Научная статья на тему 'Переходные экономики и теории перехода'

Переходные экономики и теории перехода Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
259
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Монахова Л.И.

Рассматривается процесс перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночному с точки зрения теоретического осмысления. Представлены особенности международных отношений постсоциалистических стран с учетом интенсивной глобализации в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues concerning transition from centralized economy to market economy from the point of view of theory. Specific features of international relations of post-socialist countries are described with due regard for intensive globalization in the world. Focus is made on public and political aspects of the notion 'economic development'.

Текст научной работы на тему «Переходные экономики и теории перехода»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Канд. экон. наук Л. И. Монахова

ПЕРЕХОДНЫЕ ЭКОНОМИКИ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДА

Рассматривается процесс перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночному с точки зрения теоретического осмысления. Представлены особенности международных отношений постсоциалистических стран с учетом интенсивной глобализации в мире. Акцентируется внимание на общественных и политических аспектах такого понятия, как «экономическое развитие».

В начале 90-х гг. XX в. после 45-летнего существования рухнула мировая социалистическая система. Мир принял новый облик.

Итак, начало 1990-х гг. оказалось разделительным хребтом минувшего и нового тысячелетий, который определяет траекторию многих процессов в обществе и в экономике.

Осуществляется ли переход от социализма к капитализму или это смена централизованно управляемого хозяйства рыночным?

Переход бывших социалистических стран к рыночному обществу является одним из самых важных вопросов эпохи, наступившей после «холодной войны». Истина заключается в том, что в сущности никто не знает, каковы экономические, политические и другие факторы, приведшие к крушению социализма, каковы движущие силы в постсоциалистических обществах и направления их действия. Существует множество различных теорий и спекуляций по поводу данной исключительной и беспрецедентной в истории ситуации. Ученые, интеллектуалы и чиновники пытаются дать накопленному опыту объяснение.

Процесс творческого взаимодействия между теорией и практикой должен проходить параллельно с осмыслением проблем стран переходной экономики. Все эти годы не прекращаются упреки, адресованные экономистам, по поводу того, что общая теория пока не адаптирована к условиям этих стран.

В характеристиках переходного хозяйства прослеживается генезис будущего общества. Сегодня тематика экономической литературы должна затрагивать не только неисследованные деформации и недостатки старой экономической системы, но и нереализованные возможности.

Необходимы учет реалий, и прежде всего интенсивной глобализа-

ции и перекраивания экономической карты мира, поиск таких параметров экономической политики, которые сделают ее более эффективной и зависимой как от общих закономерностей функционирования хозяйства, так и от конкретных закономерностей переходного периода.

Сегодня существуют самые разнообразные оценки переходного периода. Они основываются на разных точках зрения и соответственно с использованием различных критериев и нормативной базы. Многообразие оценочных критериев сложившейся ситуации хотя и вносит путаницу, но оно неизбежно в данном случае. Поэтому решение вопроса о том, будет ли успешной экономическая политика, зависит как от науки, так и от страны-субъекта, который ею воспользуется.

За последние годы перехода произошли осязаемые изменения в экономике, политической системе, гражданском обществе и его ценностной ориентации. К сожалению, не все они оказались положительными и созидательными. Парадоксально то, что те силы, которые призваны быть созидательными, все еще не изжили своей разрушительной сущности, а другим созидательная позиция дается трудно в силу их исторической обремененности. Это проявляется не только относительно социальных слоев и политического класса, но и в различных формах бытия. Часто устаревшие формы наполняются новым содержанием, а новые - старым. Во всяком случае, ничто не случайно, и все существующее имеет право на жизнь.

Именно из-за этого все переходы в экономике являются привлекательными для анализа и размышления. Где, как ни в переходных формах, зреют колоссальные конфликты - социальные, экономические, политические, психологические. Развитие представляет собой форму разрешения конфликтов. А противоречие, по Гегелю, является формой развития и совершенствования.

Различные политические силы и идеалы интерпретируют основные тенденции современного мира по-разному. Это предопределяет их политику и степень ее адекватности. Верное видение картины мира делает эту политику успешной. Когда же она идеологически иллюзорна, неизбежны провал и катастрофа.

