Научная статья на тему 'Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей'

Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штанько И.В.

В статье рассматриваются ключевые позиции педагогики искусства и ее особенности реализации в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей»

родителей должен быть основан не только на текущих интересах ребенка, но и на познавательных потребностях.

Так, например, сочетание экологического, туристского кружков и посещение студии фотографии позволит работать в области экологических исследований. Сочетание кружка туризма и студии ШЕБ-дизайна позволит создавать виртуальные экскурсии и туры, которые помогут погрузиться в атмосферу мест и событий [7]. Выбирая секции, которые будет посещать ребенок в течение учебного года, нужно учитывать перспективность их сочетания в профессиональной деятельности.

В данной статье были рассмотрены лишь некоторые из возможных комбинаций направлений технического творчества с другими.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования // В. А. Горский, Г. Ф. Суворова, Д. В. Смирнов, Е. В. Доманский, Н. В. Ерхова, Л. Я. Желтовская, В. Н. Иванченко, Е. Г. Ивлиева, К. Л. Лисо-ва, Р. Г. Мазитов, Л. А. Паршутина, Н. А. Баранова. М. ; Уфа, 2012.

3. Горский В. А., Смирнов Д. В., Тимофеев А. А. Примерные программы внеурочной деятельности : начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. М. : Просвещение, 2010. 111 с. (Сер.: Стандарты второго поколения).

4. Инякин Ю. С., Смирнов Д. В. Методологические аспекты информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 2(119). С. 98-106.

5. Инякин Ю. С., Смирнов Д. В. Концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4. С. 57-72.

6. Учебно-исследовательская деятельность школьников : (монография) / В. А. Горский, Д. В. Смирнов, Г. А. Русских. М. : Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.

7. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Результативность научно-и организационно-методического сопровождения деятельности школьного музейного комплекса // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4. С. 130-144.

И. В. Штанько

Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей

В статье рассматриваются ключевые позиции педагогики искусства и ее особенности реализации в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: педагогика искусства, художественно-педагогическая деятельность, художественное образование, непрерывное художественное образование.

Дополнительное художественное образование является одним из важнейших звеньев в системе непрерывного образования и занимает особое место в художественно-творческом развитии учащихся.

Сегодня дополнительное художественное образование представлено двумя линиями: кружки, студии, творческие объединения, ансамбли, оркестры в многопрофильных центрах детского творчества и предпрофессиональное художественное образование в музыкальных, хореографических, художественных школах и школах искусств. Художественная направленность представлена широким выбором общеразви-138

вающих программ разного уровня (стартового, базового, продвинутого) и предпрофес-сиональных.

Педагогический состав, реализующий данные программы, уникален, это профессиональные музыканты, вокалисты, режиссеры, актеры, артисты балета, художники, пришедшие из театров, оркестров, художественных мастерских.

Наши исследования, проведенные на курсах повышения квалификации в Академии социального управления Московской области, показали, что, к сожалению, около 52% педагогов искусства не имеют педагогического образования, из них 37% имеют только художественное образование и лишь 48% педагогов соответствуют профессиональному стандарту. И тем не менее это творческие, нестандартные личности, находящиеся в постоянном поиске новых форм и подходов в области художественной педагогики.

С введением нового профессионального стандарта наиболее не защищенной категорией, увы, оказались именно педагоги дополнительного образования художественного профиля.

Анализируя все блоки профессионального стандарта педагога дополнительного образования, мы понимаем, что он носит универсальный характер для всех направлен-ностей и включает в себя сформированность у педагогов следующих компетенций: психолого-педагогических, методических, коммуникативных и организационных. В дополнительном образовании, как в общем, нет предметных областей и нет стандарта образования, но есть шесть направленностей: техническая, естественнонаучная, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая. Все направленности имеют свою специфику и особенности методики реализации дополнительных образовательных программ.

Мы остановимся и акцентируем свое внимание на художественной направленности в дополнительном образовании детей.

