Научная статья на тему 'Пензенский священник Н. Ф. Быстров: пастырь, краевед, публицист'

Пензенский священник Н. Ф. Быстров: пастырь, краевед, публицист Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНЗЕНСКИЙ СВЯЩЕННИК / ХРАМ / ДУХОВЕНСТВО / ПРОПОВЕДЬ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PENZA PRIEST / TEMPLE / CLERGY / SERMON / PUBLICISTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кошелева Алла Игоревна

Николай Федорович Быстров принадлежит к плеяде выдающихся представителей православного духовенства Пензенской епархии второй половины XIX начала XX в. В данной статье рассматривается его публицистическая и краеведческая работа. Особое внимание автор обращает на сотрудничество священника с редакциями местных периодических изданий. Анализируются тематическая направленность и содержание книг, статей и проповедей Н. Ф. Быстрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENZA PRIEST N. F. BYSTROV: SHEPHERD, ETHNOGRAPHER, PUBLICIST

Nikolai Fedorovich Bystrov belongs to the constellation of the prominent representatives of the Orthodox clergy of Penza Diocese of the second half of the XIX the early XX century. This article discusses his publicistic and local history work. Particular attention is drawn to the priest’s cooperation with the local periodical editions. The author analyzes the thematic focus and content of books, articles and sermons by N. F. Bystrov.

Текст научной работы на тему «Пензенский священник Н. Ф. Быстров: пастырь, краевед, публицист»

Кошелева Алла Игоревна

ПЕНЗЕНСКИЙ СВЯЩЕННИК Н. Ф. БЫСТРОВ: ПАСТЫРЬ, КРАЕВЕД, ПУБЛИЦИСТ

Николай Федорович Быстров принадлежит к плеяде выдающихся представителей православного духовенства Пензенской епархии второй половины XIX - начала XX в. В данной статье рассматривается его публицистическая и краеведческая работа. Особое внимание автор обращает на сотрудничество священника с редакциями местных периодических изданий. Анализируются тематическая направленность и содержание книг, статей и проповедей Н. Ф. Быстрова.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1730.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 115-117. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

4. Гегель Г. Феноменология духа. М.: Академический проект, 2008. 767 с.

5. Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.

6. Декомб В. Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 576 с.

7. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. 376 с.

8. Колесников А. С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре XX века СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 107 с.

9. Молчанов В. И. Исследование по феноменологии сознания. М.: Территория будущего, 2007. 456 с.

10. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. 340 с.

11. Рикер П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

12. Слинин Я. А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб.: Наука, 2001. 528 с.

13. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 176 с.

14. Шеманов А. Ю. Становление субъективности в процессе образования и форма культурной репрезентации // Антропология субъективности и мир современной коммуникации. М.: Российский институт культурологии Минкультуры РФ, 2010. С. 49-83.

SUBJECTIVITY AS AN EVENT OF MEANING

Kostomarov Artur Sergeevich, Ph. D. in Philosophy Samara University arthur_boyard@mail. ru

The study reveals existential relationship of subjectivity and meaning. Experience of differentiation, understanding meaning is regarded as a transcendental condition for emergence of subjectivity. It is stated that meaning is not given, it is not property of subjectivity; on the contrary, meaning exists only in experience of effort, actual repetition. Special emphasis in the work is on addressing experience of witnessing as actual repetition of meaningful beginning.

Key words and phrases: subjectivity; subject; meaning; repetition; objectification and de-objectification; representation; modern philosophy.

УДК 94(47).081

Исторические науки и археология

Николай Федорович Быстрое принадлежит к плеяде выдающихся представителей православного духовенства Пензенской епархии второй половины XIX - начала XX в. В данной статье рассматривается его публицистическая и краеведческая работа. Особое внимание автор обращает на сотрудничество священника с редакциями местных периодических изданий. Анализируются тематическая направленность и содержание книг, статей и проповедей Н. Ф. Быстрова.

Ключевые слова и фразы: пензенский священник; храм; духовенство; проповедь; публицистическая деятельность.

Кошелева Алла Игоревна, к.и.н.

