РАЗДЕЛ VIII РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ
УДК 37.0+136.7
М. Л. Галагузова
ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Научный статус и социальный престиж той или отрасли науки, как известно, во многом зависит от уровня развития теории, которая дает целостное представление о законах и закономерностях, объективно отражающих определенную область действительности и являющихся предметом изучения данной науки. Каждую науку отличает своя система знаний, которая отражается в ее понятиях и категориях. Не является исключением в этом отношении и педагогика.
Сегодня на страницах педагогической печати, в жарких спорах на различных конференциях и семинарах ведутся дискуссии о понятийно-терми-нологической системе педагогики. Причем традиционные проблемы получили новые импульсы развития, новые повороты, новые грани в самой постановке и далее ~ в поиске плодотворных путей решения. Это в свою очередь свидетельствует о том, что наука педагогика живет и развивается. Ибо как говорил Петр Капица, «когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя».
Рассмотрим проблему определения объекта и предмета исследования педагогики и ее категорий через призму современных учебных пособий. Трудно переоценить роль и значение учебной книги для преподавателей и студентов вузов, будущих ученик (аспирантов и докторантов).
В 80-х - начале 90-х годов XX столетия Россия вступила в очередную полосу “революционных” преобразований, широкомасштабного реформирования, которое затронуло все сферы жизни общества, включая и сферу образования. Порожденные реформой образования процессы и явления, хотя в целом и имеют объективную обусловленность, закономерно несут в себе и значительную долю субъективизма и умозрительности. Необходимость срочно принимать те или иные организационно-управленческие решения, обеспечивающие реализацию новой государственной политики в сфере образования, что-то изменять в содержании, формах и средствах и технологиях педагогической деятельности и др. практически не оставляет времени для тщательного продумывания, кропотливого научного обоснования, апробации предлагаемых и внедряемых педагогических инноваций, для их объективизации.
Смена идеологических ориентиров в образовании нашла отражение в соответствующих научных публикациях и учебных пособиях. При этом в течение почти десяти лет в практике работы вузов ощущался острый дефицит учебной книги. Сейчас ситуация изменилась на противоположную -
учебников, учебных пособий и другой методической литературы по педагогике довольно много. Но насколько они отражают истинную картину развития современной науки и должны ли они ее отражать, попробуем выяснить, проанализировав ряд книг.
Учебник (печатный, компьютерный, ауцио-визуальный, независимый от носителя информации) - это важнейший источник и основное средство обучения. Учебник должен «соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, иметь выверенный и апробированный педагогической теорией и образовательной практикой характер» [12].
Другие виды учебной книги (учебные пособия, методические рекомендации, хрестоматии, задачники, сборники упражнений, словари и т.д.) предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках.
Анализ учебников и учебных пособий по педагогике, изданных за последние 15 лет, позволяет их условно разделить на две группы. Первые, назовем их инновационными, пересматривают основные педагогические категории, их содержание, объект и предмет науки, вторые - придерживаются традиционных взглядов, внося некоторые изменения в содержание понятий.
К первому направлению можно отнести учебное пособие «Педагогика»
В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко и др. (1998), которые объектом педагогики считают «те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества». Следует однако, уточнить, что последнее они считают понятием “образование”. Предмет педагогики, по их мнению, - «это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях» [9].
В понятийном аппарате, по мнению авторов, следует выделить одно центральное понятие, «которое обозначает всю изучаемую область...Остальные понятия... отражают дифференциацию исходного стержневого понятия. Для педагогики - это педагогический процесс. Поэтому определение традиционных педагогических понятий, таких как образование, воспитание, педагогическая технология идет через педагогический процесс». Нет сомнения, что такая точка зрения на педагогику и категории педагогики имеет место быть и дальше будет развиваться.
Свидетельством тому является издание последующих учебных пособий для высших и средних учебных заведений, например: «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» (1999). Авторы данного пособия считают, что «предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей». Педагогический процесс, по мнению авторов, включает два процесса: обучение и воспитание. А «для уточнения требуемого в данном конкретном обществе (государстве) уровня развития выпускников может служить понятие “образование”. И далее «под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития» [7]. Как говорится, без комментариев.
Иная точка зрения прослеживается в учебных пособиях П. И. Пидкасис-того, В. И. Смирнова и ряда других авторов. В пособии под ред. П. И. Пид-касистого в качестве объекта рассматривается образование, в качестве пред* мета - система отношений, возникающих в деятельности, являющихся объектом науки [8].
