УДК 661.96
В.А. ГЕНЕРАЛОВА
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ПЕРЕХОД К ВОДОРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Генералова Влада Альбертовна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
Аннотация. Республика Корея стремится стать локомотивом водородных технологий. Шаги, ведущие к становлению «водородного общества» в республике, включают: коммерческое производство и популяризацию водородных транспортных средств, создание инфраструктуры для транспортировки водорода, а также расширение производства топливных элементов. Инициативы правительства поддерживаются ключевыми промышленными фирмами, прежде всего Hyundai Motors Group, которая в рамках программы "FCEV Vision 2030" планирует инвестировать порядка 7,5 трлн вон (6,7 млрд долл. США) в исследования и разработки в сегменте водородной энергетики. В случае, если стратегия правительства, окажется жизнеспособной, к 2040 г. доля водорода от общего энергопотребления страны составит 5%, тем самым способствуя привлечению в экономику 43 трлн вон, созданию 420 тыс. новых рабочих мест и значительному сокращению выбросов ультрадисперсных частиц пыли и парниковых газов.
Ключевые слова и фразы: водород, водородная энергетика, водородный транспорт, топливный элемент, Дорожная карта, Республика Корея.
MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMIIM
Для цитирования: Генералова В.А. Переход к водородной экономике: опыт Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 2. С. 113-121.
V.A. GENERALOVA
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
TRANSITION TO A HYDROGEN ECONOMY: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KOREA
Vlada A. Generalova, student, Kazan (Volga Region) Federal University E-mail: [email protected]
Abstract. The Republic of Korea aspires to become a hydrogen technology locomotive. The steps leading to the establishment of a "hydrogen society" in the republic include: commercial production and popularization of hydrogen vehicles, the creation of infrastructure for the transportation of hydrogen, and the expansion of the production of fuel cells. The government's initiatives are supported by key industrial firms, most notably the Hyundai Motors Group, which plans to invest about 7.5 trillion won (US $ 6.7 billion) under the FCEV Vision 2030 program in research and development in the hydrogen energy segment. If the government's strategy turns out to be viable, by 2040 the share of hydrogen in the country's total energy consumption will reach 5%, thereby contributing to attracting 43 trillion won to the economy, creating 420 thousand new jobs and significantly reducing emissions of ultrafine dust particles and greenhouse gases.
Keywords and phrases: hydrogen, hydrogen energy, hydrogen transport, fuel cell, Roadmap, Republic of Korea.
For citation: Generalova VA. Transition to a hydrogen economy: experience of the Republic of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 2. P. 113-121.
Введение
Водород становится новым глобальным энергоносителем, занимая позицию, сопоставимую с той, которую сейчас занимают нефть, газ и уголь. Еще в XX в. развитие водородных технологий объяснялось их экономической конкурентоспособностью по сравнению с дорожающими углеводородами - сегодня же на первый план выходят обязательства государств, отдельных территорий и компаний по борьбе с глобальным изменением климата. Следовательно, водород выступает в качестве важнейшего элемента, способствующего реализации данных обязательств.
Поскольку на современном этапе многие страны все чаще обращаются к использованию альтернативных источников энергии для борьбы с проблемой загрязнения окружающей среды, Республика Корея стремится занять лидирующую позицию в развитии водородной энергетики. Концепция по её развитию, предложенная президентом Южной Кореи - Мун Чжэ Ином, направлена на серийное производство водородных транспортных средств, создание топливных элементов и строительство инфраструктуры для производства, хранения и распределения водорода.
Несмотря на то, что в Дорожной карте, разработанной администрацией Мун Чжэ Ина расписаны пути развития всех сфер водородной экономики, значительная часть плана зависит от способности страны реализовать и распространить автомобили, работающие на основе топливных элементов (fuel cell electric vehicles (FCEVs)) сначала на внутреннем, а затем и на внешнем рынке.
В случае, если Южной Корее удастся добиться успеха в разработке водородных технологий в пределах страны, ее опыт продемонстрирует жизнеспособность технологий, предоставив понимание о наилучших способах перехода к экономике, основанной на использовании водорода.
Результаты исследования
Согласно докладу Bloomberg «Перспективы водородной экономики», к 2050 году 24% мировых потребностей в энергии будет покрывать водород [1], а в ближайшее десятилетие водород станет более конкурентоспособным с точки зрения стоимости - его цена снизится вдвое [2]. Кроме того, «зеленый» водород может стать серьезным подспорьем в деле декарбонизации целого ряда
отраслей: от промышленного отопления до грузовых перевозок на дальние расстояния.
