Научная статья на тему 'Переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане: возможности и ограничения'

Переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алпысбаева Сара Нурбековна, Строева Генриетта Владимировна, Шунеев Шынгыс Жолдыбаевич, Бакдолотов Айдын Айсултанович

В статье исследуются возможности и ограничения перехода к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц в Казахстане (индивидуальный подоходный налог). Предполагается, что оптимальная прогрессивная шкала должна быть выбрана исходя из баланса интересов государства и наемных работников. В ходе исследования сектора оплаты труда идентифицированы основные его характеристики: высокий уровень дифференциации и «разрывов» уровней заработной платы, значительная доля низкооплачиваемых работников («работающие бедные»), высокий отрыв размеров минимальной заработной платы (МЗП), медианы и моды от показателя среднемесячной заработной платы. Эти особенности создают ограничения при решении вопроса о возможности перехода к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане. Определен ряд новых потенциальных рисков: сокращение доходов местных бюджетов в регионах с низким уровнем оплаты труда, уклонение от уплаты налогов, рост дополнительных затрат на новое налоговое администрирование. Проведены статистические расчеты по разработке возможных шкал подоходного налога с различными налоговыми ставками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алпысбаева Сара Нурбековна, Строева Генриетта Владимировна, Шунеев Шынгыс Жолдыбаевич, Бакдолотов Айдын Айсултанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION TO THE PROGRESSIVE SCALE OF INDIVIDUAL INCOME TAX IN KAZAKHSTAN: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

The article explores the possibilities and limitations for transition to a progressive scale of personal income tax in Kazakhstan (individual income tax). It is assumed that the optimal progressive scale should be selected based on the balance of interests of the state and employees. During the study of the wage sector, its main characteristics were identified: a high level of differentiation and “gaps” in wage levels, a significant share of low-paid workers (“working poof’), a high gap between the minimum wage (MW), median and mode from the average monthly wage value. These features create limitations when deciding on the possibility of transition to a progressive scale of individual income tax in Kazakhstan. A number of new potential risks have been identified: a reduction in local budget revenues in regions with low wages, tax evasion, and an increase in additional costs for new tax administration. Statistical calculations were carried out to develop possible income tax scales with different tax rates.

Текст научной работы на тему «Переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане: возможности и ограничения»

ПЕРЕХОД К ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В КАЗАХСТАНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЙ

В статье исследуются возможности и ограничения перехода к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц в Казахстане (индивидуальный подоходный налог). Предполагается, что оптимальная прогрессивная шкала должна быть выбрана исходя из баланса интересов государства и наемных работников. В ходе исследования сектора оплаты труда идентифицированы основные его характеристики: высокий уровень дифференциации и «разрывов» уровней заработной платы, значительная доля низкооплачиваемых работников («работающие бедные»), высокий отрыв размеров минимальной заработной платы (МЗП), медианы и моды от показателя среднемесячной заработной платы. Эти особенности создают ограничения при решении вопроса о возможности перехода к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане. Определен ряд новых потенциальных рисков: сокращение доходов местных бюджетов в регионах с низким уровнем оплаты труда, уклонение от уплаты налогов, рост дополнительных затрат на новое налоговое администрирование. Проведены статистические расчеты по разработке возможных шкал подоходного налога с различными налоговыми ставками.

Обзор современных исследований в сфере налогообложения доходов населения. Установление ставок индивидуального подоходного налога на физических лиц (далее - ИПН) затрагивает интересы как экономически активного населения, так и государства. Основные функции подоходного налога: формирование доходной части государственного бюджета, смягчение проблемы дифференциации доходов, справедливое перераспределение доходов населения и обеспечение их социальной защиты.

Принцип справедливости налогообложения, сформулированный Лаффером [1], предполагает, что государство может повысить налоговые ставки только тогда, когда оно увеличивает расходы на социальную сферу.

Помимо оказания поддержки бюджету и социальной сфере, согласно Царовска [2], ИПН также должен способствовать перераспределению ресурсов от одной группы людей к другой.

Гордон и Копчук [3] подчеркивают, что прогрессивный ИПН должен учитывать семейное положение человека и соответственно возможные вычеты, тем самым увеличивая эффект перераспределения.