Пензенский государственный университет alla-kosheleva@mail. ги

ПЕНЗЕНСКИЙ СВЯЩЕННИК Н. Ф. БЫСТРОВ: ПАСТЫРЬ, КРАЕВЕД, ПУБЛИЦИСТ

Значительную роль в формировании социокультурного пространства российской дореволюционной провинции играло православное духовенство. Особенно показателен в этом плане период второй половины XIX - начала XX в. Развитие периодической печати в России привело к существенным изменениям в коммуникативных процессах Русской православной церкви. В Пензенской губернии к этому времени выходило два периодических издания - «Пензенские губернские ведомости» и «Пензенские епархиальные ведомости» [8, с. 21-22]. Священнослужители Пензенской епархии активно сотрудничали с редакциями обеих газет.

Выдающимся деятелем пензенской культуры был Николай Федорович Быстров. Он родился 29 октября 1864 г. в с. Степановка Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье известного в епархии протоиерея Федора Алексеевича Быстрова (1831-1914). В 1884 г. Николай Федорович окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1885-1886 гг. был священником церкви с. Владыкино Мокшанского уезда Пензенской губернии, с 1886 по 1898 гг. служил в с. Степановка, где в 1891 г. открыл школу грамоты. В 1898 г. он был утвержден священником Введенской церкви г. Пензы [7, д. 145, л. 1].

Николай Федорович Быстров служил настоятелем Вознесенской церкви в Степановке с 1886 по 1898 г. Пензенский краевед А. В. Тюстин назвал то время, когда на приходе Старой Степановки служили отец и сын Быстровы, золотым для Степановки. По его словам, священники Быстровы были просвещенными пастырями, много потрудившимися в деле проповеди и образования [15].

116

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Помимо пастырской, организаторской и воспитательной работы отец Николай много времени уделял публицистической и краеведческой деятельности. Он избирался действительным членом историко-археологического и статистического комитета при Пензенской духовной семинарии. Н. Ф. Быстров был автором таких книг, как «Доброе слово священника к русскому народу...» (Пенза, 1905), «Новые крестьянские хозяйства в Пензенской губернии» (Пенза, 1911), «Чембарский уезд» (Пенза, 1914) [12, с. 77].

В книге «Новые крестьянские хозяйства» Н. Ф. Быстров с любовью вспоминает свои детские годы, проведенные в Степановке: «не без волнения я проезжал мимо усадьбы, где было проведено когда-то столько удивительно хороших минут. Двум домам (Рошковских и Кашкаровых в с. Степановке) лично я обязан, пожалуй, больше, чем тем учебным заведениям, где учился. И благодарная память к этим домам не умрет во мне, пока бьется мое сердце.» [10, с. 150]. Нужно отметить, что А. В. Тюстин связывает с деятельностью сестер помещиц Кашкаровых расцвет села во второй половине XIX в. [15].

Многое из того, что сегодня известно о Степановке дореволюционной, дошло до нас благодаря краеведческим трудам отца Николая Быстрова. Истории степановского храма посвящены две ранние статьи священника в «Пензенских епархиальных ведомостях»: «Историко-статистическое описание села Степановка Мокшанского уезда» [4] и «Пензенские иерархи в селе Степановка Мокшанского уезда» [5].

Отец Николай особо отмечает вклад помещика Николая Степановича Кашкарова в развитие степановско-го прихода. При нем в 1794 г. в селе был построен второй храм. «В начале своего житейского поприща это был первый повеса-офицер и совершенный безбожник. Но, благодаря какому-то, вероятно особенному, обстоятельству, в его образе мыслей и самой жизни, когда ему было 40 лет, произошла существенная перемена. Из кутилы и атеиста Н. С-ч сделался человеком религиозным и самой безупречной жизни» [4, № 8, с. 23].

Понимая, что духовенство должно быть вполне обеспеченным, чтобы успешно исполнять свои обязанности, помещик Кашкаров делал щедрые пожертвования в пользу церкви и причта. «Как хозяин-практик, он хотел прежде всего поднять полевое хозяйство местного причта. Часто будил он просыпающих по утрам священников, возил их по полям, советовался с ними и т.д. А затем всем: и дровами, и хлебом, и светом в изобилии снабжал он священноцерковнослужителей» [Там же, с. 24]. Нужно отметить, что такие отношения помещиков и священников были довольно нетипичными для реалий дореформенной России, поэтому отец Николай и уделяет описанию этого необычного явления столько внимания.

