Психопедагогика профессиональной безопасности
Педагогика профессиональной безопасности сотрудников ОВД
Профессор А. В. Буданов Академия МВД России
Говоря о педагогике профессиональной безопасности, т. е. комплексе педагогических идей и системе практических мер учебно-воспитательного характера, направленных на повышение уровня профессиональной безопасности сотрудников ОВД, важно определить содержание самого понятия «профессиональная безопасность». В данном случае речь пойдет о личной безопасности сотрудника в связи с выполнением им профессиональных обязанностей. Личная безопасность определяется характером профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности сотрудника и эффективностью его собственных действий по обеспечению своей безопасности.
Профессиональная защищенность — одна из главных составляющих профессиональной безопасности, где ясно прослеживается педагогический компонент. Приведем краткую характеристику основных направлений защищенности.
Правовая — соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД ее объективным условиям и задачам. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с осуществлением деятельности.
Экономическая — соответствие материального обеспечения сотрудника системой МВД его объективным материальным и иным потребностям.
Ма териально-техническая — соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее объективным условиям и задачам.
Социальная — соответствие социального статуса системы МВД, ее конкретных служб, подразделений и их сотрудников реаль-
ной социальной значимости решаемых ими профессиональных задач.
Социально-психологическая — соответствие общественного мнения о деятельности системы МВД объективным оценкам ее деятельности и соответствие «образа сотрудника» ОВД реальным профессиональным и личностным типам сотрудников. Особым аспектом социально-психологической защищенности является стабильный положительный эмоционально-психологический климат в коллективах сотрудников.
Кадровая—соответствие уровня профессиональной надежности персонала (т.е. нравственных, интеллектуальных, эмоциональнопсихологических качеств сотрудников и их профессиональной компетентности) требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МВД.
Информационная — соответствие возможностей получения информации, в том числе научных и практический знаний, умений и навыков, реальной потребности иметь такие знания для решения профессиональных задач, обеспечения профессиональной защищенности и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности или личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких.
Психологическая — соответствие мер профилактики и предотвращения психологической деформации личности сотрудника степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
физическая — соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников, реальным возможностям снизить риск для жизни и здоровья при решении (или в связи с решением) профессиональных задач до объективного предела.
Заметим, что как система МВД в целом, ее конкретные подразделения, так и отдель-
ные сотрудники в значительной мере выступают в качестве объекта обеспечения защищенности, поскольку решение многих названных экономических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД и тем более — отдельного сотрудника. Активная позиция субъекта здесь может выражаться в проявлении инициатив и формулировании предложений в инстанции, которые эти вопросы решают. Более полно активная позиция системы МВД и его подразделений проявляется в разумной реализации тех экономических, материально-технических, правовых и иных возможностей, которые представлены для обеспечения защищенности системы и ее сотрудников. Немалая роль может принадлежать МВД и в обеспечении социально-психо-логической защищенности на уровне общественного сознания, через средства массовой информации, общественные организации, систему контактов с населением.
Наибольшие возможности система МВД имеет в плане организации обеспечения кадровой, социально-психологической (на уровне коллективов), информационной, психологической и физической защищенности. Здесь стоит выделить складывающуюся систему противодействия усилиям организованных преступных формирований, направленным на снижение эффективности деятельности органов внутренних дел в борьбе с организованной преступностью. Важными импульсами для ее развития стали организация подразделений по обеспечению собственной безопасности, взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью, введение должности практического психолога в ОВД и др. Особо следует сказать о перестройке ведомственной системы профессионального обучения кадров.
Создание необходимого уровня защищенности — процесс многоплановый, во многом зависящий от деятельности системы МВД в целом. Профессиональная защищенность значительно шире, чем профессиональная безопасность сотрудника, хотя, как было сказано, является ее важнейшей предпосылкой. Профессиональная безопасность — конкретная характеристика самой деятельности, и она прямо связана с реальной степенью профессионального риска.
Это может быть риск материального свойства, т.е. утеря каких-либо, в том числе личных, материальных ценностей в связи с профессиональной деятельностью (например,
поджог здания РОВД или квартиры, где живет сотрудник). Риск профессионально-нравственный подразумевает угрозы, шантаж, провокации, втягивание в незаконные связи с криминальными элементами, что может привести к нарушениям закона, нравственноэтических норм, снижению эффективности, а иногда и прекращению профессиональной деятельности. Риск психологический — это возможность получения психических травм, психологической дестабилизации личности под влиянием стрессов и эмоционально-пси-хологических перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью. И, наконец, риск физический — опасность для жизни и здоровья, связанная с профессиональной деятельностью.