Морини и Пеллегрино [4] считают, что суть ИПН заключается в компромиссе между достижением социальной справедливости и экономической эффективностью. Они пришли к выводу, что в краткосрочной перспективе невозможно найти идеально подходящую систему подоходного налога, которая одновременно снизила бы неравенство и была бы достаточной для государственного бюджета.

Ю. Тюрина и Л. Напольских [5] полагают, что ИПН имеет ярко выраженный социальный характер и возможность влиять на уровень реальных доходов населения в связи с тем, что подоходный налог в максимальной степени адаптирован к личным обстоятельствам облагаемого субъекта и обладает необходимыми свойствами для реализации перераспределительной и антициклической политики.

1 Исследование выполнено в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 гг. по теме: «Исследование и оценка эффектов влияния государства и государственных расходов на факторы долгосрочного экономического роста Казахстана (труд, капитал, совокупную факторную производительность) с использованием эконометрических моделей и модели межотраслевого баланса», ИРН АР05132465.

Особенности прогрессивного налогообложения доходов населения в развивающихся странах. Принцип его справедливости может быть полностью реализован, если облагается налогом все население и все его доходы.

Например, Питер и соавторы [6] изучили тенденции использования прогрессивного налогообложения в 189-ти странах за период 1981-2005 гг. и обнаружили, что в развитых странах существует высокая корреляция между ставками налога и налоговыми поступлениями в бюджет, в то время как в развивающихся странах эта связь была слабой из-за высокого уровня занятости в неформальном секторе и уклонений от уплаты налогов.

Бюрд и Зольт [7] проанализировали применение прогрессивного налогообложения в ряде развивающихся стран и пришли к выводу, что прогрессивный налог нельзя использовать в качестве инструмента для сокращения неравенства по следующим причинам:

- прогрессивное налогообложение используется только для дохода от работы в формальном секторе (прогрессивное налогообложение способствует созданию неформального сектора, и значительная часть доходов населения остается «в тени»);

- ИПН не является основным источником доходов бюджета со слабым перераспределительным эффектом;

- часто администрирование плохо спроектированной прогрессивной налоговой системы обходится дороже, чем полученные доходы бюджета.

Эксперты предлагают уменьшить неравенство в развивающихся странах с акцентом на косвенные налоги, в частности НДС.

Риски уклонения от налогов. Возможное влияние прогрессивной шкалы ИПН на сокрытие доходов заставило многих авторов переключить свое внимание с экономического акцента подоходного налога на поведенческие факторы налогоплательщиков.

Алм и соавторы [8] подчеркивают, что при условии рационального решения, основанного исключительно на экономических факторах, большинство налогоплательщиков были бы вовлечены в уклонение от уплаты налогов или мошенничество из-за низкой вероятности обнаружения и небольших штрафов. Исследования в области поведенческой экономики ясно показывают, что люди не ведут себя как полностью информированные, экономически рациональные и чисто наемные лица, принимающие решения.

МакБарнет [9] считает, что основным фактором налоговых поступлений в государственный бюджет является поведение налогоплательщика, и он выделяет три его типа:

- добровольное соблюдение правил, т.е. налогоплательщик осознает свою гражданскую обязанность и платит налоги;

- «творческий подход», который подразумевает, что налогоплательщик не хочет платить, но имея возможность уменьшить сумму налогов за счет существующих льгот, займов и вычетов, предопределяет его выбор в пользу платежей;

- «сдача», означающая, что налогоплательщик платит налог только из-за боязни штрафа, многократно превышающего сумму налога.

Кэрол [10], проанализировав реакцию налогоплательщика на повышение налоговой ставки за период 1990-1993 гг. в США, пришел к выводу, что увеличение налоговой ставки за исследуемый период в 39% случаев привело к снижению доходов населения. Это вынудило их уклоняться от уплаты налогов.

Чарини и соавторы [11], рассмотрев вопрос об уклонении от уплаты налогов на примере Италии за 1980-2004 гг., пришли к выводу, что если эффективная ставка налога выше, чем показатель «проницательности» (уровень справедливости ставки

налога, по мнению населения), то налогоплательщики используют стратегию уклонения от уплаты налогов.

Фисман и Вэй [12] на примере Китая утверждают, что увеличение ставки налога на 1% увеличивает уклонение от уплаты налогов на 3%.

