Научная статья на тему 'Переход к цифровому широковещанию'

Переход к цифровому широковещанию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Широковещание относится к наиболее экономичному методу доставки контента новостей, образовательных программ, развлечений. В настоящее время широковещание, способствующее сокращению цифрового разрыва, является основой происходящего революционного процесса, который окажет позитивное влияние не только на само телевизионное вещание, но и другие медийные приложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход к цифровому широковещанию»

ПРАКТИКА

И ч

ва

ass

sss

ss

s

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

од к

Широковещание относится к наиболее экономичному методу доставки контента - новостей, образовательных программ, развлечений.

В настоящее время широковещание, способствующее сокращению цифрового разрыва, является основой происходящего революционного процесса, который окажет позитивное влияние не только на само телевизионное вещание, но и другие медийные приложения.

П

ереход от аналогового вещания к цифровому создаст новые возможности для обеспечения населения, наряду с приложениями информационных и коммуникационных технологий, а также услугами других электронных масс-медиа, включая видео более высокого качества и интерактивное видео. Кроме того, переход к цифре позволит более эффективно использовать имеющийся радиочастотный спектр и проложит путь к созданию «цифрового дивиденда», то есть к высвобождению части радиочастотного спектра, столь необходимого для дальнейшего развития беспроводной связи и ряда других приложений.

Поддержка процесса цифровизации вещания со стороны МСЭ

Учитывая преимущества цифрового широковещания, на МСЭ была возложена обязанность по принятию мер для ускорения процесса перехода к цифре. Специалистами МСЭ разработаны радиочастотные планы для наземного вещания (GEO6 Plans) для Региона 1 и Исламской Республики Иран. Страны, входящие в Регион 1, должны внедрить указанные планы к 17 июня 2015 г. Исключение составят страны с развивающейся экономикой, в которых эти планы должны быть реализованы к 17 июня 2020 г. Путем разработки целого ряда специальных проектов МСЭ оказывает содействие странам с развивающейся экономикой в осуществлении плав-

ного перехода к цифровому вещанию. В меньшей степени такого рода содействие оказывается странам с развитой экономикой.

МСЭ разработаны руководящие указания для перехода от аналоговых технологий к цифровым. Для того чтобы облегчить странам переход к цифровому наземному телевидению (ОТТУ) и внедрение мобильного телевизионного вещания (МТУ), в указаниях содержится информация и рекомендации по проведению политики в области телевидения, регулированию в данной области, выбору технологий, составлению бизнес-планов, повышению знаний пользователей. Руководящие документы МСЭ должны помочь странам в:

^ составлении планов работ по переходу к цифровому вещанию;

^ разработке стратегий;

^ определении ключевых направлений деятельности вещательной отрасли. Они должны также способствовать достижению консенсуса между требованиями пользователей и принятыми решениями, а также поиску выхода в трудноразрешимых ситуациях. Таким образом, руководящие указания МСЭ являются концептуальной основой, созданной для помощи странам в планировании и координации своих действий в процессе перехода к цифровому вещанию.

На региональных заседаниях подготовительного комитета МСЭ по проведению Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций (МОС-Ю),

отмечалось, что переход от аналогового к цифровому широковещанию является, прежде всего, ключевой региональной инициативой. Рекомендации МСЭ определены как весьма своевременные, и они предложены странам-членам указанной организации к использованию их для разработки собственных планов действий, необходимых для осуществления перехода.

