зультатам технического диагностирования горно-транспортного оборудования.
За счет применения наиболее рациональной системы технического обслуживания и ремонта может быть достигнуто снижение затрат на эксплуатацию машин более чем на 15^20 %.
Эффективность применения более прогрессивной поэтапной системы технического обслуживания и ремонта горного и транспортного оборудования во многом определяется правильной технологией, организацией и управлением работами по техническому обслуживанию и ремонту. Это можно обеспечить заменой принятой стратегии ремонта горного и транспортного оборудования по наработке стратегией ремонта по фактическому техническому состоянию или смешанной стратегией ремонта, учитывающей наработку горно-транспортного оборудования и его фактическое состояние. Переход полностью на ремонт по фактическому техническому состоянию на горнодобывающих предприятиях сдерживается отсутствием надежных технических средств диагностирования, информационного и программного обеспечения.
Применительно к ремонту горного и транспортного оборудования в полевых условиях прогрессивными методами организации ремонта являются: поэтапный, фирменный и бригадный подряды. Указанные методы могут применяться в комплексе, дополняя друг друга.
— Коротко об авторах ----------------------------------------------
Квагинидзе B.C. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»,
Корецкий В.Б. - кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ,
Фирсов А.Л. - директор филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюн-гринский»,
Акименко В.В. - главный инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский».
© В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий, Н.Н. Чупейкина, 2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий, Н.Н. Чупейкина
ПЕРЕДВИЖНЫЕ РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ
Удаленность горных предприятий (участков горных работ) от ремонтных баз, рассредоточенность горного и транспортного оборудования на больших площадях, неблагоприятные дорожные условия для оперативной доставки к ремонтируемым объектам средств механизации обусловливают необходимость применения на горнодобывающих предприятиях передвижных ремонтных мастерских различных конструкций — самоходных, буксируемых и перевозных. Мастерские могут размещаться на автомобилях, автомобильных и гусеничных прицепах, в железнодорожных вагонах.
В зависимости от назначения различают следующие типы передвижных ремонтных мастерских (ПРМ):
- передвижная ремонтно-механическая мастерская (ПММ) для технического обслуживания и ремонта механической части горного и транспортного оборудования;
- передвижная электроремонтная мастерская (ПЭМ) для ремонта и наладки электрической части горного и транспортного оборудования;
- передвижная вулканизационная мастерская (ПВМ) для ремонта конвейерных лент на месте эксплуатации конвейеров (иногда она оснащается аппаратурой для вулканизации резиновых оболочек высоковольтных кабелей);
- передвижная маслозаправочная станция (ПМС) для заправки механизмов горного и транспортного оборудования жидкими и густыми смазками (часто она бывает приспособлена для мелкого ремонта и регулировки маслосистем и гидравлических устройств).
Отдельную группу передвижных средств составляют диагностические лаборатории, предназначенные для технического диагностирования механизмов горного и транспортного оборудования, испытаний и исследования новой техники, метрологической про-
верки приборов, контроля параметров в промышленной санитарии и т. д.
При комплексном выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию горного и транспортного оборудования передвижные ремонтные мастерские объединяют в ремонтные поезда и ремонтные автоколонны.
Передвижные мастерские оснащают: различными металлообрабатывающими станками и приспособлениями, электро- и газосварочными оборудованием, верстаками, стеллажами и пр.
С помощью передвижной механической мастерской можно выполнять механизированную мойку деталей и обдувку их сжатым воздухом, разборку и сборку узлов, электросварку, газовую резку металла (сверление, зачистку, рубку, заточку), смазку механизмов, окраску металлоконструкций, гибку труб, подъем домкратами частей оборудования, распрессовку соединений и другие операции.
Для проведения ремонтов горного и транспортного оборудования карьеров и разрезов применяют ремонтные поезда, состоящие из следующих вагон-мастерских: слесарно-механи-ческой, электроремонтной, металлообработки и сварки, ремонта гидросистем и смазок, грузотранспортной платформы и административнобытового вагона. Кроме того, поезд дополняют железнодорожными кранами грузоподъемностью до 300 т.
На месте работы поезд подключают к электросети разреза (напряжение питающего тока 380 и 220 В, частота 50 Гц).
