Научная статья на тему 'Пенсии по инвалидности в самодержавной России'

Пенсии по инвалидности в самодержавной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3334
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНВАЛИДЫ / УТРАТА ТРУДОСПОСОБНОСТИ / ПЕНСИОННЫЙ УСТАВ / DISABILITY PENSION / PROVISION OF PENSIONS / DISABLED PEOPLE / DISABILITY / PENSION CHARTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торопкин Сергей Александрович

Пенсии по инвалидности являются первым видом пенсий, которые стали назначаться в России. Именно пенсии по инвалидности стали основой для формирования пенсионной системы России. В статье анализируются исторические предпосылки возникновения данного вида пенсий, генезис пенсионного законодательства Российской империи, условия, порядок назначения и размеры данного вида пенсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disability pensions in autocratic Russia

Disability pensions are the first type of pensions which began to be appointed in Russia. Disability pensions became a basis for formation of pension system of Russia. In article historical prerequisites of emergence of this type of pensions, genesis of the pension legislation of the Russian Empire, a condition, an order of appointment and the sizes of this type of pensions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Пенсии по инвалидности в самодержавной России»

Торопкин С.А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЛЧКИ И ПРЛКТИКИ

УДК 367.405

Торопкин Сергей Александрович Toropkin Sergey Alexandrovich

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), assistant professor of chair of the constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Пенсии по инвалидности в самодержавной России Disability pensions in autocratic Russia

Пенсии по инвалидности являются первым видом пенсий, которые стали назначаться в России. Именно пенсии по инвалидности стали основой для формирования пенсионной системы России. В статье анализируются исторические предпосылки возникновения данного вида пенсий, генезис пенсионного законодательства Российской империи, условия, порядок назначения и размеры данного вида пенсий.

Disability pensions are the first type of pensions which began to be appointed in Russia. Disability pensions became a basis for formation of pension system of Russia. In article historical prerequisites of emergence of this type of pensions, genesis of the pension legislation of the Russian Empire, a condition, an order of appointment and the sizes of this type of pensions are analyzed.

Ключевые слова: пенсия по инвалидности, пен- Keywords: disability pension, provision of pensions, сионное обеспечение, инвалиды, утрата трудоспо- disabled people, disability, pension charter. собности, пенсионный устав.

Вступивший в силу 1 января 2015 года Федеральный закон «О страховых пенсиях» в числе трех возможных видов пенсий устанавливает пенсии по инвалидности. Правильному пониманию и реализации установленных современным законом норм будет способствовать исторический анализ становления и развития института пенсионного обеспечения инвалидов в России. Пенсии по инвалидности имеют свои отличительные особенности по сравнению с иными видами пенсий, которые можно выявить, проследив историю их закрепления.

Пожалуй, из всех категорий пенсионеров, инвалиды являются субъектами, в наибольшей степени нуждающимися в социальной защите государства. Поэтому отношение государства

Так и так, говорит, проливал кровь, лишился, в некотором роде, руки и ноги, работать не могу, осмеливаюсь просить, не будет ли какого вспомоществования, каких-нибудь эдаких распоряжений насчет, относительно так сказать, вознаграждения, пенсиона, что ли, понимаете.

Н.В. Гоголь. Повесть о капитане Копейкине

к инвалидам как к наиболее уязвимой социаль-■ ной группе является показателем его гуманитарного, социального и даже духовного развития.

В допетровский период практики назначения пенсий как регулярных денежных выплат не существовало, функцию пенсионного обеспечения выполняла сначала система кормлений, а впоследствии поместная система. Согласно введенному при Иоанне IV (Грозном) правилу при отставке служилого человека «за старостью, болезнями и ранами», поместье оставалось за ним в виде его обеспечения до достижения совершеннолетия сыновей и шло затем в раздачу последним за службу [1, с. 17]. Кроме того, имели место иные меры социальной защиты инвалидов. Так, в 1661 году царь Алексей

62

Юридическая наука и практика

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ

Михайлович повелел уволенных за ранами от службы военачальников определять в воеводы и другие должности [2], а также разрешил архимандриту Дионисию и Соломону учредить в Москве первую богадельню для помещенья в ней престарелых и увечных воинов. Это была первая в России богадельня для раненых и увечных воинов [3, с. 3—4]. Таким образом, решение таких социальных проблем, как обеспечение инвалидов из числа служилых людей совпало по времени с образованием централизованного русского государства и стало условием усиления централизованной государственной власти [4, с. 28—35].

