ЦОМЕАШИНОСЙ
СОЦИОЛОГИЯ
Салихджонов Расулджон,
кандидат философских наук, доцент, заведующий отделом управления качеством образования ИЭ и ТТГУК Маджидов Абдунасим, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и инновационных технологии ИЭ и ТТГУК
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА ТАДЖИКИСТАНА: СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Современный этап развития таджикского общества характеризуется многочисленными процессами коренных преобразований и реформ во всех сферах общественной жизни. Социальная практика современности ярко иллюстрирует, что эти процессы, особенно в базовой сфере общества -экономике, носят сложный, а порой и болезненно - противоречивый характер. Экономические реформы и перевод их на рельсы рыночных отношений свидетельствуют о трансформации самой сути социальных отношений, что дает исследователям право определить существующий ныне тип таджикского общества как «переходный».
Вопросу определения сущности «переходной экономики» посвящены работы ряда исследователей.1 Поэтому, несколько ограничивая свою задачу в
1 Албегова И.М., Емцов Р.Г., Хлопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. /Под общ. ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. Ломоносова. - М.: Дело и сер-вис,1998; Гафуров Х. Таджикистан на рубеже XXI века: Президент Эмомали Рахмонов и национальная экономика. - Душанбе, 1999; Каюмов Н.К., Комилов С.Д., Нурмахмадов М.Н.
рамках данной научной статьи, попытаемся рассмотреть переходный период экономики Таджикистана в плоскости человеческих измерений. Сегодня уже недостаточно анализировать состояние и тенденции будущего развития общественной жизни лишь с точки зрения экономического детерминизма, поскольку социологическая наука выявляет новые парадигмы, в частности, парадигму социокультурного анализа развития общественной жизни. В современных социологических концепциях общество рассматривается как целостная система, где системообразующим элементом выступает человек. При этом выделяются социально составляющие факторы, которые характеризуют человека как социальное существо, т.е. систему ценностей, традиции, нормы и обычаи, идеалы, а также труд, язык, образование, науку, быт, культуру, медицину, искусство, литературу и др., без которых нельзя говорить о полноценном социальном человеке. Совокупность этих факторов ныне в социальной науке принято называть социокультурными. На наш взгляд, индикатором эффективности осуществляемых экономических реформ в таджикском обществе должна выступать степень влияния этих преобразований на оздоровление социокультурных ценностей общества. Анализируя это вопрос в рамках данной статьи, мы придерживаемся точки зрения исследователя М.Р. Кошоновой, которая отмечает, что природа переходного процесса характеризуется как особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. В своей монографии «Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения» она выделяет следующие черты переходной экономики: а) неустойчивость и непостоянство; б) альтернативность; в) смешанность; г) противоречивость, д) историчность.1 Все эти черты детерминированы противоречиями, выражающимися в противоположности между устойчивостью и непостоянством, монополярным и поливекторным развитием, между старым и новым (смешанность), которые и выступают, в конечном итоге, источником трансформации переходной экономики. Причем эти противоречия не абстрактные, безликие, а противоречия развития, т.е. борьба нового и старого, носителями которой всегда выступают конкретные люди. Отсюда вытекает, что при определении черт переходной экономики следует в отдельный ряд выделить те противоречия, которые возникают в процессе перестройки общественной психологии и общественного сознания. Практика показывает, что именно в период «переходной экономики» происходит ломка
Стратегия движения к рыночной экономике. - Душанбе,1998.-Вып.2.; Макконел Кембелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 1992.-Т.1 и др.
1 Кошонова М.Р. Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения.- Душанбе, Ирфон, 2007. - с. 10-11.
