Научная статья на тему 'Пензенская область в 1940–1980-х гг.: символическая политика и брендирование территории'

Пензенская область в 1940–1980-х гг.: символическая политика и брендирование территории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пензенская область / региональная идентичность / региональная политика / социально-экономическое развитие / городское пространство / символы / Penza region / regional identity / regional policy / socio-economic development / urban space / symbols

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Анатольевич Гущин

Актуальность и цели. Символьно-образное представление региона является важной составляющей идентичности локального сообщества. Именно в 1940– 1980-х гг. создание образа региона становится одним из важных направлений политики местных властей, стремившихся подчеркнуть уникальность области. Исследование данного вопроса позволит выявить важнейшие символы региона, созданные в данный период, а также основные направления проводимой политики по созданию образа Пензенской области. Цель исследования – проанализировать политику местных властей по брендированию территорий и созданию новых символов в Пензенской области в 1940–1980-х гг. Материалы и методы. Рассматривается формирование символьнообразных представлений Пензенской области в 1940–1980-х гг. на основе анализа объективных социально-экономических, политических изменений региона, а также целенаправленной политики местных властей по брендированию территории. Корпус источников составили материалы периодической печати, архивные документы, воспоминания и дневниковые записи современников. Методология исследования базируется на принципах историко-системного метода, что позволяет сформировать целостную картину региональной политики по формированию образа Пензенской области в 1940–1980-х гг. Результаты. Рассмотрены основные символы региона, появившиеся в 1940–1980-х гг. Выявлены основные принципы и направления брендирования территории и символической политики местных властей. Выводы. Формирование образа региона в 1940–1980-х гг. было неразрывно связано с социально-экономическим развитием. При этом целенаправленная политика и комплексный подход по созданию символов и образов позволяли подчеркнуть специфику Пензенской области, отразить достижения в сфере промышленности, торговли, сельского хозяйства, культурного строительства. Важное место занимало развитие краеведческого движения и использование истории в идейно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александр Анатольевич Гущин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Penza Region in the 1940s–1980s: symbolic policy and branding of the territory

Background. The symbolic and figurative representation of the region is an important component of the identity of the local community. It was in the 1940s–1980s that the creation of the image of the region became one of the important policy directions of the local authorities, who sought to emphasize the uniqueness of the region. The study of this issue will reveal the most important symbols of the region created during this period, as well as the main directions of the policy to create the image of Penza region. The purpose of the study is to analyze the policy of local authorities on branding territories and creating new symbols in Penza region in the 1940s–1980s. Materials and methods. The article considers the formation of symbolic and figurative representations of Penza region in the 1940s–1980s based on the analysis of objective socio-economic, political changes in the region, as well as the purposeful policy of local authorities on branding the territory. The corpus of sources consisted of periodical materials, archival documents, memoirs and diary entries of contemporaries. The methodology of the research is based on the principles of the historical and systematic method, which allows us to form a holistic picture of regional policy on the formation of the image of Penza region in the 1940s–1980s. Results. The main symbols of the region that appeared in the 1940s–1980s are considered. The basic principles and directions of branding of the territory and symbolic policy of local authorities are revealed. Conclusions. The formation of the image of the region in the 1940s–1980s was inextricably linked with socio-economic development. At the same time, a purposeful policy and an integrated approach to the creation of symbols and images made it possible to emphasize the specifics of Penza region, reflect achievements in the field of industry, trade, agriculture, cultural construction. An important place was occupied by the development of the local history movement and the use of history in the ideological and educational process.

Текст научной работы на тему «Пензенская область в 1940–1980-х гг.: символическая политика и брендирование территории»

УДК 908

doi: 10.21685/2072-3024-2023-4-13

Пензенская область в 1940-1980-х гг.: символическая политика и брендирование территории