Во второй половине XVII века при определении мер материальной помощи законодатель начинает учитывать тяжесть полученных на службе ранений. Так, в царствование Федора Алексеевича, после Чигиринского сражения с турками (1676 год), было приказано наградить всех раненых, которые по степени их увечья были разделены на три разряда (класса).

В XVIII веке внимание к обеспечению («призрению») раненых и увечных воинских чинов усиливается. В царствование Петра I было приказано епархиям собирать деньги в церквях и распределять часть монастырских доходов на раненых. Кроме того, призрение и содержание раненых вменялось в обязанности тех же монастырей, причем рядовые пользовались таким же довольствием, как чернецы (монахи), а офицеры и унтерофицеры — «по регламенту». В случае неисполнения монастырями этих обязанностей к ним применялись довольно суровые меры: «если где-либо подобный распорядок окажется невозможным, то в таких случаях убавлялась дача хлеба монахам, сами же они сравнивались с призреваемыми» [5, с. 75—80].

Выплаты денежных пособий инвалидам («увечным») были впервые предусмотрены в Морском уставе 1720 года [6], утвержденном Петром I. Данный закон учитывал степень утраты лицом трудоспособности. При частичной утрате трудоспособности, препятствовавшей продолжению корабельной службы, Морской устав предписывал трудоустраивать увечных на иные должности государственной службы («к магазейнам, в гарнизоны или статскую службу употребить, повысив чином»). В случае полной утраты лицом трудоспособности («ежели так изувечен, что никуды негоден будет») закон предоставлял ему право выбора: либо пожизненное содержание за государственный счет в госпитале либо получение паспорта и единовременной выплаты в размере годового

жалования («такого в гошпитали кормить до его смерти; а ежели в гошпитали быть не похочет: то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт»). Данные правила распространялись как на получивших ранения и увечия в бою, так и на потерявших трудоспособность по иным причинам, связанным с военной службой, а также вследствие старости.

Существенным образом государственное отношение к инвалидам было пересмотрено в годы правления Екатерины II. Одновременно с проведением секуляризационной реформы было принято решение снизить нагрузку на монастыри и освободить их от обязанности содержать увечных воинов. Причины такого решения были указаны в указе императрицы от 26 февраля 1764 года [7]: во-первых, признавалось, что духовные учреждения не справляются с содержанием отставных военных («духовные власти, не будучи сведомы, каким образом с военными людьмо обходиться, не могут никогда их в добром порядке содержать, и бывающие иногда от них наглости укрощать, от чего и отставные имели причину впадать в разные продерзости»). Во-вторых, недостаточность выделяемых монастырями средств для содержания семьи инвалида зачастую приводила к бродяжниче-сту, попрошайничеству и иным противоправным действиям детей последнего («к тому же отставные, имеющие у себя жен и детей, с трудом могут себя положенным окладом продовольствовать, и для того дети их принуждены скитаться по миру, или кормиться работою у посторонних, ни отцу ни матери их неизвестных людей, и так наконец совсем пропадали, а другие к вотчинникам в подушный оклад записывались; иные же от новых помещиков своих, ведая что им не принадлежат, бегая и впадая в шалости, причиняют разным тем суды и следствии, а иные и в рекруты подложно записываются»).

Отставные инвалиды, содержавшиеся на момент издания данного указа, подлежали «разбору». Годные к какой-либо службе при наличии способности и желания трудиться должны были трудоустраиваться («по способностям и желаниям их распределя»), остальных же инвалидов как офицеров так и рядовых предписывалось направлять в специально установленные города: Муром, Хлынов, Касимов, Арзамас, Шацк, Тамбов, Пензу, Лебедян, Кузмо-демьянск, Чебоксары, Кадом, Алатарь, Темников, Керенок, Саранск, Нижний Ломов, Инзару, Путивль, Пронск, Козелык, Ряжск, Бежецк, Зарайск, Сызрань, Уржум, Ядрин, Курмыш, Слободской, Козлов, Свияжск и Верхний Ломов.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

63

Торопкин С. А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

Торопкин С.А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ

Законодатель данное решение и выбор городов объяснял тем, что: во-первых, военные инвалиды будут жить там упорядоченно, под присмотром старшего военного чина; во-вторых, их присутствие в указанных местах будет способствовать поддрежанию правопорядка («Из того родится и та польза, что в тех местах, где военных людей не положено, город и округ в почтении содержаться будет и охранение от воров последует»); в-третьих, малолетние дети инвалидов будут под присмотром родителей, а их старшие дети будут записываться в школы.