В 2010 г. страны ОЭСР провели форум для изучения причин, которые могут повлиять на обязательства налогоплательщиков [13], и определили несколько факторов:

- факторы сдерживания - налогоплательщики опасаются уклонения от уплаты в силу штрафов и суровости санкций. Эта группа факторов, по мнению экспертов, не самый удачный пример роста доходов бюджета, поскольку в некоторых случаях она только усиливает неприязнь налогоплательщиков к налоговым органам;

- социальные нормы - подразумевают, что общество положительно воспринимает факт сбора налогов как способ улучшения социального обеспечения;

- отсутствие возможностей - налогоплательщики не платят налоги в силу низкой финансовой грамотности, неудобного сервиса по заполнению и сдаче налоговых деклараций;

- фактор справедливости, когда существует корреляция между «справедливой» системой налогообложения (т.е. «справедливыми» налоговыми ставками, вычетами, льготами и т. д.) и доверием к налоговому органу;

- сочетание предыдущих факторов.

Таким образом, при использовании прогрессивной шкалы налогообложения помимо количественных должны быть приняты во внимание такие факторы, как качество налогового администрирования, наличие налоговых льгот, вычеты и займы, размеры штрафов, а также общественное восприятие налоговой системы.

Международный опыт применения прогрессивной шкалы ИПН. К концу XX в. более 70% стран мира использовали прогрессивную шкалу налогообложения. В начале 2018 г. из 195-ти стран 156 применяли прогрессивную шкалу налогообложения, в 26-ти странах использовалась плоская шкала, в остальных 13-ти странах подоходный налог отсутствовал [14].

В разрезе стран минимальное количество уровней налогообложения (до 2-х) используется в Бангладеш, Гватемале, Исландии, Ирландии, Мадагаскаре, Ливии, Молдове и др. Налогообложение с более чем 10-ю ступенями используется в Люксембурге (23 ступени), Анголе (12), Мексике (11), Сингапуре (11), Пакистане (12 ступеней). Ставка ИПН варьируется от минимального значения в 1% (Малайзия, Лихтенштейн и Республика Конго) до максимального значения в 50% и выше (Австрия, Швеция, Дания, Израиль, Чад). В целом большинство стран используют шкалу до 5 ступеней и минимальную ставку в диапазоне 6-10%.

Несмотря на то, что многие экономисты подчеркивают высокую роль прогрессивного налогообложения в сокращении неравенства среди населения, точных доказательств этого факта пока нет. Среди 93-х стран с прогрессивным налогообложением значение коэффициента Джини [15] с 1980 по 2015 г. уменьшилось только в 56-ти странах, в то время как в остальных 37-ми странах оно увеличилось.

Проведенный обзор литературы показывает, что успех введения прогрессивного налогообложения подразумевает выполнение нескольких важных условий:

- наличие высокой и стабильной доли среднего класса;

- система обязательного всеобщего декларирования;

- эффективное налоговое администрирование;

- высокая налоговая культура населения;

- разработка «справедливой» шкалы налогообложения;

- позитивное восприятие большинством населения данного вида налогообложения.

В противном случае введение прогрессивного налогообложения сопряжено с определенными рисками, такими как:

- ухудшение благосостояния населения;

- рост социальной напряженности;

- снижение собираемости налогов и доходов бюджета;

- сокрытие доходов и рост теневой экономики;

- низкая инвестиционная привлекательность и др.

Ретроспективный опыт применения прогрессивной шкалы ИПН в Казахстане. В рамках реформы налогового законодательства в период с 2002 по 2006 г. в Республике Казахстан уже применялась четырехступенчатая прогрессивная шкала ИПН со ставками от 5% до 30% (табл. 1).

Таблица 1

Налоговые ставки подоходного налога в 2002-2006 гг.

Наименование Ставка

До 15-кратного годового расчетного показателя От 15-кратного до 30-кратного годового расчетного показателя От 30-кратного до 65-кратного годового расчетного показателя От 65-кратного годового расчетного показателя и свыше 5% с суммы облагаемого дохода Сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 10 % с суммы, превышающей его Сумма налога с 30-кратного годового расчетного показателя + 20% с суммы, превышающей его Сумма налога с 65-кратного расчетного показателя + 30% с суммы, превышающей его

Примечание: Годовой расчетный показатель — сумма месячных расчетных показателей за год. Месячный расчетный показатель — показатель за месяц, который ежегодно устанавливается для расчета пенсий, пособий и других социальных выплат, а также для наложения штрафов, налогов и других платежей.