В. И, Смирнов в качестве объекта педагогики рассматривает воспитание, а предметом считает «противоречия, закономерности, отношения, технологии ...воспитательного процесса» (2002). В качестве основных категорий автор выделяет: «развитие, формирование, социализацию, воспитание (в широком социальном, широком педагогическом, узком педагогическом значении), образование (процесс, результат и система), обучение, самовоспитание, самообразование, педагогический процесс и воспитательную систему» [11].
Студенты технических вузов по книге В. М. Кроль представляют «педагогику как область человеческой деятельности, связанную с воспитанием, образованием и обучением» (2003), отсюда и соответствующие категории [5].
Есть еще много других различных учебных пособий, которые дезориентируют студента, например, привлекательная по названию книга «Педагогика в вопросах и ответах» [2], изданная совсем недавно, в 2004 году. Автор учит студентов тому, что «предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях». Педагогика рассматривается как «прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения». Видимо, автор представляет педагогику как некую “скорую помощь” для решения педагогических проблем в обществе. На все вопросы, которые смог бы задать студент, автор находит краткие ответы, например, «Что такое образование? - Это результат обучения»; «Какие существуют виды образования? - Общее и политехническое». Перлам “научности” и стилистики этой книги просто поражаешься.
Другая книга, также ориентированная на скорую помощь студентам,«100 экзаменационных ответов по педагогике» [14]. Л. Д. Столяренко и
С. И. Семыгин определяют педагогику как «науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие между природой и обществом». Поэтому в качестве предмета педагогики авторы рассматривают «исследование сущности формирования и развития личности и разработку на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса». Отсюда основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение. «Современное развитие общества требует новой системы образования - “инновационного обучения”, которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее». Среди современных дидактических принципов высшей и средней школы авторы выделяют такие как «положительный эмоциональный фон обучения, гуманизация и гуманитаризация обучения, инновационность обучения и др.». Невольно напрашивается вопрос: Какую же оценку нужно поставить этому преподавателю, который так преподносит педагогику?
Путешествуя в лабиринте современных учебных пособий по педагогике, мы ставим перед собой вопросы: Где же выход из этого лабиринта? Что же это за наука - педагогика? Каков ее объект и предмет исследования? И здесь российское педагогическое сообщество должно однозначно ответить на этот вопрос.
Мне лично импонирует позиция В. В. Краевского и его учеников. По их мнению, образование является ведущим понятием, а средством его реализации выступают воспитание и обучение. В этом случае выстраивается понятийная система педагогики, в которой свое место занимают и методы, и средства, и педагогическая деятельность, и педагогический процесс, и другие педагогические понятия.
Неоспоримо мнение о том, что «педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в многозначности, синонимии» [4]. Важный этап разработки понятийно-терминологического аппарата педагогики - проведение, систематизация и группировка понятий и их определение. Необходимо отыскать общий признак (категориальный, родовой или видовой), а также отличительные, специфические признаки, позволяющие определить данное понятие от сопредельного [4].
Отсюда первая и очень важная задача - четко определить предмет и объект исследования педагогики и ее категорий.
Вторая задача заключается, на мой взгляд, в экспертюе учебных пособий по педагогике. На самом деле она сегодня существует. Когда берешь в руки книгу по педагогике, обращаешь внимание на автора, рецензента и рекомендации Министерства образования РФ для ее использования в качестве учебного пособия. Примеры почти всех учебных пособий, приведенных выше, были рекомендованы Министерством образования в качестве учебных пособий. Вот уж во истину правая рука не знает, что делает левая. Рекомендуя книги, которые по-разному отражают, а иногда взаимно исключают ведущие педагогические понятия, дискредитируют, на мой взгляд, и педагогическую науку вообще, и данное учебное пособие, в частности.
На мой взгляд, для педагогических учебных заведений должен быть типовой учебник по педагогике, который проходит тщательную экспертизу, а все остальные учебные пособия являются авторскими и служат дополнением к типовому.
Социальная педагогика является для России относительно молодой наукой, она практически отмежевалась от педагогики и должна иметь свои специфические особенности. Но если в самой педагогике нет определенности, то естественно не будет такой определенности и в социальной педагогике.
В этом отношении актуально название статьи Г. Н. Штиновой «Сколько в России социальных педагогик?» [15]. В современной научной литературе, публицистике существуют самые диаметрально противоположные мнения на этот счет. Стоит согласиться с мнением Г. Н. Штиновой, что «в научных дискуссиях повторяются одни и те же сентенции, которые никого и ни в чем не убеждают. Проблема „зависла^', если так можно выразиться, в состоянии равновесной неопределенности».
Институционализация социальной педагогики в России (1990 г.), способствовала формированию в обществе сферы профессиональной деятельное-
ти социальных педагогов, развитию социальной педагогики как отрасли научного знания и созданию системы подготовки кадров. Взаимодействие этих трех направлений должно было обеспечить успешное развитие и функционирование новой профессиональной сферы.
