ПЕДАГОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Яхяева У.Ш. (Республика Узбекистан)
Яхяева Умида Шарифовна -стажер-исследователь, кафедры психологии.
Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: процветание общества в мире во многом определяется его интеллектуальными возможностями. Потому что страна с высоким уровнем научного потенциала постоянно развивается во всех областях. Важное место в историческом развитии государств занимает акцент на молодежь. В настоящее время, в современных государственных образовательных стандартах, становится важным воспитывать у учащихся креативность, критическое мышление, умение находить четкое решение проблем, возникающих в образовательном процессе. Кроме того, сегодня, в условиях стремительного развития науки и техники, особое значение придается уровню развития креативности, логики, содержания, творческих способностей тех, кто получает образование на всех этапах непрерывного образования, включая обеспечение эффективности, продуктивности и качества высшего образования.
Ключевые слова: развития креативности, обеспечение эффективности, продуктивности и качества высшего образования, реализация, цифровая среда, самоопределение, самореализация.
Творческое мышление обогащается за счёт постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребёнок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учёба требует от ребёнка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности [1].
Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления - оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребёнка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием.
Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах [2].
В психологии творческой (креативной) деятельностью называют такой процесс, результатом которого является создание новых образов, действий, предметов (продуктов). В условиях профильного образования роль креативных способностей возрастает, так как способности являются основой становления, как профессионала, так и личности в целом.
Условием формирования креативных способностей является развитие определенного типа мышления, которое характеризуется следующими принципами: чувствительность к новому; способность к анализу и содержательным обобщениям явлений; выход за пределы логического мышления; способность к выработке творческих идей; разнообразие мыслительной деятельности; способность к моделированию и гибкому решению проблем;
способность к рефлексии собственной деятельности и оригинальному подходу к проблеме; самостоятельность и независимость суждений в сочетании с критическим мышлением. Особое место в развитии творческих способностей и в частности творческого мышления учеников является ориентированность на специфику профильного класса, в котором обучаются учащиеся. Именно данная дифференциация предопределяет дальнейший путь развития творческого мышления учащихся, поэтому отдельно стоит остановиться на раскрытии содержательного аспекта профильного образования в гуманитарном и физико-математическом варианте его осуществления. Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся в данных классах являются экспериментальная, теоретическая и расчётная деятельности. Таким образом, творческого мышления учеников является новым шагом к более эффективной подготовке будущих специалистов, так как уже на этапе получения общего среднего образования происходит дифференциация учащихся в зависимости от склонностей и предпочтений. Стоит сказать, что именно данный подход на наш взгляд, является наиболее перспективным, именно в рамках него возможен учет индивидуальных особенностей учащихся, что впоследствии отразится на успешности профессионального становления. Однако это и наиболее уязвимый компонент, потому что в современных условиях в образовательных организациях, мы можем обнаружить различные формы нарушений личностно-ориентированного принципа профильного обучения. Этот факт свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки идеи профильного образования.
Список литературы /References
1. Боно Э. Нестандартное мышление. М.: Попурри, 2010. - 224 с.
2. Брунер Дж. Психология познания. - М: ДиректПаблишинг, 2008. - 782 с.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Человек и мир, 2003. - 93 с.
4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Наука, 2007. - 336 с.
SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF CREATIVE
THINKING Yahyaeva U.Sh. (Republic of Uzbekistan)
Yahyaeva Umida Sharifovna - Research intern, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the emergence of new rules, a new system in connection with the rapid changes in the education system in the last years of the existence of our Republic determines the huge requirements for the development of creative personality in the modern world. A creative personality is recognized as a fact at the entire stage of its development and acquires a certain social status. A special place in psychological research is occupied by characteristics that determine the success of solving problems related to the development of creativity in an individual. Today, the growing intensification of interpersonal relations, the exchange of students and teachers, cooperation with higher educational institutions, international conferences, the development of the tourism industry require from the future specialist the traits of creativity. Keywords: pedagogical and psychological factors, goals, development of creativity, ensuring the effectiveness, productivity and quality of higher education, implementation, abstract-logical cognition, self-determination, mental activity.