На страницах «Пензенских епархиальных ведомостей» священник Н. Быстров рассказал и о запланированной постройке нового каменного храма в Степановке. Прихожане договорились использовать на это предприятие доходы от трех питейных домов в селе, а также от сдачи в аренду части крестьянских наделов. «Пускай эта постройка пройдет долго, но она не ляжет тяжелым бременем на крестьян» [Там же, № 7, с. 25]. Строительство каменного трехпрестольного храма в Степановке началось при священнике Николае Федоровиче Быстрове в 1886 г. Храм строили по проекту епархиального архитектора Эренберга, утвержденному 11 мая 1887 г. За труды по постройке храма священник Николай Быстров в 1890 г. был награжден набедренником [15].

В 1885 г. отец Николай Быстров обнаружил в архиве церкви во имя св. Архангела Михаила с. Владыкино рукопись неустановленного автора об истории Пензенского мужского монастыря. Написанная в 1850-х гг., она была прочитана пензенским архиереем Варлаамом. Прежде чем предложить найденную рукопись для опубликования, Николай Федорович познакомил с ней настоятеля монастыря архимандрита Кирилла. С его дополнениями эта статья в 1886 г. увидела свет на страницах «Пензенских епархиальных ведомостей». В 1902 г. читатели познакомились с новой работой Н. Быстрова об истории церкви Михаила Архангела [13, с. 24].

Пастырский голос Н. Ф. Быстрова звучит в серии его статей «Думы православного священника» [2], опубликованных в «Пензенских губернских ведомостях» в 1903 г. Священник разъясняет читателям ошибочность многих обычаев и суеверий, сложившихся в народной практике вокруг церковных праздников.

О том, что Н. Ф. Быстров был авторитетным автором «Пензенских губернских ведомостей», можно судить по статье в «Пензенских губернских ведомостях» «Столетие губернской типографии» [11], где он обозначен как сотрудник этого издания. Из этой публикации мы узнаем об еще одной книге отца Николая, упоминаний о которой мы нигде больше не встречаем. В своем поздравительном письме в адрес Пензенской губернской типографии он пишет следующее: «отпечатанная в Губернской Типографии моя Книга: "Вопросы воспитания" в тех журналах в которых она подверглась критическому разбору отмечена и со стороны изящества издания. Так Богословский Библиографический Листок (изд. В Киеве, при журн. "Руководство для сельских пастырей") говорит, что "Изящество издания книги могло бы сделать честь и не провинциальной Губернской Типографии" (1903 г., Вып. 8-9)» (сохранены орфография и пунктуация первоисточника - А. К.) [Там же, с. 3].

Духовные наставления и советы отца Николая дошли до наших дней благодаря его активной работе в редакции «Пензенских епархиальных ведомостей». О грехе воровства, например, священник размышляет в поучении «Против воровства с барского гумна» [6]. Много внимания Н. Ф. Быстров уделял и проблемам распространения в Пензенской епархии раскола и сектантства [3], в том числе развивая эту тему в своих поучениях [1].

Таким образом, на примере деятельности пензенского священника Н. Ф. Быстрова мы видим, насколько активной была социальная позиция русского православного духовенства во второй половине XIX - начале XX в. В российской печати того времени часто обсуждались проблема положения Церкви в государстве и обществе и вопрос добросовестности исполнения своих пастырских обязанностей священнослужителями. До сих пор эти споры не теряют своей актуальности. Мы считаем, что в условиях нехватки в отечественной исторической науке исследований жизни и деятельности конкретных представителей приходского духовенства обращение к наследию пензенского священника Н. Ф. Быстрова является, небольшим, но необходимым вкладом в дело сохранения памяти о выдающихся пастырях Русской православной церкви.

Список литературы

1. Быстров Н. Ф. Беседы о молитвенном призывании святых, против молокан и других сектантов (из внебогослужеб-ных собеседований) // Поучения к простому народу пастырей Пензенской епархии: приложение к Пензенским епархиальным ведомостям. 1888. Т. VIII. С. 35-80.