Соответственно профессиональная безопасность сотрудника включает безопасность материальную, профессионально-нравственную, психологическую и физическую. Поскольку профессиональный риск в настоящее время является объективным компонентом профессиональной деятельности многих служб и подразделений системы МВД, речь идет не об абсолютной безопасности, а о максимально высоком уровне безопасности, который реально возможен сейчас в данной сфере профессиональной деятельности.
Профессиональная безопасность сотрудников обеспечивается созданием реально возможного уровня профессиональной защищенности; особой системой мер материально-технического и управленческого характера; функционированием специальных структур обеспечения безопасности системы в целом и отдельных подразделений МВД выделением деятельности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников в самостоятельное направление работы с персоналом ОВД; специальной системой обучения сотрудников тактике и приемам обеспечения личной безопасности. Важным условием обеспечения профессиональной безопасности является и создание должного уровня общей профессиональной подготовленности и обученности сотрудников.
В итоге это должно привести к развитию решающего компонента обеспечения личной безопасности сотрудника: его собственной сознательной, постоянной и грамотной деятельности в этом направлении. Если защищенность сотрудника, как было сказано, в значительной степени от него не зависит, то личная безопасность в немалой мере определяется его собственными действиями и уста-
новками. И тут меры учебно-воспитательного характера играют немалую роль.
Педагогика профессиональной безопасности начинается с педагогического обеспечения профессиональной защищенности. Сюда входят меры социально-педагогического характера, реализуемые системой МВД и направленные на поднятие социального и социально-психологического статуса МВД в целом и его сотрудников. Большую роль играет обучение руководящих работников ОВД разных уровней решению управленческих задач с учетом обеспечения профессиональной защищенности или непосредственно направленных на повышение уровня социальноправовой, материально-технической, социально-психологической, психологической и физической защищенности. Особое место занимает сейчас профессиональная подготовка сотрудников подразделений собственной безопасности, кадровых аппаратов, отделов и отделений по связям со средствами массовой информации и общественностью.
Важной линией работы является обучение руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом теории и методам работы с коллективами. Немалую риль играет обучение практических психологов тактике и методам психологического сопровождения и психологического обеспечения служебной и служебно-боевой деятельности, особенно в экстремальных условиях. Естественно, что совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации имеет прямое отношение к повышению уровня защищенности: «Cogito ergo defendens».
В итоге это приводит не только к повышению объективного уровня защищенности сотрудников МВД, но и к формированию сознаваемого ими субъективного состояния защищенности в системе, что является важным условием повышения уровня их профессиональной нравственно-психологической надежности и психологической стабильности. А это уже имеет прямое отношение к личной про-ссиональной безопасности.
Однако если обучение «менеджменту защищенности» имеет место при подготовке руководящих работников разного уровня, то обучение «менеджменту безопасности» делает только первые шаги. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД всегда было важной профессионально-нравственной задачей. Сейчас вопрос заключается в том, чтобы эта задача рассматривалась также в конкрет-
но-управленческом и профессионально-личностном аспекте, выступала как самостоятельная линия управленческой деятельности.
На уровне профессионально-педагогиче-ском для этого необходимо обучение руководителя «менеджменту безопасности», т.е. знаниям, умениям и навыкам постановки и решения управленческих задач, связанных с обеспечением безопасности сотрудников. Это может быть или отдельный курс обучения или, что более разумно, раздел в курсе теории и практики управления ОВД, так как проблема безопасности сотрудников, как было показано ранее, тесно связана с комплексом управленческих проблем. Здесь стоит лишь добавить, что в ряде зарубежных стран, например, в США, «менеджмент безопасности» в настоящее время является необходимым и устоявшимся элементом «полицейского менеджмента».
Другим направлением в педагогике личной безопасности сотрудников выступает система обучения тактике, методам и приемам обеспечения личной безопасности с учетом специфики профессиональной деятельности и ее условий. Так, для многих категорий сотрудников необходимо практическое обучение тактике, методам и приемам обеспечения профессионально-нравственной безопасности, т.е. профессионально грамотным действиям в ситуации провокаций, шантажа, психологического прессинга и т.д. со стороны криминальных элементов. Это позволит избежать нарушения закона или этических норм и не снизить профессиональной активности.
