Научная статья на тему '"ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД": ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ - "МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ". ЧАСТЬ 3'

"ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД": ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ - "МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ". ЧАСТЬ 3 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЛОКАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА "СИЛОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ" / ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ / США / РОССИЯ / STATE SOVEREIGNTY / LOCAL HUMAN CIVILIZATIONS / POLICY OF "POWER COERCION" / CONTAINMENT POLICY / USA / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подберёзкин Алексей Иванович, Подберёзкина Ольга Алексеевна

Когда президентом России был избран В. В. Путин, началось восстановление и возвращение государственного суверенитета и национальной идентичности. Во втором десятилетии XXI в. обострилась борьба между новыми и старыми центрами силы и стоящими за ними локальной человеческой цивилизацией и военно-политическими коалициями. При разработке политики эффективного стратегического сдерживания в России необходимо учитывать, что эта новая военно-силовая политика Запада (политика «силового принуждения») исходит из принципиально новых базовых положений, которые отличаются от традиционных представлений военной науки и выходят далеко за границы собственно политики безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Подберёзкин Алексей Иванович, Подберёзкина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"TRANSITION PERIOD": THE MAIN FEATURE - "MILITARIZATION OF POLICY" PART 3

Government of Russian President Vladimir Putin was a period of restoration and return of all attributes of state sovereignty and national identity. In the second decade XXI century the struggle between the new and old centers of power and the local human civilization behind them and military-political coalitions intensified. Therefore, when developing a policy of effective strategic deterrence in Russia, it is necessary to take into account that this new military-force policy of the West (the policy of “force coercion”) basically comes from fundamentally new basic provisions that not only differ qualitatively from the traditional concepts of military science, but and go far beyond the boundaries of the security policy.

Текст научной работы на тему «"ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД": ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ - "МИЛИТАРИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ". ЧАСТЬ 3»

УДК 327

«Переходный период»: главная особенность - «милитаризация»

политики*

Часть 3

Алексей ПОДБЕРЁЗКИН Ольга ПОДБЕРЁЗКИНА

Используя чрезвычайную самонадеянность Горбачёва и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать.

Б. Клинтон.. Выступление на совещании ОКНШ США

25 сентября 1995 г.

Вопрос о соотношении понятий «политика» и «война» в разные периоды времени и в разных странах решался по-разному.

ПОДБЕРЁЗКИН Алексей Иванович - доктор исторических наук, профессор МГИМО(У) МИД России, академик Академии Военных наук, директор центра Военно-политических исследований МГИМО и Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Е-та&: podberezkin@gmail.com

ПОДБЕРЁЗКИНА Ольга Алексеевна - кандидат политических наук, помощник депутата ГД ФС РФ. Е-тай: podberezkina.olga@yandex.ru

Ключевые слова: государственный суверенитет, локальная человеческая цивилизация, политика «силового принуждения», политика сдерживания, США, Россия.

* Окончание. Начало см.: 0бозреватель-0bserver. 2019. № 4, 5.

Об этом говорит маршал Б. М. Шапошников в своей классической работе, где он анализировал состояние военной мысли и политики накануне Первой мировой войны. В частности, его внимание привлекает следующая мысль: «Милитаризируя, если можно так выразиться, политику, Мольтке-старший передал своим последователям борьбу за целомудренность "духа войны", исказив самого К. Клаузевица. Если последний считал, что военное искусство в своей высшей точке становилось политикой, то германский фельдмаршал, наоборот, выдвигал положение, что для "хода войны руководящими являются, главным образом, военные соображения, политические же постольку, поскольку они не требуют ничего с военной точки недопустимого"» [1].

Главной особенностью внешней и военной политики США и их союзников по коалиции в «переходный период» стала ставка на военную силу и военно-технологическое превосходство. Такой подход сделал неизбежным и переоценку роли военной силы в политике Запада, её места среди других силовых инструментов политики. По сути дела, произошло быстрое и неожиданное для многих возвращение к политике силы, существовавшей не только до горбачёвско-клинтовского периода прекращения военной конфронтации, но даже и до брежневско-ник-соновского периода разрядки напряжённости, наступившего после 1972 г., когда были подписаны фундаментальные соглашения по ограничению гонки вооружений и военной деятельности.

