Научная статья на тему 'Передача мультимедийной информации в корпоративной сети на базе IP-телефонии'

Передача мультимедийной информации в корпоративной сети на базе IP-телефонии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IP-телефония / безопасность в корпоративной сети / сетевой телефон / передача мультимедийной информации

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ю. Г. Вашинко, А. В. Будник

Рассмотрены различные варианты реализации сетевого телефона в рамках корпоративной сети, а также технология установления сеанса связи для каждой из представленных схем. Проанализирован аспект безопасности и определены основные преимущества и недостатки сетевого телефона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA INFORMATION TRANSMISSION BY IP-TELEPHONY ON A CORPORATE NETWORK

Different variants of a network telephone implementation and the technology of call establishment for each variant are described. Security aspect is analyzed and advantages and disadvantages of the network telephone are defined.

Текст научной работы на тему «Передача мультимедийной информации в корпоративной сети на базе IP-телефонии»

2008

Доклады БГУИР

№ 6 (36)

УДК 534.29

ПЕРЕДАЧА МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ НА БАЗЕ IP-ТЕЛЕФОНИИ

ЮГ. ВАШИНКО, А.В. БУДНИК

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники П. Бровки, 6, Минск, 220013, Беларусь

Поступила в редакцию 24 января 2008

Рассмотрены различные варианты реализации сетевого телефона в рамках корпоративной сети, а также технология установления сеанса связи для каждой из представленных схем. Проанализирован аспект безопасности и определены основные преимущества и недостатки сетевого телефона.

Ключевые слова: IP-телефония, безопасность в корпоративной сети, сетевой телефон, передача мультимедийной информации.

Введение

На сегодняшний день IP-телефония представляет собой альтернативу классическим телекоммуникационным системам (GSM, ISDN и классическая телефонная связь). Это вызвано, в первую очередь, бурным развитием локально-вычислительных сетей (ЛВС). В 1996 г. сетевой трафик по ЛВС впервые превысил речевой по классическим линиям связи. Этот рост демонстрировал огромные темпы, и уже к 1999 г. в большей части мирового сообщества сетевой трафик использовался активнее, нежели телефонные линии [1].

Понятие VoIP (voice over IP) или IP-телефония подразумевает использование сети Интернет не столько в качестве средства передачи речи, сколько сам протокол IP и технологии, обеспечивающие надежную и высококачественную передачу речевой информации.

Теоретический анализ

Первоочередная цель развертывания сетей на базе IP — это снижение общих расходов на приобретение, установку и содержание телекоммуникационного оборудования. Теоретически, одна объединенная сеть (для передачи данных и для передачи речи) уменьшила бы потребность в квалифицированном персонале — одни и те же люди стали бы заниматься и телефонией, и системой передачи данных. По данным одного из представителей международного оператора связи, переход на технологию IP-телефонии позволит ему сэкономить порядка 70% средств на капитальные затраты, 60-80% — на организацию каналов доступа и 50% — на текущее обслуживание [2].

Основными преимуществами IP-телефонии являются: высокое качество при значительном снижении расходов на обслуживание; возможность существенного повышения безопасности и конфиденциальности обмена данных; гибкость в управлении и развертывании системы.

Необходимо также отметить, что технология передачи информации по сетям привлекает своей универсальностью. Речь преобразуется в последовательность бит и далее может быть

как непосредственно передана получателю, так и подвергнуться дополнительной обработке алгоритмами шифрования и кодирования.

Что касается корпоративной связи, то на сегодняшний день в Республике Беларусь преобладает стационарная телефонная сеть (аналоговая или цифровая). IP-телефония если и применяется, то только в качестве эксперимента, параллельно со стационарной сетью.

Стационарная телефонная сеть подвержена "прямому" прослушиванию канала речи. И если не применять дополнительного оборудования, то злоумышленнику не составит труда подключиться к такой сети. Если применить дополнительные устройства аналогового или цифрового скремблирования (в зависимости от типа автоматической телефонной станции), то линии становятся более защищенными [3]. Но даже для большой компании может быть накладна покупка оборудования скремблирования для каждого стационарного аппарата.

Проанализируем, какие возможности предоставляет IP-телефония для корпоративных

сетей.

На рис. 1,а представлен самый простой способ установления сеанса связи. Клиент 1 связывается непосредственно с клиентом 2, если он знает местонахождение второго (IP-адрес). При установлении соединения клиент 1 высылает запрос (в открытом виде) клиенту 2 с информацией о методе сжатия или о применении скремблирования. При необходимости (в зависимости от настроек клиента) высылается уведомление на сервер с информацией о начале и завершении сеанса связи. Это используется для учета и протоколирования сетевых разговоров.

Данная схема соединения обеспечивает наиболее быструю передачу данных, но наименьшую степень безопасности, что вполне приемлемо для "обычных телефонных разговоров" . Вызов абонента может осуществляться с любого компьютера от имени любого пользователя.

На рис. 1,б представлен второй вариант реализации сетевого телефона, в котором программа-сервер выполняет функции диспетчера или "мини-АТС". Также программа-сервер содержит "абонентскую книгу" клиентов, которая включает такие параметры, как IP-адрес, состояние клиента, имя, по которому зарегистрирован клиент и т.д. При установлении связи программа-клиент (далее "абонент", "клиент") отправляет запрос на сервер. Данный запрос содержит информацию о вызываемом абоненте, а также может содержать информацию о типе шифрование дальнейшего сеанса связи. В свою очередь сервер, получив запрос, отыскивает IP-адрес нужного клиента, определяет его состояние и отправляет запрос на соединение. В случае, если клиент 2 свободен и готов принять "звонок", то клиенту 1 отправляется необходимая информация для установления соединения. Сам сеанс связи осуществляется между клиентами 1 и 2 непосредственно. По окончании разговора серверу отправляется уведомление о завершении сеанса связи. Вся информация такого рода, включая запросы на соединения и их результаты, сохраняется на управляющей машине в зашифрованном виде.

