Научная статья на тему 'Переход высшего образования на уровневую подготовку: разработка, барьеры'

Переход высшего образования на уровневую подготовку: разработка, барьеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / БАРЬЕРЫ ПЕРЕХОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серякова С. Б.

В статье раскрываются особенности перехода высшего образования на уровневую подготовку, основные направления преобразований, обусловленных компетентностным подходом, отмечаются существующие барьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION OF THE HIGHER EDUCATION ON THE LEVEL PREPARATION: DEVELOPMENT, BARRIERS

The article describes the peculiarities of the transition to tiered higher education system, the main directions of reforms due to competence-based approach and the challenges facing higher education.

Текст научной работы на тему «Переход высшего образования на уровневую подготовку: разработка, барьеры»

(Р=0,0), в группе Ср чаще встречается положительный образ отца. Степень созависимости не зависит от образа матери. Частота встречаемости С и Ср в положительном и отрицательном образах матери одинакова (Р=0,197). Наше исследование показало, что существуют качественные различия показателей в группах с сильной и средней степенью созависимости. Имеются раз-

личия в восприятии образа отца в зависимости от состава семьи. Неоднородность в структуре образа отца созависимых влияет на степень нарушения личности, отрицательный отцовский образ повышает степень созависимости. Показано, что образ отца в большей мере влияет на степень созависимости, чем образ матери.

Библиографический список

1. Баранов, А.А. Образ как категория психологической науки [Э/р]. - Р/д: http://iiid-udsu.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=206&Itemid=122

2. Кюглер, П. Психические образы как мост между субъектом и объектом // Кембриджское руководство по аналитической психологии / под ред. П. Янг-Айзендрат и Т. Даусона. - М., 2000.

3. Фэйдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии / Дж. Фэйдимен, Р Фрейгер. - М., 1996. - Т. 1, 2.

4. Холлис «Под тенью Сатурна». - М., 2005.

5. Яньшин, П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб., 2004.

6. Гуггенбюль - Крейг, А. Благо сатаны. Парадоксы психологии. - СПб., 1997.

7. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). - М., 1995.

8. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. - СПб., 2001.

9. Нойманн Происхождение и развитие сознания [Э/р]. - Р/д: http://jungland.indeep.ru

Bibliography

1. Baranov, A.A. Obraz kak kategoriya psikhologicheskoyj nauki [Eh/r]. - R/d: http://iiid-udsu.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=206&Itemid=122

2. Kyugler, P. Psikhicheskie obrazih kak most mezhdu subjhektom i objhektom // Kembridzhskoe rukovodstvo po analiticheskoyj psikhologii / pod

red. P. Yang-Ayjzendrat i T. Dausona. - M., 2000.

3. Fehyjdimen, Dzh. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannoyj psikhologii / Dzh. Fehyjdimen, R. Freyjger. - M., 1996. - T. 1, 2.

4. Khollis «Pod tenjyu Saturna». - M., 2005.

5. Yanjshin, P.V. Praktikum po klinicheskoyj psikhologii. Metodih issledovaniya lichnosti. - SPb., 2004.

6. Guggenbyulj - Kreyjg, A. Blago satanih. Paradoksih psikhologii. - SPb., 1997.

7. Figdor, G. Deti razvedennihkh roditeleyj: mezhdu travmoyj i nadezhdoyj (psikhoanaliticheskoe issledovanie). - M., 1995.

8. Yung, K.G. Analiticheskaya psikhologiya i psikhoterapiya. - SPb., 2001.

9. Noyjmann Proiskhozhdenie i razvitie soznaniya [Eh/r]. - R/d: http://jungland.indeep.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.12

УДК 378 Seryakova S.B. THE TRANSITION OF HIGHER EDUCATION ON THE LEVEL GОДГОТОВКУ: DEVELOPMENT, BARRIERS. The article describes the peculiarities of the transition to tiered higher education system, the main directions of reforms due to competence-based approach and the challenges facing higher education.

Key words: ^mpetence-based approach, tiered education system, challenges in transition.

С.Б. Серякова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики высшей школы, зам. декана факультета педагогики и психологии Московского гос. университета, Е-mail: umkped@mail.ru

ПЕРЕХОД ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕВУЮ ПОДГОТОВКУ: РАЗРАБОТКА, БАРЬЕРЫ

В статье раскрываются особенности перехода высшего образования на уровневую подготовку, основные направления преобразований, обусловленных компетентностным подходом, отмечаются существующие барьеры. Ключевые слова: компетентностный подход, уровневая подготовка, барьеры перехода.