А. А. Гущин

Институт регионального развития Пензенской области, Пенза, Россия Alone-87@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Символьно-образное представление региона является важной составляющей идентичности локального сообщества. Именно в 19401980-х гг. создание образа региона становится одним из важных направлений политики местных властей, стремившихся подчеркнуть уникальность области. Исследование данного вопроса позволит выявить важнейшие символы региона, созданные в данный период, а также основные направления проводимой политики по созданию образа Пензенской области. Цель исследования - проанализировать политику местных властей по брендированию территорий и созданию новых символов в Пензенской области в 1940-1980-х гг. Материалы и методы. Рассматривается формирование символьно-образных представлений Пензенской области в 1940-1980-х гг. на основе анализа объективных социально-экономических, политических изменений региона, а также целенаправленной политики местных властей по брендированию территории. Корпус источников составили материалы периодической печати, архивные документы, воспоминания и дневниковые записи современников. Методология исследования базируется на принципах историко-системного метода, что позволяет сформировать целостную картину региональной политики по формированию образа Пензенской области в 1940-1980-х гг. Результаты. Рассмотрены основные символы региона, появившиеся в 1940-1980-х гг. Выявлены основные принципы и направления брендирования территории и символической политики местных властей. Выводы. Формирование образа региона в 1940-1980-х гг. было неразрывно связано с социально-экономическим развитием. При этом целенаправленная политика и комплексный подход по созданию символов и образов позволяли подчеркнуть специфику Пензенской области, отразить достижения в сфере промышленности, торговли, сельского хозяйства, культурного строительства. Важное место занимало развитие краеведческого движения и использование истории в идейно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: Пензенская область, региональная идентичность, региональная политика, социально-экономическое развитие, городское пространство, символы

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-20015, https://rscf.ru/project/22-18-20015/

Для цитирования: Гущин А. А. Пензенская область в 1940-1980-х гг.: символическая политика и брендирование территории // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 4. С. 139-149. doi: 10.21685/2072-30242023-4-13

Penza Region in the 1940s-1980s: symbolic policy and branding of the territory

A.A. Gushchin

© Гущин А. А., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Institute of Regional Development of the Penza region, Penza, Russia Alone-87@yandex.ru

Abstract. Background. The symbolic and figurative representation of the region is an important component of the identity of the local community. It was in the 1940s-1980s that the creation of the image of the region became one of the important policy directions of the local authorities, who sought to emphasize the uniqueness of the region. The study of this issue will reveal the most important symbols of the region created during this period, as well as the main directions of the policy to create the image of Penza region. The purpose of the study is to analyze the policy of local authorities on branding territories and creating new symbols in Penza region in the 1940s-1980s. Materials and methods. The article considers the formation of symbolic and figurative representations of Penza region in the 1940s-1980s based on the analysis of objective socio-economic, political changes in the region, as well as the purposeful policy of local authorities on branding the territory. The corpus of sources consisted of periodical materials, archival documents, memoirs and diary entries of contemporaries. The methodology of the research is based on the principles of the historical and systematic method, which allows us to form a holistic picture of regional policy on the formation of the image of Penza region in the 1940s-1980s. Results. The main symbols of the region that appeared in the 1940s-1980s are considered. The basic principles and directions of branding of the territory and symbolic policy of local authorities are revealed. Conclusions. The formation of the image of the region in the 1940s-1980s was inextricably linked with socio-economic development. At the same time, a purposeful policy and an integrated approach to the creation of symbols and images made it possible to emphasize the specifics of Penza region, reflect achievements in the field of industry, trade, agriculture, cultural construction. An important place was occupied by the development of the local history movement and the use of history in the ideological and educational process.

Keywords: Penza region, regional identity, regional policy, socio-economic development, urban space, symbols

Financing: the research was financed by the grant No. 22-18-20015 of the Russian Science Foundation, https ://rscf. ru/project/22-18-20015/

For citation: Gushchin A.A. Penza Region in the 1940s-1980s: symbolic policy and branding of the territory. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(4):139-149. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2023-4-13

Формирование региональной идентичности является сложным и многогранным процессом, который зависит от множества факторов. Символы и образы, связанные с территорией и населением, являются ее составляющей. Символьно-образное представление региона, локального сообщества, его особенностей позволяют формировать идентичность, находить отличия от других регионов. Оно формируется естественным путем, когда отражаются объективные особенности социально-экономического и политического развития региона и локального сообщества на различных этапах его исторического развития, а также формируется, трансформируется в результате деятельности властей, пытающихся акцентировать внимание на определенных особенностях региона, создать новый образ в сознании населения.

В качестве примера сформировавшегося естественным путем образа можно привести фразу «Пензяк толстопятый», которая показывает специфику развития региона в XIX в., а точнее - особенности лаптеплетения, когда лапти

плелись с двойной подошвой [1, с. 66-68]. Пройдя сквозь века, выражение не только обретало новые смыслы в сознании населения, но и было подвергнуто искажению в части происхождения.

