Ветеринария. Экономика
L
і
Интенсивность жировое Продолжительность инвазии жизни
Среднерусские пчелы
[
инвазии
Интенсивность
жир ово е Про должительно ст
жизни
Карпатские пчелы
□ Ряді
□ РяД2
□ РядЗ
□ Ряд4
Рис. 1 Развитие жирового тела имаго и продолжительность жизни пчел при различной интенсивности инвазии клещом V. Destructor.
ток, это на 4 суток меньше, чем у среднерусских пород. При низкой интенсивности пораженное™ (0,1 клещ на од-
карпатских пчел - 21,1 суток.
Результаты проведенной работы показали, что увеличение интенсивности инвазии приводит к нарушению характера обменных процессов в организме пчел, слабому развитию жирового тела пчел и сокращению продолжительности жизни особей. Соотношение между интенсивностью инвазии и развитием жирового тела пчел свидетельствуют о том, что при питании клеща гемолимфой хозяина происходит нарушение обменных процессов в организме пчел. Снижение развития жирового тела приводит к уменьшению продолжительности жизни пчел, к ослаблению семей. Ослабленные варроозом семьи, в дальнейшем плохо переносили зимовку, большинство этих пчел погибло. Особенно плохо зимовали пчелы карпатской породы, у которых более низкий уровень развития жирового тела.
1.
2.
ном особе) продолжительность жизни обеих пород соответственно составила: у среднерусских - 24,4 суток, и у Литература
Акимов И.А., Гробов О.Ф., Пилецкая И.Б. и др. Пчелиный клещ Varroa jacobsoni. - Киев : Наук, думка, 1993. - 254 с. Anderson D.L., Trueman J. W. H. Varroa jacobsoni is more then one species // Exper. Appi. Acarol, 2000. - 24, N 3. - P. 165
189.
3. Липецкая И.В. Развитие клеща Варроа в весенний и осенний периоды // Ветеринария, 1988. - № 6. - С. 37-38.
4. Маурицио А. Кормление пыльцой и жизненные процессы у медоносной пчелы // Новое в пчеловодстве. - М.: Рос-сельхозиздат, 1958. - С. 372-444.
5. Меркулов ГА. Курс патологической техники. - Л.: Медгиз, 1961. - С. 45-48.
6. Немкова С.Н. Влияние Апитонуса на отдельные показатели белкового обмена взрослых пчел // Состояние проблемы и перспективы развития ветеринарной науки России, Москва, 16-17 июня, 1998 г. - М.: Россельхозакадемия, 1999, - С. 265-268.
7. Смирнов А.М., Стройков С.А. Обеззараживание пыльцы и оценка ее питательности после дезинфекции // Ветеринария, 1977. -№ 8. - С. 41-45.
Гробов О.Ф. Смирнов А.М., Попов E.T. Инвазионные болезни // Болезни и вредители медоносных пчел: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1987. - С. 87-159.
ПЕРЕХОД НА НОВУЮ СИСТЕМУ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ
С.Г. ПРИВАЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: ветеринарное учреждение, государственное задание, государственные ветеринарные услуги, стоимость ветеринарных услуг, финансовый норматив (тариф) на оказание государственной ветеринарной услуги, калькуляционная единица ветеринарной услуги.
Бюджетная политика современной России постепенно меняется. Её целью становится финансирование государственных расходов в зависимости от количества и качества оказываемых услуг.
Прежний сметный порядок планирования, основанный на затратном принципе, имеет ряд недостатков:
- о непрозрачность планирования (показатели плана не характеризуют обоснованность расходов);
- о планирование «от достигнутого» или «от сложившегося уровня расходов» не ведёт к рациональному использованию бюджетных ресурсов, не стимулирует снижения расходов;
-о отсутствие оперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей.
Задача современного бюджетного планирования - изменение бюджетной политики в области составления
финансовых планов и смет, чтобы выделяемые бюджетные ассигнования имели чёткую привязку к конечным результатам деятельности бюджетных учреждений.
