Научная статья на тему 'Передача полномочий центральной исполнительной власти институтам гражданского общества'

Передача полномочий центральной исполнительной власти институтам гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / МАХАЛЛИНСКИЕ СХОДЫ ГРАЖДАН / ОТ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА К СИЛЬНОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ / DEVOLUTION / LOCAL GOVERNMENT / DECENTRALIZATION / MAHALLA CITIZENS ASSEMBLIES / FROM A STRONG STATE TO A STRONG CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журабекова Хабиба Мадаминовна

В статье изучаются вопросы передачи определённых полномочий местных органов власти институтам местного самоуправления, предлагается осуществить «Концепцию развития муниципальной системы управления», основной задачей которой считается обеспечение либерализации строительства государства и общества на основе поэтапной передачи определённых функций центрального управления общественным институтам, в частности органам местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHORITY DELEGATION OF GENERAL EXECUTIVE POWER TO CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

This article examines the transfer of certain powers to local authorities, institutions of local government, proposed “the Concept of development munitsipalnoy management system”, which is considered to be the main zadachey ensuring the liberalization of the construction of the state and society on the basis of the phased transfer of certain functions of the Central management of public institutions, in particular local authorities.

Текст научной работы на тему «Передача полномочий центральной исполнительной власти институтам гражданского общества»

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 2 (54), 2016 г.

ПОЛИТОЛОГИЯ

СЕКЦИЯ

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ»

ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИНСТИТУТАМ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Журабекова Хабиба Мадаминовна

ассистент кафедры гуманитарных наук Андижанского института сельского хозяйства, Республика Узбекистан, г. Андижан E-mail: [email protected]

AUTHORITY DELEGATION OF GENERAL EXECUTIVE POWER TO CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

Habiba Zhurabekova

рost-graduate student of Humanitarian Sciences Chair, Andijan Agricultural Institute, Uzbekistan, Andijan

АННОТАЦИЯ

В статье изучаются вопросы передачи определённых полномочий местных органов власти институтам местного самоуправления, предлагается осуществить «Концепцию развития муниципальной системы управления», основной задачей которой считается обеспечение либерализации строительства государства и общества на основе поэтапной передачи определённых функций центрального управления общественным институтам, в частности органам местного самоуправления.

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 2 (54), 2016г_

ABSTRACT

This article examines the transfer of certain powers to local authorities, institutions of local government, proposed "the Concept of development munitsipalnoy management system", which is considered to be the main zadachey ensuring the liberalization of the construction of the state and society on the basis of the phased transfer of certain functions of the Central management of public institutions, in particular local authorities.

Ключевые слова: передача полномочий, органы местного самоуправления, децентрализация, махаллинские сходы граждан, от сильного государства к сильному гражданскому обществу.

Keywords: devolution, local government, decentralization, mahalla citizens assemblies, from a strong state to a strong civil society.

Республика Узбекистан в XXI веке поставила перед собой задачу построения гражданского общества, основанного на рыночной экономике. В последние годы Президентом Республики уделяется огромное внимание ограничению вмешательства в управление, поэтапной передаче этих полномочий от республиканского уровня областным, городским и районным органам, от них же органам местного самоуправления - махаллинским сходам граждан. В первые дни независимости было уделено огромное внимание созданию местных органов государственной власти, которые отвечали бы всем условиям новой независимой республики. При осуществлении этих задач учитывалось мнение главы государства о том, что «становится необходимой децентрализация местных полномочий, поиск путей передачи части властных полномочий от центра к регионам, местным органам власти, при сохранении эффективности работы органов государственной власти в целом. Местные органы государственной власти, в свою очередь, должны в новых условиях определить возможности усиления роли и укрепления авторитета местных органов самоуправления граждан через передачу им части своих властных полномочий и функций» [2, с. 173].

Здесь надо особо подчеркнуть, что все вышеуказанные цели и направления совмещают в себе принцип «От сильного государства к сильному гражданскому обществу». Согласно этому принципу надо совершенствовать законодательство для передачи определённых привилегий органов государственной власти местным органам управления. При этом имеется в виду привести в определённую систему существующие законодательные акты и ещё более совершенствовать в соответствии правилам международного права,

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 2 (54), 2016 г

учитывая современные требования и условия, укреплять права и полномочия органов местного самоуправления - махаллинских и сельских комитетов.

Теория децентрализации и мировая практика показывают, что если усиливаются политические, административные и финансовые полномочия органов местных властей, то быстро и эффективно разрешаются социально-финансовые вопросы определённой территории, усиливается ответственность местной власти и повышается активность граждан данной территории в решении задач разного характера [3, с. 56].

Вопрос передачи определённых полномочий центральных органов местным органам управления занимает основное место в процессе децентрализации в Республике Узбекистан, является одним из приоритетных направлений современной политики государства, где при осуществлении данной задачи считается необходимым учитывать и внедрять международную практику.

В целях укрепления существования институтов гражданского общества 15 февраля 1991 года был принят закон «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан». Впервые в истории общественно-политической жизни страны было дано определение деятельности общественных объединений в соответствии с международными и демократическими принципами. Впервые институты гражданского общества - общественные объединения - были признаны в качестве негосударственных юридических субъектов, действующих самостоятельно вне государства и правительства.

Принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Закон «Об органах самоуправления граждан» укрепил деятельность органов местного самоуправления, которые стали выполнять некоторые функции государственных органов (оказание адресной материальной помощи многодетным и малообеспеченным семьям, назначение пособия матерям, имеющим детей до двух лет, создание точек бытового обслуживания и т. д.) [4, с. 100].

