Научная статья на тему 'ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ'

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РЕФОРМ / ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / УРОВЕНЬ ПЕНСИИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашепов А.В.

Объект исследования - старшие возрастные группы населения (55+), их социально-экономическое положение и занятость в контексте происходящей в РФ реформы пенсионного возраста. Цель - изучение мирового опыта, последствий российской пенсионной реформы 2018 г. и ее влияния на финансы Пенсионного фонда, доходы и занятость пенсионеров, обоснование связи повышения пенсионного возраста с увеличением демографической нагрузки на граждан в трудоспособном возрасте, со старением населения, ростом средней продолжительности жизни, верификация сделанных ранее прогнозов. На основе статистических данных автором была сделана попытка оценить мотивацию властей в странах мира и РФ к институциональным изменениям положения старшего поколения, а также последствия повышения пенсионного возраста и трансформацию статуса занятости этой социально-экономической группы. В процессе исследования применялись методы корреляционного и регрессионного анализа статистики, анализа научной литературы, нормативных актов МОТ и Правительства РФ, данных ООН, Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Результаты работы свидетельствуют о том, что сегодняшний уровень пенсий в стране недостаточен и он существенно отстает от «коэффициента замещения» утраченной зарплаты, рекомендованного МОТ с учетом международным опыта, а также «подтверждают неизбежность повышения в ближайшие годы пенсионного возраста в контексте демографических изменений и экономических потребностей общества. Сделаны выводы о важности постоянного отслеживания положения населения в возрасте 60+ на рынке труда, исполнения ранее принятых стратегических документов по его социальной поддержке и повышению уровня его пенсионного обеспечения, а также о том, что сегодня очень сложно прогнозировать каким образом будет складываться демографическая и социально-экономическая ситуация в России в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION REFORM: PRELIMINARY RESULTS AND ASSESSMENT OF THEIR IMPACT ON THE ECONOMIC SITUATION OF OLDER AGE GROUPS OF THE POPULATION

The object of the study is the older age groups of the population (55+), their socio-economic status, and employment in the context of the pension age reform ongoing in the Russian Federation. The purpose of the paper is to study world experience, the consequences of the Russian pension reform of 2018, and its impact on the finances of the Pension Fund, the income and employment of pensioners, to substantiate the connection between raising the retirement age and the increasing demographic burden on citizens of working age, with the aging of the population, the increase in average life expectancy, verification of previously made predictions. Based on statistical data, the author made an attempt to assess the motivation of authorities in countries around the world and the Russian Federation for institutional changes in the situation of the older generation, as well as the consequences of raising the retirement age and the transformation of the employment status of this socio-economic group. During the research, methods of correlation and regression analysis of scientific literature, regulations of the ILO and the Government of the Russian Federation, statistical data of the UN, and the Federal State Statistics Service (Rosstat) were used. The results of the paper indicate that the current level of pensions in the country is insufficient and it lags significantly behind the “replacement coefficient” of lost wages recommended by the ILO, taking into account international experience, and also “confirms the inevitability of raising the retirement age in the coming years in the context of demographic changes and economic needs of society. Conclusions are drawn about the importance of constantly monitoring the situation of the population aged 60+ in the labor market, the implementation of previously adopted strategic documents on their social support and increasing the level of their pension provision, as well as the fact that today it is very difficult to predict the demographic and social-economic situation in Russia in the coming years.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»

■_

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОПЛАТА ТРУДА / INCOMES AND SALARIES

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-56-67 УДК 331.522; 314.93 JEL J32; J38

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

А.В. Кашепов

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Объект исследования - старшие возрастные группы населения (55+), их социально-экономическое положение и занятость в контексте происходящей в РФ реформы пенсионного возраста. Цель - изучение мирового опыта, последствий российской пенсионной реформы 2018 г. и ее влияния на финансы Пенсионного фонда, доходы и занятость пенсионеров, обоснование связи повышения пенсионного возраста с увеличением демографической нагрузки на граждан в трудоспособном возрасте, со старением населения, ростом средней продолжительности жизни, верификация сделанных ранее прогнозов. На основе статистических данных автором была сделана попытка оценить мотивацию властей в странах мира и РФ к институциональным изменениям положения старшего поколения, а также последствия повышения пенсионного возраста и трансформацию статуса занятости этой социально-экономической группы. В процессе исследования применялись методы корреляционного и регрессионного анализа статистики, анализа научной литературы, нормативных актов МОТ и Правительства РФ, данных ООН, Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Результаты работы свидетельствуют о том, что сегодняшний уровень пенсий в стране недостаточен и он существенно отстает от «коэффициента замещения» утраченной зарплаты, рекомендованного МОТ с учетом международным опыта, а также «подтверждают неизбежность повышения в ближайшие годы пенсионного возраста в контексте демографических изменений и экономических потребностей общества. Сделаны выводы о важности постоянного отслеживания положения населения в возрасте 60+ на рынке труда, исполнения ранее принятых стратегических документов по его социальной поддержке и повышению уровня его пенсионного обеспечения, а также о том, что сегодня очень сложно прогнозировать каким образом будет складываться демографическая и социально-экономическая ситуация в России в ближайшие годы.

Ключевые слова: причины и факторы реформ; повышение пенсионного возраста; последствия демографические, социальные, экономические; уровень пенсии; коэффициент замещения; занятость населения старших возрастов.

Для цитирования: Кашепов А.В. Пенсионная реформа: предварительные результаты и оценка их влияния на экономическое положение старших возрастных групп населения. Социально-трудовые исследования. 2023;52(3):56-67. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-56-67.