Вагон-мастерскую для металлообработки и сварки (рис. 1) оснащают станками: токарно-винторезным с высотой центров
250^200 мм, универсально-фрезерным, вертикально-сверлиль-ным, заточным, сварочными аппаратами постоянного и переменного токов, наплавочными автоматами, набором инструмента для кузнечных работ и клепки и т. д.
Электроремонтную вагон-мастерскую - сверлильным станком, электродрелью, компрессором, настольным заточным станком, средствами технической диагностики, стендами и при-борами для проверки исправности электросхем и электрооборудования, инструментом.
Вагон-мастерскую для ремонта и наладки гидросистем и смазок — труборезным и трубогибочным станками, станком для опрессовки шлангов высокого давления, маслозаправочны-ми агрегатами, набором шприцев, контрольно-измерительными
\ <3 ОС
N
\
12874
Рис. 1. Передвижная мастерская в железнодорожном вагоне: 1 - токарновинторезный станок, 2 -- сверлильный станок, 3 — заточный станок, 4 — печь, 5 — тамбур, 6 — верстак, 7 - строгальный станок
приборами гидравлических и пневматических систем, инструментом для ремонта трубопроводов и арматуры.
Грузотранспортную платформу используют для отправки снятых узлов и деталей на ремонтный завод и доставки с завода запасных частей. На платформе можно хранить металл (прокат, заготовки) для ремонта.
В соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов поезд перемещает к месту ремонта оборудование за 2-^3 сут. до его начала. Для выполнения ремонта, в ряде случаев, применяют комплекс передвижных ремонтных мастерских на автомобильном ходу.
Состав ремонтной автоколонны включает передвижные мастерские: слесарную (ПСМ), механическую (ПММ), электронала-дочную (ПЭН), вулканизациоиную (ПВМ), масло-запра-вочную станцию (ПМС), передвижной вагон-столовую, грузоподъемную платформу (ПГТ) и другие прицепные и самоходные средства (агрегаты для снятия и навески конвейерных лент, замены канатов, для демонтажа и монтажа роликоопор, грузоподъемные краны, компрессоры).
ПСМ предназначена для механизации слесарных работ, выполняемых непосредственно на машинах, на рабочих или ремонт-
Рис. 2. Передвижная ремонтная автомастерская: 1— пассажирское отделение, 2 — распределительное устройство, 3 — верстак, 4 — ящик для инструмента, 5 — кабельный барабан, 6 - газовые баллоны, 7 — универсальный станок, 8 — сварочный аппарат
ПММ — для оперативного изготовления несложных деталей на ремонтных площадках и производства различных токарных, сверлильных, а также клепальных, сварочных и других работ.
ПЭН — для переналадки электросхем, разделки и вулканизации кабелей, контроля параметров электроприводов.
ПВМ - для ремонта и соединения конвейерных лент методом горячей вулканизации или холодным склеиванием. Она оснащена вулканизационными прессами, емкостями для перевозки компонентов клея, приспособлениями для разделки лент.
ПМС - для заправки механизмов маслами и смазками. Она оборудована емкостями для доставки свежих масел и приема отработанных для последующей их регенерации.
Ремонтные автоколонны создают на базе автомобилей большой грузоподъемности и высокой проходимости, на прицепах и полуприцепах.
Схема размещения оборудования передвижной мастерской на автомобильном ходу приведена на рис. 2.
Персонал мастерской состоит из пяти-восьми человек: двухпяти слесарей, двух электросварщиков и одного токаря-универсала.
Число передвижных ремонтных мастерских определяют из сравнения суммарной годовой стоимости ремонта и технического обслуживания горного и транспортного оборудования без применения передвижных мастерских и с передвижными мастерскими
п = (С1 + С2)/(Э + + А)
где С1 - суммарная годовая стоимость ремонта и технического обслуживания горного и транспортного оборудования без применения передвижных мастерских; С2 - суммарная годовая стоимость ремонта и технического обслуживания горного и транспортного оборудования с применением передвижных мастерских; Э - эксплуатационные расходы на содержание мастерской, руб.; N - число рабочих передвижной мастерской; З/ - зарплата /-того рабочего мастерской руб.; А - амортизационные отчисления на мастерскую, руб.
— Коротко об авторах ---------------------------------------------
Квагинидзе B.C. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»,
Корецкий В.Б. - кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ,
Чупейкина Н.Н. - кандидат технических наук, ОАО ХК «Якутуголь».