Предпосылки перехода Республики Корея к водородной экономике
Уже в начале 2000-х гг. правительство Республики Корея, понимая крайнюю зависимость страны от государств-поставщиков энергоносителей, встало на путь расширения доли возобновляемых источников энергии (ВЭД) в структуре энергопотребления и определило водородные технологии в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики.
Инвестиции южнокорейского правительства в развитие водородной экономики обусловлены внутренними потребностями страны. Водород в долгосрочной перспективе рассматривается как способ решения проблем, связанных с экономическим ростом, энергетической безопасностью и загрязнением окружающей среды [3].
Экономический рост
Темпы, с которыми увеличивается доля пожилого населения в Южной Корее, самые высокие среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно заявлению первого заместителя министра финансов Республики Корея Ким Ён Бома, суммарный коэффициент рождаемости в 2019 г. составил 0,92 (для простого поддержания численности населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,1) [4]. Данная тенденция вызывает обеспокоенность, поскольку старение населения влечет за собой серьезные социально-экономические последствия, такие как падение рождаемости, сокращение трудоспособного населения, старение рабочей силы, налоговые нагрузки на экономически активное население, проблемы бедной и одинокой старости и прочее. С целью преодоления замедления темпов экономического роста и противостояния конкуренции со стороны экономически мощных стран, таких как Китай, правительство Южной Кореи намерено оказать инвестиционную поддержку отраслям, разрабатывающим новые иперспективные водородные технологии. Помимо отраслей, связанных с применением водорода, страна выделила в качестве перспективных отраслей развития 5G, искусственный интеллект, биотехнологии и автономные транспортные средства.
Достижение целей, указанных в Дорожной карте, позволит Корее занять лидирующую позицию в области освоения альтернативных источников энергии, к тому же, по оценкам правительства, добавит экономике страны 43 трлн. вон и создаст 420 тыс. новых рабочих мест к 2040 г. [5].
Энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность всегда была серьезной проблемой для Республики Корея: скудные природные ресурсы, низкий уровень энергетической самообеспеченности и большая зависимость от импорта энергоносителей. Дефицит национальных природных ресурсов вынужден покрываться за счет внешних поставок, которые составляют порядка 97% [6].
Основу южнокорейского производства электроэнергии составляют ископаемое топливо (нефть, уголь, природный газ) и ядерная энергетика. По данным Корейского института экономики энергетики (Korea Energy Economics Institute (KEEI), в феврале 2021 г. поставки первичных энергоносителей в Южную Корею выглядели следующим образом: нефть (37%), уголь (21,8%), сжиженный природный газ (23,7%), ядерная энергетика (11%), возобновляемые источники энергии (6,4%, самый низкий показатель среди членов ОЭСР) (Рис.1.) [7]. Таким образом, ископаемое топливо, по большей части ввезенное из-за рубежа, составило 82,5% энергобаланса страны.
Сегодня Республика Корея стремится достичь энергетической самостоятельности для гарантии стабильного энергоснабжения и надежного обеспечения национальной энергобезопасности. Одним из путей к достижению поставленных целей выступает широкое использование собственных топливно-энергетических ресурсов, а именно ВИЭ. Растет внимание и к использованию альтернативных способов
получения энергии, в том числе на основе водорода. По оценкам корейского правительства, водород может составить 5% от ожидаемого энергопотребления в 2040 г., если цели, указанные в Дорожной карте, будут достигнуты. Факторы окружающей среды Для Южной Кореи проблемы загрязнения окружающей среды и изменения климата не менее актуальны, чем во всем мире. Не предпринимая соответствующих мер, страна вполне может стать неблагоприятным для жизни государством в экологическом плане.
Республика Корея является одним из «лидеров» по выбросам углекислого газа - в 2017 г. страна заняла седьмое место по объемам выбросов CO2 в мире, в 2018 г. выбросы CO2 составили 624 млн. тонн и 12,1 тонн на душу населения. Южная Корея намерена сократить выбросы СО2 на 40% к 2030 г. Однако президент страны отметил, что достичь поставленной цели будет непросто, так как промышленное производство, которое в большей степени зависит от ископаемого топлива, составляет значительную долю в структуре национальной экономики.