ORIGINAL PAPER

PENSION REFORM: PRELIMINARY RESULTS AND ASSESSMENT OF THEIR IMPACT ON THE ECONOMIC SITUATION OF OLDER AGE GROUPS OF THE POPULATION

A.V. Kashepov

Institute of Demographic Research FNISC RAS,

Moscow, Russia

ABSTRACT

The object of the study is the older age groups of the population (55+), their socio-economic status, and employment in the context of the pension age reform ongoing in the Russian Federation. The purpose of the paper is to study world experience, the consequences of the Russian pension reform of 2018, and its impact on the finances of the Pension Fund, the income and employment of pensioners, to substantiate the connection between raising the retirement age and the increasing demographic burden on citizens of working age, with the aging of the population, the increase in average life expectancy, verification of previously made predictions. Based on statistical data, the author made an attempt to assess the motivation of authorities in countries around the world and the Russian Federation for institutional changes in the situation of the older generation, as well as the consequences of raising the retirement age and the transformation of the employment status of this socio-economic group. During the research, methods of correlation and regression analysis of scientific literature, regulations of the ILO and the Government of the Russian Federation, statistical data of the UN, and the Federal State Statistics Service (Rosstat) were used. The results of the paper indicate that the current level of pensions in the country is insufficient and it lags significantly behind

© Кашепов А. В., 2023

the "replacement coefficient" of lost wages recommended by the ILO, taking into account international experience, and also "confirms the inevitability of raising the retirement age in the coming years in the context of demographic changes and economic needs of society. Conclusions are drawn about the importance of constantly monitoring the situation of the population aged 60+ in the labor market, the implementation of previously adopted strategic documents on their social support and increasing the level of their pension provision, as well as the fact that today it is very difficult to predict the demographic and social-economic situation in Russia in the coming years.

Keywords: causes and factors of reforms; raising the retirement age; demographic, social, and economic consequences; pension level; replacement coefficient; employment of the older population.

For citation: Kashepov A.V. Pension reform: Preliminary results and assessment of their impact on the economic situation of older age groups of the population. Social and labor research. 2023;52(3):56-67. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-56-67.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последнего столетия население многих стран мира, проходящих свою часть траектории «демографического перехода», неуклонно стареет. Причины известны - снижение уровня рождаемости и численности детей, а также беспрецедентный рост числа пожилых, ставший возможным благодаря прогрессу в сфере здравоохранения и повышению качества жизни. Демографически старым считается население с 12%-й (и более) долей людей старше 60 лет и 7%-й (и более) долей тех, кому за 651. В результате демографического старения сокращается экономически активная часть населения, снижаются темпы роста ВВП, растут пенсионные расходы. Как показывают расчеты, в перспективе эти расходы могут составить в Германии и Франции по 21,6% ВВП, а в Италии - аж 25,6% (!) ВВП [1, с. 56-58]. Что касается расходов на социальную защиту, то в России они составляют чуть больше 18% ВВП, против 22-30% ВВП в странах Западной Европы [3, с. 137].

Как указывается в докладе ООН «World Population Ageing 2020» («Мировое старение населения, 2020») «Во всем мире в 2020 году насчитывалось 727 миллионов человек в возрасте 65 лет и старше. Поскольку женщины живут дольше мужчин, в среднем они составляют большинство пожилых людей, особенно в преклонном возрасте. Согласно прогнозам, в течение следующих трех десятилетий число пожилых людей во всем мире увеличится более чем вдвое, достигнув в 2050 году более 1,5 млрд человек»2. Согласно последнему по времени прогнозу ООН, опубликованному в докладе World Population Prospects 2022 («Мировые перспективы населения, 2022»), «доля населения мира в возрасте 65 лет и старше (65+) возрастет с 10 процентов в 2022 году до 16 процентов в 2050 году..., число лиц в возрасте 65 лет и старше во всем мире более чем в два раза превысит число

1 The aging of population and its economic and social implication. United Nations: New York, 1965.

2 World Population Ageing 2020. United Nations: New York, 2020. URL:

https://www.un.org/development/desa/pd/news/world-population-ageing-2020-highlights (Дата обращения: 10.04. 2023).

детей в возрасте до 5 лет и примерно в два раза превысит число детей в возрасте до 12 лет». При этом статистики ООН отмечают, что «во всем мире в 2022 году женщины составляли 55,7 процента от общего числа лиц в возрасте 65 лет и старше, и, согласно прогнозам, их доля несколько сократится до 54,5 процента к 2050 году» и относят к числу важнейших мировых социально-экономических проблем то, что «странам со старением населения следует принять меры по адаптации государственных программ к растущей доле пожилых людей, в том числе путем повышения устойчивости систем социального обеспечения и пенсионного обеспечения и создания универсальных систем здравоохранения и долгосрочного ухода за пожилыми людьми»3. Эти проблемы актуальны и для России, поскольку как отмечают Г.П. Дегтярев и В.Д. Роик: «процесс старения населения России несет ряд вызовов, преодоление которых потребует значительных финансовых ресурсов, изыскание и привлечение, помимо государственных бюджетов всех уровней, дополнительных, весьма значимых по объему источников финансирования. Пожилые часто оказываются беззащитными перед рисками старости» [2, с. 4-5].

СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ В СТРАНАХ МИРА

Старение населения (уменьшение доли детей и лиц трудоспособного возраста и увеличение доли 60-65-летних) может детерминироваться различными демографическими процессами - сокращением рождаемости (происходит в большинстве стран мира), увеличением смертности в трудоспособных возрастах (это может быть как следствием негативных процессов в технологиях, образе жизни, экологии, здравоохранении, так и результатом военных действий или миграционного оттока), снижением смертности в пожилых возрастах и увеличением средней продолжительности жизни.

3 World Population Prospects 2022. Summary of Results. Department of Economic and Social Affairs. United Nations: New York, 2022. URL: https:// population.un.org/dataportal/home (Дата обращения: 01.04. 2023).

При использовании ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (ОППЖ) для диагностики демографического старения, следует иметь в виду, что статистически этот показатель формируется исходя из снижения уровня детской смертности, а также убывания населения в средних возрастах, и только после этого включает изменения выживаемости лиц старшего возраста. Поэтому в некоторых странах в определенные периоды сокращение уровня детской смертности может увеличивать ОППЖ, никак не влияя на численность, перспективы выживания и долю лиц старших возрастов. То есть при достаточно высокой рождаемости ОППЖ может расти без увеличения доли населения 65+ и, даже, на фоне ее сокращения. Поэтому ОППЖ рассматривается (благодаря статистическим службам ООН) как доступный, но не прямой, а косвенный индикатор старения населения.

В качестве основного индикатора демографического старения предпочтительно использовать соотношения долей различных половозрастных групп населения, в том числе в возрасте 60 и 65+. Для целей настоящей работы в части анализа ситуации в РФ «старшими возрастными группами» называются категории населения 55+, то есть старше прежнего пенсионного возраста для женщин - 55 лет, который действовал в РФ до 2018 г. включительно.