Для определения современных представлений о сущности социальной педагогики проанализируем ряд научных работ современных ученых (В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, В. Д. Иванова, Э. Камалдино-вой, А. В. Мудрика, В. А. Никитина, Н. М. Платоновой, А. И. Ходакова, Г. Н. Филонова), выделяя ее предмет и объект исследования, а также ее основные понятия и категории [3, 6,13,15].
Сведем данные об объекте, предмете и категориях социальной педагогики и проанализируем их по разным учебным пособиям (табл. 1).
Таблица 1.
Сравнительный анализ категорий социальной педагогики
Аеторы Объект Предмет Категории
Н. М. Платонова Человек или группа с проблемами - Социализация, адаптация, реабилитация, профилактика, коррекция, перевоспитание
В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов Система социального взаимодействия Процесс педагогического влияния на социальное взаимодействие Социальное воспитание, социальное взаимодействие
Э. Камалдилова - - Воспитание, образование, развитие личности, развитие общности
В. Д. Иванов - - Воспитание, социализация, социальная среда, социум
А. В. Мудрик Социальное или общественное воспитание Исследование воспитательных сил общества Социализация, социальное воспитание
А. И. Холэлов Все возрастные и социально* профессиональные категории людей Самоорганизация личности Социальное воспитание, социальнопедагогическая подцержка детства, социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая профилактика
В. А. Никитин Человек Социально-педагогическая деятельность: социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование
М. А. Галагуэова, Ю. Н. Галагузова Ребенок Закономерности социализации ребенка Социальное воспитание, социально-гкдагогическая деятельность, социальное обучение
В настоящее время существуют разные точки зрения на сущность самой педагогики и ее основных категорий: социальная педагогика как междисциплинарная наука педагогики и социологии (М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова), социальная педагогика как основа социальной работы (В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов), социальная педагогика как часть педагогики, изучающей социальное воспитание в контексте социализации (А. В. Мудрик) и др. Такое разнообразие суждений свидетельствует о том, что социальная педагогика в России находится на эмпирическом уровне в стадия ее становления.
Г. Н. Штинова, подробно анализируя развитие социальной педагогики в России, отмечает, что многообразие воззрений на одни и те явления и трактовок одних и тех же терминов, в частности социальной педагогики - “реальность научной действительности, которая создает определенные сложности, напряженность и дискуссионность в науке. А точнее на стыке социальных и педагогических наук. Но проблема не в том, чтобы привести все
это многообразие к одному знаменателю, унифицировать его. Это невозможно и не нужно. Каждая позиция имеет свою объективную основу, а поэтому ее существование закономерно. Проблема в том, чтобы в основу содержания образования специальности «социальная педагогика)) была заложена определенная концепция, а не все их многообразие. И эта концепция должна быть определена четко, чтобы организаторы подготовки по этой специальности не блуждали среди разнообразных подходов, не зная, к чему примкнуть» [15].
Что касается учебных пособий по социальной педагогике, то их опубликовано много, но их не стоит даже анализировать - каждое из них отражают авторскую точку зрения на этот предмет.
Но решение понятийно-терминологических аспектов социальной педагогики может быть, на мой взгляд, методологически обосновано тогда, когда будет четкое представление о развитии самой педагогики в современных условиях.
Литература
1. Афонина, Г. М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г. М. Афонина. - Ростов-на-Дону, 2002.
2. Вигман, С. Л. Педагогака в вопросах и ответах: Учебное пособие / С. Л. Виг-ман.-М., 2004.
3. Галагузова, Ю. Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: Монография / Ю. Н. Галагузова. - М., 2001.
4. Краевскнй, В. В. Методология педагогики: настоящее и прошлое / В. В. Кра-евский // Педагогика. - 2002. - № 1.
5. Кроль, В. М. Психология и педагогика: Для студентов технических вузов / В. М. Кроль. - М., 2003.
6. Мудря к, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М., 1999.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова- -М., 1999.
8. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.
9. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. - М., 1998.
10. Полонский, В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики / В. М. Полонский // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сборник статей. - М., 2001. - С. 188-198.
11. Смирнов, В. И, Общая педагогака; Учебное пособие/В. И. Смирнов. - М., 2000.
12.Смирнов, В. И. Учитель и книга: книга как источник и средство педагогической подготовки российского учителя / В. И. Смирнов. - М., 2002.
13. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. -М., 2000.
14.Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по педагогике / Л. Д. Сто-ляренко, С. И. Семыгин. - Ростов-на-Дону, 2002.
15. Штинова, Г. Сколько в России социальных педагогик? / Г. Штинова // Социальная педагогика - 2003. - № 1.