«Переходный период», наступивший после 2014 г., существенно отличался от периода холодной войны до 1972 г. даже с учётом огромного опыта корейских и вьетнамских войн США и их коалиции. Этот период характеризуется прежде всего сломом военно-стратегического равновесия (на всех уровнях, исключая ядерно-стратегический),

чья ценность стремительно девальвировалась не только в экономическом, технологическом и политико-дипломатическом, но и военном отношении: к 2014 г. соотношение сил между Россией и западной коалицией было настолько в пользу Запада, что Россия фактически могла лишь с большим трудом удерживать остатки суверенитета и национальной идентичности, которые продолжали таять после развала предыдущих десятилетий. В феврале 2019 г., описывая результаты военной реформы, С. Шойгу был вынужден косвенно признать, говоря об успехах реализации программ военного строительства (увеличении численности крылатых ракет (КР) в десятки и сотни раз, создании высокоточного оружия (ВТО) и пр.), что ко второму десятилетию нового века Россия пришла с разваленной армией и устаревшими вооружением, военной и спецтехникой (ВВСТ).

Именно это обстоятельство стало той вполне объективной основой, которая позволила США и их союзникам перейти к полному игнорированию интересов и ценностей, сохранившихся у России. Военная сила в этой политике Запада играла

1 Шапошников Б.М. Мозг армии. М.: Общество сохранения литературного наследия, 2017.

до определённого времени вполне подчинённую роль. Россия вплоть до начала военной реформы после российско-грузинского конфликта (август 2008 г.) не представляла сколько-нибудь серьёзной проблемы уже не только политически и экономически, но и в военном отношении [ 2]. Соответственно, и «дожимание» нашей страны (окончательная потеря суверенитета и территориальной целостности) предусматривалось Западом в наиболее безопасной (политико-дипломатической, информационно-когнитивной и экономической) форме и такими же средствами, где военная сила играла важную, но дополнительную роль - гарантировала эффективность применения невоенных средств. Причём эти невоенные средства, сконцентрированные в политике новой публичной дипломатии, доказали свою высокую эффективность не только в развале ОВД и СССР, но и в дальнейшей деградации России [ 3].

Естественно, что особенной необходимости для использования и даже наращивания военной силы у США и их союзников в эти годы не было, что вполне ясно соответствовало динамике финансирования военных расходов США, Германии, Великобритании и других членов коалиции; в последний период администрации Б. Обамы эти расходы были существенно сокращены, а учитывая, что значительная их часть шла на «заморские операции», можно говорить, что, исключая военные НИОКР («священную корову»

Минобороны США), эти расходы были резко сокращены.

Вся внешняя и военная политика СССР, а затем и России все последние десятилетия была направлена для защиты от военных угроз. К сожалению, акцент на защиту от военных угроз позже был заменён на защиту от террористических угроз, а иногда даже (с конца 80-х годов) отрицалась сама возможность внешних угроз для России. Защите от невоенных, прежде всего информационно-когнитивных и идеологических, угроз внимание фактически не уделялось со времени прихода к власти Горбачёва и вплоть до самого недавнего времени, когда невоенные угрозы были выделены в Стратегии национальной безопасности России.

Зту принципиальную установку на защиту от военной угрозы (возможной глобальной войны) не изменил даже абсолютный провал такой политики, который привёл в конце 80-х годов к развалу ОВД и СССР. И причиной ему, как известно, была не военная агрессия, а эффективное использование против СССР и России невоенных средств, а в целом всей политики новой публичной дипломатии. Соответственно, и стратегическое сдерживание рассматривалось прежде всего как сдерживание от ядерного нападения, а не нападения с помощью всего спектра силовых (военных и невоенных) средств политики Запада.

2 Подберёзкин А. И. Современная военная политика России в 2 томах. Т. 2. М.: МГИМО-Уни-верситет, 2017.

3 Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2017.

Эта трактовка существует до настоящего времени: концепция стратегического сдерживания находится в основе политики безопасности России, точнее, её политики военной безопасности, которой даётся вполне конкретное определение в Военной доктрине: «Военная безопасность Российской Федерации - состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять» [4]. Она рассматривается прежде всего в качестве «деятельности... по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов» [4, разд. III]. Это положение является, безусловно, слабым местом в Военной доктрине, потому что:

- не учитывает значение неядерных сил, в особенности ВТО (например, КРМБ);

- не считается с силовыми, но невоенными средствами нападения.

