Научная статья на тему 'Переговорная компетентность и компетенции: к взаимосвязи понятий'

Переговорная компетентность и компетенции: к взаимосвязи понятий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
586
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ / СОВОКУПНОСТЬ УМЕНИЙ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ / BASIC AND SPECIAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCY / RELATIONSHIP OF WORDS / COMPLEX OF SKILLS / ANALYTICAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лобжанидзе Галина Ираклиевна

Основная тема статьи исследование значения и употреблений слов «компетенция» и «компетентность». Актуальность темы объясняется активным использованием данных понятий в российской нормативной правовой базе и научных работах отечественных и зарубежных исследователей, несмотря на отсутствие терминологического исследования данных слов (что и составляет проблему объекта). До настоящего времени отсутствует четкое разграничение в терминологическом освещении данных понятий. Целью работы является аналитическое сравнение значений данных слов в диссертационных исследованиях, в научных работах отечественных и зарубежных авторов, а также в документах нормативной правовой базы, регулирующих вопросы высшего, среднего, начального и профессионального образования в Российской Федерации. В результате проведенного аналитического исследования определено, что понятие «компетенция» обозначает «полномочие», «совокупность навыков, операционных действий», тогда как понятие «компетентность» обозначает «качественная характеристика специалиста, включающая совокупность знаний умений, навыков». Проанализировав употребление и значение слов «компетенция» и «компетентность», приходим к выводу о взаимосвязи данных понятий: «компетенция» является составной частью «компетентности». Новизна работы в том, что это первое сравнительное исследование данных понятий, проведенное на материале нормативной правовой базы и научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лобжанидзе Галина Ираклиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGOTIATING SKILLS AND COMPETENCE: TO RELATIONSHIP OF CONCEPTS

The main theme of paper is the investigation of meaning and using of words competence and the competency. The actuality of theme is explained for active using these notions in Russian jus documents and scientific works of Russian and foreign authors though there is no terminology investigation this words (this is problem of object). For real time there is no correct differentiation in terminology of these words. The aim of work is analytical competition meaning of this words in dissertational investigations, in scientific works of Russian and foreign authors, in jus documents for higher professional education, second professional education, elementary professional education in Russian Federation. As results of conducted analytical investigation were defined: word competence mean “power, whole set of habits, operations” and word competence mean “quality characteristic of specialist, together with complex of knowledges, skills, operations”. Analyzing using and meaning of words competence and the competence we have result about relationship these words: competence is the part of competence. Newness of work is in fact of first comparative investigation these words, conducted in jus documents and scientific works.

Текст научной работы на тему «Переговорная компетентность и компетенции: к взаимосвязи понятий»

УДК 343.633 81'33

ЛОБЖАНИДЗЕ Галина Ираклиевна «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» г. Хабаровск, Россия lobjanidze_galin@mail.ru

ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ: К ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ

Основная тема статьи - исследование значения и употреблений слов «компетенция» и «компетентность». Актуальность темы объясняется активным использованием данных понятий в российской нормативной правовой базе и научных работах отечественных и зарубежных исследователей, несмотря на отсутствие терминологического исследования данных слов (что и составляет проблему объекта). До настоящего времени отсутствует четкое разграничение в терминологическом освещении данных понятий. Целью работы является аналитическое сравнение значений данных слов в диссертационных исследованиях, в научных работах отечественных и зарубежных авторов, а также в документах нормативной правовой базы, регулирующих вопросы высшего, среднего, начального и профессионального образования в Российской Федерации. В результате проведенного аналитического исследования определено, что понятие «компетенция» обозначает «полномочие», «совокупность навыков, операционных действий», тогда как понятие «компетентность» обозначает «качественная

характеристика специалиста, включающая совокупность знаний умений, навыков». Проанализировав употребление и значение слов «компетенция» и «компетентность», приходим к выводу о взаимосвязи данных понятий: «компетенция» является составной частью «компетентности». Новизна работы в том, что это первое сравнительное исследование данных понятий, проведенное на материале нормативной правовой базы и научных исследований.

