Научная статья на тему 'Перечитывая А. Т. Твардовского'

Перечитывая А. Т. Твардовского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перечитывая А. Т. Твардовского»

ПЕРЕЧИТЫВАЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

В поэтическом творчестве Твардовского борются два главных литературных начала: пушкинское и некрасовское. Когда в 1935 г. вышла в свет поэма «Страна Муравия», литературная критика тех лет говорила о некрасовских традициях в творчестве Твардовского. В 1959 г. в связи с 80-летием со дня смерти великого русского поэта Твардовский в телеграмме из Ялты назвал Н.А. Некрасова «славнейшим после Пушкина поэтом родной земли» (1, с. 6). Что касается Пушкина, то Твардовский узнал и полюбил поэта еще в детстве. «Первое свое стихотворение А.Твардовский написал под явным влиянием пушкинского "Вурдалака", из цикла "Песни западных славян"» (1, с. 7). В послевоенные годы Твардовский высветил роль Пушкина как центральный момент в своем творческом развитии.

Твардовский особенно высоко ценил поэзию Ф.И. Тютчева. Именно сочинения Ф.И. Тютчева помогли Твардовскому в обосновании ряда теоретических проблем художественного творчества. Поэма «За далью - даль» отражает неразрывную связь поэта с родной почвой. М.Ю. Лермонтов, согласно Твардовскому, является великим продолжателем Пушкина, великим предшественником Некрасова в поэзии и предтечей Л. Толстого в прозе (1, с. 11).

Поэты так называемого «второго ряда» учтены Твардовским преимущественно в их совокупности. «Тайные невидимые нити связывают три поэтические энциклопедии русской жизни»: «Евгения Онегина», «Василия Теркина» и «Кому на Руси жить хорошо», полагает В.В. Ильин (1, с. 16).

Б.Г. Меркин и Л.Г. Смирнова называют «Василия Теркина» поэмой «мобилизационного типа», ибо эта поэма есть «лучшее из всего

79

написанного о войне на войне» (2, с. 108). Для характеристики компо -зиционных частей «Василия Теркина» особенно важным является соотнесение их содержания с реальными военными событиями. «Некоторые главы поэмы представляют собой своеобразные "политбеседы", которые ведут Твардовский и его герой с читателем» (2, с. 110). Написанные в преддверии победы последние главы поэмы отличаются от глав первой части и характером описываемых событий, и общей тональностью, и изображением внутреннего мира бойцов. Характерными чертами поэмы «Василий Теркин» является конкретное обращение текста «к основам народного сознания, к фольклорным архетипам, которые связаны прежде всего с крестьянским мировоззрением» (2, с. 114). Мобилизующую функцию своей поэмы «Василий Теркин» сам Твардовский «считал определяющей» (2, с. 118).

Книга Твардовского «Родина и чужбина» написана на основании корреспонденций, публиковавшихся во фронтовых газетах «Красная армия» и «Красноармейская правда». Название поэмы отражает центральную тему книги, пишет О.А. Новикова (3). Если Родина воплощает гармоническое равновесие, то Чужбина - «механическая, мертвенная тяжелая, злая» сила, «отрицающая родину» (3, с. 78). Твардовский в книге о Великой Отечественной войне «Родина и чужбина» использует в качестве ведущего прием контраста, ориентируясь на «Войну и мир» Л.Н. Толстого.

А.Т. Твардовский не делил литературу на «детскую» и «взрослую», как не делали этого Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, пишет Т.А. Семенцова (5). Но его стихи в силу своей высокой художественности, войдя в круг чтения детей и подростков, стали хрестоматийными. Твардовский широко использует в своей поэзии риторическое восклицание, риторическое умолчание, анафору, эпифору. Поэт заставляет своих читателей восхищаться не только подвигами взрослых, но и рассказывает о подвиге «во имя жизни» детей и подростков. Так, в стихотворении «Рассказ танкиста» рядом с солдатом - другой герой, мальчик «лет девяти-двенадцати, бедовый...» (5, с. 88). Твардовский создает обобщенный образ ребенка, героя войны. Войдя в круг чтения школьников, это стихотворение стало хрестоматийным.

Главная особенность стиля А.Т. Твардовского, считает Л.К. Оляндэр, - это простота, которая остается не меньшей загадкой, чем простота Пушкина. Загадочен и демократизм Твардов-80

Перечитывая А. Т. Твардовского

ского, пронизанный высоким духом интеллигентности, притом, что народная поэзия неизменно занимала важнейшее место в его творчестве. «Плоть от плоти и кровь от крови народа», Твардовский отшлифовал свою мировоззренческую мысль так, что она проникла до философского осмысления глубин бытия (4, с. 35).

Автор статьи предлагает рассматривать как единый ряд стихи о Финской кампании, Великой Отечественной войне, поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги» и «Теркин на том свете». Все эти самостоятельные произведения образуют в диалоге новые смысловые поля, которые объединяются одним типом героя - «бывалого солдата, идущего по дорогам войны и возвращающегося к Дому, разрушенному ею» (4, с. 36).

Наследие А.Т. Твардовского - это и живой организм, и величайший народный опыт, который содержит в себе и временное, и непреходящее, а потому поэт, как и А. Пушкин, говоря словами В. Белинского, «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества» (4, с. 42). Высокие эстетические и этические возможности, заложенные в основу жизнетворчества А. Твардовского, которые выявляются с помощью анализа его поэтики, имеют огромное значение для дальнейшего развития русской действительности. «И в этом залог его бессмертия», - заключает Л.К. Оляндэр.

Список литературы

1. Ильин В.В. А.Т. Твардовский и русская классика // Культура. Филология. Методика. - Смоленск, 2005. - Вып.3. - С. 3-17.

2. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» - поэма мобилизационного типа // Там же. - С. 108-120.

3. Новикова О. А. Прием контраста в книге А.Т. Твардовского «Родина и чужбина» // Там же. - С. 77-85.

4. Оляндэр Л.К. Поэтика Александра Твардовского - путь к интерпретации текста // Там же. - С. 34-43.

5. Семенцова Т.А. А.Т. Твардовский в детском чтении // Там же. - С. 85-90.

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.