Старение населения в ряде стран приводит к увеличению «демографической нагрузки», когда на 1000 человек трудоспособного возраста приходится все больше людей нетрудоспособных возрастов, причем в развитых странах эта избыточная нагрузка формируется в значительной степени из лиц пенсионных возрастов. Это иногда порождает представление о том, что посредством повышения пенсионного возраста можно увеличить динамику ВВП и сократить удельные расходы на пенсионное обеспечение. Безусловно, сократить расходы на старшее поколение, в том числе пенсионные, можно, но существенный прирост ВВП обеспечивает только прогресс технологий и производительности труда, для отдельных стран - структура их экспорта и конъюнктура мирового рынка. Поэтому Япония и Германия входят в пятерку мировых экономических лидеров, имея более «старую» возрастную структуру и численность трудоспособного населения, чем некоторые средне- и слаборазвитые страны. Тем не менее многие из среднеразвитых стран активно занимаются повышением пенсионного возраста, и менее активно - стимулированием производительности труда.

Использованная в данной работе база данных о границах пенсионного возраста по странам мира в 2020 г. была опубликована в Википедии4. Для международных сопоставлений была также использована «средняя продолжительность предстоящей жизни» из базы данных ООН, содержащей данные по всем странам и отдельным территориям, не имеющим статуса государств5 и данные по доле населения 65+ из американского правительственного сборника по 191 стране мира6.

Что касается данных Википедии о границах пенсионного возраста по странам, необходимо иметь в виду, что они не полностью надежны и сопоставимы. Из 71 государства в 21 стране продолжается повышение этих границ, одновременно меняются гендерные критерии (в развитых странах пенсионный возраст для мужчин и женщин, как правило, одинаковый, в среднеразвитых у мужчин он обычно выше) и критерии по трудовому стажу. В некоторых странах, где социальная политика подчинена исключительно интересам производства, пенсионная система охватывает только часть населения. Так, в Китае пенсии получают около половины городских жителей и 4% - сельских. По некоторым странам отмечаются неточности и происходят периодические пересмотры в демографической статистике, в том числе показателях ОППЖ и доли 65+. Особенно много проблем такого рода возникало в 2020-2021 гг. в связи с пандемией COVID-19, а также в результате проведений в указанный период переписей населения. В силу драматической случайности пандемия совпала по времени с конвенциальными сроками проведения переписей населения в некоторых странах. С учетом этих оговорок следует воспринимать и интерпретировать сопоставления стран мира по показателям ОППЖ и доли 65+.

Среди 191 страны мира наиболее старая структура населения (65+ более 22%) наблюдается в Японии (29,2%), Германии (23,0%), Греции (22,4%), Финляндии (22,3%) и Италии (22,1%). Как правило, в странах-лидерах этого рейтинга, средняя продолжительность предстоящей жизни (мужчин и женщин) приближается к 85 годам, а пенсионный возраст для мужчин превышает 65 лет. Российская Федерация, находящаяся в в этом списке демографического старения на 46 месте, входит в группу стран так называемого среднего уровня (табл. 1).

4 Пенсионный возраст в странах мира. Википедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/?curid=10061887&oldid=129425603 (Дата обращения: 01.04.2023).

5 UN Population Division Data Portal. URL: https://population.un.org/ dataportal/home (Дата обращения: 01.04.2023).

6 World Factbook 2020-2021. New York, Skyhorse Publishing, 2021. - 11557 pp.

Таблица 1 / Table 1

Доля населения 65+, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, пенсионный возраст для мужчин в 2020 гг. / Percentage of the population 65+ (percent), life expectancy (years), retirement age for men (years) in 2020

Доля населения 65+, % / Share of population 65+, % Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, лет / Life expectancy, years Пенсионный возраст (мужчины), лет / Retirement age (men), years

1 Япония 29,2 84,8 64,0

2 Германия 23,0 81,0 67,0

3 Греция 22,4 80,6 67,0

4 Финляндия 22,3 82,4 65,0

5 Италия 22,1 84,1 67,0

6 Пуэрто-Рико 21,8 78,9 нет данных

7 Мальта 21,3 83,7 65,0

8 Словения 21,2 82,1 60,0

9 Хорватия 21,1 79,2 65,0

10 Эстония 21,0 79,2 64,5

46 Россия 15,5 70,1 62,0

Источник/Source: Пенсионный возраст в странах мира. Википедия / Retirement age in countries worldwide. Wikipedia.URL: https://ru.wikipedia.org/?curid =10061887&oldid=129425603; UN Population Division Data Portal. URL: https://population.un.org/dataportal/home; World Factbook 2020-2021. New York, Skyhorse Publishing, 2021. - 11557 pp. (дата обращения: 01.04.2023) / (accessed on 01.04.2023).

f( x) - 0 21 • x + 60 60 • • < • • -

R 2 - 0,29. » » • im •

• • • • •

5 10 15 20 25

Доля населения старше 65 лет, %

30

35

0

Рис. 1 / Fig. 1. Доля населения 65+ и пенсионный возраст (мужчины) по 71 стране мира / The share of the population 65+ and retirement age (men) in 71 countries of the world Источник/Source: Пенсионный возраст в странах мира. Википедия / Retirement age in countries worldwide. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia. org/?curid = 10061887&old id=129425603; World Factbook 2020-2021. New York, Skyhorse Publishing, 2021. - 11557 pp.

В целях определения взаимосвязи между уровнем демографической старости, средней продолжительностью предстоящей жизни и возрастом выхода на пенсию были проанализированы соответствующие данные 71 страны, имеющей пенсионную систему, параметры которой отражены в Википедии. При расчетах мы учитывали, что продолжительность жизни женщин в развитых странах на 2-3 года больше, чем у мужчин, а возраст выхода на пенсию тех и других совпадает. В среднеразвитых же странах разрыв в продолжительности жизни между женщинами и мужчинами может достигать 10 и более лет и женщины выходят на пенсию на несколько лет раньше.

Соотношение между долей населения 65+ и пенсионным возрастом по 71 стране показано на рис. 1. Коэффициент корреляции является значимым и равен 0,54. Уравнение для связи между пенсионным возрастом мужчин и уровнем старости также является значимым (в терминах статистиче-

ской программы «адекватно экспериментальным данным»), хотя коэффициент детерминации R2 не высок и равен 0,29. Уравнение для пенсионного возраста мужчин:

ПВм = 0,2123*(Доля65+) + 60,605 (1)

где:

ПВм - пенсионный возраст для мужчин, лет; Доля 65+ - доля населения старше 65 лет (мужчин и женщин), в %.