Современный этап развития отечественного образования отличается многогранностью приоритетных направлений совершенствования и инновационного развития. Развитие высшего образования обусловлено, с одной стороны, процессом глобализации, вызвавшим глубокие кардинальные изменения в стратегических целях высшего образования, с другой стороны, внутренними факторами, инициирующими изменения содержания образования, технологий профессиональной подготовки.

Переход российских вузов на уровневую подготовку «бакалавр - магистр» потребовал внесения изменений в отечественную образовательную систему и постановки новых задач для достижения соответствия содержания и качества обучения мировым образовательным стандартам.

Традиционная направленность отечественного образования на преимущественное усвоение системы знаний перестала отвечать современному социальному заказу, требующему воспитания инициативных и ответственных членов общества, способных взаимодействовать в решении социальных и профессиональных задач, что предполагает существенное усиление самостоятельной и продуктивной деятельности обучающихся, развитие их личностных качеств и творческих способностей, способности самостоятельно приобретать новые знания в условиях быстро меняющегося мирового информационного пространства (В.И. Байден-ко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).

В этой связи особая роль отведена системе подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений различного типа и уровня, что объясняется возросшими требованиями социального заказа на подготовку современного педагога, на повышение уровня его профессиональной компетентности, формирование позитивного образа и социального престижа данной профессии в общественном сознании.

Сегодня педагог должен обладать высокой культурой, постоянно самосовершенствоваться, уметь проектировать образовательную среду, активно использовать информационные и коммуникационные технологии, дистанционное обучение, выступать в роли создателя благоприятных условий для организации личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного процесса обучения, воспитания и развития, прививать интерес к самообразованию и формировать у обучаемых навыки самостоятельной работы. В документах Министерства образования и науки РФ говорится о необходимости развития конкурентной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования [1].

Именно педагогическое образование является ресурсоформирующей частью социальной системы, подчеркивает И.И. Соколова, обозначая его специфику: интегративный характер (является одновременно профессиональным и общегуманитарным, призвано обеспечить подготовку специалиста, способного сред-

ствами своего предмета, выстраивая педагогическое общение с детьми, формировать систему духовно-нравственных ценностей, систему универсальных учебных действий, строить инновационную образовательную среду, оценивать результаты образования на личностном, предметном и метапредметном уровнях) [2].

Однако, как с тревогой подчеркивают сегодня многие ученые, статус учителя фактически становится статусом работника сервисной сферы. Духовный, воспитательный компонент общения с детьми не принимается во внимание при определении его профессионального статуса. Не случайно поднимается вопрос об изменении статуса учителя, о законодательном закреплении защиты права учителя на воспитание как процесс духовно-нравственного характера, а не процесс предоставления «воспитательных услуг» [3].

Именно от педагогов, качества их подготовки, сформированной ответственности в значительной степени зависит успех или неудача идущих в стране реформ.

Требуется дальнейшее системное исследование проблем самореализации личности педагога и развития его психологопедагогической компетентности, развития ценностно-смыслового содержания деятельности педагога в условиях модернизации образовательной среды, становления профессиональной зрелости педагога (В.А. Сластенин).

Исследование проблем подготовки педагогических кадров проводится в ситуации становления рынка труда в сфере образования, которая обозначила ряд новых проблем, таких как согласование нормативной документации по определению профессиональных квалификаций педагогических кадров и потребностей рынка, конкуренция между выпускниками педагогических и других вузов, их социальная защищенность и др.

Успешное разрешение имеющихся проблем дальнейшего становления и развития высшего образования требует научного сопровождения данных процессов, проведения фундаментальных и прикладных исследований в области научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Одной из важнейших проблем в образовании сегодня является подготовка педагогических кадров в области разработки и использования инновационных образовательных технологий, в том числе в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности.

Происходящие в мире и России изменения в области образования, его целей, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общей основы такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и определено понятие «компетенция/компетентность». В качестве фундаментальной основы научного поиска способа достижения нового качества образования, новой единицы измерения образованности человека определен компетентностный подход. Основная направленность компетентностного подхода в образовании заключается в обеспечении личностного развития, в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста [4].

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), разработанных на основе компетентностно-го подхода, поставило перед высшей школой задачи по разработке Основных образовательных программ (ООП), научно-методическому обеспечению реализации этих программ в соответствии с ФГОС ВПО. Данные программы разрабатываются каждым вузом с учетом потребностей рынка труда города или региона, и представляют собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением.

