ARCHITECTURE
ПЕДРО МАЧУКА И РЕЗИДЕНЦИЯ КАРЛА V В АЛЬГАМБРЕ ОТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
КРЕПОСТИ К ДВОРЦУ
Королёва М.В.
архитектор ООО «ВИП СЕРВИС ПРОЕКТ», член Союза архитекторов Москвы,
соискатель на звание кандидата искусствоведения Государственном Институте Искусствознания
Министерства Культуры РФ
PEDRO MACHUCA AND THE RESIDENCE OF CHARLES V IN THE ALHAMBRA FROM A
MEDIEVAL FORTRESS TO A PALACE
Koroleva M.
architect VIP SERVICE PROJECT LLC, member of the Union of Moscow Architects,
Applicant for Candidate of Art Criticism degree at the State Institute for Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation
Аннотация
Новая императорская резиденция Карла V в Альгамбре рассматривается в контексте эволюции стилей в испанской архитектуре XVI века. Авторство проекта дворца принадлежит испанскому художнику и архитектору Педро Мачука, творческое становление которого проходило в Риме эпохи Микеланджело и Рафаэля. Особый интерес вызывает круглый двор - классицистический по своим архитектурным формам, он должен был служить подобно круглым дворам средневековых замков, ареной для рыцарских ристалищ и религиозных и государственных церемониалов. Функциональное значение и единое стилистическое ордерное решение круглого патио дворца в Альгамбре даёт право считать его одним из прообразов будущих градостроительных ансамблей главных площадей Пласа Майор. Появление в центре средневековой застройки испанских городов Главных городских площадей, спланированных согласно особым правилам наряду со сводом законов, известного как «Leyes de Indias», создали основу для развития современного градостроительства как науки и, по мнению многих историков архитектуры, стали главным вкладом Испании в развитие европейской архитектуры Нового времени [1, р. 13].
Abstract
Charles V's new imperial residence at the Alhambra is viewed in the context of the evolution of styles in 16th century Spanish architecture. The authorship of the palace project belongs to the Spanish artist and architect Pedro Machuca, whose creative formation took place in Rome during the times of Michelangelo and Raphael. The round courtyard is of particular interest - classic in its architectural forms, it was supposed to serve as an arena for knight tournaments and religious and state ceremonies like the round courtyards of medieval castles. Functional purpose and a single stylistic order solution of the round Alhambra palace patio give grounds to consider it one of the prototypes of the future urban planning ensembles of the main squares: the Plaza Mayor. Main City Squares began to form in old centers of medieval Spanish cities, they were designed according to special rules along with the code of laws known as "Leyes de Indias" and became a foundation for the development of modern urban planning as a science. According to many architectural historians this was the most important contribution of Spain to the development of European architecture of the Early modern period [1, р. 13].
Ключевые слова: архитектура Испании XVI века, Педро Мачука, дворец Карла V, Альгамбра, Пласа Майор.
Keywords: 16th century Spanish architecture, Pedro Machuca, Charles V Palace, Alhambra, Plaza Mayor.
О личности Педро Мачука, одного из интереснейших ренессансных художников первой половины XVI века, сочетавшего в себе таланты живописца и архитектора, сведений до нас дошло немного.
Известный португальский художник и гуманист Франсиско де Холанда (1517-1584) в знак признания называл его имя среди «орлов эпохи Возрождения в Испании» [2, р.245]. Мачука и три его товарища -Алонсо Берругете (1490-1561), Диего де Силоэ (1495-1563) и Бартоломе Ордоньес (1480-
1520) -были отправлены в Италию во время итальянских походов. Получив там профессиональную выучку и вернувшись на родину, они стали проводниками ренессансного стиля и манеры на земле Испании. Основанное ими стилистическое направление было названо «римским стилем», по заглавию первого испанского трактата об использовании классических форм в архитектуре -«Medidas del Romano »-написанного в эпоху ренессанса Диего де Сагредо (Diego de Sagredo, 1490-1528) и изданного в Испании в 1526 году. В архитектурных сооружениях римского стиля отчётливо прослеживается
влияние ренессансной архитектуры Италии. Ощутим высокий интеллектуальный уровень архитекторов, знакомых со многими крупными архитектурными сооружениями той эпохи, только что возведенными или находящимися в процессе строительства как в самой Италии, так и в других западноевропейских странах, с которыми Испанская империя поддерживала наиболее тесные контакты.
Педро Мачука (1485-1550) родился в 1485 (по некоторым данным в 1490) году, в семье придворного, служившего у влиятельнейшего аристократа — Иньиго Лопеса де Мендосы и Киньонес - Íñigo López de Mendoza y Quiñones (1440-1515), правителя Альгамбры и Генерал-капитана королевства Гранады.
В биографии Педро Мачука много белых пятен. Предположительно в 1512 году он отправился вместе с несколькими испанцами в Италию. Тому есть несколько косвенных подтверждений: письмо Микеланджело Буанаротти своему отцу, в котором он упоминает среди работавших у него художников «некого Алонсо и его испанского приятеля», отождествляемых известной исследовательницей Ни-коль Дакос, с Алонсо Берругете и Педро Мачука, а также автограф на латинском языке "Petrus Machuca, Hispanus. Toletanus" (Испанец. Из Толедо) на полотне с изображением образа Мадонны.