Уравнение с коэффициентом детерминации R2=0,29 не может претендовать на то, чтобы стать официальным инструментом для правительств стран мира при обосновании реформ пенсионного возраста. Тем не менее для экспертов по этому вопросу в РФ, где уровень демографической старости (доля 65+) составляет 15,5% может быть интересен расчет по формуле 1: для уровня старости 14% адекватным является пенсионный возраст для мужчин 63,6 года, для 15% - 63,8 года и для 16% -64 года. Эти расчетные данные вполне вписывают-

Таблица 2 / Table 2

Средние заработная плата, пенсия, прожиточный минимум пенсионера и соотношение между ними в 1991-2022 гг. / Average salary, pension, pensioner's living wage and the ratio between them in 1991-2022

1991 г. 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2022 г.

Средняя заработная плата, руб.* 0,548 2223 20952 51344 64191

Средний размер пенсии, руб.* 0,185 694,3 7476,3 14985,5 17825

Прожиточный минимум пенсионера, руб. 909 4521 9308 10277

Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %

с величиной прожиточного минимума пенсионера 76,4 165,4 161,0 173,4

со средним размером начисленной заработной платы 33,8 31,2 35,7 29,2 27,8

Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году 96,8 128,0 134,8 102,3 104,6

Реальный размер назначенных пенсий, в % к 1990 году 96,8 38,9 128,7 138,2 150,5

* В рублях после деноминации 1.01.1998 г.

Источник/Source: расчеты автора по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.04. 2023) / Author's calculations based on data from the Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat.gov.ru/ (accessed on 01.04.2023).

ся в реальные нормативы российской пенсионной реформы.

Аналогичные расчеты, произведенные для показателей продолжительности жизни (ОППЖ) и пенсионного возраста для мужчин дали значимый коэффициент корреляции 0,45 и для женщин 0,6. Были рассчитаны коэффициенты для уравнений линейной регрессии, которые статистическая программа признала «адекватными экспериментальным данным». Уравнение для мужчин с коэффициентом R2=0,20 получило вид:

ПВм = 0,1889*ОППЖ + 49,158 (2)

где:

ПВм - пенсионный возраст для мужчин, лет; ОППЖ - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (все население), лет.

Расчет потенциально возможного пенсионного возраста для мужчин РФ по формуле (2) дал для средней ОППЖ (всего населения) 70 лет - 62,4 года, для 73 лет - 62,9 года и для 75 лет - 63,3 года.

Для женщин было получено уравнение с более высоким коэффициентом R2=0,36:

ПВж = 0,3615*ОППЖ + 34,212 (3)

где:

ПВж - пенсионный возраст для женщин, лет; ОППЖ - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (все население), лет.

59,5 года - таков по нашим расчетам потенциально возможный пенсионный возраст для женщин при ОППЖ всего населения 70 лет, при ОППЖ 73 года он составил 60,6 и при 75 - 61,3 года. С учетом приведенной выше оговорки, о том, что данное уравнение не может рассматриваться как инструмент для планирования и принятия управленческих решений, можно предположить, что пенсионный возраст для женщин в РФ немного занижен, а для мужчин примерно адекватен мировой статистике ОППЖ. Это не означает,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что пенсионный возраст женщин в РФ нуждается в дальнейшем повышении, так как вопросы подобного рода решаются исходя из политических и социально-экономических, а не статистических оснований.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ В 2018 Г. И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

В каждой стране, где повышается пенсионный возраст, данная реформа имеет широкий спектр последствий для населения, домашних хозяйств, предприятий, занятости и безработицы, финансовой системы. Некоторые из этих последствий можно проследить на примере Российской Федерации.

2000-е годы в новейшей истории постсоветской России стали самым благополучным периодом времени как с точки зрения роста экономики, так и социально-экономического положения широких слоев населения. Благодаря высокой конъюнктуре мировых цен на энергоносители и тесной интеграции российской экономики в европейскую и мировую экономику ВВП в сопоставимых ценах в 2000-2008 гг. (до начала глобального кризиса 2009-2010 гг.) вырос в 1,7 раза и впервые превысил показатели 1990-1991 гг. В этот период быстро росли заработная плата, пенсии и другие категории доходов населения, расширялись выплаты социальных пособий и бюджетные расходы на социально-культурные цели (табл. 2, рис. 2).

Однако все эти годы продолжалось демографическое старение населения. Число лиц старше трудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек в трудоспособном возрасте, в 1989-2002 гг. увеличилось с 325 до 335, а в 2005-2019 гг. (после некоторой стабилизации в результате прохождения демографических волн в начале 2000-х) - с 326 до 467 человек. А если оценивать общую демографическую нагрузку (дети плюс пожилые люди)

% 200,0 180,0

20,0

0,0

176,5

150,5

»HfNm^LnVOr^OO^

fNm^LnVOr^OO^OtHfNm^LnVOr^OO^O

fNfNfN

оооооооооо ооооооооооооооооооооооо

(N(NNNfN(N(NN(NNN(N(N(N(N(NNfNfN(N(N(N(N

Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера, %

Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы, %

» Реальный размер назначенных пенсий, в % к 1990 г.

Рис. 2 / Fig. 2. Реальный размер назначенных пенсий в соотношении с прожиточным минимумом пенсионера и начисленной заработной платой / The real size of the assigned pensions in relation to the pensioner's subsistence minimum and the accrued salary Источник / Source: Росстат / Rosstat.

g

92,0 90,0 88,0 86,0

82,0 80,0 78,0 76,0 74,0 72,0

90,2

1,5

1,3 1,3

1,0 83,1

0,5

0,0 I

-1,3

1,2

-1,5

гм m^r 1Л to oo en о rvi m ^t- 1Л to oo en о гм m to oo СП о^-н

^OIOIOIOIOIOIOIOIOIOOOOOOOOOOHHHHHHHHHH^IN 50101010101010101010000000000000000000000 1 i—I i—I i—I i—I i—I *—I *—I i—I i—I <—j с—j e—j e—j e—j e—j e—j e—j e—j e—J e—1 e—1 e—J <—J <—J <—J <—J i—J i—J i—J i—J i—J

Рис. 3/ Fig. 3. Численность и годовой прирост населения трудоспособного возраста / The number and annual growth of the working-age population

Источник / Source: Росстат / Rosstat.

