Научная статья на тему 'Передача движения в клиновом механизме'

Передача движения в клиновом механизме Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
637
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ / ТРЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕ-НИЯ / САМОТОРМОЖЕНИЕ / WEDGE MECHANISM / MOTION TRANSMISSION / FRICTION / EFFICIENCY OF MOTION TRANSMISSION / SELFBRAKING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Манжосов В. К., Самсонов А. А.

Статья посвящена вопросам передачи движения в известном классе механизмов плоском клиновом механизме. В технологических системах клиновые механизмы рассматриваются, как правило, в качестве силовых, и авторы в своих исследованиях в большей степени уделяют внимание проблеме самоторможения клиновых механизмов. В меньшей степени клиновые механизмы исследуются как передаточные механизмы, когда важно определить параметры механизма, обеспечивающие эффективную передачу движения. Рассматривается взаимодействие ведущего и ведомого звеньев клинового механизма с учётом трения в кинематических парах. Определены соотношения сил на ведущем и ведомом звеньях при различных углах подъёма. Определены углы подъёма, при которых механизм целесообразно использовать как силовой или как передаточный. Определена зона, когда передача движения невозможна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the transfer of motion in a known class of mechanisms a flat wedge mechanism. In technological systems wedge mechanisms are considered, as a rule, as power and the authors in their research pay more attention to the problem of self-locking wedge mechanisms. To a lesser extent, wedge mechanisms are investigated as transfer mechanisms when it is important to determine the parameters of the mechanism that provides effective transmission of movement. The article discusses the interaction between the master and slave units of the wedge mechanism allowing friction in the kinematic pairs. The determined of forces on the master and slave units at different angles of ascent. The lifting angles are determined, at which the mechanism is advisable to use as a power or as a transmission. The determined of the zone is defined when the transmission of motion is impossible.

Текст научной работы на тему «Передача движения в клиновом механизме»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 531.1; 531.8

В. К. МАНЖОСОВ, А. А. САМСОНОВ

ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ В КЛИНОВОМ МЕХАНИЗМЕ

Статья посвящена вопросам передачи движения в известном классе механизмов - плоском клиновом механизме. В технологических системах клиновые механизмы рассматриваются, как правило, в качестве силовых, и авторы в своих исследованиях в большей степени уделяют внимание проблеме самоторможения клиновых механизмов. В меньшей степени клиновые механизмы исследуются как передаточные механизмы, когда важно определить параметры механизма, обеспечивающие эффективную передачу движения.

Рассматривается взаимодействие ведущего и ведомого звеньев клинового механизма с учётом трения в кинематических парах. Определены соотношения сил на ведущем и ведомом звеньях при различных углах подъёма. Определены углы подъёма, при которых механизм целесообразно использовать как силовой или как передаточный. Определена зона, когда передача движения невозможна.

Ключевые слова: клиновой механизм, передача движения, трение, эффективность передачи движения, самоторможение.

Клиновые механизмы используются для передачи линейного движения от ведущего звена к ведомому. В теории механизмов они рассматриваются как механизмы с поступательными парами [1, с. 44]. В технологических системах клиновые механизмы рассматриваются, как правило, в качестве силовых [2, с. 56], [3, с. 267-273]. В этой связи значительное внимание уделяется условиям самоторможения клинового механизма [4, с. 1-12], [5, с. 282].

В меньшей степени клиновые механизмы исследуются как передаточные механизмы, когда важно определить параметры механизма, обеспечивающиею эффективную передачу движения. Ниже рассмотрены условия передачи движения в клиновом механизме.

Передача движения от звена 1 звену 2 (рис. 1).

777777

а) передача движения от звена 1 звену 2

б) схема сил, приложенных к звену 1

б) схема сил, приложенных к звену 2

Рис. 1. Схема передачи движения от звена 1 звену 2 в клиновом механизме

Предполагаем, что система сил, действующих на звено 1 или на звено 2, может быть приведена к системе сходящихся сил (при этом главный момент равен нулю). При передаче движения от звена 1 звену 2 отношение скорости линейного перемещения ведущего звена к линейной скорости ведомого звена равно V / V = 1/ tga , где а - угол подъёма.