В конце 2007года Уральской государственной сельскохозяйственной академии (УрГСХА) было поручено выполнение государственного кон-
Veterinary establishment; the state task, the state veterinary services, cost of veterinary services, the financial specification (tariff) for rendering of the state veterinary service, calculation unit of veterinary service.
Таблица 1
Распределение количества и структура оказываемых государственных ветеринарных услуг по Свердловской области на 2007 год1
Наименование Единица Год В том числе по кварталам:
показателя измерения I II III IV
Общее количество услуг услуга 3274923 508266 1293595 787609 685453
Удельный вес в годовом объеме услуг % 100 15,5 39,5 24 21
тракта № 7-12/07 от 07.05.2007 г. на выполнение прикладной научно-ис-следовательской разработки на тему: «Разработка методики расчета финансовых нормативов оказания бюджетных услуг областными государственными учреждениями ветеринарии и показателей эффективности их деятельности». В результате кафедрой «Финансы и кредит» УрГС-ХА разработаны: во-первых, методика расчёта финансовых нормативов (тарифов) на оказание государственных ветеринарных услуг в Свердловской области, и, во-вторых, методика определения экономической эффективности ветеринарных мероприятий в Свердловской области.
Бюджетные учреждения в силу своего определения финансируются из бюджета. Выделению средств бюджетным учреждениям предшествует бюджетное планирование. Выделяют следующие основные методы планирования бюджетных расходов:
• программно-целевой,
• нормативный.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности, время функционирования учреждений и финансовые нормы.
В ходе проведённой аналитической работы, было установлено, что:
Большая часть ветеринарных работ носит сезонный характер (так, например: ежегодное проведение во всех хозяйствах и населенных пунктах клинических осмотров и плановых поголовных туберкулинизаций животных (коров и быков-производи-телей) осуществляется два раза в год - весной, перед выгоном на пастбище, и осенью, перед постановкой скота на зимнее содержание; а также см. таблицу 1).
2. Перевод учреждений ветеринарии на нормативное финансирование на основе унифицированных показателей оценки их деятельности (т.е. ус-редненных в целом по области и по финансовому году нормативов бюд-жетного финансирования) неприемлем. Он приведет к нарушению: во-первых, принципа учета ин-
дивидуальных потребностей учреждений при планировании их бюджетных расходов, во-вторых, из-за сезонности воз-никнет дефицит бюджетных средств у
бюджетополучателей - ветеринарных организаций, оказывающих государственные ветеринарные услуги (например, в I квартале - до 36% от потребности2).
Последствия данной дестабилизации: резкие перепады среднемесячной бюджетной заработной платы работников учреждений, а такие ухудшения условий оплаты труда являются нарушением законодательства РФ. В результате может возникнуть социальная напряженность в трудовых коллективах ветеринарных учреждений, а также возможны отключения ветеринарных учреждений от телефонной связи, источников потребления тепловой и электрической энергии.
Учитывая вышеуказанную специфику государственной ветеринарной деятельности, бюджетные ассигнования учреждениям ветеринарии на первый квартал финансового года должны выделяться в порядке авансирования в счет выполнения государственного задания нарастающим итогом за 6 месяцев (ян-варь-июнь) финансового года. Авансированию подлежат и бюджетные расходы на декабрь месяц соответствующего финансового года.
Сохранение системы сметного планирования и финансирования необходимо в отношении бюджетных расходов, не имеющих прямой связи с конеч-ными результатами деятельности учреждений ветеринарии. К таким расходам, удельный вес которых составляет примерно 15 процентов в общем объеме бюджетных средств, относятся: коммунальные услуги, уголь, дрова; арендная плата за пользование имуществом; земельный налог; строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов ветеринарной сети; капитальный и текущий ремонт объектов ветеринарной сети; приобретение дорогостоящих транспортных средств и оборудования; амортизация основных средств общеуче-режденческого назначения.