Решения и выбор функциональных блоков

Переход к ОТТВ и внедрение услуг МТУ - процесс сложный, включающий в себя решения по ключевым проблемам и выбор функциональных блоков. Как уже отмечалось, руководящие указания МСЭ разработаны с целью помочь странам уверенно завершить процесс циф-ровизации широковещания. Каковы бы ни были особенные обстоятельства, характерные для каждой конкретной страны, некоторые условия, необходимые для перехода к ОТТВ и МТУ, могут быть общими, например:

^ сильная руководящая роль правительства;

^ решение компании по отключению аналогового телевидения;

^ тесная кооперация между регулирующей организацией и участниками рынка;

^ ясные и своевременные установки регулирующих организаций (включая решения по «цифровому» дивиденду);

^ достаточная информация и помощь

48

ВеК КАЧЕСТВА № 1 • 2011

г

□г

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

□ С

а

Функциональная структура процесса внедрения ОТТВ и МТУ

Техническая политика и функции регулирования

2.1

Регламентация технологии и стандартов

2.2

Лицензионное

законодательство

2.3

Регламенты

МСЭ-Р

2.4

Национальный радиочастотный план

2.5

Процедуры распределения и назначения частот

2.6

Сроки и условия лицензий

2.7 2.8

Местные разрешения Разрешения

на строительство на медиапродукцию

и планирование и ее авторизация

2.9

Бизнес-модели и общественное (государственное) финансирование

2.10

Цифровой

дивиденд

2.11

Законы в области телекоммуникаций, широковещания и масс-медиа

2.12 Применение и исполнение законов

2.13 Связь с пользователями и промышленностью

B 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18

Выключение Модели перехода Организационная Планирование Совместимось План

аналоговых структура выключения инфраструктуры по отключению

сетей и объекты аналоговых сетей и связанные с этим проблемы и спектра аналоговых сетей

C

Развитие рынка и бизнеса

3.1 3.2 3.3 3.4 3.5

Понимание запросов Предложения Рассмотрение Планирование Поддержка

пользователей пользователей пригодности бизнеса конечного

и исследования предложений пользователя

рынка

Сети 4.1 4.2 4.4 4.6 4.8 4.9

DTTB Применение Принципы Системные Сетевые Доступность Планирование

технологи проектирования параметры интерфейсы оборудования развертывания сети

и стандартов и сетевая архитектура передачи

4.3/5.3 Планирование сети

4.5/5.5

Характеристики

излучения

4.7/5.7 Индивидуальные и общие принципы конструирования

MTV

5.1 5.2 5.4 5.6 5.8 5.9

Применение Принципы Системные Сетевые интерфейсы Доступность Планирование

технологии проектирования сети параметры и студийные оборудования развертывания

и стандартов и сетевая архитектура сооружения передачи сети

E 6.1 6.2 6.3

Разработка Пример плана действий Пример плана Пример плана

плана действий в области ОТТВ/МТУ действий в области действий в области

(дорожной для регулирующей РТТБ для оператора МТУ для оператора

карты) организации

Примечание. Цифровые индексы на этом рисунке относятся к соответствующим разделам в Руководящих указаниях МСЭ по переходу от аналогового вещания к цифровому. Светло-зеленый блок -- инициатива правительственных и общественных органов. Темно-зеленый блок -- инициатива рынка.

наблюдателям из международных организаций.

Функциональная основа для внедрения DTTB и MTV

Руководящие указания представляют собой функциональную основу, в которой содержатся решения, необходимые для перехода к ОТТВ и МТУ. Эта основа перекрывает пять областей:

^ политику и регулирование;

О отключение аналогового телевидения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ развитие рынка и бизнеса;

^ сети (ОТТВ и МТУ);

^ разработку плана действий.

Для каждой области должно быть идентифицировано определенное количество функциональных строительных блоков (рис. 1). На рисунке зеленые функциональные блоки относятся к регулирующим организациям, а голубые - к операторам сетей ОТТВ, МТУ и

поставщикам услуг. Однако в некоторых странах необходимые роли и задачи могут выполняться и другими участниками рынка.

Содержание руководящих указаний

Руководящие указания структурированы в шести частях.

Введение (Часть 1) - содержит общую информацию относительно функциональной основы и руководящих ука-

ПРАКТИКА

и ч ва

BSS

BSS

ва

в

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

заний МСЭ, освещает преимущества перехода к цифровому широковещанию и описывает состояние процесса перехода на глобальном уровне.

