Научная статья на тему 'Педагогико-воспитательные воззрения мыслителей Востока'

Педагогико-воспитательные воззрения мыслителей Востока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / РОЛЬ / УЧЕНЫЙ / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / ИДЕЯ / ИСТОЧНИК / TRADITION / MUSIC / CULTURE / ROLE / SCIENTIST / PEDAGOGY / HISTORY / IDEA / SOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалова Дильдора Абдувахабовна

Обращение к истокам, обретение «корней» поможет придать новые силы для развития нашего общества, воспитания молодого поколения в духе любви и гордости за свой народ, за его славную историю. Воспитание историей, формирующей историческое сознание народа, выдвигается ныне на первый план. Духовное возрождение предполагает, прежде всего, восстановление и возвращение народу всего богатства научных идей, которые были накоплены в прошлом. Исторические источники свидетельствуют о едином происхождении всех тюркоязычных народов, их общем корне, обусловливающих значительное сходство в образе жизни, традициях, языке, мечтах и чаяниях соплеменников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL VIEWS OF THINKERS OF THE EAST

Turning to the sources, finding “roots” will help to give new strength to the development of our society, to educate the young generation in the spirit of love and pride for their people, for their glorious history. The upbringing of history, which forms the historical consciousness of the people, is now coming to the fore. Spiritual revival implies, first of all, the restoration and return to the people of all the wealth of scientific ideas that have been accumulated in the past. Historical sources testify to the common origin of all Turkic-speaking peoples, their common root, causing significant similarities in the way of life, traditions, language, dreams and aspirations of fellow tribesmen.

Текст научной работы на тему «Педагогико-воспитательные воззрения мыслителей Востока»

Вместе с отцом они записали на радио и великолепно исполнили классические произведения- «Насруллойи», «Гиря», «Бузрук», «Адоий», «Асирий», «Мискин». Но научное и музыкальное наследие ученого не утратило своего значения и сегодня.

Сыновья Юнуса Раджаби - Хасан Ражаби, Обид Юнусов, внуки - Джавлон Азиз Раджаби и правнук (четвертое поколение) Юнус Раджабий достойно продолжает дело легендарной музыкальной династии.

Последовательная политика государства, направленная на реформирование и усовершенствование системы музыкального образования в республике, а также на воспитание гармоничной и всесторонне развитой молодежи, предоставляет широкие возможности и для развития сохранения традиций и династической преемственности в музыкальной культуре Узбекистана. В свою очередь, изучение феномена музыкальных династий даст возможность углубленно осмыслить происходящие явления не только музыкального искусства, но и других областей жизнедеятельности человека.

Список литературы / References

1. Турсунова Г. К вопросу исследования феномена музыкальных династий // Проблемы современной науки и образования, 2019. № 4. С. 77-80.

2. Галущенко И. К вопросу изучения музыкальных династий и семей в Узбекистане // Мустакил оила-маънавий тарбия маскани. Илмий туплам. Т. "Сано-стандарт", 2012. 160 б.

3. Турсунова Г. Карим Зокиров ва унинг сулолалси ХХ аср Узбекистан мусика маданияти кесимида // Автореферат канд. дис. Т., 2007. 23 б.

4. РаджабовИ. Макомлар масаласига доир. Т., 1963.

ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ

ВОСТОКА

Джамалова Д.А. Email: Djamalova17148@scientifictext.ru

Джамалова ДильдораАбдувахабовна - кандидат педагогических наук, директор, Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В.А.Успенского, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: обращение к истокам, обретение «корней» поможет придать новые силы для развития нашего общества, воспитания молодого поколения в духе любви и гордости за свой народ, за его славную историю. Воспитание историей, формирующей историческое сознание народа, выдвигается ныне на первый план.

Духовное возрождение предполагает, прежде всего, восстановление и возвращение народу всего богатства научных идей, которые были накоплены в прошлом.

Исторические источники свидетельствуют о едином происхождении всех тюркоязычных народов, их общем корне, обусловливающих значительное сходство в образе жизни, традициях, языке, мечтах и чаяниях соплеменников.

