Научная статья на тему 'Педагогика информационного общества'

Педагогика информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА / INFORMATION SOCIETY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / E-PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Александр Александрович

В работе делается попытка обосновать появление новой педагогической науки — электронной педагогики, адекватной информационному обществу и инициируемой объективным процессом информатизации образования. Обсуждаются объект, предмет, понятийный аппарат, принципы электронной педагогики, а также виды электронных учебных занятий, теории и концепции обучения. Сформулированы актуальные проблемы становления и развития электронной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogy of the information society

An attempt to justify the emergence of a new pedagogy — electronic pedagogy, adequate information society and initiated an objective process of informatization of education. Discusses the object, the subject, the conceptual apparatus, the principles of e-education as well as the types of e-learning lessons, theory and the concept of learning. Topical problems of formation and development of e-pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогика информационного общества»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013. № 1

ПЕДАГОГИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

А.А. Андреев

(факультет педагогического образования

МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: andreev_a_a@mail.ru)

В работе делается попытка обосновать появление новой педагогической науки — электронной педагогики, адекватной информационному обществу и инициируемой объективным процессом информатизации образования. Обсуждаются объект, предмет, понятийный аппарат, принципы электронной педагогики, а также виды электронных учебных занятий, теории и концепции обучения. Сформулированы актуальные проблемы становления и развития электронной педагогики.

Ключевые слова: информационное общество, информатизация образования, электронная педагогика.

В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привел к новой общественной формации, называемой информационным обществом (иногда его называют постиндустриальным, или "знаниевым" обществом).

Как мы помним, классическая научная педагогика, начиная с Я. Коменского, хорошо обслуживала индустриальную эпоху, но стала неадекватной информационному обществу и поэтому потребовалась разработка новой парадигмы, новых подходов к образованию. Стали явно непригодны установки в части таких компонентов парадигмы образования индустриального общества, как: образование для общественного производства; учение в молодости как запас на всю жизнь; педагог передает знания и стоит над обучающимся; стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; книга как основное средство обучения и др. [1]. Настоятельно потребовалось сформировать новую педагогику, адекватную постиндустриальному обществу.

Потребность в некой постиндустриальной, новой педагогике ощущается научно-педагогической общественностью, на это обращали внимание А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д. Шадриков, С.А. Щенников, В.Н. Кухаренко, В.В. Наумов и другие эксперты в этой области.

Анализ опубликованных материалов по проблематике электронного обучения на постсоветском пространстве показывает,

что в своем большинстве они описывают реальный опыт внедрения э-обучения (е-Ьеагшщ), опыт разработки электронных учебных материалов и проведения учебных занятий, успехи и трудности организации и другие элементы практической деятельности. Явно просматривается представление накопленного эмпирического опыта электронного обучения при отсутствии научных теоретических обобщений. Доклады на многочисленных научных конференциях и статьи в журналах и Интернете напоминают отчеты авторов о собственной, действительно хорошей работе в том или ином образовательном учреждении. В них отсутствует главное, а именно доказательство того, что предлагаемые способы деятельности являются оптимальными, необходимыми и достаточными для выполнения поставленных целей, а не просто хорошими в ряду других, тоже неплохих вариантов практики.

Выход видится в освоении новой педагогической науки, в которой происходят выработка и теоретическая систематизация объективных знаний при обучении в новых информационно-образовательных средах. Именно она должна научно обоснованно описывать, объяснять и прогнозировать новые педагогические явления.

На сегодня более или менее устоялись отрасли применения общепедагогических знаний, которые делятся на дошкольную педагогику, педагогику школы, производственную, военную, исправительно-трудовую, социальную и коррекционную педагогики. Это часто встречающееся деление, хотя основания классификации разные [2]. Пожалуй, можно утверждать, что электронная педагогика — это не какая-то отдельная новая отрасль, она трансформирует каждую из указанных отраслей педагогики и они эволюционно переходят в электронную, оставаясь в своем классе, например педагогика высшей школы становится постепенно электронной педагогикой высшей школы и т.д.

Вообще говоря, в информационном обществе термин "электронная" можно, по-видимому, опускать, — он будет подразумеваться по умолчанию. И еще можно сказать, что педагогический дизайн является частью электронной педагогики.

Таким образом, научное направление изучения, описания и прогнозирования процессов в ИКТ-насыщенных средах предлагается назвать электронной педагогикой. Предметом электронной педагогики является педагогическая система, точнее процессы в ней происходящие, а происходят они, как мы уже сказали, в новой информационно-образовательной среде [3].

Что же на первый взгляд изменилось при эволюционном пришествии электронной педагогики?

Например, понятийный аппарат явно расширился. Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия и др. Под пристальным вниманием электронной педагогики находится новая категория — персональная учебная среда — термин, который появился несколько лет назад в западной научной литературе и связан с появлением сервисов Интернета веб 2.0 и их влиянием на образовательный процесс. В этих средах доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение таким образом эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний.

В электронной педагогике изменились задачи и принципы. Так, сохранились принципы, которые традиционно лелеет классическая педагогика: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., но и добавились новые — интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняются перечень и содержание метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический и валео-логический [4].

Понятно, что новорожденной педагогике требуется теория (поскольку научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависят от уровня разработанной в ней теории как высшей и самой развитой формы организации научного знания), дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности, являясь при этом системой обобщенных знаний, рассчитанных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.