Надо признать, к сожалению, что подобный подход вполне устраивал долгие годы США и их союзников, фактически ограничивая возможности стратегической обороны и сдерживания использованием только ядерного потенциала. Это положение во многом сохраня-

ется и сегодня, когда мы подчёркиваем, что ответные действия России с помощью ядерного оружия могут быть только в ответ на ядерное нападение (как об этом заявил, например, в марте 2019 г. посол России в США А. Антонов [ 5]).

Таким образом, настоящее, а тем более будущее стратегическое сдерживание только в одной своей, а именно военной части определяется способностью Вооружённых сил России предотвратить вооружённое (и в ещё меньшей степени - ядерное) нападение, которое до настоящего времени традиционно считается главной функцией стратегического сдерживания «в рамках реализации военной политики страны» [6].

Надо признать, что подобная ситуация на определённом этапе (до «переходного периода») вполне устраивала США: Россия постепенно деградировала, уступая место и влияние западной коалиции шаг за шагом, а её контрнаступательные действия на Украине и в Сирии в конечном счёте не имели стратегического характера. На всём постсоветском пространстве, в мире, в международных институтах влияние России слабело, но не исчезло полностью. Более того, на определённом этапе произошла стабилизация, а именно в 20142018 гг., когда на Западе поняли, что без прямого использования военной силы «для окончательного

4 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) // URL: https://base.garant.ru/70830556/

5 Антонов назвал условие применения Россией ядерного оружия // Russia Today // URL: https://russiaQ.rt.com/world/news/610237-aQtonov-yadernoe-oruzhie

6 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669/

Таблица

Политика сдерживания западной ЛЧЦ в отношении СССР и России и политика «силового принуждения» западной ЛЧЦ в отношении России *

Политика сдерживания западной ЛЧЦ в отношении СССР и России Политика «силового принуждения» западной ЛЧЦ в отношении России

Главная цель Ограничить влияние ОВД и СССР в мире Главная цель Окончательно ликвидировать Россию

Задачи Не дать распространиться влиянию коммунизма за пределы ОВД и СССР; Ослабить влияние СССР в странах ОВД и в мире Задачи Ограничить и ликвидировать суверенитет; Ограничить и ликвидировать национальную идентичность

Средства Военно-технические, политические, экономические и гуманитарные Средства Силовые невоенные средства (информационные, культурно-образовательные, когнитивные), а также финансово-экономические и военно-технологические

Возможности компромиссов Допускаются Возможности компромиссов Допускаются только в качестве тактических приемов

По времени Оперативно-тактические По времени Стратегические, ценностные

решения вопроса» с Россией не обойтись. Одного косвенного использования военной силы будет уже недостаточно. Необходимо прямое физическое насилие. Это вытекало прямо из логической смены основной цели - ограничения влияния СССР/России на её развал и уничтожение.

Таким образом, «милитаризация» политики западной военно-политической коалиции стало за-

кономерным (почти естественным) продолжением курса Запада в отношении России, когда только косвенного использования военной силы стало уже недостаточно (табл.).

Проблема для России заключается в том, что подобная милитаризация искусственно не замечается многими представителями правящей элиты: прежняя трак-

* Источник: Подберёзкин А. И. Повышение эффективности стратегического сдерживания России до 2050 года как условие национального выживания // URL: http://eurasian-defence. ru/?q=node/42251

товка безопасности, стратегической стабильности фактически устарела ещё до принятия новой редакции Стратегии национальной безопасности России 31 декабря 2015 г. и вытекающих из неё Военной доктрины России (которая так и не скорректирована до сих пор) и Концепции внешней политики, которые лежат в основе внешней политики страны. Неслучайно в ней даётся устаревшая характеристика международной обстановки (МО) и военно-политической обстановки (ВПО): «Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов [4, разд. II].

Поэтому такая трактовка уже не может служить теоретической основой для будущего, а тем более лежать в основе политики безопасности и военного строительства России на долгосрочную перспективу, потому что объективный характер современной военно-силовой политики в мире фактически изменил все основные представления о международной обстановке.