Некоторые фразы, символы, образы сохраняются через столетия, а другие предаются забвению. Так, например, фраза «Пенза чекволапая» просуществовала только некоторое время. Оценивая развитие города, краевед С. П. Петров газете «Известия» в 1960 г. сказал: «Каким бриллиантиком -то стала нынче наша старая, чекволапая Пенза!» [2, с. 2]. Данное выражение было связано с названием учреждения «Чекволап» (Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии валяной обувью и лаптями) и с тем, что Пенза славилась лаптями. Региональная идентичность - не постоянный конструкт. Она локализована во времени и пространстве, отражая специфику развития региона на конкретном этапе исторического развития. Территориальные границы также нечетки, что обусловлено изменением административно-территориальных границ региона, близостью социально-экономического развития с соседними регионами. В региональной историографии сформировалось понятие Пензенский край. Оно включает в себя как территорию современной Пензенской области, так и все земли, когда-либо входившие в состав Пензенской провинции, губернии и области, а также события, происходившие до современного административно-территориального устройства, но связанные с данной территорией [3, с. 3].

С установлением в стране советской власти отношение к формированию идентичности меняется. Было провозглашено о создании нового, советского человека. И этот лозунг становится значимой частью государственной политики на протяжении всего советского периода.

На местном уровне одновременно с формированием советской идентичности развивается и региональная. Она меняется как в связи с социально-экономическим развитием, так и в результате действий местных властей.

Вторая половина XX в. (а точнее период с 1940-х по 1980-е гг.) принесла значительные изменения в пензенскую идентичность. В 1939 г. была образована Пензенская область. Ее границы значительно отличались от границ Пензенской губернии. Большая часть территории современной Республики Мордовия - это территория бывшей Пензенской губернии (более 70 %) [4, с. 69-70]. Это привело к территориальному сдвигу идентичности. С одной стороны, формируется представление об идентичности в границах Пензенской области, связанное с социально-экономическим и политическим развитием области в советский период. С другой стороны, сохраняется представление об общности в рамках территории бывшей Пензенской губернии, связанное с историей региона. Такая специфика исторического развития административно-территориальных границ обусловила формирование термина «Пензенский край», включающего в себя как территорию Пензенской области, так и территорию бывшей Пензенской губернии на различных этапах исторического развития.

Еще одной особенностью развития Пензенской области в данный период стала резкая социально-экономическая трансформация. Регион быстрыми темпами превращается из аграрного в индустриальный. В Известиях Советов депутатов трудящихся СССР в 1959 г. писали о Пензе следующее: «Один из самых захолустных городов старой России превратился в крупный центр машиностроения» [5, с. 2]. По всей Пензенской области быстрыми темпами

развивается мощная промышленность, в частности машиностроительная и электротехническая [6, с. 16]. При этом сохраняется развитый аграрный сектор, а население, приезжающее в города, привозит с собой свое мировоззрение, привычки, традиции.

В этот период формируются новые символы и образы, отражающие социально-экономическое развитие региона. Так, например, новый герб Пензы. Вопрос о создании нового герба города возник при подготовке к празднованию 300-летия Пензы в 1963 г. Это было обусловлено тем, что промышленность, сельское хозяйство и культура области получили значительное развитие. В области производили сложнейшие приборы и часы, прядильные машины и дизели, компрессоры и арматуру, велосипеды и сеялки, многое другое. Городской Совет депутатов трудящихся летом 1964 г. объявил конкурс на лучший проект герба. Конкурс вызвал значительный интерес у пензенцев, и за небольшое время было подано свыше ста предложений, рисунков и эскизов с различными вариантами [7, с. 4].

Победителем конкурса на лучший эскиз герба Пензы была признана группа авторов в составе заслуженного деятеля искусств РСФСР А. А. Оя, скульптора А. А. Фомина, художников отделения Художественного фонда Ю. И. Ромашкова и П. С. Аниськина. Исполком городского Совета 12 сентября 1964 г. утвердил эскиз герба Пензы, его описание и порядок пользования [8, с. 44]. Новый герб Пензы было решено установить на здании исполкома городского Совета депутатов трудящихся и на въездах в город со стороны Москвы, Куйбышева и Саратова [9, с. 3].

В новом гербе отражалась как история города и региона, так и особенности современного социально-экономического развития: «Эмблема родного города... Она предстает перед нами в форме древнего русского боевого щита, напоминая об исторических особенностях возникновения Пензы. В шестна-дцатом-семнадцатом веках наш город являлся своего рода щитом, крепостью, прикрывавшей сердце русского государства - Москву от набегов степных кочевников. Вверху щита - сине-красная полоса с изображением серпа и молота -частичка Государственного флага РСФСР» [9, с. 3].