В 2017 г. за первые три месяца государство выпустило 85 предупреждений о повышенном содержании ультрадисперсных частиц пыли (PM2,5) в воздухе, что превышает более чем на 100% показатель прошлого года за этот же период (41 оповещение) [8]. Однако было обнаружено, что 51% PM2,5 был местного происхождения, в то время как 32,1% - китайского [9, p. 8]. Мелким частицам пыли по сравнению с другими загрязнителями свойственно проникать глубоко в легкие, а ультрадисперсные частицы способны проникать даже в кровь, что создает серьезные риски для здоровья. Ученые Института энергетической политики Чикагского университета (Energy Policy Institute at the University of Chicago)
■ Нефть
■ Уголь
■ СПГ
| Ядерная энергия
■ ВИЭ
осителей в РК (февраль 2021 г.) [7]
опубликовали отчет Air Quality Life Index, в котором анализируется влияние загрязненного воздуха на продолжительность жизни населения в разных странах мира. По результатам исследования, южнокорейских граждан ожидает сокращение продолжительности жизни на 1,4 года, снижение для жителей Сеула будет еще значительнее [10]. К тому же, по прогнозам ОЭСР, Южная Корея к 2060 г. может занять одну из строк в списке стран, демонстрирующих значительное увеличение числа преждевременных смертей [11].
Ежегодно в стране прослеживается повышение общественной антипатии к работе угольных электростанций, загрязняющих воздух. Мощность южнокорейских угольных электростанций составляет 36,4 ГВт, на их долю приходится около 40% от общей выработки электроэнергии и четверть национальных выбросов [12]. По данным Global Energy Monitor, в настоящее время строится еще одна угольная электростанция мощностью 7,3 ГВт. Сеул занимает второе место в мире по величине государственных финансирований зарубежных проектов в области угольной энергетики, уступая лишь Пекину. Из-за этого Корея получила звание «климатического преступника» ("climate villian") [13].
Водородная энергетика несомненно является частью правительственного плана по сокращению эмиссии СО2 и появлению PM2,5. По оценкам администрации, закрытие целей по разработке и внедрению водородных транспортных средств позволит ежегодно сокращать объем ультрадисперсных частиц пыли на 2373 тонн. На снижение количества мелкой пыли окажет значительное влияние и приостановка работы угольных электростанций, если Республика Корея примет более строгие меры в области использования угля. В конце 2019 г. Южная Корея временно сократила выработку энергии на угольных электростанциях до 80% от их мощности, в результате, количество мелкой пыли в данный отрезок времени сократилось на 46% [14].
Дорожная карта развития водородной экономики
В январе 2019 г. правительство Республики Корея опубликовало Дорожную карту развития водородной экономики, выделив три приоритетных направления: массовое производство транспортных средств, оснащенных топливными элементами, создание водородных батарей для
бытовых нужд и промышленных целей, строительство разветвленной инфраструктуры для распределения, хранения и производства водорода.
Большое внимание в Дорожной карте уделяется транспортному сектору, хотя традиционные легковые автомобили с двигателем внутреннего сгорания по-прежнему доминируют на мировом рынке. Мировые продажи транспортных средств на альтернативных двигателях в 2018 г. составили 2,1 млн единиц или 2,2% от общего количества проданных автомобилей [15]. В 2019 г. всего было продано около 7500 водородных автомобилей [16].
В транспортном секторе правительство намерено достичь следующих показателей:
• Несмотря на низкий объем продаж FCV, Южная Корея надеется к 2025 г. произвести 100 тыс. единиц FCV, из них 40 тыс. на экспорт. Ожидается, что к 2030 г. водородные транспортные средства и электромобили будут составлять треть всех автомобилей, продаваемых в стране.
• По планам властей, общественный транспорт тоже перейдет на водород: к 2040 г. предусматривается введение 80 тыс. водородных такси, 40 тыс. водородных автобусов и 30 тыс. грузовиков на водороде. К тому же, в Дорожной карте расписаны шаги по исследованиям применения водорода на кораблях, поездах, дронах.
• К 2040 г. будет создана сеть из 1200 водородных заправочных станций, в том числе комбинированных, способных заправлять автомобили как природным газом, так и водородом.
В области производства водородных топливных элементов для промышленного сектора и бытовых нужд поставлены следующие цели:
• Для энергообеспечения промышленных предприятий, общественных и офисных зданий планируется развить серийное производство водородных топливных элементов, текущая мощность которых оценивается в 307,6 МВт и к 2040 г. выпускать элементы суммарной мощностью 15 ГВт (8 ГВт будут предназначены для внутреннего использования, а 7 ГВт - для экспорта).
• Водород прочно закрепится и в бытовой жизни корейцев: к 2040 г. 940 тыс. домохозяйств должны быть обеспечены водородными топливными элементами суммарной мощностью не менее 2,1 ГВт.
Для облегчения дистрибуции импортного водорода, южнокорейская администрация рассматривает возможность установки трубопро-
водов в пунктах контроля импорта. Планируется создание газовозов, способных перемещать в цистернах водород объемом примерно 1 т, что «примерно соответствует дневной потребности одной муниципальной водородной заправочной станции» [17].