Изменение характера современного противоборства между субъектами МО и ВПО в мире и особен-

ностей современной войны привело к тому, что поражение в современной войне, т. е. политической победы, можно обеспечить, нанеся противнику удар не только средствами вооружённого насилия, но и иными силовыми средствами без формального объявления войны и даже без массированного использования оружия [ 7]. Но это будет возможно только в случае, если в политике будут достигнуты два стратегических результата:

- политическая элита противостоящего государства будет вынуждена выполнять навязываемую ей внешнюю волю, т. е. будет утрачен в основном государственный суверенитет, а институты государства потеряют свою эффективность. При этом признания политического поражения может и не быть - правящая элита формально будет вполне суверенной. Это может стать результатом силового, но не военного принуждения, в котором решающую роль будут играть новейшие технологии [ 8];

- произойдёт значительная трансформация системы национальных ценностей, интересов и в конечном счёте национальной идентичности в пользу агрессора, даже если это и не будет признано формально, а будет обличено в иные формы [3, с. 36-37].

Политическое поражение, например, понёс СССР, где правящая элита потеряла основную политическую и экономическую власть, территории, ограничила свой су-

7 Кравченко С. А, Подберёзкин А. И. Динамика знания о насилии: военные и социокультурные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2018. № 3.

8 Законы истории: Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития / отв. ред. А. В. Коротаев, Ю. В. Зинькина. М.: ЛКИ, 2014.

веренитет и влияние, наконец, передала под внешний контроль собственные материальные и природные ресурсы. При этом военное поражение он так и не понёс, хотя справедливости ради следует признать, что развал вооружённых сил и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), потеря союзников и роспуск Организации Варшавского договора (ОВД) вполне можно рассматривать как самое серьёзное (но так до сих пор и не признанное) военно-политическое поражение СССР и как его преемницы - России.

Современная политическая оценка состояния международной и военно-политической обстановки должна формироваться исходя не из традиционных оценок характера войны, которые в основном сводятся к наличию крупномасштабных военных действий, а из оценки характера ведущейся силовой борьбы и её политических результатов, т. е. результатов силового противоборства, которое может осуществляться как вооружёнными, так и невооружёнными средствами и методами [ 9].

Соответственно, успешное противодействие этому силовому противоборству становится в конечном счёте критерием эффективности не только вооружённой, но и в целом силовой борьбы, что неизбежно ведёт, в свою очередь, к пересмотру критериев эффективности всей политики стратегического

сдерживания (в том числе используемых средств и способов ведения вооружённой и силовой борьбы).

Так, в последней редакции Национальной оборонной стратегии США, конкретизирующей Стратегию национальной безопасности с точки зрения применения вооружённого насилия, в качестве основного вывода предлагается считать, что военная мощь страны должна «обеспечить безопасность, увеличить влияние США в мире, сохранить доступ к рынкам, увеличить качество жизненных стандартов, укрепить союзнические и партнёрские отношения» [ 10].

Другими словами, чисто военных задач перед Вооружёнными силами Соединённых Штатов Америки вообще не ставится, все они в конечном счёте сводятся к политическим и экономическим приоритетам, которые должны быть обеспечены, в том числе и с помощью военной силы.

Ярким примером этого тезиса стало фактическое поражение России в конфликте за Украину (который был самым важным приоритетом в политике США с 1991 г. по отношению к России), где Западу с помощью самых разных силовых средств и методов удалось создать враждебное Москве государство и плацдарм для политического и военного противоборства. С геополитической точки зрения приход к власти в 2014-2018 гг. на Украине откровенно русофобских и ан-

9 Подберёзкин А. И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. М.: МГИМО-Университет, 2016.

10 Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America. Washington. 2018. 3 July // URL: http://pentagonus.rU/load/3/strategii_i_koncepcii/national_defense_ strategy_2018/31-1-0-1835

тироссийских сил означает только одно - самое серьёзное политическое поражение России после развала ОВД и СССР.

