Научная статья на тему 'Пенитенциарные учреждения Южного Зауралья в конце XIX начале XX века'

Пенитенциарные учреждения Южного Зауралья в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА / ТЮРЕМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асриев Асхат Шайгалиевич

Анализируется истории реформирования пенитенциарных учреждений Южного Зауралья в конце XIX начале XX века. Приводится анализ реформирования системы управления местами заключения в Южном Зауралье, описываются условия содержания арестантов, показывается реализация основных мероприятий, направленных на исправление преступников, а также дается оценка эффективности деятельности пенитенциарных учреждений Южного Зауралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарные учреждения Южного Зауралья в конце XIX начале XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145).

Право. Вып. 18. С. 112-115.

А. Ш. Асриев

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Анализируется истории реформирования пенитенциарных учреждений Южного Зауралья в конце XIX — начале XX века. Приводится анализ реформирования системы управления местами заключения в Южном Зауралье, описываются условия содержания арестантов, показывается реализация основных мероприятий, направленных на исправление преступников, а также дается оценка эффективности деятельности пенитенциарных учреждений Южного Зауралья.

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, тюремная реформа, тюремные учреждения.

В последнее время российская историкоюридическая наука стала обращать пристальное внимание на историю развития пенитенциарной системы России. Это во многом объясняется как научным интересом к данной проблематике, так и ее практической актуальностью в связи с проведением в Российской Федерации реформы уголовно-исполнительной системы. Интерес для изучения представляет и дореволюционный этап эволюции пенитенциарных институтов России, в особенности период конца XIX — начала ХХ в., когда в стране проводилась масштабная реформа тюремной системы. Начало проведения этой реформы можно датировать 1879 годом, когда в составе МВД был создан центральный орган управления местами заключения империи — Главное Тюремное Управление (ГТУ). В конце XIX — начале ХХ в. при непосредственном участии ГТУ была проведена целая серия преобразований в тюремной системе империи. Тюремная реформа в то время преследовала цель модернизации тюремной системы России, ее превращения из сугубо карательного в пенитенциарный, т. е. исправительный институт. Среди направлений данной реформы выделяют: гуманизацию наказаний, духовно-нравственное и трудовое воздействие на заключенных с целью их исправления, совершенствование системы управления тюремными учреждениями и т. д.

В настоящей статье рассматриваются проблемы реформирования тюремных учреждений на территории Южного Зауралья. В исследуемый период (конец XIX — начало XX в.) в состав этого региона входили Шадринский уезд Пермской губернии и Курганский округ (с 1898 г. уезд) Тобольской губернии. К началу проведения тюремной реформы места заключения Южного Зауралья были представлены двумя тюрьмами, одна из которых находилась в уездном городе

Шадринске Пермской губернии, а другая — в окружном (с 1898 г. уездном) городе Кургане Тобольской губернии. Основные направления тюремной реформы коснулись как Курганской, так и Шадринской тюрьмы. Но поскольку Шадринский уезд входил в европейскую губернию России, а Курганский уезд в сибирскую губернию, то тюремные преобразования в последнем уезде протекали с небольшим запозданием. Так, если в Пермской губернии тюремная инспекция (территориальное подразделение ГТУ) была учреждена в 1890 г., то в Тобольской губернии это произошло только в 1895 г.1

Одним из главных направлений тюремной реформы в Южном Зауралье стала реорганизация системы управления тюрьмами. Важнейшим законодательным актом в этой сфере стало Положение «Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи» от 15 июня 1887 г. Но оно долгое время не было распространено в большей части мест заключения Российской Империи. Так, к 1907 г. вне действия закона оставались Сибирь, Закавказье, Архангельская, Астраханская, Вятская, Олонецкая, Оренбургская, Пермская и Ставропольская губернии2. Только к 1 июля 1909 г. Закон от 15 июня 1887 г. наконец-то распространился на тюрьмы Пермской губернии3. А в 1913 г. под действие закона наконец-то попала Тобольская губерния.