Годовой прирост, млн чел.

•Численность, млн чел.

1,0

-0,5

-1,0

с 1989 по 2019 гг., то она возросла с 755 до 804 человек на 1000 трудоспособных.

Экономика России после кризиса 2009 г. не смогла вернуться к темпам роста 2000-х, а в 2015 г. последовал новый спад, вызванный санкциями после начала конфликта на Украине, и затем до 2018 г. темпы роста ВВП колебались в диапазоне 0,2-2,8%, что было недостаточно не только для общего развития страны, но и для существенного повышения уровня реальных доходов домашних хозяйств, и в том числе пенсионеров. Достигнув в 2005 г. исторически максимальной численности в 90,2 млн человек, трудовой потенциал РФ (даже несмотря на присоединение Крыма в 2014 г.) начал убывать, сократившись к 2018 г. до минимального за постсоветский период показателя - 81,4 млн человек (рис. 3).

Торможение и периодические остановки экономического роста, резкое снижение численности населения в трудоспособном возрасте с параллельным увеличением на него демографической нагрузки, хронический дефицит Пенсионного фонда, дотируемого из государственного бюджета, а также опыт стран, повысивших к середине 2010-х гг. возраст выхода на пенсию, заставило Правительство РФ инициировать в 2018 г. принятие Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.,7 который предусматривал постепенное повышение пенсионного возраста мужчин до 65 лет и женщин до 60 лет в течение 5 лет (2019-2023 гг.). Впоследствии был представлен новый, скорректированный график проведения пенсионной реформы (табл. 3).

7 Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Таблица 3/ Table 3 Графики выхода на пенсию мужчин и женщин по первоначальному (5 лет) и скорректированному (10 лет) вариантам повышения пенсионного возраста / Retirement schedules for men and women by initial (5 years) and adjusted (10 years) options for raising the retirement age

Источник/Source: Закон №350-Ф3 03.10.2018 г., Пенсионный фонд РФ (с 1.01.2023 г. - Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 01.04. 2023) / Law No. 350-FZ 10/03/2018, Pension Fund of the Russian Federation (from 01/01/2023 - Social Fund of Russia. URL: https:// sfr.gov.ru/ (accessed on 01.04.2023).

В «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», принятой в 2012 г., ставились задачи к 2030 г.: «обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате; обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера» и другие, без ссылок на повышение пенсионного возрас-та8. В «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», принятой в 2016 г., говорилось о «демографических тенденциях старения населения» и о «формировании условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения», но также не указывалось на будущее повышение пенсионного возраста9. В Федеральном законе № 350-ФЗ отсутствовала мотивировка причин повышения пенсионного возраста, поэтому мы можем только предполагать, что она могла примерно соответствовать перечню демографических и финансовых проблем, которые были определены экспертным путем в данной статье.

8 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р

9 Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р

Сразу после публикации закона № 350-Ф3, исходя из действовавшего демографического прогноза Росстата (2018 г.), первоначального графика повышения пенсионного возраста на период до 2023 г. и прогнозов Министерства экономического развития (МЭР) в части роста ВВП и производительности труда, я подготовил публикации, в которых детально проанализировал прогнозы экспертов и попытался оценить возможные риски повышения пенсионного возраста [4; 5, с.74-92].

Прогнозировалось, что:

1) Повышение пенсионного возраста вызовет увеличение численности населения в трудоспособном возрасте по среднему варианту примерно на 9 млн к 2023-2024 гг. (по отношению к ожиданиям прогноза Росстата, относящимся к «старому» пенсионному возрасту).

2) Поскольку значительная часть лиц первого пенсионного пятилетия (женщины 55-60 и мужчины 60-65 лет) уже входит в состав рабочей силы (то есть продолжают работать), то дополнительное вовлечение людей в состав рабочей силы не превысит 4-5 млн человек.

3) Вследствие низких темпов экономического роста при прогнозируемых МЭР параметрах ВВП и производительности труда численность безработных может увеличиться с 3,5-4,0 млн человек до 7,7-7,8 млн человек, достигнув к 2023 г. 9,6-9,7% рабочей силы.

4) Сократятся доходы работающих пенсионеров в возрасте 55(60)+, так как раньше они могли получать заработную плату и пенсию, а теперь только заработную плату.

5) Женщины в возрасте 55-60 лет, которые раньше «работали бабушками», теперь не смогут этим заниматься, что на фоне нехватки мест в детских дошкольных учреждениях приведет к ухудшению качества жизни молодых семей, и может отрицательно сказаться на рождаемости. Предполагалось, что органы власти - регуляторы экономики и рынка труда должны компенсировать указанные тенденции стимулированием ускоренного роста ВВП и численности рабочих мест, в том числе, адаптированных для лиц старшего возраста [4].

Верификация вышеуказанных прогнозов показала: прирост населения в возрасте 55(60)+ оказался меньше, чем это следовало из расчетов Росстата 2018 г., в том числе, к сожалению, от избыточной смертности в результате COVID-19. Безработица повышалась до предсказанных уровней, но только кратковременно - во II-III кв. 2020 г., и то под влиянием локдауна из-за пандемии, а не демогра-

Год / Возраст выхода на пенсию / Retirement age

5-летний вариант / 5-year option 10-летний вариант / 10-year option

Мужчины / Men Женщины / Women Мужчины / Men Женщины / Women

2019 61 56

2019 II полугодие 60,5 55,5

2020 62 57

2020 I полугодие 60,5 55,5

2021 63 58

2021 II полугодие 61,5 56,5

2022 64 59

2022 I полугодие 61,5 56,5

2023 65 60

2024 63 58

2026 64 59

2028 65 60

30,0

25,0

х га О) а.

^ т 20,0

i 2

л is 15,0 ь х

О Ю

0 о

1 и X о

О) 1=

^ У

и О

* S 5,0

10,0

1,5 1,0

0,5 5

т

I

0,0 |

н

и

-0,5 R .

1=

-1,0

HN^^lDrNCOfftOHlNOI^UllflNOOfflOH OOOOOOOO^H^H^H^H^H^H^H^H^H^HtNtN

оооооооооооооооооооо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N

Прирост, млн чел.