В октябре 2019 г. Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Кореи заявило о намерении реализовать пилотный проект по созданию «водородных городов», в которых коммунальные (электроснабжение, отопление, охлаждение) и транспортные нужды будут удовлетворяться за счет использования водорода. В качестве первых «водородных городов» были выбраны Ансан, Ульсан и Ванджу.
Ключевым инструментом мотивации к производству и внедрению водородных технологий остается механизм правительственного субсидирования. Объем субсидий сокращается по мере укрепления рынка и снижения стоимости транспортных средств и энергогенерирующих источников, однако остается существенным. Дополнительным инструментом стимуляции использования топливных элементов являются «зеленые» сертификаты (Renewable Energy Certificates), подтверждающие, что предприятия «произвели и продали на рынке определенный объем возобновляемой или «зеленой» энергии» [18, с. 56].
В качестве вспомогательного инструмента, способствующего расширению использования водородной энергетики может послужить Renewable Portfolio Standard (RPS) - акт, устанавливающий минимальный объем энергии, генерируемый за счет использования ВИЭ. По большей части, программа распространяется на ВИЭ: солнечную, ветровую, геотермальную и гидроэнергетику, биотопливо и прочее. Сегодня практическое применение возможно и для новых энергоисточников: топливных элементов, водородной энергетики и синтетических видов топлива.
Наиболее радикальным шагом может стать запрет на продажу новых автомобилей, работающих на бензине. Данная мера, способная ускорить распространение электромобилей и водородных транспортных средств, сейчас широко обсуждается во Франции, Великобритании и ряде других стран. В ближайшие десятилетия электрификация транспорта окажет значительное влияние на нефтяную отрасль, но на современном этапе
сложно прогнозировать конкретные сроки и масштаб этого влияния, как и жизнеспособность тенденции.
Инициативы частного сектора
Южнокорейская корпорация Hyundai Motor Group (HMG) ведет активные работы по разработке водородных топливных элементов. В 2013 г. был представлен первый коммерческий водородный автомобиль - им стал Hyundai Tucson FCEV (iX35 Fuel Cell), а в 2020 г. первый водородный грузовой автомобиль - Hyundai Xcient Fuel Cell.
В декабре 2018 г. Hyundai Motor Group анонсировала стратегический план "FCEV Vision 2030". В соответствии с программой, к 2030 г. компания планирует ежегодно производить 700 тыс. водородных топливных элементов, что позволит ей выпускать порядка 500 тыс. автомобилей и автобусов в год. Представители корпорации прогнозируют, что мировой спрос на водородные транспортные средства к этому году приблизится к 2 млн штук в год [17]. HMG вместе с поставщиками намеревается инвестировать около 7,5 трлн вон в расширение производственных мощностей и НИОКР, как результат к 2030 г. ожидается создание 51 тыс. рабочих мест в отрасли. Поставляя установки производителям автомобилей, судов, подвижных составов, дронов и вилочных погрузчиков, компания выйдет за пределы производства установок исключительно для легковых автомобилей [19].
На сегодняшний день FCEV можно пересчитать по пальцам: Honda Clarity, Hyundai Nexo и Toyota Mirai. На рынках РК, США и ЕС доступен южнокорейский внедорожник Hyundai Nexo, мировые продажи которого составили 4987 автомобилей, а внутренние - 4194 [20]. Действуя в рамках вышеуказанной стратегии, к 2022 г. планируется увеличить продажи автомобилей Nexo до 40 тыс. единиц, к 2025 г. - до 130.000 ед. и к 2030 г. - до 500.000 ед.
По оценкам HMG, при ежегодных продажах в 100 тыс. единиц автомобили FCEV станут конкурентоспособны по цене с электромобилями, а ужесточение экологических норм сравняет FCEV, электромобили и автомобили с двигателями внутреннего сгорания с точки зрения стоимости.
Сопредседатель Совета по водородным технологиям и исполнительный вице-председатель Hyundai Motor Group - г-н Чон Исон посетил собрание Совета по водороду, состоявшееся в 2020 г. в Париже, на котором выделил три ос-
новные составляющие, способные ускорить наступление «водородного общества». Среди них: снижение затрат посредством технологических инноваций; создание комплексной системы безопасности в области водородной энергетики; содействие широкому (всеобщему) применению водорода [21].