Перед тем как сказать о некоторых новых присущих электронной педагогике теориях, уместно вспомнить теории и концепции, господствующие в классической педагогике, в основе которых лежит понимание сущности процесса обучения. Для нас важна теория обучения как концептуальный поход к организации обучения и конструированию новой педагогической системы. Известные теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его

организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия участников образовательного процесса.

Перечислим некоторые теории и концепции классики [5].

1. Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Комен-ский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов).

2. Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А.А. Не-мейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский).

3. Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

4. Концепция функционального материализма (В. Оконь).

5. Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль).

6. Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц).

7. Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я.А. Ко-менский).

8. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

9. Управленческая модель обучения (В.А. Якунин и др.).

Изучение этих теорий заставляет поразмышлять об их уместности в новых условиях. Например, "Концепция дидактического энциклопедизма" в связи с широким распространением Интернета и его мощной информационной базой постепенно сходит на нет. В то же время актуализируется "Концепция дидактического формализма", суть которой — научить мыслить. Остальные концепции и подходы также требуют пересмотра и дополнения. Так, электронная педагогика дополняет указанный выше список концепций и теорий (правильнее их можно назвать моделями обучения или теоретическими подходами), например коннективизм, где обучение можно рассматривать как процесс создания некой сети, узлами которой являются внешние сущности, т.е. люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации [6].

Нам известно, что на постсоветском пространстве большой вклад в развитие современной теории электронного обучения вносит деятельность группы "НЭО" (новое электронное обучение), руководитель В.В. Наумова (Беларусь), Проблемной лаборатории ДО НТУ "ХПИ", руководитель В.Н. Кухаренко (Украина), Института проблем информатики РАН, зав. лабораторией С.А. Хрис-точевский (Россия).

Исследуя современные теоретические тенденции в экономике, менеджменте и других науках и проецируя их на образование, можно ожидать, что в перспективе такие направления, как вузов -

ская система управления знаниями и превращение образовательного учреждения в саморазвивающуюся организацию являются перспективными и приведут к появлению новых положительных качеств образования.

Что еще нового уже заметно в электронной педагогике?

Она обогащается новыми видами учебных занятий (организационными формами), проведение которых возможно с развитием сервисов Интернета, в частности веб 2.0. Например, обычным атрибутом в дистанционном и смешанном обучении стали веби-нары — интерактивные аудио-видео-онлайновые занятия. Принципиально новые организационные формы обучения на базе интернет-технологий рождаются в МОДК. Термин "Массовый открытый дистанционный курс" (МООС — латинская аббревиатура, МОДК — русская аббревиатура) ввел Джордж Сименс в 2008 г. МОДК основывается на активном участии студентов, которые сами организуют активность в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами [7]. Большой вклад в исследование дидактики и внедрение МОДК на постсоветском пространстве внес В.Н. Кухарен-ко, который впервые организовал и провел в 2011 г. два МОДК "Социальные сервисы в ДО" и "Стратегия разития е-1еагпт§ в организации", участником которых был автор. Список некоторых других организационных форм в новых образовательных средах, используемых в МИМ ЛИНК, приведен в [8].

В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с нашей точки зрения, на сегодняшний день.

1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе понятийного аппарата.

2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.

3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).

4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной среде.

5. Подготовка студентов и преподавателей для эффективного преподавания и учения при электронном обучении.

6. Валеология электронного обучения и интернет-безопасность.

7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.

8. Обеспечение качества э-обучения и его оценка.

9. Нормативно-правовое обеспечение э-обучения.

10. Исследование организационных форм обучения, поиска оптимального их сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.

11. Использование психолого-физиологического потенциала человека (резервов человеческого мозга и психики).

В последнем пункте (№ 11) автор хотел отметить, что не только широкомасштабное применение средств ИКТ может привести к положительным изменениям и успешному развитию педагогики.

Таким образом, объективный процесс информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а это в свою очередь закономерно приводит к необходимости разработки электронной педагогики, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, новые виды учебных занятий и т.д. Есть уверенность, что решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень.

Список литературы

1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: ИЦ "Академия", 2003. 256 с.

3. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: ММИЭИФП, 2003. 264 с.

4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. 168 с.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: "Питер", 2000. 304 с.

6. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. December 12, 2004. (URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm 20.09.2012).

7. Masters K. A Brief Guide. To Understanding MOOCs // The Internet Journal of Medical Education. 2011. Vol. 1. N 2. (URL: http://bit.ly/hZGiVG 20.09.2012).

8. Щенников С.А. Дидактика современного образования // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83—91.

PEDAGOGY OF THE INFORMATION SOCIETY

A.A. Andreev

An attempt to justify the emergence of a new pedagogy — electronic pedagogy, adequate information society and initiated an objective process

of informatization of education. Discusses the object, the subject, the conceptual apparatus, the principles of e-education as well as the types of e-learning lessons, theory and the concept of learning. Topical problems of formation and development of e-pedagogy.

Key words: information society, informatization of education, e-pedagogy.

Сведения об авторе

Андреев Александр Александрович — доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой электронной педагогики московского финансово-промышленного университета "Синергия", профессор факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: (495) 939-32-81; e-mail: andreev_a_a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.