• Население ст. трудосп., млн чел

Рис. 4/ Fig. 4. Численность и годовой прирост населения старше трудоспособного возраста / The number and annual growth of the population over the working age

Источник / Source: Росстат / Rosstat.

48000 46000 44000 43327 42000 40000

45709 46070 46±80 46198 45637

2014 r. 2015 r. 2016 r. 2017 r. 2018 r. 2019 r. 2020 r. 2021 r. 2022 r.

Общая численность пенсионеров, тыс. чел. Численность пенсионеров по старости, тыс. чел.

Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 чел. населения

Рис. 5 / Fig. 5. Общая численность пенсионеров, ее нагрузка на 1000 чел. населения и численность пенсионеров по старости / The total number of pensioners, its load per 1000 people of the population and the number of old-age pensioners

Источник / Source: Росстат / Rosstat.

40,0

2,0

35,0

1,5

0,0

2,0

фических факторов. Доходы части домохозяйств пенсионеров сократились или замедлили рост из-за того, что те из них, кто продолжал работать, остались без ежегодной индексации своих пенсий, что вынудило некоторых из них расторгнуть официальный трудовой договор и уйти в «серую» зону подработки. В условиях неблагоприятного воздействия со стороны демографических волн, пандемии коронавируса и политических событий 2023 г. определить влияние «дефицита бабушек» на рождаемость довольно сложно. Хотя в перспективе его можно будет оценить с помощью социологических опросов молодых семей.

В результате повышения пенсионного возраста численность трудоспособного населения в 2018-2021 гг. увеличилась с 81,4 млн до 83,2 млн человек (рис. 3). Неравномерность ее прироста год от года вызвана особенностями графика выхода на

пенсию в период 2019-2028 гг. (табл. 3). Поскольку уменьшилась численность лиц пенсионного возраста, общая и по возрасту, то, соответственно, сократилась и демографическая нагрузка на трудоспособное население (рис. 4, рис. 5).

В 2018-2021 гг. сократилась численность населения и старших возрастов - с 38,0 до 35,0 млн человек (рис. 4). В 2021 г. она уменьшилась почти на 2 млн человек, что было вызвано не только пенсионной реформой, но, к сожалению, и избыточной смертностью от пандемии COVID-19.

Общая численность пенсионеров, достигшая в 2019 г. своего максимума - 46,5 млн человек, уменьшилась к 2022 г. до 44,7 млн человек, а демографическая нагрузка пенсионеров на общую численность населения за тот же период сократилась с 316,7 до 307,0 человек на 1000 (рис. 5). Сокращение на 1,8 млн всех, кто находится на пенсии, совпало с

Таблица 5 / Table 5

Влияние повышения пенсионного возраста на бюджет ПФР, размеры пенсий и соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом и заработной платой / The impact of raising the retirement age on the budget of the PFR, the size of pensions and the ratio of the average pension with the subsistence minimum and wages

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Расходы ПФР «на финансирование выплат населению пенсий, пособий», в % от ВВП 9,2 9,1 9,1 8,5 7,9 9,1 7,7

Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб. 11986 12391 12887 13360 14163 14986 16642

Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. 7965 8081 8315 8483 9002 9308 10022

Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году 96,2 96,6 100,3 100,8 101,5 102,3 104,1

Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %:

с величиной прожиточного минимума пенсионера 150,5 153,3 155,0 157,5 157,3 161,0 166,0

со средним размером начисленной заработной платы 35,2 33,8 32,9 30,6 29,6 29,2 29,4

Источник/Source: расчеты автора по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2023) и Социального фонда России (до 1.01.2023 г. - ПФР), URL: Социальный фонд России (sfr.gov.ru) (дата обращения: 01.04.2023). / Author's calculations based on data from the Federal State Statistics Service (Rosstat), URL: https://rosstat.gov.ru/ (Date of access: 01.04.2023) and the Social Fund of Russia (until 01.01.2023 - PFR), URL: Social Russian Fund (sfr.gov.ru) (accessed on 01.04.2023).

Таблица 6/ Table 6

Уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств, состоящих из пенсионеров, в РФ, в среднем на члена домохозяйства в месяц / The level and structure of monetary income of households consisting of pensioners, on average per

household member per month

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

рублей % к стр. 1 рублей % к стр. 1 рублей % к стр. 1 рублей % к стр. 1

Денежный доход - всего 29 576,00 100,0 30 963,00 100,0 31 836,90 100,0 34 404,90 100,0

Доход от трудовой деятельности - всего 11 448,50 38,7 11 858,60 38,3 12 247,40 38,5 13 270,60 38,6

Оплата труда (включая выплаты социального характера) 10 679,90 36,1 11 111,20 35,9 11 452,80 36 12 538,20 36,4

Доход от самостоятельной занятости 543,3 1,8 614,5 2 461,6 1,4 512,7 1,5

Трансферты полученные - всего 17 829,00 60,3 18 772,30 60,6 19 278,50 60,6 20 864,40 60,6

Социальные выплаты 17 407,50 58,9 18 386,30 59,4 18 952,10 59,5 20 496,10 59,6

в том числе:

пенсии 15 495,10 52,4 16 159,90 52,2 16 955,10 53,3 17 851,20 51,9

пособия, компенсации и иные социальные выплаты 1 912,50 6,5 2 226,40 7,2 1 997,00 6,3 2 644,90 7,7

Располагаемый денежный доход 27 655,6 93,5 28 801,4 93,0 29 722,4 93,4 32 110,0 93,3

Источник/Source: Федеральная служба государственной статистики (Росстат) / Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2023) / (accessed on 01.04.2023).

уменьшением на 2,1 млн количества пенсионеров по старости - с 36,7 до 34,6 млн чел.

Некоторые представители Правительства РФ в 2018 г. указывали в своих выступлениях, что сокращение численности получателей пенсий в результате реформы приведет к увеличению выплат остающимся пенсионерам. Как показано в табл. 5, соотношение расходов ПФР с ВВП после 2017 г. уменьшалось, с перерывом на ковидный 2020 г., и в 2021 г. опустилось до 7,7%, то есть относительная финансовая нагрузка на ПФР уменьшилась. Однако проблема получения доходов ПФР и их администрирования не была решена. Дотации из федерального бюджета в бюджет ПФР, которые в 2018 г. составляли 3,2 трлн руб., то есть 39,1% его доходов, в кризисный 2020 г. повышались до 4,8 трлн руб., или 46,5%, чтобы в 2021 г. составить 3,8 трлн руб. (38,5%). Годовой рост реального (очищенного от инфляции) размера назначенных

пенсий в 2019-2021 гг. колебался в диапазоне 101,5-104,1%.