старого, традиционного мышления, сформировавшегося на основе общественной собственности, централизованной, административно-командной экономики, и постепенное формирование нового, нелинейного мышления, связанного с переходом к рыночным отношениям, базирующимся на частной собственности и ориентированной на конкуренцию. М.К. Гафарова и В.А. Фомина отмечают, что в условиях развернувшегося процесса перехода к рыночной экономике, масса новых чувств и побуждений сопровождает жизнь и деятельность людей. Происходит накопление нового социального опыта, нового образа мышления и поведения, новых черт психологического склада людей как отражение социальной природы общественного и индивидуального сознания. И этот новый опыт и новый образ мышления показывают, что частнособственническая психология вовсе не чужда природе человеческого сознания, и эта психология не только порождение эксплуатации или праздного образа жизни, как представлялось ранее, а является продуктом особого качества трудовой деятельности - частного предпринимательства и стремления сохранить и приумножить свое богатство. Частнособственническая психология не только зло, но в какой-то степени она стимулирует заинтересованность в результатах своего труда, в конечном итоге - повышение производительности труда.1 Тезис о том, что успех экономики в переходном периоде зависит не только от реструктуризации экономики, и даже не от культурных детерминантов, о которых много говорят и пишут, а прежде всего от социальной адаптации и поведения человека, ныне не вызывает серьезных возражений. Это правильно, ибо приближение к реалиям сегодняшней жизни общества убеждает нас в том, что воздействие требований сложившейся ситуации и других ситуативных факторов на изменение норм и правил социального поведения социума нельзя умалять. Опыт перехода к рыночным отношениям, в том числе в Таджикистане, показывает, что социоповеденческие факторы играют важную роль в переориентации экономического мышления людей, так как на начальном этапе перехода к рыночным отношениям отдельная категория людей достаточно быстро уловила изменившиеся условия жизни и переориентировалась на рыночные отношения. Этот тезис подтверждается результатами социологического исследования, проведенного сотрудниками Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан еще в 2002г. В частности, 41,7% опрошенных реализацию своих жизненных планов связывали с личной инициативой, и лишь 7,6% опрошенных ожидали содействия со стороны государства. Об этом свидетельствует также
1 Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание.- Душанбе, Ирфон, 2001.- с.67.
социологический опрос, проведенный специалистами Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, в ходе которого выявлено, что негативы переходного периода проявляются, прежде всего, на социально-психологическом уровне. Он характеризуется тем, что среди населения распространяется недовольство существующим положением дел в жизненно важных сферах общественной жизни: рост цен, инфляция, оскудение потребительской корзины, безработица, резкое социальное расслоение населения по имущественному признаку, т.е. появление богатых и бедных.1 В этой связи следует заметить, что отсутствие среднего класса в условиях перехода к рыночным отношениям в Таджикистане становится серьезной проблемой экономической трансформации. В условиях переходной экономики средний класс больше всех других слоев населения занят производством, образованием, культурой и распространением знаний, которые определяют основу прогресса общества. Этот класс имеет относительно высокую квалификацию, профессионализм и творческие навыки и этим способствует научно-техническому, культурному, духовному и экономическому развитию общества. Общество стабильно, когда средний класс по своей численности заметно превышает как бедные, так и богатые слои населения. Только тогда он может активно выступать и сглаживать остроту социального расслоения, смягчать возможные силовые действия как со стороны "верхов", так и со стороны "низов" и, следовательно, служить в качестве подлинного централизма в обществе. Средний класс ориентируется на интересы общества. Этот класс, по причине своей компетентности, заинтересован в функционировании демократической формы власти, развитии гражданских инициатив и защите гражданского общества от произвола государственных чиновников.
Исследуя роль человеческого фактора в трансформации экономики, В.С. Автономов отмечает: «После того как в течение примерно двухсот лет (с момента выхода в свет «Богатства народов» Адама Смита) экономический человек был «универсальным пугалом» (выражение Фрица Махлупа), воплощением бездушного эгоизма и рационализма, в наши дни он становится чуть ли не идеалом творческой личности. Эта в высшей степени интересная метаморфоза объясняется переосмыслением исторической роли рыночной экономики в связи с крахом ее единственной альтернативы - экономики
1 Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии: Материалы семинара. - Душанбе, Ирфон, 2006.- с.71.