Для направляемых в указанные города инвалидов закон впервые устанавливает пенсии как регулярные денежные выплаты. Размер пенсий устанавливался в виде фиксированной суммы в зависимости от категории войск и воинского звания инвалида: в гвардии обер-офицерам пенсия назначалась в размере 100 рублей в год, унтер-офицерам — по 20, капралам и рядовым — по 15, во всех остальных полках подполковникам — по 120, майорам — по 100, капитанам — по 65, поручикам — по 40, подпоручикам и прапорщикам — по 33, унтер-офицерам — по 15, рядовым — по 10 рублей. При этом важно подчеркнуть, что количество получателей пенсии по каждой категории было строго лимитировано: гвардии обер-офицеров — 3, унтер-офицеров — 10, капралов и рядовых — 200; прочих полков подполковников — 15, майоров — 75, капитанов — 150, поручиков — 150, подпоручиков — 300, прапорщиков — 300, унтер-офицеров — 150, рядовых — 3000. Таким образом, общее количество инвалидов-пенси-онеров не могло превышать 4353 человека, а общая сумма бюджетных расходов на их содержание составляла 80 600 рублей.

Кроме того, закон связывал назначение пенсии с имущественным положением инвалида. Могли претендовать на получение пенсии лишь субалтерн-офицеры, имевшие менее 25 душ, капитаны, имевшие менее 30, а штаб-офицеры — менее 40 душ крепостных крестьян.

Справедливо отметить, что предписание о выезде в установленные города имело диспозитивный характер и оставляло инвалиду возможность отказаться менять место жительства. Отказавшиеся ехать в указанные города имели три варианта устройства: 1) инвалиды, взятые на службу из государственных или помещичьих крестьян, могли вернуться к своим помещикам или в «Дворцовые, Архиерейские, монастырские и Государтсвенные вотчины», а из купцов — к своим родственникам; 2) инвалиды, не

имеющие возможности по состоянию здоровья совершить переезд, в порядке исключения могли остаться на своем прежнем месте жительства («а которым действительно по дряхлости и изнеможению ехать в назначенные места будет не можно, таковых приписывая в комплект, оставлять в тех местах, где они жительство имеют»).

Следующая существенная реформа социального обеспечения инвалидов была проведена 40 лет спустя после екатерининской реформы Александром I. В указе от 23 февраля 1803 года необходимось реформирования системы пенсионного обеспечения инвалидов объяснялась тем, что, во-первых, прежнее «инвалидное содержание... составляя третью часть окладов по штатам 1763 года положенных с ценами настоящими несоразмерно», а во-вторых, что прежний порядок не учитывает сроки выслуги до выхода в отставку по инвалидности [8]. В зависимости от срока службы и причин отставки устанавлилось три категории инвалидов-пенси-онеров. В первую категорию входили инвалиды, прослужившие на военной службе безпорочно 20 лет или же совершенно неспособные к военной службе и определенные в инвалидные команды, а также те, «которые по той или иной причине впредь по отставке из полков и батальонов в сей класс содержания с рассмотрения определяемы будут». Данная категория получала «высший инвалидный оклад» — третью часть жалования по чинам Мушкетерских полков по штатам 1802 года.

Вторая категория включала тех инвалидов, кто, не выслужив 20 лет, вышел в отставку по собственному желанию или без желания, но «не по судам». Их пенсия по инвалидности устанавливалась в размере третьей части окладов по штатам 1763 года — «средний инвалидный оклад».

В третью категорию инвалидов попадали те, кто «по суду были отставлены от службы». Для них пенсия устанавливалась по соображениям «человеколюбия» как «некоторый способ к пропитанию» в размере двух третей среднего инвалидного содержания — «нижний инвалидный оклад».