В 2019 г. предприятие Hyundai Motor объединилось с швейцарской H2 Energy, образовав совместное предприятие Hyundai Hydrogen Mobility (HHM), которое было удостоено награды Watt d'Or 2021 за деятельность в развитии водородной экосистемы Швейцарии. Награда Watt d'Or 2021 свидетельствует не только о коммерческой жизнеспособности топливных элементов Hyundai Motor и ее технологическом лидерстве, но и о важности сотрудничества, ведущего к гораздо быстрому и эффективному переходу к водородной экономике. Сегодня в Швейцарии эксплуатируется порядка 50 экземпляров Hyundai XCIENT Fuel Cell, в планах увеличение парка грузовиков до 1 600 единиц к 2025 г [22].
Подразделение южнокорейской корпорации Doosan Group - Doosan Fuel Cell разработало беспилотный летательный аппарат на водородном топливе для доставки грузов в районы с неразвитой инфраструктурой. В сотрудничестве с Министерством здравоохранения США дрон также успешно прошел тест, пролетев 70 км над Карибским морем с грузом медицинского назначения.
В 2020 г. на площадке промышленного комплекса Daesan (провинция Чхунчхон-Намдо, город Сосан) завершилось строительство первой в мире электростанции на водородных топливных элементах мощностью 50 МВт. На построенной компанией Hanwha Energy вместе с пар-
тнерами и инвесторами, в том числе Doosan Fuel Cells, электростанции «для производства электроэнергии будет использоваться водород, вырабатываемый как побочный продукт на расположенном поблизости нефтеперерабатывающем заводе» [17]. Стоимость электростанции составила 255 млрд вон (212,4 млн долл. США), она занимает участок площадью 20 000 м2 и может ежегодно обеспечить электроэнергией 160 тыс. домохозяйств [23].
По инициативе южнокорейского правительства, а именно Министерства торговли, промышленности и энергетики, в 2019 г. была создана специальная компания Hydrogen Energy Network Co., Ltd. (HyNet), состоящая из 13 крупнейших компаний республики (Hyosung Heavy Industries Co., Hyundai Motor, KOGAS и другие) и транснациональных компаний (Woodside Energy, Air Liquide Korea, Nel Korea Co., Ltd. и другие), ведущих деятельность в области водородной энергетики. Инвестиции HyNet, которые оцениваются в 135 млрд вон (118,7 млн долл. США) направлены на строительство инфраструктуры и сооружение водородных заправок. К 2022 г. планируется ввести в эксплуатацию 100 водородных заправок.
Отсутствие заправочных станций является препятствием для более широкого внедрения FCEV. В Дорожной карте предусмотрено увеличение их количества до 310 к 2022 г. и до 1 200 к 2040, однако сейчас в стране начитывается около 100 заправочных станций, из них функционируют только 28-30 [24]. Строительство заправок пройдет при поддержке правительственных субсидий, покрывающих 50% стоимости станции. Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Кореи намерено выделить
Рис. 2. Первая в мире электростанция на водородных топливных элементах, построенная Hanwha Energy (провинция Чхунчхон-Намдо)
750 млн вон на установку водородных станций на автомагистралях страны.
Выводы
Южная Корея представила всеобъемлющую стратегию по продвижению водородной экономики. На реализацию национальной программы тратятся значительные финансовые ресурсы: ежегодные бюджетные затраты в последние годы выросли до 500-700 млн долл. США. Цели правительства достаточно амбициозны, окончательный успех во многом будет зависеть от последовательности политики. Но невозможно предугадать, получит ли водородная энергетика такую же поддержку и в будущем. Можно только отметить, что энергетическая безопасность всегда была серьезной проблемой для страны: скудные природные ресурсы, низкий уровень энергетической самообеспеченности и большая зависимость от импорта энергоносителей. Климатическая повестка как ключевой стимул для развития в стране водородной экономики постепенно отходит на второй план. Приоритетами становятся обеспечение технологического превосходства, снижение энергетической импортозависимости страны и создание высокотехнологичных рабочих мест. Считается, что новые решения в сфере энергетики являются лишь продолжением юж-
нокорейского эволюционного экономического развития, начавшегося в XX в. С другой стороны, это попытка доказать, что «зеленый» и экономический рост являются не противоречащими друг другу целями, а дополняющими друг друга задачами.
В настоящее время потребности Южной Кореи в водороде удовлетворяются за счет использования наиболее жизнеспособного и финансово выгодного «серого» водорода, производимого за счет переработки природного газа и нефти. В долгосрочной перспективе страна рассматривает варианты замещения «серого» водорода на «зеленый», получаемого посредством возобновляемых источников энергии, главным образом при электролизе воды. По мере снижения себестоимости производства и совершенствования технологий «зеленый» водород может взять на себя значимую роль в формировании экологически чистого будущего.
Вероятно, уже в ближайшее десятилетие мы будем наблюдать впечатляющие результаты усердной работы южнокорейского правительства в союзе с министерствами, ведомствами и частными компаниями по комплексному развитию сегмента новых и возобновляемых источников энергии.