При анализе механизма необходимо выяснить его способность передать движение от ведущего звена к ведомому, а также эффективность передачи движения. Передача движения от звена 1 к звену 2 рассмотрена нами в работе [6].

© Манжосов В. К., Самсонов А. А., 2018

Из условий равновесия звена 1 (рис. 1, б):

^ X = 0, N21cosa-F^sma-N01 = 0, ^ Y = 0, N21sina + F;1cosa + F01 - P1 = 0, (1)

где N21 - нормальная реакция звена 2 на звено 1; F21 - сила трения в кинематической паре «звено 1-звено 2», препятствующая перемещению звена 1; N01 - нормальная реакция стойки механизма на звено 1; F01 - сила трения в кинематической паре «клин-стойка».

Предполагаем, что силы трения связаны с нормальной реакцией соотношением F = f¡Nj, где f -коэффициент трения. Тогда из (1)

N01 = N21 cosa - f21 N21 sin a , N21sina + ^21^^ + fmNm - p = 0, (2)

где f21 - коэффициент трения в кинематической паре «клин-клин», f01 - коэффициент трения в кинематической паре «клин-стойка». Из равенств (2) следует, что

N21 =-P--(3)

(1 - f01f21 ) sin a + (f21 + f01)COs a Из условий равновесия звена 2 (рис. 1, в):

P2 + F02 + F12sina-N12cosa = 0, P2 + f02 N02 + f12N12sina-N12cosa = 0;

N02 - F12 cos a - N12 sin a = 0, N02 = f12N12 cos a + N12 sin a,

где N12 - нормальная реакция звена 1 на звено 2; F12 - сила трения в кинематической паре «звено

1-звено 2», препятствующая перемещению звена 2; F02 - сила трения в кинематической паре «звено

2-стойка»; N02 - нормальная реакция в кинематической паре «звено 2-стойка»; f02 - коэффициент трения в кинематической паре «звено 2-стойка».

Учитывая приведённые выше равенства, получим

N12 = т^—г;-^—тг"— . (4)

____2_

12 С/02/2 -l)cosa + (/02 + /12)sina '

Приравняем (3) и (4), учитывая, что N12 _ N21, f12 _ f21 :

12 1 ' 21 ' /12 J 21 '

P P

r\ 2

(1" /01/21 ^т а + (/21 + /о!) соэ а (1 - /02/2 )соз а - {/02 + /2^ а '

Р = 1 - /002/12 - (/02 + /12)1§а р1 (1 - /01/и) Ша + />1 + Л/

На рис. 2 представлены диаграммы изменения отношения сил Р2 / Р1 в зависимости от угла а .

(5)

Рис. 2. Диаграммы изменения отношения сил P2 / P1 в зависимости от угла а : 1 - при fi2 = 0,15; /01 = 0,15; /и = 0,1; 2 - при fl2 = 0,05; /01 = 0,15; fm = 0,1

Эффект увеличения отношения сил Р2 / Р1 можно добиться при малых значениях угла а . Если при а~ 29о отношение сил (см. диаграмма 1, рис. 2) Р2 / Р1 = 1, то при а = 2° соотношение сил Р2/ Р = 2,9.

На соотношение сил Р2 / Р1 существенно влияет трение в кинематических парах «клин-клин». На диаграмме 2 видно, что снижение коэффициента трения /12 до 0,05 позволяет увеличить соотношение сил Р2 / Р1 при а = 2о до величины 4,2.

Мощность движущих сил равна произведению Р1 • У1, а мощность сил сопротивления равна Р2 • У2. Эффективность передачи мощности от звена 1 звену 2 (учитывая, что У2/У1 = tgа ) определим как

7 =

Р2 • Р2

Р V

= ^а =

_ 1 " /02 /12 - (/02 + /12 )tgа

tgа.

