Научная статья на тему 'Пение как продуктивный вид деятельности на занятиях по иностранному языку в вузе'

Пение как продуктивный вид деятельности на занятиях по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИЕ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / MUSIC CHOICE / СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY GROWTH / SONG-SINGING / COMFORTABLE PSYCHOLOGICAL ENVIRONMENT / STUDENTS' AGE SPECIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривочкина Мария Юрьевна

Рассматривается целесообразность включения пения в рамки проведения занятий по иностранному языку в вузе. Анализируются цели использования пения, приводятся доказательства эффективности данного вида деятельности в качестве средства снятия психологического барьера при общении. Отображаются основные психолого-педагогические особенности младшего студенческого возраста, описываются психологические проблемы социальной адаптации к новой ступени учебной деятельности. Автор приходит к выводу, что пение является продуктивным видом деятельности, позволяющим создать благоприятный климат внутри коллектива и способствующим формированию коммуникативной компетенции учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Song-singing as a productive form of activity at foreign language classes at higher educational establishments

The article concentrates on the reasonability of the use of song-singing at the foreign classes at higher educational establishments. The purposes of its use are widely analyzed and its suitability as the psychological communicational ice-breaker is proved. The article describes the pedagogical and psychological age peculiarities of the students and their problems of social adaptation. The author concludes that song-singing can be an effective form of class activity that helps create comfortable environment and aids in communication-competency formation.

Текст научной работы на тему «Пение как продуктивный вид деятельности на занятиях по иностранному языку в вузе»

УДК 378

ПЕНИЕ КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

М.Ю. Кривочкина1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: krimayu@yandex.ru

Рассматривается целесообразность включения пения в рамки проведения занятий по иностранному языку в вузе. Анализируются цели использования пения, приводятся доказательства эффективности данного вида деятельности в качестве средства снятия психологического барьера при общении. Отображаются основные психолого-педагогические особенности младшего студенческого возраста, описываются психологические проблемы социальной адаптации к новой ступени учебной деятельности. Автор приходит к выводу, что пение является продуктивным видом деятельности, позволяющим создать благоприятный климат внутри коллектива и способствующим формированию коммуникативной компетенции учащегося.

Ключевые слова: пение, благоприятный психологический климат, возрастные особенности студентов, выбор музыкальных произведений, социальная и психологическая адаптация, снятие психологического барьера, развитие личности.

Современный этап модернизации высшей школы рассматривает задачу оптимизации учебно-воспитательного процесса в целях подготовки конкурентоспособного высококомпетентного специалиста. Принимая во внимание акцент на личностно-ориентированное обучение, вуз встает перед проблемой поиска продуктивных средств достижения этой цели. Пересмотр содержания образования, а также форм учебной деятельности, новый анализ учебных дисциплин в контексте определения «цель/средство» являются основными ступенями решения поставленной задачи.

Обучение в вузе построено таким образом, что независимо от будущей специальности все студенты изучают общественно-политические дисциплины, иностранный язык, ряд общенаучных дисциплин. Иностранный язык в вузе относится к предметам общекультурного блока и изучается, как прави-

1 Мария Юрьевна Кривочкина, преподаватель кафедры иностранных языков.

21

ло, в течение 2-4 семестров. Учебный предмет «Иностранный язык» способствует расширению образовательного кругозора студентов, социализации личности будущих специалистов, подготовке их к жизни в условиях многонационального и поликультурного мира. Знание иностранного языка дает возможность выпускнику высшей школы быть в курсе всего нового, что издается в его профессиональной области, вооружает его достижениями мировой науки, способствует использованию их в своей практике, увеличивает шансы трудоустройства и успешного карьерного роста. Таким образом, успешное изучение данного предмета является не менее важным, чем изучение профильных предметов.[1]

На наш взгляд, уникальность данного дисциплинарного предмета состоит в том, что в силу своей сущности, он не просто служит средством формирования иноязычной коммуникативной компетентности, но и является одновременно той самой коммуникативной средой, где коммуникация - основной вид деятельности. Таким образом, процесс овладения иностранным языком -это не простое «приобретение сложных коммуникативных навыков и умений, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм общения и ориентация в коммуникативных средствах» [2], это еще и уникальная возможность раскрытия и самореализации личности, ее потенциала общения в рамках родной среды.