Список литературы
1. "Hydrogen Economy" Offers Promising Path to Decarbonization / BloombergNEF. - 2020. - Текст: электронный. - URL: https://about.bnef.com/blog/hydrogen-economy-offers-promising-path-to-decarbonization/ (дата обращения: 19.11.2021).
2. Path to hydrogen competitiveness: a cost perspective / Hydrogen Council. - 2020. - Текст: электронный. -URL: https://hydrogencouncil.com/wp-content/uploads/2020/01/Path-to-Hydrogen-Competitiveness_Full-Study-1. pdf. (дата обращения: 19.11.2021).
3. Opening remarks by President Moon Jaein at 2019 national fiscal strategy meeting / Cheong Wa Dae. - 2019. -Текст: электронный. - URL: https://english1.president.go.kr/Briefingspeeches/Speeches/595. (дата обращения: 21.111.2021).
4. 0.92^S ЩЦ Щ4 ...OECD Щ4 / - 2020. - Текст: электронный. - URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20200826060600002. (дата обращения: 15.11.2021).
5. Sb^i 2020^£ ^ W / - 2019. - Текст: электронный. - URL: file:///C:/Users/User/Downloads/NAB0_Focus_%EC%A0%9C7%ED%98%B8.pdf. (дата обращения: 24.11.2021).
6. Overview of Korea's Electric Power Industry / KEPCO. - Текст: электронный. - URL: https://home.kepco. co.kr/kepco/EN/B/htmlView/ENBAHP001.do?menuCd=EN020101. (дата обращения: 25.11.2021).
7. 2021/05 Monthly Energy Statistics / KIIE. - May, 2021. - P. 4. - Текст: электронный. - URL: http://www.keei.re.kr/keei/download/MES2105.pdf#page=22. (дата обращения: 11.11.2021).
8. Harris, B. South Korea joins ranks of world's most polluted countries / Bryan Harris, Kang Buseong // Financial Times. - 2017. - Текст: электронный. - URL: https://www.ft.com/content/b49a9878-141b-11e7-80f4-13e067d5072c. (дата обращения: 09.11.2021).
9. Summary Report of the 4th stage (2013-2017) LTD Project. - 2019. - Текст: электронный. - URL: file:///C:/ Users/User/Downloads/LTP%20Summary%20Report_ENG_Final.pdf. (дата обращения: 15.11.2021).
10. South Korea Fact Sheet / Air Quality Life Index. - 2019. - Текст: электронный. - URL: https://aqli.epic. uchicago.edu/wp- content/uploads/2019/05/EPIC_SouthKorea_FactSheet_31319.pdf. (дата обращения: 15.11.2021).
11. The economic consequences of outdoor air pollution / OECD. - 2016. - Текст: непосредственный.
12. South Korea's pledge to achieve carbon neutrality by 2050 / European Parliament. - June, 2021. - Текст: электронный. - URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2021/690693/EPRS_BRI(2021)690693_ EN.pdf. (дата обращения: 02.11.2021).
13. Ending South Korea's coal power financing / KR Foundation. - Текст: электронный. - URL: https://krfnd.org/ case/ending-south-koreas-coal-power-financing/. (дата обращения: 01.12.2021).
14. Fine dust emissions sharply down amid coal plant cap / Yonhap News Agency. - 2019. - Текст: электронный. - URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20191211004200320. (дата обращения: 25.11.2021).
15. Hertzke, P. Expanding electric-vehicle adoption despite early growing pains / Patrick Hertzke, Nicolai Müller, Patrick Schaufuss, Stephanie Schenk, Ting Wu // McKinsey&Company. - 2019. - Текст: электронный. - URL: https:// www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/expanding-electric-vehicle-adoption-despite-early-growing-pains. (дата обращения: 19.11.2021).
16. Kane, M. Hydrogen fuel cell car sales in 2019 improved to 7,500 globally / Mark Kane // INSIDEEVs. - 2020. -Текст: электронный. - URL: https://insideevs.com/news/397240/hydrogen-fuel-cell-sales-2019-7500-globally/. (дата обращения: 19.11.2021).
17. Григорьев, Ф. Водородная экономика по-корейски / Федор Григорьев // Атомный эксперт. - 2020. - Текст: электронный. - URL: https://atomicexpert.com/hydrogen_economy_in_korean. (дата обращения: 30.10.2021).