Р1 (1 - /01/21)^а + /21 + /01 Из анализа данного равенства можно определить зону, где коэффициент 712 достигает близкое к оптимальному значение. Для принятых параметров трения (/12 = 0,15 ; /02 = 0,15 ; /01 = 0,05) эта зона располагается в диапазоне от 30 до 34 градусов.

С позиций эффективности передачи движения целесообразно использовать клиновой механизм с углом подъёма, расположенным в оптимальной зоне. Но при а^аопт существенно снижается эффект увеличения силы Р2. Для принятых параметров трения (/12 = 0,15 ; /02 = 0,15 ; /01 = 0,05) соотношение сил Р2 / Р1 в оптимальной зоне составляет величину, близкую к единице. Следовательно, использовать клиновой механизм при а ^ аопт как силовой будет нецелесообразно. Использовать клиновой механизм, если а ^ аопт, как передаточный более предпочтительно, если к механизму не предъявляются требования обеспечения самоторможения.

Передача движения от звена 1 к звену 2 имеет определённые ограничения. С увеличением угла а сила сопротивления Р2 может быть малой, а при достижении некоторых предельных значений а, становится равной нулю. Если соотношение сил Р2 / Р1 равно нулю, то имеем равенство:

1 - /02/12 - (/02 + /12 = 0 , где а, - предельное значение угла подъёма, при котором отсутствует возможность передачи движения от звена 1 к звену 2.

Зона углов подъёма, при которых отсутствует возможность передачи движения от звена 1 к звену 2, на рис. 2 для диаграмм 1 и 2 изображена затенённой областью. Эта зона расположена в диапазоне углов а, <а<л /2 и является зоной самоторможения для звена 2. Значение угла а, может быть определено как

а, = агС£

1 /02/12

/02 + /12

Для параметров трения /12 = 0,15 ; /02 = 0,15 угол а, « 73о. Уменьшение трения увеличивает значение а,. При /12 = 0,05 ; /02 = 0,15 угол а, « 78,6о. При /12 ^ 0; /02 ^ 0 угол а, ^ 90о. Передача движения от звена 2 звену 1 (рис. 3).

При передаче движения от звена 1 звену 2 отношение скорости линейного перемещения ведущего звена к линейной скорости ведомого звена равно У2 / У1 = tgа .

а) передача движения от звена 2 звену 1

б) схема сил, приложенных к звену 2

б) схема сил, приложенных к звену 1

Рис. 3. Схема передачи движения от звена 2 к звену 1 в клиновом механизме

Рассмотрим равновесие звена 2 (рис. 3, б):

P2 - F02 - F12 sin а - N12 cosa = 0, P2 - f02 N02 - f12 N12sina - N12 cosa = 0; N02 + F12cosa- N12 sin a = 0, N02 = - fl2 N12 cos a + N12 sin а,

где N12 - нормальная реакция звена 1 на звено 2; Fi2 - сила трения в кинематической паре «звено

1-звено 2», препятствующая перемещению звена 2; F02 - сила трения в кинематической паре «звено

2-стойка»; N02 - нормальная реакция в кинематической паре «звено 2-стойка»; f02 - коэффициент трения в кинематической паре «звено 2-стойка».

Из приведённых выше равенств получим, что

N12 =

P

(1 - f)2f12) Cos а + (f02 + f12^ sin а

(6)

Рассмотрим равновесие звена 1:

N21 cosa+F21 sina-N01 = 0,

N21 sina-F21 cosa-F01 - P = 0,

где Л^21 - нормальная реакция звена 2 на звено 1; = /12Ыи - сила трения в кинематической паре «звено 1-звено 2», препятствующая перемещению звена 1; Л^01 - нормальная реакция стойки механизма на звено 1, Р01 = /01N01— сила трения в кинематической паре «клин-стойка». Учитывая приведённые выше равенства, получим

P

^21 =- .

(1" /01/21 )8Ш а - (/21 + /01) с°8 а Приравняем (7) и (6). В результате приходим к равенству

= (1 - /01/21)(/01 + /21) р2 (1 - /02 /12) + (/21 + /02) На рис. 4 представлены диаграммы изменения отношения сил Р1 / Р2 в зависимости от а .