Источник: [16].

Анализ доходов Государственного бюджета от ИПН показывает, что этот вид налога обеспечил бюджету 9,1% доходов в 2002 г. и только 6,7% в 2006 г. Таким образом, в период прогрессивного налогообложения доходы от ИПН сократились на 2,4 проц. п. (табл. 2).

Таблица 2

Налоговые поступления ИПН в Государственный бюджет в 2002-2017 гг.

Показатель 2002 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ИПН с доходов, облагаемых налогом у источника выплаты, к общей сумме 9,1 8,7 7,6 6,7 10,5 10,4 9,9

Источник: [ 17].

Ситуация изменилась в 2007 г., когда Казахстан перешел от прогрессивной шкалы к «плоской» шкале с универсальной ставкой 10%. За 2015-2017 г. доля ИПН в налоговых доходах бюджета составила в среднем около 10,3%.

В 2011 г. Министерство финансов Республики Казахстан вновь рассматривало возможность возврата к прогрессивному налогообложению вместо 10-процентной плоской шкалы. В зависимости от размера зарплаты налогоплательщиков планировалось ввести трехступенчатую шкалу прогрессивного налогообложения: 10, 15 и 20% [18]. Предлагаемые ставки: до 250 тыс. тенге - 10%, от 251 тыс. тенге - 15%, свыше 500 тыс. тенге - 20%.

По предварительным расчетным данным, Министерство финансов РК предположило, что: 10-процентный налог будут продолжать платить более 50% наемных работников (врачи, учителя, деятели культуры и искусства, а также занятые в сельском хо-

зяйстве); 15-процентный налог - условный средний класс (около 10-15% населения), 20-процентный налог - «сверхбогатый» класс, который в стране составляет 20-25%.

Основная цель планируемого налогового режима состояла в том, чтобы увеличить сбор налогов и обеспечить благоприятные условия для экономического роста страны. Однако этот проект не был реализован из-за негативного опыта 2002-2006 гг., когда возникли проблемы с администрированием и сбором налогов, а также из-за высокой вероятности уменьшения поступлений от ИПН в бюджет.

Анализ распределения наемных работников по уровню оплаты труда в Казахстане: методология исследования, применяемая база данных.

Источники формирования ИПН и его роль в доходах местных бюджетов Казахстана. По данным Комитета государственных доходов, доходы от ИПН составляют значительную часть доходов местных бюджетов (в 2017 г. - 40,8%) [17].

В 2017 г. 90% поступлений от ИПН были получены от наемных работников, 9,0% -от самостоятельно занятых, 0,7% - от иностранных граждан (рис. 1) [17]. С учетом высокой доли налогов, поступающих от наемного труда, дальнейшее исследование проведено в отношении налогообложения оплаты труда наемных работников.

Рис. 1. Структура поступлений ИПН в местные бюджеты в 2017 г.

В 2018 г. Президент Казахстана поставил вопрос об изучении возможности перехода к прогрессивной шкале налогообложения доходов населения Казахстана.

Решение этой задачи требует тщательного изучения имеющихся статистических данных о доходах наемных работников с последующим анализом их структуры и распределения по уровню заработной платы.

Методология и базы данных исследования. Качество и достоверность результатов проведенного исследования основаны на применении методологии Международной организации труда (МОТ) и использовании статистических методов анализа баз данных Комитета статистики Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - КС МНЭ РК) [19], имеющихся в открытом доступе.

По результатам исследования получены следующие показатели сферы оплаты наемного труда в 2017 г.:

- мода заработной платы (наиболее часто встречающаяся заработная плата среди наемных работников) составила 44 000 тенге;

- медианная заработная плата (значение заработной платы, расположенной в середине изучаемого массива, упорядоченного по возрастанию) составила 82 977 тенге (КС МНЭ РК);

- индекс Кейтца (отношение минимальной заработной платы к среднемесячной заработной плате) составил 16,3%;

- индекс Джини составил 0,420 (КС МНЭ РК).

Построенный нами график плотности распределения работников по размерам заработной платы показал значительную правостороннюю асимметрию (рис. 2) ([19], расчеты авторов).