Причём полученный политический результат - создание враждебного России политического и военного плацдарма вдоль наиболее важных границ - был достигнут в результате реализации последовательных мер стратегии «силового принуждения» украинской и российской правящих элит. Это, как известно, в минимальной степени включало в себя собственно военные меры (подготовку кадров службы безопасности и Министерства обороны Украины, развитие мощной резидентуры, вербовку правящей элиты, установление средств военно-технического контроля, совместные манёвры, работу инструкторов и т. д.), но в гораздо большей степени - самый широкий спектр силовых средств принуждения, которые традиционно пока что не относятся к военным в:

- области культуры (смена культурно-исторического кода);

- образовании (воспитание в антироссийском духе);

- создании враждебных Российской Федерации институтов гражданского общества, включая полувоенные и военизированные организации и т. д. [ 11].

Очень важно дать максимально точную оценку именно современного этапа военно-политического противоборства, которое характеризуется достаточно медленным восстановлением российского

государства и его институтов, что позволяет уже говорить о некоем сознательном стратегическом планировании: к 2000 г. правящей элите России удалось сохранить только часть исторической территории, часть государственного суверенитета, но главное всё-таки то, что удалось сохранить национальную идентичность и остатки государства [7, с. 40-41]. Эта оставшаяся «часть», как предполагали на Западе в конце 90-х годов, в течение короткого времени окончательно деградирует, и Россия превратится в лучшем случае в слабую конфедерацию на территории РСФСР, которая будет подконтрольна внешнему управлению. По некоторым оценкам экспертов США из RAND, на это могло уйти до 5-7 лет, после чего США, как мировой лидер, могли бы распределить сферы влияния на российской территории между теми, кто будет соответствовать американским требованиям [2].

Период президентства В. В. Путина стал, таким образом, мучительным периодом восстановления (иногда медленного, сопровождающегося кризисами и стагнацией) и возвращения всех атрибутов государственного суверенитета и национальной идентичности, который в целом закончился с восстановления экономики и относительной мощи государства только во втором десятилетии нового века, когда в мире обострилась борьба между новыми и старыми центрами силы и стоящими за ними локальной человеческой цивилизации

11 Подберёзкин А. И. От «стратегии противоборства» к «стратегии управления» // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 4. С. 211-213.

(ЛЧЦ) и военно-политическими коалициями.

Эта борьба приобрела острые силовые формы прежде всего в отношениях между западной и исламской, а затем и российской ЛЧЦ, потому что на повестке дня встал вопрос о сохранении или изменении сложившейся системы МО и ВПО, что, как следствие, неизбежно ставило вопрос о самых решительных политических целях -существовании государств, наций и цивилизаций.

Изменение характера современной политики, и в частности военной политики, в XXI в. радикально повлияло на процессы формирования МО и ВПО, а также средства и способы «силового принуждения». Прежде всего «силового принуждения», или (используя традиционное выражение) политики силы, но не только средств и способов этого «силового принуждения», которые претерпели в последние два десятилетия радикальные изменения в мире, затронувшие буквально все страны [12].

Так, появление высокоточного оружия (ВТО), роботизированных систем, средств космического наблюдения и т. п. стало общемировой нормой, а не преимуществом отдельных государств. У боевиков в Сирии, например, обнаружены самые современные беспилотные летальные аппараты (БПЛА), противотанковые средства, тяжёлая техника и средства связи, вполне

сопоставимые по своей эффективности со средствами развитых государств.

Поэтому при разработке политики эффективного стратегического сдерживания в России необходимо учитывать, что эта новая военно-силовая политика Запада (политика «силового принуждения») [13] в своей основе исходит из нескольких принципиально новых базовых положений, которые не только качественно отличаются от традиционных представлений военной науки, но и выходят далеко за границы собственно политики безопасности и компетенции Сов-беза, МО, МИД и других ведомств, отвечающих за разработку стратегического сдерживания, а именно:

- самых решительных политических целей, предполагающих в конечном счёте разрушение суверенитета и национальной идентичности России, что изначально не предполагает поиск компромиссов и «поля для сотрудничества», когда переговоры и компромиссы теряют самостоятельное политическое значение и могут быть использованы только в качестве тактического приёма (по аналогии с Договором по ПРО 1972 г., действовавшим только на период проведения соответствующих НИОКР США);

- формирования и совершенствования самой широкой военно-политической коалиции во главе с США, в основе которой лежит си-

12 Подберёзкин А. И., Жуков А. В. Факторы безопасности для российской нации, государства и общества: угрозы силового использования социальных сетей // Обозреватель-Observer. 2017. № 9. С. 24-25.

