4. Социальные инновации в управлении человеческими ресурсами: монография / под науч. ред. д-ра социол. наук, проф. Я. А. Маргуляна. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. — 398 с.
5. Шувалова Ю.А. Конкурентные преимущества социального предпринимательства // Управленческий учет. - 2021 - №12, - С. 806-811
УДК 336.5:369.04
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Осмаев Сулим Сулиманович Osmaev Sulim Suleymanovich
Магистрант Master's student
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Rostov State University of Economics (RINH) Ростов - на - Дону, Россия Rostov-on-Don, Russia
PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT.
Аннотация: пенсионная система Российской Федерации, несмотря на предпринимаемые государством в течении трех десятилетий меры по повышению ее эффективности, сохраняет риски финансовой неустойчивости и зависимость от средств федерального бюджета, что обусловлено внутренними и внешними факторами, оказывающими негативное влияние на ее финансовое равновесие. В статье рассматриваются основные факторы, препятствующие развитию пенсионной системы и возможные пути решения имеющихся проблем.
Abstract: The pension system of the Russian Federation, despite the measures taken by the state for three decades to improve its efficiency, retains the risks of financial instability and dependence on federal budget funds, due to internal and external factors that have a negative impact on its financial balance. The article discusses the main factors hindering the development of the pension system and possible solutions to existing problems.
Ключевые слова: демографический кризис, неформальная занятость, негосударственное пенсионное обеспечение.
Key words: demographic crisis, informal employment, non-state pension provision.
На протяжении последних трех десятилетий пенсионная система Российской Федерации находится в процессе реформирования и модернизации. Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы, обеспечивающих ее финансовую устойчивость, в современных условиях приобретает особое значение и находится под пристальным вниманием Правительства РФ и общественности. Несмотря на все предпринимаемые усилия в настоящее время финансового равновесия пенсионной системы достичь пока не удается.
В 2021 году в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, обусловленной продолжающимся санкционным режима и пандемией COVID-2019, повлекшей снижение макроэкономических показателей, рост безработицы, увеличение дополнительной нагрузки на федеральный бюджет, риски финансовой устойчивости ПФР продолжают сохраняться.
Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на эффективность отечественной пенсионной системы, дифференцируются на внутренние и внешние.
Внешние факторы, негативно влияющие на финансовое равновесие пенсионной системы, связаны с влиянием на систему внешней среды и к ним следует отнести:
- демографические факторы, влекущие за собой структурную трансформацию рынка труда;
- экономические факторы, обострившиеся в современных условиях, характеризующихся экономической неопределенностью в связи с жестким санкционным режимом и последствиями пандемии, вызывающими снижение макроэкономических показателей, увеличение доли неформального сектора экономики и т.д.;
- финансовые факторы, которые провоцируют инфляционный рост, отрицательно влияют на формирование доходной части федерального бюджета, снижение доходности финансовых накопительных инструментов и их ограниченность.
Старение населения, снижение уровня рождаемости изменили не только удельный вес пенсионеров и долю работающих, но и рост продолжительности жизни, что непосредственно удлиняет средний срок выплаты пенсий. За период с 2017 по 2021 год, по данным Росстата, численность рабочей силы из числа
постоянных жителей России уменьшилась с 76,2 до 75,3 млн, или на 935 тыс. человек, а доля граждан до 39 лет снизилась на 0,6% до 47%, а граждан от 40 лет и старше соответственно возросла, по оценке ученых Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала ВШЭ численность рабочей силы в стране ниже и составляет около 74,3 млн человек. [1] Данные факты свидетельствуют об увеличении нагрузки на пенсионную систему.
Демографические факторы безусловно повышают риски увеличения объемов пенсионных обязательств, требующих дополнительных мер по повышению размеров пенсий, поддержке коэффициента замещения утраченного заработка - ключевого показателя эффективности пенсионной системы.
В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) минимальная величина коэффициента замещения должна быть на уровне не ниже 40% от утраченного заработка. В России данный показатель значительно ниже и на протяжении последних лет прослеживается тенденция к его снижению, если в 2015 году коэффициент замещения составлял 35,2%, то в 2021 году - 29, 4%. [2] Стабилизировать демографическую ситуацию позволит усиление мер государственной поддержки, оказываемых семьям с детьми, развитие программ, направленных на снижение смертности населения, повышения качества функционирования системы здравоохранения.
Существенное влияние на финансовую устойчивость пенсионный системы оказывает увеличение неформального сектора экономики, который в условиях финансового кризиса имеет тенденцию к росту. В 2020 году доля занятых в неформальном секторе экономики составила 14,1 млн. человек и несмотря на ее снижение (2017 - 14,3 млн., 2018 - 14,6 млн., 2019 - 14,8 млн.) остается достаточно высокой. [3] За работающих в неформальном секторе экономики работодатели не уплачивают страховые взносы, ограничивая тем самым поступления страховых взносов в бюджет ПФР и сокращая возможности формирования пенсионных прав граждан. Концентрация усилий на предотвращении и минимизации негативных тенденций на рынке труда путем сокращения неформальной занятости, выплат заработной платы в «конвертах», стабилизации обстановки на формальном рынке труда положительно повлияет на финансовое равновесие пенсионной системы.