Мачука, обучаясь во Флоренции у Джулиано да Сангалло (1443-1516), а затем работая в Риме в
кругу художников, близких Микеланджело Буонар-роти (1475-1564) и Рафаэлю Санти (1483-1520), постиг технические секреты мастерства. Чувство гармонии и архитектурный профессионализм его учителей — разносторонних гениев Возрождения, естественно сочетались у Мачука с внутренней свободой, позволившей ему реализовать все самые новаторские и смелые идеи. В Италии он знакомится с достижениями архитектурной мысли, древней и современной, начиная с эпохи античности и заканчивая Ренессансом: читает трактаты Витрувия (80 г. до н. э. - 15 г. до н. э.), Леона-Баттисты Альберти (1440-1472), Антонио Филарете (1400-1469), Фран-ческо ди Джорджо Мартини (1439-1501). Работая в Риме, Мачука мог лицезреть не только античные сооружения, но и изысканную капеллу-ротонду Темпьетто, и Собор Святого Петра в Риме, возводимый Донато Браманте (1445-1514) в форме равностороннего греческого креста с «куполом пантеона» по центру. Он застал начало сооружения загородной резиденции кардинала Джулио де Медичи, будущего Папы Климента VII, названной позднее Виллой Мадама, проект которой был начат Рафаэлем Санти и продолжен Джулио Романо (1492-1546) и Антонио да Сангалло Младшим (1484-1546). Все эти архитектурные творения признаны многими исследователями в качестве возможных «прообразов» будущего дворца, вдохновлявших его создателя на разных этапах строительства.
Рис. 1. Вид круглого патио дворца императора Карла V
Чтобы оценить по достоинству талант Педро Мачука, нам необходимо рассмотреть его главное произведение - дворец Карла V в Альгамбре -с разных аспектов, во всей диалектике развития архитектурного стиля, воплотившейся в сочетании в архитектуре дворца как наиболее новаторских - ре-нессансных, так и архаичных - средневековых черт:
• дворец как воплощение наиболее прогрессивной на данный момент архитектурной мысли, выраженной в архитектурных трактатах и новейших сооружениях итальянского Ренессанса;
• как первое сооружение нового для Испании так называемого «римского стиля».
Дворец, вкупе с возведёнными под руководством Диего де Силоэ Собором Гранады и Монастырём Святого Иеронима, выполненными в ренес-
сансной стилистике, призваны были воплотить новую идеологическую программу, демонстрируя окончательную христианизацию города и символизируя величие Испанской Короны, сопоставимое только с величием Древнего Рима.
Однако не следует забывать, что наряду с привнесёнными Мачука ренессансными тенденциями в архитектуре дворца присутствуют элементы, сохранившиеся от традиционной средневековой архитектуры.
В области архитектуры первые проявления новых тенденций относятся к концу XV в. В это время здесь не было еще того резкого разрыва с готикой, которым были отмечены первые шаги Возрождения в Италии. Плановая и конструктивная основы зданий оставались неизменными. Ренессансные тенденции проявлялись на первых порах в создании новых архитектурных образов с помощью привычных готических и мавританских форм.
Строительство ренессансного дворца стало своего рода творческим экспериментом, повлиявшим на формирование собственного национального стиля испанской архитектуры, который сложился на основе как национальных традиций, включивших в себя римское и средневековое архитектурное наследие, так и привнесенных на испанскую почву новомодных европейских идей: итальянского и французского ренессансного стиля с преобладанием элементов раннего классицизма.
Превращение Испании при Карле V в мировую державу способствовало усилению культурных связей Испании с другими странами Европы, в первую очередь с Италией. «Поездки испанских зодчих в Италию и работа в Испании итальянских
мастеров помогли ознакомлению испанцев с ордерной системой и архитектурными идеями итальянского Возрождения. В произведениях испанской архитектуры наряду с готическими и мавританскими формами начали появляться элементы ордера, сначала в чисто декоративном плане» [3, стр.397]. Смешение новых ренессансных архитектурных форм с выработанными ранее конструктивными приемами длится в Испании очень долго.
• Дворец был новаторским и ренессансным по своим архитектурным формам, но сам принцип его размещения в исторически сложившейся средневековой застройке Гранады носил черты доминирования над городом, тем самым дворец напоминал средневековый замок и цитадель. «Дворец Карла V вдвинут в комплекс старинного арабского дворца без какой бы то ни было попытки превратить это соседство в единый художественный организм» [3, стр.413];
• Объединённый с мавританскими сооружениями Насридов, дворец стал своего рода гибридом фортификационного сооружения, традиционного для Испании и Италии, и ренессансного палаццо. Своими формами он походил на особый тип крепостей-дворцов Леона Баттиста Альберти, по словам которого грамотному архитектору «нужно знать, как соединить царский дворец с крепостью, чтобы и царь при внезапных случайностях располагал крепостью и тиран — дворцом для вкушения радостей жизни». [4, стр.139];
• Нереализованные планы дворца свидетельствуют, что Мачука, знакомый с архитектурой римских форумов и дворцов Ватикана, попытался создать объединённый единой идеологической и
художественной программой ансамбль; (рис.:
Рис. 2. Калька с нереализованного проекта, приписываемого Педро Мачука. Оригинал хранится в
Библиотеке Королевского дворца в Мадриде.
Далее остановимся более подробно на двух последних аспектах, рассмотрев архитектуру дворца как переходного сооружения между крепостью и ренессансным палаццо, затрагивая также вопросы композиционного и объёмно-планировочного решения дворца.