Политика и регулирование (Часть 2) -в данной части дается обзор ключевых вопросов и проблем, с которыми сталкивается регулятор при попытке сформулировать политические цели отказа от аналогового телевидения и перехода к ОТТУ и МТУ. Для того чтобы как можно быстрее внедрить новые услуги и ускорить развитие рынков ОТТВ и МТУ, регулирующие организации должны использовать такие инструменты, как публикация сопутствующей информации, предоставление денежных фондов, выдача прав и лицензий компаниям и другим участникам рынка - и все это в соответствии с существующим законодательством.

Возможности индивидуального подхода к отключению аналогового телевидения, как к процессу, рассматриваются в пяти отдельных главах Руководящих документов.

Развитие бизнеса и рынка (Часть 3). В этой части содержится обзор ключевых вопросов, связанных с ведением бизнеса, и выбором методов реализации перехода, с которыми сталкиваются поставщики услуг ОТТВ, МТУ и операторы вещательных сетей при планировании и вводе в эксплуатацию цифровых услуг вещания. В Часть 3 включен также перечень конкретных действий и средств их выполнения при определении спроса на услуги ОТТВ/МТУ. Здесь же содержатся соответствующие данному перечню планы, в которых принимаются во внимание возможные стимуляторы спроса, барьеры и разного рода препятствия, мешающие предоставлению услуг, финансовые возможности участников процесса перехода, а также вопросы поддержки пользователей.

Часть 3 ориентирована на участников рынка (поставщиков услуг ОТТВ/ МТУ и операторов вещательных сетей), стремящихся получить доходы от сделанных ими инвестиций. Кроме того,

она представляет несомненный интерес для регулирующих организаций, которым необходимо четко понимать ключевые вопросы ведения бизнеса и проблемы выбора стратегии перехода с тем, чтобы определить реальную политику в области ОТТВ/МТУ, а также сроки и условия выдачи лицензий.

Коммерческим участникам вещательных служб важно понимать, насколько предложение услуг ОТТВ/МТУ соответствует спросу на них со стороны пользователей, чтобы генерировать удовлетворительные доходы для компании (через рекламу или же подписки). Движущим фактором деятельности вещательных компаний-поставщиков услуг общего пользования является интерес общественности к получению информации и культуре. Как вещательные компании-поставщики услуг, так и коммерческие участники вещательных проектов - все они должны быть заинтересованы в высоких рейтингах своей вещательной продукции и в высокой степени покрытия населения своими услугами.

Сети DTTB (Часть 4) и MTV (Часть5)

В данных главах содержатся руководящие документы по ключевым вопросам и проблемам выбора профиля цифровых служб вещания, с которыми приходится сталкиваться операторам при планировании сетей передачи ОТТВ- и МТУ-услуг. Выбор сетевой архитектуры, радиочастотного плана, структуры сети, порядка развертывания сети и ее работы необходимы для выполнения лицензионных условий. Таким образом, оптимальные решения необходимо искать в условиях порою противоречивых требований, касающихся изображения, качества звука, степени покрытия и стоимости передачи.

В зависимости от роли и степени ответственности регулирующих организаций и сетевых операторов в различных странах некоторые вопросы, обсуждае-

мые в данных главах и касающиеся выбора технологий, радиочастотного и сетевого планирования, могут представлять значительный интерес и для самих регулирующих организаций.

Сети DTTB и MTV рассматриваются в различных частях руководящих документов в связи с тем, что ключевые аспекты и проблемы выбора, технологий, методов регулирования и ведения бизнеса для каждой из этих сетей различны. Однако в том, что касается сетевого планирования, характеристик безопасного облучения и некоторых принципов системного дизайна, эти руководящие указания аналогичны для обоих типов сетей.