Каковы некоторые из самых важных характеристик современного мира и как они повлияли на идеологию переходного периода от централизованно планируемого хозяйства к рыночному?

В то время когда в развитых западных странах господствовал международный курс, основывающийся на политическом реализме, на оценке и использовании роли силы и интересов в международных отношениях, основной тезис перестроечной идеологии провозглашал, что человечество уходит от классовых различий и противопоставлений и движется к общечеловеческим ценностям. Разделение между капита-

лизмом и социализмом исчезло благодаря достижениям западного социального государства с его вмешательством в экономику и ее регулированием, господству среднего класса и демократическим плюралистическим режимам. Казалось, что если принять эту западную модель развития, то можно создать общество, которое не будет капиталистическим, т. е. за основу бралась тенденция конвергентности глобальных процессов.

С опозданием на двадцать лет эта модель воскрешается перестройщиками и на ее базе разрабатывается тезис однонаправленности истории - идея, которая, хотя и в другой интерпретации, проявлялась у либеральных идеологов (например, таких, как Фукуяма), провозгласивших «конец истории» [1]. Отсюда следует, что различия, классовые противоречия как в самих развитых странах, так и между ними и другими странами мира уменьшаются. Прежде всего, ослабевают политические причины для разделения и противопоставления.

Действительная потребность проведения реформ существующей системы по адаптации ее к обстоятельствам третьей индустриальной революции, так как она была создана для условий второй индустриальной революции, воспринимается в форме отказа от поиска специфического пути такой реформы и подчинения тотальному господству западничества в неоконвергентном виде.

Конвенгертное мышление проявляется в двух основных значениях:

а) все страны мира движутся в одном и том же направлении;

б) все страны должны двигаться одним и тем же образом, что является гарантией достижения тех, которые впереди (западные развитые страны).

Необходимо восприятие их институтов, моделей, форм политики.

При этом утверждалось, что наступающее постиндустриальное или информационное общество будет в той или другой степени посткапиталистическим обществом вне капитализма и социализма, которые являются продуктами индустриальной фазы развития цивилизации.

Данное утопическое мышление о необходимости реформы существующего государственного социализма привело к реформе по единой модели интерпретации мира, не имеющей ничего общего с реальностями (эрозия социального государства и среднего класса в развитых западных странах, разгосударствление и усиливающиеся новые классовые противопоставления, необузданный капитализм в мировом плане).

Перестройка пошла по пути реализации теории конвергенции (новое политическое мышление, отказ от образа врага, замена классовых противоречий общечеловеческими ценностями). Однако политическое время конвергенции ушло в прошлое. Это касается и ее социально-

экономического смысла. Идеи конвергенции были популярны в эпоху развития социального кейнсианского государства в развитых странах, которое активно регулировало экономику и имело значительную собственность, достигающую в некоторых странах 70%. Теории конвергенции, разработанные в 60-е гг. XX в., предполагали, что западные развитые страны приближаются к модели социалистических стран, социализируя свою экономику, а вторые - к модели первых, изменяя прежде всего свою политическую систему.

Конвергентное мышление выдвинуло лозунги отказа от классового подхода и разграничения капитализма и социализма. Поэтому массово распространялось представление о том, что в западных развитых странах уже не капитализм, а система, которая преодолела свои старые конфликты и проявляет способности к классовому компромиссу, к преодолению противоречий, к процветанию. В этом смысле она была воспринята как нечто другое по сравнению с предыдущим образом капитализма, движущаяся к некой форме посткапитализма или социализма. Относительно вопроса собственности аргументом в пользу вышесказанного было наличие смешанной собственности и социального государства в развитых странах.

Отсюда утверждается мнение, что простое перенесение инструментария, модели развитых стран решит проблемы, которые государственный социализм не смог решить.

Исторический процесс всегда был полон противоречий. Драма тех стран и народов, которые отстают в своем развитии, заключается в том, что они сталкиваются с альтернативой: или продолжать отставать, или ускорить свое развитие. Но всякая попытка ускорения истории в итоге требовала дополнительных усилий и дополнительного насилия над существующей реальностью.