%

^ Интервал - максимальная ЗП у 10% наименее низкоплачиваемых

50

40

d5 Медианный

d9 Интервал -Минимальная ЗП у 10% высокооплачиваемых

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

60 -

Рис. 2. Плотность распределения работников по зарплате: ЕЗ плотность распределения (абсолютная)/;---накопленная частость Ш

Проведенные далее расчеты по имеющейся базе данных позволили получить следующие результаты.

Высокий «разрыв» в уровнях оплаты труда. Размер «разрыва» оценивается коэффициентом дифференцирования децилей ^9 / d1). Максимальная зарплата 10% самых бедных работников составила 30247 тенге. Минимальная заработная плата 10% наиболее высокооплачиваемых работников составила 217893 тенге. В результате коэффициент дифференциации (разрыва) заработной платы казахстанских работников в 2017 г. составил 7,2.

Справочно: по данным МОТ, коэффициент дифференциации (разрыва) заработной платы ^9М1) по странам мира составил: ЕС - 3,6 (минимальный показатель в Норвегии - 2,3, максимальный в Литве - 4,4), Россия - 5,1, Китай - 4,2, в развивающихся странах достиг 10,9 (Индия).

Наличие значительного числа «работающих бедных». Для корректного и правильного определения числа низкооплачиваемых работников по методологии МОТ

применяется абсолютный критерий их идентификации. Согласно этому подходу, к «работающим бедным» относят тех, кому выплачивается менее 60% медианной заработной платы. По нашим расчетам, доля «работающих бедных» в Казахстане составила около 33% общего числа наемных работников в 2017 г.

Справочно: доля «работающих бедных» в странах ЕС была на уровне 9,5% в 2015. Самый высокий уровень «работающих бедных» был зафиксирован в Румынии (18,8%), Греции (13,4%), Испании (13,1%) и Италии (11,5%).

Результаты. Таким образом, в ходе предварительного исследования выявлены три ключевых вывода, характеризующие сектор оплаты наемного труда в Казахстане:

- высокий уровень дифференциации и «разрывов» уровней заработной платы;

- значительная доля низкооплачиваемых работников («работающие бедные»);

- высокий отрыв размеров минимальной заработной платы (МЗП), медианы и моды от показателя среднемесячной заработной платы.

Эти особенности накладывают существенные ограничения на решение вопроса о возможности перехода к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане.

Для окончательного вывода нами проведены статистические расчеты по разработке возможных вариантов шкал подоходного налога с различными налоговыми ставками при сложившемся состоянии сектора оплаты труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом мы предполагаем, что оптимальная прогрессивная шкала должна быть выбрана, исходя из баланса интересов государства и наемных работников. Этот баланс требует выполнения нескольких условий:

- сохранение/увеличение налоговых поступлений в госбюджет;

- снижение налоговой нагрузки для «работающих бедных»;

- сохранение положения работников со средним доходом;

- снижение эффективной ставки ИПН.

Двухступенчатая плоская и двухступенчатая прогрессивная шкала ИПН. В рамках реализации пяти социальных инициатив Президента Казахстана с 1 января 2019 г. ИПН для низкооплачиваемых работников снижен до 1% [20]. По сути, это решение представляет собой переход к двухступенчатой плоской шкале налогообложения: для физических лиц, получающих менее 60 тыс. тенге, ставка подоходного налога составит 1%, для остальных - 10% заработной платы, за вычетом минимальной зарплаты (МЗП).

Альтернативным вариантом является двухступенчатая прогрессивная шкала ИПН. В рамках внедрения двухступенчатой прогрессивной шкалы ИПН, повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом, как при плоской шкале, а только на ту часть, которая превышает нижнюю границу данной ступени. Иными словами, при расчете реальной заработной платы физических лиц для части зарплаты (до 60 тыс. тенге) ставка ИПН составит 1%, а для остальной части (выше 60 тыс. тенге) - она будет равняться 10%.

Результат сопоставления двух подходов (плоской и прогрессивной двухступенчатых шкал) позволит провести оценку влияния прогрессивного налогообложения на доходы бюджета и благосостояние граждан, а также ответить на вопрос о возможности перехода к прогрессивной шкале налогообложения в Казахстане.