В отношении остальных расходов
Ветеринария. Экономика
целесообразнее осуществлять расчёт финансовых нормативов (тарифов) на оказание государственных ветеринарных услуг.
В связи с вышесказанным, все расходы ветеринарных учреждений для бюджетного планирования разделяются на 2 группы:
1-ая группа: расходы, в отношении которых применяется сметное планиро-вание;
2-ая группа: расходы, в отношении которых разрабатываются финансовые нормативы (тарифы). К ним относятся: расходы на оплату труда, начис-ления на оплату труда, амортизационные отчисления, расходы по материальным ресурсам, полностью потребляемым в процессе оказания ветеринарной услуги (вакцина, медикаменты, перевязочные средства и другие, в том числе - расходы на топливо и горюче-смазочные материалы при использовании автотранспорта), прочие прямые расходы, а также - накладные расходы.
В целях планирования бюджетного финансирования, в том числе и для расчета финансовых нормативов (тарифов) на оказание государственных услуг, все ветеринарные услуги, целесообразно сгруппировать в 7 основных групп (видов) услуг.
Именно для расходов 2 группы разработана Методика расчёта финансовых нормативов (тарифов) на оказание государственных ветеринарных услуг в Свердловской области для организаций, оказывающих различные ветеринарные услуги, в целях расчёта финансовых нормативов (тарифов) на оказание государственных ветеринарных услуг (для определения ежегодных объёмов бюджетного финансирования областных государтсвенных учреждений ветеринарии Свердловской области).
Для расчёта финансовых нормативов (тарифов) на оказание государственных ветеринарных услуг все ветеринарные услуги объединены в укрупнённые группы (виды):
1. по профилактике особо опасных и карантинных инфекций;
2. по проведению мероприятий по ликвидации эпизоотического очага, оздоровлению от хронических карантинных инфекций;
3. по лечебной работе при заболеваниях продуктивных животных;
4. по лабораторно-диагностичес-кой работе;
5. по контролю объектов на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям, безопасности животноводческой продукции, грузов;
6. по осуществлению надзорных полномочий;
7. организационно-технического характера.
Ветеринарная услуга, как любой товар, обладает стоимостью, денежным выражением которой является тариф
1 По данным Министерства сельского хозяйства Свердловской области
2 По расчётам, проведённым Министерством сельского хозяйства Свердловской области
п I ] = 1
где: ]
Экономический эффект от проведения конкретного ]-ого вида ветеринарных мероприятий конкретный вид ветеринарных мероприятий Формула 1
Общий Экономический эффект от проведения ветеринарных мероприятий
(1)
(цена). Тарифы на оказание государственных ветеринарных услуг состоят их одного элемента - себестоимости.
Калькуляционной единицей ветеринарной услуги являются - соответствующие измерители ветеринарной деятельности (например: при вакцинации, вынужденной вакцинации и при диагностических исследованиях продуктивных животных - головообра-ботка; при вынужденной дезинфекции личных подворий граждан - кв. м. обработанных подворий граждан, на которых была проведена дезинфекция; при лабораторно-диагностической работе (взятие патолого-анатомическо-го материала для диагностики; взятие крови для диагностики и т.п.)
Затраты, включаемые в калькуляцию стоимости ветеринарной услуги и в тариф, делятся на прямые и накладные расходы. Для расчета стоимости услуги (тарифа) структурные подразделения ветеринарной организации делятся на: основные и вспомогательные.
Укрупнённый план мероприятий, проводимых в Методике
1. Все расчёты осуществляются по каждой ветеринарной организации отдельно.
2. Проводится хронометраж и определяются нормы времени на оказание конкретной ветеринарной услуги.
3. В каждой ветеринарной организации производится группировка ветеринарных услуг по укрупнённым видам (в укрупнённые 7 групп).
4. Обсчитывается по каждому виду услуг и по каждой укрупнённой группе: во-первых, фактический годовой (квартальный) объём осуществлённых ветеринарных услуг; во-вторых, прогнозный годовой (квартальный) объём ветеринарных услуг - плановый на следующий год.
