Научная статья на тему 'Передовой педагогический опыт или лучшая практика: возможности использования в непрерывном образовании руководителей'

Передовой педагогический опыт или лучшая практика: возможности использования в непрерывном образовании руководителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ОПЫТА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Передовой педагогический опыт или лучшая практика: возможности использования в непрерывном образовании руководителей»

ции соционического знания, рассматривающего ТИМ личности в качестве первоосновы проявления человека в деятельности и общении, эффективно помогает выбирающему профессию определиться на своём карьерном, а значит, и жизненном пути.

Литература

1. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол., 1988. № 1. С. 77—82.

2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Социони-ка для руководителей. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.

3. Зеер Э.Ф. «Психология профессий».

4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 1984.

5. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.- Воронеж, 1996.

6. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989. №5. С. 158.

7. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации (Методическое пособие) / Под науч. ред. профессоров С.А.Лисицына, С.В.Тарасова. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006.

8. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. - М.: Армада-пресс, 2002.

9. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии. -Абитуриент, N11, 2003.

10. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Среди профессий и среди людей. // Школьный психолог, приложение к изданию «Первое сентября», №27, 2001.

11. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М.Митиной. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., Воронеж, 1996.

13. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Автор статьи сопоставляет подходы к описанию и распространению передового педагогического опыта и метод лучших практик, используемый вуправлении организациями; рассматривает механизмы и формы трансляции педагогического опыта. Выявление ключевых проблем, связанных с переносом лучшего опыта в новые условия, позволяет определить круг приоритетных задач в области повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

Никулина Наталья Вячеславовна,

заведующая лабораторией мониторинга инноваций в образовании ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОЦИОНИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Какими могут быть педагогические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности, влияющие на компетентности?

Передовой педагогический опыт, лучшая практика, механизмы трансляции опыта, непрерывное педагогическое образование

Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик учителей и целых педагогических коллективов определена на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования. Непрерывное педагогическое образование пополняется новыми формами организации на базе инновационных образо-

вательных учреждений. В данных условиях Калужский областной институт повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) становится ресурсным центром, аккумулирующим наиболее ценный педагогический и управленческий опыт, обеспечивающим межмуниципальные коммуникации, сопровождающим процессы отдачи и присвоения опыта.

Теория и практика выявления, изучения, описания, обобщения, распространения передового педагогического опыта исследована в работах многих российских ученых - Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, Ф.Ш. Терегулова и других. Вместе с тем проблемы использования лучших практик для повышения эффективности деятельности рассматрива-

ются не только в педагогике, но и в практике управления организациями, основанной на теории управления знаниями (knowledge management). Сопоставление категорий «передовой педагогический опыт» и «лучшая практика» (толкование, критерии, носители, требования к описанию, распространение) позволит определить возможности проецирования достижений менеджмента по распространению лучших практик на непрерывное образование руководителей образовательных учреждений.

При определении понятия «передовой педагогический опыт» мы придерживаемся трактовки В.И. Загвя-зинского: это «отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты» [3]. Выделим здесь признаки данного понятия: актуальность («отвечающий современным запросам»), результативность («приносящий лучшие результаты»), новизна, возможность развития. Разнообразные исследования, посвященные критериям передового педагогического опыта, дополняют этот ряд следующими необходимыми признаками: соответствие социальному заказу, оптимальность, воспроизводимость, научная обоснованность. В то же время, анализируя каждый из предлагаемых критериев, Г.Х. Валеев указывает на субъективность большинства из них, считая главным критерием передового опыта высокую результативность [2].

Поскольку «практика» (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) - категория философская, начнем с рассмотрения ее толкования в Большой советской энциклопедии. Это «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» [1]. Разнообразные подходы к интерпретации понятия «лучшая практика» семантически сходны: это нечто, доказавшее свою эффективность в одном месте и способное быть не менее эффективным в другом. Специалисты itSMF (IT Service Management Forum) определяют лучшую практику как «лучший идентифицированный подход к ситуации, основанный на наблюдении и данных от эффективных организаций при подобных обстоятельствах» [6], включая, таким образом, в определение признаки эффективности и тождественности условий. При этом актуальность и новизна практики важны лишь в соответствии с потребностями управления.

Само название передового педагогического опыта указывает на его основного субъекта-носителя - педагога. Вместе с тем опыт может принадлежать и педагогическому коллективу (творческой группе, методическому объединению). Изучение и обобщение опыта, в конечном счете, направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Наименее изученным в настоящее время является передовой опыт в области управления образовательным учреждением с учетом современных требований - участия обще-

ственности, ученического самоуправления, новых механизмов стимулирования педагогов и т.п.