В 1524 году, после почти десятилетнего пребывания в Италии, Мачука вернулся под начало могущественного Дона Луиса (сына Иньиго Лопеса де Мендоса) в качестве «оруженосца» [5, p.78]. Через несколько лет, проявив себя как художник, он стал руководителем строительства («маэстро де обрас») нового императорского дворца. Мачука поселился в самой Альгамбре, в покоях, известных сегодня как «Башня Мачука», рядом с которой размещались мастерская и макет дворца, что является ещё одним доказательством его авторства проекта.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВОРЦА В КОНТЕКСТЕ СМЕНЫ СТИЛЕЙ Создание проекта и процесс возведения Дворца Карла V растянулись почти на сорок лет. Постоянная трансформация и характер модификаций проекта позволяют предположить, что Педро
Мачука дважды посещал Италию: в период своей юности (до 1521 года) и между 1533-1537 годами, настолько разительны изменения архитектурного языка и самого творческого мышления зодчего. Период «зрелого» Мачука достаточно хорошо осве-щён в западном и отечественном искусствознании.
Менее изученной остается тема средневекового наследия замков-резиденций испанских монархов, архаичные черты которых с не меньшей ясностью, чем новаторские итальянизированные черты, проступают в архитектуре Дворца Карла V на первом, начальном этапе создания проекта.
Рассмотрим некоторые из них:
• общее композиционное построение объёмов дворца создано не на основе строгой симметрии, свойственной ренессансным архитектурным ансамблям Италии (палаццо Те, проект дворца Просвещенного правителя из 6-ой книги Себастьяна Серлио, изданной позднее), а скорее по идущему от средневековья принципу компоновки отдельных элементов в зависимости от их утилитарной функции; (рис.3)
Рис. 3. План-схема дворца Карла V
• несоответствия фасадных членений и внутренней планировочной структуры также свидетельствуют о недостаточном понимании зодчим и его клиентами законов композиционного построения ренессансного палаццо (некоторые внутренние перегородки упираются в окна, отсутствие парадных лестниц);
• сама логика движения посетителя внутри архитектурного сооружения основана не на постепенном раскрытии анфилады пространств ансамблевой структуры, а на достаточно произвольном, исходящем исключительно из функционального удобства, расположении помещений внутри сооружения.
Данные аспекты заслуживают детального рассмотрения для более ясного понимания генезиса архитектурных стилей Испании в их постепенной поэтапной смене.
Такое исследование требует не только формального анализа, но и попытки проникнуть в психологию мышления зодчего и его клиента — императора Священной римской империи Карла V -для того, чтобы сопоставить язык архитектурных форм, унаследованный от средневековья, и новый ренес-сансный стиль.
Рассмотрим детально композиционную структуру дворца в Альгамбре, которая, в отличие от уже упомянутых итальянских образцов, имеет «включённые» элементы, характерные для традиционной средневековой архитектуры.
КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНОВ ДВОРЦА
Дворец Карла V представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 метров. В северо-восточном углу дворца должна была находиться восьмиугольная в плане часовня, предназначавшаяся для семейного склепа королевской династии. По периметру здания анфиладой расположены дворцовые помещения. Основным композиционным ядром дворца является открытый парадный круглый двор, окруженный двухъярусной галерей. Комбинации квадрата и круга для современников должна была символизировать связь мира земного и мира божественного. Квадрат и вписанный в него круг должны были придавать императорской резиденции символическое значение идеальной постройки, в которой находится Император — властитель своей Империи и всего мира. Двор был предназначен не только для рыцарских турниров, но и для торжественных церемониалов с участием короля, что отражало ренессансные изменения стиля жизни императорского двора. На смену средневековым представлениям о жилище властителя как о неприступной цитадели приходит иное понимание архитектуры дворца как сочетания сооружения и открытого пространства. «Архитектура с её риторикой пространства всегда состоит в создании некой идеологической атмосферы («идеосферы») — её образуют не пол, потолок и стены, а «структура воздуха», то есть количества и качество пространства, заключённого в тот или иной объём». Огромный открытый двор дворца Карла V, как и созданная через полвека пространственная архитектура Пласа Майор, подобны гигантским залам «без единого закутка...и постулируют принципиальный отказ от слишком личного и кулуарного, провозглашая принцип прозрачности» [6, стр.58-59]. В 1528 году итальянский аристократ Бальдассаре Кастильоне (1478-1529), находившийся в то время при дворе Карла V в качестве папского нунция, в одном из первых трактатов нового времени о поведении просвещенного дворянина «Придворный» воссоздал картину изысканных обычаев и различных интеллектуальных развлечений общества эпохи Возрождения. По словам Ка-стильоне, моральному перфекционизму способствуют открытые пространства, жизнь на виду рождает привычку контроля над собой. Ниже мы рассмотрим архитектурную композицию дворца, задуманную Мачука, но, прежде чем её рассмотреть, обратимся к личности Заказчика проекта — Карла V.
Будущий император родился 24 февраля 1500 года в построенном в готическом стиле Королевском дворце Принценхоф ^ Prinsenhof) в предместье Гента и почти половину жизни провёл вне Испании, во Фландрии и Нидерландах.