Нашло отражение в новом гербе города и стремительное промышленное развитие: «Пензенские часы, показывающие быстротекущее время. Дизели, с которыми корабли бороздят океанские просторы. Вычислительно-электронные машины, помогающие человеку обгонять время и покорять природу... Мощные аппараты, ускоряющие сложные химические процессы. И многое, многое другое, что дает промышленность Пензы, служит тому, чтобы убыстрять темпы нашего движения к вершинам коммунизма». Ласточка символизировала стремительное развитие: «Ласточка совершает свой головокружительный полет на фоне тонкого золотого ободка. Это - схематическое изображение зубчатого колеса, символизирующего собою технику, индустриальный, технический характер сегодняшней Пензы» [9, с. 3].

При этом были сохранены элементы старого герба, отражающие развитие сельского хозяйства области: «В новый герб города вписано золотое изображение трех снопов, перевитых лентой, - эмблема сельского хозяйства, которая указывает на основное направление пензенского земледелия» [9, с. 3].

Важным направлением формирования региональной идентичности становится развитие городского пространства. Здесь заметно стремление одновременно создать новые символы и образы региона, областного центра

и сохранить при этом элементы уже существующей идентичности, которые органично встраивались как исторические символы в городское пространство и природный ландшафт. Важный вклад в данную работу внес Л. Б. Ермин и его команда, в частности Г. В. Мясников и А. Е. Щербаков. Г. В. Мясников в книге «Отчизна в сердце нашем» (1985 г.) отмечал: «От планирования и проектирования только в квадратных метрах мы переходим к эстетическому освоению всей пространственной среды населенного пункта, насыщая ее необходимыми элементами декоративно-прикладного, монументального, художественно-оформительского искусства, ландшафтной архитектурой малых форм, чтобы создать все условия для труда и отдыха человека. Магазин и кафе, ателье и заводская столовая, каждый объект общественного быта может и должен стать объектом культурно-идеологической среды» [10, с. 193]. Всем элементам сознательно придавалась общественно-воспитательная роль [10, с. 14-16]. При этом важное значение отводилось не только современным достижениям и устремленности в будущее, но и духовно-нравственному опыту прошлого: «Такая среда является порождением и отражением социально-экономической и культурной истории, сегодняшнего дня и перспектив развития определенного региона - области, города, района, села» [10, с. 17].

Работа велась по различным направлениям. Активно шло культурное строительство, благоустройство территорий, развивалась промышленность и торговля, популяризировались исторические и краеведческие знания.

По всей области устанавливались монументы и памятники, связывающие регион с выдающимися личностями, важными событиями, отражающими российскую и региональную историю. Создавались новые и реконструировались старые музеи. В 1960-1980-х гг. была поставлена задача расширения музейной сети. Появились новые музеи в областном центре, например в 1970 г. -музей-читальня И. Н. Ульянова, в 1983 г. - уникальный Музей одной картины, в 1984 г. - музей сценического искусства им. В. Э. Мейерхольда, в 1989 г. -Литературный музей, в 1991 г. - музей В. О. Ключевского. Открывались музеи и в районных центрах. Так, в 1977 г. был открыт музей А. Г. Малышкина в Мокшане, в 1981 г. - музей А. И. Куприна в Наровчате [11, с. 827]. Г. В. Мясников в газете «Пензенская правда» в 1985 г. так описал динамику развития музейной сети: «Если в 1965 было 32 музея, в 1975 - 144, то сейчас уже 459 музеев» [12, с. 2-3].

Появлялись монументы, отражающие историю региона и формирующие новые символы. Так, в 1970-1980-х гг. в Пензе появляются монумент «Глобус» [13, с. 227], башенные городские часы «Кукушка» [14, с. 639], монумент славы «Росток», скульптурная группа на площади Победы, открытая в честь 30-летия Победы в 1975 г. [8, с. 42], композиция «Первопоселенец» [8, с. 43] и др. Не только в областном центре, но и в городах и селах области были созданы мемориальные комплексы и композиции в честь Великой Октябрьской социалистической революции, воинской и трудовой доблести жителей области в годы Великой Отечественной войны [10, с. 154].