Сами масштабы проблемы перехода ошеломляющи. Величина и разнообразие групп стран от Балтийского моря до Балкан и от Восточной Европы до Центральной Азии пока не поддаются научному обобщению. В двадцати семи или более вовлеченных в переход стран (за исключением Китая) живет около 400 млн. человек. Уход от социалистического общества принял различные формы, и каждая из них влияет в большой степени на путь перехода. На одном краю спектра - Россия, где пытаются одновременно создать демократическую и рыночную экономику, на другом - Китай, который комбинирует авторитарный, политический режим с экономикой рыночного типа. Между этими двумя крайностями находится множество стран со своими специфическими социальными, экономическими и политическими проблемами.

Не существует исторического опыта, из которого можно было бы получить ясное представление о проблеме переходного периода. Нет

экономических, политических или других общественных теорий, на которые можно было бы рассчитывать как на руководство по решению этой проблемы. А экономисты пока еще не в состоянии дать полного объяснения рассматриваемому явлению. Проблема перехода нова в том смысле, что прежде мир никогда не переживал перехода от одного типа высокоиндустриализированной экономики к различным типам индустриализированных экономик. Вопреки тому, что возникновение и развитие капитализма в современную эпоху дает некоторые уроки, значение этих уроков для развивающихся экономик перехода неясно. Бывшие социалистические страны должны сначала разрушить коррумпированные и неэффективные структуры, прежде чем начать построение новых эффективных экономических и политических институтов. Следовательно, дискуссии на тему переходных экономик носят на сегодняшний день характер рассуждений по поводу эксперимента, который еще не известно как закончится.

В настоящее время в экономических теориях делаются попытки осмысления особенностей современной транзитивной экономики стран, пытающихся заменить централизованное хозяйство децентрализиро-ванным, с тем чтобы найти способы, благодаря которым состояние переходности было как можно короче, а вновь созданная рыночная экономика имела меньшее количество недостатков («родимых пятен») предыдущего уклада.

Лауреат Нобелевской премии в области экономических наук за 1991 г. Р. Коуз при вручении ему этой награды заявил, что экскоммуни-стическим странам советуют перейти к рыночной экономике, и их лидеры желают это сделать. И если бы мы знали больше о своей собственной экономике, то мы были бы для них более полезными советчиками. Такое заявление одного из авторитетнейших современных экономистов указывает на то, что экономическая система еще не до конца познана и на Западе. Тем более это относится к переходной экономике, практика функционирования которой только начинает теоретически осмысливаться отечественными и зарубежными транзитологами.

С конца 1980-х гг. прошлого века объектом их внимания стали постсоциалистические страны, переживающие особую экономическую трансформацию плановой экономики в рыночную, которая в каждой из стран приобретает свою конкретную специфику, делающую ее абсолютно отличной от других.

Реформы в процессе перехода оказались намного сложнее и труднее в исполнении, чем ожидалось многими экономистами, чиновниками и др. [4; 7]. Ученые дают различные объяснения этому явлению. Одно из них основывается на доктрине неолиберализма, другое - на теории культурного наследства, третье упирается на управленческие кризисы.

Вопреки тому, что каждое из них проливает свет на природу постсоциалистических обществ, третье объяснение является самым убедительным.

Объяснение с точки зрения неолиберальной конвергенции в значительной степени складывается под влиянием неолиберальных идей и перспектив структурного регулирования при минимальной роли государства в экономике и уповании на рынок [2]. В соответствии с этой позицией постсоциалистическая рецессия представляет собой неизбежное последствие перехода от командной к рыночной экономике.

Объяснение, основывающееся на теории культурного наследства, базируется на том, что навыки и ментальность прошлого изменяются очень медленно. По мнению сторонников данной точки зрения, ностальгия по разрушенным ценностям в социалистических странах может быть фактором, препятствующим движению к рыночной экономике, и таким образом может вызывать появление гибридных хозяйственных форм.