Эти страны, так же как Испания в то время, ещё «не знали.по ворота к новым образам, к новому языку архитектуры. В то время как итальянское зодчество, обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, не только явило собой новый этап в эволюции архитектуры,
но заложило также основы для прогрессивного развития европейской архитектуры в последующих столетиях, нидерландское зодчество XV и в значительной мере XVI вв. развивалось по-прежнему в формах готики»[7, стр.478] И в Нидерландах (так же как и в Испании) в XV—XVI вв. еще не созрели условия для осознания и практической реализации тех принципов городского архитектурного ансамбля, которые наиболее полно для своего времени были разработаны зодчими ренессансной Ита-лии»[7, стр.481].
План замка Принценхоф, где прошло детство будущего императора, близок к квадрату. Два высоких крыла образуют композицию в форме буквы L, с выделяющимися своими объёмами угловыми башнями. Наиболее высокая башня размещена в месте стыка двух корпусов.
Спустя много лет в проекте дворца Карла V будет применена схожая композиционная схема, близкая по форме букве L, с восьмиугольной капеллой в одном из углов, которая должна будет объединить два независимых крыла дворца в Альгамбре, одно из которых будет предназначено для Изабеллы, другое — для императора Карла V.
Для императора был предусмотрен отдельный вход с южного фасада, украшенного очень сложным двухчастным порталом. Портал для входа королевы размещался на западном фасаде, ориентированном на Главный въезд в Альгамбру. Фасад был украшен торжественным трехчастным порталом, разделенным сдвоенными полуколоннами на цоколях.
ЧАСОВНЯ-КАПЕЛЛА
Восьмигранная центрическая капелла-часовня, служившая соединительным звеном между покоями Карла V и покоями Изабеллы, несла в себе целую систему значений и символов, связанных с продолжением императорского рода и его лучших традиций, уходящих своими корнями в далекое прошлое. Центрические сооружения в истории мировой архитектуры всегда занимали особое место. Христианские постройки опирались на богатые традиции римской архитектуры, достигшей в возведении купольных сооружений большого совершенства (мавзолеи, залы дворцов, помещения терм). Приблизительно в VI веке нашей эры в западноевропейской архитектуре сформировался тип октагона, вписанного в прямоугольный или квадратный план, используемый зачастую в баптистериях XI-XII вв. (Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, баптистерий в Пизе, баптистерий в Парме, Баптистерий церкви Сан-Себастьяно в Пьемонте). В эпоху Крестовых походов XII века этот тип храма вновь становится популярным. Тамплиеры, штаб-квартира которых находилась на Святой Земле в Мечети Скалы, превращённой ими в 1099 в Храм Гроба Господня, строили храмовые сооружения по образу этого храма [8, pp.195-223]. В Испании романские церкви такого типа возводились преимущественно на Севере на всём протяжении паломнического пути — Камино де Сантьяго. К числу подобных сооружений относятся: церковь Гроба Господня (Торрес-дель-Рио) Iglesia del Santo
Sepulcro - (Torres del Río) в провинции Наварра, по- (Segovia) с полигональным в форме додекаэдра строенная тамплиерами в 1160-1170 годах, церковь центрическим планом, возведенная рыцарями Ор-Святой Марии Евнатской Iglesia de Santa María de дена Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Eunate, расположенная в Наварре, и церковь Истинного Креста в Сеговии Iglesia de la Vera Cruz
i i—i
Iglesia de Santa María de Eunate Iglesia de la Vera Cruz (Segovia) Iglesia del Santo Sepulcro
(Torres del Río). Navarra
Рис. 4. Центрические храмы XII-вв. Испании
Одной из отличительных черт средневековой и ренессансной архитектуры всегда была сложная система символов и религиозных представлений, выраженная в формах и декоре архитектурных сооружений. Система особых смысловых «кодов» была хорошо знакома и понятна современникам, и о ней не мог не знать высокообразованный молодой император Карл V. Коронация Карла V состоялась 23 октября 1520 года, церемония была проведена в
восьмиугольной Дворцовой капелле Аахенского собора, построенной в 796 году, по повелению Карла Великого. Карл V провозгласил себя «избранным» императором Священной Римской империи и, вероятно, считая себя наследником империи Великого объединителя земель Западной и Центральной Европы, пожелал построить похожую восьмигранную капеллу, включив её в планировочную структуру дворца в Альгамбре [5, p.84]. (рис.5)
Рис. 5. Дворцовая (Палатинская) капелла в Ахене
Это не единственный пример использования в архитектуре дворца традиционных для средневековой архитектуры композиционных схем и элементов.
В Испании существовала давняя традиция использования монастырей в качестве временных королевских резиденций. Безопасность обеспечивал внутренний двор-клаустро, как, например, в монастыре Санто Доминго де Силос (XI-первая половина XII в). Правители Испании для жизни не раз использовали укрепленные крепости-резиденции, это и дворец королей Арагона в Уэске, и крепость-дворец в Сарагосе, дворец королей Арагона в Барселоне, королевский дворец в Валенсии.
Император в начале своего правления много путешествует. В архивах Королевской Академии истории (la Real Academia de la Historia) хранится много подлинных документов, писем и приказав, направленных им из Бургоса, Вальядолида и Валенсии. Королевские резиденции в этих городах представляли собой перестроенные после окончания Реконкисты средневековые оборонительные сооружения, зачастую включавшие в себя постройки эпохи мусульманского владычества и старинные крепости - Алькасары. Эту тенденцию можно проследить на примере Дворца Альмудайна (Palacio Real de La Almudaina) на острове Майорка и на примере Бургосского замка.