В табл. 3 показано влияние введения двухступенчатой плоской и прогрессивной шкал подоходного налога на доходы государственного бюджета, а также изменение доходов работников. В ходе проведенного анализа получены следующие результаты от перехода на плоскую двухступенчатую шкалу налогообложения в Казахстане:

- поступления в госбюджет от ИПН сокращаются на 22,7 млрд. тенге;

- налоговая нагрузка от ИПН снизится для 21,7% работников в 10 раз;

- реформа не ухудшает ситуацию для 75,7% работников;

- эффективная ставка ИПН снизится до 9,7%.

Таблица 3

Результаты расчетов по двухступенчатой плоской и двухступенчатой прогрессивной шкалам налогообложению доходов физических лиц

Интервал ЗП, тенге Доля работников, с заработной платой в этом интервале, % Одноступенчатая плоская шкала ИПН (действовавшая до 1 января 2019 г.) Двухступенчатая плоская шкала ИПН (действующая с 1 января 2019 г.) Двухступенчатая прогрессивная шкала ИПН (альтернативный вариант к двухступенчатой плоской шкале ИПН)

Ставка, % Сумма поступлений в бюджет, млрд. тенге Ставка, % Сумма поступлений в бюджет, млрд. тенге Разница по отношению к сумме, полученной по одноступенчатой плоской шкале ИПН Ставка, % Сумма поступлений в бюджет, млрд. тенге Разница по отношению к сумме, полученной по одноступенчатой плоской шкале ИПН

До МЗП (90%

ЗП<МЗП) 2,6 0 - 0 - - 0 - -

От МЗП до 60 000 21,7 10 25 1 2,6 -22,7 1 2,6 -22,7

От 60 001 и

выше 75,7 10 725 10 725 - 10 596 -145,9

Всего 100,0 10,005 751 9,7 728 -22,7 7,8 598 -168,7

Примечание: МЗП—Минимальная заработная плата.

Источник: [19], расчеты авторов.

Основным фискальным эффектом введения двухступенчатой прогрессивной шкалы ИПН в Казахстане является - сокращение на 168,7 млрд. тенге поступлений от ИПН в государственный бюджет. В то же время 84% этой суммы (145,9 млрд. тенге) приходится на работников, чья заработная плата превышает 60 тыс. тенге, т.е. увеличивается налоговая нагрузка на высокооплачиваемых работников и на недостаточно стабильный средний класс страны.

Целевой подход к построению трехступенчатой прогрессивной шкалы ИПН. Для построения оптимальной трехступенчатой прогрессивной шкалы ИПН был использован целевой подход, который предполагает выполнение следующих условий:

- налоговые ставки должны быть скорректированы таким образом, чтобы доходы бюджета не сократились;

- верхняя, высокооплачиваемая группа будет компенсировать потери поступлений в бюджет от низкооплачиваемых групп наемных работников;

- сократятся «разрывы» в оплате труда.

Предлагаемая расчетная шкала имеет три ступени и выглядит следующим образом:

- для физических лиц, получающих менее 60 тыс. тенге, ставка ИПН составляет 1%;

- для работников с заработной платой от 60 до 180 тыс. тенге ИПН составит 10% на часть зарплаты, которая выше МЗП (согласно МОТ к среднему классу по доходам относят работников, имеющих доходы 60 + 200% медианы распределения доходов [21];

- для остальных работников, получающих более 180 тыс. тенге, ставка возрастет и составит более 16%.

В результате проведенного анализа при переходе на трехступенчатую шкалу с прогрессивным налогообложением поступления в госбюджет от ИНП увеличатся на 2 млрд. тенге (табл. 4).

Налоговая ставка компенсации для третьей группы высокооплачиваемых работников составит 16,4% суммы, превышающей 180 тыс. тенге, и эта ставка будет применяться к 18,2% работников.

Данный тип прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога наиболее оптимально соответствует ключевым требованиям, применяемым в международной практике:

- шкала учитывает баланс интересов государства и наемных работников;

- реализация этой шкалы не снижает доходы государственного бюджета;

- предлагаемый вариант имеет относительно «справедливую» налоговую шкалу для «богатых» и «бедных работников»;

- размер эффективной налоговой ставки заработной платы практически не меняется.

