_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 159.99
Л. В. Пирогова
аспирант факультета психологии Ленинградского государственного
университета имени А. С. Пушкина
«...Отчаянно держаться за свое «я», отчаянно цепляться за жизнь - это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «я» ради
перемен ведет к бессмертью...»
Герман Гессе
ПЕРЕД ЛИЦОМ ВЕЧНОСТИ Аннотация
В статье затрагивается проблема отношения к смерти у современных пожилых людей. Особое внимание уделено пониманию смысла смерти, как факту, позволяющему осознать ценность и неповторимость жизненного пути человека. В заключение отмечается значимость позитивного осмысления темы смерти.
Ключевые слова
Пожилые люди, смерть, смысл смерти, ценность жизненного пути.
Судьба подарила нам возможность прожить жизнь в непростое время. Подобные слова можно услышать от каждого поколения и каждый, произнесший их, будет по своему прав. Наш век дал нам множество открытий, но не избавил от вечных вопросов, возникающих на рубеже зрелости. От ответа на эти вопросы зависит то, каким будет наше будущее - светлой или темной полосой будет отмечен жизненный период, который в просторечии зовется старостью. Как воспринимают современные пожилые люди тему смерти и умеют ли принимать неизбежность будущего? Дает ли мудрость, пришедшая с годами, по новому увидеть период золотой осени в собственной жизни? Помимо знаний и опыта, возраст приносит психологический дискомфорт, вызванный расстройством социально-психологической адаптации. Немалую часть этого дискомфорта стимулируют размышления о смерти и умирании, спровоцированные частой смертью близких и друзей.
На разных уровнях жизнедеятельности пожилых людей происходят сбои процессов переработки информации и механизмов саморегуляции. В этом ключе психические изменения пожилых людей относительно их восприятия смерти непосредственно связаны с инволюционными процессами центральной нервной системы. Происходит снижение силы и подвижности процессов жизнедеятельности, охватывающих время реакции, запоминание, моторику, и большую часть сенсорных функций, а так же систематическое ухудшение способности к адаптации в условиях, изменяющих ход жизни пожилого человека. На психическое здоровье пожилых людей накладывает свой отпечаток ухудшение самочувствия, связанное с патологическим регрессом физического состояния, сопровождаемое разнообразными хроническими заболеваниями. Однако, говоря об изменении психических процессов пожилых людей, нужно иметь ввиду их сугубо индивидуальный характер, в основе которого лежат как гетерохронность в проблемах интеллекта и памяти, так и индивидуальные качества конкретного пожилого человека. К ним относятся жизненный опыт, темперамент, свойства характера, качества личности и многие другие аспекты. Всё это в совокупности формирует индивидуальные механизмы адаптации к возрастным изменениям, компенсирующие в той или иной мере психические изменения и, позволяющие людям старческого возраста воспринимать проблематику смерти осознанно и объективно или, напротив, с негативом и отрицанием.
Рассмотрение отношения к смерти у наших современников, обязывает подходить к осмыслению этой темы в более широкой исторической перспективе. Тем не менее, не зависимо от философского или религиозного восприятия бытия мы создаем собственную структуру понимания смерти и описания потустороннего мира, возникающую в процессе экзистенциального познания и имеющую взаимосвязь с усвоенными нами моделями социального поведения. Интерес к феномену смерти в рамках социокультурного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
контекста проявился сравнительно недавно, позволяя по новому взглянуть на изменения ценностного сознания людей, обусловленных различным отношением к смерти. История человечества имеет в своем арсенале самые разнообразные представления о смерти: от мифологического в архаичном обществе до этического в 19 веке. Подобная смена отношения к вопросу зависела от уровня духовно-нравственных ценностей и социокультурного развития общества.
Так известный французский историк Ф. Арьес в своей книге «Человек перед лицом смерти» утверждает о наличии связи между установками по отношению к смерти и личностным самосознанием, присущим индивиду данного общества. Всё это существует в контексте общественных доминант на том или ином этапе исторического развития. Отсюда следует вывод: изменение восприятия смерти изменяет самовосприятие человека, а так же влияет на перестройку индивидуальности отдельно взятой личности, позволяя ей самостоятельно вступить на путь поиска собственного прозрения. [1] В качестве полемического «противовеса» исследовательскому труду Арьеса интересен фундаментальный труд по исследованию проблематики смерти М. Вовелля «Смерть и Запад с 1300 г. до наших дней», авторский метод исследования которого предполагает систематизацию исторических, демографических, ритуальных изменений связанных с обрядом смерти в течении длительного периода времени. При этом учитываются не только исторические свидетельства в виде книг, скульптур, полотен, но и неосознаваемая часть отношения к смерти, выражаемая обществом в виде представлений, верований, обычаев, суеверий, предполагающие существование некоего социально-психологического феномена. По мнению автора, переплетение всех этих факторов на нескольких уровнях и является обобщенной установкой общества по отношению к смерти в данный исторический период. [2]
Проблема смерти интересовала и продолжает вызывать интерес у людей самых разнообразных профессий: философов, социологов, историков, медиков, психологов. Как написала в предисловии к своей книге «О смерти и умирании» известный американский психолог Э. Кюблер-Росс: «Смерть - такое же великое событие, как и рождение. А подготовка к ней, умирание, - такая же полноценная часть бытия, как и детство. Нет второстепенных, не важных этапов жизни, каждый этап богат по-своему» [5, 4] Рассматривая отношение к смерти, невозможно оставить в стороне работы создателя логотерапии, австрийского психиатра В. Франкла - не просто ученого и психолога с мировым именем, но одного из величайших духовных учителей ХХ века, построившего на собственном примере психологическую теорию смысла, подарившего миллионам людей возможность найти вечный смысл в жизни и смерти. Подвергаясь постоянной угрозе смерти, автор вырабатывает методику противостояния отчаянию, так необходимую заключенным лагерей. «Если жизнь вообще имеет смысл, то имеет смысл и страдание. Страдание является частью жизни, точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию цельность» [7, 193] Слово смерть встречается в его произведениях многие десятки раз, но это книги о жизни, воле к жизни и поиску глубинного смысла страдания и смерти, каким бы экстремально пограничным не было человеческое бытие. Франкл предлагает особое понимание смысла смерти и восхищается умением встретить смерть, как «подарок небес».