Европейские короли и императоры также в те годы еще не жили во дворцах, Франциск I имел в качестве основных резиденций замки Шамбор и Блуа. Кардинальная перестройка в ренессансном стиле дворца Фонтенбло была начата после возвращения Франциска I из мадридского плена, фактически одновременно с началом строительства дворца в Альгамбре.
Есть много доказательств тому, что, когда в июне 1526 года Карл V в сопровождении своей молодой супруги Изабеллы Португальской торжественно въезжает в Гранаду, о строительстве нового дворца речи ещё не идет. Супруги планируют сделать старинный мавританский дворец-крепость своей резиденцией. Изабелла размещается в знаменитой Золотой Комнате (Cuarto Dorado), это дворцовое сооружение начала XIII века отличалось своим изысканным декором. Вскоре мавританский дворец становится слишком тесен для императрицы, императорского суда и дворцовых служб. Начинается процесс его перестройки. Карлу V необходимы большие залы для приёмов и аудиенций, тем не менее строительство дворца откладывается на 5 лет, вероятнее всего по причине нехватки финансов. Карл поручает Мендосе лишь пристроить новые Императорские апартаменты к старому мавританскому дворцу. Работы ведутся с апреля 1528 года до мая 1533. Шесть новых апартаментов расположены к северо-востоку от будущего нового дворца, в самом центре мусульманской Альгамбры.
Декоративные арки по-прежнему были выполнены в стиле мудехар, напоминают дом Пилата в Севилье и имеют мало общего с ренессансным стилем будущего дворца.
Итальянское влияние проявляется только в декоре камина предполагаемой спальни императора и в кессонированных потолках, которые, вероятнее всего, относятся к концу строительства. Это радикальное изменение стиля, по мнению видного итальянского искусствоведа Фроммеля, свидетельствует о том, что Мачука, как знаток ренессансной архитектуры, был вовлечен только на последнем этапе работ. Камин увенчан гербом императора и c девизом «Plus Ultra», написанном на ленте, обвитой
вокруг двух Геркулесовых столбов. Это латинское изречение, что в переводе означало «Идти за пределы», стало девизом молодого Карла, выражающим динамизм развития новой Испанской империи [7, p.83-86].
ЗАМКИ - ПРООБРАЗЫ ДВОРЦА КАРЛА V
Наконец, только в 1533 году, после окончания Итальянских войн, начинается возведение Новой императорской резиденции. Архитектура дворца должна была олицетворять победу над всеми неприятелями в Италии и в Тунисе и символизировать продолжение славных традиций не только королей Кастилии и Арагона, но и традиций Священной Римской империи.
Вероятно, первоначальный облик дворца Кала V имел много общего с центрическими замками, такими как Бирсель недалеко от Брюсселя (Castillo de Beersel), Бельвер на Майорке и Кастель-дель-
Монте на юге Италии. План строящейся виллы Фарнезе (Капрарола), на начальном этапе строительства также напоминал средневековый замок. Этот аспект оригинального здания до сих пор сохраняется в двух башнях, примыкающих к главному входу. Каждый из вышеперечисленных замков, помимо схожего объёмно-планировочного построения, композиционной основой которого был окруженный балюстрадой круглый двор, был наделен для современников Карла V особым символическим значением, связанным с доблестью и славой его рода:
Замок Бирсель (Kasteel van Beersel), возведенный в 1357 году герцогом Брабантским, сыграл важную роль в жизни императора Священной Римской империи Максимилиана I — деда Карла V. Замок был осаждён в 1489 восставшими, но остался верен императору Максимилиану; (рис.6)
Рис. 6. Замкок Бирсель
Замок Бельвер на Майорке, сооруженный в 1300—1311, принадлежал предкам Карла V - королям Арагона Хайме I и Хайме II. Центрический план служил напоминанием о Крестовых походах.
Прообразом замка являлась древняя крепость Иро-дион на Западном берегу реки Иордан, также имевшая круглую форму и четыре башни; (рис.7)
Рис. 7. Замок Бельведер на острове Майорка
Замок Кастель-дель-Монте на Юге Италии (Castillo de Santa María del Monte) был излюбленной резиденцией Фридриха II, императора Священной Римской империи, короля Сицилии и Иерусалима, наследником которого, в известном смысле, считал себя Карл V. Один из предков императора - Инфант Энрике де Кастилья «Эль- Сенадор», сын Фернандо III эль-Санто, короля Кастилии и Леона, содержался в плену в этой крепости с 1280 по 1294 год.
до момента, когда он был освобожден и смог вернуться в своё королевство. Замок наделён системой символов: план повторяет абрис короны императора Священной Римской империи, а восьмигранные башни — Палатинскую капеллу Аахенского собора, в которой был коронован Фридрих II; (рис.8)
Рис. 8. Замок Кастель-дель-Монте
Палаццо Фарнезе (Капрарола). Кардинал Алессандро Фарнезе выбрал Капраролу для строительства комплекса, который одновременно должен был стать крепостью, городским дворцом и загородной резиденцией. После трагического пожара в Риме главной заботой Папы Павла III стала не
только борьба с Реформацией, но и желание сохранить хорошие отношения с императором Карлом V и с королем Франции Франциском I, которые постоянно находились в состоянии войны друг с другом. (рис.13) Благодаря циклу фресок Таддео Зук-кари здание приобрело символический смысл —
примирения враждующих сторон. В зале Фасти Фарнезиани размещены фрески с изображениями мирной встречи императора Карла V, короля Франции Франциска I и кардиналов Алессандро Фарнезе и Оттавио Фарнезе.