Ключевые слова: базовые компетенции, специальные компетенции, профессиональная компетентность, взаимосвязь понятий, совокупность умений, аналитическое сравнение.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Galina I. LOBZHANIDZE

Far Eastern Law Institute of the Russian Ministry of

Interna! Affairs Khabarovsk, Russia lobjanidze_gaNn@maM.ru

NEGOTIATING SKILLS AND COMPETENCE: TO RELATIONSHIP OF CONCEPTS

The main theme of paper is the investigation of meaning and using of words competence and the competency. The actuality of theme is explained for active using these notions in Russian jus documents and scientific works of Russian and foreign authors though there is no terminology investigation this words (this is problem of object). For real time there is no correct differentiation in terminology of these words. The aim of work is analytical competition meaning of this words in dissertational investigations, in scientific works of Russian and foreign authors, in jus documents for higher professional education, second professional education, elementary professional education in Russian Federation. As results of conducted analytical investigation were defined: word competence mean "power, whole set of habits, operations" and word competence mean "quality characteristic of specialist, together with complex of knowledges, skills, operations". Analyzing using and meaning of words competence and the competence we have result about relationship these words: competence is the part of competence. Newness of work is in fact of first comparative investigation these words, conducted in jus documents and scientific works.

Keywords: basic and special competences, professional competency, relationship of words, complex of skills, analytical competition

Цель настоящей статьи - проследить различия и интегративность понятий «компетенция» и «компетентность». Материалом послужили нормативные правовые акты, регулирующие образовательную и правоохранительную деятельность, научные работы. Источниками стали Федеральные государственные образовательные стандарты высшего, среднего, начального образования, диссертационные исследования. Основные методы - как эмпирические, так и теоретические (сравнение, обобщение, изучение результатов исследования).

Одним из основополагающих принципов деятельности полиции является открытость и публичность [1, с. 1], подразумевающие регулярное информирование государственных и муниципальных органов, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, а также взаимодействие с общественными объединениями, организациями, другими правоохранительными органами. Названный принцип предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел (далее сотрудников ОВД) определенных качеств, благодаря которым они могут успешно осуществлять взаимодействие и обмен информацией. Одним из главных таких качеств является переговорная компетентность. Пределы компетенции сотрудников ОВД в информировании и взаимодействии определены рамками адресатов информирования и взаимодействия, тематическими блоками и, разумеется, содержательной частью информации, не имеющей секретных сведений.

Оценка деятельности сотрудника органов внутренних дел сегодня производится в соответствии с требованиями международных стандартов. Одной из составляющих в оценке является наличие у сотрудника ОВД набора определенных качеств, реализующихся в его мотива-ционном, этическом выборе социальной стратегии и поведенческих реакциях в профессиональной и иной деятельности. Обозначенные качества в нормативной базе образовательного

пространства названы компетенциями. Задача формирования компетенций в процессе подготовки специалистов сегодня строго определена в образовательном стандарте.

Исследование зарубежного опыта в изучении данного вопроса свидетельствует о разнице в употреблении слов компетенция и компетентность. В исследовании С. Уиддета и С. Хол-лифорд «Руководство по компетенциям» [2, с. 20] компетенция определяется как способность, отражающая необходимый стандарт поведения, компетентность - как способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы.

Интегративность понятия «компетентность» доказана в ряде научных исследований отечественных авторов. Так, например, Л.В. Коноваловой [3, с. 15] компетентность определяется как интегративное профессионально-личностное качество, которое проявляется в гуманистической мировоззренческой позиции (отношении к этническим проблемам в стране и мире; отношении к этнокультурному образованию); в обобщенных умениях (осуществлять анализ практических ситуаций в этнокультурной среде на уровне методологической рефлексии, проектировать этнокультурные подходы в учебно-воспитательном процессе, нацеленные на развитие у учащихся толерантности и миролюбия); в готовности к конкретным способам реализации гуманистических ценностей (создавать условия для эффективного межнационального общения учащихся; проводить мероприятия, способствующие развитию интереса к историко-культурному наследию других народов) и включает функционально связанные между собой мо-тивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и рефлексивно-оценочный компоненты.

