591330
В базе Томские трущобы ISBN 978-5-4241-1872-2 Описание:
Курицын Валентин Владимирович (1878-1908) - поэт и беллетрист. Служил в Управлении Томской ж. д. конторщиком. Печатался в томских газетах и журналах: «Сибирский вестник», «Сибирский наблюдатель», «Сибирские отголоски». Успехом пользовался его приключенческий роман «Томские трущобы», который (за подписью Не-Крестовский) печатался сначала в газете «Сибирские отголоски», затем вышел отдельной книгой.
Вы можете заказать печать по требованию «Томские трущобы» В.В. Курицын в интернет-магазине «Буквоед». Товар «Томские трущобы» В.В. Курицын будет доставлен в один из наших магазинов или пунктов самовывоза. Также он может быть доставлен курьером или почтой РФ.
Книга будет изготовлена в соответствии с вашим заказом по технологии «Печать по требованию». <...> Подробнее на bookvoed. ru: http://www. bookvoed. ru/book?id=2609160#descr [6].
Краткая информация сайта «Books.ru» также относится к 2011 г., и здесь приведены следующие сведения:
2011, ноябрь: электронная книга «Томские трущобы», издательство «Книга по требованию». Нет в продаже.
2011, май: книга на бумаге «Томские трущобы. Уголовный роман-хроника», ISBN: 978-5-4241-1872-2, издательство «Книга по требованию», 164 с. [7].
Наконец, издательство «Директ-Медиа» дает следующее описание книги, которую читатель может заказать на сайте: Информация о книге: Издательство: Директ-Медиа Год: 2012
ISBN: 978-5-4460-4474-0 Кол-во страниц: 246
Формат: pdf, fb2, epub
Главная• Прозаш Русская классическая литература•
Томские трущобы
Курицын В.В.
Аннотация
Курицын Валентин Владимирович (1878-1908) - поэт и беллетрист.
Уголовный роман-хроника «Томские трущобы» вышел отдельной книгой в 1906 г. До этого он печатался в газете «Сибирский отголоски» за авторской подписью Не-Крестовский. В советское время этот авантюрный роман перепечатывали на пишущих машинках, под копирку. Его передавали по всему городу, из рук в руки, как качественное «криминальное чтиво». Это произведение открывает перед читателем картины из прошлого города Томска: здесь и подземные ходы, и воровские истории, и светское общество. Книга позволяет взглянуть на неизвестные и опасные стороны жизни города.
Дисциплины: Русская литература
Жанры: Проза [8].
Подобная информация размещена и на сайтах других электронных и традиционных бумажных издательств, которые предлагают скачать либо напечатать роман в любом выбранном читателем формате. Обращают на себя внимание и характеристики романа в описаниях сайтов: от «детектива» и «боевика» до «русской классической литературы».
Тем не менее, несмотря на популярность и актуализацию романа, его полный текст, включающий в себя все три части: «Томские трущобы», «Человек в маске» и «В погоне за миллионами», так и не дошёл до читателя. Эта проблема остается актуальной ещё и потому, что современные технологии позволяют сделать издание не просто полным, но и интерактивным.
Новое переиздание, которое задумано авторами статьи, включает в себя несколько концептуальных моментов. Прежде всего, это воссоздание полного текста романа с восстановлением пропусков и сверкой по газетному изданию. Необходимо исправить до-
пущенные ошибки, добавить пропущенные главы и т.д. Представляется логичным объединить все части романа в одно произведение, каким оно предстает во время первой публикации на страницах «Сибирских отголосков», с сохранением общего названия «Томские трущобы».
Предполагаемое переиздание требует развернутого научного комментария и вводной статьи, в которой были бы представлены реалии дореволюционного Томска начала XX в., специфика «Сибирских отголосков», даны пояснения к встречающимся в романе терминам и жаргонизмам, прослежена связь романа «Томские трущобы» Не-Крестовского с «Петербургскими трущобами» Крестовского.
В новом издании планируется уделить особое внимание иллюстрированию текста, причем это возможно сделать на основе сохранившихся изображений дореволюционного Томска.
Цифровая же версия предоставляет возможность сделать интерактивную карту передвижений героев по Томску, Барнаулу, Новосибирску - как дореволюционных, так и современных, а также создать игру-квест на основе «Томских трущоб».
Литература
1. Жилякова Н.В. Издательская деятельность В.А. Долгорукова // Издательская деятельность и перевод : сб. статей / ред. И.А. Айзикова, Д.А. Олицкая, А.А. Казаков. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. С. 129-142.
2. Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х годов : дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2014. С. 281.
3. Не-Крестовский (Курицын В.В.) Человек в маске (Томские трущобы). Томск : Красное знамя, 1991. С. 140.
4. Крутовский Вс. Периодическая печать в Томске // Город Томск. Томск : Сибирское товарищество печатного дела, 1912. С. 303.
5. Томский некрополь. Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах. 1827-1939 / отв. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. С. 128.