Для обеспечения безопасности данных, передаваемых по схеме, изображенной на рис. 1,б, при установке соединения отправляется запрос, в котором содержится информация о виде кодирования или шифрования, которое будет применяться во время сеанса связи. Таким образом, злоумышленник, решив просмотреть сетевой трафик, будет видеть только пакеты зашифрованных данных. Вид шифрования клиент может выбирать сам в зависимости от секретности разговора. Шифрование передаваемой речи осуществляется после преобразования речевого аналогового сигнала в цифровой вид. Перед шифрованием могут применяться различные алгоритмы сжатия для уменьшения передаваемой информации.

При реализации схемы, представленной на рис. 1,в весь сеанс связи (передаваемая информация) будет проходить через сервер. Это несколько усложнит и замедлит передачу данных, но данная схема обеспечивает большую безопасность. При подключении нового абонента на сервер высылается запрос о добавлении клиента в адресную книгу. Запрос зашифрован открытым ключом RSA, который объявлен в программе-клиенте как константа инициализации. Запрос содержит в себе, помимо служебной информации, следующее: первоначальные данные о компьютере, IP-адрес, а также значение хэш-функции информации, специфической для данного компьютера (серийный номер логического диска, адрес сетевой карты). Полученная информация хранится на сервере в базе данных. Открытый ключ RSA программы-клиента может изменяться по требованию управляющей машины. При установке соединения клиент 1 отправляет зашифрованный запрос, который, кроме служебной информации, содержит значение хэш-22

функции уникальной информации в данном компьютере. Сервер при обработке запроса проверяет совпадение хэшей (сравнивается присланный хэш и полученный при регистрации клиента). Если значения не совпадают, то запрос отклоняется с уведомлением (или без него в зависимости от настроек) для клиента 1. Несовпадение хэшей означает, что компьютер, с которого был зарегистрирован абонент и с которого отправили запрос на соединение — различные аппаратные средства. Это может свидетельствовать о проникновении злоумышленника в корпоративную сеть.

в

Схемы реализации сетевого телефона

В случае, если запрос на соединение от клиента 1 не отклонен, то сервер запрашивает информацию о готовности клиента 2 принять "звонок". В свою очередь, клиент 2 высылает на сервер ответ в зашифрованном виде, который также проходит идентификацию, как и при аутентификации клиента 1. Далее устанавливается соединение таким образом, что вся информация проходит через управляющую машину. Необходимо отметить, что шифрование передаваемой информации может быть различным на этапах клиент 1-сервер и сервер-клиент 2. Для дополнительного обеспечения конфиденциальности связи управляющая машина периодически запрашивает значение хэш-функции уникальной информации компьютеров клиентов. Если данные значения будут отличаться от сохраненных в базе данных, то сервер разрывает соединение принудительно. Изменение хэшей уникальной информации компьютера свидетельствует о смене компьютера после установки соединения, то есть о проникновении злоумышленника.

При такой схеме соединения сервер может осуществить дополнительное управление сеансом связи (например, запись разговора). Как и в схеме рис. 1,6 все запросы и операции, выполняемые на сервере, сохраняются с указанием времени.

Необходимо также отметить, что вместо наушников и микрофона может быть и другое оборудование, позволяющее считывать и воспроизводить голосовую информацию. К примеру, это могут быть USB-телефоны [4, 5]. Использование такого рода телефонов может исправить недостаток неудобства общения в наушниках с микрофоном.

Заключение

Таким образом, из рассмотренных выше способов организации связи защита передаваемой информации может быть обеспечена схемами, представленными на рис. 1,6, в. Кроме того, расширение функциональных возможностей сетевого телефона (передача текстовой и видео информации, организация конференц-связи, размещение досок объявлений) не требует дополнительных затрат на покупку оборудования.

Исходя из возможной функциональности и характеристик безопасности, сетевые телефоны успешно могут заменить стационарную телефонную сеть, обеспечив при этом лучшее качество и защищенность сеанса связи. Уровень защиты передаваемых данных позволяет применять IP-телефонию не только в корпоративных сетях общего назначения, но и в закрытых сетях служб специального назначения.

MULTIMEDIA INFORMATION TRANSMISSION BY IP-TELEPHONY ON A CORPORATE NETWORK

Y.H. VASHINKO, AV. BUDNIK Abstract

Different variants of a network telephone implementation and the technology of call establishment for each variant are described. Security aspect is analyzed and advantages and disadvantages of the network telephone are defined.

Литература

1. Hersent O., Gurle D., Petit J. IP-Telephony. Packet-based Multimedia Communications Systems. Boston,1999.

2. ГольдштейнБ.С., ПинчукА.В., Суховицкий А.Л. IP-телефония. М., 2001.

3. ГольдштейнБ.С., Фрейнкман ВА. Call-центры и компьютерная телефония. СПб., 2001.

4. Запечников С.В., Милославская Н.Г., Толстой А.И. Основы построения виртуальных частных сетей. М., 2003.

5. РосляковА.В., СамсоновМ.Ю., ШибаеваИ.В. IP-телефония. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.