В 1539 году кардинал Алессандро Фарнезе был направлен ко двору Карла V для работы над мирным решением его конфликта с Франциском I. В 1540 году он сопровождал Карла в Париж, на встречу двух государей. Эту же декоративную тему можно увидеть в главном зале Палаццо Фарнезе в Риме.
Рис. 9. Палаццо Фарнезе (Капрарола).
Вероятно, об этом архитектурном сооружении также было известно в Испании. Композиционная схема дворца в Альгамбре имеет много общего с вышеперечисленными замками, в связи с чем можно предположить, что такое построение архитектурных объёмов было неслучайно. Поручая Ма-чука проект Новой резиденции в Альгамбре, Карл V сознательно хотел следовать сложившимся историческим образцам. Задача архитектора состояла в том, чтобы благодаря ордерному декору придать возводимому сооружению новое ренессансное звучание. Вначале, вероятно, императором было принято решение построить замок с традиционным круглым двором, очень удобным для рыцарских состязаний и корриды. Двор должен был быть достаточно большим для турниров, к которым император испытывал особую страсть. Но внутренний двор, созданный Мачука - знатоком римской архитектуры и трактатов Витрувия в переводе Чезаре Чеза-рино, стал одним из образцов нового архитектурного стиля и одним из лучших образцов архитектуры испанского Возрождения.
В первоначальном проекте круглая стена, окружающая внутренний двор, была декорирована пилястрами — типичный приём декорирования стены ордерными элементами, характерный для «платереско». Однако в окончательной редакции пилястры были заменены свободно стоящими элегантными колоннами как в нижнем, так и в верхнем ярусе. Работая в Риме, Мачука мог лицезреть ан-
тичные сооружения, композиционной основой которых был круг: Колизей, Пантеон и вилла императора Адриана в Тиволи.
Идея создания идеального, основанного на круге, сооружения была одной из главенствующих в эпоху Ренессанса. Поиски художественного воплощения идеи всеобщности универсума отражена во многих трактатах, наиболее известным из которых является трактат об идеальном городе Сфор-цинда Антонио ди Пьетро Аверлино (1400-1469), прозванного Филарете, а также в многочисленных рисунках «идеального» центрического храма. Образ подобного храма был воплощён в Темпьетто — отдельно стоящей капелле-ротонде, построенной Браманте в Риме в 1502-1510 годах во дворе францисканского монастырского комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого по заказу испанских монархов Изабеллы Кастильской (14511504) и Фердинанда Арагонского (1452-1516). Монастырь, возведенный на средства испанской короны, должен был быть знаком испанцам, живущим в Риме. (рис.10)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ
АНАЛИЗ СООРУЖЕНИЙ Обратим внимание на постепенную эволюцию западноевропейских сооружений с круглым внутренним двором, используемым в качестве арены для ристалищ:
• Замки XШ-XIV веков - Бельвер на острове Майорка и южно-итальянский Кастель-дель-Монте - имеют практически одинаковый масштаб, с диаметром внутреннего двора около 10,5-11,3 м;
• Вилла Фарнезе (Капрарола) также близка им по своей композиционной структуре и имеет диаметр внутреннего двора около 11,80 м;
• В начале 1520-х годов, после начала возведения архитектором Донато Браманте Бельведер-ского дворца в Ватикане, происходит укрупнение масштаба строящихся дворцов:
• До нас не дошёл нереализованный план Браманте монастырского комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио с круглым двором вокруг Темпьетто. Тем не менее его чертежи, по-видимому, были известны и были включены Себастьяном Серлио в третью книгу об архитектуре «Il Terzo Libro». Диаметр круглого двора был примерно 33,0 м;
• Круглый двор дворца Карла V диаметром около 33,35 м, всего на шестнадцать сантиметров меньше, чем у Виллы Мадама в Риме [7, p.87].
Вероятно, проект Темпьетто Браманте служил прототипом для обоих сооружений, как для дворца Карла V, так и для Виллы Мадама. Донато Бра-манте и его последователям, среди которых был и Педро Мачука, были прекрасно знакомы и Морской театр на Вилле императора Адриана в Тиволи (диаметр колоннады около 36,2 м), и Пантеон, и Рынок Траяна (d-44,0 м).
Вероятно, Мачука был, как уже упоминалось выше, прекрасно знаком не только с античными и итальянскими, но и с первыми в Испании архитектурными трактатами эпохи Возрождения, которые по выражению Н.М. Сим «привносили в устоявшиеся средневековые традиции новые ренессансные идеи, по широте и глубине мысли гуманистического познания мира, сопоставимой с итальянским теоретическим наследием. К сочинениям такого типа может быть отнесен трактат Диего де Сагредо «Измерения римлян» (1526), издание которого совпало с началом строительства дворца. Сагредо первым популяризирует новое для Испании классическое искусство, суммируя знания итальянских теоретиков о мерах и формах ордера. За основу он берет книги Витрувия и трактат Альберти.. .погружается в детальные подробности, где ещё очень осторожно намечается отступление от классических канонов в пользу местных традиций испанской архитектуры [9, стр.73-78].