Согласно приведенным выше нормативам, предусмотренным Стратегией 2012 г.,10 к 2030 г. средний размер пенсии должен был составить 2,53 прожиточных минимума, но за 2019-2021 гг. это соотношение выросло всего лишь на 0,09 - с 1,57 до 1,66. Важным показателем пенсионных систем стран мира является коэффициент замещения пенсией средней зарплаты (утраченных в результате выхода на пенсию доходов). Согласно Конвенции №102 МОТ от 4.06.1952 г. размер пенсии по старости должен быть не меньше 40% утраченного заработка11. Такой норматив указан также в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (2012 г.). В ряде реги-

10 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р

11 Конвенция №102 Международной организации труда от 4.06.1952 г. «Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения»

Таблица 7/ Table 7 Численность работающих пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР, по видам пенсионного обеспечения и категориям / The number of working pensioners registered in the PFR system, by types of pension provision and categories

2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Все работающие пенсионеры 14917 9669 9667 9315 8 891 8513

в % к численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации 36 22,2 22 21,4 20,7 20,3

из них получающие пенсии:

по старости 13872 8602 8574 8197 7765 7344

по инвалидности 773 656 652 669 666 695

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 17 35 37 34 33 35

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей 118 164 172 178 182 185

федеральные государственные гражданские служащие 20 11 11 10 10 9

социальные 116 201 221 227 235 245

Источник/Source: Социальный фонд России (до 1.01.2023 г. - ПФР). URL: Социальный фонд России (sfr.gov.ru) (дата обращения: 01.04. 2023) / Social Fund of Russia (until 1.01.2023 - PFR). URL: Social Fund of Russia (sfr.gov.ru) (accessed on 01.04.2023).

онов мира коэффициент замещения значительно превышает требования МОТ и, в частности, в ЕС согласно Европейскому кодексу социального обеспечения 1990 г. (ЕКСО) для одинокого пенсионера он составляет 50% и для пенсионера, имеющего иждивенцев, - 65% [2, с. 217]. В РФ этот показатель достигал максимума 35,2% в 2015 г., а после реформы 2018 г. опустился ниже 30% (табл. 5).

По данным Росстата (табл. 66) номинальный доход среднего пенсионера в 2018-2021 гг. увеличился с 29576 тыс. до 34404 тыс. рублей, а доля пенсии в этих доходах существенно не изменилась, составив 52,4% и 51,9%, соответственно. Таким образом, материальные условия жизни пенсионеров после 2018 г. изменились незначительно и далеко отстают от международных стандартов замещения заработной платы (табл. 5, табл. 6).

В табл. 7 показана численность работающих пенсионеров, зарегистрированных ПФР. Она существенно отличается от данных выборочных Обследований рабочей силы (ОРС) Росстата. Например, статистические показатели ПФР о среднегодовой численности работающих пенсионеров в 2015 г. более чем вдвое превышали аналогичные данные Росстата.

В 2016 г. были изменены правила индексации пенсий работающим пенсионерам и некоторые

другие условия для их занятости. В 2019-2022 гг. после повышения пенсионного возраста их количество уменьшилось на 12% - с 9,7 до 8,5 млн человек.

В табл. 8 представлен сегмент отчетного баланса трудовых ресурсов Росстата. Как следует из этих данных, несмотря на повышение границ трудоспособного возраста, общая численность трудовых ресурсов в 2019 г. выросла незначительно, а в 2020 г. на фоне повышенной смертности и оттока части трудовых мигрантов во время пандемии, уменьшилась на 1 млн человек.

При этом численность работающих пенсионеров и их доля в трудовых ресурсах уменьшилась в результате избыточной смертности и лишения части из них возможности сочетать статус пенсионера и занятость.

Данные о балансе трудовых ресурсов за период после 2020 г. на момент подготовки этой статьи к печати еще не были опубликованы Росстатом, но по выборочным обследованиям рабочей силы (ОРС) можно судить о динамике занятости и безработицы в разрезе половозрастных групп населения. В женских группах - возраст 55-59 и 60-69 лет (в публикациях результатов ОРС не выделена отдельно возрастная градация 60-65 лет) и мужских - возраст 60-69 лет численность безработных увеличивалась во время пандемии, но в целом за 2018-2022 гг. практически не изменилась (табл. 9). Численность занятых, и, соответственно, рабочей силы по трем названным половозрастным группам увеличилась на 1,3 млн человек, что составляет 1,7% от учтенной Росстатом рабочей силы на конец 2022 г.

ВЫВОДЫ

Во всех странах мира, достаточно развитых для того, чтобы иметь систему социальной поддержки старших групп населения, периодически осуществляются реформы, направленные на повышение возраста выхода на пенсию. Этот возраст, который в наиболее развитых странах достигает 66-67 лет для мужчин и женщин, зависит от уровня демографического старения населения, средней продолжительности жизни и других демографических параметров. В РФ впервые за несколько десятков лет в 2018 г. была начата реформа пенсионного возраста, рассчитанная до 2028 г. Целевые показатели реформы составляют 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Прогнозы-предупреждения о том, что резкое повышение пенсионного возраста может увеличить безработицу, не оправдались, поскольку пандемия коронави-

Таблица 8 / Table 8

Некоторые показатели баланса трудовых ресурсов в 2015-2020 гг. / Some indicators of the balance

of labor resources in 2015-2020

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего 92706,1 91161,1 89967,5 89670,8 90184,9 89105,8

в том числе:

трудоспособное население в трудоспособном возрасте 82461,3 81354,2 80186,1 79453,7 79812,4 80050,8

иностранные трудовые мигранты 3387,5 2834,4 2598,6 2664,9 3059,4 2143,3

работающие лица старше трудоспособного возраста 6790,5 6905,9 7133,0 7506,0 7269,6 6873,3

в % к трудовым ресурсам 7,3 7,6 7,9 8,4 8,1 7,7

Источник/Source: Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2023) / Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat.gov.ru/ / (accessed on 01.04.2023).