Таким образом, реформа Александра I упраздняла количественные лимиты («комплекты») для назначения пенсий военным инвалидам. А также повышала пенсионные оклады отдельным категориям пенсионеров. Правда, распространялся данный порядок лишь на старших (штаб- и обер-) офицеров. Имущественное положение инвалида, как и прежде, учитыва-

64

Юридическая наука и практика

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ

лось при назначении пенсии — на пенсии могли расчитывать только инвалиды, «не имеющие собственного пропитания».

В том же 1803 году правила назначения пенсии инвалидам из числа старших офицеров и генералитета были вновь пересмотрены. В указе «О сроках службы к награждению отставляемых генералитета, штаб- и обер-офицеров армейских» [9] устанавливалось, что генералитету, штаб- и обер-офицерам в случае отставки «за ранами полученными в сражениях» назначается «половинное жалование» и «позволяется носить мундир».

На волне патриотического подъема, вызванного победой в Отечественной войне 1812 года, усилилось общественное внимание к судьбам людей, пострадавших в войнах. Собираются средства, формируются капиталы, создаются общественные организации, целью которых становится материальная поддержка лиц, не имеющих достаточных средств к существованию. Так, по частной инициативе коллежского советника П.П. Пезаровиуса, был образован инвалидный капитал, который сформировался из пожертвований, собиравшихся в редакции начатого им в 1813 году издания «Русский инвалид», а частью из доходов от самого издания газеты. П.П. Пезаровиус на доходы издаваемого им журнала, другими словами, из своих собственных средств, содержал 1200 инвалидов.

В 1813 году русско-прусские войска разгромили корпус французского генерала Вандама под городом Кульм (ныне Хлумец). В честь этой победы Александр I одобрил создание «Комитета Высочайше учрежденного в 18 день августа 1814 года», который впоследствии именовался «Комитетом призрения заслуженных воинов» (с 19 марта 1858 года), а затем (с 12 декабря 1877 года) «Александровским комитетом» по случаю столетия со дня рождения учредившего эту структуру императора. В инвалидный капитал Александровского комитета поступали пожалования от членов императорской фамилии, пожертвования частных лиц, а также ряд поступлений, указанных в законе [10, с. 48— 52]. Инвалидный капитал, сформированный П.П. Пезаровиусом, также поступил в распоряжение Александровского комитета [11]. Пенсии инвалидам выплачивались за счет процентов, полученных от использования инвалидного капитала.

Таким образом, пенсионное обеспечение инвалидов Александровским комитетом стало отдельной системой пенсионного обеспечения, по своей природе имевшей характер государ-

ственно-частного партнерства и функционировавшей наряду с государственным пенсионным обеспечением.

По образцу Комитета о раненых 21 февраля 1823 года был образован «Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников». Этой организации был выделен миллион рублей из инвалидного капитала. Комитет назначал пенсии и пособия тем отставным гражданским чиновникам, которые, «пишась сил от трудов», не имели средств к «приличному себя содержанию» [12].

В начале XIX века пенсионное законодательство Российской империи содержалось в различных, разрозненных нормативных актах, в связи с чем назрела необходимость его кодификации. Как было отмечено Николаем I: «правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности» [13], в связи с чем 6 декабря 1827 года был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях [13], согласно которому были установлены новые правила назначения пенсий как военным, так и гражданским чиновникам. Назначение пенсии инвалиду впервые ставилось в зависимость не от его материального положения, а лишь от срока его службы и характера ранений и увечий, полученных на службе. Сроки выслуги были сокращены, а пенсии увеличены.

Более высокие пенсии получали военные инвалиды. При этом военные сухопутной и морской службы были разделены на «классных» (генералов, штаб- и обер-офицеров) и «нижних чинов». Если классные чины становились на службе полными инвалидами (паралич, лишение рассудка, потеря зрения т. п.), то прослужившие не менее 1 года получали единовременно годовое жалованье, не менее 5 лет — пенсию в размере 1/3, не менее 10 лет — 2/3, а не менее 20 лет — полное жалованье. Если же данная категория служащих выходила в отставку «по расстроенному совершенно на службе здоровью или по приключившейся неизлечимой болезни», то есть степень утраты трудоспособности была меньше, то пенсия назначалась прослужившим беспорочно от 10 до 20 лет в размере 1/3, от 20 до 30 лет — 2/3, а 30 лет и более — полного жалования. Для инвалидов же из числа нижних чинов сохранялся прежний, установленный еще Екатериной II порядок назначения пенсий.