До этой реформы многие вопросы управления тюрьмами были сосредоточены в руках общественных организаций — уездных отделений Общества попечительного о тюрьмах, которые наблюдали за правильным размещением арестантов, могли требовать от начальников тюрем объяснения и давать им предписания, назначать на должность и увольнять с нее тюремных надзирателей и надзирательниц, выделять средства

на содержание администрации и канцелярии мест заключения. Только с учреждением тюремных инспекций и введением в Тобольской и Пермской губерниях Положения об управлении от 1887 г. функции попечительных отделений были ограничены решением тех задач, ради которых первоначально и создавалось попечительное общество — забота о нравственности арестантов, их продовольствии и здоровье4. Опыт деятельности этой общественной организации представляет большой интерес и может быть применен в современных условиях.

Взаимоотношения тюремного и полицейского ведомств складывались несколько сложнее. До реформы полиция согласно Уставу о содержащихся под стражей осуществляла наблюдение за делопроизводством и денежной частью тюрем, порядком содержания и пересылки заключенных. Представитель полицейской власти в уездах — уездный исправник — был вышестоящим начальником по отношению к смотрителю тюрьмы5. Теперь же по Положению от 1887 г. уездные исправники не являлись больше таким начальством и не могли требовать представления себе рапортов от начальников тюрем. Однако опека полицией тюремной части на уровне уездов даже после перевода ГТУ в министерство юстиции и введения в действие Положения от 1887 г. оставалась довольно сильной. Причиной этому была прежде всего финансовая зависимость начальников уездных тюрем от местной полиции. Если на губернском уровне распоряжение тюремными кредитами полицмейстерами отменялось, то в уездах по-прежнему было допустимо перечисление кредитов Полицейским Управлениям6

Для внутреннего управления тюрьмами в рассматриваемый период также были характерны некоторые проблемы. Одной из самых острых проблем в системе управления тюрьмами являлось низкое финансовое обеспечение кадрового состава тюрем. Это приводило к большой текучке кадров, недокомплекту тюремной стражи, а также являлось основной причиной недостаточной квалификации надзирателей. Периодические повышения денежного содержания надзирателям были незначительными и нечастыми и в силу нехватки казенных средств частично осуществлялись из экономических сумм уездных попечительных отделений7. С введением в действие Положения о тюремной страже от 1887 г. изменилось расписание штатных

должностей в уездных тюрьмах, а оклады чинов тюремной администрации и надзора увеличились. В штат тюрем вместо смотрителей вводились более самостоятельные в правовом отношении начальники тюрем и их помощники. Но необходимость преобразований вынуждала раньше времени вводить новые штаты. Так, в Курганской тюрьме с 1912 г. существовала внештатная должность помощника смотрителя тюрьмы.

Важнейшими направлениями тюремной реформы конца XIX — начала ХХ в. стали мероприятия, направленные на исправление заключенных. Такое исправление осуществлялось с помощью трудового и духовно-нравственного воздействия на арестантов. Занятие арестантов работами предполагало строительство тюремных мастерских. Но создание мастерских было сопряжено с рядом проблем. К ним можно отнести отсутствие необходимых материальных средств, нехватку помещений и мастеров-арестантов, низкий спрос на изделия арестантского труда. Это привело к тому, что вплоть до 1905 г. в тюрьмах Южного Зауралья не было мастерских8. Слабое развитие внутренних работ в определенной степени компенсировалось широким развитием внешних работ, т. е. работ вне тюрем — ассенизационных, земляных, на погрузке и разгрузке вагонов, ремонте путей, уборке городских улиц и площадей и т. д.

Духовно-нравственное воздействие на заключенных предполагало строительство тюремных церквей, распространение среди арестантов книг и брошюр религиозного содержания, создание библиотек и школ грамотности для арестантов. Необходимо отметить, что в Курганской тюрьме постановка дела с духовным воспитанием арестантов была несколько лучше, чем в Шадринской тюрьме, что можно объяснить активной работой в этом направлении Курганского попечительного отделения. Тюремная церковь в Кургане существовала уже с 1868 г. В Шадринске же церковь была приписной, т. е. существовала при тюрьме (с 1904 г.), что создавало определенные неудобства в духовной работе с арестантами9.