Мачука грамотно применил правило суперпозиции ордеров (в нижнем ярусе использованы колонны тосканского ордера, а в верхнем - ионического), а главное, что в отличие от средневековых дворов, в качестве перекрытия над колоннами размещаются не арки, а полноценный антаблемент. Ордер был использован испанским мастером не в декоративном, а в конструктивном значении [10, стр.60].
В дальнейшем развитие дворцовой архитектуры пошло по пути все большего укрупнения масштаба сооружений, внутренние дворы все больше укрупняются и превращаются во все более внушительных размеров городские пространства, ставшие предшественниками главных городских площадей - Пласа Майор, размер и пропорции которых почти совпадает с габаритами площадей дворца Бельведер в Ватикане.
АНСАМБЛЬ ПЛОЩАДЕЙ ВОКРУГ ДВОРЦА
Хотелось бы обратить ваше внимание на кальку нереализованного проекта Педро Мачука, размещенную на сайте Научно-исследовательского центра в Альгамбре.
Парадный двор императора расположен перед южным фасадом. Продольная ось двора, идущая параллельно фасаду дворца, совпадает с главной подъездной дорогой (Calle Real de Alhambra), ведущей из старой мавританской крепости, минуя дворец, в город. Западный двор - больший по площади - соединен с крепостью как убежищем на случай чрезвычайной ситуации.
Как уже было упомянуто выше, в самой планировке нового дворца были предусмотрены две прямоугольные площади, окруженные ордерной колоннадой, наподобие Римских Форумов. «Портики, размещенные по остальному периметру дворов, должны были скрыть находящиеся там служебные помещения и придать дворам большую торжественность» [10, стр. 71], предвосхитив появление во второй половине XVI века в испанских городах Пласа Майор. Интересно, что ширина проектируемой площади со стороны западного фасада равна диаметру Пантеона и рынка императора Траяна (около 44 м), что ещё раз свидетельствует о несомненном знакомстве Мачука с римской архитектурой. Проект, оставшийся только на бумаге, был попыткой создать единый архитектурный ансамбль. Включение в планировочную структуру дворца Карла V двух общественных пространств было одним из первых проявлений новой градостроительной политики королей Испании. Использованный Мачука «римский» стиль, привнесённый им из Италии, «как нельзя лучше соответствовал идейным установкам, демонстрировал величие государства, сравнимое лишь с величием Римской Империи» [11, стр.65].
Именно в эти годы между Испанией и Италией устанавливаются особенно тесные связи: аристократы и военные, художники и скульпторы постоянно перемещаются между двумя странами. Происходит постоянный обмен знаниями, произведениями искусства, книгами и, как уже было упомянуто, архитектурными трактатами. Большую роль играли и непосредственные впечатления от зданий и сооружений, увиденных в Италии.
В июле 1529 года Император уехал на коронацию в Болонью и вернулся в Испанию только в июле 1533 года. Вероятно, только тогда и только после предварительной проверки проект Мачука получил одобрение и финансирование.
Какие сооружения могли послужить прообразами площадей, предложенных Мачука? Среди огромного количества итальянских площадей отметим лишь те, которые мог видеть сам Император:
• Площади, окруженные портиками в Болонье - пятом по величине городе Западной Европы.
22 февраля, за два дня до императорской коронации, Карл V получил древнюю Железную корону Монцы в часовне легата, именуемой сегодня часовней Фарнезе в палаццо д'Аккурсио, расположенном
на Главной площади города Пьяца Маджоре (Piazza Maggiore) - прямоугольной площади вытянутой формы (30 м в ширину и 60 в длину). Торжественная коронация золотой императорской короной также была организована на Главной площади. После коронации, от площади Маджоре...началась торжественная коронационная процессия. [12]
История Пьяца Маджоре достаточна типична для истории западноевропейского градостроительства. В XIII веке на месте площади располагался городской рынок. В XIV-XV вв. площадь постепенно приобрела репрезентативный вид благодаря построенным дворцам и палаццо. О первоначальной «рыночной» функции общественного пространства напоминают арочные галереи первых этажей дворцов и палаццо. Эта площадь, вероятно, и стала одним из основных «образцов» как для площадей Альгамбры, так и для Пласа Майор всех испанских городов. Схожий процесс трансформации рыночных площадей в Главные городские площади будет детально исследован в дальнейшем.
• Римские сооружения, среди которых наиболее близкими по времени сооружения является двор Бельведер Апостольского дворца в Ватикане, признанный высшим достижением творчества Донато Браманте.
«По предложению Рафаэля, указавшего Папе Юлию II на Браманте как на наиболее авторитетного архитектора, ему поручается составление проекта реконструкции Ватикана, который до того представлял собой ряд разрозненных сооружений, не скрепленных единством стиля и замысла. По существу, предстояло создать совершенно новое колоссальных размеров сооружение, умело введя в него существующие постройки. Увлекшись поставленной задачей, Браманте значительно раздвигает первоначальные ее рамки, создав необычайный по силе и широте замысла архитектурный ансамбль.. .Первоначально двор делла Пиньа предназначался для театральных и цирковых представлений, бегов и пантомим. Архитектор решил, согласно воле своего повелителя — Папы, превзойти Древний Рим...» [13]
Мачука также задумал в Альгамбре грандиозный ансамбль, начинавшийся у Триумфальной арки Гранады (Puerta de las Granadas), расположенной на главной подъездной дороге из города к дворцу Насридов. Далее, поднимаясь к дворцу, визитеры встречали на своём пути Врата Правосудия (Puerta de la Justicia) и Источник Карла V (Pilar de Carlos V). Все монументальные сооружения были объединены единой художественной программой, призванной прославить Императора, выраженной в аллегорических сюжетах скульптурного декора. Строительство началось с возведения в 1526 году Триумфальной арки наподобие древнеримской по случаю торжественного въезда в город императора и его молодой супруги.