Для полных гражданских инвалидов («одержимых» разбитием параличом, лишением рассудка, потерей зрения и другими «тяжкими неизлечимыми болезнями») из числа классных

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

65

Торопкин С. А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

Торопкин С.А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ

чинов Устав 1827 года устанавливал такие же сроки выслуги и условия назначения пенсии, как и для военных. Единственным отличием было назначение пенсии пропорционально не жалованию, а по «расписанию окладов», которое прилагалось к пенсионному Уставу. В отношении канцелярских служителей, не имеющих классных чинов, закон устанавливал такие же правила назначения пенсий, как и для классных чинов. Минимальная пенсия при этом не могла быть менее 100 рублей.

Устав 1827 года также определял порядок назначения пенсий. Право инвалида на пенсию должно было подтверждаться определенными свидетельствами. Для гражданских чиновников такие свидетельства должны были выдаваться чиновниками медицинского ведомства: в уездах — уездным лекарем, в губернских городах — членом врачебной управы, в тех ведомствах, где имеются собственные врачи, — данными врачами, но с обязательным удостоверением Врачебной управы и непосредственного начальства служащего лица. Если служащий выходит в оставку по причине болезней, то в свидетельстве должны были указываться: 1) качество и степень болезни; 2) время ее возникновения; 3) причины, по которым данная болезнь препятствует продолжению службы.

Если служащий выходил в отставку по причине полученных им на службе ран, то его свидетельство должно было содержать сведения о том: 1) когда и где данные ранения были получены; 2) сколько и каких ран было получено; 3) причины, по которым данные раны препятствуют дальнейшей службе.

Следует отметить, что длительное время пенсии назначались лишь получившим инвалидность офицерам, положение же нижних чинов было гораздо менее защищенным. Выплата государством пенсий по инвалидности нижним чинам была закреплена в 1867 году с изданием Положения об устройстве отставных и бессрочно-отпускных нижних чинов [14]. Согласно данному законодательному акту лишь тем нижним чинам, которые «будут признаны неспособными к личному труду и не будут иметь собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение, назначается из казны, пожизненно на их содержание, по 3 рубля в месяц». Те же нижние чины, которые признавались требующими «постороннего за ними ухода», размещались в богадельнях и благотворительных заведениях с перечислением из казны трех рублей ежемесячно на их содержание.

Аналогичные правила назначения пенсий инвалидам из числа нижних чинов были сохранены в Уставе о воинской повинности 1864 года [15] с тем лишь различием, что инвалиды, требующие постороннего ухода, в случае отсутствия свободных мест в богадельнях и благотворительных заведениях могли отдаваться на попечение «благонадежных лиц» с оплатой от казны в размере 6 рублей в месяц.

Таким образом, в XIX веке в Российской империи сформировалась комплексная система пенсионного обеспечения инвалидов, которая состояла из трех основных компонентов: государственных пенсий, пенсий Александровского комитета, а также пенсий из эмеритальных касс. Однако уровень социальной защиты инвалидов был относительно невысоким. Проведенный современниками сравнительный анализ пенсионного обеспечения офицеров и нижних чинов в России и зарубежных странах показал, что российские «раненые офицеры 2-го класса, в особенности младшие, получают менее половины окладов раненых в Германии. Но если принять во внимание дешевизну жизни в Германии и дороговизну ее у нас, то безошибочно можно утвердить, что у нас за приведенные оклады пенсий и четвертой части не получишь тех удобств и комфорта, которыми пользуются раненые в Германии при их пенсиях» [16, с. 886].

К аналогичному выводу пришел и профессор Николаевской академии Генерального штаба Ф.А. Макшеев, который констатировал: «Пенсии за раны и увечья у нас совершенно ничтожны по сравнению с иностранными» [17, с. 229]. Например, оклады французских пенсий раненым в бою и причисленных к 1 классу превосходили размер российских пенсий в аналогичном случае в 5-7 раз.

Данные обстоятельства, а также угроза новой войны требовали усиления внимания к вопросам социальной защиты военнослужащих. Система государственного обеспечения инвалидов была вновь подвергнута реформированию в 1912 году. Нормы, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих российской армии, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, были кодифицированы в двух законах: 1)«О пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам» от 23 июня 1912 года [18] и 2) «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» от 25 июня того же года [19]. Первый закон содержал Устав, а второй Положение, в которых были закреплены субъективные права

66

Юридическая наука и практика

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ

и юридические обязанности военнослужащих-инвалидов.