5. Рассчитывается каждая статья прямых затрат по каждой ветеринарной услуге: вначале по каждой ветеринарной услуге, затем по всем видам укрупнённых ветеринарных услуг.
6. Определяется сумма прямых расходов: вначале по каждой ветеринарной услуге на основании годовых (квартальных) фактических объёмов работы, затем путём суммирования, определяется годовой (квартальный) размер конкретной статьи прямых затрат по видам укрупнённых ветеринарных услуг. И у вонце - суммируя статьи прямых затрат (по укрупнённым видам ветеринарных услуг) получаем Общую стоимость прямых затрат всех ветеринарных услуг, оказанных ветеринарным учреждением за год (квартал).
7. Рассчитываеется коэффициент накладных расходов и, на основании этого, - сумму накладных расходов.
8. Суммируя общий объём прямых и накладных расходов получаем (годовую, квартальную) стоимость государственных ветеринарных услуг, учтённых в планируемом тарифе.
9. Рассчитываем государственный тариф по укрупнённой ветеринарной услуге.
Таким образом, при предлагаемой новой системе бюджетирования фор-ми-рование бюджетных ассигнований по главному распорядителю бюджетных средств на обеспечение деятельности учреждений ветеринарии будет осуществляться исходя из 7 укрупненных финансовых нормативов и количества единиц соответствующих укрупненных видов услуг, установленных в рамках государственного задания на очередной финансовый год.
В соответствии с законодательством3 в области ветеринарии, основными задачами государственной ветеринарной службы являются:
1) защита населения от заболеваний, общих для человека и животных;
2) охрана территории Свердловской области от заноса заразных болезней животных из других регионов Российской Федерации;
3) обеспечение безопасности подконтрольной государтсвенной ветеринарной службе продукции в вете-
Ветеринария
ринарном отношении;
4) предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных.
Экономическая эффективность государственных ветеринарных услуг оце-нивается отдельно по каждой из вышеуказанных задач деятельности ветеринарных учреждений.
Экономическая эффективность государственных ветеринарных услуг оценивают по показателю "Экономический эффект". Этот показатель агрегированным по нескольким группам показателей:
- во-первых, по группе показателей, оценивающих защиту населения от заболеваний, общих для человека и животных;
- во-вторых, по группе показателей, оценивающих охрану территории Свердловской области от заноса заразных болезней животных из других регионов Российской Федерации;
- в-третьих, по группе показателей, оценивающих обеспечение безопасности подконтрольной государтсвенной ветеринарной службе продукции в ветеринарном отношении;
- в-четвертых, по группе показателей, оценивающих предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных.
Общий Экономический эффект от проведения ветеринарных мероприятий (в стоимостной форме) - это сумма: предотвращенного экономического ущерба в результате проведения ветеринарных мероприятий; стоимости продукции, полученной дополнительно в результате применения более эффективных средств и методов профилактики болезней и лечения животных и др. (формула 1).
Выполненные Уральской государственной сельскохозяйственной ака-деми-ей государственного контракта № 7-12/07 от 07.05.2007 г. прикладной научно-исследовательской разработки на тему: "Разработка методики расчета финансовых нормативов оказания бюджетных услуг областными государственными учреждениями ветеринарии и показателей эффективности их деятельности" в ноябре 2007 года была принята Министерством экономики Свердловской области и Министерством финансов Свердловской области.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 242 (в ред. Федер.закона от 26.04.2007 г. № 63-Ф3)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II)
3. Постановление Правительства Свердловской области от 17.02.2004 г. № 102-ПП "О создании областных государственных учреждений ветеринарии"
4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 августа 2005 г. N 616-ПП "ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЕТЕРИНАРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 19.12.2005 N 1088-ПП, от 24.04.2006 N 336-ПП, от 27.10.2006 N 908-ПП)
3 Постановление Правительства Свердловской области от 17.02.2004 г. № 102-ПП «О создании областных государственных учреждений ветеринарии»