Важная роль отводилась эстетическому оформлению жизненного пространства, благоустройству городов и сел, предприятий, магазинов. Г. В. Мясников писал, что «даже скромный обелиск может иметь сильное эмоциональное воздействие, если к нему приведет аллея берез, любовно посаженных

человеком» [10, с. 178]. С 1975 г. в первичных партийных организациях и в райкоме КПСС было внедрено «комплексное планирование художественно-политического оформления предприятий, учреждений и района в целом» [10, с. 48].

В Пензенской области строились новые промышленные предприятия, открывались научно-исследовательские институты, что подчеркивало передовой характер региона, талантливость местных жителей. В послевоенное время развиваются такие отрасли промышленного производства, как машиностроение, приборостроение, химическое машиностроение, производство стройматериалов, легкая, пищевая отрасли и др. В 1980-1990-е гг. на основе микроэлектроники, точного машиностроения и других отраслей получили развитие производства по выпуску средств вычислительной техники, систем автоматизации и управления [15, с. 278].

При этом сохранялись и развивались некоторые предприятия, возникшие еще в дореволюционное время. Например, активно развивался и реконструировался один из крупнейших стекольных заводов «Красный Гигант», основанный еще в 1764 г. помещиком А. И. Бахметевым [16, с. 605]. Также в качестве примера можно привести крупное предприятие по производству писчепечатных видов бумаги, школьных тетрадей «Маяк революции», открытый еще в 1850 г. купцом П. В. Сергеевым [17, с. 752-754].

Значительное развитие торговой сети не только способствовало обеспечению населения различным ассортиментом товаров в условиях советского дефицита, но и осуществлялось таким образом, чтобы это подчеркивало особенность региона. С 1970-х гг. в Пензенской области интенсивно развивается торговля. В Пензе впервые в России была создана сеть фирменных магазинов союзных республик, появлялись рестораны и кафе, знакомившие жителей города и области с культурными традициями и декоративно-прикладным искусством народов страны [10, с. 193]. В качестве примера можно привести фирменный магазин молдавских вин «Белый аист». Он был расположен в старинном доме. В оформлении магазина использовались светильники, дубовая мебель, в дегустационном зале - камин [18, с. 8-9]. Оригинальным было не только оформление магазинов, но и обслуживание. Так, в специализированном магазине «Латвия» был установлен автомат, выдававший рецепты блюд из морской рыбы. В магазине проводились консультации врача-диетолога, а также был «Клуб молодой хозяйки», в котором учили готовить оригинальные рыбные обеды. В магазине проходили тематические вечера, встречи с ветеранами труда [19, с. 2]. С 1977 г. в Пензенской области при крупных магазинах создаются кафе-бары с собственным кондитерским производством [20, с. 540].

Появлялись новые своеобразные, необычные рестораны, связанные с историей и культурой региона и страны. Так, например, приемы древнерусской теремной архитектуры использовались при строительстве кафе «Засека», построенного на окраине Пензы в 1978 г. Трактир «Золотой петушок» стал одним из наиболее ярких памятников деревянной архитектуры Пензы второй половины XX в. [21, с. 343-345]. При этом «Золотой петушок» был составным звеном сети придорожных предприятий общественного питания Пензенской области, оформленных в необычном стиле. Еще одним примером является оформление родника по дороге в с. Рамзай в виде гигантского расписного чайника, рядом с которой находилась чайная «Родник». Фасад здания был сделан

из стекла. По фронтону чайной, на внутренних стенах и буфетной стойке - хох-ломская роспись. Подавалось и фирменное блюдо - «Мясо по-рамзайски». На въезде в Беднодемьяновск располагалось кафе «Сувенир», в бору под Чаа-даевкой - кафе «Сосенки», в с. Махалине - кафе «Дорожное», около п. Мокшан - кафе «Сторожа», на въезде в с. Русский Камешкир - трактир «Камеш-кирские узоры», на дороге Пенза - Тамбов - туристское кафе «Сурские зори», у поворота на г. Каменку - ресторан «Тройка», на пути из Пензы в Сердобск -кафе «Хопровские дали» [22, с. 6]. Все они отличались оригинальной архитектурой, необычным оформлением.

Оформление ресторанов и точек торговли было тесно переплетено с благоустройством территории.