Вопросы переговорной компетентности рассматривались в научных трудах исследователей - сотрудников ОВД. Структура переговорной компетентности руководителей ОВД как комплекса качеств подробно представлена в исследовании О.С. Возженниковой [4, с. 68]. Ею доказано, что переговорная компетентность - это набор составляющих интегрального личностного образования, предопределяющего сознательное отношение и конструктивное построение диалогического переговорного процесса с отдельными людьми и группами лиц в процессе разрешения конфликтов. Концептуальные и психотехнологические аспекты переговорной деятельности и требований к компетентности психолога в профессиональной сфере рассмотрены в диссертации Г.Г. Танасова [5, с. 95].

Различия слов «компетенция» и «компетентность» имеют лексические и структурно-лингвистические основания. Оба слова, «компетенция» и «компетентность», отличаются, на первый взгляд, словообразовательными средствами, а именно: выбором модели суффиксального образования нового слова (суффикса -ций или -ость). В этом суть структурно-лингвистического различия. Но выбор суффикса -ций или -ость в словообразовательной модели обусловлен одним из значений производящей основы и влияет на значение производного слова в целом. Так, суффикс -ость в существительных придает им обобщающий характер [6, с. 128], а суффикс -ций - уточняющий. Словообразовательная структура слов влияет на развитие лексического различия.

И.А. Зимняя [7, с. 14], рассматривая педагогическое значение понятий компетенция и компетентность, делает вывод о том, что компетенция находится в понятийном поле «знаю как» и подчеркивает практическую, действенную сторону процесса. В Стратегии модернизации образования [8, с. 14] понятие компетентность включает когнитивную и операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Поэтому компетентность - это более широкое понятие, это совокупность компетенций.

Сегодня понятия «компетенция» и «компетентность» сопровождают характеристику деятельности человека в профессиональной и иной сфере. Так, на международном уровне определены пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации:

1) политические и социальные: брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий;

3) компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в том числе владение иностранными языками;

4) компетенции, связанные с возникновением общества информации, электронные компетенции;

5) способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

В.П. Байденко [9, с. 9] доказал в своих исследованиях, что компетенция - это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а

компетентность - это качество владения знаниями, умениями, навыками, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, то есть опорными наборами знаний, умений и качеств.

Профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, профессиональная компетентность есть совокупность качеств специалиста, позволяющая ему решать профессиональные задачи.

Чем же отличаются компетенция и компетентность?

Для компетенции характерно наличие знаний и умений, то есть компетенция - это знание, как надо делать, поступать в определенной ситуации.

Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения, то есть компетентность - это знание и понимание того, что надо делать в сложившийся ситуации, то есть компетентность - это результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Другими словами, компетенция - это характеристика специалиста, компетентность - характеристика деятельности специалиста.

В результате исследования приходим к выводу о том, что на сегодняшний день нет единого толкования понятий компетенция и компетентность. Однако для успешного внедрения и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования необходимо строго разграничить эти понятия, чтобы правильно разработать и реализовать новые учебные программы по соответствующим специальностям. Рядом исследователей доказано, что профессиональная компетентность всегда проявляется в деятельности и является, по сути, совокупностью ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции - это компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связанные с достижением успеха личностью в быстро меняющемся мире. Базовые компетенции - компетенции, отражающие специфику определенной деятельности (педагогической, медицинской, военной). Специальные компетенции - компетенции, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности [10, с. 74]. В наших работах даны [11, с. 125] выводы о том, что переговорная компетентность сотрудника ОВД включает те общекультурные и профессиональные компетенции специалиста, которые востребованы в конкретной оперативно-служебной ситуации.