Тюремная администрация и попечительные отделения прилагали все усилия в деле исправления арестантов, но желаемого результата достигнуть не удавалось. Исправлению осужденных препятствовали как объективные причины (нехватка финансовых средств, плохое кадровое

обеспечение), так и распространенная в среде заключенных уголовная субкультура. Следует также сказать, что, несмотря на усиление исправительной направленности в отношении отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы в исследуемый период, по-прежнему допускалось применение к заключенным телесных наказаний, наложение на арестантов отдельных категорий кандалов10.

В ходе тюремной реформы конца XIX — начала ХХ в. в Курганской тюрьме не была устранена проблема переполнения ее арестантами, что приводило к грубым нарушениям раздельного содержания арестантов по категориям, роду преступлений, возрасту. Причиной этого являлась острая нехватка тюремных помещений. Строительство дополнительных зданий и камер для содержания арестантов было затруднительным ввиду недостатка финансовых средств11. Что касается Шадринской тюрьмы, то фактов переполнения камер арестантами и нарушений правил их размещения зафиксировано не было.

Одним из важнейших законодательных актов Российской империи, принятых в ходе реализации тюремной реформы второй половины XIX — начала XX в., стал Закон «Об условном досрочном освобождении», одобренный Государственной Думой 22 июня 1909 г.12 Согласно изученным источникам с 1909 по 1915 г. из мест заключения Южного Зауралья условно-досрочно было освобождено 118 человек. При этом только 27,8 % от общего числа всех имеющих на это право арестантов было условно освобождено из Курганской тюрьмы и 52,6 % из Шадринской13. В условиях острой нехватки тюремных помещений для содержания заключенных более широкое применение закона «Об условном досрочном освобождении» могло в какой-то мере помочь решить проблему переполнения тюрем. Однако нечеткая формулировка критериев, по которым осужденных можно было освобождать условно, отсутствие необходимых условий для такого освобождения (недостаточно активная деятельность обществ патроната и попечительных обществ, на которых законом была возложена обязанность по поддержке и наблюдению за вышедшими на свободу заключенными) не позволили этого сделать. Эти отрицательные моменты необходимо учитывать сегодня и стараться не допускать ошибок прошлого

при применении к заключенным условно-досрочного освобождения.

В ходе проведения тюремной реформы на территории Шадринского уезда возник еще один вид мест заключения — арестный дом, куда помещались в основном осужденные по приговорам мировых судей. Арестные дома устраивались и содержались земством, поэтому в Курганском уезде, где земские учреждения введены не были, арестных домов в исследуемый период не существовало. В устройстве арестных домов принимало участие и ГТУ. В своих циркулярных распоряжениях оно запрашивало сведения о состоянии арестных домов на территории империи и контролировало расходование специальных средств (штрафного капитала), выделяемых на строительство и содержание этих мест заключения. Но единого положения при определении потребности в устройстве и содержании арестных домов не было. Поэтому количество арестных домов в различных уездах российских губерний было неодинаковым, как различными были и суммы, отпускаемые земством на содержание помещений, заключенных и надзора14.

Еще одним исправительным заведением, возникшим в исследуемый период, было особое отделение для малолетних арестантов по приговорам городских судей и земских начальников при Шадринском арестном доме. Его назначением было изолировать несовершеннолетних осужденных от взрослых преступников. Основанием для выделения этого заведения в особый тип исправительного заведения служит, прежде всего, циркуляр ГТУ 1909 г. о приравнивании помещений для несовершеннолетних при тюрьмах и арестных домах в отношении тюремного режима к воспитательно-исправительным заве-дениям15. Несмотря на ряд недостатков в деятельности особого отделения, данное заведение можно выделить в качестве самостоятельного элемента в системе мест заключения Южного Зауралья. Но число малолетних и несовершеннолетних осужденных, содержащихся вместе со взрослыми преступниками в пенитенциарных учреждениях Южного Зауралья, по-прежнему было большим. Особые отделения для несовершеннолетних преступников при тюремных замках так и не были созданы. Этот факт свидетельствует о недостаточно эффективной государственной политике и деятельности местных органов власти и общественных организаций в

отношении гуманизации условий отбывания наказания несовершеннолетними преступниками.