Благоустройство территории являлось одним из важнейших направлений деятельности по формированию региональной идентичности. По всей области активно разбивались парки, скверы в городах области. Сохраняли и использовали природные ландшафты для благоустройства территории, проводили конкурсы по благоустройству. Активная работа по благоустройству территорий области принесла свои результаты. По Постановлению Совета Министров РСФСР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12 февраля 1981 г. N° 93 «Об итогах Всероссийского социалистического соревнования автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда за лучшее проведение работ по благоустройству и санитарное содержание населенных пунктов за второе полугодие 1980 г.» победителями (1 место) были признаны Пензенская и Ярославская области, Москва и Ленинград с присвоением переходящего Красного Знамени и денежными премиями [23, л. 25].

Благоустройство было тесно связано с другими направлениями деятельности, объединяло образ областного центра, региона в единое целое. Например, Тропа здоровья (Туристическая тропа), открытая в 1981 г., - это живописная пешеходная тропа на склоне холма, с которой открывается один из лучших видов на город. Она соединила Парк культуры и отдыха имени В. Г. Белинского и родник «Самоварник» с искусственными прудами. Позднее там было построено тематическое кафе «Самоварник». Г. В. Мясников писал: «В 10:00 начал обход туристической тропы и ее приемку. Много изменилось, тропа "состоялась", родился новый в городе объект, о котором мечтал лет 10, а практически делали почти три года» [24, с. 570]. Он отмечал, что характерной чертой Пензенской области является «внесение элементов искусства в природный ландшафт» [10, с. 201].

Популяризация исторических и краеведческих знаний осуществлялась разными средствами. Наряду с развитием сети музеев, библиотек, школьных кружков в населенных пунктах области возводилось большое количество объектов, памятников, связанных с историческим прошлым нашей страны и региона. В сельской местности было значительное количество колхозных музеев, комнат боевой и трудовой славы [10, с. 96].

Активно публиковались краеведческие материалы в местной периодической печати. В популяризации краеведческих знаний активное участие принимали местное телевидение и радио [10,с. 96].

В учебных заведениях области осуществляли сбор и оформление материалов по истории населенных пунктов, школ, предприятий, биографий выдающихся местных жителей. Учащиеся собирали экспонаты народного

творчества, изучали природу родного края, осуществляли метеорологические и фенологические наблюдения [10, с. 95-96].

Кроме учебных занятий и экскурсий распространена была работа кружков по краеведению, факультативные курсы, туристические походы. Регулярно проводились областные краеведческие конференции. В каждой средней и в большинстве 8-летних школ были свои музеи, уголки, комнаты революционной, боевой и трудовой славы [10, с. 95-96].

Высокий уровень развития краеведческого движения, музейного дела, распространения краеведческих традиций в Педагогическом институте им. В. Г. Белинского и средних школах Пензенской области отмечал основатель и многолетний председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт [25, с. 29].

В 1986 г. в газете «Известия» отмечали комплексность подхода в Пензенской области к воспитанию историей, прекрасным, создание «культурной среды обитания»: «И ведется эта работа не формально, не "попутно", а творчески. Комплексно, последовательно, планомерно. Опыт Пензенской области здесь, конечно, не единственный, но поучительный. Он - не просто сумма отрадных фактов, конкретных дел, благих начинаний, это целостный подход к решению проблем, связанных с духовным развитием людей» [26, с. 3].

Таким образом, в 1940-1980-х гг. Пензенская область стремительно меняется. Как объективные показатели социально-экономической жизни региона, так и целенаправленная работа местных властей влияли на формирование новой советской идентичности. Комплексный подход к идейно-воспитательной работе, внимание к деталям при развитии городских территорий, сохранение исторического прошлого, желание показать своеобразие региона являлись важными аспектами символической политики местных властей. Все это подчеркивало особенности Пензенской области и вызывало чувство гордости за свою малую родину.

Список литературы

1. Первушкин В. И. Пензяк толстопятый // Пензенское краеведение. 2022. № 1 (41). С. 66-68.

2. Кригер Е. Небо в алмазах // Известия. 1960. 4 января. С. 2.

3. История Пензенского края : в 3 т. / под общ. ред. О. В. Мельниченко. Т. 1. История Пензенского края с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. Г. Н. Бело-рыбкина. Пенза : Институт регионального развития Пензенской области, 2022. 448 с.

4. Мельничук Г. А., Степанова Н. В., Зеночкина Г. Ю., Капасов В. И., Коняшкин А. Н. «Свой» и на пензенщине, и в Мордовии, или Книга о профессоре Н. Ф. Мокшине // Пензенское краеведение. 2022. № 2 (42). С. 69-74.

5. Горисполком только планирует. // Известия Советов депутатов трудящихся СССР. 1959. № 85 (13 012).