Ключевые слова: традиция, музыка, культура, роль, ученый, педагогика, история, идея, источник.

PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL VIEWS OF THINKERS OF THE

EAST Djamalova DA.

Djamalova Dildora Abduvahabovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Director, REPUBLICAN SPECIALIZED MUSICAL ACADEMIC LYCEUM NAMED AFTER V.A. USPENSKY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: turning to the sources, finding "roots" will help to give new strength to the development of our society, to educate the young generation in the spirit of love and pride for their people, for their glorious history. The upbringing of history, which forms the historical consciousness of the people, is now coming to the fore.

Spiritual revival implies, first of all, the restoration and return to the people of all the wealth of scientific ideas that have been accumulated in the past.

Historical sources testify to the common origin of all Turkic-speaking peoples, their common root, causing significant similarities in the way of life, traditions, language, dreams and aspirations of fellow tribesmen.

Keywords: tradition, music, culture, role, scientist, pedagogy, history, idea, source.

УДК 078

История происхождения и развития тюркоязычных народов издавна привлекала внимание ученых разных наук: историков, философов, географов, этнографов, филологов, психологов, педагогов, музыковедов, языковедов и других и была предметом специальных научных исследований.

Тюркские племена, как и все другие в мире, развивались по спирали, претерпевая на разных этапах жизни периоды «взлетов» и «приземлений».

И сама жизнь убедительно доказала, что каждый тюркоязычный народ, имея общие культурные, исторические н антропологические корни, общую религию, сходство в сложившемся веками образе жизни, национальных традициях, языке - основе, имеет право выбирать свой путь развития и совершенствования, В наше время, в XXI веке, все тюркоязычные народы, отстаивая свою независимость и самостоятельность, занимают свое место среди других народов цивилизованного мира.

Однако есть то, что во все времена эти народы объединяет и роднит, соединяет едиными корнями своей славной истории - это бесценное духовное наследие выдающихся ученых и просветителей прошлого, которое сегодня специалистами любой отрасли знаний доносятся до сознания и чувств подрастающих поколений.

Большую роль в обогащении складывающегося веками мировоззрения тюркоязычных народов играла народная мудрость и бесценная сокровищница знаний, у истоков которой стояли наши великие предки, имена которых известны во всем мире.

Мы убеждены, что в наше время особенно необходимо высоко ценить духовное наследие выдающихся предков независимо от того, выходцами какого тюркоязычного племени они являются, проникать в сущность этого наследия, отбирать из него самое лучшее, ценное, прошедшее через века и не потерявшее данные своего значения. Необходимо понимать его огромную роль в формировании и обогащении мировоззрения тюркоязычных народов -целостной, постоянно развивающейся системы взглядов о мире, закономерностях его развития, о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, об особом назначении человека разумного, его добродетельных качествах, об условиях, необходимых для претворения в жизнь, надежд и чаяний лучших людей всех поколений о Мире, Равноправии, Справедливости, Счастье.

Большие успехи достигнуты в разных сферах нашего общества. Особую ценность среди них занимает возрождение духовности, стремление изучить, осмыслить, оценить бесценное духовное наследие наших выдающихся предков - ученых-энциклопедистов, мыслителей, поэтов средневековья Востока, которое, пройдя через века, не только не утратило свою ценность, но и приобрело сегодня особую значимость.

Одним из таких ученых-энциклопедистов средневекового Востока, его первым тюркологом был автор бессмертного произведения «Дивану лугату ит турк» («Словарь тюркских языков») Махмуд Кашгари.

Ознакомление с произведениями Махмуда Кашгари, проникновение в сущность его идей и нравственных наставлений вызывает не только чувство благоговения и благодарности, но и удивление

Махмуд Кашгари родился между 1029 и 1038 годами в селе Опал в Кашгаре, в семье, принадлежащей к караханидской знати.