Таблица 9 / Table 9

Численность рабочей силы, занятых и безработных мужчин и женщин по возрастным группам в 2018-2022 гг. / The number of the labor force, employed and unemployed men and women by age group in 2018-2022

На конец года, тыс. чел / At the end of the year, thousand people 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Прирост за 2018-2022 гг. / Growth for 2018-2022

Занятые

Женщины 55-59 3408 3471 3507 3616 3774 366

Женщины 60-69 1984 2109 2121 2120 2228 244

Мужчины 60-69 2015 2210 2248 2492 2720 705

Безработные

Женщины 55-59 87 110 120 183 90 3

Женщины 60-69 46 68 81 39 24 -22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мужчины 60-69 68 71 93 72 70 2

Рабочая сила

Женщины 55-59 3495 3581 3627 3799 3865 370

Женщины 60-69 2030 2177 2202 2159 2252 222

Мужчины 60-69 2083 2281 2341 2564 2765 682

Источник/Source: Обследования рабочей силы (ОРС), Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2023) / Labor Force Survey (LFS), Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat.gov.ru/ (accessed on 01.04.2023).

руса сократила численность населения старших возрастных групп, а также потому, что большинство людей, на которых распространяются новые нормы, к началу реформы уже работали, и продолжают работать. Численность трудовых ресурсов не увеличилась. Рост рабочей силы оказался значительно меньшим, чем рост населения трудоспособного возраста. В социально-экономическом статусе работников в возрастном диапазоне 55-65 лет, на которых уже распространились новые нормы, произошло только одно изменение -невозможность совмещать официальную работу с получением индексированной пенсии, которое было доступно работникам предшествующих поколений.

Повышение пенсионного возраста позволило несколько замедлить прирост расходов ПФР, однако уровень дотирования фонда из государственного бюджета остался высоким. Размер пенсии в реальном исчислении после 2018 г. преодолел тенденцию сокращения, которое в 2015-2016 гг. было вызвано первой волной санкционного кризиса, тем не менее по сравнению с прожиточным минимумом пенсионера и со средней заработной

платой его рост совершенно недостаточен. Для успешной реализации «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» (на период до 2030 г.), и других стратегических документов необходимо не только значительно увеличить размер существующих пенсий, но и обеспечить повышение коэффициента замещения заработной платы с 29-30% до нормативных 40%.

Следует признать, что сформированная в 1990-е-2000-е гг. «гибридная» бюджетно-страхо-вая пенсионная система даже после повышения пенсионного возраста не решает главную задачу - обеспечение для пенсионеров достойного уровня доходов, которые могли бы заместить не менее чем на 40% выпадающую заработную плату и адекватно соответствовать вкладу в произведенное национальное богатство. Ситуация, когда национальное богатство, созданное поколениями пенсионеров, используется для извлечения доходов государством и бизнесом при недостаточном учете интересов тех, кто это богатство (в том числе основные фонды) непосредственно произвел, является несправедливой. Не говоря уже о том, что уровень пенсий в РФ не соответствует нормативу

МОТ и «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ». Финансовые результаты функционирования пенсионной системы в период после 2018 г. показали, что повышением пенсионного возраста и незначительными изменениями в налоговом законодательстве и механизмах функционирования ПФР решить проблемы не представляется возможным. Все повышения пенсии чаще всего происходят не вследствие этих изменений, а в результате политических решений руководства страны и финансируются за счет дотаций из государственного бюджета. Поэтому следует, не изменяя формальных законодательных основ пенсионной системы, но признав ее де-факто не страховой, а бюджетный характер, дополнить действующую «Стратегию.» программой таргетирования уровня пенсий и их соотношения с уровнями заработных плат занятого населения и доходов бизнеса. Повышение пенсии

в этом случае будет производиться так же, как оно производится сейчас - на основе бюджетных дотаций ПФР, но не разовыми акциями, а на основе долгосрочной (до 2030 г. и далее) федеральной программы и с постоянным опережением уровня инфляции.

После окончания нынешнего периода кризисов и конфликтов, предусмотренные такой программой ресурсы будут направляться на систематическое повышение уровня пенсий и доли пенсионеров в национальном доходе (ВВП) и национальном богатстве. Задачей экономической науки и экспертного сообщества будет комплексный анализ всех имевших место в прошлом и ожидаемых в будущем эффектов и взаимодействий между сферами производства ВВП, государственными и общественными финансами, доходами различных групп населения, демографической сферой и сферой занятости.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Роик В.Д. Пенсионная система России: вызовы XXI века и пути модернизации. СПб: Питер, 2012.

2. Дегтярев Г.П., Роик В.Д. Старение, здоровье, качество жизни старшего поколения: монография. Москва: Проспект, 2023. 440 с.

3. Роик В. Д., Юдина М. А. Социальная сплочённость: методы оценки и пути достижения // Уровень жизни населения регионов России. 2021;17(1):132-142. DOI: https://doi.Org/10.19181/lsprr.2021.17.1.10

4. Кашепов А.В. Прогнозирование конъюнктуры рынка труда в условиях современных институциональных реформ. Социально-трудовые исследования. 2019;(1):44-56.

5. Кашепов А.В. Взаимосвязи экономики и демографии. Монография. Макс-пресс. 2019. 176 с.

REFERENCE

1. Roik V.D. The Russian pension system: challenges of the 21st century and ways of modernization. St. Petersburg: Peter, 2012. (In Russ.).

2. Degtyarev G.P., Roik V.D. Aging, health, quality of life of the older generation: monograph. Moscow: Prospekt, 2023. p. 440. (In Russ.).

3. Roik V.D., Yudina M.A. Social cohesion: methods of assessment and ways of achieving it. Living Standards of the Population of Russian Regions. 2021;17(1):132-142. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.1.10

4. Kashepov A.V. Forecasting labor market conditions in the context of modern institutional reforms. Social and Labor Research. 2019;(1):44-56. (In Russ.).

5. Kashepov A.V. Relationships between economics and demography. Monograph. Max press. 2019. p. 176. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Алексей Владимирович Кашепов - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), Москва, Россия

Alexey V. Kashepov - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Chief Researcher at the Institute of Demographic Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences (IDR FCTAS RAS), Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1348-0093 avkash@list.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 02.05.2023; после рецензирования 22.05.2023, принята к публикации 25.05.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 02.05.2023; revised on 22.05.2023 and accepted for publication on 25.05.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.