Носителями лучших практик являются отдельные менеджеры и целые организации. Метод лучших практик основан на ознакомлении с опытом организаций, признанных лидерами в каком-либо направлении; изучении и анализе эффективных управленческих решений. Он позволяет критически оценить процессы в организации, найти альтернативные решения для их улучшения, сравнить показатели эффективности, определить общие тенденции развития, снизить степень рисков.

Системный, целостный характер передового педагогического опыта определяет и требования к его описанию. Оно включает целеполагание, теоретическое обоснование, детальное описание совокупности используемых методов, приемов и средств, изложение эмпирических данных, их осмысление, подтверждение результативности данного опыта, рефлексию, предположения относительно совершенствования и развития.

Чтобы предложить лучшую практику на рассмотрение, необходимо предоставить информацию по четырем ключевым пунктам: цель практики; объяснение ее содержания; доказательства ее работоспособности; выгоды и риски, связанные с практикой [7]. Лучшая практика обязательно должна быть авторской и доступной: потенциальные пользователи должны иметь возможность обратиться с вопросами к авторам. При всей общности с процедурой описания передового педагогического опыта главным отличием является акцент на обеспечение результативности практики в новых условиях.

Пожалуй, наиболее важный этап существования опыта - это его отделение от носителя, распространение, перенос в новые условия. В основе различных форм трансляции передового педагогического опыта лежат три основных механизма трансляции социокультурного опыта, выделенные Н.В. Меднис [6]: семиотический, имитационный, интерактивный. Семиотический механизм трансляции педагогического опыта реализуется посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию: это представление опыта в базе данных, размещение описания опыта в сети Интернет, публикации и т.п. Имитационный механизм основан на стремлении к тождественности и предполагает обязательное участие группы субъектов (открытые уроки и мероприятия, обучающие семинары, наставничество, мастер-классы, дни открытых дверей, выставки-презентации и др.). Интерактивный механизм заключается в совместном участии субъектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений и реализуется в таких формах, как творческие группы, мастерские, стажерские площадки и т.п.

Передовой опыт широко используется в повышении квалификации руководителей образовательных учреждений: 20-30% занятий на курсах повышения квалификации директоров и заместителей директоров образовательных учреждений Калужской области (лекции и семинары) проводят руководители школ-победителей конкурса в рамках приоритетного нацио-

нального проекта «Образование». Популярной формой представления и распространения позитивного регионального опыта являются публикации. Это как отдельные издания, отражающие эффективный опыт управленческой деятельности в школах области (например, Кисель Н.В. «Инновационная деятельность -стимул развития образовательного учреждения», Андрияхина Н.В «Программа развития - основной стратегический документ инновационного образовательного учреждения» и др.), так и статьи в областном информационно-методическом журнале «Перемена». В то же время, проведенное в 2007 году анкетирование руководителей школ, в котором приняли участие более 100 директоров и завучей, показало, что лишь менее половины респондентов (43,10%) считают публикации опыта с описанием методики работы наиболее эффективной формой знакомства с передовым педагогическим опытом. Гораздо большее значение руководители школ придают демонстрации практической деятельности (68,97% респондентов отметили как наиболее эффективную форму открытые уроки и мероприятия). При этом поиск опыта, который можно использовать, проходит, как правило, следующие этапы: изучение перечня мероприятий, предлагаемых районным методическим учреждением и КОИПКРО, сопоставление тематики с актуальными проблемами и потребностями образовательного учреждения, соотнесение сроков мероприятий с графиком занятости должностных лиц на рабочем месте. В связи с этим часто возникают противоречия между предлагаемой тематикой и потребностями школ, желанием администратора посетить то или иное мероприятие и его занятостью.

Обратимся к методу лучших практик, первый этап которого - выявление идей и методов, подходящих к конкретной ситуации. Для его оптимизации создаются целые «Библиотеки лучших практик» как набор конкретных наиболее успешных приемов и решений по определенным проблемам. Кроме этого, управленческие идеи черпаются буквально по всему миру. Вот как описывает процесс поиска Л. Калянина: «В компании (РУЯН) существует так называемая выставочная команда сотрудников, у которой «заточен нюх» на все интересы РУЯНа, и которая тщательно изучает все специализированные выставки, конференции во всех городах, куда попадает. Все увиденное - буклеты, образцы товаров, каталоги и прочее - привозится в «библиотеку». В дальнейшем наши специалисты придумывают, как мы это можем использовать, чем нам может быть полезен тот или иной производитель или потребитель» [4]. Анализируя ключевые подходы к созданию «Библиотеки лучших практик» [4, 6, 7], можно выделить три основных условия обеспечения эффективности процесса обмена опытом: во-первых, наличие документированных успешных практик; во-вторых, наличие базы данных подобных практик; в третьих, сформированная мотивация на присвоение лучшего опыта. При этом форма передачи опыта сама по себе уже не является определяющей для благополучного переноса практики в новые условия.