Нами рассмотрены составляющие профессиональной компетентности сотрудника подразделения экспертно-криминалистической службы ОВД, а именно специалиста по авторовед-ческим экспертизам. Компетентность данного специалиста подтверждена соответствующим документом об образовании и результатами исследований, которые осуществляются им в соответствии с должностными обязанностями. Компетентность эксперта-криминалиста основана на профессиональных знаниях, умениях, навыках, составляющих базовые компетенции. Указанные отличительные особенности компетентности эксперта-криминалиста базируются на его ключевых компетенциях. Базовые компетенции проявляются в реализации решения той или иной оперативно-служебной задачи. Одна из специфических особенностей проведения, например, автороведческой экспертизы состоит в умении определить личностные особенности разыскиваемого лица: его гендерную принадлежность, социолингвистические характеристики (отражение в документе признаков возрастной, профессиональной групп), психолингвистические характеристики (отражение в документе признаков эмоциональной неуравновешенности, речевых маркеров акцентуации характера). Методы определения указанных отличий постоянно совершенствуются. Их изучение и освоение совершенствует специальные компетенции. При проведении автороведческой экспертизы используются результаты изучения дискурса с целью учета в экспертных исследованиях речевых проявлений эмоционального вовлечения и нахождения гендерных маркеров, реализующихся через определенные синтаксические формулы и предпочтения в лексике и грамматике. Привлекаются результаты исследований «лингвистической относительности», с целью детерминации указателей кросскультурного и лингвокультур-ного влияния, отраженного в речевом поведении личности разыскиваемого. Применяется методика психологического портретирования, включающая в себя анализ речевого поведения ак-центуантов, отражающего характер протекания психических процессов. Все указанные признаки проявляют характер динамического развития и активно пополняют арсенал автороведческой экспертизы и базовые, ключевые и специальные компетенции эксперта-криминалиста [12, с. 66].

Таким образом, приходим к выводу о том, что понятия «компетентность» и «компетенция» имеют лексическое различие, обусловленное как словообразовательной структурой, так и сферой употребления. Взаимосвязь указанных понятий в том, что лексическое наполнение «компетенций» входит в состав лексико-структурных единиц «компетентности».

Исследование взаимосвязи понятий «компетентность» и «компетенция» требует дальнейшего продолжения, поскольку, несмотря на активное употребление названных слов в нормативно-правовых и научных документах, их терминологическое значение все еще находится в стадии становления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 февр. 2011 г. (в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ) // Российская Газета. - 2011. - 8 февр.

2. Уидетт Стив, Холлифорд Сара. Руководство по компетенциям. - М.: Гиппо, 2008. [Электронный ресурс] -11Р1_:1'|Пр:/Л\\\.1'1г-ро|1а1.ги/раде8/1'1гт//сотр.р11р (дата обращения: 30.08.2016).

3. Коновалова Л.В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2011.

4. Возженникова О.С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования: дис. ... канд. психол. наук. - М.: Академия управления МВД РФ, 2004.

5. Танасов Г.Г. Личность в переговорах: субъектно-бытийный подход: дис. д-ра психол. наук. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2011.

6. Шанский Н.М. О происхождении и продуктивности суффикса -ОСТЬ в русском языке // Вопросы истории русского языка. - М.: Наука, 1959.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Министерство образования Российской Федерации: Национальный фонд подготовки кадров, 2001.

9. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - № 11. - 2004.

10. Коломин В.И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики: дис. ... д-ра педаг. наук. - Астрахань: Волгоградский гос. пед. ун-тет, 2010.

11. Лобжанидзе Г.И. Формирование переговорной компетентности сотрудников ОВД: диахронический и синхронический аспекты. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2013.

12. Лобжанидзе Г.И. Экспертная практика в свете теории деятельностно-компетентностного подхода // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: межвуз. сб. науч. тр. - Омск: РИО ОмА МВД РФ, 2009. - Вып. 7.

REFERENCES

1. O politsii : federal'nyy zakon Ros. Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ: prinyat Gos. Dumoy Feder. Sobr. Ros. Federatsii 28 yanv. 2011 g.: odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 2 fevr. 2011 g. (v red. Feder zakona Ros. Federatsii ot 3 iyulya 2016 g. № 227-FZ). [About police. The Federal law of Russian Federation from 7-th February 2011 number 3-FL 6 was assumed by State Duma of Federal Assembly of Russian Federation 28 January 2011: approved by The Council of the Federation of the Federal Assembly of Russian Federation 2 February 2011 (in wording of Federal law of Russian Federation from 3 July 2016 number 227-FL)]. Rossijskaja gazeta = Russian newspaper. 2011. 8 febr. (in Russ.).

2. Uidett, Stiv, Kholliford, Sara. Rukovodstvo po kompetentsiyam. [Competence manual]. M.: Gippo, 2008. Available at: URL:http://www.hr-portal.ru/pages/hrm//comp.php (accessed: 30.08.2016) (in Eng.).