Таблица 4

Результаты расчетов по трехступенчатому прогрессивному налогообложению

доходов физических лиц

Интервал ЗП, тенге Доля работников, с заработной платой в этом интервале, % Одноступенчатая плоская шкала ИПН (действовавшая до 1 января 2019 г.) Трехступенчатая прогрессивная шкала ИПН

Ставка, % Сумма поступлений в бюджет, млрд. тенге Ставка, % Сумма поступлений в бюджет, млрд. тенге Разница по отношению к сумме, полученной по одноступенчатой плоской шкале ИПН

До МЗП (90% ЗП<МЗП) 2,6 0,0 - 0,0 - -

От МЗП до 60 000 21,7 10,0 25 1,0 2,5 -22,7

От 60 001 до 180 000 57,5 10,0 300 10,0 203,4 -96,5

От 180 001 и выше 18,2 10,0 425 16,4 546,6 121,2

Всего 100,0 10,0* 751 10,03* 753,0 2,0

*Эффективная налоговая ставка. Источник: [19], расчеты авторов.

Заключение. Результаты исследования показывают, что трехступенчатая прогрессивная шкала формально соответствует ключевым требованиям для эффективных прогрессивных шкал.

Но сложившаяся за последние годы ситуация на рынке наемного труда с высокой долей низкооплачиваемых работников, небольшим числом высокооплачиваемых работников и невысокой заработной платой работников «среднего класса», по нашему мнению, делает переход к прогрессивной шкале подоходного налогообложения в Казахстане преждевременным.

Кроме того, при ее реализации можно ожидать появления новых рисков:

- сокращение доходов местных бюджетов в регионах с низким уровнем заработной платы;

- рост случаев уклонения от уплаты налогов, что приведет к снижению доходов местных бюджетов;

- новая система администрирования прогрессивного налогообложения потребует дополнительных финансовых и временных затрат, а также ее интеграции в систему существующих налоговых институтов.

Выявленные риски могут быть нивелированы только в случае системной подготовки к переходу к прогрессивной шкале ИПН.

Во-первых, необходим постоянный мониторинг ключевых показателей рынка наемного труда:

- изменения уровня «разрывов» и дифференциации зарплат;

- пропорций основных показателей сферы наемного труда (средняя заработная плата, минимальная заработная плата, мода, медиана);

- соотношения долей «работающих бедных», среднего класса и «богатых» работников.

Желательно установить разумные целевые и пороговые уровни таких показателей, при которых переход на прогрессивную шкалу будет эффективным и безопасным.

Во-вторых, текущее состояние сферы оплаты наемного труда формировалось десятилетиями и является инерционным. Его нельзя быстро изменить в условиях рыночной системы экономики Казахстана. Необходимо разработать и реализовать стратегический пакет системных мер политики в области доходов, направленных на решение следующих ключевых задач:

- сокращение числа «работающих бедных»;

- постепенное повышение минимальной заработной платы до 2-х прожиточных минимумов;

- изменение системы оплаты труда и повышение заработной платы гражданских служащих.

Эти меры должны реализовываться поэтапно, с точки зрения поддержания макроэкономической стабильности, в контексте текущей экономической ситуации в стране и мире.

В-третьих, должны быть сформированы необходимые институциональные условия для перехода к прогрессивной шкале ИПН:

- поэтапное введение всеобщего декларирования доходов;

- цифровизация и построение эффективной системы администрирования прогрессивной шкалы ИПН;

- повышение налоговой культуры населения;

- увеличение штрафов за уклонение от уплаты налогов;

- проведение активной информационной кампании о «справедливой» шкале налогообложения, и перераспределении доходов от «богатых» к «бедным работникам».

Если будут достигнуты успешные результаты от предложенных мер, а также от перехода значительного числа «работающих бедных» в класс работников со средним уровнем дохода, то можно будет вернуться к решению вопроса расчета новых вариантов для введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в Казахстане.

Литература

1. Laffer A.B. Government Exactions and Revenue Deficiencies // Cato Journal. 19S1. Vol 1. № 1. P. 1-21. ISSN 02733072. [[Электронный ресурс] Режим доступа: https://object.cato.org/sites/cato.org/files/serials/files/cato-journal/l9Sl/5/cjlnl-l.pdf 21 p.

2. Szarowská I. Personal Income Taxation in a Context of a Tax Structure //Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 12. P. 662-669. [Электронныйресурс]Режим доступа: https://doi.org/l0.l0l6/S22l2-567l(l4)0039l-S.