Таким образом, перед преподавателем иностранного языка ставятся задачи поиска таких форм организации учебного процесса, при которых студент получает максимально комфортные условия для реализации и развития своих коммуникативных возможностей и одновременно приобретения навыков и умений общения на иностранном языке.

На наш взгляд, решение таких задач может быть успешным, если преподаватель уделит пристальное внимание основным приемам организации учебного процесса, а именно:

- сумеет заинтересовать студентов своим предметом, а также четко обозначит программу дисциплины, требования к поурочной деятельности, систему контроля и перспективу личного развития при условии овладения программой;

- выберет адекватный учебно-методический материал (аутентичный, современный, отражающий уровень знаний студентов к моменту начала учебного процесса и далее согласно индивидуальному прогрессу);

- будет придерживаться индивидуально-ориентированного метода общения со студентами при условии создания благоприятного климата для коллективной деятельности.

Для успешной реализации последнего приема необходимо учитывать психологические особенности студенческого возраста (младших курсов), а также социальные проблемы адаптации студентов 1-2-х курсов к обучению в вузе.

Напомним, что особенностью социального преображения юношества является потребность в совместной деятельности (взаимодействии), которая во многом находит свое удовлетворение в общении с окружающими. Проявляется желание быть признанным обществом, принятым социумом. Однако существует и вторая закономерность - психологическое стремление к индивидуализации, к некой обособленности. Причем в общении уподобление другим и обособление протекают в тесном единстве [3]. Умение преподавателя найти такую форму общения во время рабочего процесса, которая сможет удержать в «мирном» единстве две основные закономерности, - это залог успеха и эффективности совместной работы.

Преподаватель также должен учитывать и социальный аспект адаптации бывших школьников к новому учебному процессу. Сюда относится повышение личной тревожности как реакция на увеличение нагрузок, знакомство с новым коллективом, изменение форм ведения предметов, постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение режима питания и отдыха. Все вышеописанные процессы могут привести к стрессу и снижению качества прохождения успешной адаптации. Однако благоприятный внутрикол-лективный климат, созданный во многом благодаря усилиям преподавателя, способствует преодолению препятствий адаптации и включению студента в интенсивный учебный процесс.

Как создать благоприятный климат внутри коллектива? Мы уже обсудили такой фактор, как ориентация педагога на эмоциональный комфорт обучаемых, и заострим внимание еще на одном: теоретической и методической вооруженности педагога [4]. Для преподавателя иностранного языка выбор метода обучения крайне важен, ведь его дисциплина предполагает активную и интенсивную смену видов деятельности. И, как подсказывает личный опыт, существует необходимость в наличии арсенала так называемых ice-breakers -способов взламывания психологических барьеров. Зачастую студенты-первокурсники не могут произнести ни слова на иностранном языке из-за боязни быть осмеянными одногруппниками, из-за неуверенности в уровне языковой подготовки (не секрет, что не всегда есть возможность сгруппировать студентов с равным языковым уровнем). И вот в таких случаях важную роль играет поиск «языковых ледоколов».

К такому способу снятия психологического напряжения мы относим групповое пение песен на иностранном языке. И стараемся делать это в начале занятий, начиная с самых первых, когда студенты только знакомятся друг с другом. По личным наблюдениям можем уверенно заявить, что такая форма погружения в языковую среду вызывает у студентов положительные эмоции и действительно вовлекает в работу с языковым материалом. Ожидания «страшных тестов» на определение уровня владения языком, «сухих» скучноватых упражнений не оправдались - вместо этого музыкальная релаксация и в итоге позитивно настроенный на работу студент на волне легкого эмоционального подъема.