3. Konovalova, L.V. Formirovanie i razvitie etnokul'turnoy kompetentnosti pedagogov v protsesse nepreryvnogo obra-zovaniya : dis. ... d-ra ped. Nauk. [The forming and developing of teacher's ethnocultury competence in uninterrupted education: Doct. diss.]: Velikiy Novgorod, Novgorod. gos. un-t im. Yaroslava Mudrogo = Yaroslav - the-Wise Novgorod State University. 2011. (in Russ.).

4. Vozzhennikova, O.S. Peregovornaya kompetentnost' rukovoditeley organov vnutrennikh del i psikhologicheskie puti ee sovershenstvovaniya : dis. kand. psikhol. nauk. [Nego-tiation competence by departments leaders of the Ministry of Internal Affairs of the Russia: Kand. diss.]. M.: Akademiya upravleniya MVD RF = Management academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2004. (in Russ.).

5. Tanasov, G.G. Lichnost' v peregovorakh: sub"ektno-bytiynyy podkhod : dis. d-ra psikhol. Nauk. [Person in negotiation: the subject-and-casual manner: Kand. diss.] Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet = Kuban State University. 2011. (in Russ.).

6. Shanskiy, N.M. O proiskhozhdenii i produktivnosti suffiksa -OST'' v russkom yazyke. [About suffix's OST' extraction and productivity in Russian: Kand. diss.]. Voprosy istorii russkogo yazyka = Topics in the history of Russian. M.: Nau-ka. 1959. (in Russ.).

7. Zimnyaya, I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obra-zovanii. [Key competences as result-and-aim's basis of compe-tence manner in education]. M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spe-tsialistov = Centre for Scientific Research of quality grounded specialists. 2004. (in Russ.).

8. Strategiya modernizatsii soderzhaniya obshchego obrazovaniya. Materialy dlya razrabotki dokumentov po obnovleni-yu obshchego obrazovaniya. [Strategy of modernization common education contents. The materials by treatment renovation of common education documents]. M.: Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii Natsional'nyy fond podgotovki kadrov = Ministry of Education of the Russian Federation. National Fond of grounded specialists. 2001. (in Russ.).

9. Baydenko, V.I. Kompetentsii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda). [Competences in professionall education (for familiarization of compe-tence manner]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. № 11. 2004. (in Russ.).

10. Kolomin, V.I. Fundamental'naya podgotovka po fizike kak osnova formirovaniya professional'noy kompetentnosti bu-dushchikh uchiteley fiziki : dis. ... d-ra pedag. Nauk. [Phisic's fundamental preparation as basis of forming by professional competence by physical faculty students: Kand. diss.] Astrakhan': Volgogradskiy gos. ped. un-tet = Volgograd State Pedagogical University. 2010. (in Russ.).

11. Lobzhanidze, G.I. Formirovanie peregovornoy kompetentnosti sotrudnikov OVD: diakhronicheskiy i sinkhronicheskiy aspekty [The forming negotiation competence of departments collaborators of the Ministry of Internal Affairs]. Khabarovsk: Dal'nevostochnyy yuridicheskiy institut MVD Rossii = Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2013. (in Russ.).

12. Lobzhanidze, G.I. Ekspertnaya praktika v svete teorii deyatel'nostno-kompetentnostnogo podkhoda. Problemy krimi-nalisticheskoy nauki, sledstvennoy i ekspertnoy praktiki: mezhvuz. sb. nauch. tr. [The expert practice in activity competence theory. The problems of criminalistics science, investigation and expert practice: interuniversity scientific volume]. Omsk: RIO OmA MVD RF = Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2009. Vyp. 7. (in Russ.).

Информация об авторе

Лобжанидзе Галина Ираклиевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Дальневосточный юридический институт МВД РФ, г. Хабаровск, Россия

lobjanidze_galin@mail.ru

Получена: 22.08.16

Для цитирования статьи: Лобжанидзе Г.И., Переговорная компетентность и компетенции: к взаимосвязи понятий. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Galina I. Lobzhanidze, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Far Eastern Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs,

Khabarovsk, Russia lobjanidze_galin@mail.ru

Received: 22.08.16

For article citation: LOBZHANIDZE G.I., Peregovornaja kompetentnost' i kompetencii: k vzaimosvjazi ponjatij. [Negotiating skills and competence: to relationship of concepts]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.