Самым объективным, по нашему мнению, объяснением тяжелых проблем постсоциалистических стран являются управленческие кризисы [3; 6]. По различным причинам политические элиты стран Восточной Европы спланировали слишком быстрый коллапс государства, прежде чем общество могло быть готово к таким переменам. Бескритичный подход к неолиберальной доктрине о минимальной роли государства привел к непониманию того, каковы его важнейшие функции в рыночно ориентированных обществах. Другой причиной быстрого отказа от роли государства в экономике был страх перед новым возрождением социализма, что повлекло полное разрушение старого государственного бюрократического аппарата. Третьей причиной коллапса государства было коррумпированное и хищническое поведение государственных чиновников. Политические элиты в большинстве постсоциалистических стран отказались от общего блага из-за краткосрочной частной выгоды. Указанные три причины, вытекающие из опыта перехода к рыночному управлению, объясняют государственный коллапс и управленческие кризисы в транзитивных экономиках. Как видим, проблема перехода включает решение ряда сложных и трудных задач. Основные из них - построение новых общественных институтов и разрушение или реформирование старых при введении необходимых для рыночной экономики законов и правил.

Опыт проведения институциональных реформ в отдельных странах Восточной Европы очень отличается. На одном краю спектра Польша, которая двигалась медленно, но осуществила несколько важных реформ; на другом - Болгария, приложившая в этой сфере мало усилий. Однако следует отметить, что во всех переходных странах ин-

ституциональные реформы и их проведение находятся под большим влиянием неолиберализма с его акцентированием на роли рынка.

Заслуживает внимания и хроника изменения подхода к пониманию процесса экономического развития. В докладе Мирового банка (МБ) за 1997 г. [9] признано, что экономическое развитие означает намного больше, чем решение технических и экономических проблем, оно включает социальные и политические проблемы. В первые годы своего существования Мировой банк следовал предписаниям экономистов, исходящих из того, что экономическое развитие достигается только в том случае, когда преодолеваются ключевые экономические и технические препятствия. В 80-е гг. XX в. при господстве постулатов неолиберализма и «Вашингтонского консенсуса» доктрина структурного регулирования провозглашала неизбежность отмены государственного вмешательства в экономику, освобождения экономических сил, ускоряющих развитие. Но уже тогда МБ и его экономисты начали понимать, что необходимо нечто большее, чем основные (рыночные) экономические принципы для достижения экономического развития.

Доклад вернул нас к одной истине, изложенной впервые в 1952 г. Моузесом Абрамовичем, пионером в изучении экономического роста [8]. Абрамович писал, что фундаментальным условием для экономического роста является «общественный капацитет (мощность)». Экономическое развитие не является только технической и экономической проблемой. Это общественный процесс, который не может быть завершен, если страна не создаст экономические институты, не воспитает общественное поведение и не будет следовать подходам, благоприятным для экономического развития. Ударение на его общественные и политические аспекты подсказывает, что не существует одного единственного способа для достижения тем или иным обществом экономического развития.

Усиленное решение задач экономического развития снова подчеркивает необходимость разработки национальной стратегии развития [5]. Фактически изменение официальной точки зрения на процесс экономического развития прошло несколько определенных фаз. В 60-е гг. XX в. Мировой банк смотрел на экономическое развитие как на вопрос разрешения технических проблем, касающихся эффективного использования ресурсов и движения капиталов. В 70-е и в начале 80-х гг. прошлого столетия ударение ставилось на торговую либерализацию и преодоление рыночных нарушений, причиненных правительственным вмешательством (структурное регулирование). В 1980-е гг. фокус переместился на макроэкономическое регулирование с целью элиминирования инфляции и макроэкономической нестабильности («Вашингтонский консенсус»). В 1990-е гг. Мировой банк и многие эксперты начали по-

нимать, что экономическое развитие требует трансформации общества. Экономисты видели, что сложная природа развития представляет нечто большее, чем свободная торговля и либерализация макроэкономического регулирования.