Внутренние факторы обусловлены низкой эффективностью управления самой пенсионной системой и к основным из них относятся:
Высокий удельный вес досрочных пенсий в общем количестве назначаемых страховых пенсий, который в 2020 году составил 27,7%. Следует обратить внимание, доля досрочных пенсий увеличивается, так если в 2016, 2017, 2018, годах она составляла 22,7%, 21,0%, 21,0% соответственно, то к 2020 году возросла на 5% (27,7%), что по нашему мнению, обусловлено снижением числа получателей страховых пенсий по общим основаниям в связи с принятием закона о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года. [4]
В этой связи, по нашему мнению, необходимо реформировать систему досрочных пенсий путем перевода данной категории в корпоративные пенсионные системы, корректировать страховые тарифы с учетом результатов специальной оценки условий труда, стимулировать работодателей к улучшению условий труда и модернизации предприятий, что позволит сократить численность рабочих мест во вредных и опасных условиях труда.
Пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Выпадающие доходы бюджета ПФР в данном случае компенсируются за счет трансфертов федерального бюджета, так, в 2022 году на эти цели планируется направить более 511 млрд. руб. [5] Безусловно, установление пониженных тарифов положительно повлияло на развитие малого бизнеса, создание новых рабочих мест, однако, по нашему мнению, более рациональным было бы государству в целях стимулирования занятости в этих отраслях предоставлять целевые субсидии вместо льгот по уплате страховых взносов.
3. Недостаточно активное развитие негосударственного пенсионного обеспечения. Обратим внимание, в 2020 году увеличение размеров негосударственных пенсий составило 6,2%, что на 1,5% выше роста страховых пенсий по старости, который составил 5,7%. [6] Однако, следует отметить, что данный компонент пенсионной системы в настоящее время развивается недостаточно эффективно. По мнению автора, к факторам, замедляющим развитие негосударственного пенсионного обеспечения, следует отнести:
- снижение экономической активности и сокращение расходов предприятий, в том числе на корпоративные пенсионные программы;
- низкий уровень доходов населения, что не способствует развитию самостоятельного накопления на пенсию гражданами и участию в программах негосударственного пенсионного обеспечения;
- финансовая неграмотность населения и недоверие государству, на что также негативно повлияло введение «моратория» на формирование накопительной пенсии.
Развитию института негосударственного пенсионного обеспечения, по нашему мнению, поспособствует: внедрение практики зарубежных развитых стран в данном направлении с учетом национальных особенностей; разработка эффективного механизма, стимулирующего самозанятое население уплачивать страховые взносы для формирования пенсионных прав, что также увеличит
поступление страховых взносов в бюджет ПФР; усиление мотивации бизнеса на включение в социальные пакеты предприятий корпоративных пенсионных программ. [7]
Таким образом, пенсионная система Российской Федерации на протяжении трех десятилетий лет находится в процессе трансформации, однако многие вопросы остаются нерешенными, что вызывает необходимость корректировки мер, принимаемых Правительством РФ, в целях обеспечения ее финансового равновесия.
Библиографический список:
1. Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России. Научный дайджест № 5
(10). 2022 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 10. 09.2022)
2.Старшее поколение. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс], Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 10. 09.2022)
3. Труд и занятость в России. 2021: Стат. сб./Росстат - M., 2021. - 177 c.
4. Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс], Режим доступа:
http://www.pfrf.ru (дата обращения: 12. 09.2022)
5. Деятельность НПФ по НПО в 2020 году Мониторинг отдельных показателей. Москва 2021 г.
[Электронный ресурс], Режим доступа: http://napf.ru (дата обращения: 12. 09.2022)
6. Заключение на проект федерального закона № 1027744-7 «О бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://ach.gov.ru (дата обращения: 14. 09.2022)
7. Кравченко Е.В. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как фактор повышения устойчивости пенсионной системы // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 10. - С. 953-966.
© Осмаев С.С.
УДК 338
ЦИФРОВИЗАЦИЯ РУБЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Васильева Алина Александровна Vasilyeva Alina Aleksandrovna
Студент Student
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Banzarov Buryat State University, Поломошнова Елена Александровна Polomoshnova Elena Aleksandrovna
Студент Student
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Banzarov Buryat State University
DIGITALIZATION OF THE RUBLE: COMPARATIVE ASPECT
Аннотация: Предметом исследования данной работы явилось проведение анализа российского гражданского законодательства о деньгах, о формах денег, предстоящем дополнении цифровой формой денег, путях совершенствования законодательства.
Abstract: The subject of the study of this work was the analysis of the Russian civil legislation on money, on forms of money, the upcoming addition of the digital form of money, ways to improve legislation. Ключевые слова: деньги, криптовалюта, цифровой рубль, цифровые права. Key words: money, cryptocurrency, digital ruble, digital rights.
Денежная система России на сегодняшний день представляется двумя формами рубля: наличной и безналичной. В скором времени появится еще одна (третья) доступная форма денег - цифровой рубль. Из доклада Центрального Банка для общественных консультаций: «Цифровой рубль будет представлять собой цифровую форму национальной валюты и обладать всеми необходимыми свойствами для выполнения функций денег.<...> Цифровой рубль станет дополнительной формой денег, обращаясь наряду с наличными и безналичными рублями» [1].
Однако уже сейчас в некоторых источника встречается мнение, где отождествляется будущий цифровой рубль и криптовалюта. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо провести анализ, в чём они схожи, и чем различаются.
Правовая основа существования. Цифровой рубль будет функционировать под действием Гражданского кодекса, как объект права, а криптовалюта, это область регулирования закона «О