Научная статья на тему 'Педагогика в системе гуманитарных наук'

Педагогика в системе гуманитарных наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3780
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведко К.В., Медведко Н.И.

В данной статье рассказано об истории возникновении педагогики как отдельной науки, о ее новых отраслях. Особое внимание уделено тому, что современная педагогика является системой наук о воспитании. Также в статье представлена взаимосвязь педагогики с другими гуманитарными науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика в системе гуманитарных наук»

technology provides a unique opportunity to develop not only the student but also a teacher. A computer can not replace the living word of the teacher, but the new resources make it easier to work the modern teacher, make it more interesting, effective, increase students' motivation to study biology.

Advanced video technology and the use of specially designed computer graphics allow you to follow the work of the body, as it were, «from the inside», to open their features and puzzles. What causes a great emotional lift and increases the level of mastery of the material, stimulate initiative and creative thinking. And the result - prizewinners at competitions and gatherings.

Bibliography:

1. Andreev A. Introduction to Internet education: Textbook. manual / A. An-dreev. - M.: Logos, 2003. - 73 p.

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

© Медведко К.В.*, Медведко Н.И.Ф

Южный федеральный университет, г. Таганрог МБДОУ д/с «Золотая рыбка»

В данной статье рассказано об истории возникновении педагогики как отдельной науки, о ее новых отраслях. Особое внимание уделено тому, что современная педагогика является системой наук о воспитании. Также в статье представлена взаимосвязь педагогики с другими гуманитарными науками.

Гуманитарные науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

Ключевая проблема гуманитарных наук - это проблема понимания.

Как отмечает Н.И. Басовская: «Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь - дея-

* Магистрант.

* Заместитель заведующего МБДОУ д/с «Золотая рыбка».

тельности духовной». По Г.Ч. Гусейнову - «гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека».

Педагогика, так же как психология и многие другие древние науки, существовала первоначально в качестве некоторой совокупности идей в составе других наук, прежде всего в составе философии. Первые великие педагоги, такие, как Конфуций, Сократ, Христос, были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя в качестве талантливых теоретиков и практиков педагогической деятельности. Возникновение педагогики как самостоятельной науки относят к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах удалось выявить специфику образовательной деятельности как особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, заслуживающих наименования науки.

Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали как разделы философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.

Педагогика - обширнейшая наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного

развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом изучения - закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

- вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика;

- обучения и воспитания слепых - тифлопедагогика,

- с речевыми нарушениями - логопедия,

- обучения и воспитания умственно отсталых - олигофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с

педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

По мере роста объема новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики.

1. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика обобщает народную практиче-

скую педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.

2. Семейная педагогика - наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, его потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка, позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживать трудности и найти верное решение.

3. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

4. Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

5. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

6. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

7. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:

1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

2) творческое заимствование методов исследований;

3) использование конкретных результатов исследований других наук;

4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. В настоящее время общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1995.

3. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. -352 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

5. Хрестоматия по педагогике / Сост. С. Н. Полянский. - М., 1972.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

© Сысоева Е.В.*

Вологодский государственный университет, г. Вологда

В статье рассматривается формирование глобального восприятия времени с помощью опережающей педагогической поддержки личностного развития студента-первокурсника. Глобальная концепция времени предполагает многомерное последовательное рассмотрение времени в динамике. Надличностностная характеристика времени в глобальной концепции времени связана с масштабностью точки зрения человека, его качеством. Исследование проводилось на базе Вологод-

* Аспирант кафедры Психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.