Разработка дорожной карты (Часть 6)

В этой части содержится набор «дорожных карт», то есть характерных планов реализации всего процесса перехода к DTTB и MTV. Кроме того, здесь приводятся отдельные примеры, пригодные для использования отдельно регулирующими организациями, операторами сетей DTTB, MTV и поставщиками услуг.

В планах действий содержатся ближайшие и долгосрочные цели и обозначены основные виды деятельности, необходимые для достижения этих целей. Четкий план действий в процессе циф-ровизации широковещательных систем и сетей имеет три основных преимущества:

^ план помогает достичь консенсуса в требованиях и решениях для перехода к DTTB и внедрения MTV;

^ план позволяет отследить основные трудности при переходе к DTTB и внедрению MTV;

^ в нем содержится основа для планирования и координации этапов перехода к DTTB и внедрению MTV. Предполагается, что аналогичные руководящие документы будут разработаны МСЭ применительно к условиям и требованиям других регионов. ■ По материалам журнала ITU News

НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS

МегаФон выбирает NEC для строительства фемтосети

Общероссийский оператор связи ОАО «МегаФон» выбрал ЗАО «ИБО Нева Коммуникационные Системы» в качестве поставщика оборудования для строительства фемтосотовой сети в Поволжском, Уральском и Дальневосточном регионах России. Фемтосотовое решение корпорации ИБО позволит «МегаФон» гарантировать своим частным и корпоративным клиентам высокое качество услуг связи в помещениях со слабым уровнем радиосигнала.

Технология фемтосот от корпорации ИБО была успешно испытана и всесторонне изучена в рамках как тестовых испытаний в лабораториях, так и дружественного тестирования у реальных коммерческих абонентов Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», проведенного в Санкт-Петербурге в 2010 г.

В то время как большая часть мобильного трафика (до 70%) генерируется в помещениях, ненадежное покрытие внутри зданий остается одной из распространенных проблем 30-технологии. Фемтосоты позволяют увеличить емкость и зону охвата базовых станций, гарантируя пользователям высокую скорость и надежность соединения.

«Услуги связи качества премиум выделят «МегаФон» среди операторов, - отметил руководитель департамента управления проектами ЗАО «ИБО Нева Коммуникационные Системы» Владимир Лобанов. - Решение ИБО гарантирует абонентам «пятибалльное» покрытие в зданиях и оперативность обработки любых по объему приложений на смартфонах и ноутбуках».

В рамках проекта ЗАО «ИБО Нева» поставит «МегаФон» полнофункциональное решение на базе фемтосот и фемтошлюза, проведет комплекс

50

век| КАЧЕСТВА № 1 • 2011

s

as

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

□ С

а

НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -» NEWS

работ по инсталляции оборудования и обеспечит его дальнейшую техническую поддержку.

К настоящему времени корпорацией NEC подписано 11 контрактов на установку фемтосотовых систем по всему миру, что соответствует размещению около полумиллиона устройств. Помимо этого 24 фемтосотовые системы NEC уже проходят испытания или запущены в эксплуатацию мобильными операторами. ■

www.nec.com

Cisco представила телевизионную платформу Videoscape

На прошедшей в начале января международной выставке потребительской электроники CES 2011 компания Cisco представила новую полномасштабную ТВ-платформу Cisco Videoscape® Разработанная для сервис-провайдеров, эта платформа сочетает функции цифрового ТВ и онлайновый контент с социальными сетями и коммуникационными приложениями и создает новую функциональность видеоразвлечений для дома и мобильной среды.

Videoscape - часть общей стратегии Cisco в области видео, направленной на создание телевидения нового поколения, простого в использовании и создающего новые рыночные возможности для поставщиков услуг. Cisco уже сотрудничает с рядом крупных мировых сервис-провайдеров (например, с компанией Telstra), чтобы предоставить зрителям видеофункции нового поколения на платформе Videoscape.