2. Быстров Н. Ф. Думы православного священника // Пензенские губернские ведомости. 1903. № 4. С. 3-4; № 33. С. 3-4; № 36. С. 2-3; № 58. С. 2-3.

3. Быстров Н. Ф. Еще несколько мыслей по поводу появления и распространения в пределах Пензенской епархии молоканства и других рационалистических сект // Пензенские епархиальные ведомости. 1888. № 19. С. 1-11; № 20. С. 1-17.

4. Быстров Н. Ф. Историко-статистическое описание села Степановка Мокшанского уезда // Пензенские епархиальные ведомости. 1885. № 7. С. 17-25; № 8. С. 20-30; № 11. С. 14-21; № 12. С. 11-25.

5. Быстров Н. Ф. Пензенские иерархи в селе Степановка Мокшанского уезда // Пензенские епархиальные ведомости. 1885. № 16. С. 9-16.

6. Быстров Н. Против воровства с барского гумна // Поучения к простому народу пастырей Пензенской епархии: приложение к Пензенским епархиальным ведомостям. 1890. Т. X. С. 17-20.

7. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 196. Оп. 2.

8. Кошелева А. И. К вопросу о взаимодействии властей в дореволюционной России или об обличении духовенства // Наука. Общество. Государство. 2013. № 1. С. 21-26.

9. Кошелева А. И. Образ православных священнослужителей в светской и церковной периодической литературе во второй половине XIX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30). С. 14-21.

10. Н. Б. Новые крестьянские хозяйства в Пензенской губернии (записки туриста). Пенза: Издание журнала «Землеустроитель», 1911. 341 с.

11. Столетие губернской типографии // Пензенские губернские ведомости. 1905. № 51. С. 2-3.

12. Тюстин А. В. Быстровы // Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2001.

13. Тюстин А. В. «Исполнен долг, завещанный от Бога...»: история пензенского церковного краеведения // Краеведение. 1997. № 2. С. 21-28.

14. Фот А. Г. Жизненный путь протоиерея В. П. Агрова как пример пастырского служения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 9-10. С. 20-25.

15. http://st-stepanovka-hram.prihod.ru/about (дата обращения: 04.10.2016).

PENZA PRIEST N. F. BYSTROV: SHEPHERD, ETHNOGRAPHER, PUBLICIST

Kosheleva Alla Igorevna, Ph. D. in History Penza State University alla-kosheleva@mail. ru

Nikolai Fedorovich Bystrov belongs to the constellation of the prominent representatives of the Orthodox clergy of Penza Diocese of the second half of the XIX - the early XX century. This article discusses his publicistic and local history work. Particular

attention is drawn to the priest's cooperation with the local periodical editions. The author analyzes the thematic focus and content of books, articles and sermons by N. F. Bystrov.

Key words and phrases: Penza priest; temple; the clergy; sermon; publicistic activity.

УДК 130.2

Философские науки

В статье автор исследует актуальные проблемы нациестроительства Казахстана как независимого государства. В качестве основных проблем рассматриваются: 1) процесс формирования новой национальной идентичности; 2) опыт построения мультикультурного общества. Приведены взгляды сторонников и противников политики мультикультурализма в Казахстане. С точки зрения автора, для конструирования и внедрения новых мультикультурных идеологем в практику Казахстана необходимо создание научных центров по исследованию межэтнических процессов.

Ключевые слова и фразы: национальная идентичность; гражданская идентичность; этнокультурная идентичность; национализм; мультикультурализм.

Кукушева Назира Элжасовна

Омский государственный педагогический университет па2^а. isenova@mail. ги

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ТЕОРИЯ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Рассматривая мультикультурализм как политику нациестроительства в Казахстане, мы неизбежно сталкиваемся с проблемами толерантности, национализма и ксенофобии. В рамках марксистской советской и постсоветской традиции мы привыкли использовать понятие национализма как нечто негативное, противостоящее пролетарскому интернационализму. Такое понимание национализма глубоко вошло в массовое сознание и во многом еще сохраняется на всем постсоветском пространстве. До сих пор понятие «националист»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.