Базовая часть ФГОС ВПО определяет содержание образовательной программы в соответствии с обозначенными компетенциями, однако в формировании вариативной части ООП каждому вузу представляется свобода выбора содержания. Рамки Госстандарта четко определяют ожидаемый результат - компетенции выпускника, и именно этот результат должен служить ориентиром для разработчиков содержания вузовских программ. Компетенции включают как теоретические знания в соответствующей научной области, так и овладение практическим опытом применения знаний в конкретных профессиональных ситуациях в контексте ценностных ориентаций личности.

Результаты образования - это формулировка того, что обучаемый должен знать, понимать, чем овладеть или что способен продемонстрировать в конце периода обучения. Результат

образования в компетентностной парадигме исключает противопоставление знаниевого и практико-ориентированного подходов, обеспечивая их интеграцию в способности выпускника использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач. Компетентностный подход определяет модульное структурирование содержания образования, и в зарубежной практике он показал свою эффективность. Определение образовательных модулей, освоение которых обеспечивает овладение соответствующими компетенциями, соотносится с объемом программы в зачетных единицах (кредитах).

Модульное структурирование содержания образования в части принятых фГОс ВПО представлено, на наш взгляд, фрагментарно, в основном разработчики остались на традициях ГОС ВПО второго поколения. При этом вариативная часть, формируемая вузом, зачастую перегружена по количеству различными дисциплинами, отражающими узконаправленные научные интересы определенных кафедр или факультетов. Эта ситуация в сочетании с жесткой закрепленностью сроков обучения в бакалавриате и магистратуре не позволяет в полной мере осуществлять принцип мобильности студентов (в сравнении с зарубежным опытом) в соответствии с индивидуальной траекторией их профессионального развития и возможностью перезачета кредитов, полученных в других вузах.

Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы студента, выражающей совокупность всех ее составляющих. Система зачетных единиц должна явиться основой индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин (модулей). Система перезачета кредитов, как показывает зарубежный опыт, является эффективным инструментом достижения сравнимости и сопоставимости образовательных программ и степеней, а также обеспечения мобильности студентов. Однако, «...жесткая политика перемешивания студентов в процессе получения высшего образования между вузами разных стран (механическая «академическая мобильность студентов»), проводимая «евробюрократами», требует гораздо более высокой степени унификации однотипных программ, чем может позволить себе российская высшая школа с ее традиционно менее мобильными в пространстве рынками труда», отмечает Л.С. Гребнев [5, с. 28].

В публикациях по проблеме перехода высшего образования на зачетные единицы авторы отражают проблемные точки этого процесса, как формализованный подход в сопоставлении зачетной единицы с часами, определения соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов и др. (Л.С. Греб-нев, Б.А. Сазонов).

Именно в рамках данной формы организации учебного процесса наиболее полно может реализоваться субъект-субъект-ная концепция образования, позволяющая выстраивать индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса на основе стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости студентов представляет собой комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, обеспечивающих реализацию целей каждого модуля/дисциплины, определяет рейтинг студента (уровня соответствия его личных учебных достижений формализованной шкале обученности, выраженной в баллах, суммируемых за выполнение заданий текущего и рубежного контроля по каждой дисциплине (модулю). Отметим, что использование балльно-рейтинговой системы оценки результатов предполагает опору на прогрессивные инновационные формы педагогического менеджмента.

Сложным остается вопрос определения нагрузки преподавателей высшей школы, «отстающий» в своем решении от факта введения кредитной системы.

Для достижения действительно нового качества образовательного процесса в результате перехода к субъект-субъектной парадигме обучения необходимо придать новой педагогической системе целостность, что возможно лишь случае, если переход к ней будет системным и предусматривать комплексное развитие всех элементов традиционной образовательной системы [4].

Во-первых, глобальная информатизация современного общества выводит систему образования на ведущие позиции в процессе формирования информационно-коммуникационной среды, позволяющей каждому человеку осуществлять свободный доступ и пользование любой информацией. Решение этих задач невозможно без использования в образовательном про-

цессе современных информационных технологий, направленных на овладение средствами получения, переработки, применения и передачи учебной и научной информации с использованием компьютеров, сети Интернет и других технических средств. Информационное обеспечение образовательного процесса сегодня невозможно без развития Электронных образовательных ресурсов, разработки и создания электронных учебников, электронных библиотек.

Во-вторых, в современном социуме возрастает роль образования в процессах социальной и межкультурной коммуникации, в сфере которого и обеспечивается овладение продуктивными способами социального взаимодействия, коммуникативными технологиями. Знание иностранного языка в современном мире становится необходимым «инструментом» овладения компетенциями межкультурной коммуникации.