централизованной, признанием ее соответствия человеческой природе».1 Отсюда вытекает, что выбор экономической модели переходного периода играет немаловажную роль в ее социокультурном (человеческом) измерении. Ученые-экономисты переходной экономики Таджикистана характеризуют её как смешанную, т.е. как индустриально-аграрный путь развития, с усилением государственного регулирования на начальном этапе ее развития. При этом они подчеркивают, что программы экономических преобразований должны обязательно учитывать равенство социальных возможностей и социальную защищенность всех членов общества.2
Условия Таджикистана достаточно специфичные, и осуществляя переход к рыночным отношениям, необходимо при выборе пути социальноэкономического развития учитывать особенности страны, положительный опыт, накопленный в республике, и одновременно способность рационально реализовать передовой мировой опыт, закономерности мирового социальноэкономического прогресса. Кроме этого, необходимо иметь в виду, что у каждой страны есть своя история, традиции, нравы и обычаи, культура, наконец, менталитет народа, которые в своей совокупности образуют социокультурную матрицу экономической трансформации. Поэтому формирующаяся рыночная модель таджикской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной экономики. Здесь мы исходим из того, что, с одной стороны, двадцатилетней опыт государственной независимости Таджикистана со всей определенностью показал, что для позитивной адаптации к рыночным экономическим отношениям «требуется высокое качество человеческого капитала, личность, склонная к инноватике, творческой интерпретации в выработке адаптационных моделей поведения, акцентирующая индивидуальные способы успеха».3
Особенности переходной экономики и ее трансформация в Таджикистане заключаются ещё и в том, что она протекает одновременно с её модернизацией. Традиционное общество, в котором главными социальными регуляторами выступают социальные нормы, жестко предписывающие всем членам общества четкие правила и модели поведения, трансформируются в
1 Автономов В.С. Современный капитализм, общечеловеческие ценности и экономическая наука./ Капитализм и рынок: экономисты размышляют. / Под ред. В.И.Кузнецова, И.М.Осадчей. - М.,1993.- с.57.
2 См.: Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики. / Р.К.Рахимов, Н.К. Каюмов, Н. Нурмахмадов. / Социально ориентированная экономика в действии // Реформа. 1995. -№ 1. -С. 13-15.
3 Шамолов А.А.Социокультурная традиция и модернизация таджикского общества: Материалы научного семинара 21-22 июня 2010. - Душанбе, 2010.- с.17.
модернизированное, где действуют механизмы социального регулирования, основанные на индивидуальном выборе, личных ценностях и предпочтениях.
В этой связи процесс трансформации часто полностью отождествляется с модернизацией, против чего ряд ученых возражает, считая этот термин не вполне удачным для обозначения процессов общественных преобразований.1 Мы разделяем мнение ученых, рассматривающих модернизацию как больший или меньший разрыв с социокультурной национальной традицией, изменение культурной идентичности рассматривается как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса.2
Если модернизационные модели в западных обществах складывались органически, то применительно к опыту таджикского социума приходится констатировать, что он протекает своеобразно. Как отмечает С. Сафаров: «Модернизационный процесс современного Таджикистана имеет ряд характеристик, которые отличаются от аналогичных социально-политических сдвигов в прошлом. Прежде всего это обосновано тем, что именно в это время наша страна стала полноправным субъектом международных отношений и вернула шанс, строит национальное государство».3 Разделяя данную позицию, вместе с тем заметим, что на начальном этапе трансформационных процессов в Таджикистане, в качестве ее матрицы выступали такие явления, как «земляческие общества», «земляческие объединения», «регионализм»,4 модернизационные процессы конструировались на основе определенных идеолого-теоретических представлений и пристрастий элитных групп, волевым образом вменяющих эти представления всему обществу. Как отмечает профессор Идиев Х.У., «... в РТ для изменения существующего порядка общественной жизни и механизмов структуризации социальности были привнесены западные формы конструирования институциональной структуры общества, которые нашими реформаторами -имитаторами представлялись, прежде всего, как технические понятия, поэтому не могли приобрести ту смысловую нагрузку в сознании нашего
1 Дискин И. Российская государственная система: проблема институционального генезиса // Общественные науки и современность. 1998. № 4; Кара-Мурза С.Г. Россия как традиционное общество // Куда идет Россия? Альтернативы социально-экономического развития.- М, 1997.