13 Gompert D. C, Binnendijk H. The Power to Coerce. Cal., RAND. 2016 // URL: https://www. rand.org/pubs/research_reports/RR1000.html

стема ценностей западной локальной человеческой цивилизации и в которой в той или иной форме периодически участвуют порядка 60 государств, т. е. создания единого фронта противоборства с Россией в форме широкой и контролируемой США коалиции;

- слабости коалиционных (особенно военно-политических) возможностей России, которые ограничены отсутствием общей идеологической и политической платформы, а также перспективами развития ОДКБ и широких «клубных» коалиций типа БРИКС и ШОС;

- крайне невыгодного соотношения сил между Россией и западной коалицией, которое может соотноситься как 1: 25 - если речь идёт о ВВП, 1: 50 - если речь идёт о соотношении СМИ и других инструментов «мягкой силы», и 1: 75 и более - если речь идёт о новейших технологиях;

- сохраняющихся последствиях тяжёлого социально-экономического кризиса 90-х годов, которые удалось в итоге преодолеть только к 2018 г., но которые отражаются ещё на отсутствии в России достаточно эффективного государственного управления, слабой правящей элите (часть которой ориентирована на Запад), нарастающем социально-экономическом неравенстве и напряжении в обществе, что в совокупности создаёт условия для внутриполитической дестабилизации страны [7, с. 40-41].

Современное эффективное стратегическое сдерживание предполагает способность нации вообще и российского государства

в частности противодействовать политике «силового принуждения», реализуемой в самых разных формах и разными способами. Оно не определяется компетенцией только президента России, Совбеза, МИД и других силовых ведомств, а является предметом внимания всей нации и общества, т. е. является общенациональной стратегией.

Это обстоятельство в полной мере относится к средствам и способам силовой политики, в том числе - и чаще всего - военно-силовым, но далеко не всегда военными средствами, против которых военная сила часто бывает бесполезна.

Так, отказ от возможности долгосрочных финансовых займов, а тем более аресты депозитов и активов не могут быть предотвращены вооружённым насилием, так же как и ограничения на участие в международных обменах и мероприятиях. Но прежде всего противодействие информационно-когнитивному и цивилизационному воздействию не может быть нейтрализовано военной силой.

В конечном счёте всегда необходимо помнить, что развал ОВД и СССР был результатом не военного поражения, а проигрышем на других полях противоборства - концептуально-когнитивного, идеологического, информационного, экономического и социального.

Те средства и способы силового принуждения, которые разрабатываются сегодня в США и странах - союзниках по военно-политической коалиции, представляют собой, как правило, принципиально новые способы «силового принуждения» России, её правящей элиты к политической капитуля-

Рис. 1. Расширение спектра сил и средств публичной и официальной дипломатии в XXI в. (на примере МИД и МО РФ)*

ции, которая в конечном счёте должна привести к национальной и государственной катастрофе. Поэтому необходимо сделать как минимум вывод о том, что средства и способы противодействия со стороны России должны быть такими же бескомпромиссными и эффективными (рис. 1).

В целом разработка и внедрение таких эффективных средств и способов противодействия политике силового принуждения Запада и представляет собой суть понятия «эффективное стратегическое сдерживание», которое значительно шире, чем традиционное (и упрощённое) восприятие политики «ядерного сдерживания» («устрашения») [7, с. 40-41].

Таким образом, новая задача, стоящая перед политикой стратегического сдерживания России, заключается в поиске эффективных средств противодействия политике «силового принуждения» Запада в новых условиях формирования МО и ВПО, а также оперативной разработке новых способов их применения.

Так, если, как известно, в Сирии было апробировано более 200 новых типов и систем оружия, то гораздо менее известно, что в это же время были использованы и многочисленные новые политико-дипломатические (центры примирения, конференция в Сочи и т. д.) и информационные (СМС-сообщения, перехват радиопереговоров и теле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Источник: Подберёзкин А. И. Несоответствие российской политики стратегического сдерживания политике «новой публичной дипломатии» западной ЛЧЦ в XXI веке // URL: http:// eurasian-defence.ru/?q=node/38562

фонные конференции, дискуссии в социальных сетях и пр.) средства.