В-третьих, компетентностный подход в образовании определяет необходимость существенного обновления научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза. Необходима работа по созданию нового поколения учебников и учебных пособий, ориентированных не только на информативную составляющую, но, в большей степени, на разработку содержания организации самостоятельной работы студентов, на использование интерактивных форм образовательного процесса. Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций должны существенно обновляться с учетом кредитно-модульной структуры содержания ФГОС ВПО.

В-четвертых, остро встает вопрос о готовности преподавателей высшей школы использовать в образовательном процессе современное материально-техническое оборудование и программное обеспечение.

Библиографический список

Данный процесс сопряжен с необходимостью преодоления определенных барьеров преподавателей высшей школы в переходе на новый подход в образовании. Среди них - резкое увеличение научно-методической и учебно-методической нагрузки профессорско-преподавательского состава при сохранении (иногда и увеличении) объема их аудиторной нагрузки. Крайне низкий уровень оплаты преподавательского труда, и в этой связи, необходимость подработки еще в нескольких вузах, следование сложившимся стереотипам в преподавании у преподавателей с большим стажем работы - основные причины сопротивления к изменениям. Кроме выше перечисленных, существуют в современном образовании барьеры другого уровня, которые не позволяют достигать успеха и на которые должно быть нацелено внимание преподавательского состава в реализации ком-петентностного подхода: несформированность ценностного отношения к образованию; неспособность интегрировать студентами полученные ими в ходе обучения знания в процесс принятия решений; недостаток личностно-творческой активности обучающихся; неумение выпускников адаптироваться к изменениям на рынке труда.

Исходя из определяемой компетентностной парадигмой образовательной стратегии, необходимо обозначить принципы учебных стратегий: активное и самоуправляемое обучение, опора на жизненный и учебный опыт студента, его исследовательскую практику, ориентация на рефлексивность, взаимодействие и кооперацию участников образовательного процесса.

Важными критериями выбора стратегии обучения должны стать профессиональный опыт преподавателя, жизненный и учебный опыт студентов, специфика образовательной среды, цель образовательной программы, цель модуля/курса и т.д. Для этого вузам необходимо активнее развивать связи с работодателями. Качество профессионального образования проявляется, в первую очередь, в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда [6].

1. Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/ work/obr/prior/4319/

2. Соколова, И.И. Педагогическое образование: противоречия и прогнозы развития // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб., 2010.

3. Тридцатый ученик в классе.Ученые составили среднестатистический портрет российского учителя [Э/р]. - Р/д: http://www.rg.ru/2010/ 03/23/pedagogi.html

4. Серякова, С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты: монография. - М., 2008.

5. Гребнев, Л.С. Кредит-часы, зачетные единицы и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. - 2008. - № 11.

6. Повышение качества профессионального образования [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru /work/obr/prior/4315/

Bibliography

1. Modernizaciya sistemih podgotovki, perepodgotovki i povihsheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/work/ obr/prior/4319/

2. Sokolova, I.I. Pedagogicheskoe obrazovanie: protivorechiya i prognozih razvitiya // Pedagogicheskoe obrazovanie: sovremennihe problemih, koncepcii, teoriya i praktika: sb. nauch. st. / pod obth. red. I.I. Sokolovoyj. - SPb., 2010.

3. Tridcatihyj uchenik v klasse.Uchenihe sostavili srednestatisticheskiyj portret rossiyjskogo uchitelya [Eh/r]. - R/d: http://www.rg.ru/2010/03/23/ pedagogi.html

4. Seryakova, S.B. Kompetentnostj pedagoga: psikhologo-pedagogicheskie aspektih: monografiya. - M., 2008.

5. Grebnev, L.S. Kredit-chasih, zachetnihe edinicih i oplata truda prepodavateleyj // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 11.

6. Povihshenie kachestva professionaljnogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru /work/obr/prior/4315/

Статья поступила в редакцию 05.04.12

УДК 378:37.034 Pavlov V.I. INFORMATION CULTURE IN FORMATION OF SPIRITUALITY AT STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY. In work various approaches of scientists to concept definition «information culture» and its use in formation of spirituality at the future teachers are considered.

Key words: the information, information culture, spirituality, inspirituality, valuable the orientation, traditional pedagogical culture.

В.И. Павлов, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: v-pavlov2002@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

В работе рассматриваются различные подходы ученых к определению понятия «информационная культура» и использовании ее в формировании духовности у будущих учителей.

Ключевые слова: информация, информационная культура, духовность, бездуховность, ценностное ориентация, традиционная педагогическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.