2 Шамолов А.А.Социокультурная традиция и модернизация таджикского общества: Материалы научного семинара 21-22 июня 2010. - Душанбе, 2010. - с.16.
3 Сафаров С.С. Светские традиции и их перспективы развития в условиях модернизации таджикского общества. Материалы научного семинара 21-22 июня 2010.- Душанбе, 2010.- с.22.
4 Шарипов И. Приоритетные направления укрепления и защиты государственной независимости Республики Таджикистан. В кн.: Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. - Душанбе, 2006.- с.19.
социума, какую они имели на почве западной культуры».1 Это подтверждено, например, результатами социологических исследований, проведенных сотрудниками Института философии АН Республики Таджикистан в 2002 году. В разгар трансформационных процессов в экономике республики в ходе проведенного анкетного опроса на вопрос: « Как вы считаете, от перемен в какой сфере общественной жизни больше зависит улучшение жизни Вашей семьи»? - только 30 % респондентов увязали ее с успехами в сфере экономики. В целом люди не возлагали особо больших надежд на происходящие перемены в экономике. Из общего количества респондентов 34% считали, что осуществляемые реформы приведут к улучшению благосостояния широких слоев населения. Тогда как суммарный показатель прямо противоположного мнения (19,7%) и затруднившихся ответить (23,0%) составляет 42,7%. Иначе говоря, с позиции сложившегося на тот момент положения, большинство людей в стране сомневаются в том, что происходящие в жизни общества изменения улучшат их повседневную жизнь. Поэтому обеспечение устойчивого экономического развития и повышение, таким образом, уровня и качества жизни населения страны с начала периода независимости по сей день является основной целью Республики Таджикистан. Первые годы независимости для молодого Таджикистана были очень тяжелыми, но судьбоносными годами, которые требовали от каждого ответственности, патриотизма и труда во имя обеспечения мира и спокойствия, восстановления конституционного строя, возобновления деятельности парализованных основ государства, достижения взаимопонимания и национального единства. После подписания Соглашения о всеобщем мире и национальном согласии в стране, то есть с 1997 года, было приостановлено снижение показателей национальной экономики. Затем Правительству удалось год за годом нормализовать ситуацию и с 2000 года начать постепенно развитие национальной экономики. В 2010 году объём ВВП по сравнению с 1997 годом вырос в 2,6 раза, его средний ежегодный рост составил 7,1 процента. Производство промышленной продукции увеличилось в 2,5 раза, сельхозпродукции - в 2,8; объём розничного товарооборота - в 3,2 раза, платные услуги населению возросли в 7,8 раза, объём государственного бюджета вырос в 75 раз, ВВП на душу населения - в 36,3, и денежные доходы населения - в 38 раз.
В 1992-1995 годах государственный бюджет был почти несостоятельным, уровень инфляции составлял более четырёх цифр. В тот период заработная плата учителей и врачей была на уровне 3-5 сомони, а государственных служащих - 15-17 сомони, но и эти суммы вовремя не выдавались. В 1995
1 Идиев Х.У.Трансформирующееся таджикское общество.- Душанбе: Ирфон, 2003. - с.45.
году бюджет был относительно урегулирован, и объём его доходной части был доведён до 10 млн. сомони, в 1997 году - до 110 млн. сомони, в 2000 году - до 250 млн. сомони. В 2011 году объём доходной части госбюджета составлял 8,3 млрд. сомони, что в 75 раз больше по сравнению с 1997 годом1. Как видно из Послания Президента РТ Маджлиси Оли республики, положительные тенденции экономической трансформации налицо, и, самое главное, - экономическая трансформация в республике все более приобретает социокультурное измерение. Данная тенденция явно обнаруживается, например, в сфере образования. К началу 2009-2010 учебного года в Таджикистане функционировало 3 780 школ различного типа, в том числе начальных 577, основных (неполных средних) - 782, средних (полных) - 2 272, гимназий - 88, лицеев - 54, школ для детей с недостатками умственного или физического развития - 11, в которых числились 1911,3 тысячи учащихся. За годы суверенитета в республике построено 1 200 новых школ на 311 тысяч посадочных мест. С 1998 года в сфере образования реализовано 14 инвестиционных проектов на сумму 720 млн. сомони. Количество вузов в республике перевалило за 30.