Наряду с этим вплоть до крушения империи сохраняются многие формы натурального по-слеслужебного обеспечения. Например, в связи с тем, что некоторые офицеры, не имевшие права на пенсию, оказывались по выходе в отставку без средств к существованию, в 1850 году было повелено (прецедентом послужила просьба подпоручика Фокеева, подавшего прошение об отводе ему с семьей участка земли «для прокормления с семейством») офицерам, не имеющим оседлости и средств к существованию, отводить земли на территории Оренбургского казачьего войска, но с тем, чтобы более никакого пособия от казны не просили [20, с. 239].

Но приведенные примеры в период XIX—XX веков являлись скорее исключением, чем правилом. Сокращение государственного земельного фонда, особенно плодородных и заселенных территорий и в то же время экономическое развитие, вызванное ростом производительных сил, обусловили стремительный процесс вытеснения бенефициарно-натуральной формы послеслужебного материального обеспечения выплатой пенсий в денежном эквиваленте.

В конце XIX — начале XX века в России встает вопрос о пенсионном обеспечении не только государственных служащих, но и рабочих промышленных предприятий. В связи с небывалым промышленным подъемом последней трети XIX века численность данной категории лиц в России увеличилась втрое и к 1900 году составила 3 млн человек. Однако их материальное положение было тяжелым. Высокая интенсивность труда, низкая заработная плата, многочисленные штрафы, бытовая неустроенность обусловливали недовольство рабочих, которое выливалось в перманентные стачки и забастовки. Так, 1885 году начался знаменитой Морозов-ской стачкой.

В мае 1901 года Николай II утвердил «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских или рудничных работах» [21], согласно которым рабочим казенных горных заводов и рудников без различия пола и возраста, лишившимся возможности продолжать заводские или рудничные работы от увечья или других повреждений в здоровье (профессиональных болезней), полученных во время или вследствие обозначенных работ, а также семействам этих рабочих в случае их смерти должны были назначаться пенсии из казны.

Нормы «Временных правил...» стали базовыми в законодательстве о пенсиях наемных рабочих частных предприятий. Осенью 1902 года Государственный совет одобрил законопроект, а 2 июня 1903 года Николай II утвердил «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». С 1 января 1904 года закон вступил в силу.

Впоследствии система пенсионного обеспечения инвалидов-рабочих была развита с принятием 12 июня 1912 года законов «О страховании на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев» [22]. Они, также как и закон от 2 июня 1903 года, строились на гражданско-правовых принципах вознаграждения за имущественный ущерб, вызванный снижением или утратой трудоспособности. Но в них шла речь уже о страховании, а не об индивидуальной ответственности нанимателя за причиненный ущерб.

Таким образом, эволюция пенсионного обеспечения инвалидов в самодержавной России характеризуется следующими закономерностями. Во-первых, появившиеся в XVII веке правила социального обеспечения раненых воинов имели преимущественно натуральную форму. Но уже в XVIII веке в период правления Екатерины II на первое место выходит денежная форма материального обеспечения, то есть назначаются пенсии.

Во-вторых, первоначально субъектами пенсионных прав становятся инвалиды из числа воен-нослужащих-офицеров, которые получили раны или увечья на службе. Круг субъектов пенсионных прав постепенно расширяется за счет предоставления пенсий инвалидам из числа нижних военных чинов, гражданских чиновников, а впоследствии и рабочих промышленных предприятий.

В-третьих, основными факторами, влияющими на уровень пенсионного обеспечения, неизменно являлись: а) степень утраты лицом трудоспособности; б) должностное положение инвалида в момент получения ран или увечий. В процессе развития законодательства детализировалось деление инвалидов на группы в зависимости от характера полученных ран и увечий. Высшие чины при этом получали существенно большие пенсии нежели низшие чины, чьи пенсионные права были закреплены в законодательстве намного позднее.