18. Сорокин, М.А. «Зеленые» сертификаты как инструмент перекрестного субсидирования в электроэнергетике / М.А. Сорокин // Проблемы учета и финансов. - 2015. - №1(17) . - Текст: электронный. - URL: http:// journals.tsu.ru/uploads/import/1323/files/1(17)_056.pdf. (дата обращения: 11.11.2021).
19. Hyundai Motor Group представляет стратегический план FCEV Vision 2030 / Hyundai. - 2018. - Текст: электронный. - URL: https://www.hyundai.ru/news/hyundai_motor_group_predstavljaet_strategicheskij_plan_fcev_ vision_2030. (дата обращения: 02.12.2021).
20. Kane, M. In 2019 Hyundai sold 80,000 plug-in cars and 5,000 FCVs / Mark Kane // INSIDEEVs. - 2020. -Текст: электронный. - URL: https://insideevs.com/news/395333/2019-hyundai-sales-80000-plugin-cars/. (дата обращения: 02.12.2021).
21. Hyundai Motor Group определила ключевые шаги для ускорения перехода к «водородному обществу» / Hyundai. - 2020. - Текст: электронный. - URL: https://www.hyundai.ru/news/hyundai-motor-group-opredelila-klyuchevye-shagi-dlya-uskoreniya-perekhoda-k-vodorodnomu-obshchestvu. (дата обращения: 02.12.2021).
22. Hyundai Hydrogen Mobility удостоено награды Watt d'Or 2021 за вклад в декарбонизацию энергетики Швейцарии / Hyundai. - 2021. - Текст: электронный. - URL: https://www.hyundai.ru/news/hyundai-hydrogen-mobility-udostoeno-nagrady-watt-d-or-2021-za-vklad-v-dekarbonizatsiyu-energetiki-shveytsarii. (дата обращения: 02.12.2021).
23. Hanwha Energy Celebrates Its Completion of the World's First and Largest Byproduct-Hydrogen-Fuel-Cell Power Plant / Hanwha. - Текст: электронный. - URL: https://www.hanwha.com/en/news_and_media/press_release/ hanwha-energy-celebrates-its-completion-of-the-worlds-first-and-largest-byproduct-hydrogen-fuel-cell-power-plant. html. (дата обращения: 01.12.2021).
24. Kim, Byung-wook. Why hydrogen stations in Korea have only 1 charger / Kim Byung-wook // The Korea Herald. - 2021. - Текст: электронный. - URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20211206000477. (дата обращения: 10.12.2021).
References
1. "Hydrogen Economy" Offers Promising Path to Decarbonization / BloombergNEF. - 2020. - Tekst: elektronnyj. -URL: https://about.bnef.com/blog/hydrogen-economy-offers-promising-path-to-decarbonization/ (data obrashcheniya: 19.11.2021).
2. Path to hydrogen competitiveness: a cost perspective / Hydrogen Council. - 2020. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://hydrogencouncil.com/wp-content/uploads/2020/01/Path-to-Hydrogen-Competitiveness_Full-Study-1.pdf. (data obrashcheniya: 19.11.2021).
3. Opening remarks by President Moon Jaein at 2019 national fiscal strategy meeting / Cheong Wa Dae. - 2019. -Tekst: elektronnyj. - URL: https://english1.president.go.kr/Briefingspeeches/Speeches/595. (data obrashcheniya: 21.111.2021).
4. 0.92^S ^ ^...OECD / - 2020. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20200826060600002. (data obrashcheniya: 15.11.2021).
5. SE^^ 2020^£ ^ W / - 2019. - Tekst: elektronnyj. - URL: file:///C:/Users/User/Downloads/NAB0_Focus_%EC%A0%9C7%ED%98%B8.pdf. (data obrashcheniya: 24.11.2021).
6. Overview of Korea's Electric Power Industry / KEPCO. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://home.kepco.co.kr/ kepco/EN/B/htmlView/ENBAHP001.do?menuCd=EN020101. (data obrashcheniya: 25.11.2021).
7. eneojitong-gyewolbo 2021/05 Monthly Energy Statistics / KIIE. - May, 2021. - P. 4. - Tekst: elektronnyj. -URL: http://www.keei.re.kr/keei/download/MES2105.pdf#page=22. (data obrashcheniya: 11.11.2021).
8. Harris, B. South Korea joins ranks of world's most polluted countries / Bryan Harris, Kang Buseong // Financial Times. - 2017. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.ft.com/content/b49a9878-141b-11e7-80f4-13e067d5072c. (data obrashcheniya: 09.11.2021).
9. Summary Report of the 4th stage (2013-2017) LTD Project. - 2019. - Tekst: elektronnyj. - URL: file:///C:/Users/ User/Downloads/LTP°/o20Summary°/o20Report_ENG_Final.pdf. (data obrashcheniya: 15.11.2021).