Cisco Videoscape - открытая платформа, использующая облачные технологии, сети и клиентские устройства для доставки новых видеофункций через Интернет. Основные компоненты этой платформы:

Для дома:

^ Медиашлюз Videoscape для интеграции голоса, линейного и онлайнового видео, высокоскоростных данных, трафика Wi-Fi и сетевой маршрутизации.

^ Телевизионная IP-приставка Videoscape для поддержки всех видеоформатов, доставляемых на телевизионные приемники, включая платное телевидение, широковещательные каналы, каналы высокого качества, видео по запросу (VoD) и Интернет.

^ Программные клиенты Videoscape для распространения функциональности Videoscape на множество домашних и мобильных устройств, от подключенных телевизионных приемников до планшетных компьютеров, смартфонов и других пользовательских терминалов.

Для сетевого облака: Videoscape Media Suite - система всестороннего управления контентом, позволяющая оператору эффективно и экономично управлять доставкой контента на множество экранов.

Для сети: Cisco Conductor for Videoscape - система согласования различных услуг и функций управления абонентами в разных сетевых облаках, сетях и на разных клиентских устройствах.

Все перечисленные выше продуктовые линейки работают в архитектуре медиасетей Cisco. Они полностью совместимы с существующим портфелем сетевых продуктов (Cisco CRS, маршрутизаторы Cisco ASR, система доставки контента CDS, систем тер-минации кабельных модемов (Cable Modem Termination Systems), облачных

технологий (Cisco Unified Computing System™ и Cisco Nexus®) и профессиональных услуг по внедрению передовых технологий и оптимизации сетевых и телекоммуникационных архитектур (Cisco Advanced Services).

Платформа Cisco Videoscape, работающая у сервис-провайдеров, предоставляет доступ к разным источникам контента (платное телевидение, сетевые источники, видео по требованию и т.д.), добавляя к ним функции социальных сетей, коммуникационные и мобильные приложения и полностью погружая зрителей в волшебный мир телевидения. ■

www.cisco.com/go/videoscape

Председатель совета директоров, главный

исполнительный директор компании Cisco Джон Чемберс (справа) на презентации Cisco Videoscape

Gr

НІЦ

ОАО «НТЦ ВСП «СУПЕРТЕЛ ДАЛС»

ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

197101, Санкт-Петербург, Петроградская наб.,38А

Тел.: (812) 232-7321, 230-2216. Факс: (812) 497-3682, 230-2216

E-mail: vat® supertel.spb.su, www.supertel.spb.su

Одно из ведущих отечественных предприятий по разработке и внедрению на телекоммуникационных сетях современного отечественного оборудования и ПО (технологий xDSL, PDH, SDH-NGN, IP и CWDM), обеспечивающих информационную безопасность для транспортных сетей и сетей доступа.

МУЛЬТИПЛЕКСОР КОМБИНИРОВАННЫЙ ДЛЯ СИСТЕМ СВЯЗИ - МКСС

• • Ы-1 •. frt -Mî. • î

t |i *

SRili

і і іінмяшаа

МКСС

t-mti-i-i -t» —tt -t»

МКСС - интегрированная платформа сетевого доступа, сочетающая сле-™ ■ дующие функции:

мультиплексирование сигналов всех ступеней PDH, сигналов Ethernet и SDSL; ввод/вывод/транзит упомянутых выше сигналов, а также сигналов абонентских интерфейсов ТЧ и ОЦК;

организация линейных трактов по волоконно-оптическим или симметричным кабелям связи;

формирование и коммутация до восьми оптических каналов со скоростью от 2 Мбит/с до 2,5 Гбит/с в оптическом слое волоконно-оптических сетей, использующих технологию CWDM;

полнодоступная оптическая кросскоммутация оптического канала на четыре направления передачи

МКСС - CWDM

Сетевая система управления и контроля собственной разработки «СуперТел-ТМ», «Супертел-NMS» (протокол SNMP) для сети любой конфигурации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.