Принадлежность к высшей знати дает уверенность в том, что Махмуд Кашгари имел блестящие возможности для получения самого высокого образования и воспитания. Он, занимаясь самыми разнообразными, но уже существующими направлениями научных поисков, был ученым-энциклопедистом. Само содержание его труда является подтверждением его разносторонних интересов и предметом глубоких научных исследований. Махмуд Кащгари вложил свой бесценный вклад в становление многих наук - философии, истории страны и особенно истории возникновения и развития тюркских народов, их расселения, образа жизни, культуры, национальных традиций, языка.

Он хотел (и это ему блестяще удалось) создать такой «Словарь...», который бы не только давал правильное толкование слов, учил правильному их произношению и написанию, но и обогащал сведениями о государстве Караханидов, его происхождении, развитии, об особенностях занимаемой им территории, о населяющих его народах, их истории, образе жизни, традициях, фольклоре, культуре, этнографии, учил жить разумно, нравственно.

В своем «Словаре ...» Махмуд Кашгари писал: «Хотя я происхожу из тюрок, которые говорят на самом чистом языке, которые по происхождению и роду своему занимают самое первое место, я за пядью пядь исходил все эти селения, степи тюрок. Я полностью запечатлел в уме своем живую и рифмованную речь тюрок (караханидских или хаканских), туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов. Вот эту книгу - после столь долгого изучения и поисков - я написал самым изящным образом, самым ясным языком. Этому сочинению я дал название «Дивану лугат ит-турк» [1, 45].

Хочется отметить еще одно ценное достоинство «Словаря тюркских языков» Махмуда Кашгари, выявленное нами в процессе специально проведенного научно-педагогического исследования, - его образовательную и воспитательную направленность. Содержащиеся в нем изречения мудрецов и поучения самого автора несут исключительно большие возможности для формирования сознания и поведения наших современников.

Научно-педагогические воззрения мыслителей-энциклопедистов Востока вытекали из их представлений о конкретных путях познания и обучения подрастающих поколений. В их воззрениях отражались как идеи философов античного мира, в первую очередь Платона, Аристотеля и их последователей, так и выработанные на этой почве и облеченные в условиях идеологии ислама в специфическую внешнюю оболочку, обусловливающие новые подходы к обучению и формам мышления.

Что касается периода становления и расцвета музыкально-педагогической мысли на Востоке, то он был связан с периодом интенсивного творческого освоения наследия античности. Переработка последнего явилась важнейшей предпосылкой появления направления, которое характеризовалось появлением на новой почве мифологических, космологических и астрологических идей пифагорейской школы.

Полное имя ал-Кинди-Абу Юсуф ибн Исхак ибн ас-Сабах. Его современники дали ему почетный титул - «Абул хукамо» (отец мыслителей) и «файласуф ал-араб» (философ арабов). Ал-Кинди написал девять трактатов по музыке, из которых до наших дней дошли пять, в том числе «Основные сведения по музыке», «О мелодии», «Книга, необходимая для сочинения мелодий» и другие [2, 85].

Народная педагогика Центральной Азии представляет собой синтез прогрессивной педагогической мысли, формировавшейся в течение многих столетий в демократическую школу, осуществлявшую формирование человека, вооружение его научными и жизненно важными знаниями. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами обучения, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни.

В естественнонаучных трудах мыслителей Востока обнаруживается серьезный интерес к различным сторонам научного познания, умственного развития и образования человека. В воззрениях Хорезми, Кинди, Фараби, Беруни, Ибн Сины, Омара Хаяма, Туей, Навои, Бабура и их последователей большое внимание уделялось проблемам воспитания и обучения молодых людей. Без глубокого понимания и осознания этого факта невозможно понять особенности развития научной и педагогической мысли на Ближнем и Среднем Востоке.

В целом, опора на богатейшее педагогико-теоретическое наследие мыслителей средневекового Востока, на наш взгляд позволяет совершенствовать национальную основу педагогики в учебных заведениях Узбекистана, способствует воспитанию гармонически развитой личности, что является основной задачей всей воспитательно-образовательной системы независимой Республики Узбекистан.

Список литературы / References

1. Философское наследие народов Средней Азии и борьба идей. Ташкент, 1988.

2. Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. Ташкент, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.