Итак, сопоставление категорий из разных сфер знаний показывает их несомненную общность. И «пе-

редовой педагогический опыт», и «лучшие практики» представляют, по сути, эффективные методы и приемы, отвечающие главному критерию - результативности; их возможно и следует переносить, тиражировать для повышения качества деятельности организаций. Вместе с тем понятие «передовой педагогический опыт» отличается системностью, целостностью, большей новизной и соответствием социальному заказу. В то же время позитивный опыт управления образовательным учреждением не всегда удается отобразить в соответствии с традиционными требованиями, предъявляемыми к описанию ППО. Это затрудняет его распространение, тиражирование в новых условиях. Метод лучших практик, напротив, ввиду большей практической ориентированности и технологичности подходит для поиска эффективных управленческих решений.

Необходимость и возможность использования лучшего опыта в непрерывном педагогическом образовании руководителей образовательных учреждений на современном этапе ставит новые задачи перед системой повышения квалификации и методическими службами. Во-первых, необходимо обучать руководителей образовательных учреждений анализу, описанию и презентации собственной успешной практики управления. Вторая задача - создание регионального и муниципальных банков педагогических данных, отвечающих следующим требованиям: конкретность информации, технологичность описания опыта, наличие контактной информации, возможность поиска и сортировки информации, открытость и доступность педагогическому сообществу. Третья задача состоит в формировании у руководителей ценностной ориентации на изучение лучших практик, мотивации на поиск и использование идей и решений, доказавших эффективность. Четвертая задача предполагает консалтинговое сопровождение процессов отдачи-переноса-внедрения лучшего опыта методистами муниципальных методических учреждений и института повышения квалификации.

Литература

1. Большая советская энциклопедия - http://www.bse.эсьПЬ. сот.

2. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г.Х. Вале-ев//Педагогика: Научно-теоретический журнал. - 2005. -№5,- С. 39-44. - Библиогр.: 3 назв.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

4. Калянина Л. Искусство работать на пиках / Л. Калянина // Эксперт, журнал. - 2003 г. - № 7.

5. Меднис Н.В. Социокультурные традиции и основные механизмы трансляции социокультурного опыта / Н.В. Меднис // Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - СПб., 2007.

6. Некоммерческое партнерство «Форум по ИТ Сервис-ме-неджменту» - http://www.itsmforum.ru

7. Румизен М.К. Управление знаниями. Полное руковод-ство/М.К. Румизен. - М.: АСТ-Астрель, 2004. -318 с.

____^]РАК]ЖА^тРАВЛ^__________________________________________

Автор предлагает использовать модульно-рейтинговую систему как основу проектируемого подхода к оценке результатов обучения

Николаева И.В.,

аспирант Института содержания и методов обучения РАО

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННЫЙ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как можно оценить достижения нового современного качества образования?

Системный подход; устойчивые и реальные критерии; компоненты социальной нормы по качеству образования; зачетно-модульная, модульно-рейтинговая система

Важнейшей задачей модернизации общего среднего образования, как базового звена системы образования, является достижение нового, современного качества образования1, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом аспекте - это задача разностороннего развития детей, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой многогранной проблемы нельзя обеспечить только за счет эмпирических подходов, «выращивания» инновационного опыта и т.д. Нужны новые идеи, научные инновации, современные формы организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Одним из наиболее очевидных достижений последних лет в развитии отечественной школы стало введение на старшей ступени профильного обучения. Повышение качества образования за счет дифференциации его содержания, адаптации образовательного процесса к возможностям и способностям старшеклассников, должно рассматриваться как один из решающих факторов развития профильного обучения. А между тем во всех типах наших образовательных учреждений нередко продолжают иметь место старые, малоэффективные методы и принципы, подходы к повышению качества образования, что, конечно же, мешает быстрее двигаться вперед. Очевидно, что новое качество образования требует решительного обновления традиционной российской педагогики.

1 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

Одним из основных методологических принципов педагогики признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)2.

Относительно же системности и полноты содержания образования необходимо отметить следующее: принцип системности имеет два различных аспекта. С одной стороны, можно говорить о системности, определенной логике и последовательности изучения учебного материала, с другой стороны, можно говорить и о системности результатов обучения - знаний, умений и навыков. Это - не одно и тоже3.

Результаты, как системообразующий фактор, ха-рактиризуются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих выявление уровня обученности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельно-

2 Педагогика: Педагогические теории, системы технологии / Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2001.

3 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. - М., РАО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.