На Западе признают, что в России несколько лет назад начался пересмотр важнейших положений военного искусства, который они связывают с начальником Генерального штаба Вооружённых сил России В. Герасимовым.

Так, один из исследователей, М. Маккью, пишет: «В феврале 2013 года генерал Валерий Герасимов - начальник российского Генерального штаба, что примерно соответствует американской должности главы Объединённого комитета начальников штабов, опубликовал в российской отраслевой газете "Военно-промышленный курьер" статью размером в 2000 слов под заголовком "Ценность науки - в предвидении". Герасимов взял тактику, разработанную в Советском Союзе, смешал её со стратегическими военными идеями о тотальной войне и сформулировал новую теорию современной войны, предполагающую скорее не прямую атаку на противника, а "взлом" его общества. Сами "правила войны" существенно изменились. Возросла роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия... Всё это дополняется военными мерами скрытого характера» [ 14].

Эту статью многие считают самым ясным выражением современной российской стратегии, опирающейся на идею тотальной войны и помещающей политику и войну в одну плоскость как с философской, так и с технической точки зрения.

Такой подход подразумевает партизанскую войну, ведущуюся на всех фронтах с использованием широкого спектра союзников и инструментов: хакеров, СМИ, бизнеса, «сливов», фальшивых новостей, а также обычных и асимметричных военных методов. Благодаря Интернету и социальным сетям стали возможны операции, о которых советские специалисты по психологической войне могли только мечтать. Теперь можно перевернуть в стране у противника всё вверх дном исключительно с помощью информации.

Доктрина В. Герасимова подводит под применение этих новых инструментов теоретическую базу и провозглашает невоенную тактику не вспомогательным элементом при силовых методах, а предпочтительным путём к победе. Фактически она объявляет именно это настоящей войной. «Кремль стремится создавать хаос - недаром Герасимов подчёркивает важность дестабилизации вражеского государства и погружения его в постоянный конфликт», - пишет М. Маккью.

Вместе с тем коренного пересмотра Стратегии национальной безопасности России и Концепции стратегического сдерживания пока не произошло. Тактические перемены в политике безопасности отражают ре-

14 Маккью М. Доктрина Герасимова // ВПК. 2017. 9 июля // URL: https://inosmi.ru/politlc/ 20170907/240217819.html

акцию правящей элиты на происходящее, но недолгосрочное планирование операций, а тем более несистемное развитие России в условиях усиления неблагоприятной ВПО. Складывается впечатление, что руководство страны остановилось в размышлениях об основных направлениях дальнейших реформ в области безопасности, но не решается пойти на серьёзные изменения. Другими словами, можно сказать, что мы стоим перед очевидной необходимостью внесения корректив в Стратегию национального развития, но так и не выбрали конкретного пути движения.

Последовательность решения этой проблемы должна быть следующая:

- выдвижение максимально конкретной идеи и обоснование прикладной стратегической концепции обеспечения опережающего развития и обеспечения именно национальной безопасности (а не только государственной безопасности, как сегодня), в основе чего лежит долгосрочный прогноз развития МО и ВПО в мире и России;

- формулирование прикладной политической и военной стратегии (по аналогии с американской стратегией «силового принуждения»), способной нейтрализовать внешнее давление на Россию в ближайшие годы, которое будет развиваться по эскалации; определение основных целей; уточнение объёма и качества национальных ресурсов и разработка новых способов достижения сформулированных целей;

- политическое и законодательное оформление стратегического плана противодействия политике силового принуждения Запада в соответствующих правовых и нормативных документах и решениях, выделение конкретных задач, сроков и ответственных исполнителей;

- обеспечение повседневной реальной политической управленческой деятельности по организации выполнения сформулированной стратегии, включая прикладное административное, правовое, идеологическое и нормативное регулирование.

Библиография • References

Антонов назвал условие применения Россией ядерного оружия // Russia Today // URL: https://russian.rt.com/world/news/610237-antonov-yadernoe-oruzhie

[Antonov nazval uslovie primeneniya Rossiej yadernogo oruzhiya // Russia Today //

URL: https://russian.rt.com/world/news/610237-antonov-yadernoe-oruzhie] Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря

2014 г. № Пр-2976) // URL: https://base.garant.ru/70830556/ [Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 25 dekabrya 2014 g.