3. Gordon Roger H. & Kopczuk Wojciech. The choice of the personal income tax base // Journal ofPublic Economics. El-sevie. 2014. Vol. 11S(C). P. 97-11. [Электронныйресурс]Режим доступа: https://www.nber.org/papers/w20227

4. Morini M., Pellegrino S. Personal Income Tax Reforms: A Genetic Algorithm Approach //European Journal of Operational Research. 201S. Vol. 264. Issue 3. P. 994-1004. ISSN 0377-2217. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ejor.2016.07.059.

5. Тюрина Ю.Г., Напольских Л.А. Влияние налога на доходы физических лиц на уровень жизни населения // Экономика вчера, сегодня, завтра. 2012. № 7-8. С. 31-51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18046189.

6. Peter K.S., Buttrick S. & Duncan D. Global Reform of Personal Income Taxation 1981-2005: Evidence from 189 Countries // National Tax Journal. 2010. 63(3). P. 447—478. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://EconPapers.repec.org/RePEc:ntj:journl:v:63:y:2010:i:3:p:447-78

7. Bird R.M. & Zolt E.M. The limited Role of the Personal Income Tax in Developing Countries // Journal of Asian Economics. 2005. 16. P. 928-946. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isiarticles.com/ bundles/Article/pre/pdf/47970.pdf

8. Alm J., McClelland G.H., Schulze William D. Why Do People Pay Taxes? // Journal ofPublic Economics. 1992. Vol. 48. Issue 1. P. 21-38. ISSN 0047-2727. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.1016/0047-2727(92)90040-M

9. McBarnett D. When Compliance is not the Solution but the Problem: from Changes in Law to Changes in Attitude // In V. Braithwaite, Taxing democracy: Understanding tax avoidance and evasion. Aldershort: Ashgate Publishing Ltd. 2003. P. 229-244. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.worldcat.org/ title/taxing-democracy-understanding-tax-avoidance-and-evasion/oclc/51461155

10. Carroll R. Do Taxpayers Really Respond to Changes in Tax Rates? Evidence from the1993 Tax Act // U.S. Department of the Treasury, Office of Tax Analysis. 1998. Working Paper 79. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.treasury.gov/resource-center/tax-policy/tax-analysis/Documents/WP- 79.pdf

11. Chiarini Bruno and Marzano Elisabetta and Schneider Friedrich G., Tax Rates and Tax Evasion: An Empirical Analysis of the Structural Aspects and Long-Run Characteristics in Italy // IZA Working Paper. № 3447. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=1136252

12. Fisman Raymond and Shang-Jin Wei. Tax Rates And Tax Evasion: Evidence From «Missing Imports» In China // Journal of Political Economy. 2004. v112(2, Apr). P. 471-496. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nber.org/papers/w8551

13. OECD. November 2010, Information Note. Understanding and Influencing Taxpayers' Compliance Behavior // FORUM ON TAX ADMINISTRATION: SMALL/MEDIUM ENTERPRISE (SME) COMPLIANCE SUBGROUP. [Электронныйресурс]Режим доступа: https://www.oecd.org/ctp/administration/46274793.pdf

14. Налоги в мире //Налоги в мире, мировые налоговые системы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-mire/

15. GINI index (World Bank estimate), [Электронный ресурс] Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI?end=2017&start=1987&view=chart

16. Инструкция № 40 «О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц», утверждена приказом МГД РК от 22 июня 1995, № 153. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V950000073_

17. Комитет государственных доходов Министерства финансов РК. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kgd.gov.kz/ru

18. Прогрессивная шкала подоходного налога уронит ВВП Казахстана // Учет, инструмент бухгалтера, Сентябрь 3, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchet.kz/news/progressivnaya-shkala-podokhodnogo-naloga-uronit-vvp-kazakhstana/

19. Комитет статистики Министерства национальной экономики РК. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stat.gov.kz

20. Сайт Премьер-министра РК (2018), Пять социальных инициатив Президента Казахстана. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://primeminister.kz/en/news/sotsialnaya_sfera/pyat-sotsialnih-initsiativ-prezidenta-kazahstana

21. Daniel Vaughan-Whitehead, Rosalia Vazquez-Alvarez and Nicolas Maitre. Is the world of work behind middle class reshuffling? // International Labor Organization. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org /wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---ilo-brussels/documents/genericdocument/wcms_455740.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.