Путь через Триумфальную арку стал главным въездом в обновлённый дворцовый комплекс Карла V, заменив собой прежний въезд, построенный в XIII веке (la Puerta de las Armas). Тема триумфаль-
ной арки стала одной из ведущих в испанской архитектуре XVI-XVII веков, возможно, благодаря устраиваемым уже в XIV веке праздничным шествиям и процессиям.
Такая популярность этого декоративного элемента многими исследователями объясняется влиянием самого уклада жизни испанцев с их любовью к торжественным светским и религиозным шествиям, и традицией возводить пышные декоративные конструкции для встречи королевских особ, что, впрочем, было характерно для всей Европы того времени. Как это было, например, в ходе «Триумфального вояжа Карла V в честь победы в Тунисской войне 1535 года» (el viaje triumfal tras la victoria de Túnez), когда император посетил города севера Сицилии: Палермо, Трапани, Мессина, и города центральной Италии: Козенца, Рим, Неаполь, Ви-тербо, Сиену, Флоренцию и Луку[14].
Подводя итог, мы можем ещё раз подчеркнуть, что основная заслуга Педро Мачука — знатока ре-нессансной и античной архитектуры — заключалась в привнесении им на землю Испании нового архитектурного стиля, ярким образцом которого стал императорский дворец Карла V. Этот новый стиль как нельзя лучше соответствовал духу времени и выражал чувства и настроения самой могущественной европейской империи начала XVI века. Совсем скоро наступит разочарование, дворец императора Карла V так и останется незавершенным, но стилистическое направление, основанное Мачу-кой, продолжит своё развитие.
Позднее, за свою строгость и аскетичность этот стиль получил название «дезорнаментадо», или «эррериано», по имени одного из последователей Мачука Хуана Баутиста де Эррера (1530-1593) - автора важнейшего сооружения XVI века монастыря Сан Лоренсо де Эль Эскориаль и изначального проекта площади Пласа Майор в Мадриде, завершённого в 1620 году уже его учеником Хуаном Гомесом де Мора (1586-1648).
Стиль, заданные Мачукой, разовьётся в особое стилистическое направление, господствовавшее в архитектуре Центральной Испании на протяжении XVI-XVII веков.
Список литературы
1. María del Mar Lozano Bartolozzi. Historia del urbanismo en España. II.Siglos XVI, XVII y XVIII., — © Ediciones Cátedra, España, 2011. - 640 p.
2. Manuel Gómez-Moreno Martínez, Agustín Bustamante García. Las águilas del Renacimiento español. Bartolomé Ordóñez, Diego Silóe, Pedro Machuca, Alonso Berruguete. — España: Madrid: Xarait, 1983—245 p.
3. Ю. Ю. Савицкий. «Архитектура Испании». Всеобщая история архитектуры. Том 5. Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения. Москва. Стройиздат. 1967— С. 397
4. Леон-Баттиста Альберти; под редакцией Габричевского А.Г. Издательство всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1935—т.1 С. 139
5. Christoph Luitpold Frommel. El patio circular en la arquitectura del Renacimiento. — Sevilla: Universidad internacional de Andalucía, 2018. P. 78
6. Смирнов Глеб Викторович. Палладио. Семь философских путешествий, — М.: РИПОЛ классик, 2017. — С. 58
7. Всеобщая история архитектуры. Том 5. Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения. Маркузон В.Ф. (ответственный редактор), Габричевский А.Г., Каплун А.И., Максимов П. Н., Саркисиан Г.А., Чиняков А.Г. Москва. Стройиздат. 1967— С. 478
8. Javier Martínez de Aguirre, (2012), Evocaciones de Jerusalén en la arquitectura del Camino de Santiago: el Santo Sepulcro y la Santa Cruz, VIII Congreso Internacional de Estudios Jacobeos. pp.195223
9. Н.М. Сим, Г. Н. Стогова. Основные этапы формирования теории архитектуры испанского
Возрождения (по материалам трактатов XVI-XVII веков). ВЕСТНИК РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 4. 2019.— С. 74 -79
10. Ногтева О. А. История архитектуры Испании эпохи Возрождения. Научное издание. — М.: «Архитектура-С», 2019. — стр.60
11. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство 17 века. М.: Искусство, 1995— стр.65, цитата из статьи Якимовича А. К.
12. Alamanno Bianchetti, Annali di Bologna dall'edificazione delle citta fino al 1599, in Roberto Righi, Carlo V a Bologna, 1530. Cronache e documenti dell'incoronazione.
13. И. А. Бартенев "Зодчие итальянского Ренессанса" 1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
14. IMAGO. Revista de Emblemática y Cultura Visual [Núm. 7, 2015] pp. 97-110; El viaje triunfal de Carlos V por Sicilia tras la victoria de Túnez