Мы имеем дело с элементом музыкотерапии, использование которой в лечебных целях имеет многотысячную историю. Многочисленные исторические описания благотворного влияния музыки свидетельствуют о больших возможностях музыкального воздействия. В современной медицине музыко-терапию предписывают для снятия стресса у взрослых и детей и при перечне других показаний. Пение, а также инструментальная игра относятся к активному методу музыкальной терапии [5].

Использование песен на уроках иностранного языка очень широко применяется отечественными педагогами, но, к сожалению, большинство работ и исследований проходят в рамках изучения влияния на процесс обучения «музыкальных минуток» в средней школе, и особенно в младших классах. Пение как активный вид деятельности в учебном процессе в высшей школе, как нам кажется, незаслуженно забыто, а ведь оно включает в себя огромный образовательный потенциал.

Как показывают наблюдения, на занятии иностранным языком песни чаще всего используются:

- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

- для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;

- как стимул для развития речевых навыков и умений;

- как своего рода релаксация в середине или в конце занятия, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, восстанавливающая их работоспособность;

- как непосредственно один из видов аудирования.

Все перечисленные цели можно преследовать и на высшей ступени обучения, однако выделим сегодня и цель создания благоприятной атмосферы, способствующей снятию начального напряжения от ожидания учебной деятельности.

Преследуя эту цель, необходимо обратить пристальное внимание на выбор песни, при котором нужно учитывать возрастные особенности студентов и круг их интересов, а также на мелодику, ритм самого музыкального произведения, качество исполнения песни. Что касается содержания текстов, то при их выборе будет уместно вспомнить, что студенчество - это юношеский возраст, которому свойственно философское осмысление окружающего мира, самоиденфикация в нем. В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе молодые люди ищут смысл жизни вообще и своей жизни в частности, у них формируется личное мировоззрение, определяются жизненные ценности. Огромное внимание уделяется взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, а также происходит переосмысление понятия дружбы. Знание этих факторов определяет и выбор песен, которые будут актуальны для наших студентов, найдут живой отклик в их мыслях и эмоциях.

Рассматривая пение на занятиях по иностранному языку с дидактической точки зрения, важно помнить, что песни являются неиссякаемым источником пассивной лексики, дают возможность ненавязчиво повторять грамматические явления изучаемого языка.

Исследователи отмечают, что выбор современной зарубежной музыки обусловливается ее познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка. Примечательно, что в современных песнях чаще всего используется наиболее употребительная и актуальная для носителей языка лексика, имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Текст песни - это ситуативный сценарий, где слова представлены не изолировано, а в контексте, что позволяет освоить не только одно конкретное значение слова, но и целиком понятие, обозначаемое им [6].

Учитывая вышесказанное, можно и нужно постепенно использовать пение и в других целях, помимо снятия стрессового состояния. Подчиняясь этим целям, сам алгоритм работы с песнями будет меняться. Если на начальном этапе, на этапе знакомства со студентами, достаточно было пассивной формы работы - прослушивания музыкальной композиции, представления минимальной информации об истории ее создания и исполнителе, раздачи текста песни, попытки его перевода на русский язык, то постепенно задания могут усложняться (например, художественный перевод), а также варьироваться в зависимости от целей. Задания могут быть самыми разнообразными и в зависимости от этапа выполнения (до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания). Работа с песнями - это и способ раз-

вития творческого потенциала студента, ведь одно из заданий может быть представлено как «представление художественного рифмованного перевода» - а это уже серьезная авторская работа.

Конечно же, многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических структур, поэтому выбор музыкального произведения можно сделать и по критерию актуальности учебной программы, то есть по соответствию проходимых грамматическим тем. Примеры такого выбора на занятиях по английскому языку представлены в таблице.