Подобные уроки приложимы и к проблемам, с которыми столкнулись экономики перехода. Переходы, начавшиеся в 90-е гг. XX в., поднимают множество вопросов, выходящих далеко за рамки отдельных национальных экономик. В частности, приобретают актуальность ответы на вопросы о том, как долго будет существовать однополюсная модель мира; нуждается ли он в новом балансе сил; смогут ли эффективно функционировать союзы и институты, которые им управляют; в состоянии ли Всемирная торговая организация (ВТО) успешно управлять движением к либерализации мирового торгового обмена и противодействовать тенденции построения закрытых торговых блоков; сохранит ли Международный валютный фонд (МВФ) свою сегодняшнюю роль мирового кредитора, который вместе с кредитами внедряет и программы развития своих должников.

Для постсоциалистических стран необходимость определения своего места в мировой экономике является одной из важнейших и очень сложных задач. Их экономика была ориентирована на участие в международном разделении труда преимущественно среди стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Особенностью этого интеграционного союза было планово-централизованное регулирование внешнеэкономических связей, что позволяло ограждать национальные экономики от кризисов мирового рынка, но одновременно лишало возможности постоянно объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерное следствие таких «тепличных» условий - отставание от мировых интеграционных процессов.

Перенос ориентиров во внешнеэкономической сфере от задач, диктуемых государственным планом, к требованиям и запросам мирового рынка - очень сложная проблема. Решать ее приходится в условиях развала прежних внешнеэкономических связей. Но необходимость активного взаимодействия с мировым хозяйством сомнений не вызывает, предстоит развиваться в направлении большей интеграции в мировую экономическую систему.

В заключение следует отметить, что страны, совершающие переход от централизованно планируемого хозяйства к рыночному, являются частью мира, который также находится в «эпохе перехода», что неизбежно связано с процессами дестабилизации существующих отношений между странами.

Над многим заставляет задуматься крушение двуполярного мира. Неординарное явление второй половины XX в., которое получило оп-

ределение «холодной войны», поскольку оно обслуживало самый острый период противостояния двух глобальных систем и поддерживало баланс сил между ними, шокировало весь мир характером своего завершения.

Когда была сломлена ось противостояния Запад - Восток, предполагалось, что не только «продукты» распада, но и все государства мира устремятся к центру, и победителю останется только разместить их на соответствующих орбитах благосклонности вокруг себя. Но произошло нечто обратное: новые и старые образования начали укреплять свои национальные границы, искать новые конфигурации своей интеграции, болезненно воскрешать в памяти свои исторические притязания и обиды. Хаос «постсуверенного мира», в котором гегемон (страна-гегемон) все более пытается представить себя как единственного суверена, защищающего множество суверенных ранее национальных государств, трудно контролировать. Опасность и нестабильность, вероятнее всего, в последующие десятилетия не будут ослабевать, а будут увеличиваться. Мир будет выглядеть более сложным и хаотичным, а будущее - более неясным. Поэтому и дискуссия по поводу того, что делается и куда движется мир, не прекращается, но появляется все больше предпосылок, чтобы вести ее активно в глобальном плане.

Список литературы

1. Фукуяма Ф. Краят на историята. София: Обсидиан, 1993.

2. Amsden A. H., Kochanowich J., Taylor L. The Market Meets Its Match: Restructuring the Economies of Eastern Europe // Cambridge Harvard University Press. 1994.

3. Holmes S. Cultural Legacies or State Collapse? Probing the Post-communist Dilemma. New York: Council on Foreign Relations, 1996.

4. Poznanski K. Z. The Post-Communist Transition as an Industrial Disi Economic Recession: Main Causes // Journal of Comparative Economics. Vol. 19. 1994. № 1. August.

5. Rodrik D. Getting Interventions Right: How South Korea and Taiwan Grew Rich // Economic Policy. 1995. April.

6. Shleifer A., Triesman D. Without a Map: Political Reform in Russia. Cambridge: MIT Press, 2000.

7. Stiglitz J. Quis Custodiet Ipsos Custodes? // Challenge. Vol. 42. 1999. № 6. November. December.

8. Thinking About Growth and Other Essay on Economic Growth. Camdridge: Cambridge University Press, 1989.

9. World Bank. World Development Report. 1997: The State in a Changing World. Washington, D. C.: World Bank, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.