Остро стоит вопрос обучения тактике, методам и приемам обеспечения личной психологической безопасности. В условиях стрессовых ситуаций и эмоционально-психологических перегрузок сотруднику необходимо обладать хотя бы простейшими навыками психологической самодиагностики и саморегуляции, чтобы решать профессиональные задачи и уметь ослабить неблагоприятные последствия стрессов и перегрузок, особенно в экстремальных условиях.
Наконец, необходимо специальное обучение тактике и приемам обеспечения личной физической безопасности. Определенный опыт в этом направлении существует за рубежом. Имеются и отечественные исследования по профессиональной виктимологии в системе МВД.
Названные виды обучения могут содействовать повышению уровня профессиональной безопасности сотрудников, если оно будет
носить системный характер, его содержание и формы будут гибко реагировать на изменения в практической деятельности.
В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы вопросы обеспечения личной безопасности нашли отражение во всей системе профессиональной подготовки сотрудников, были постоянным компонентом служебной подготовки практических работников, самостоятельной линией при анализе и оценке успешности решения практических задач.
Психологические факторы обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД
Доцент Московского института МВД Российской Федерации Е.А.Пономарева
В условиях сложной криминогенной обстановки личный состав ОВД подвергается все большему воздействию негативных факторов социального, профессионального и*пси-хологического характера. Рост преступности, дерзость и жестокость ее проявлений повышают риск для здоровья и жизни сотрудников. Техническая и материальная оснащенность подразделений ОВД по-прежнему не соответствует складывающимся ситуациям. Нехватка кадров в подразделениях добавляет нагрузку на работающих, отсутствуют возможности для полного физического и психологического восстановления сил. Усугубляет ситуацию недостаточная правовая и социальная защищенность сотрудников ОВД. Общественный престиж работника милиции остается недостаточно высоким и вызывает дискомфорт социального статуса.
Эти и другие объективные факторы приводят к хроническим перегрузкам, ухудшению психологического и физического самочувствия, снижению работоспособности, профессиональной деформации. Возникают проблемы неудовлетворенности службой, ее низкой результативностью, невозможностью реализовать себя в работе, добиться значимых результатов.
Таким образом, необходимо разрешение комплекса вопросов по профилактике профессиональной деформации, сохранению стабильности служебных коллективов, формированию личностного потенциала сотрудников. Условия профессиональной деятельности диктуют повышенные требования к психологической устойчивости каждого сотрудника, сохранению стабильности его личности, его психологической безопасности.
Важным фактором обеспечения психологической безопасности является социальнопсихологическая защищенность сотрудника ОВД. Эта категория проблем касается, во-первых, формирования общественного мнения, социально-психологического статуса в общественных отношениях; во-вторых — морально-психологического климата, силоген-ности и межличностных отношений в подразделениях; в-третьих — регулирования семейных взаимоотношений, тесно связанных со служебными.
Особую роль в обеспечении социальнопсихологической защищенности сотрудников ОВД играют факторы психологии управления, стиль и методы работы руководителей с личным составом, личный авторитет руководителей.
В психологическом обеспечении профессиональной деятельности подразделений ОВД, в том числе психологической защищенности сотрудников, важное место принадлежит психологической службе и работе практических психологов. Специфическая деятельность психологической службы в ОВД по психологическому сопровождению, обеспечению профессиональной деятельности, психологической диагностике, коррекции и реабилитации выступает в настоящее время как самостоятельное направление обеспечения психологической защищенности сотрудников ОВД.
Следует подчеркнуть при этом, что если в плане защищенности сотрудник в значительной мере является объектом специальных правовых, организационных и иных мер, то в плане личной безопасности он должен выступать как активный субъект. Защищенность как условие профессиональной деятельности сотрудников ОВД должна носить активный, наступательный и упреждающий характер. Личную безопасность сотрудник ОВД должен обеспечивать сам, используя общую профессиональную подготовленность, а также специальные знания, навыки, умения и тактические приемы.
При этом особую роль играет комплекс профессиональных психологических установок сотрудника, в том числе установки на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег.
Одним из основных направлений профессиональной подготовки сотрудников ОВД в современных условиях является формирование их профессиональной психологии, которая определяется спецификой выполня-
. - ' N.