Вместе с этим в республике при создании основ гражданского общества огромное внимание уделялось опыту развитых демократических стран международного сообщества. Президент Республики И. Каримов даёт такое определение основным приоритетным демократическим ценностям мирового сообщества: «Есть общепризнанные принципы демократического общества: свобода волеизъявления, подчинение меньшинства большинству, декларируемое равноправие всех граждан, равные права на участие в управлении обществом и государством. Общеизвестны и производные принципы: выборность основных органов государства, их подотчётность избирателям,

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 2 (54), 2016г_

подотчётность органов государства, формируемых путём назначения, перед выборными учреждениями и многие другие принципы» [1, с. 6-7].

При передаче полномочий центральных органов местным органам власти необходимо учитывать принцип постепенности, так как спешка в этом вопросе может привести к негативным явлениям, так же как и замедление темпа передачи. Особенно в переходный период, когда невозможно ослабить государственный контроль, этот процесс является очень уязвимым. Для осуществления децентрализации государственного управления нужна определённая программа, которая обеспечивает постепенный переход к местному самоуправлению на местах. Предлагаем идею создания «Концепции развития муниципальной системы управления», основной задачей которой считается обеспечение либерализации строительства государства и общества на основе поэтапной передачи определённых функций центрального управления общественным институтам, в частности органам местного самоуправления.

Для этого необходимо осуществить следующие задачи:

• во-первых, поднять на высшую ступень сознание, волю, культуру и знание каждого члена общества, особенно развивать правовое сознание и культуру;

• во-вторых, совершенствовать общие интересы общества, обеспечить гармонию общих и частных интересов членов общества;

• в-третьих, создать реальные политические, экономические и духовные основы для обеспечения обновления и совершенствования общества;

• в-четвёртых, усилить сотрудничество между членами общества и его структурами для обеспечения общих интересов, оказать им всесильную поддержку;

• в-пятых, усилить воздействие общепринятых норм и правил, обеспечить их сознательное соблюдение членами общества;

• в-шестых, обеспечить условия для полного и качественного выполнения функций государства, повысить доверие и поддержку членов общества политическому строю.

При передаче полномочий центральных органов исполнительной власти нижестоящим органам появляется необходимость использования опыта развитых государств, которые прошли путь децентрализации. Передача функций центрального государства местным органам управления, общественным структурам и местным органам самоуправления осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип поэтапности. Функции центральных органов передаются не одновременно, а поэтапно.

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 2 (54), 2016 г

2. Принцип готовности. Органы местного самоуправления и общественные организации должны быть готовыми к принятию управленческой функции государства, обладать высоким знанием законодательных актов, правовой, политической, социально-экономической и моральной культурой.

3. Принцип контроля центральными органами деятельности местных органов управления.

4. Принцип учёта национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций.

Поворотным пунктом общественно-политических преобразований в Узбекистане стало обнародование на совместном заседании обеих палат парламента 12 ноября 2010 года Президентом страны И.А. Каримовым «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества». Выдвинутые в ней предложения по установлению конституционного порядка, когда на рассмотрение и утверждение парламента вносится кандидатура премьер-министра, выдвигаемая политической партией, одержавшей победу на выборах, введение вотума недоверия правительству и другие предусмотренные меры означают смелый шаг в направлении модернизации политической системы страны.

На основе принципов децентрализации центральная власть должна передать свои полномочия местным органам управления в следующих направлениях:

• планирование строительства жилья, финансирование, строительство и эксплуатация, ремонт и оказание коммунальных услуг;

• полное направление местных налогов местному бюджету;

• организация культурных мероприятий и их финансирование;

• организация противопожарной службы;

• организация службы по безопасности дорожного движения;

• строительство и эксплуатация местных дорог;

• организация гражданской обороны.

Местные органы власти, в свою очередь, должны передать следующие функции местным органам самоуправления -махаллинским сходам граждан:

• организовать социальное обеспечение граждан;

• соблюдать и контролировать нормы паспортного режима;

• перепись населения для военной службы;

• контролировать и организовать сборы на коммунальные услуги;

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 2 (54), 2016г_

• определить список безработных и дать рекомендации по трудоустройству;

• организовать культурно-просветительные мероприятия;

• осуществить контроль за соблюдением Законов Республики Узбекистан, Указов Президента, постановлений Кабинета Министров и постановлений местных хокимиятов и Кенгашов народных депутатов в территории схода граждан;

• контролировать сохранение исторических и культурных памятников, кладбищ. Эта деятельность местных органов самоуправления, конечно, осуществляется на основе социальных соглашений и по этому вопросу международным сообществом накоплен определённый опыт.

Когда местные органы самоуправления справятся осуществлением этих задач, появятся условия для следующего этапа передачи других функций местных органов власти.

Вместе с этим осуществление демократизации общественного контроля над деятельностью местных органов власти является одним из важных компонентов децентрализации.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана // Родина священна для каждого. - Т. 3. - Т.: Узбекистан, 1996. - 3-49 с.

2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса. - Ташкент: Узбекистан, 1997.

3. World Bank. East Asia decentralization. Washington, DC: Ronald, W. & Paul, S. 2005. - 56 р.

4. Юлдашев Т. Децентрализация управления Узбекистана / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/ 2009/06/03/100. (Дата обращения: 20.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.