6. Щербаков А. Е. Хочу жить как в Пензе // Земство. 1995. № 5 (9). С. 16-26.

7. Годин В. С. Визитная карточка Пензы // Пензенская правда. 1977. № 206. С. 4.

8. Абрамов Р. Н. Пенза: поиски нового образа города на фоне амнезии недавнего советского прошлого // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3-4. С. 40-49.

9. Символ новой Пензы // Пензенская правда. 1964. № 261. С. 3.

10. Мясников Г. В. Отчизна в сердце нашем (Из опыта идейно-воспитательной работы Пензенской областной партийной организации). М. : Плакат, 1985. 208 с.

11. Рассказова Л. В. Музейное дело // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 1: А-М / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 826-828.

12. Мясников Г. На славных традициях родного края // Пензенская правда. 1985. № 11 (19 783). С. 2-3.

13. Красильников Р. Ф. «Глобус» // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 1: А-М / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 227.

14. Шишкин И. С. Кукушка // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 1: А-М / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 639.

15. Торгашин М. Н., Байрамова Ж. М., Иванова Л. В., Хлопин Ф. Н. Промышленность // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 2: Н-Я / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 277-281.

16. Волочек М. Ф., Семеркова Л. Н. Красный Гигант // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 1: А-М / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 605-606.

17. Байрамова Ж. М., Буянина Л. А., Семеркова Л. Н. «МАЯК» // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 1: А-М / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 752-754.

18. Миндубаев Ж., Коган Е. Пенза предлагает свой вариант // Неделя. 1975. № 40 (812). С. 8-9.

19. Духовская Г. «Латвия» на берегах Суры // Пензенская правда. 1982. № 210 (19 082). С. 2.

20. Ерунова А. П., Тюстин А. В., Байрамова Ж. М. Торговля // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 2: Н-Я / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 539-541.

21. Дворжанский А. И. Деревянная архитектура // Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается : в 2 т. Т. 1: А-М / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.] ; гл. ред. А. Ю. Казаков. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. С. 343-345.

22. Виноградов В. То «Родник», то «Сувенир» // Правда. 1982. № 297 (23 458). С. 6.

23. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А. 259. Оп. 48. Д. 3200.

24. Мясников Г. В. Страницы из дневника. М. : Институт национальных проблем образования, 2008. 776 с.

25. Первушкин В. И. Место и роль городских и сельских поселений в краеведческих исследованиях // Теория и практика изучения истории городских и сельских населенных пунктов : материалы Всерос. краевед. чтений, посвящ. 100-летию со дня рождения С. О. Шмидта (г. Пенза, 27-28 мая 2022 г.) / отв. ред. В. И. Первушкин. Пенза : Изд-во ИРР ПО, 2022. С. 26-34.

26. Мурзина М. Наследие // Известия. 1986. № 238. С. 3.

References

1. Pervushkin V.I. Penzyak thick-fifted. Penzenskoe kraevedenie = Penza local history. 2022;(1):66-68.

2. Kriger E. The sky is in diamonds. Izvestiya = Izvestiya. 1960;4 Januar:2. (In Russ.)

3. Mel'nichenko O.V. (ed.) Istoriya Penzenskogo kraya: v 31. T. 1. Istoriya Penzenskogo kraya s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII veka = History of the Penza region: in 3 volumes. Volume 1. History of Penza region from ancient times to the end of the 18th century. Penza: Institut regional'nogo razvitiya Penzenskoy oblasti, 2022:448. (In Russ.)

4. Mel'nichuk G.A., Stepanova N.V., Zenochkina G.Yu., Kapasov V.I., Konyashkin A.N. "Ours" both in Penza region and in Mordovia, or the Book about Professor N.F. Mokshin. Penzenskoe kraevedenie = Penza local history. 2022;(2):69-74. (In Russ.)

5. The City Executive Committee is only planning ... Izvestiya Sovetov deputatov trudyash-chikhsya SSSR = Proceedings of the Soviets of Workers' Deputies of the USSR. 1959;(85). (In Russ.)

6. Shcherbakov A.E. I want to live like in Penza. Zemstvo = Zemstvo. 1995;(5):16-26. (In Russ.)

7. Godin V.S. Business card of Penza. Penzenskaya Pravda = Penzenskaya Pravda. 1977;(206):4. (In Russ.)

8. Abramov R.N. Penza: the search for a new image of the city against the background of amnesia of the recent Soviet past. Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy = Labyrinth. Journal of Social Sciences and Humanities. 2016;(3-4):40-49. (In Russ.)