В-четвертых, с созданием в 1813 году Комитета призрения заслуженных воинов («Алек-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

67

Торопкин С. А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

Юридическая наука и практика

Торопкин С.А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

ас

Z 3 о

§ я ш ^

II

3 8

11

13

Ь ш

го

CD

lo

з 8 g S I °

Ш 0

“ О

m 8 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГО О Q)

2 ~1

ГО о

о> о

IE S<

- ь

чр Q)

В ■о

Ej 2

V< го "О а>

О) ^ го

rv Q> т :я

CD

о

4^ СО

СЛ О) со

_С S х

CD

Q)

О

О

ГО

О X Ь Р

CD

=П S

S 1э

* CD

°

ТЗ о

CD

ГО £■

О S

S

СО X CD

5^

CD

■Q

О) 0"

* CD

О) О) ■

I

О

го

о

CD

ГО

CD

Р о ^

q-i

^ О) 'С

о\ Ь о

Q) 0> -| X со ^ CD л Оха со ГО о TI Х О X =Е =! Q) ТЗ о (D

О j-,

_i. 7^ CD о\ т

zP i

,o s s

CD O' Ш

сл E — ro E

о

ro

In

in

о

■о

Q)

X

о го о 0) ~o

ГО s s ^1

TI о

О S

2 о

Q X

го

2

ф

аз

О

о\ ^

CD

О го CD Ф —I го о CD

I го

03 CD

I

03

03

s

b

03

CO

1

03

л

03

§

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

CD

CO

03

03

_E

CD

Q

CD i 2 CD I

s §

q 3

CD

2. v<

-E

w ■§ CD Ь

0 s a> i CD s

2 ^

2l

cd аз

1 о

* -a

03

го CO

о ro

3 3

CD S

CO 03 7Z

О

»i

q oj

| §

03 ro

cd q

о g

4 to

q § | S 20 i

*= I 03

CO

X

-&

го 1 I

03

I

о

Ч

ГО ■О

X о

03

о 03

I

Е CD

X 00 m Q3

I |

>-i ro

03

о о a\ аз

^ о ь 1 го -о

CD " ГО

CD ГО

3 S CD ГО I _

1

CD

—i

О

0

2 03 ■О

q

03

CD

1 I

ro

CD

I

03

03

ro

s

b

о

03

о

п _

03 CD

о о

о ь

2 03

I

о

S

0

1 I

о

^ о

Г" 5

CD

£ i:

2 CD E. CL

r I

С СЛ

p Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD

K)

О '

4^ CD -7 СЛ

ю о

4^ О

4^

& сл i' го

CQ §

2 О

3 <

0) TI О Р

3 -

о) О

ГО =г

О. CD

СЛ

г I

' ф го ; со

X

<

о

ф

0)

СЛ

о

<

<

Е

ф

0)

СЛ

Z ф 0) TJ "D

ю о Го" го ф ф

о 03 1 t o' го о о. го го 1 1 ф СЛ го СЛ о

4ia О о ф го Z О" го

03 =г ю' оГ ф го 0) го о 3 с ер СЛ 0)

го ф СЛ го о 0) о. 0) г+ го’ ш_ м о го о.

ВТ о ~о 1 1 <’ ф о. о СЛ о

< о 1 1 =г ф <■ "О ф о ф о ф о

1 1 73 б "О ф —

з' СЛ с СЛ о ф Л го СЛ

СЛ го о 0) с

о 0) 0)' го ф 0) 1 1 =г ф О" о с г 1 ш го о ф

о.

ф

о

о.

ф

CD

о

4^

ГО О) з _i. О) о.

SS

_i. О

• 3

Z -О ю ф NJ ■ CD сл о о

Ф О О. ГО

ф

. . о ф ф 0)

< о <■ о о.

О. Ф

. (Q

0)

73 Гост го

3 "2

0) о

3 <

»I

со Л

ф

со

о

>

X

л

0)

Е

TJ

о

о

го

ф

о

CD

о

4^

m Ф ■р

О) 'б

1=1 ^

п о

TD S

0)

о\

"D

TD

-о го

s ~I О а) о\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Го -Q

Е го

те *

о

ач

ш

—I Щ

о

■в

*!

о

■в

*!

■в

о

ач

3

&

$

■в

ж

За

ж

о

ж<

ж

а

ж

ж

ж

■в

а

ж

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

О

ач

J5

о

■в

'■а

а

О

■в

а

■в

о

ап

3

£

5

■в

а

О

>4

а

■в

а

а

—I

а

а

Торопкин С. А. Пенсии по инвалидности в самодержавной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.