Однако количественный рост образовательных учреждений не сопровождается улучшением качественных показателей. Статистические данные свидетельствуют о том, что если в 1991 году окончили среднюю школу 89,1 тыс. учащихся, то в 2005 г. - 79,6 тысячи. Удельный вес учителей снизился с 76,6 до 62,3%.2 В вузах республики, в связи с переходом на инновационные формы обучения, некоторые показатели, например посещаемость, соблюдение внутреннего распорядка и т.д. улучшились. Но качество знаний до сих не отвечает требованиям Г осстандарта и потребностям рынка труда. Об этом, например, свидетельствует текущий мониторинг Министерства образования РТ. Внутренние расходы на исследования и научные разработки составляют 0,12 % от ВВП. Тогда как в развитых государствах этот показатель составляет 1-3%. Хотя капитальные вложения в развитие науки носят возрастающий характер (в 2009 году они составили 25 миллионов 753 тысячи сомони, которые в процентном отношении по сравнению с 2007 годом возросли на 31%),3 тем не менее, пока финансовое обеспечение исследований и научных разработок является недостаточным.
Тенденция развития в сфере образования свидетельствует, что в будущем удельный вес платных школ, вероятно, возрастет, однако государство должно
1 Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли РТ. - Душанбе, 20 апреля 2011 г.
2 Таджикистан: 15 лет государственной независимости: Статистический сборник.- Душанбе, 2006. - с. 51-52.
3
Программа Инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2012 гг., с.5.
гарантировать возможность бесплатного обучения, общеобразовательной подготовки. И применительно к высшему образованию распространение платности обучения не должно означать отсутствия различных льгот типа оплаты обучения работодателями, льготных кредитов на оплату обучения, других видов государственной помощи. Социальные издержки экономической трансформации сферы образования, здравоохранения и культуры, будучи в той или иной мере неизбежными, должны быть объектом пристального внимания и регулирования со стороны государства. М.Р. Кошо-нова1 считает, что в ходе реформы образования следует учесть следующие уникальные обстоятельства. Первый - это тревожная перспектива возвращения к неграмотности.
Второй момент касается вопросов равенства при разработке реформы образования. При условии необходимости внесения изменений в учебные программы и повышения их эффективности важно сохранить принцип доступа к образованию по заслугам и успеваемости.
Третий момент относится к появлению новых бедных в самой системе образования. Во многих странах специалисты, профессии которых ранее были социально престижны, например профессия преподавателя, стали частью нового класса бедноты. Их социальный статус имеет тенденцию к понижению, а на их место приходит новый средний класс, типично представленный группами населения, сумевшими извлечь выгоду из перехода к рынку.
Таким образом, заметим, что непрерывное возрастание или возвышение потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человека. Человек прошел все этапы: от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов. Ресурсы, то есть факторы, используемые для производства экономических благ, напротив, всегда ограничены или редки. Эта редкость относительна и означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Закон относительной редкости ресурсов имел место всегда, во все времена и у всех народов, и всегда будет существовать, как бы ни был велик прогресс производства.
Таким образом, исходным в системе экономических противоречий является противоречие между постоянно растущими потребностями и ограниченностью производства экономических благ для их удовлетворения. Оно разре-
1 Кошонова М.Р. Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения.- Душанбе, Ирфон, 2007. - с.75-76.
шается путем производства благ, необходимых для возникших новых потребностей. Разрешаясь на одном этапе развития общества, оно вновь возникает на другом. Постоянно воспроизводясь, именно это противоречие является импульсом как совершенствования производства, так и появления новых потребностей.