В связи с этим методическая компетенция будет складываться из владения педагогом технологиями педагогики искусства, а педагогическая деятельность будет носить художественно-педагогический характер и строиться на основе концепции непрерывного художественного образования.

Рассмотрим подробнее понятия «педагогика искусства», «художественно-педагогическая деятельность», «художественное образование», «непрерывное художественное образование».

Истоки понятия «педагогика искусства» лежат в глубокой древности еще в период зарождения различных видов искусства. А вот теоретико-методологические основы этого понятия появились в первой половине ХХ в., в основе которых лежали идеи

A. Б. Бакушинского и его последователей - Т. В. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Б. П. Юсова,

B. Н. Шацкой.

В 70-е гг. ХХ в. Д. Б. Кабалевским была разработана концепция воспитания и развития детей искусством и складывалась его научная школа в области педагогики искусства.

Немалый вклад в педагогику искусства ввел Б. М. Неменский, который на материале изучения изобразительного искусства разработал концептуальные основы методики художественного развития детей и выработал её основные принципы и методы.

Подводя итог нашему небольшому экскурсу, выведем понятие «педагогика искусства» - это отрасль педагогической науки, основанная на слиянии педагогики и искусства, изучающая закономерности воспитания и обучения детей средствами искусства.

Рассмотрим понятие «художественно-педагогическая деятельность». Вопросы взаимодействия художественной и педагогической деятельности рассматривали в

своих работах известные ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев, Ю. Б. Алиев, Б. П. Юсов, Л. В. Школяр и др.

Л. Н. Столович определял, что в процессе художественного творчества интегрируются различные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, игровая, воспитательная, оценочная и коммуникативная.

Для того, чтобы художественная деятельность стала условием развития личности, необходимы педагогические методы, основанные на взаимопроникновении особенностей художественного творчества и педагогической деятельности.

Так что же из себя представляет художественно-педагогическая деятельность? Это особый вид деятельности, в котором образность, ассоциативность как формы художественного познания и самовыражения приобретают характер организованного целенаправленного учебно-воспитательного процесса. Иными словами можно сказать так, что это организация педагогом целенаправленного образовательно-воспитательного процесса по освоению языка и средств выразительности различных видов искусства через практическую художественно-творческую деятельность учащихся.

В данном контексте выделим основные виды художественно-педагогической деятельности педагога художественного профиля:

• Художественно-конструктивная - владение способами построения учебного занятия на основе различных форм художественно-педагогической драматургии.

• Художественно-коммуникативная - умение организовать диалог с произведением искусства, выявить сверхзадачу автора произведения.

• Художественно-организационная - владение технологиями педагогики искусства, которые позволят учащимся погрузиться в атмосферу произведения.

• Собственная художественно-творческая деятельность педагога - владение в совершенстве художественными техниками в различных видах искусства и умение проявить себя в художественной практической деятельности.

Сверхзадачей художественно-педагогической деятельности педагога является оказание на учащихся эмоционального воздействия через произведение искусства и создание условий для их художественно-творческого развития.

Система художественного образования включает в себя эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование.

Под непрерывным художественным образованием подразумевается беспрерывное системное педагогически направленное развитие художественной культуры личности средствами искусства.

В систему непрерывного художественного образования включены:

• Эстетическое воспитание

• Общее художественное образование

• Дополнительное художественное образование

• Профессиональное художественное образование

Организация каждого этапа художественного образования ставит перед педагогами определенные задачи и осуществляется на основе определенных подходов с использованием методов и технологий педагогики искусства.

Данной статьей мы открываем серию публикаций, посвященных организации дополнительного художественного образования, его специфике, методике художественно-педагогической деятельности с разными возрастными категориями детей по различным художественным направлениям.

И в конце хочется еще раз отметить, что дополнительное художественное образование детей является ресурсом возрождения, сохранения и развития уникальных и богатейших традиций российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.