Выбор музыкального произведения в зависимости от учебной программы

Грамматические конструкции Название песни и исполнитель

Present Simple Dust in the Wind, Kansas

Past Simple Strangers in the Night, Frank Sinatra

Future Simple You'll See, Madonna

Present Perfect Lady In Red, Chris De Burgh Have You Ever Really Loved a Woman, Bryan Adams

The Imperative Mood Please Forgive Me, Bryan Adams

The Subjunctive Mood If I Were Sorry, Frans

Present Continuous Tom's Diner, Suzanne Vega Lemon Tree, Fool's Garden

Modal Verbs Yesterday, The Beatles

Used to+ Infinitive Bang Bang, Nancy Sinatra

Таким образом, приходим к выводу, что пение может быть очень продуктивным видом деятельности на занятиях по иностранному языку не только в средней, но и в высшей школе. Неся в себе огромный потенциал, оно может стать источником мотивации студентов, способствовать формированию их коммуникативной компетенции, развивать их личностные ориентиры и помогать создавать благоприятный психологический климат в коллективе, что является залогом успешной и эффективной совместной деятельности студентов и преподавателей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бутина Ю.В. Повышение эффективности обучения иностранному языку в вузе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2014/ped39.html

2 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. - М., 2004. - С. 40.

3. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 34-42.

4. Богданова М.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе // Первое сентября. - 2010. - № 10. - С. 7-25.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2006. -752 с.

6. Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам: пособие для учителей, аспирантов и студентов // Под общ. ред. М.К. Колковой. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

Поступила в редакцию 24.11.16; в окончательном варианте 8.11.16

UDC 378

SONG-SINGING AS A PRODUCTIVE FORM OF ACTIVITY

AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT HIGHER EDUCATIONAL

ESTABLISHMENTS

M. Y. Krivochkina1

Samara State Technical University

244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

E-mail: krimayu@yandex.ru

The article concentrates on the reasonability of the use of song- singing at the foreign classes at higher educational establishments. The purposes of its use are widely analyzed and its suitability as the psychological communicational ice-breaker is proved. The article describes the pedagogical and psychological age peculiarities of the students and their problems of social adaptation. The author concludes that song-singing can be an effective form of class activity that helps create comfortable environment and aids in communication-competency formation.

Key-words: song-singing, comfortable psychological environment, students' age specifications, music choice, social and psychological adaptation, personality growth.

REFERENCES

1. Butina Y. V. Povyushenie effektivnosti obucheniya inostrannomu yazyku v vuze [Foreign languages teaching enhancement in universities] // Zhurnal nauchnyh publikazij aspirantov I doktorantov. 2014. Access mode: http://www.jurnal.org/articles/2014/ped39.html

1 Mariya Y. Krivochkina, Lecturer of Foreign Languages Department.

27

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompe-tentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competences as the basis of competence approach in education]. Moscow, 2004. P. 40.

3. Dontsov D.A., Dontsova M.V. Psihologicheskie osobennosti yunosheskogo (studench-eskogo) vozrasta [Psycological features of adolescents] // Obrazovatelnye tekhnologii. 2010. №2. P. 34-42.

4. BogdanovaM. V. Formirovanie blagopriyatnogo sozialno-pedagogicheskogo klimata v klasse [Formation of favorable pedagogical environment] // Pervoe sentyabrya. 2010. №10. P. 7-25.

5. Karvarskij B.D. Psihoterapevticheskaya entsiklopedia [Psychotherapeutic encyclopedia]. - SPb.: Piter, 2006. 752 p.

6. Kolkova M.K. Traditsii i innovatsii v metodike obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelej, asoirantov i studentov [Traditions and innovations in foreign languages teaching technique] / Pod obsch. red. M.K. Kolkovoj. - SPb.: KARO, 2007. 288 p.

Original article submitted 24.11.16; revision submitted 8.12.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.