6. Томские трущобы. В.В. Курицын. URL: http://www.bookvoed.ru/book?id= 2609160#descr
7. Валентин Владимирович Курицын. Томские трущобы. Уголовный роман-хроника. URL: http://www.books.ru/books/tomskie-trushchoby-ugolovnyi-roman-khronika-869738/
8. Томские трущобы. Автор: Курицын В.В. URL: https://www.directmedia.ru/ book_96540_Tomskie_truschoby/
THE REISSUE OF THE CULT TOMSK NOVEL THE TOMSK SLUMS BY NON-KRESTOVSKY: OPPORTUNITIES OF PRINT AND DIGITAL VERSIONS
Tekst. Kniga. Knigoidanie - Text. Book. Publishing, 2017, 14, pp. 64-75. DOI: 10.17223/23062061/14/4
Nataliia V. Zhilyakova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: retama@yandex. ru
Mariya V. Nisova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: Siberian novel, V. Kuritsyn (Non-Krestovsky), The Tomsk Slums.
The subject of the research in this paper is The Tomsk Slums, a novel by Non-Krestovsky (V.V. Kuritsyn), published in Tomsk at the beginning of the 20th century. The book was one of the elements of the Tomsk city folklore of the Soviet times, it passed from hand to hand, was stored in families as one of the attributes of a lost pre-revolutionary life. At the same time readers of The Tomsk Slums never overestimated the artistic significance of the book. By the content it is a classic "adventure novel", "pulp fiction" about the adventures of a group of swindlers in the pre-revolutionary Tomsk and other Siberian cities (Barnaul, Novonikolayevsk). This kind of literature was widespread in Russia in the early 20th century, mainly in the European part.
The Tomsk Slums was published in the Tomsk newspaper Sibirskie otgoloski [Siberian echoes] in 1908, the book edition of 1500 copies was published the same year, and then reissued in 1909. In 1908-1910 Sibirskie otgoloski published novels The Man in the Mask and then The Pursuit of Millions (publication not finished), which are a continuation of Tomsk Slums.
After the establishment of the Soviet power, the novel fell out of the scope of the official publishing and literary criticism for 80 years. But it continued to exist at the level of folklore and samizdat, was distributed in the form of photocopies and typewritten reprints. In 1990, Krasnoe znamya, a Tomsk publishing company, reissued the novel in 50 thousand copies. The modern reader can get acquainted with the text of the novel on the site of the largest Russian electronic library Lib.ru, find it in the databases of various electronic bookstores.
The new reissue, which is intended by the authors of the article, includes several conceptual aspects. First of all, the reconstruction of the full text of the novel, with the restoration of omissions and verification with the newspaper edition. It is necessary to correct the errors, add the missing chapters, etc. It seems logical to combine all the parts of the novel in one piece, as it appeared at the time of the first publication on the pages of Sibirskie otgoloski, with the preservation of the common name The Tomsk Slums.
The alleged republishing requires an extensive scientific commentary and an introductory article, which would present the realities of the pre-revolutionary Tomsk of the
early 20th century, the specificity of Sibirskie otgoloski, explain the terms and jargon in the novel, trace the connection of The Tomsk Slums by Non-Krestovsky with Petersburg Slums by Krestovsky.
In the new edition special attention will be paid to illustrating the text, and it can be done on the basis of the existing pre-revolutionary images of Tomsk.
The digital version also gives an opportunity to make an interactive map of the characters' movements around Tomsk, Barnaul, Novosibirsk, both pre-revolutionary and modern, as well as to create an adventure game based on The Tomsk Slums.
References
1. Zhilyakova, N.V. (2011) Izdatel'skaya deyatel'nost' V.A. Dolgorukova [VA. Dolgorukov's publishing activity]. In: Ayzikova, I. A., Olitskaya, D.A. & Kazakov, A.A. (eds) Izdatel'skaya deyatel'nost' i perevod [Publishing and Translation]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 129-142.
2. Matveenko, I.A. (2014) Vospriyatie angliyskogo sotsial'no-kriminal'nogo romana v russkoy literature 1830-1900-kh godov [Perception of the English socio-criminal novel in Russian literature of the 1830-1900-s]. Philology Dr. Diss. Tomsk.
3. Ne-Krestovskiy (Kuritsyn, V.V.) (1991) Chelovek v maske (Tomskie trushchoby) [A Man in the Mask (The Tomsk Slums)]. Tomsk: Krasnoe znamya.
4. Krutovskiy, Vs. (1912) Periodicheskaya pechat' v Tomske [Tomsk periodicals]. In: Malinovsky, I.L. et al. Gorod Tomsk [The City of Tomsk]. Tomsk: Sibirskoe tovari-shchestvo pechatnogo dela.
5. Dmitrienko, N.M.(ed.) (2001) Tomskiy nekropol'. Spiski i nekrologi pogreben-nykh na starykh tomskikh kladbishchakh. 1827-1939 [The Tomsk Necropolis. Lists and obituaries of those buried in the old Tomsk cemeteries. 1827-1939]. Tomsk: Tomsk State University.
6. Kuritsyn, V.V. (n.d.) Tomskie trushchoby [The Tomsk Slums]. [Online] Available from: http://www.bookvoed.ru/book?id=2609160#descr.
7. Kuritsyn, V.V. (n.d.) Tomskie trushchoby. Ugolovnyy roman-khronika [The Tomsk Slums. A criminal novel-chronicle]. [Online] Available from: http://www.books.ru/books/tomskie-trushchoby-ugolovnyi-roman-khronika-869738/.
8. Kuritsyn, V.V. (n.d.) Tomskie trushchoby [The Tomsk Slums]. [Online] Available from: https://www.directmedia.ru/book_96540_Tomskie_truschoby/.