(7)

(8)

а as

<L>

а

о ш

м

О

Р1/Р2

/

/

/

2^

1

2- 1

OL- град

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 42 46 50 54 58 62 66 70 74 78 82 86 Рис. 4. Отношение сил Р1 / Р2 при изменении угла а :

1 - при /12 = 0,15; /01 = 0,15; /т = 0,1; 2 - при /12 = 0,05; /01 = 0,15; /02 = 0,1

Из анализа диаграмм следует, что наибольшего эффекта увеличения силы Р1 при одном и том же значении силы Р2 можно добиться лишь при больших значениях угла а . Если при а « 54о отношение сил (см. диаграмма 2, рис. 4) Р1 / Р2 = 1, то при а = 86о соотношение сил Р1 / Р2 = 5,74.

На соотношение сил Р1 / Р2 существенно влияет трение в кинематических парах «клин-клин». На диаграмме 2 видно, что снижение коэффициента трения /12 до 0,05 по сравнению со значением /12 = 0,15 (см. диаграмма 1, рис. 4) позволяет при а = 86о увеличить соотношение сил Р1 / Р2 более чем в 2 раза.

Передача движения от звена 2 звену 1 также имеет ограничения. Если соотношение сил Р1 / Р2 равно нулю, то имеем равенство:

(1 - /01 /21)- (/01 + /21) = 0 , где а,, - предельное значение угла подъёма, при котором отсутствует возможность передачи движения от звена 2 звену 1.

Значение угла а,, может быть определено как

а,, = аг^ /01 + /21 .

1 - / /

01 21

Для параметров трения /21 = 0,15; /01 = 0,15 угол а,, «17о. Уменьшение трения снижает значе-ниеа,,. При /21 = 0,05; /01 = 0,15 угол а,, «11,4о. При /21 ^ 0; /01 ^ 0 угол а,, ^ 0о.

Зона углов подъёма, при которых отсутствует возможность передачи движения от звена 2 к звену 1, на рис. 4 для диаграмм 1 и 2 изображена затенённой областью. Эта зона расположена в диапазоне углов 0 < а < а,, и является зоной самоторможения для звена 1. Обратимся к равенствам

а, = аг^ 1 - ^ , а,, = аг^ -/м + /г1

f02 + f12 1 foifll

При равенстве коэффициентов трения f01 = f02

tg а„ = ——, tga, ■ tga,, = 1. tga,

Равенство tga, ■ tga« = 1 реализуется, если a,, = л /2 - a,. Следовательно, сумма критических углов a„ и a,,, которые определяют границы зон самоторможения для звена 2 и звена 1, равна

a, + a,, = л /2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. - Москва : Наука, 1988. - 640 с.

2. Ансеров М. А. Приспособления для металлорежущих станков. - М.-Л. : Машиностроение, 1975. - 655 с.

3. Ademola A. Dare and Sunday A. Oke. Vehicle jack with wedge mechanism // Maejo International Journal of Science and Technology. 2008, 2 (02), pp. 267-273.

4. Гончаров А. А. Универсальные критерии самоторможения клиновых механизмов свободного хода // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - Т. 1, № 2. - С. 1-12.

5. Царев Г. В. Исследование самотормозящихся клиновых механизмов // Адаптация, динамика, прочность и информационное обеспечение - 73. - Куйбышев : Куйбышевское кн. изд-во, 1974. -408 с.

6. Манжосов В. К., Самсонов А. А. Анализ движения винтового механизма как аналога клинового механизма // Вестник УлГТУ. - 2018. - № 2. - С. 23-26.

Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры промышленного и гражданского строительства Ульяновского государственного технического университета. Имеет статьи, монографии в области динамики машин [e-mail: v.manjosov@ulstu.ru]. Самсонов Александр Анатольевич, аспирант Ульяновского государственного технического университета. Имеет статьи в области создания механизмов различного назначения e-mail: tpm@Mlstu.ru].

Поступила 09.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.