На уровне генетической связи между противоположными полюсами исходного экономического противоречия потребность выступает как причина, производство - как следствие. Лишь появление потребности порождает производство. В то же время производство можно обозначить как действие, обусловленное осознанным для удовлетворения потребности побуждением, или мотивом. Возникая на основе потребности, мотив одновременно представляет собой ее адекватное отражение. Потребность как мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия (производства), показывает отношение человека к требованиям общества.
Итак, в генезисе противоречия между производством и потребностью лежит сущность человеческой природы, что и обусловливает ее всеобщность. Свойственное всем экономическим системам на всех этапах развития, это противоречие, тем не менее, проявляется всегда по-разному, о чем свидетельствует неодинаковый уровень развития стран. Это следует из того, что сущность человека структурирована не только природным, но и духовным началом. И если природное начало выражается как сфера экономических отношений (материальные, экономические потребности человека), то духовное начало занимает срединное положение в неэкономической сфере. При этом духовную сторону было бы более точным назвать социально-духовной сферой, имея в виду, что этим определением улавливается общественный контекст духовности и что, следовательно, она не уводит в область чистого мышления. На разных этапах развития, а иногда и одновременно, социально-духовное начало принимает разные формы: религиозную, национальную, этическую, творческую. Но в любом случае она означает непосредственное (минуя экономику) воздействие на человека, формирование своеобразной духовной системы ценностей, ориентацию действий людей на нематериальные интересы и стимулы, развитие «неэкономического человека». Возникает закономерный вопрос: как влияет на ход трансформации привнесение в социально-культурную жизнь таджиков ценностей иных народов и наций, является ли процесс интернационализации культуры плодотворным? Эта дилемма не ускользает от внимания таджикских политиков и ученых. Как на страницах научных журналов, так и в открытой печати ведутся многочисленные дискуссии, высказываются оригинальные, нередко противоречивые мнения.
На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации состоит не в отрицании важной роли материальных стимулов, частной собственности, индивидуализма и других атрибутов «экономического общества» и «экономического человека», а в учете процесса преобразований, особенностей национальной традиции, понимании своеобразия духовной установки «таджикского варианта развития».
Р. Салихджанов, А. Мачидов
Переходная экономика Таджикистана: социокультурное измерение
Ключевые слова: экономическая трансформации, переходная экономика, социокультурное измерение, человек, человеческий капитал, альтернативность, смешанность
В статье исследуется переходная экономика Таджикистана в плоскости социокультурной трансформации общества. Авторы подчеркивают, что в современных условиях недостаточно анализировать состояние и тенденции развития общественной жизни лишь с точки зрения традиционных методологий, ибо современная наука выявляет новые парадигмы исследования, в частности, парадигму социокультурного анализа развития общественной жизни.
По мнению авторов, успех и эффективность экономики в переходном периоде определяется не только реструктуризацией экономики, а прежде всего тем, насколько осуществляемые реформы влияют на качество жизни людей. Учет национальных традиций, нравов и обычаев, ломка старых стереотипов и формирование нового экономического мышления являются важнейшей задачей переходного периода экономики.
R. Salihgjanov, A. Madjidov Transitive Economy of Tajikistan: Sociocultural Dimensions
Key words: economic transformations, transitive economy, sociocultural dimensions, man, human stock, modernization, economic thinking, economic society, economic awareness, alternativity, mixture, agrarian, industrial
The article dwells on the transitive economy of Tajikistan in the plane of sociocultural transformations taking place in society. The authors stress that under modern conditions an analysis involving the state and tendencies of the future development of social life and being confined with exclusively traditional methodologies is not adequate, as modern science elicits new paradigms of research in particular, that one of socio-cultural analysis in reference to the development of social life.
As the authors of the article deem, success and effectiveness of economy in a transitive period are determined not only by the former's restructurization but by a degree of people's life quality being affected by effectuated reforms either. National traditions, morals and customs being taken into account, breakage of all stereotypes, formation of new economic thinking - all these factors must be aimed at being regarded as the most important goal of the period of transitive economy.