Современные исследования отношения к смерти у пожилых людей позволяют рассматривать проблему, исходя из предложенных классификаций приспособления к старости, описывающих основные жизненные ориентиры людей преклонного возраста. Соответственно этим ориентирам возникает направленность к тому или иному переосмыслению темы смерти. «Осознание смерти является постоянным источником напряженности и экзистенциональной тревоги, но оно также образует фон, на котором само бытие и время приобретают более глубокий смысл» [3, 98] Можно сказать, что время - является основным фактором, примиряющем с неизбежностью кончины. По исследованиям, описываемым Г. Крайгом, пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, соответственно, те пожилые люди, кто обладает целью в жизни, менее обеспокоены мыслями о смерти, но далеко не всем из них свойственны такие чувства. Таким образом, невозможно найти четкие признаки, подразделяющие пожилых людей на сильно и мало обеспокоенных вопросом смерти [4, 809] Исследование, проведенное мной в рамках дипломной работы, в 2015 году на базе социального центра для пожилых людей на выборке из 85 человек в возрасте от 60 до 82 лет по методике А.А. Бакановой «Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях», показало статистически значимые различия в представлениях о смерти и степени её
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
принятия. В процентном соотношении результаты разделились на две категории: воспринимающие опыт смерти, как важный и необходимый и негативно относящиеся к обсуждению темы смерти. Шкалы, рассматривающие отношение к смерти, показали, что 36 % группы выражают высокую степень негативизма по отношению к факту смерти, 48 % не видят смысла в смерти и умирании. Вторая часть группы в составе из 64 % принимает смерть, как экзистенциальную данность, что является одним из центральных моментов для формирования представлений о других экзистенциальных проблемах.
Экспериментальные данные разнятся, оставляя вопрос отношения к смерти у современных пожилых людей открытым и требующим дополнительных исследований. Отечественные и зарубежные изыскания в этой области указывают на многообразие проявлений отношения пожилых людей к восприятию смерти, людей и самих себя.
Понимание опыта смерти, как естественного явления, видение в этом опыте - конечного этапа развития человека, позволяют подойти к нему осознанно, реалистично взглянуть на проблему смерти. «Небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки», - пишет П. Тиллих [6, 236] Таким образом, чрезмерное беспокойство или страх, перерастающий в фобию, определяется тем, какое личное или культурное значение имеет для данного человека сам факт смерти. Однако, осознание ценности своего жизненного опыта может коренным образом поколебать этот страх. Это состояние хорошо описывает В. Франкл: «Разумеется, обычно человек видит только сжатое поле преходящего мгновения и не замечает полных житниц прошлого, где раз и навсегда собраны все его деяния, его радости и страдания. Ничего нельзя переделать и ничего нельзя убрать. Я сказал бы: то, что уже прожито - самый надежный вид бытия» [8, 310] Будущее не будет казаться бесформенной тревогой, если его неизбежность принимать как благой дар судьбы, полностью осознавая ценность и неповторимость своего жизни. Осознание этого факта помогает пожилым людям почувствовать себя нужными, ощутить свою важность для общества и семьи, и принять смерть, как логическое завершение долгой и насыщенной жизни.
Список использованной литературы:
1 Арьес Ф., «Человек перед лицом смерти», Пер. с фр./Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я., Прогресс-Академия, 1992 г., 528 с.;
2 Гуревич А.Я., «Смерть как проблема исторической антропологии», журнал «Одисей», Москва «Наука» 1989 г., 123 с.;
3 Ермолаева М.В., «Практическая психология старости», М.: 2002 г. - 360 с.;
4 Крайг Г., Бокум Д, «Психология развития», СПб.: Питер, 2005 г., 940 с.;
5 Кюблер-Росс Э., «О смерти и умирании», София, Киев: 2001 г., 320 с.;
6 Тиллих П., «Мужество быть», Пер. О.Седаковой, Символ, 1992 г., 479 с.;
7 Франкл В., «Сказать жизни - Да», Изд. Альпина нон-фикшн, 2009 г., 240 с.;
8 Франкл В., «Человек в поисках смысла», Прогресс, 1990 г., 372 с.;
0
■ Негативное отношение
■ Позитивное отношение
Отношение к смерти Видение смысла смерти
Соотношение результатов по шкалам видения смысла смерти и отношения к смерти по методике A.A. Банановой
© Пирогова Л. В., 2016