Основную сословную группу осужденных на территории Южного Зауралья в рассматриваемый период составляли крестьяне. Это объясняется тем, что в это время крестьянство преобладало в структуре населения Южного Зауралья. Самым распространенным видом преступлений были кражи. В пенитенциарных учреждениях содержались как следственные, так и срочные арестанты. Особую категорию арестантов составляли осужденные за государственные преступления — политические арестанты, которые содержались в тюремных замках. В отношении этих заключенных соблюдался особый тюремный режим. К ним применялись Правила о порядке содержания политических арестантов в губернских и уездных тюремных замках и пересыльных тюрьмах16. Поскольку Курган и Шадринск находились на этапных маршрутах, то в составе заключенных была также такая категория арестантов, как пересыльные. Их удельный вес в составе осужденных был довольно большим. Через Шадринский уезд (по почтовому Исетскому тракту) проходил пеший этапный маршрут Шадринск — Камышлов, относившийся к Сибирскому ссыльному тракту. Но основным средством этапирования арестантов в исследуемый период становится железнодорожный транспорт. С проведением через Курган железной дороги он становится одним из этапных пунктов главного ссыльного тракта, который пролегал по рельсовому пути от Москвы через Рязань, Ряжск, Пензу, Самару, Уфу, Челябинск и далее по Сибирской и Забайкальской железной дороге17.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что основные тенденции развития

пенитенциарной системы России были характерны и для Южного Зауралья. Оценивая в целом значение тюремной реформы для Южного Зауралья и эффективность деятельности тюремных учреждений этого региона, следует отметить, что это был период прогрессивного развития тюремных учреждений, их постепенного превращения в пенитенциарные учреждения.

Примечания

1 См.: Устав о содержащихся под стражей 1890 г. // Свод Законов Российской империи. Т. XIV. СПб., 1913. С. 199.

2 См.: Отчет по Главному тюремному управлению за 1907 год // Тюрем. вестн. 1909. № 8-9. С. 840.

3 См.: Отчет по Главному тюремному управлению за 1909 год. СПб., 1910. С. 27-28.

4 См.: Государственный архив Курганской области (далее — ГАКО). Ф. 253. Оп. 1. Д. 15. Л. 71-72.

5 См.: Государственный архив Пермской области (далее — ГАПО). Ф. 65. Оп. 1. Д. 1387. Л. 4.

6 ГАКО. Ф. 253. Оп. 1. Д. 15. Л. 71-72.

7 Там же. Д. 4. Л. 67.

8 Там же. Д. 3. Л. 28.

9 См.: Борисов С. Б., Бритвин А. М. Храмы Шадринского уезда. Шадринск, 1994. С. 89.

10 ГАКО. Ф. 253. Оп. 1. Д. 6. Л. 9.

11 Там же. Д. 12. Л. 70.

12 Закон «Об условном досрочном освобождении» от 22 июня 1909 г. // Полн. Собр. законов Рос. империи. Т. 29. № 32241. Собр. узаконений. 1909. 2 июля. Отд. I. Ст. 1216.

13 ГАКО. Ф. 253. Оп. 1. Д. 24. Л. 43; ГАПО. Ф. 164. Оп. 2. Д. 86. Л. 396.

14 Шадринский филиал ГАКО. Ф. 492. Оп. 1. Д. 264. Л. 2828 об.

15 ГАКО. Ф. 253. Д. № 8. Л. 27.

16 Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. Пермь, 1905.

17 См.: Остапенко Д. П. Система пенитенциарных учреждений в России в XIX — начале XX вв.: историкоправовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 69-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.