9. Symbol of new Penza. Penzenskaya Pravda = Penzenskaya Pravda. 1964;(261):3. (In Russ.)

10. Myasnikov G.V. Otchizna v serdtse nashem (Iz opyta ideyno-vospitatel'noy raboty Penzenskoy oblastnoy partiynoy organizatsii) = The Fatherland is in our hearts (From the experience of ideological and educational work of Penza regional party organization). Moscow: Plakat, 1985:208. (In Russ.)

11. Rasskazova L.V. Museum studies. Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 1: A-M = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volumes 1: A-M. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:826-828. (In Russ.)

12. Myasnikov G. Based on the glorious traditions of our native land. Penzenskaya Pravda = Penzenskaya Pravda. 1985;(11):2-3. (In Russ.)

13. Krasil'nikov R.F. "Globus". Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 1: A-M = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volumes 1: A-M. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:227. (In Russ.)

14. Shishkin I.S. "Kukushka". Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 1: A-M = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volumes 1: A-M. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:639. (In Russ.)

15. Torgashin M.N., Bayramova Zh.M., Ivanova L.V., Khlopin F.N. "Promyshlennost'". Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 2: N-Ya = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volume 2: N-Ya. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:277-281. (In Russ.)

16. Volochek M.F., Semerkova L.N. "Krasnyy Gigant". Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 21. T. 1: A-M = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volumes 1: A-M. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:605-606. (In Russ.)

17. Bayramova Zh.M., Buyanina L.A., Semerkova L.N. "MAYaK". Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 1: A-M = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volumes 1: A-M. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:752-754. (In Russ.)

18. Mindubaev Zh., Kogan E. Penza offers its own option. Nedelya = Week. 1975;(40):8-9. (In Russ.)

19. Dukhovskaya G. "Latvia" on the banks of the Sura. Penzenskaya pravda = Penzenskaya pravda. 1982;(210):2. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Erunova A.P., Tyustin A.V., Bayramova Zh.M. "Torgovlya". Penzenskaya entsiklope-diya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 2: N-Ya = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volume 2: N-Ya. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:539-541. (In Russ.)

21. Dvorzhanskiy A.I. Wooden architecture. Penzenskaya entsiklopediya: 80-letiyu Penzenskoy oblasti posvyashchaetsya: v 2 t. T. 1: A-M = Penza Encyclopedia: dedicated to the 80th anniversary of Penza region: in 2 volumes. Volume 1: A-M. 2nd ed., updated and supplemented. Penza: Oblastnoy izdatel'skiy tsentr, 2019:343-345. (In Russ.)

22. Vinogradov V. To «Rodnik», to «Suvenir». Pravda = Pravda. 1982;(297):6. (In Russ.)

23. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii. F. A. 259. Op. 48. D. 3200 = State Archive of the Russian Federation. Fund A. 259. Item 48. File 3200. (In Russ.)

24. Myasnikov G.V. Stranitsy iz dnevnika = Pages from the diary. Moscow: Institut natsion-al'nykh problem ob-razovaniya, 2008:776. (In Russ.)

25. Pervushkin V.I. The place and role of urban and rural settlements in local history studies. Teoriya i praktika izucheniya istorii gorodskikh i sel'skikh naselennykh punktov: materi-aly Vseros. kraeved. chteniy, posvyashch. 100-letiyu so dnya rozhdeniya S. O. Shmidta (g. Penza, 27-28 maya 2022 g.) = Theory and practice of studying the history of urban and rural settlements: proceedings of the All-Russian local historian reading, devoting 100th anniversary of the birth of S. O. Schmidt (Penza, May 27-28, 2022). Penza: Izd-vo IRR PO, 2022:26-34. (In Russ.)

26. Murzina M. Heritage. Izvestiya = Izvestiya. 1986;(238):3. (In Russ.)

Пензенской области (Россия, г. Пенза, of the Penza region (40 Popova street,

E-mail: Alone-87@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 31.07.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.09.2023 Принята к публикации / Accepted 06.10.2023

Информация об авторах / Information about the authors

Александр Анатольевич Гущин

кандидат исторических наук, директор Центра изучения истории Пензенского края, Институт регионального развития

Aleksandr A. Gushchin Candidate of historical sciences, director of the Center for the study of the history of Penza region, Institute of the Regional Development

ул. Попова, 40)

Penza, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.