№ Pr-2976) // URL: https://base.garant.ru/70830556/] Законы истории: Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития / отв. ред. А. В. Коротаев, Ю. В. Зинькина. М.: ЛКИ, 2014. - 344 с. [Zakony istorii: Matematicheskoe modelirovanie i prognozirovanie mirovogo i regional'nogo razvitiya / otv. red. A. V. Korotaev, YU. V. Zin'kina. M.: LKI, 2014. - 344 s.]

Кравченко С. А., Подберёзкин А. И. Динамика знания о насилии: военные и социокультурные аспекты / / Гуманитарий Юга России. 2018. № 3. С. 40-45. [Kravchenko S. A., Podberyozkin A. I. Dinamika znaniya o nasilii: voennye i sociokul'turnye aspekty // Gumanitarij YUga Rossii. 2018. № 3. S. 40-45] Маккью М. Доктрина Герасимова // ВПК. 2017. 9 июля // URL: https://inosmi.

ru/politic/ 20170907/240217819.html [Makk'yu M. Doktrina Gerasimova // VPK. 2017. 9 iyulya // URL: https://inosmi.

ru/politic/ 20170907/240217819.html] Подберёзкин А. И. Несоответствие российской политики стратегического сдерживания политике «новой публичной дипломатии» западной ЛЧЦ в XXI веке // URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/38562 [Podberyozkin A. I. Nesootvetstvie rossijskoj politiki strategicheskogo sderzhivaniya politike «novoj publichnoj diplomatii» zapadnoj LCHC v XXI veke // URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/38562] Подберёзкин А. И. От «стратегии противоборства» к «стратегии управления» //

Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 4. С. 211-213. [Podberyozkin A. I. Ot «strategii protivoborstva» k «strategii upravleniya» // Vestnik

MGIMO-Universiteta. 2017. № 4. S. 211-213] Подберёзкин А. И. Повышение эффективности стратегического сдерживания России до 2050 года как условие национального выживания // URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/42251 [Podberyozkin A. I. Povyshenie effektivnosti strategicheskogo sderzhivaniya Rossii do 2050 goda kak uslovie nacional'nogo vyzhivaniya // URL: http://eurasian-defence.ru/?q=node/42251] Подберёзкин А. И. Современная военная политика России в 2 томах. Т. 2. М.:

МГИМО-Университет, 2017. - 987 с. [Podberyozkin A. I. Sovremennaya voennaya politika Rossii v 2 tomah. T. 2. M.:

MGIMO-Universitet, 2017. - 987 s.] Подберёзкин А. И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке.

М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 73-76. [Podberyozkin A. I. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossii v XXI veke. M.:

MGIMO -Universitet, 2016. S. 73-76] Подберёзкин А. И., Жуков А. В. Факторы безопасности для российской нации, государства и общества: угрозы силового использования социальных сетей // Обозреватель-Observer. 2017. № 9. С. 23-40. [Podberyozkin A. I., ZHukov A. V. Faktory bezopasnosti dlya rossijskoj nacii, gosudarstva i obshchestva: ugrozy silovogo ispol'zovaniya social'nyh setej // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 9. S. 23-40] Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред.

М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2017. - 272 с. [Publichnaya diplomatiya: Teoriya i praktika: Nauchnoe izdanie / pod red.

M. M. Lebedevoj. M.: Aspekt Press, 2017. - 272 s.] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_191669/ [Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_191669/] Шапошников Б. М. Мозг армии. М.: Общество сохранения литературного наследия, 2017. - 824 с.

[SHaposhnikov B. M. Mozg armii. M.: Obshchestvo sohraneniya literaturnogo naslediya, 2017. - 824 s.]

Gompert D. C., Binnendijk H. The Power to Coerce. Cal., RAND. 2016 // URL:

https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR1000.html Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America. Washington. 2018. 3 July // URL: http://pentagonus.ru/load/3/strategii_i_ koncepcii/national_defense_strategy_2018/31-1-0-1835

Статья поступила в редакцию 17 марта 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.