10. South Korea Fact Sheet / Air Quality Life Index. - 2019. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://aqli.epic.uchicago. edu/wp- content/uploads/2019/05/EPIC_SouthKorea_FactSheet_31319.pdf. (data obrashcheniya: 15.11.2021).
11. The economic consequences of outdoor air pollution / OECD. - 2016. - Tekst: neposredstvennyj.
12. South Korea's pledge to achieve carbon neutrality by 2050 / European Parliament. - June, 2021. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2021/690693/EPRS_BRI(2021)690693_ EN.pdf. (data obrashcheniya: 02.11.2021).
13. Ending South Korea's coal power financing / KR Foundation. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://krfnd.org/ case/ending-south-koreas-coal-power-financing/. (data obrashcheniya: 01.12.2021).
14. Fine dust emissions sharply down amid coal plant cap / Yonhap News Agency. - 2019. - Tekst: elektronnyj. -URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20191211004200320. (data obrashcheniya: 25.11.2021).
15. Hertzke, P. Expanding electric-vehicle adoption despite early growing pains / Patrick Hertzke, Nicolai Müller, Patrick Schaufuss, Stephanie Schenk, Ting Wu // McKinsey&Company. - 2019. - Tekst: elektronnyj. - URL: https:// www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/expanding-electric-vehicle-adoption-despite-early-growing-pains. (data obrashcheniya: 19.11.2021).
16. Kane, M. Hydrogen fuel cell car sales in 2019 improved to 7,500 globally / Mark Kane // INSIDEEVs. -2020. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://insideevs.com/news/397240/hydrogen-fuel-cell-sales-2019-7500-globally/. (data obrashcheniya: 19.11.2021).
17. Grigor'yev, F. Vodorodnaya ekonomika po-koreyski / Fedor Grigor'yev // Atomnyy ekspert. - 2020. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://atomicexpert.com/hydrogen_economy_in_korean. (data obrashcheniya: 30.10.2021).
18. Sorokin, M.A. «Zelenyye» sertifikaty kak instrument perekrestnogo subsidirovaniya v elektroenergetike / M.A. Sorokin // Problemy ucheta i finansov. - 2015. - №1(17) . - Tekst: elektronnyj. - URL: http://journals.tsu.ru/ uploads/import/1323/files/1(17)_056.pdf. (data obrashcheniya: 11.11.2021).
19. Hyundai Motor Group predstavlyayet strategicheskiy plan FCEV Vision 2030 / Hyundai. - 2018. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.hyundai.ru/news/hyundai_motor_group_predstavljaet_strategicheskij_plan_fcev_ vision_2030. (data obrashcheniya: 02.12.2021).
20. Kane, M. In 2019 Hyundai sold 80,000 plug-in cars and 5,000 FCVs / Mark Kane // INSIDEEVs. - 2020. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://insideevs.com/news/395333/2019-hyundai-sales-80000-plugin-cars/. (data obrashcheniya: 02.12.2021).
21. Hyundai Motor Group opredelila klyuchevyye shagi dlya uskoreniya perekhoda k «vodorodnomu obshchestvu» / Hyundai. - 2020. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.hyundai.ru/news/hyundai-motor-group-opredelila-klyuchevye-shagi-dlya-uskoreniya-perekhoda-k-vodorodnomu-obshchestvu. (data obrashcheniya: 02.12.2021).
22. Hyundai Hydrogen Mobility udostoyeno nagrady Watt d'Or 2021 za vklad v dekarbonizatsiyu energetiki Shveytsarii / Hyundai. - 2021. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.hyundai.ru/news/hyundai-hydrogen-mobility-udostoeno-nagrady-watt-d-or-2021-za-vklad-v-dekarbonizatsiyu-energetiki-shveytsarii. (data obrashcheniya: 02.12.2021).
23. Hanwha Energy Celebrates Its Completion of the World's First and Largest Byproduct-Hydrogen-Fuel-Cell Power Plant / Hanwha. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://www.hanwha.com/en/news_and_media/press_release/ hanwha-energy-celebrates-its-completion-of-the-worlds-first-and-largest-byproduct-hydrogen-fuel-cell-power-plant. html. (data obrashcheniya: 01.12.2021).
24. Kim, Byung-wook. Why hydrogen stations in Korea have only 1 charger / Kim Byung-wook // The Korea Herald. - 2021. - Tekst: elektronnyj. - URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20211206000477. (data obrashcheniya: 10.12.2021).
Дата поступления / Received 25.02.2022 Дата принятия в печать /Accepted 14.03.2022
© Генералова В.А., 2022, © Generalova V.A., 2022.